Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Реализация межпредметных связей на материале новейшей истории и права ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Заключение О правах человека написано и сказано много. В литературе освещается целый комплекс проблем, связанных с реализацией прав человека, которые являются высокоорганизованной системой, состоящей из нескольких компонентов (подсистем), а функционирование последних обеспечивает устойчивость и целостность системы прав человека. Очевидным остается тот факт, что реализация норм по правам человека становится фактором стабильного и мирного существования международного сообщества. Это определяется рядом обстоятельств. 1. Стабильность существования невозможна без обеспечения свободы и автономии личности, по своему усмотрению определяющей способы и сферы своей жизнедеятельности. Эта свобода и ее границы содержатся в правах человека. 2. Права человека положили конец всевластию государства, рассматривавшего человека как подданного, слепого и послушного исполнителя государственных команд и приказов. Такая ситуация неизбежно вызывала напряженность в обществе, стремление освободиться из-под опеки всесильной власти и, нестабильность развития. Установление партнерства между гражданином и властью, вытекающего из принципов прав человека, предотвращает политические и социальные катаклизмы, способствует развитию общества, цель которого избрана и одобрена большинством народа. 3. Права человека – главный ориентир и высшая ценность, которыми должно руководствоваться государство. Обеспечение прав человека – обязанность законодательной, исполнительной, судебной властей. 4. Права человека и их реализация «маркируют» природу государства. При этом важна связь провозглашенных прав и четко отработанных механизмов, процедур, надежно обеспечивающих их реализацию. Нередко тоталитарные государства провозглашают широкий каталог прав и свобод, но они являются лишь декларацией. Поэтому только связь двух компонентов – провозглашенных прав и механизмов обеспечения их реализации – свидетельствует о подлинном демократизме государства. 5. Принцип формального юридического равенства, на котором основаны все права человека, примиряет противоречивые и разнонаправленные интересы людей, создает своего рода консенсус относительно характера их взаимодействия, объема благ и притязаний, на которые может рассчитывать каждый, определяет роль государства в отношении к правам человека и способам их защиты. 6. Значимость прав человека проявляется в их постоянном расширении и развитии, поэтому их и классифицируют как органичную систему. Они охватывают все новые сферы общественных отношений, поскольку последние проявляют неустойчивость и грозят стабильности общественного развития. Все важнейшие компоненты стабильного существования кристаллизуются в правах человека – политических, личных (гражданских, экономических, социальных, культурных), «коллективных» прав народов (право на развитие, на самоопределение, на здоровую окружающую среду и т.д.). Это позволяет применять «человеческое измерение» как ко всей единой системе факторов стабильности, так и к каждому из них в отдельности. Одним из факторов стабильности является политика по отношению к национальным или этническим меньшинствам. Международное сообщество приняло ряд мер, направленных на регулирование этнических проблем. Эти меры закреплены в международных и региональных документах по правам человека. Одной из общепризнанных норм является право народов на самоопределение. Это право обозначено в ряде документов – Уставе ООН 1945 г., резолюцииГенеральной Ассамблеи «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами» 1962 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Декларации о праве на развитие 1986 г., Венской декларации и Программе действий 1993 г. В результате анализа данных документов было определено, что право народов на самоопределение представляет из себя комплексную характеристику, включающую определение народом своего политического, экономического, социального и культурного статуса, статуса собственника над ресурсами, что цементирует основы национально-государственного суверенитета. Подробный анализ указанных документов, а также изучение научных позиций по вопросу права народов на самоопределение позволил выделить несколько критериев соответствия притязаний народа на самоопределение, среди них – возможность осуществления данного права в ущерб принципу территориальной целостности, если в государстве наблюдаются явные признаки дискриминации национальных или этнических меньшинств; наличие территории и связь с этой территорией историческими узами. Если народ выбирает путь к самоопределению, то следует определиться с формой последнего. Народ может создать отдельное, суверенное государство, стать частью конфедерации или федерации и др. Реализация права наций на самоопределение вызывает к жизни не только проблемы, связанные с формой государственности, но и с вмешательством третьих сил в процесс самоопределения, которые могут аппелировать и к чисто гуманным мотивам, осуществляя гуманитарную интервенцию, и реализовывать свои меркантильные, корыстные планы, достигая стратегических целей. Указанный клубок противоречий тесно связан с историей развития курдского вопроса. Проблема самоопределения курдов – ровесница иракского государства, которое образовалось в начале 20-х годов на обломках Османской империи. Курдское население проживает на территории исторического Курдистана, а эта территория оказалась в центре борьбы за выживание, за самоопределение народов, а если без высоких слов, это – борьба за нефть, воду, энергетические ресурсы. Богатые ресурсы, находящиеся на территории Курдистана затрагивает интересы стран, на чьей территории они располагаются (Сирия, Турция, Иран, Ирак), не способствовали решению курдского вопроса. К тому же курдское национальное движение было разобщенным, многочисленные курдские партии выясняли отношения между собой, да и мировое сообщество не заинтересовано в создании независимого курдского государства, несмотря на попытки реальной помощи курдам (принятие резолюций СБ ООН № 688 и № 986) в то время, когда последних терроризировали власти государства, используя политику геноцида, этнических чисток, депортации. Курды рассматривались как потенциальные сторонники США в борьбе против С. Хусейна, но с другой стороны курды использовались лишь по геополитическим мотивам, и, чтобы сохранить потенциальный очаг опасности для Хусейна США способствовали созданию бесполетной зоны. Создание независимого государства курдов может привести к изменениям в расстановке политических сил в регионе.[180] Сейчас речь уже не идет о создании единого курдского государства, курды претендуют лишь на создание автономий в каждой из четырех стран, где они исторически проживают[181]. Лидер иракских курдов, Масуд Барзани сам говорит о том, что время для создания независимого Курдистана еще не пришло, т.к. требуется проведение политической реформы и объединение всех внутренних сил, которые на практике смогут реализовать принципы международного сообщества, стремящегося к гуманизации международных отношений, одним из факторов которых должны стать права человека. Стремление к данным идеалам заставляет разрозненные политические силы Иракского Курдистана садиться за стол переговоров. Одним из важнейших итого этого процесса стало принятие проекта Конституции Иракского Курдистана. Данный проект – результат совместных усилий курдских партий (ДПК и ПСК) и представителей США. Этот проект может быть воплощен в жизнь только при условии, если данный регион станет субъектом федеративного Ирака, но до этого пока еще далеко. Курдский вопрос является компонентом подсистемы прав человека регионального уровня и, следовательно, структурным элементом всей системы прав человека. Другим структурным компонентом системы прав человека является просвещение и образование в этой области. Одной из задач данной работы было выявление возможностей реализации политико-правовых аспектов в содержании школьного исторического образования…………………………………….
Таблица Модель интеграции политико-правового материала в содержание школьного исторического образования
Заметки к диплому.
Либерализация и демократизация российского общества, вступление России в Совет Европы в 1996 и выполнение в связи с этим целого комплекса обязательств: реформа пенитенциарной системы, передача религиозным организациям их собственности, изменение законодательства в соответствии с международными стандартами; отмена смертной казни (на сегодняшний день сохраняется мораторий на применение ее как высшей меры наказания), создание коллегий адвокатов, института Уполномоченного по правам человека, - способствовали трансформации правовой культуры от социоцентристского к персоноцентристскому типу[182], политического режима – от посттоталитарного к демократическому, политической культуры – от патриархальной к гражданской – культуре участия. Однако многовековой путь России к праву еще не завершился, как не завершился этот путь и во всем мире, где до сих пор сохраняется возможность для реанимации атавизмов тоталитарного режима. Среди таких атавизмов в современном мире можно назвать многоликое насилие (психическое, физическое, моральное) над личностью, которое находит выражение: 1) в государственном и международном терроризме; в качестве защиты от последнего некоторые политики предлагают ограничение и сужение института прав человека, а это может привести к верховенству «права силы»; 2) в «домашнем» насилии, жестокости ( его источники – в обнищании многих социальных слоев, в житейской безысходности и бытовой неустроенности многих семей); 3) в появлении таких экстремистских молодежных организаций как скинхэды, т.е. группировки ультраправого направления, проповедующие превосходство одной нации над другой, и т.п. Для того чтобы российское общество могло противостоять опасностям многоликого насилия, необходимо формирование культуры мира и просвещения в ее духе, формирование устойчивой потребности в правах человека, «привычки к праву». Именно культура мира должна придти как манифест, освобождающий человечество от всяких «измов», изрядно порасшатавших национальные культуры. Культура мира должна включать в себя целый спектр политико-правовых ценностей, являющихся основаниями идеалов гражданского общества и правового государства: юридическое равенство; реализация всего комплекса прав и свобод человека и гражданина; соразмерное соотношение прав и обязанностей человека, гражданина, личности; толерантное отношение к инакомыслящим со стороны общества и государства. Составляющими механизма защиты и самозащиты человека от современного насилия должно стать правовое просвещение и правовое образование в области прав человека.[183] ООН
Название предложил Ф.Д. Рузвельт. 26 июня 1945 года был подписан Устав ООН, а дата его ратификации Китаем, СССР, США, Францией, Великобританией (24 октября 1945) стала днем основания ООН. В настоящее время ООН объединяет 191 государство (в 1945г – 51). По Уставу главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат. Действует 15 вспомогательных учреждений: ВОЗ, ЮНЕСКО (Организация ОН по вопросам образования, науки и культуры), МОТ (Международная орг-я труда), МАГАТЕ (Международное агенство по атомной энергии) и др., а также программы и органы ООН: ЮНИФЕМ (фонд ООН для развития в интересах женщин), ЮНЕП (программа ООН по окр. среде), ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), ДООН (Добровольцы ООН). Главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности несет СовБез. Его решения имеют обязательную юридическую силу. Состоит из 15 членов: 10 непостоянных, периодически избираемых всеми государствами – членами на двухлетний срок, и 5 постоянных членов (Китай, Россия, Великобритания, США, Франция). Любой из постоянных членов обладает «правом вето». Высшим должностным лицом является Генеральный секретарь, назначаемый Ген. Ассамблеей по рекомендации Совбеза. В последние 30 лет соблюдается принцип ротации этого поста между региональными группами. Он переходил от Азии (У Тан, Бирма, ныне Мьянма), к Западной Европе (Курт Вальдхайм, Австрия), Латинской Америке (Хавьер Перес де Куэльяр, Перу) и Африке (Бутрос Бутрос-Гали, Египет, и Кофи Аннан, Гана). Под эгидой главных органов ООН действует ряд комитетов: Комитет по правам человека (1979), Комитет по расовой дискриминации (1970), Комитет по ликвидации дискриминации п отношении женщин (1982), Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (1987), Комитет против пыток (1988), Комитет по правам ребенка (1990).
[1] Хозин Г.С. Каким быть международным отношениям в XXI веке. // Международная жизнь. – 2001. - №2. – С. 72 [2] Робинсон М. Образование в области прав человека – наше общее дело. // Учительская газета. – 2001. - № 51. [3] Глушкова С.И. Права человека в России: теория, история, практика. – Екатеринбург. УрГУ, 2002. – С. 13-16 [4] Человек и общество. Современный мир. Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.И. Купцова. М.: Просвещение, 1994 [5] Преподавание прав человека в 5-9-х классах средней школы. М., 1997. [6] А.И. Матвеев. Международное исследование «CIVIC». Предварительные результаты тестирования российских учителей. // ПИиОШ. – 2002. - № 5. – С. 22-24 [7] Robertson A. Human Rights in the World. Manchester, 1972. p. 35 // Общая теория прав человека (под ред. Лукашевой Е.А.). М.: Норма, 1996 [8] Мовчан А.П. Международная защита прав человека. М., 1958. – С. 41-145. Островский Я.А. ООН и права человека. М., 1965. – С. 40-122
[9] Пугачев В.В. От прав гражданина к правам человека. // Российский бюллетень по правам человека. М.: Мемориал, 1991. Выпуск 1. Секеринский С.С., Шолохаев В.В. История либерализма. М., 1998 [10] Общая теория прав человека (под. ред. Лукашевой Е.А.). М.: Норма, 1996 [11] Куклина И.Н. Права человека: политическое и гуманитарное измерение. // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. - № 11. – С. 22 [12] Цыганков П.А. Международные отношения. М.: Новая школа, 1996. – С. 219 [13] Карташкин В.А. Права человека и вооруженные конфликты. М., 2001 [14] «Круглый стол»: «Права человека и стратегия устойчивого развития».//Государство и право. – 1998. - № 11. – С. 117 [15] Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. М., 2000 [16] Права человека и права народов. Первое межреспубликанское совещание по правам человека. // Российский бюллетень по правам человека. Выпуск 1. М., 1991. – С. 14 [17] Перепелкин А.С., Руденский Н.Е. Национальный вопрос и права народов в СССР: опыт социально-политического анализа. // Российский бюллетень по правам человека. Выпуск 1. М., 1991. – С. 101 [18] Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 1991. – С. 118-119 [19] Pipes D. The Muslims are coming! The Muslims are coming! // National Review. – Nov. 19. – 1990. – P. 28-31 [20] Esposito J. The Islamic Threat. N.Y., Oxford, 1992 [21] Мирский Г.И. Ислам и нация: Ближний Восток и Центральная Азия. // Полис. – 1998. - № 2. – С.78 [22] Бешикчи И. Строй Восточной Анатолии. Социально-экономический и этнический аспект. Стамбул, 1970. Ванли И. Курдистан – вопрос курдов. Париж, 1960 [23] M. M. Bruinessen. Agha, Sheikn and State. On the Social and Political Organization in Kurdistan. Uttrecht, 1978. R. Olson. The Emergence of Kurdish Nationalism. 1880-1925. [24] Халфин Н.А. Борьба за Курдистан. М., 1963. Лазарев М.С. Курдистан и курдская проблема. М., 1964. Джалил Джалиле. Восстание курдов 1880 г. М., 1966. [25] Курдское движение в новое и новейшее время. М.: Наука, 1987. – С. 195-220 [26] Ушаков В., Иноятов И. Кому выгодна эта война? // Азия и Африка сегодня. – 1988. - № 3. – С. 9-11 Седов И. Война без конца или... // Новое время. – 1988. - № 7. – С. 18-20 [27] Боровой Я., Чудодеев А. Глядящие в глаза смерти. // Новое время. – 1991. - № 15. – С. 24-25 Мгои Ш.Х. Тернистый путь к свободе. // Азия и Африка сегодня. – 1998. - № 8. – С. 28-31 [28] www.kurdistan.ru, www.aha.ru, usinfo.state.gov, www.hro.org, nomad.web.com [29] Демченко П. Курды – заложники большой политики. // Эхо планеты. – 1993. - № 15. – С. 5-8 Жигалина О.И. Курдский вопрос как региональный и локальный конфликт. // Восток. – 1995. – № 6. – С. 91-104 Мосаки Н. Нефть и курдская проблема. // Азия и Африка сегодня. – 2002. - № 3. – С. 33-36 [30] Лазарев М.С. Международная конференция по истории Курдистана. // Восток. – 1996. - № 1. [31] Жигалина О.И. Курдская проблема в культурном и геополитическом аспекте. // Восток. – 1999. - № 5. [32] Набиев Ю. Курдская проблема и права человека. // www.nabiev.ru [33] Кочои С. Иракский Курдистан: геноцид и борьба за самоопределение. // Правозащитник. – 2000.- № 4. [34] Боголюбов Л.Н., Кинкулькин А.Т. Состояние и перспективы современного обществоведческого образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. - № 1. [35] Сухолет И.Н. На каких принципах следует строить школьное обществознание? // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. - № 4. [36] Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? – М.: Просвещение, 1988 [37] Данилова А. Традиции и законы.// Граждановедение. – 2000. - № 50. [38] Марковичева Е.В. Актуальные проблемы правового воспитания и гражданского образования.// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. - № 2. [39] Элиасберг Н.И….. [40] Боголюбов Л. Н. Межкурсовые и межпредметные связи при изучении истории и обществоведения.// Преподавание истории в школе. – 1965. - № 1. [41] Никитин А. Ф. Педагогика прав человека. М., 1993. [42] Гурьев А.И. Статус межпредметных связей в системе современного образования. // Наука и школа. – 2002. - № 2. [43] Иоффе А., Кишенкова О. От античности до наших дней.// Граждановедение. – 2002. - № 52. Иоффе А., Кишенкова О. От античности до наших дней. // Граждановедение. – 2003. - № 1. [44] Качина О. Судебники, писцовые книги. // Граждановдение. – 2003. - № 32. [45] Общая теория прав человека (под. ред. Лукашевой Е.А.). – М.: Норма, 1996. – С. 448-449 [46] Барковская Е. Ислам сегодня и права человека. // Азия и Африка сегодня. – 2000. - № 8. – С. 21 [47] Шестаков Л.Н. Ислам и права человека. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 1997. - № 5. – С. 68 [48] Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. (авт. сост.: В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева). – М.: Норма, 2002. [49] Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования… [50] Сидорцов В. Методология… [51] Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Академия, 2001. [52] Мачин И.Ф. Правовые взгляды софистов.// Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 2001. - №. 3. – 101-103 [53] Шелестов Ю.И. К вопросу о генезисе концепции правового государства. // Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. – 1997. - № 2. – С.75 [54] Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право. // Государство и право. – 2000. - № 3. – С.6 [55] Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 1999. – С.76 [56] Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право. // Государство и право. – 2000. - № 3. – С. 7 [57] Права человека. История, теория и практика. Учебное пособие. (Отв. ред. Б.Л. Назаров). – М.: Русслит, 1995. – С. 70-71 [58] Шелестов Ю.И. К вопросу о генезисе концепции правового государства. // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. – 1997. - № 2. – С.76 [59] Гаджиев К.С. Либерализм: история и современность. // Новая и новейшая история. – 1995. - № 6. – С. 19 [60] Глушкова С.И. Права человека в России: теория, история, практика. Екатеринбург, 2002. – С. 20-24 [61] Гаджиев К.С. Либерализм: история и современность. // Новая и новейшая история. – 1995. - №. 6. – С. 22 [62] Общая теория прав человека ( рук. и отв. редактор Е.А. Лукашева). М.: Норма, 1996. – С. 17-19 [63] Права человека: итоги века. – С. 36 [64] Тузмухамедов Р.А. «Третье поколение прав человека» и права народов.// Советское государство и право. -1986. - № 11. – С. 106-113 [65] Права человека: итоги века. – С. 37 [66] Общая теория прав человека (рук. и отв. редактор Лукашева Е.А.). М.: Норма, 1996. – С. 27 [67] Крылов С.Б. История создания Организации Объединенных Наций. 2-е издание. М., 1960. – С.43 [68] Глушкова С.И. Права человека в России: теория, история, практика. Екатеринбург, 2002. – С.443-445 [69] The Limburg Principles on the Implementation of the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights. Human Rights Quarterly. 1987. Vol. 9. № 2. P. 122-135 [70] цит. по: Общая теория прав человека (отв. редактор Лукашева Е.А.). М.: Норма, 1996. – С. 441 [71] Таблица составлена на основе: Процедуры преставления и рассмотрения сообщений. Изложение фактов. №7. ООН. С.8 [72] Арах М. Европейский Союз: видение политического объединения. М., 1998. – С. 37 [73] Права человека: итоги, тенденции, перспективы (ред. Лукашева Е.А.). М., 2000. – С. 110 [74] Шестаков Л.Н. Ислам и права человека.// Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 1997. - № 5.- С. 62 [75] Барковская Е. Ислам сегодня и права человека. // Азия и Африка сегодня. – 2000. - № 8. – С. 21-22 [76] Шестаков Л.Н. Ислам и права человека. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 1997. - № 5. – С. 68 [77] Евменова Т. Самоопределение народа как феномен политики и права. // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2001. - №1. [78] Droits de l’homme. Recueil d’instruments internationaux. New York.: ONU., 1983. [79] Human Rights. A Compilation of international instruments. Vol. 1. New York.: United Nations, 1993. P.20 [80] Евменова Т. Самоопределение народа как феномен политики и права. // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2001. - № 1 [81] Евменова Т. Самоопределение народа как феномен политики и права. // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2001. - № 1. [82] Ахметшин Р.И. Народ как субъект права на самоопределение. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 1998. - № 2. – С.112 [83] См., напр.: Волков В.К. Трагедия Югославии. // Новая и новейшая история. – 1994. - № 4-5. – С. 15-22 [84] Евзеров Р.Я. Право народов на самоопределение в контексте современного развития. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - № 4. – С. 6-7 [85] Организация Объединенных Наций: Сб. документов. М., 1981. – С. 467-468 [86] Евзеров Р.Я. Право народов на самоопределение в контексте современного развития. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - № 5. – С. 3-4 [87] Евзеров Р.Я. Право народов на самоопределение в контексте современного развития. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - № 4. – С. 8 [88] Евзеров Р.Я. Право народов на самоопределение в контексте современного развития. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - № 5. – С. 6-7 [89] Жигалина О.И. Курдский вопрос как региональный и локальный конфликт. // Восток. – 1995. - № 6. – С. 91 [90] Лазарев М.С. Курдистан в геополитическом аспекте. // Восток. – 1998. - № 6. – С. 53 [91] Полная хронология ХХ века. М.: Вече, 1999. // www. Russ.ru [92] Барзани Нечирван. Курдская проблема и современность (доклад на конференции в Американском университете). // Курдская мысль. – 2001. - № 1. // www. Kurdistan.ru [93] Джалиле Дж. Восстание курдов 1880 года. М., 1966. – С. 76 [94] Лазарев М.С. Курдистан и курдская проблема. М.. 1964. – С. 31 [95] Лурье С. Новая Мидия? // Спецназ России. - 2003. - № 4. [96] Жигалина О.И. Курдский вопрос как региональный и локальный конфликт. // Восток. – 1995. - № 6. – С. 93 [97] Мгои Ш. Мустафа Барзани. // Азия и Африка сегодня. – 1998. - № 2. – С. 11 [98] Мгои Ш. Тернистый путь к свободе. // Азия и Африка сегодня. – 1998. - № 8. – С. 28 [99] Ihssan M. The Kurdish Issue and the Ruling Problem in Iraq (paper from Denmark conference). // www.kurdistan.ru [100] Сейранян Б. Звезда и жизнь диктатора.//Азия и Африка сегодня. – 1994. - № 4. – С. 8 [101] Згерский Д. Разорванная нация. // Новое время. – 1991. - № 47. – С. 22 [102] Мгои Ш. Тернистый путь к свободе. // Азия и Африка сегодня. – 1998. - № 8. – С. 29 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы