Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 2. Фотография как специфический вид изобразительного искусства



 

Средства художественной выразительности в фотографии Что такое выражение в искусстве

 

Выражение в искусстве - это целостное и синтетическое высказывание средствами выражения, адекватными средствам восприятия. В фотографии выражение представляет собой мгновенный результат симультанной моторной деятельности рук и глаз. Язык выражения в фотографии - язык символического распознавания и обозначения вещей. Фотография считается выразительной, когда она способна передать (индуцировать) от автора зрителю визуально воспринимаемое напряжение.

Творческие цели и задачи фотографа в художественной фотографии, приёмы и способы их реализации.

Цель №1. Придание произведению искусства образности и выразительности.

Приёмы:

Верное определение взаимоотношения фигур.

Создание явных различий между доминирующими и второстепенными единицами композиции. Центральное и наиболее объёмное расположение сюжетно-важного объекта.

Использование обособленности объекта в композиции - средство придания ему важности.

Усиление сюжетно-композиционного центра изображения посредством углубления перспективы.

Создание иерархии объектов посредством светового и цветового контраста. Тёмный и тусклый по цвету, предмет выглядит гораздо меньше, чем яркий, при одинаковых геометрических размерах.

Определение решающего мгновения съёмки.

Схватывание во времени наиболее характерных (по мнению фотохудожника) особенностей объектов.

Использование движения в кадре для усиления роли главного объекта композиции.

Цель №2. Придание произведению искусства легкого восприятия".

Приёмы:

Максимальное упрощение композиции с целью наиболее лёгкого её прочтения при минимальном объёме затраченной энергии.

Эргономичность и простота.

Отсечение всего лишнего, что, по мнению автора, мешает восприятию главного.

Световая и цветовая акцентировка сюжетно - композиционного центра.

Расположение основных объектов изображения вдоль силовых линий и полей, в соответствии с логикой прочтения изображения (слева направо и сверху вниз).

Сведение композиции к комбинации простых геометрических фигур. Использование простых композиционных контуров.

Усиление симметрии. Искусственное привнесение в изображение физического равновесия.

Изображение наиболее легко читаемо, когда сюжетно-важная его часть тяготеет к верхней левой четверти кадра.

Упрощение фотографии вплоть до абстрактной беспредметной картинки

Усиление контрастов.

Чёткое отделение фигуры от фона. Выпуклые очертания фигур благоприятствуют выделению их относительно фона, фигуры с вогнутыми очертаниями менее заметны.

Организация рифмы очертаний таким образом, чтобы она подсказывала и дополняла содержание фотографии.

Согласованность изобразительных единиц между собой, группировка их в единую изобразительную единицу.

Съёмка сюжета с явно предсказуемой элементарной реакцией зрителей (радость, умиление, гнев и т.д.).

Цель №3. Создание художественной фотографии в жизнеутверждающем, позитивном ключе. Создание ощущения стабильности и ясности запечатлённой ситуации с целью получения зрителем наибольшего удовольствия в процессе восприятия.

Приёмы:

Равновесная композиция. Баланс очертаний и цвета.

Преимущественная фотосъёмка статичных ситуаций без движения в кадре.

Центральное расположение сюжетно-важной части изображения.

Чёткая расстановка композиционных акцентов. Явная смысловая поляризация композиции.

Объёмные элементы композиции располагаются снизу.

Облегченный верх и утяжелённый низ создаёт ощущение устойчивости композиции.

" Тяжёлые" цвета расположены в нижней части, а " лёгкие" - в верхней части композиции.

Преобладание мягких яркостных и цветовых переходов.

Создание преимущественно цветных фотографий, так как они способствуют спокойному и созерцательному настроению.

Цель №4. Создание художественной фотографии в драматическом ключе. Искусственное создание ощущения нестабильности, динамики и напряжённости сюжета. Включение зрителя в процесс сопереживания и сочувствия.

Приёмы:

Создание неравновесной, асимметричной композиции, приводящей к ощущению " опрокидывания".

Использование необычных ракурсов и наклонов, необычной ориентации объекта на визуальном поле.

Преимущественная фотосъёмка движения в кадре, " мира событий", а не " мира вещей".

Сочетание в одном кадре нескольких планов с различной стилистикой.

Сознательное нарушение последовательности прочтения изображения в результате нарушения иерархии композиционных элементов, тональной и цветовой гармонии.

Соседство несовместимых по цвету и контрасту элементов композиции - для передачи антагонизма конкурирующих сил.

Использование ярких цветовых пятен в самых неожиданных местах изображения.

Расположение " тяжёлых" цветов в верхней части композиции.

Использование артефактов очертания и цветовых " шумов".

Преимущественное использование монохромной фотографии.

Выход очертаний основных элементов композиции за границу кадра. Мало " воздуха" в кадре - ощущение " сдавленности" композиции, напряжённости сюжета.

Использование вогнутых очертаний основного объекта композиции создаёт эффект " агрессивности" фона.

Искажение реальных очертаний объектов, например, с помощью съёмки короткофокусными объективами.

Искажение относительного масштаба объектов в сторону усиления драматичности ситуации.

Цель №5. Истолкование собственного понимания " смысла" готовой фотокомпозиции. Стремление к адекватности восприятия зрителем авторского высказывания.

Приёмы:

Подчеркивание специфическими средствами стилевого направления произведения (реализм, импрессионизм, экспрессионизм, неореализм, модерн, постмодернизм и т.д.).

Удаление из композиции деталей, противоречащих авторской концепции произведения.

Использование монохромной фотографии как более эффективного средства образования и опознания знаков и моделей (по сравнению с цветной фотографией).

Ассоциативное использование цвета в соответствии с общепринятыми символическими истолкованиями тех или иных цветов и их сочетаний.

Использование в композиции фигур, своим очертанием вызывающих из памяти наиболее простые архетипические образы.

Пояснительные тексты внутри фотоизображения и подписи к фотографии.

Виды и жанры художественной фотографии

 

Натюрморт

Натюрморт в переводе с французского - изображение неживых предметов. Натюрморт, как жанр сформировался в живописи лишь в 17 веке, благодаря творчеству голландских и фламандских живописцев.

Важно при работе с натюрмортом не только уметь работать со светом и композицией, но и уметь гармонично подбирать и расставлять предметы для композиции. Можно сказать, что натюрморт, самый управляемый жанр, ведь здесь все зависит только лишь от умения и воображения фотографа.

На сегодняшний день одним из востребованных направлений в жанре натюрморта является рекламная фотография и художественная фотография, где фотографии по качеству исполнения можно сравнить с полотнами живописцев. (6, 256).

Портрет

Жанр искусства, главной целью которого через внешний облик передать еще и внутренний мир человека на изображении. На портрете человек может быть изображен как в полный рост, так и по пояс.

Портреты бывают самые разные - автопортреты, групповые портреты, костюмированные, камерные, парадные, семейные, а так же шарж. В этом жанре сам художник играет огромную роль, ведь то каким он увидит человека, таким он и останется на фотографии на многие, многие годы.

Поэтому, кроме умения фотографировать, нужно быть немного психологом, знатоком души человеческой. (6, 260).

Пейзаж

Пейзаж в живописи и фотоискусстве - тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

Нередко перечисляя жанры искусства, пейзаж упоминают на одном из последних мест. Ему придают порой второстепенную роль по отношению к сюжету картины. Важнейший и самый древний вид пейзажа - изображение первозданной природы, сельской местности. Таково изначальное понимание французского слова " paysage" и нем. Landschaft (образ села, образ земли), которые за три столетия прочно укоренились в нашем языке.

В пейзаж входят некоторые основные элементы:

земная поверхность

растительность

человеческие постройки

перспектива вида

Картина также может включать:

водоёмы (озера, моря, реки)

фауну

людей

свет

метереологические образования (облака, дождь) (6, 294)

Фоторепортаж

Целью этого жанра является воссоздание картины происходящего при этом отобразить это так, чтобы отображаемое представляло так же и художественную ценность. Репортаж передает факты через призму восприятия фотографа, однако, можно сказать, что " Документальность" - ключевое слово для этого жанра. Здесь для фотографа очень важно качество, важное так же и для журналистов, а именно - быть в нужное время, в нужном месте.

Различают два вида репортажной фотографии. Событийный, посвященный каким-либо ярким событиям в жизни общества, и повседневный, отображающий действительность вокруг нас такой, какая она есть.

Нередко, репортажные фотографии это целая серия изображений, посвященных одному и тому же событию или факту из реальности. Однако некоторым фотографам удается в одном кадре запечатлеть процесс, растянутый во времени, иногда и на целые годы (7).

Уличная фотография

Уличная фотография (англ. Street photography) - вид документальной фотографии без явной социальной направленности, обычно изображающая людей в обычных ситуациях в общественных местах: на улицах, в парках, на пляжах и т.п.

Уличная фотография использует технику Честной фотографии англ. Straight photography, посредством которой она отображает нечто как есть, без искажений. Этот жанр фотографии существует в настоящее время, в нем обычно используется черно-белая фотография.

Множество классических работ в этом жанре было создано в период приблизительно с 1890 по 1975, совпавшем с появлением и распространением небольших 35-и миллиметровых и дальномерных камер. Классиками жанра стали Анри Картье-Брессон, Роберт Франк (Robert Frank), Альфред Эйзенштедт (Alfred Eisenstaedt), Юджин СмитW. Eugene Smith), Уильям Эгглестон (William Eggleston) и Гарри Виногранд (Garry Winogrand) (7).

Фотоохота

Фотоохота (англ. Wildlife Photography) - жанр фотографии, объектом съёмки в котором являются птицы, животные, насекомые и другие существа в естественных природных условиях.

Фотографирование насекомых

Для съёмки насекомых обычно используют приёмы макрофотографии. Некоторые специфические приёмы могут быть особенно полезны, например, следует избегать попадания тени фотографа на объект, выбрать места, где насекомые не единичны, а встречаются достаточно часто. Удобно использовать серийную съёмку цифровой камерой с дальнейшим отбором удачных кадров, фотовспышку, телеобъектив. Малая глубина резкости при макросъёмке часто требует дополнительного диафрагмирования, подчас приходится частично жертвовать качеством снимка, устанавливая повышенную светочувствительность (7).

Фотосъёмка птиц

Для фотографирования птиц широко используют метод организации укрытия для фотографа, места, в котором можно скрытно разместиться, не потревожив объект съёмки. Практически всегда используются телеобъективы.

Макросъёмка

Макросъёмка - вид фото-, кино - или видеосъёмки, особенностью которого является получение изображений объекта в масштабе 1: 5-20: 1 (то есть 1 см изображения на светочувствительном элементе фотоаппарата соответствует 5-0, 05 см объекта), однако чётких границ нет (7).

Панорамная фотография

Панорамная фотография - фотография, имеющая большой угол обзора. Панорама может быть планарной, цилиндрической или сферической (иначе называемой кубической).

Планарная панорама. Такую панораму обычно получают посредством панорамных фотоаппаратов, имеющих угол обзора более 120°, что позволяет получать вытянутые кадры с широким углом охвата.

Цилиндрическая панорама (циклорама) - проецируется на боковую часть цилиндра и имеет охват 360°. Получить такую панораму можно " сшивкой" кадров с обычного или панорамного фотоаппарата.

Сферическая (кубическая) панорама получается проекцией окружения на грани куба (у зрителя возникает ощущение, что он смотрит на поверхность сферы изнутри) (7).

Свадебная фотография

Истоки жанра свадебной фотографии мы видим в классической живописи.

Известно, что во все времена молодоженам хотелось запечатлеть себя, чтобы потом их потомки смогли увидеть их молодыми, красивыми и счастливыми. Но только очень состоятельные пары могли позволить себе заказать свадебный портрет художнику. Если приглядеться, то можно заметить, что многие сегодняшние постановочные свадебные фотографии напоминают нам о классических живописных работах. Жанр свадебной фотографии зародился еще до изобретения фотоаппарата (7).

Жанровая фотография  Жанровая фотография - вид фотографии, где отражён определённый сюжет, история, действие.

История жанра как вида изобразительного искусства уходит своими корнями в далекое прошлое. В настенной живописи древних египтян встречаются сцены охоты, пиршеств, земледельческих работ, словом всего того, что отображает реалии повседневной жизни людей в те далекие времена (7).

Ночная фотография

Под ночной фотографией понимается фотография, сделанная в ночное время, а также процесс её получения.

Техника исполнения:

Из-за недостатка освещения в ночное время для получения приемлимой экспозиции при отсутствии дополнительного исскуственного освещения необходимо:

- использование длительных выдержек - использование светосильных объективов и больших относительных отверстий - использование высокочувствительной фотоплёнки или высокого значения чувствительности (ISO) для цифровых фотоаппаратов.

Для ночной фотосъемки также применяются дополнительные технические средства: фотовспышка, штатив и т.п.

Часто объектами ночной фотографии становятся:

- ночное небо, небесные тела (см. астрофотосъёмка) - пейзажи, сооружения при естественном лунном освещении - городские пейзажи (с использованием городского освещения) салюты, фейерверки (7).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь