Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Специфика философского знания. философия, ее место в системе культуры ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Все темы сформулировали философы античности – основные тем /это означает жизненность философии, невакультативность ее тем, вечноть вопросов/. Платон/ Аристотель – вечная борьба. Термин Пифагора или Гераклита. Философоцентричность европейской культуры (ФАУСТ). Мировозренческая функция – подача мировоззрения эпохи. Классическая философия ориентируется на системность, рационалиность, цельность постижения мира. Единство непреходящего бытия природы (единство космического целого). Мир как всеобщее единство. Для этого выработана категория субстанции=внутреннее единство вещей. Выделение материального субстрата (материал основы вещей): античная философия. Атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла, гомеомерии Анаксагора. Что есть истина? – вот вопрос. Сознательное отношение к миру. Замена мировосприятия мировоззрением. Вытеснение мифологических наглядных образов абстрактными понятиями. Форма духовной деятельность, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов. Выработка целостного взгляда на мир и на место человека в нем. Теоретическая основа познания, дает категории, с помощью которых надо работать. Принципы бытия в мире ценностей. Ориентация индивидов на системы ценностей, приобщение к культуре, к ее богатству. Вообще оправдание жизни. Философия дает миру оценочные характеристики. Умение жить в обществе. Возделывание души. Выдвижение новых ценностей философией (Ницше, Платон, христиане). Философия – отличие развитых наций. Развитие философии – есть развитие общества. Высшая наука, лучшие люди – философоцентричность культуры. Научная мысль развивается в соответствии с философской мыслью. Начало в философии. Удовлетворение в самопознании. Отношение к жизни. Философ – власть над миром. «Философия не принесла мне доходов» Всегда философия о самом себе – с позиций активного существа, осознающего самого себя и свое отношение к миру. Ориентация в мире – концепция жизни, как жить. Философское сознание – признак цивилизации. Отказ от мифологического сознания – человеческое сознание становится ценностью. Разум – предмет размышлений. Разум в мифологическом сознании не принадлежит человеку. Познание способности познания (Мамардашвили). Человек выделяется из природы, из жизни мифа. (ряд тупиков, тавтологий: сам себя осознал). «Я мыслю, значит я существую» (Декарт). Самоотделение от божественной мудрости. Приближение к божественной мудрости. Отказ от полного понимания истины и вообще абсолютного понимания мира – антипода агностицизма нет.Наука тренировки ума – всем рекомендуется заниматься. Мышление и наука познают свое собственное содержание и познание оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегель приходит к фантастическому выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления - абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии: все действительное разумно, все разумное действительно. У МАМАРДАШВИЛИ не так. Появление общества, государства и как следствие личности – появляется философия. Философия – рационально-теоретическая форма мышления (Ясперс – философия есть постижение разумом неразумности и доказательство иррациональности бытия, «Апология бессознательности»; Бэкон: История соответствует памяти, поэзия -воображению, философия – рассудку). Напряженность мысли. Универсум и универсальный макромир. Человек не столько как адекватная часть мира, а как бытие особого рода, общественное образование, активно держащийся по отношению к миру. Главный вопрос философии – отношение субъекта и объекта, рельефное ощущение человека в мире. Духовное и материальное, сознание и бытие, свобода и необходимость – все на примере человека. Единство противоположностей – это человеческая категория – и включенность в мир, и выключенность. Материализм и идеализм – тоже категории человеческого сознания. Различие с религией и мифологией – но и связь с ней. Претензия на целостность и всеохватность, целостность – боги превращаются в категории. Методологическая функция философии – изобретение методов научных и ненаучных знаний. Методологическая основа для любой науки. Альфа науки, ее прецедент и парадигма. Философия основывается не на авторитет, традицию, веру, иррациональность, эмоциональность, абсолютность. Свободное разумное, критическое осмысление мира и человека. Философия противопоставила антропоморфизму мифологии представление о мире как о движении процессов, безличных и личных, разных. Идеи о абстрактных категориях, ввела понятийный теоретический аппарат. Религии - сознательную критичность, скепсис, недоверие, софистику /Сократ/ и логическую аргументацию. Философское сознание всегда диалогично-критично /Сократ-Платон/. Философия не отражает и не объясняет мир – а дает некую сопутствующую программу жизни человеческой. Теоретическое обоснование «должного». ФИЛОСОФИЯ нравственна. Нравственность всегда подвергается критике – Ницше, Шопенгауэр. Критика морали. Сенека – философия – гражданская деятельность. Философские теории основываются на различных формах общественного сознания – позитивизм/наука, экзистенциализм/«жизненная литература», романтическая философия/музыка, классика. Философия также в различные эпохи бывает и интуитивной, и рациональной, и эмпирической и теоретической /Декарт, Бэкон, Аристотель/. Монизм и дуализм. Есть философоцентрические культуры и нет /Россия/. Отражение философских идей в формах общественного сознания – везде. Философские идеи доходят до «дна», до бытового сознания когда-либо. Не говоря о науке, политике, искусстве. КРОВЬ ИДЕЙ. Главная главенствующая наука – рабыни – все другие науки (Аристотель). Философия – систематика, наукообразность, методология. Исследование методов познания. МЕТОД – то есть осмысление с помощью понятий, категорий, абстрактного материала (первые: мир, космос, Бог). Космогония. Даже Бог уже понимается как логос, разум природы – путь к монотеизму. Занятие философией – профессия (Греция, Платон) – привязана к практически-экономическому способу бытия, философия нет. Философия осуществляет интеграцию всех форм общ сознания и идей – так как имеет дело с кардинальными гиперсмыслами. ФИЛОСОФИЯ – САМОСОЗНАНИЕ ЭПОХИ. Ответственность перед лицом глобальных проблем, выживание человечества. Приоритетные взгляды. Философия – пророчества. Сочетание живой мысли и книжной истории философии МЫСЛЬ. ПОЗНАНИЕ ПОЗНАНИЯ. МИР, ЧЕЛОВЕК и ОТНОШЕНИЕ К МИРУ (общество) – микрокосм и макрокосм.
Миф и философия
В самом деле - уже в мифах, как известно, были предприняты попытки ответить на вопросы о происхождении Вселенной (космогонические мифы), человека и человеческого общества (антропогонические мифы), культурно-историческом прогрессе (мифы о культурном герое). – осталось в философии. Знаменита концепция Гесиода о " пяти веках" человеческой истории: золотом, серебряном, медном веках, веке героев, железном веке. Каждый из пяти веков - результат творения богов, которые и определяют и их смену. Миф не знает отличия между обществом и природой, не выделяет общество из природы - философия исходит из специфики общественной жизни, общества, Миф выражает свои взгляды в форме конкретных, живых героев или символов - философия формулирует свои наблюдения в строго определенных понятиях. Миф не стремится к доказательству, проверке истинности содержащихся в нем положений - философия исходит из необходимости доказательного, научного, последовательного изложения результатов анализа, Миф живет в конкретном мире образов, символов, эмоций - философия мыслит умозаключениями и теоретически обоснованными положениями, Философия - абстракция Миф исходит из веры в него - философия из уверенности в том, что полученное знание может быть осмыслено разумом, рационалистически. Предмет философии - бог, природа, человек. Соответственно этому она делится на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке. Искусство, религия и философия, по учению Гегеля - высшие формы самосознания " абсолютного духа": в них завершается всемирная история и мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется. Философию Гегель рассматривал как наиболее глубокое выражение истины, противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако и религия, по мнению Гегеля, содержит абсолютную истину, но лишь в форме чувственного, так сказать наивного, образного представления. Поэтому, хотя философия. по Гегелю. выше религии, содержание философии в конечном счете совпадает с содержанием религиозного учения, поскольку и там и тут предметом познания оказывается " абсолютная идея ".1. Метафизика – онтология 2. Антропология 3. Ценности – аксиология – идет от религиозной философии (истина, добро, красота, Бог, искусство, просвещение, справедливость) – законы разума, культура 4. Познавательность, познание. Скептицизм, агностицизм – мышление – гносеология 5. Натурфилософия 6. Социальная философия 7. Философия науки 8. Философия права 9. Философия религии
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы