Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
II.Версия Луи Леже: “С.” овтряет “З”.
Ян Фрчек подвел текстологич. базу: also: Древнейший Кир-Бел список “З” (70е 15в.) отличен от списков 16, 17 в.в., но, что ост. списки ближе к “С.”, чем древнейший. поддержали Яна Андре Мазон и А. А. Зимин III. “З.” - ответ на “Слово....” Перечитывая “С”, книжник усмотрел в “С.” начало татаро-монгольского ига. Осн. роль сыграло отождествление половцев и татар. IV.Сравнение текстов.
сл-но зкркальная композиция. Автор “З” считал, что он повествует от конце ига, а о его начале говорится в “Слове....”. Следовательно, кул. битва рассматривается в “З” как реванш за поражение на реке Калке. Эта идея и обращение ко временам независимости Руси имели глубоко народный характер. V. Что означает такое подражание. Др\русская лит-ра не знала подражаний стилистических, т. к. эти особенности просто не замечались из-за отсутствия если не авторства, то эдентификации автора и произведения. Особенности стилямогли вызвать попытки заимствования готовых формл, образов и т. д. Сл-но, “З.” - это не творческая стилизация. а механическое подражание. №26 Задонщина. I. Списки * Всего 6 списов (1й - 1470ые; 6ой - крней 17 в.) * “Задонщиной” наз. т. первый список!!! (список Ефросина 15 век) * ост. сп. наз. - “Слово о вел. кн. Дм. Ив-че и брате его, кн. Вл. Андреевиче.” P.S. Список Ефросина - переработка не дошедшего ло нас памятника. II.Содержание “З.” Поэтич. отношение автора к Куликовской битве. Быстрая смена мест действия - Москва-поле-Новгород-поле. сам автор характеризует “З” как “жалость и похвала вел. кн. Дм. Ив-чу и брату его, кн. Вл. Андреевичу” Р.S. “жалость” -плач; “похвала” слава победившим III. Осн. идеи Обращение к “своей античности”, т. е. к домонгольскому у кладу. Политич. мысль обращ. к древнему Киеву и Владимирскому княжеству. Дмитрий Донской стал на т. зр., что Москва - наследует традиции Владимирского княжения.Это отразилось в ео духовной, когда Владимир он ост. старшему сыну и в договоре с тверским князем. Д.Д. описан как воин, созатель каменной Москвы, милостивый госудорь и противопоставлен Мамаю ак сыроядцу, язычнику, преследующему религ., как считалось, цель. 3. Соединение земель под под началом Москвы, для освобождения от ига. IV.Авторство Принято считать: Софоний Рязанец. Однако С.Р. называется дважды в двух поздних списках а) как автор “З” b) как автор “Сказания...” 2. В самой “З” о С.Р. говорится как об чвторе какого-то не дошедшего до нас поэтич. произведения о Куликовской битве., которам пользовался автор “Сказания о маиаевом побоище”. IV.Проблема подлиности (см. №25) №31 Религиозно-политические споры. “Повесть о Дракуле” 1480е г.г. 18в., членом рус. посольства в Молдавии и Венгрии. Вероятнее всего это - Феддор Курицын, еретик по воззрениям. В 15в. повесть исчезла и появилась в печатном варианте. Во многих списках сам Д. представлялся как можно однозначнее при чем не важно в какую сторону. I.Основа повести и содержание Восн. лежат устные историч. рассказы. В Румынии б. кн. Дракула, по-нашему - дьявол. Рсказывается о войне Дракулы с турецким царем, далее следует повествование о зломудрии Дракулы. Д. попадает в плен и отказывается от православия, возобновляет войну с турками, в к-рой и погибает от рук своих воинов. II. Осн. принципы произвеления Присутствует черный юмор, основаный на языковой игре двусмысленностью: Д. принимает турецких послов и спрашивает, почему они не снимают шапок. Те отвечают, что это - их обычай, а Д. говорит, что хочет “подтвердить их обычай”, а на самом деле прибивает шапки к головам послов. Многозначен смысл повести. С одной стороны Д. творит бесчинства, противоречащие религии, с др. стороны ведет борьбу с турками. Читателю предлагалась свобода выбора отношения к герою. Энциклопедические сочинения эпохи Ив. Грозного.Общая хар-ка “Домостроя” Сильвестра Благовещенского Энциклопедич.сочинения эпохи И. Грозного. I. “Стоглав”. С офиц.идеологич. политикой И.Гр. в период Стоглавого собора связан ряд обобщающих лит-ных мероприятий 16 в.: составление “Стоглава” и написание памятников “Великие Минеи Четии” и “Домострой”. 1551г. - церковный собор, постановления к-рого изданы в книге, состоящей из царских вопросов и ответов на них. Отсюда и название “Стоглав”, к-рый утвердил сложившийся на Руси церковный культ как незыблемый и окончательный (что сыграло важную роль в расколе в 17 в.). Церковный культ незыблемый 1. Против реформационно-еретич. учений (И. Гр. призывал защищать христ. веру “от душегубительных волк и от всяких козней вражеских”.) 2. Против чтения еретич. книг. 3. Против “скомрахов” и гусельников. 4. Против иконников, к-рые пишут не “с древних образцов”, а “самосмышлением”. II.”Великие Минеи Четии”. Составлены месячные чтения новгород. архиепископом, а потом метрополитом всея Руси Макарием. 1. Свод из 12 тт. - по одному на каждый месяц. 2. Дощли 3 версии: Софийские Минеи (30-40 гг.), Успенские и Царские Минеи (40-50 гг). 3. Входили жития святых, память к-рых отмечается в данном м-це, и вся лит-ра о них. 4. В кодекс входили соч. греч. “отцов церкви” (патристика), кн. Иосифа Волоцкого против еретиков “Просветитель” и др. 5. Размеры этого памятника велики: в каждом из томов по 1000 листов. С сер. 19в. до нач. 20 в. велось научное изучение Миней и до сих пор не завершено. III.“Домострой”. “Стоглав” -нормы церк. культа, “Великие М. Ч.” определяли круг чтения рус. человека, то “Д” - сис-ма норм внутр., дом., жизни. 1.“ Д” опирался на более раннюю лит. традицию.: “Поучение Вл. Мономаха”, на проповеднич. сборники по вопросам жизн. обихода (“Измарагд” =изумруд, ”Здатоуст”) 2. “Д” - правила домашнего хоз-ва - состоит из 3 частей: о поклонении церкви и царской власти; о “мирском строении” (отношения внутри семьи), и о “домовном строении” - хозяйстве. 3. 2 редакции: 1-ая содержала при описании быта живые сценки из моск. жизни (о бабах-своднях). 2-ая ред. сер. 16 в. связана с Сильвестром, священником, близкому к царю. 4. В центре “Д” - отдельное хоз-во 16в., замкнутое внутри города и отроажает быт зажиточного горожанина (а не боярина-землевладельца). Это рачительный хозяин с домочадцами и слугами. 5. Хозяин покупает все на рынке, сочетает торгово-ремесленную деят-ть с ростовщичеством. Чтит царя и власть: “кто противится властителем, тот божию повведению противитца”. 6. Сильвестр устранил яркие сцены быта, сохранил суровость, строгость внутр. быта, обязательное “рукоделие”, скаредность, сохранение дом. тайн. Умеренность и осторожность во всем. Т. Обр., создание “Стоглава”, “Вел. Миней Четиих”, “Д” имело цель взять под контроль развитие кул-ры и лит-ры. Контроль был жестким во время опричнины И. Гр. (Курбский: “Затворил свое царствие аки в адовой твердыне”). Гр. не допускал лит-ру с Запада, где в это время развивалось Возрождение и Реформация. Прекратилось печатание, и Иван Федоров вынужден уехать в Зап. Русь (Острог, Львов). 16в. - неблагоприятный для развития худ. лит-ры. Печатается “полезная” с т. зр. офиц. идеологии л-ра: повести иторич. и церковно-поучит. хар-ра. Развиваетсся светская публицистика. Домострой” Сильвестра Благовещенского: идеи, композиция, жанр, изобразительные средства С Домостроем (Д) в истории рус. кул-ры связаны многие легенды и мифы - верный признак значимости памятника национ. самосознания, возникшего на излете средневековья. Легенды отражают историю самого текста, а мифы - его восприятие. но - восприятие нашего времени.Оценить значение памятника для того времени. когда он возник - вот что важно, Все хорошо в свое время... время оценит... но время и сохранит... Время сохранило нам Д. Идеи Д. - памятник ср\век. лит-ры, нравоучит. хар-ра, т. е. повествовательный элемент подчинен назид. целям. Каждое положение аргументируется ссылками на образцовые тексты (ос. Священного писания). В основе - народ. мудрость. еще не отлившаяся в законченность пословицы. Хар-р изложения нацелен на подачу информации (посредством истин Писания). Утверждение нравственного идеала одухотворяет Д., за усредненными штампами слышен голос ср\век. автора. В Д. утверждается иерархия между людьми - черта ср\век. быта. Жанры (традиц. для ср\век. лит-ры) 1. “поучения от отца к сыну”, известные на Руси с сер. 11в. Аторы поучений - люди царственного ранга (Вл. Мономах), феодалы. Д. отражает этап развития жанра, когда такую возможность получает купечество. 2. Сжатые по форме нравственные”слова святых отец, како жити христаном” (сборники нравственного содержания - Измаргад= изумруд, соч. Иоанна Златоуста и др.). 3. Д. испытывал влияние многих ср\век “обиходников”, к-рые определяли порядок и чин (идеал Дома сближался с идеалом монастырской жизни). 4. Первоначально Д. содержал многие картинки с натуры (городские рассказы простонародного типа). 5. Влияние на окончательный текст оказали западноевроп. “домострои” (др\греч. Ксенофонта “О хоз-ве”, ”Политика” Аристотеля, чешские и польские обработки Фомы Щитного. Николая Рея).”домострои” ср\век Европы: Франческо да Барберини, Леона Альберти, Бальтазара Кастильоне и др. Автор “Д” 1. Богобоязненный чел, размышляет вдухе своего времени. 2. Использует установки нравственной жизни в общественной среде. 3. Не личные переживания. страсти. пороки. скорбы. не индивид. хар-ки событий, а только то, что явно направлено на служение другим членам общ-ва - начиная с семьи. 4. В семье наставления личным примером - социальная позиция автора. 5. Строгая регламентация - “это порядок что делать и как жить”. 6. Циклы в организации жизни. Вывод: Д. в момент своего сложения является порождением самой демократич. и социально свободной по тем временам территории Руси. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы