Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ТЕХНИКЕ. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Далее рассматривается на примере простейший и наиболее быстрый вариант реализации морфологического подхода на базе ММЯ. А теперь попробуем описать предлагаемый метод по этапам, демонстрируя особенности их реализации на конкретной задаче. I этап. Знаете ли Вы, почему шахматисты терпеть не могут, когда зрители начинают им подсказывать? В частности, и потому, что " сбоку виднее": зрителю, стороннему наблюдателю, спокойно относящемуся к происходящему на шахматной доске, часто легче обнаружить наилучший ход, чем сидящему за доской (при равной с играющим квалификации, разумеется). Именно эту особенность человеческой психики имел в виду Цвикки, когда формулировал указание к алгоритму ММЯ: никаких ограничений и оценок до тех пор, пока морфологический ящик не будет полностью составлен. Чтобы включить мысленное " боковое зрение" уже на первом этапе, имеет смысл прежде всего вместо задачи типа " разработать объект заданного назначения" рассмотреть задачу другого типа - " посмотреть, какие известны объекты подобного назначения и какими могут быть такие объекты". Иными словами, задачу конструирования, синтеза заменить задачей исследования, анализа в надежде, что при таком " ненаправленном" анализе полезные варианты выявятся сами, без дополнительных усилий и " охоты" за ними. Пример ММЯ. Итак, формулировка задачи: разработать осветительный прибор для выездного мастера телеателье. Как переформулировать задачу, сделав ее более " нейтральной", достаточно общей, чтобы можно было использовать несколько известных вариантов, и в то же время достаточно близкой к исходной, чтобы поле вариантов решения нашему выездному мастеру было все же интересным (иначе есть риск утонуть в изучении, например, театральных люстр). Попробуем разные варианты:
Фактически каждая из трех последних формулировок акцентирует внимание на какой-либо одной особенности объекта исходной задачи (труднодоступность внутренностей телевизора; транспортабельность устройства; специфика радиомастерской). Комплект этих " побочных" исследовательских задач будет очень полезен при составлении морфологического ящика, а сейчас попробуем точно выполнить первый этап ММЯ - точно сформулировать проблему: сконструировать переносной малогабаритный осветительный прибор для освещения труднодоступных внутренностей телевизора при условиях работы в произвольном жилом помещении. Многословие формулировки не должно пугать решателя: чем детальнее сформулирована задача, тем легче будет в дальнейшем отсеивать ненужные варианты и отбирать полезные. II этап. Приступаем ко второму этапу. Формулировка Цвикки этого этапа в погоне за общностью потеряла ясность и конкретность, поэтому уточним, что при анализе задач " на устройство" под параметром следует понимать функциональный узел этого устройства, при анализе задач " на способ" - операцию, осуществляющую достижение той или иной целевой функции. В нашем случае речь идет об устройстве, так что следует просто разобраться в том, какие внутренние функции (обеспечивающие реализацию основной внешней функции, сформулированной на этапе I) реализуются в осветительном устройстве и какие функциональные узлы выполняют эти функции. Осветительное устройство использует какую-то энергию, преобразует ее в световую и организует поток света в нужное место. Кроме того, оно на чем-то крепится или устанавливается, возможно, имеет какие-то элементы, обеспечивающие перевод из транспортного в рабочее положение, а также элементы, обеспечивающие безопасность работающего. Пока достаточно, но может случиться, что память потом подскажет еще какую-нибудь функцию, тогда мы ее добавим. Составляем простенькую табл. 1, где слева будет наименование функции, а справа - наименование узла, участвующего в ее реализации.
Таблица 1.
Обратите внимание: в правой части таблицы опять некоторое многословие. Оно и здесь нелишне: во-первых, это исходный материал для формулировки наиболее точного наименования будущего параметра морфологического ящика, а во-вторых, этот же материал будет полезной подсказкой на третьем этапе ММЯ. Еще одна особенность: одной функции может соответствовать не один элемент, а цепочка связанных между собой элементов, причем в некоторых случаях состав этой цепочки может меняться (например, регулировка величины светового потока может осуществляться или в цепи энергопитания, или в световой цепи, а может и вообще отсутствовать). Таким образом, выявляется очень важный и часто встречающийся вариант реализации объекта, когда данный элемент в нем отсутствует. На третьем этапе с этим придется столкнуться вплотную и не раз. Извлекаем из правого столбца таблицы наименования параметров: 1. Источник энергии. 2. Проводник энергии. 3. Выключатель. 4. Регулятор потока энергии. 5. Источник света. 6. Регулятор светового потока. 7. Светонаправляющие элементы. 8. Устройство крепления осветителя. 9. Устройство развертывания-свертывания осветителя. 10. Элементы защиты работающего. Список получился достаточно длинным. Это чревато крупными неприятностями, и вот какими. Если каждый параметр можно реализовать всего лишь тремя способами, то каждый в итоге морфологический ящик будет содержать 3**10 = 59049 вариантов светильника, а такую массу вариантов очень трудно проанализировать (в обозримое время). Поэтому при работе по " короткому" алгоритму ММЯ стараются число параметров и число вариантов их реализации свести к минимуму. При этом очень важным представляется напоминание Цвикки, что в се параметры должны быть примерно равнозначимы с точки зрения поставленной цели. Рассмотрим вновь наш список из десяти параметров на предмет сравнения важности параметров и возможного сокращения списка. Прежде всего, ясно, что телевизионный мастер будет работать в помещении, где есть сеть переменного тока (едва ли даже владелец автомобильного телевизора пригласит мастера для ремонта в туристическую палатку на лоне природы), стало быть, источник энергии можно однозначно определить так же, как и проводник энергии, и выключатель (его, правда, может и не быть, если это будет иметь смысл с точки зрения компактности). Одновременно традиционными способами решаются и вопросы электроизоляции. Следующий шаг: регулировку светового потока целесообразно делать (если делать вообще) только в одном месте. И, наконец, защита работающего от электрического напряжения решена, защита от света решается одновременно с задачей организации светового потока, а от ожогов - едва ли кому нужен осветитель с КПД < 1%, а поскольку освещение рабочей зоны требует не более 10 - 100 мВт световой мощности, то обжечься, собственно, и нечем. Таким образом, параметры 1 и 2 исключаются из-зa тривиальности их выбора, параметр 3 оставим, но лишь затем, чтобы выбрать, где разместить выключатель и вообще нужен ли он. Параметр 5 остается, 4 и 6 объединяются в один. Параметры 7, 8 и 9 остаются, 10 исключается. Итого: в списке осталось 6 параметров, при этом изменилась и формулировка задачи, поскольку в нее следует добавить слова " с питанием от электросети ~220 В". III этап. Приступаем к третьему этапу. Прежде, однако, заметим, что оформление морфологического множества можно проводить в нескольких модификациях: 1. Морфологическая таблица строится так: левый столбец заполняется наименованиями параметров, а затем к каждой клетке этого столбца справа пристраивается столько клеток, сколько нужно для размещения всех вариантов реализации данного параметра (по одному в каждой клетке). Очевидно, получившиеся строки будут в общем случае иметь разную длину. Пример такой таблицы приведен ниже (табл. 2), причем наименования условно обозначены буквами.
Таблица 2
2. Морфологический список строится аналогично многозвенному оглавлению: вслед за пронумерованным (или обозначенным буквой) параметром выписываются по порядку с красной строки все варианты или альтернативы его реализации с соответствующими двухзвенными номерами (аналогичными обозначениям в табл. 2). 3.Морфологическая матрица представляет собой прямоугольную матрицу, каждая клетка которой соответствует конкретному варианту реализации исследуемого объекта (рис.1).
Рис.1. Морфологическая матрица
4.Морфологическая диаграмма строится так: выписывают в столбик все альтернативы всех параметров по порядку, затем против каждой из них проводят горизонтальную черту необходимой длины. Каждый конкретный вариант реализации объекта формируют с помощью вертикальной черты, пересекающей все горизонтальные линии, с отметкой всех реализуемых в данном варианте альтернатив (например, укрупненной точкой, как показано на рис.2).
Рис. 2. Морфологическая диаграмма
Из перечисленных форм первые две удобнее использовать на стадии заполнения морфологического множества, последние две - на стадии его анализа (третью - при исключении заведомо непригодных вариантов, четвертую - при словесной оценке варианта, для которой можно оставить необходимый участок под соответствующей чертой). Заметим еще следующее. ММЯ - метод, требующий в оформлении крайней тщательности, и одновременно метод, неизбежно связанный с многократными исправлениями, дополнениями и вычеркиваниями. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ММЯ в ваших руках заработал во всей своей мощности, возьмите за правило переписывать каждый лист записи полностью, как только 15-20% его рабочей площади будет покрыто исправлениями всех видов, иначе большую часть умственных усилий Вам придется тратить не на анализ материала, а на разбирание мазни и каракуль, что не способствует ни успеху, ни оптимизму. Но в то же время нельзя выбрасывать ни один листик черновика или переделанный лист: в отброшенных или исправленных формулировках, как правило, остаются ценные идеи, которые могут пригодиться на любой стадии работы. Ну а теперь строим морфологическую таблицу или, выражаясь языком Цвикки, заполняем морфологический ящик (" morphological box" ). Построим таблицу 3 ориентируясь только на свой жизненный опыт и табл. 1. После этого следует пополнить эту таблицу тем, что удастся " выудить" из известных вариантов устройств, решающих задачи, переформулированные нами в самом начале первого этапа. Таблица 3 Морфологическая таблица для задачи конструирования переносного малогабаритного электроосветительного прибора для освещения труднодоступных внутренностей телевизора при условиях ремонта его в произвольном жилом помещении, с питанием от электросети 220 В.
А1. В основании |
А2. В вилке. |
А3. В патроне |
А4. Отсутствует | А5*. На проводе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Б. Источник света |
Б1. Лампа накаливания |
Б2. Светодиод |
Б3. Люминесцентная лампа |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы