Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Неоплатонизм позднего эллинизмаСтр 1 из 7Следующая ⇒
Фил-я Пл Пл. – первый из античных философов все соч. к-го дошли до наших дней. Самыми важными пробл. в ф-ии Пл. явл.: во-1х, его Утопия, к-я была самой ранней из длинного ряда утопий; во-2х, его теория идей, предс-я собой 1ю попытку взяться за до сих пор неразреш. пробл. универсалий; в-3х, его аргументы в пользу бессмертия; в-4х, его космогония; в-5х, его конц-я позн-я, скорее как конц-я воспом-я, чем воспр-я. Сам. важ. д-г Пл. «Гос-во» сост. в общем из трех частей. В 1й части (до кон. кн. 5й) обсужд.? о постр-и идеал. Гос-ва; это самая ранняя из утопий. Один из выводов, сдел. в этой части, сост. в том, что правители д. б. фил-ми. Книги 6 и 7 посвящены определению слова «философ». Это обсуждение составляет 2 часть. 3 часть сост. из обсуждения разл. рода сущ-х гос. устр-в и их дост-в и недостатков. П. нач. с того, что решает разделить граждан на 3 класса: простых людей, воинов и стражей. Только послед. дол. обладать полит. властью. Стражей д. б. знач. меньше, чем людей, принадл. к первым двум классам. Их звание обычно переходит по наследству. Прежде всего следует рассмотреть образование, к-е дел. на 2 части — музыку и гимнастику. И та и другая имеют у Пл. более широкий смысл, чем в наст. время: «музыка» означает все, что входит в область муз, «гимнастика» означает все, что связано с физич. тренировкой и подготовкой. «Музыка» почти так же широка, как то, что мы называем «культурой», а «гимнастика» представляет собой нечто более широкое, чем то, что мы называем «атлетикой». Воспитание должно прежде всего развивать у детей такие качества, как серьезность, соблюдение внешних приличий и мужество. Дол. сущ-ть строгая цензура над лит-й, к-ю молодежь могла читать с самого раннего возраста, и над музыкой, которую ей позволялось слушать. Чтение Гомера и Гесиода не след. допускать в силу ряда причин: 1 Они изображают богов, которые время от времени себя плохо ведут. 2 у Гомера и Гесиода нек-е вещи рассчитаны на то, чтобы вызвать у читателей страх смерти, тогда как воспитание дол. любой ценой заставить молодежь желать умереть в сражении. 3 Соблюдение внешних приличий требует, чтобы никогда не было громкого смеха. 4 у Гомера имеются отрывки, восхваляющие богатые пиры, а также отрывки, описывающие вожделения богов; такие отрывки отбивают охоту к умеренности. Далее идет речь о цензуре музыки (в современном смысле). Лидийские и ионийские гармонии следует запретить, во-первых, потому, что они выражают печаль, во-вторых, потому, что они расслабляют. Следует допускать только дорийские (для мужества) и фригийские (для умеренности). Допускаемые ритмы должны быть простыми и выражать мужественную и гармоничную жизнь. Пл. ясно говорит, что ложь должна быть исключительным правом правительства. Опред-е «справедливости», к-е явл. формальной целью всего обсуждения, достигается в 4 книге. Справ-сть сост. в том, что каждый выполняет свою собст. работу и не вмешивается в чужие дела. Гос-во Платона, в против-ть совр. утопиям, было задумано для того, чтобы осущ-ть его на практике. Это не было так фантастично или невозможно, как могло бы, естественно, нам показаться. Многие из его предпол-й, включая те, к-е мы д. б. бы считать совершенно неосуществимыми на практике, были фактически реализованы в Спарте. Теория идей. В основе ФЛСф стоит противоп-е чувственно воспринимаемого и бестелесного миров, явления и сущности. Наиболее показательным это противоп-е делается при попытке дать хар-ку прекр. С од. ст. сущ-т прекр. вещи, а с др. ст. сущ. истинно прекр., идея прекр. Прекр. как таковое делает все прекрасным к чему бы оно ни прикасалось. Каждому классу вещей чувст-го мира принадл. некая идея. Идеи образуют целый мир, закл. в себе идеи эстет. и морал. цен-й, идеи разл. телесных образований. Эти идеи никем и ничем не порождены и неизменны. Идеи бестелесны. Местопребывание идей – какие-то наднебесные места, к к-м не могут быть отнесены опред-я пр-ва, врем. и числа. Мир идей – иерархически образованная система. На вершине ее находится идея блага. Благо наделяет предметы способностью сущ-ть. Все вещи стрем. достичь блага, к благу стрем-ся все жив. сущ-ва, всякая живая душа, для к-й обладать благом – счастье. Рядом с идеей блага находится идея истинности и красоты, далее бытия, покоя, движения, тождественности, далее равенства, неравенства, сходства, непохожести. Кроме идей говорит и о материи. Материя – лишенный качества субстрат, из которого могут быть образованы любые тела. Мир идей – мужское начало, активное, материя – нач. женское, пассивное, а мир чувст. воспр-х вещей – детище их обоих. Из смеси идей и мат. Бог-демиург созд. мир. душу и распр. ее по всему пр-ву. Мир. душа в св. исход. сост-ии дел. на стихии-огонь, воздух, землю. Соотв-но гармон. матем. отнош. Бог придал космосу наиб. соверш. форму-сферы. В центре космоса-Земля. Демиург творит также и живые сущ-ва. Космос-это одар. разумом жив. сущ-во. 1-й создал концепцию об. идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по отн. к миру вещей. Сущ. сверхчувств. мир, кот. предст. собой идеальн. целостность и постиг. только понимающим умом. Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Матер. бытие создается Творцом - разум, творч. ум, кот. формир. мат. мир. Творец (Демиург) созд. физич. мир по идельн. образцам - идеям. Идея - гармонич. и соверш. образ. Матер. мир созд. из мира необх-сти, хаоса, бесформ. движ-я, кот. противоп. идеям и Демиургу. Космос - шар, в центре кот. Земля, другие план. и зв. привод. в движ. их душами. Ч-к наделен бессмертн., сотвор. Богом душой, соед. со смертным телом. Душа явл. основой разумности ч-ка, дает возм-сть познавать окр. мир. Теория познания П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для себя мир, припоминая их. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, следует знать смысл вещи, т.е. умом созерцать идеи. Стимул к знанию - любовь к прекрасному, т.е. а) л. к крас. телу с целью породить новое тело и удовл. стремл. к бессмертию; б) л. к душе - жажда справедл., законности, увлеченность иск-вом, наукой; в) л. к знанию- к миру идей (платонич.л.), возвр. ч-ка в лоно Единого Блага. Знание=смысл, не ощущение: чужой язык восприн-ся, но смысл непонятен. Зн. - не ист. мнение, т.к.истина соотн. с ложью. Ложь - то, чего нет, небытие, кот. знать невозм. Сл., неизвестно, что такое истина. Познание - пр-с созерцания разумом высших сущностей. 2 этапа: 1) позн. осущ-ся чистой душой до рожд. 2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания. В пр-се р-я душа вспом. знания, кот. видела раньше. Чувсв.-эмпирич. опыт - толчок к воспом., сл. к душе надо обращ. напрямоую минуя по возм. орг. чувств - при пом. речи. Осн. ср-во воспом-я - метод диалектики, беседа. Чел-к - единство души и тела, в основе душа. Очищ души возм. с пом. рациональн. познания. Душа-бессм. сущ-ть, в ней разл. 3 части: разумная, обращ. к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувст-я, движ. страстями, или вождел. Ф-я Аристотеля
384-322. Ар-ль был недоволен тем, что плат-е идеи как-то несопричастны единич. вещам, на их основе никак не объясн. то, что происх. с вещами. Пл.-не обрат. к 1м подл. сущ-м, он оперир. 2сущ-ми. 1я же сущ-ть-это просто отдел. предмет, единич. бытие. Самобыт единич. бытие А. наз. субстанцией. Это так. бытие, к-е не способно пребывать в др. бытии, оно сущ. в самом себе. Мире есть сов-ть субст-й, каждая из них-нек-е единич. бытие. Един. бытие есть сочет-е материи и эйдоса (формы). Материя-это возм-ть бытия. Применит-но к отдел. предмету сущ-ю всегда оказ-ся форма (шаровидность по отнош. к медному шару). Форма-это послед. видовое раз-е. Форма выр-ся понятием. Когда материя оформлена, то нет материи без формы равно как ф-ы без материи. Эйдос-сущность отдел. единич. предмета и то, что охват-ся этим пон-м. Всякая вещь им. 4 причины: сущ-ть(форму), материю(субстрат), действие(начало движения), цель(«то, ради чего»). Действие и цель опред-ся эйдосом. Эйдос опред. переход от материи-вещности к действит-ти, это осн. динамич. и смысл. содер. вещи. Ар. вводит понятие энтелехии, к-е означает стрем-е вещи к св. цели и осущ-е этого стрем-я. Этика. Высшее благо ч-ка опр-ся Ар. в “Никомаховой этике” как счастье. Счастье сост. в деят-ти души по осущ-ю своей добродетели - чем выше уровень добродетели, тем выше достиг-й ур-нь счастья. Добр-ль не даётся от пр-ы. От пр-ы нам дана воз-ть приобрести её. Чел. душа дел-ся на неразумную и разумную части. Разумная часть распадается на рассудок и разум, иначе на разум практ. и разум теорет.. Неразумная часть – на растит. и страстную, аффективную. У собственно разум. души им-ся интеллектуальные (дианоэтические) добр-ли: мудрость, разумность, благоразумие. Страстная часть души и практ. разум берутся Ар. в единстве. Их добр-ли – добр-ли нрава и поведения названы этическими. При этом этические добр-ли предст. собой не крайности, а середину между двумя пороками. Недостаток мужества – трусость, избыток – безумная отважность. Дианоэтические добр-ли приобр-ся путем обучения, этич. – путём воспитания. Политика. А. пон. спр-ть как общее благо. Достижению общего блага д. б. служить политика, это её главная цель. Гос-во опр-тся Ар. как “форма общежития граждан, польз-ся известным полит. устр-м”. Полит. устр-во предпол. власть з-на, по к-му власт-щие должны влас-ть и защищать данную форму гос. устр-ва. Классифицируя виды политического устройства, философ делит их по количественному, качественному (правильные и неправильные) и имущественному признаку. Гос-ва разл-ся прежде всего тем, в чьих руках власть - у одного лица(монархии), у бол-ва(политии) или у мен-ва (аристократия). Трем правильным формам государственного устройства соответствуют три неправильные - монархии противостоит тирания, аристократии - олигархия (власть недостойных), а политии - демократия, власть толпы. Говоря о наилучшем полит. устр-ве Ар. не относит к этим формам идеал. гос-во Пл. Он счит., что благо целого у Пл. не предполагает блага его частей. “Если воины лишены счастья, то кто же будет счастлив? ” Частная собст-ть, к-ю Пл. осуждал, пред-сь Ар. основой общест-го устр-ва. Эллинистическая философия
Особый интерес вызвал сам чел., субъект. Фил. была призвана сориентир. эллина в мире все новых потрясений. В этих усл-х востребов. оказались этич. теории. 4 гл-е напр-я кинизм, стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Осн-ль кин. Антисфен(уч.Сокр.). «Собачья фил-я». Неприхотл. образ жизни С. навел на мысль о том, что ч-к может стать по-наст.самодостаточ. и свобод. лишь при сведении св. потреб-ей к миним. Соврем. был Диоген Синопский, живший в глин. бочке. Именно он стал символом кинизма. Он руков-ся в своем поведении след. 3 максимами: анадейа(свобода), аскеза(самовоспит. под возд-м физ. перегрузок, непризн. насл-й), автаркия(самодостаточ-ть, реализ-я как безразличие к благам). Обычно не призн-ся статус зрелой филос-й сис-мы. Стоиц. как филос. напр-е просущ-л с 3в.до н.э. до 3 в. н.э. Гл.предст. Зенон Китийский, Клеанф и Хрисипп. Позднее в кач-ве стоиков прослав. Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Физич. воззрения малооригинальны. Счит., что тело мира сост. из огня, воздуха, земли и воды. Душа мира-это огненнная и воздушная пневма, некое всепроникающее дыхание. Благодаря этому весь Космос, в том числе и ч-к, - это един. огненный организм со своими з-ми и текучетью. Гл.? сост. в опр-ии места ч-ка в Космосе. З-ны бытия неповалстны ч-ку, ч-к подвержен року, судьбе. От судьбы деться некуда, дйст-ть нужно принять такой, какой она явл-ся, со всей ее текучестью телесных св-в, обеспеч. многообразие чел. жизни. судьбу можно ненавидеть, стоик же скорее склонен ее любить, получая отдохновение в рамках доступного. Стоики стрем-ся обнар-ть смысл жизни. Эйдосы и категории Пл. и Ар. их уже не устр., они не могут в них усмотр. текучесть жизни и ее смысл. Лектон-смысловое значение слова-выше всяких полож. и отриц. суждений, речь идет о сужд. вообще. Лектон осущ-ся и во внутр. жизни ч-ка, создавая сост. атараксии, т.е. душ. спокойствия, невозмут. Этика стоиков, принесшая им мир. славу, сод-т предст-я о добр-х и долге. Счастл. жизни мешают страсти-печаль, страх, вожделение и удов-е. Отсюда вывод: страсти след. контр-ть поср-м добр-й, к-е выраб. разум, а это прежде всего разумность, мужество, предусмотр-ть и решимость. долженствование выступ по отнош: 1к пр-де как соответствование ей, 2к себе как необх-ть культивирования добр-й, 3 к другим как дружба. Стоик счит. неизбеж. для себя след-ть з-ну, но в его рамках каждый свободен. Итак, главные моменты стоической картины мира таковы: 1)космос-это огненый организм, 2)ч-к сущ-т в рамках космич. з-в, отсюда его фатализм, судьбоносность, своеобразная любовь к тому и другому, 3)смысл мира и ч-ка-лектон, значимость слова, к-я нейтральна как к психическому, так и к физич.4)поним-е мира включ. этику добр-й и долга, часто, но далеко не всегда оно приводит к сост. атараксии, бестрастности, 5)не т-ко отдел. ч-к, но и люди в целом сост. неразделимое ед-во с космосом; Космос можно и нужно рассмат. и как бога, и как мир. гос-во. тем самым получ. развитие идея пантеизма(природа есть бог) и идея чел-го равенства. эпикур. предст. Эпикур и Лукреций Кар.?? устроения, комфорта личности в слож. истор. усл. рабовладелч. об-ва в поздн. период его развития. Огнеподобность души-основа ощущений. На 1м месте ощущения, соообраз. с прир. Чувст. мир предст. гл. интерес. Осн. этич принцип-удовольствие. Учение во главе к-го удов-е-гедонизм. Речь идет об уравновешенном удовольствии. Чувст. мир-это наст. реал-ть. мир чувст. необычайно изменчив, но не настолько, чтобы быть непрерывными Есть предел. формы чувств, чувст-е атомы, атомы не сами по себе, а в мире чувств. атомов много, выступают за примат множественности, но тогда ставится под сомнение предст. о стоическом роке, судьбе. Эпикур наделяет атомы самопроизвол-ю. Атомы движ. по кривым сплетаются и расплетаются. Эпикуреец обладает свободой воли. Жизнь – вот гл. наслаждение, с ее нач. и даже кон. Ч-к сост. из атомов, к-е обеспеч. ему богатство мира ощущений. скепт. Пиррон и Секст Эмпирик. Отвергал познаваемость жизни. Антич. скептик живет как хочет, принципиально избегая необходимости что-то оценивать. Подл. знание в принципе недостижимо.Бытие выступ во всем многообрази своей текучести: вроде бы и есть что-то определенно, но тут же исчезает. Устойчивый смысл вообще отсутствует, все текуче, поэтому живи так, как хочешь принимай жизнь в ее непосредст. данности. Познавший многое не может придерж. строго однознач. мнений. скептик не м.б. не судьей, не адвокатом. Осн. пол.: 1)мир текуч, у него нет смысла и четкой опред-ти, 2)всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое да есть вместе с теми нет, подлин. фил-я скепт-молчание, 3) следуйте миру явлений, сохраняйте внутр. покой. Антич. скеп. довел до предела филос. попытки справится с трудностями жизни без ее логико-идейного осмысления. Философия эпохи Возрождения Хар-ка времени: 1) Возник-е, зарожд-е кап-их отн-й. 2) Расшир-е кругозора ч-ка, возникн. естест-я. Кузанский - теолог и философ: бог не творит мир из ничего, а разворачивает мир из себя, раскрывает свою внутреннюю сущность – мист-ий пантеизм. Бруно: бог находится во всех матер-х вещах в виде закономер-ей, к-е связ. вещи - натуралистический пантеизм. Ч-к дол. прибл-ся к богу. Солн-ая сис-ма создана богом, в центре - Солнце, опр-ое место отведено чел-ку, созд-у по образу и подобию бога. Галилей - создатель эксперимент. н-ки. Бруно - теолог, он отстаивал свои идеи, за что и погиб. Галилей не погиб, т.к. это другой вид ученого, экспериментатор. Он показал связь фил-ии и науч. знаний. Его взгляды: не зависимо от его отношения, пр-да остается такой же. Изучение антич. ф-ии приводит к мысли о единстве мира. Изучая законы падения тел на земле, он считал, что изучает законы падения небесных тел. Коперник остановил Солнце и завертел Землю. Место человека - периферийное, т.к. Земля не первая планета Солнечной системы. Человек - высшая ценность, центр мира. Солнце обладает наибольшей массой, что и определяет такую структуру. 1859г. - книга Дарвина: человек произошел от обезьяны. Эти книги понижали достоинство человека в мире, низводят человека с божественной высоты до земной. Гуманизм - человек предстает как высшая ценность, способности которой должны быть раскрыты полностью, всё для блага человека. Художники ЭВ: видят человека как самостоятельную эстетическую ценность, человек в центре внимания. Художники приближают человека к богу. Человек может творить подобно богу и даже лучше его. Человек поднялся из варварского состояния до цивилизационного с помощью своих действий, усилий и независимо от бога. Монтень: смысл человеческой деятельности не в результатах его деятельности а в том, как человек проживает жизнь. Томас Морр: Утопия: все должны работать, вся собственность превращается в общую, всё становится одинаковым, следовательно люди должны меняться домами. Утопия справедливого общества: отсутствует частная собственность, общественный труд. Морр отстаивал независимость церкви, определённый демократизм. Кампанелла: общество находится в неблагоприятной ситуации из-за частной собственности, следовательно выход: все трудятся, труд общественный, рабочий день - 4 часа. Создана община - все одновременно бедны (нет собственности) и богаты (у всех всё есть). Ликвидирует институт семьи - все жены общие. В городе Солнца он оставляет церковь - т.к. не видит другой силы, которая способна держать в руках общество. Платон - принцип действовать убеждением/силой. Тоталитарное государство: страх - шестое свойство человека. Кампанелла: общество простоты + роль науки, следовательно просвещение, прекращение войны. Философия досократиков
Новоевроп. термин для обозначения ранних греч. философов 6—5 вв. до н. э., а такжг их ближайших преемников в 4 в. до н. э., не затронутых влиянием аттической «сократич.» традиции. Термин укрепился в междунар. историко-филос. практике гл. обр. благодаря классич. труду нем. филолога Г. Дильса (1848—1922) «Фрагменты досократиков», в к-ром впервые были с науч. полнотой собраны и критически изданы сохранившиеся в виде цитат у позднейших антич. авторов фрагменты из утраченных соч. Д., а также биографич. свидетельства о них. Собрание Дильса объединяет св. 400 имён (большая часть их остаётся голыми именами), в т. ч. софистов, к-рых, однако, непринято называть «Д.» (поэтому нек-рые авторы предпочитают говорить о «дософистич.», а не «досократич.» философии), а также фрагменты предфилос. теокосмогоний. Дильс исходил из антич., шир. знач. термина «философия», поэтому «Фрагменты Д.» включают много материала, к-рый относится к истории математики, медицины и т. д. (вплоть до кулинарного иск-ва). Философия Д. развивалась на Востоке — в ионийских городах М. Азии и на Западе — в греч. колониях Юж. Италии и Сицилии; отсюда восходящее к древности разделение на «ионийскую» (милетская школа и её последователи) и «италийскую» (пифагореизм и элейская школа) ветви. В целом для вост., ионийской, традиции характерны эмпиризм, сенсуализм, интерес к конкретному многообразию чувств, мира, преимуществ, ориентация на материально-веществ. аспект мира, оттеснённость антропо-логич. и этич. проблематики (исключение — Гераклит с его пафосом религ.-нравств. реформатора); для зап., италийской, традиции — примат рационально-логич. начала над чувственным, преимуществ, интерес к формальному, числовому и вообще структурному аспекту вещей, первая постановка гносеологич. и онтологич. проблем в чистом виде, нередко религ.-эсхатологич. интересы. В центре внимания всей философии Д.— космос, понимаемый — с помощью доминирующего у Д. метода аналогии — либо биоморфно, либо техноморфно, либо социоморфно, либо — у пифагорейцев — на основе числовых моделей; существ, роль у Д. продолжают играть унаследованные из донауч. картины мира бинарные оппозиции. Уникальное место среди Д. в этом смысле занимают Парменид и его школа, впервые отказавшиеся от фольклорно-мифологич. наследства— двоичных классификаций и метафорич. аналогии — и давших программный для всей зап.-европ. «метафизики» образец чисто логич. конструирования бытия. Человек и вообще сфера социального, как правило, не выделяются из общекосмич. жизни (противопоставление «природы и закона» — номос и фюсис — впервые было разработано софистами): космос, общество и индивид подчинены действию одних и тех же законов и рассматриваются нередко как изоморфные структуры, зеркально отражающиеся друг в друге. Характерным для доплатоновской философии является отсутствие чёткого различения «материального» и «идеального». Внутр. ход развития философии Д. может быть представлен в след. формуле: построению космологич. систем у раннеионийских мыслителей был положен конец Парменидом и его школой, потребовавшими логико-теоретич. обоснования возможности чувств, мира, и прежде всего — движения и множественности; старый гилозоистич. космос разложился, выделив в особую категорию «движущую причину» (по определению Аристотеля); в ответ на постулаты элейской школы возникли более механистич. плюралистич. системы 5 в. — Эмледокла, Анаксагора и атомистов (иногда называемые «новоионийскими»), в к-рых на деанимизированную «материю» были перенесены все признаки элейского неизменного и самотождеств, бытия (однако закон сохранения вещества был, по-видимому, ещё раньше сформулирован Анаксимандром). Среди Д. почти не было «профессионалов» (первое исключение — Анаксагор): большинство из них были вовлечены в жизнь.полиса и выступали как гос. деятели, основатели колоний, законодатели, флотоводцы и т. д.— прямая противоположность эллинистич. идеалу философа с его принципом «живи незаметно». Философия Гегеля Объективный идеалист и диалектик. В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия - абсолютно лог. идея (мысль, существующая объективно и порождающая природу и человека, а они - результаты мышления, лог. идеи) и развитие (движение от низшего к высшему, от простого к сложному, развитие идеи - процесс её движения к истине). 3 основных закона развития: 1) переход количества в качество и обратно; 2) единство и борьба противоположностей; 3) отрицание отрицания. Идея проходит в своём развитии 3 ступени: 1. Логика: идея, существующая до природа, пространства и времени, развивает из себя своё собственное богатство содержания. Этап бытия (наряду с категориями, возникают категории перехода количества в качество); Сущность; Понятие (синтез первых двух, возникновение понятия, развитие идеи, начиная с чистого бытия, которое есть чистая мысль как таковая, лишённая каких либо определений, характеристик, так как бытие лишено определений, оно есть ничто, то есть чистое бытие, логически превращённое в небытие тождественно небытию. Борьба бытия и заложенного в нём небытия создают становление, в результате которого рождается наличное бытие, переходящее в качество, количество. На этапе бытия противоположные понятия относительно разделены и переходят друг в друга. На этапах сущности и понятия противоположности взаимопроникают друг в друга. 2. Природа: здесь идея переходит в своё ______. Природа 3-хслойна, движется от низшего к высшему. 3 ступени: 1) механизм (простое); 2) химизм (более сложное); 3) организм (самое сложное). Исчерпав возможности развития в форме природы, идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет собой идею, выраженную в человеческом обществе. 3. Дух. На этом этапе идёт строительство человека, отделение природных сил человека от его мыслительной деятельности. Субъективный дух. Развитие человека и его психики. Объективный дух. (показ. Общество, котором существует человек). Абсолютный дух определяет форму общественного сознания (искусство, религия). Таким образом это вселенская идея абсолютной идеи, развитие от низшего к высшему. У Гегеля вся деятельность остаётся в прошлом. Он разорвал сознание и материю, заставил понятия разворачивать своё внутреннее содержание. Наступает проблема противоречия между методом и системой Гегеля, который должен иметь законченный характер. Человек появляется в мире с абсолютной необходимостью, является разумным результатом развития идеи.
Л. Фейербах Свою философию называет философией будущего. Рассматривает.... разум человека, который является продуктом природы. Человек единственный универсальный и высший предмет философии. Философия должна исходить из чувственных данных и заключить союз с естествознанием. Философия заменяет религию, давая людям понимание своих реальных возможностей. Она должна быть антропологией, т.е. учением о человеке. Философия Фейербаха превращает человека и природу в единственный предмет философии. Отрицал дуализм души и тела, утверждая единство духовного и материального, субъективного и объективного, мышления и бытия. Сущность человека - в многообразии его переживаний. Фейербах подчеркивает в основном чувственную природу человека. Критикует идеализм, т.к. он отталкивается не от реальной действительности, отвлекает от реальных предметов. Идеализм по-фейербаху – рациональная теология. В начале жизни - сторонник гегельской философии, в дальнейшем критикует ее, но признает некоторые идеи: борьбу нового со старым, отрицание отрицания. Критикует религию. Религия порождает страх перед стихийными силами природы, страдания человека. Бог - есть то, чем человек хочет быть. Человек обожествляет то, от чего зависит реально. Сущность религии - человеческое сердце, оно отличается от трезвого рассудка: стремится верить, любить. Образ бога для Фейербаха - отчуждение сущности человека. Ему приписывают самостоятельное существование и превращают его в первопричину всего существующего. Истинная религия по Фейербаху - религия без бога, это любовь человека к человеку. Природа - высшая реальность, а человек - высший продукт природы. В человеке природа созерцает себя. Нет ничего выше природы, и нет ничего ниже ее. Она бесконечна и вечна, пространство и время - основные условия любого бытия и сущности, мышления и деятельности. В действительности нет потустороннего, т.к. явления природы не имеют двойного существования. В природе все взаимодействует, все относительно, одновременно, всесторонне и взаимно. Фейербах признает относительность противопоставления бытия и мышления, против сведения мышления к бытию, против сведения всех форм движения материи к механическому. Органическая форма материи - высшая форма. Позитивизм. Махизм
Представители: Конт, Спенсер, Милль. Конт: философия Гегеля - умозрительная конструкция. Проблемы общего вопроса философии перестали существовать. Позитивизм: основатель Конт. Единственный источник истинного знания - конкретные науки. Отрицают познавательную ценность философского исследования. Отвергается умозрение как средство получения знаний. Главный принцип - феноменализм: научные теории и законы истолкованы как обобщение эмпирических фактов. Задачей науки является чистое описание фактов, а не объяснение их. Человеческий разум в своём движении проходит 3 этапа: 1) Этап вымысла (религия). 2) Этап метафизики - работа с абстрактными понятиями. 3) Этап истинного научного положительного знания. Позитивизм ликвидирует первые два этапа, метафизика - излишняя. Любая наука сама себе философия. Нужно прекратить разговоры о сущности => остаются только явления, которые даются нам в ощущениях - система объективного идеализма. Отрицание философии, различие, истинным является только научное познание. Конт попытался классифицировать частные науки: 1) Математика + теоретическая механика. 2) Теоретическая астрономия + небесная механика. 3) Физика. 4) Химия. 5) Биология. 6) Социология. (Классификация научного знания. Движение от простого к сложному). Следующий этап в становлении этого учения связан с Махом (Махизм). Мах: признав вещи комплексами ощущений, Мах тем самым противопоставил своё учение материализму. Отвергал понятие причинности, необходимости субстанции как не данные в опыте; в соответствии с махистским принципом экономии мышления описание мира должно включать только нейтральные элементы опыта, реальны лишь эти элементы (Мах отождествлял их с ощущениями), а не функциональные связи. Различие физического и психического сводилось к различию функционального отношения, в котором рассматривались элементы: физическое исследование состоит в анализе взаимосвязи элементов, психологическое - в анализе человеческого организма к элементам. Понятие Мах рассматривал как символы, обозначающие комплексы ощущений (вещи), а науку как совокупность гипотез, подлежащих замещению непосредственно наблюдениями.
12. Научные определения материи. Трудности и способ её определения Реальность - действительное, невымышленное существование. Единство мира состоит в его материальности, а не в бытии. Объективно определяется как существующее до, вне и независимо от сознания. Термин сознание входит в определение материи в широком значении - как сознание вообще: индивидуальное и общественное. Независимость от сознания имеет более широкое значение; включая в себя содержание терминов до и вне, она означает, что внешний мир не нуждается для своего существования в сознании, обладает самостоятельным существованием, собственным сознанием. Независимость внешнего мира от сознания и зависимость сознания от внешнего мира означают первичность одного по отношению к другому. Независимость (первичность) материи выступает в трёх основных отношениях: 1) Независимость внешнего мира, существующего до сознания. 2) Независимость высокоорганизованной материи, обладающей сознанием. 3) Независимость внешнего мира от своего мысленного отображения. Сущность внешнего мира определяется через противопоставление сознанию. Противоположность материи и сознания заключается в независимости материи от сознания и производности сознания от материи. Материя - это не только всеобщая сущность мира, но и все её проявления, всё многообразие особенного и единичного. Материя - это весь бесконечный мир, включая его сущность и бесконечные её проявления. Любая вещь обладает... субстратом и свойствами, присущими этому субстрату. Материя выступает как всеобщий субстрат, который является носителем всех свойств материи. Материя как субстанция - причина самой себя. Всеобщие свойства материи называются её субстратами. Субстанция несёт в себе свои атрибуты как свои внутренние свойства. Три атрибута материи, выступающих в качестве её внутренних форм бытия: пространство, время и движение (развитие). К атрибутам материи относятся также ещё ряд её свойств: отражение, бесконечность, качественное и количественное многообразие материи. Если пространство и время - формы бытия материи, то многообразие характеризует содержание материи. Материя - бесконечно многообразный мир, существующий в перечисленных выше формах бытия. Концепция истины Непосредственная цель познания- постижение истины, т.е. действительного знания о мире и человеке. Материализм 17-18 вв. Не смог дать научной концепции истины. Одним из недостатков его представлений об истине, общими с идеализмом прошлого, была неспособность понять, что является конечным критерием истины. С позиций объективного идеализма Гегеля истина- объективный процесс самопознания лог-ой идеи, в котором любая последняя ступень выступает в качестве истины предыдущей: истина бытия -в сущности, истина сущности бытия - в понятии. Лог-ая идея достигает абсолютной истины, приходит к абс-му тождеству с собой. Гегель попытался представить истину как вечный процесс развития. Абсолютная истина представляет собой вечное движения, жизнь. Для суб-го идеализма истина - лишь осознание человеком своих собственных ощущений. Для махизма истина - сокращенное описание чел-их ощущений (элементов мира). Неопозитивизм: трактовал истину в традиционном для суб-го идеализма духе, пытался создать развернутую теорию истины, опираясь на односторонне понятые проблемы математики, логики, физики. Неопозитивисты свели проблему истины к проблеме смысла предложений науки. Они стремились выяснить критерии, на основе которых научные утв-ия м.б. признанными имеющими смысл. В эмпирических науках имеют смысл утверждения, которые м.б. верифицируемы, т.е. выведены из атомарных фактов, капель опыта. Тупик, в который зашел неопозитивизм, был следствием его отказа от признания объективного мира, ОВФ, принципа познаваемости мира. Для наук типа математики и логики - принцип конвенциализма, согласно которому имеют смысл, т.е. утверждаются науки, которые соответствуют принятым м/у учеными соглашениям. Объективная истина: истина, или объективная истина - адекватное, соотв-ее действ-ти отражение (внешнего мира человека). Объективная истина как такое сознание, которое не зависит от субъекта. Взгляды, представления, теории, взятые вне отношения соответствия объективной реальности, лишены смысла. Индивиды, группы в своей деят-ти могут опр-ое время опираться на ошибочные взгляды, теории, религиозные представления. Однако, если ошибочные взгляды и выступают до известной границы орг-ей формой чел-го опыта, они не приобретают от этого достоинства и в конце концов приводят к отр-ым результатам. Конкретность истины: всякая объективная истина конкретна Конкретное - единство многоразличного или действительность во всем многообразии ее сторон, связей отношений и т.д. Конкретному противопоставляют абстрактное, т.е. отдельное изолированное.отвлеченное. Конкретное и абстрактное сущ-ют как в реальной действ-ти, так и в мышлении. Конкретность истины означает, что то или иное утв-ие о действ-ти является истинным, если оно учитывает все ее стороны и связи. Абсолютная истина - знание о бесконечном мире в целом, его бесконечном богатстве и многообразии. Относительная истина - ограниченное, неполное знание о мире. Относительная истина - это достоверное, адекватное знание конечного отдельного предмета, явления, свойства, области действительности и т.д. Абсолютная истина - знание о бесконечном мире в целом во всем его многообразии. Она не м.б. когда-либо познана, но она постоянно познается нами (по частям). Абсолютная истина - сумма бесконечного числа относительных. Стремление к познанию объективной и абсолютной истины - одна из важнейших сторон человеческой сущности. Истинное достоинство человека заключено в том, что человек движется к бесконечному в мире и своей собственной сущности. Абсолютная истина обладает своей структурой, отображающей структуру объективного мира и человеческой сущности. Она включает в себя исчерпывающее знание всеобщего, особенного и единичного. Абсолютная истина - познание бесконечного мира и человеческой сущности, которая как и мир бесконечна и познаваема лишь в бесконечном времени. Познавая мир, человек развивает свою бесконечную сущность, смысл своего существования. Истина (сущность, диалектика абсолютной и относит. истины) |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы