Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Уровень политико-правовых знаний и умений российских школьников



 

        Для того, чтобы определить особенности исторического материала, который может способствовать формированию правовой культуры необходимо выяснить, что дети знают о политико-правовой сфере общества, распределить обнаруживающиеся смысловые блоки по трем сферам правового сознания – когнитивной, праксеологической и аксиологической.

        В рамках международной исследовательской программы CIVIC был проведен опрос около 4000 школьников на базе международного теста, включавшего задания политико-правовой направленности. В тестировании принимали участие как девятиклассники, так и учащиеся выпускных классов, что позволило провести сравнительный анализ уровня их обществоведческой подготовки по блоку политико-правовых знаний.[165]

        Выявлялся уровень сформированности понятийного аппарата на основе выделения таких понятий как: политический режим, ветви власти, демократические выборы, право, закон, права человека, права ребенка, политика. Особенное внимание уделялось пониманию принципов гласности и плюрализма мнений, основных положений Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека. Выявлялось также знание отдельных фактов (о налоговой, экологической политике) и осмысление некоторых выводов (например, по проблеме реформирования общества).

         Задания подразделялись на две группы. Первую составили так называемые когнитивные задания, предполагающие выбор правильного ответа. Вторую – рейтинговые задания, ориентирующие учащихся на выражение собственного отношения, высказывание своего суждения по определенным политико-правовым проблемам.

        Школьникам 11 класса предлагалось меньше заданий на выбор ответов (были исключены задания по таким вопросам, как права ребенка, закон и право, международные организации, политические реформы). Были полностью обновлены задания по таким содержательным позициям, как «Законодательная и исполнительная власть», «Участие граждан в политике». В результате возросло количество заданий, направленных на выявление умений ориентироваться в политической информации, перерабатывая ее на основе полученных знаний.

        Более половины девятиклассников успешно справились с тестовыми заданиями. При этом показатели знаний и умений учащихся в области права существенно выше, чем в области политологии.

        Большинство школьников осознают сущность права как важнейшего регулятора общественных отношений и деятельности людей (74%); понимают различие между правовым и неправовым законом (73%); знают в основном содержание прав человека и умеют подразделять их на группы (82%). Более половины учащихся имеют представление о важнейших международных документах в области прав человека, а также о Конституции как Основном Законе РФ.

         В ответах значительной части девятиклассников обнаруживается сформированность одного из главных для правового компонента обществоведческого курса умений – оценивать социальную деятельность людей с позиции права. Так, 58% тестируемых, проанализировав с этих позиций поведение должностных лиц в различных ситуациях, указали на то, что свидетельствовало о правонарушении. 65% выпускников, сопоставив указанные действия общественно-политических организаций с требованиями закона, правильно оценили их как противозаконные.

       Учащиеся одиннадцатых классов справились с тестом лучше и показали более высокие знания как в области права, так и в области политологии. Наиболее заметный позиционный скачок произошел в знаниях о демократии, демократических выборах и роли избирателя. Причем можно говорить об осознанности, глубине, гибкости и оперативности знаний. Так, например, в рейтинговом задании, требующем вывить политическое действие, позволяющее рядовому гражданину наиболее эффективно влиять на политическую власть, на первое место у одиннадцатиклассников вышла позиция «голосование на выборах». Показательно также, что голосование на выборах, по мнению 80% одиннадцатиклассников, является одной из наиболее важных характеристик «хорошего гражданина».

        Подобная тенденция наблюдается и по ряду других содержательных линий: права человека, роль СМИ в политике, законодательная и исполнительная власть.

        Анализ полученных результатов показал, что у большинства старшеклассников происходит становление ряда специфических для политико-правового компонента обществоведческого курса умений: объяснять, оценивать и прогнозировать политические события и явления с позиции имеющихся знаний; выявить основную идею статьи; анализировать предвыборные партийные документы, выявлять их главную политическую направленность.

        Подавляющее большинство одиннадцатиклассников (91%) правильно указывают главную функцию государства – гарантировать мир и порядок в обществе, отрицательно оценивают ситуации, когда люди подчиняются несправедливым законам.

        Среди социальных аспектов деятельности государства учащиеся 11 классов называют: обеспечение нормальных жизненных условий пенсионерам; гарантированность работы всем желающим; обеспечение всем бесплатного общего основного образования.

        В содержательном блоке «Демократический принцип равенства» наблюдается недостаточная осознанность в вопросе о половом равноправии, т.к. многие считают, что мужчины должны иметь преимущество в получении работы, когда ее не хватает для всех (62%).[166]

        Исследования подобного рода позволяют увидеть недостатки правового образования и воспитания, определить причины этих недостатков и наметить пути решения этой проблемы.

         Для решения задач данной работы необходимо обратиться к опыту, полученному в процессе прохождения педагогической практики в сентябре 2003 года в одной из общеобразовательных школ Нижнего Тагила (МОУ № 33).

         По аналогии с международным исследованием был организован констатирующий (формирующий) эксперимент.[167] Базой исследования являлись учащиеся 9 и 10 классов. Эксперимент позволил определить уровень развития трех составляющих правового сознания – когнитивной, праксеологической и аксиологической. Задания были представлены в виде когнитивных и рейтинговых, и были подготовлены Л.Н. Боголюбовым при сотрудничестве с другими авторами.[168] (см. Приложение). 

        Тестовые задания (когнитивные) взяты из раздела о правах человека, но с их помощью можно проверить и знания о Конституции РФ как Основном Законе государства, гражданском праве (вопросы, относящиеся к гражданскому кодексу и трудовому кодексу).

       С помощью рейтинговых заданий, которые были представлены в карточках, проверялось понимание права в современном мире; осознание понятия «закон»; оценка поступков людей с точки зрения права и морали; отношение к понятию «гражданин».

      Следует отметить, что девятиклассники справились с работой лучше, чем учащиеся десятого класса. Причем ученики девятого класса опирались на свой жизненный опыт, т.к. по учебно-тематическому плану по предмету обществознание эти вопросы освещаются позднее (со второй четверти), что не скажешь о десятом классе, «проходившим» эти разделы по праву в прошлом году.

         Из 40 девятиклассников с тестовыми заданиями справились 35 человек (87, 5%), т.е. те, кто ответил хотя бы на 3 вопроса из 5 предложенных. Но для выделения процентного соотношения по каждому параметру учитывались и ответы тех, кто ответил и на меньшее количество вопросов.

         Конституцию, как Основной Закон государства понимают 23 человека из 40 (57%); права человека могут классифицировать 50%; на вопросы, связанные с правовыми нормами, относящимися к гражданскому и трудовому законодательству, ответило 50% учащихся.

        Из учащихся десятых классов (40 человек) с тестом справились 25 человек (62%). Процентный показатель для каждого объекта проверки высчитывался также как и для учащихся девятых классов. Правильное понимание Конституции наблюдается у 15 человек (37, 5%); умение выделять и группировать права человека проявляется у 13 человек (32, 5%); неплохие знания гражданского и трудового законодательства показали 15, 5 учащихся (38, 75%).

        Низкий показатель знаний о правовой сфере общества у десятиклассников связан с низкой мотивацией к выполнению данного задания, т.к. работа выполнялась анонимно и не предполагала оценивания, которое отразилось бы на успеваемости, а также не носила обязательного характера.

         Все девятиклассники высказали свои оценочные суждения по вопросам, предложенным в карточках. Некоторым учащимся предлагалось подумать над ситуацией выбора действия, если возникает противоречие между нравственным чувством и законом. (Задание: Отношение к закону, действующему в государстве, может быть различным. Возникает вопрос: обязан ли человек исполнять закон, который кажется ему несправедливым? Как поступить, если возникает противоречие между нравственным чувством и законом? ). Ученики пришли к выводу о том, что закон необходимо соблюдать в любом случае, даже если он противоречит нравственным нормам. Роль любого законодательства видят в сохранении стабильности государства. Другая ситуация о соотношении моральных и юридических норм представлена в виде серии реплик пассажиров автобуса по поводу некультурного поведения молодых людей. Предлагалось ответить на вопрос - оправдана ли реплика: «Милиции на вас нет! ». В ответах прозвучали резонные замечания о низком моральном облике части современной молодежи, а также доводы о невозможности применения суровых мер наказания по отношению к подросткам (т.е. реплика «Милиции на вас нет» оправдана). Другой вопрос из ряда заданий на совместимость понятий право и мораль ориентировал учащихся на мысль о том, что повышение морального уровня общества содействует укреплению правопорядка. Высказывания по данной проблеме указывают на то, что дети осознают, что правовые знания являются частью морального облика человека, и сложившиеся моральные устои и ценности заставляют человека задумываться о последствиях, т.е. мораль ориентирует личность на стремление к соблюдению законности, а законы, в свою очередь, гарантируют защиту. (Задание: Юристы часто подчеркивают мысль, что повышение морального уровня общества содействует укреплению правопорядка. Объясните, почему. Какая здесь связь? В чем она находит свое проявление? ).

       Важным критерием для выявления деятельностно-коммуникативного и ценностно-ориентационного компонента правового сознания является понимание роли права как общечеловеческой ценности. Некоторые действительно считают право ценностным аспектом человеческой жизни, отводя праву защитную функцию в вопросе о соблюдении прав и свобод человека. Другие определяют право как один из механизмов государственного воздействия на жизнь людей, считая, что право – это система общеобязательных норм, установленных государством и охраняемых его силой. Интересны высказывания по вопросу о гражданских качествах. Гражданина наделяют такими характеристиками, как самостоятельность, ответственность за принятые решения, причем соотносят данное представление с качествами, необходимыми гражданам современной России.

       Такой параметр, как права человека слабо отражен в заданиях, но тем не менее эти задания позволяют выделить смысловые единицы, на которые можно опираться при формировании фонда знаний и умений по вопросу о правах человека.

       Особую трудность вызвало задание, основанное на характеристике Декларации прав человека и гражданина, провозглашенной во Франции в 1789 году. Знания о естественных правах человека оказались поверхностными, т.к. дети не осознают это понятие, что проявилось в их нежелании аргументировать точку зрения о том, что Декларация трактует права человека, как элементы, родившиеся вместе с появлением человека и, следовательно, права человека – мера его свободы, а не возведенная в закон воля господствующих классов, а также не видят связь теории естественного права с идеей правового государства, что свидетельствует о непонимании теории естественного права, которая и лежит в основе либеральной концепции о правах человека.

        Учащимся десятых классов были предложены те же вопросы для рассуждения. Часть учащихся отказалась от ответа на проблемныйвопрос, т.к., как уже было сказано выше, работа не носила обязательный характер.

         На вопросы о соотношении морали и права многие ответили, что право – безусловно, прогресс в развитии общества и влияет на благополучие людей, т.к. во многом связано с гарантией соблюдения и защиты прав человека. С другой стороны, и сам человек должен следовать «букве закона» во имя сохранения мира и стабильности, даже, если закон противоречит некоторым нравственным убеждениям. Существуют и оригинальные ответы, в которых определяется возможность для преодоления противоречия между несправедливыми нормами закона и необходимостью сохранения своей нравственной позиции. Этот путь видится в возможности использования неформальных связей с государством на основе деятельности особых обществ, где принимаются решения рекомендательного характера, которые представляются государственным чиновникам с целью совершенствования законов. Интересно отношение к понятию «гражданин». Гражданственность понимается как свобода в своих действиях при достижении совершеннолетия, но при этом повышается уровень ответственности и самостоятельности.

        Рейтинговое задание, требующее выявить связь междуестественно-правовой теорией происхождения прав человека и правовым государством вызвало затруднения в ответе, о чем свидетельствует отказ детей работать с этой карточкой. (Задание о Декларации прав человека и гражданина, провозглашенной во Франции в 1789 году с вопросами о том, какие права декларация относит к естественным и неотчуждаемым, в чем состоит связь теории естественного права с идеей правового государства и др.).

        Проведенные исследования (в МОУ №33 и в рамках проекта CIVIC) позволяют сделать ряд выводов, ориентирующих на поиск путей решения некоторых проблем, связанных с формированием правового сознания учащихся школы.

        Одной из причин поверхностности знаний учеников о политико-правовой сфере общества является отсутствие в деятельности учащихся по овладению этими понятиями личностного смысла.

        К педагогическим причинам следует отнести недостаточно яркое проблемное, приближенное к реальной жизни раскрытие этих вопросов в учебной литературе. Кроме того, отсутствует педагогически обоснованный комплекс наглядных средств обучения: схем, таблиц, диаграмм, фрагментов из видеозаписей.[169]

       К другим причинам можно отнести недостаточную методическую компетентность педагогов, вынужденных перестраивать свою деятельность в соответствии с социальным заказом.

        Итак, к основным проблемам относятся: отсутствие единства мнений по вопросу содержания, основных принципов и особенностей гражданского воспитания и образования; особенностей формирования базового понятийного аппарата; наличие кадровой проблемы. Но опыт, имеющийся в различных регионах России, заставляет по-новому оценить потенциал и возможности гражданского образования и позволяет создать систему педагогических, дидактических и методических программ, способствующих становлению гражданско- правовой культуры личности. Необходим такой отбор содержания образования, при котором обеспечивалось бы единство когнитивного (знаниевого), аксиологического (ценностного) и праксеологического (деятельностно-практического) компонентов содержания. Структурным элементом гражданско-правовой культуры является уже упомянутая «культура мира», формирование которой может осуществляться не только в рамках граждановедческих курсов, но и в рамках исторической дисциплины.

 

3.3. Интеграция материала о правах человека в содержание школьного исторического образования

        Основная роль в преодолении указанных противоречий, безусловно, принадлежит школе, которая является начальным звеном правового образования и воспитания. В содержании школьного образования заложен огромный потенциал, благодаря включению интегративных связей.

Учебно-воспитательный процесс становится более эффективным при условии установления и правильного использования многообразных связей между знаниями и умениями, получаемыми в отдельных темах, курсах, а также между различными учебными предметами. Чем шире и многообразнее эти связи, тем глубже понимание исторического процесса, тем оперативнее, подвижнее знания и умения учащихся. На основе этих связей складывается система знаний, на базе которой формируется целое мировоззрение.[170] Таким образом, формируется и исторический стиль мышления. Само историческое мышление понимается как умственная деятельность человека, обращенная на осмысление прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего. В процессе исторического познания у учащихся вырабатываются следующие качества:

- умение описывать явление в его существенных эмпирических проявлениях;

- интерес к историческому факту, его анализу и истолкованию;

- установка на выяснение причины и условий возникновения явления, его развития, значения и следствий;

- установка на выяснение закономерности исторических явлений и связанных с ними процессов;

- подход к познанию и осмыслению явления с позиций историзма;

- выяснение тенденции развития, заложенной в каждом историческом явлении.

И.Я. Лернер подчеркивает, что развитие исторического мышления будет способствовать методологической установки личности. Содержание этой установки ученик осознает не только при объяснении исторического процесса, но и как метод его познания.[171]

Историческое мышление является частью политико-правовой культуры учащихся, и, соответственно, школьный курс истории предоставляет большие возможности для ее развития. Дело в том, что многие современные правовые и политические понятия пришли к нам из далекого прошлого и изучаются на уроках истории в связи с экономическими, социальными, культурными, религиозными, внешнеполитическими проблемами.

        Поэтому, оставаясь в целом в рамках школьной программы, можно изменить традиционные подходы к изучению истории. Если раньше большее значение придавалось развитию производительных сил, классам и классовой борьбе в различных обществах и государствах, то теперь следует акцентировать внимание на личностных и правовых аспектах истории, сохраняя в то же время остальные.

        Главная задача исторической дисциплины – показать эволюцию правовых норм, борьбу людей за свои права.

        Предлагаемые публикации в специальных периодических изданиях позволяют обобщить имеющийся опыт внедрения политико-правового материала в содержание исторического образования.

        В данной работе акцент поставлен на формирование системы прав человека в мире, т.к. данный институт находится в тесной взаимосвязи с политическими и правовыми механизмами функционирования общества.

        Развитие идей прав человека можно отражать как в курсе отечественной истории, так и в истории зарубежных стран. При этом учитывается потенциал интегративных связей – межпредметных (история, право, политология) и межкурсовых. Создание целостной картины о правах человека средствами истории формирует взгляд на данный институт как важнейшее культурно-историческое явление. Создается возможность посмотреть на правовую культуру в историко-хронологической последовательности, показать зарождение и развитие права, его соотношение с обычаями, традициями, моралью на разных этапах общественного развития.

         Основные компоненты системы политико-правовых знаний человека могут быть встроены в содержание исторических курсов по следующей схеме:

· регулирование поведения людей в первобытном обществе;

· древневосточное и античное право;

· право средневековых цивилизаций;

· западноевропейское право эпохи буржуазных революций;

· русское право и право Российского государства;

· международное право.

         История в данном контексте рассматривается как продвижение общества к осознанию личных и коллективных прав и свобод. За критерий прогресса или регресса любого общества берется при этом сужение или расширение прав и свобод человека данного общества. Этот же критерий положен в основу сравнения стран и народов в степени и скорости их продвижения к идеалу свободной личности, открытого общества и правового государства.[172]

        Данный подход к преподаванию истории позволяет в целом сохранить структуру, основной фактический материал и понятийный аппарат, комплекс умений, рекомендованных программой по истории для общеобразовательных школ, разработанных на основе стандарта школьного исторического образования.

       Такое структурирование материала соответствует и требованиям к уровню подготовки учащихся в рамках стандарта правового образования, где обозначены такие пункты как: усвоение системы знаний о правах человека, правах и обязанностях гражданина России, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности; создание представления о наиболее значимых явлениях истории становления и развития права (зарубежного и отечественного), создание условий для ценностного отношения к праву как явлению культуры; формирование четких ценностных ориентиров гуманистической направленности (соответствующее отношение к человеческой жизни и здоровью, правам человека, чести, достоинству); формирование осознанного отношения к праву как к средству защиты личности и общества; формирование четкой установки на законопослушание, негативную оценку нарушения правопорядка.[173] Включение данных компонентов в контекст исторического образования повышает педагогический потенциал правовых знаний.

       Опора на стандарт при внедрении данного материала в содержание исторического образования позволяет учитывать и психологический фактор – соответствие возрастным возможностям учащихся, т.к. не возникает условий «перегрузки» детей теоретическими знаниями.

       Таким образом, внедрение основных политико-правовых аспектов в каждый исторический курс предполагает обращение к программе, где обозначены основные понятия и факты, подлежащие усвоению.

В Таблице 2 представлен содержательный аспект правового образования, интегрированного в историю (модель интеграции политико-правовых аспектов), определены основные линии интеграции, соответствующие трем составляющим исторического сознания, которое является одним из средств формирования правовой культуры. Содержание материала адекватно современным образовательным требованиям, обозначенным в стандарте по историческому и правовому образованию, а также отвечает реальному уровню развития современной российской общеобразовательной школы, ощущающей недостаток в средствах обучения и компетентных кадрах.

Последовательное внедрение указанного правового материала в исторические курсы способствует формированию представления о преемственности в развитии политико-правовой мысли, в утверждении прав человека как общепризнанного международного правового стандарта, в создании институтов международного регулирования и защиты прав человека.

Соответствие требованиям к отбору содержания должно содействовать реализации основных задач правового образования – формированию правовых знаний (в частности, знаний о правах человека), отношения к праву (и правам человека) как социальной ценности, а также формированию навыков правомерного поведения. Тем самым, обеспечивается единство трех инвариантных компонентов политико-правового и исторического сознания - когнитивного, аксиологического и праксеологического.

 Наибольший потенциал для формирования системы знаний о правах человека заложен в курсах новой и новейшей истории. При этом можно учитывать уровень знаний и умений, сформированных в процессе изучения истории России и обществоведческих курсов. Знания учащихся по другим учебным предметам можно использовать не только в качестве опорных, но и для выдвижения проблемы, предварительного изучения отдельных понятий, для углубления и закрепления знаний. В практике обучения используются два варианта привлечения опорного материала в процессе объяснения новых знаний – это так называемая текущая связь и обстоятельное повторение опорных знаний до объяснения нового учебного материала (ретроспективные связи).

Текущая (сопутствующая) связь заключается в том, что в процессе объяснения нового материала учитель предлагает учащимся вспомнить, что они знают по данному вопросу из материала других предметов. Нет смысла применить текущую связь в тех случаях, когда учащиеся плохо знают соответствующий материал по другим предметам: повторять в таких случаях лучше до объяснения нового материала – это дает возможность повторно кратко объяснить то, что ученики забыли, прерывая объяснение новой темы.

Повторять опорный материал удобнее с помощью таблиц, схем, других видов наглядных средств обучения, которые в свое время применялись в других учебных предметах или курсах.[174]

         Курс новой истории имеет важное значение для формирования системы политико-правовых знаний у учащихся, т.к. именно в этот период начинается постепенная институциализация прав человека. В данном разделе уместно введение понятий – демократия, общественный договор, правовое государство, разделение властей и других, входящих в структуру стандарта – как основных вех на пути к осознанию прав человека через становление либерально-буржуазной идеологии.

       Каждый раздел в новой истории стран Европы и Америки имеет свой потенциал для включения элементов прав человека в содержание материала. Англия – один из примеров формирования гражданского общества и правового государства, а в рамках этого процесса шла борьба человека за свои права. Подводя итоги историческому развитию Англии следует обратить внимание на то, что к концу XVII века английский парламент прочно укрепил свои позиции и английская монархия перешла в статус ограниченной. Более того, к этому времени были приняты основные документы, которые впервые в мировой истории устанавливали правовой статус человека. Помимо «Великой хартии вольностей», которая уже изучалась раньше (основные статьи этого документа защищают интересы феодалов и одновременно ограничивают королевскую власть. Некоторые статьи охраняют права рыцарей, горожан и даже крестьянское имущество. Огромное значение имеет 39 статья, где обозначена презумпция невиновности. Важно обратить внимание, что впервые в истории власть ограничивалась законом, а не обычаем или моральными нормами; впервые в средние века свободные люди (на зависимых крестьян это не распространялось) получали определенные гарантии от произвола властей), появляются «Петиция о правах» (1628) – укрепила в сознании англичан убеждение в том, что у гражданина есть фундаментальные права, которые не может нарушить ни одно правительство; «Habeas Corpus Act» (1678). В переводе с латыни означает « иметь тело») – это положение требует от властей доставить арестованного гражданина в суд и объяснить причину его задержания, а, если у властей нет достаточных оснований для задержания, то гражданин должен быть отпущен. «Английский билль о правах» (1689) – ограничивал власть монарха, придавая решающую власть парламенту, а также декларировал такие традиционные права англичан, как право на суд присяжных, запрещение жестоких наказаний, право обращения с петициями к властям. В этих документах постепенно фиксировалась мысль о том, что основные права не могут быть отменены государством.[175]

       При изучении Великой французской буржуазной революции происходит ознакомление учащихся с главными достижениями революции в развитии демократических идеалов и ценностей. Оценивается Декларация прав человека и гражданина, разработанная Маратом и принятая Учредительным собранием 26 августа1789г. В документе проводится мысль о естественных и неотчуждаемых правах и свободах человека - свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению, право личной собственности.

        Следующим элементом содержания курса новой истории является раздел, связанный с изучением американской революции и ее вклада в развитие демократического общества. «Билль о правах» или 10 поправок к Конституции, принятой в 1791 году четко определяет и гарантирует права и свободы, которые сегодняшние американцы считают фундаментальными и неотъемлемыми: свобода совести, собраний, печати, право на защиту личной жизни, равенство перед судом и законом.

       Именно в XVIII веке законодательно оформилось первое поколение прав человека, которое получило название классических прав, и было закреплено в конституциях. Главное внимание уделялось личным и политическим правам.

        Элементы знаний о правовом государстве внесены в разделы о формировании идей Просвещения, где выделены взгляды Вольтера, Монтескье, Руссо, Локка на общественно-политические процессы, раскрываются теория общественного договора, идея правового государства и разделения властей.

         Важные моменты в развитии правового сознания людей и привития демократических ценностей внесены в курс новейшей истории. Развитие общества в ХХ веке вызвало новый этап борьбы людей за свои права. Это не только право на жизнь и свободу, но право на достойную жизнь человека. Так рождается второе поколение прав человека – права эпохи индустриального общества. «Железный» XIX век влечет за собой права, связанные с трудом людей, уровнем их повседневной жизни, их обеспеченностью в старости, их защищенностью от произвола работодателей. То есть отражается становление социальных, экономических прав, а позднее в эту группу войдут культурные права.

        В основу формирования второго поколения прав человека была положена идея обеспечения стабильного, без социальных потрясений и революций развитие общества. Главная угроза этому – разрыв между верхами и низами общества – богатыми и бедными. Неимущие, голодные, обездоленные люди не найдут другой формы протеста, кроме бунта, применения насилия против угнетателей. Для того, чтобы в обществе царил мир, государство, общество в целом, должно позаботиться о смягчении контрастов, защите законом простого человека, его быта, труда, охране его здоровья.

        Развитие социального законодательства впервые можно отметить в истории Англии. В 30-е годы поколение социальных прав стало формироваться в других странах. В этот период подобные законы были приняты в США. С 1935 года в стране были введены два типа социального страхования – по старости и по безработице. Эти вопросы целесообразно освещать при изучении «нового курса» Ф. Рузвельта, который был вызван многими противоречиями и в результате привел к становлению демократического общества, где главной социальной силой являлся и является «средний класс».

        Для укрепления понимания того, что права человека – фактор стабильности государства и мирового сообщества в целом, а их нарушение ведет к ломке демократических форм власти, следует подробнее останавливаться на особенностях становления тоталитарных режимов в Германии, Испании, Италии.

        История ХХ века – время становления интернациональных основ политики и права, период развития международных политико-правовых институтов, базирующихся на широкой нормативно-правовой базе, которая активно формируется после окончания второй мировой войны, ставшей катализатором развития международного права.

       При отборе материала о правах человека нужно ориентироваться на проблемы, отраженные в учебниках, такие как: появление ООН и принятия Всеобщей декларации прав человека (1948), принятие Женевских конвенций и Пактов о правах человека, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), ставшие реакцией мирового сообщества на гигантский катаклизм. При этом целесообразно будет включать материал, отсутствующий в учебниках, но имеющий значение для достижения поставленных целей.

       Наиболее полно второе поколение прав человека находит свое выражение в понятии «государство благоденствия», становление которого пришлось на 40-50-е годы, расцвет – на начало 60-х – начало 70-х годов. Базой для политики такого государства служила концепция неолиберализма.

Для данной работы большую значимость представляют проблемы новейшей истории, которые можно рассматривать как факторы, повлиявшие на возникновение третьего поколения прав человека – «коллективных прав» народов на здоровую окружающую среду, на развитие, на самоопределение. Включение материала о праве народов на самоопределение возможно при характеристике этнических процессов в мире в ХХ веке, а также в разделах о странах Азии и Африки после второй мировой войны, где рассматриваются национально-освободительные движения и антимонархические революции.

В учебниках очень поверхностно рассматриваются проблемы модернизации азиатских стран, вышедших из колониальной и полуколониальной зависимости. А в связи с выбранными подходами к преподаванию истории (культурологический, цивилизационный) было бы целесообразно скорректировать схему исторического процесса и уделять больше внимания специфике азиатских регионов, т.к. важнейшим итогом исторического развития ХХ века стало крушение колониальных империй, модернизация ранее отсталых в экономическом отношении государств, их приобщение к индустриальной цивилизации.

При изучении положения в освободившихся и развивающихся странах, где проживает большая часть населения мира, учащиеся приходят к пониманию многообразия современного мира, обращают внимание на то, что в целом путь развивающихся государств был самобытным и синтезировал национальные культурные, исторические традиции с достижениями европейских стран, а не просто осваивал элементы европейской цивилизации. В то же время они учатся видеть за различной национальной и региональной спецификой общие проблемы, которые характерны для многих народов мира. Одна из таких общих проблем – отношение к праву народов на самоопределение. Эта норма (право народов на самоопределение) считается универсальной и закреплена во многих документах международного характера. Данный аспект не отражается в школьных учебниках и учебных пособиях по истории, а между тем, он играет важную роль для развития праксеологической составляющей как исторического, так и политико-правового сознания, т.к. контроверзы данного материала предоставляют возможность для формирования аналитико-синтетических умений, умений сравнивать и оценивать. Этот аспект имеет принципиальное значение для осознания того, что называют обеспечением достойной жизни человека (соблюдение всех трех поколений прав человека).

В учебниках рассматриваются проблемы экономического и политического развития Китая, Индии, Турции, Египта, Ирана. Но без внимания остаются проблемы национальных меньшинств, для которых характерна целая волна национально-освободительных движений, поднимающих актуальные вопросы развития. Так, в учебниках упоминается факт революции в Ираке, а как известно, в процессе революции не прекращалось национально-освободительное движение народа против монархии. Можно зацепиться за этот факт и преломить его под национально-освободительное движение курдов во главе с Мустафой Барзани, выступавшего за предоставление автономии курдам. Автономия – одна из форм проявления права народов на самоопределение.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь