Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Материал для семинара о семейном воспитании



Карен и Роном Флауэрз

 

Тема

В Библии отводится значительное место рассмотрению отношений «отцы-дети» и даются конкретные советы, которые могут быть также эффективно использованы родителями в наше время.

 

От авторов

Данное пособие по изучению Библии предназначено для того, чтобы помочь пасторам, руководителям семейного служения, другим служителям в проведении серии семинаров по проблемам семейного воспитания. Материал составлен на основе наставлений родителям (см. Втор. 6: 4—9, 20—25; Притч. 22: 6; 23: 13, 14; и Еф. 6: 1—4), и может быть использован как практическое пособие по воспитанию детей и развитию взаимотношений между родителями и детьми в ходе изучения Библии, связанного с этой тематикой. Этот материал можно также использовать (после некоторой адаптации) в группах родительской поддержки, либо предлагать родителям для индивидуального изучения в случае невозможности проведения семинаров или отсутствия групп поддержки.

 

Часть 1

В завете с Богом

Втор. 6: 4—9, 20—25

 

Сотворив первых мужчину и женщину, Бог соединил их в супружескую пару (см. Быт. 2: 24). Он благословил их производить потомство, и повелел им иметь детей (Быт. 1: 26—28). Таким образом, Создатель возложил на первую супружескую пару, а через них и на все последующие пары ответственность за продление на земле человеческого рода как носителя образа Божьего.

Однако обязанность иметь детей возлагается на родителей не для того, чтобы угодить Богу. Хотя из Библии хорошо видно, что браки сопровождались рождением детей, некоторые супружеские пары не имели, а некоторые не могли иметь детей. Тем же супругам, которые могут и хотят иметь детей, следует серьезно отнестись к принятию такого решения, принимая во внимание свою способность обеспечить детей всем необходимым (см. 1 Тим. 5: 8).

Рождение ребенка должно быть тщательно обдуманным шагом, требующим готовности к самоотверженности в его воспитании. Этот шаг должен сопровождаться ясным пониманием того, что родители становятся сопричатниками благословения, изначально данного Богом в момент Творения. Однако решение иметь детей — это не только серьезная ответственность, но и огромная радость от того, что ты стоишь у истока новой жизни. Библия очень восторженно говорит о детях: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! » (Пс. 126: 3—5).

Иисус очень любил детей и высоко оценивал взаимоотношения между родителями и детьми. «И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10: 16). «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня…» (Мк. 9: 37). Иисус считал, что дети способны многому научить взрослых в делах веры. Он говорил о детях, как о «…малых сих, верующих в Меня…» (Мк. 9: 42).

В ходе семинара мы предлагаем рассмотреть четыре отрывка из Библии (см. Втор. 6: 4—9, 20—25; Притч. 22: 6; 23: 13, 14; и Еф. 6: 1—4), содержащие конкретные наставления и поучения, которые могут быть особенно полезны родителям в ходе осуществления ими своих обязанностей перед детьми.

 

В завете с Богом

Одним из великих дел Моисея как вождя было напоминание народу Божьих принципов взаимоотношений с Ним на основе завета. Эти заключительные наставления Моисея записаны в Книге Второзаконие. Моисей высоко оценивал роль семьи в осуществлении народом замыслов Божьих. Поэтому он начинает свое наставление родителям словами: «Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» (Втор. 4: 9).

Призыв к посвящению себя Богу в обращении Моисея. Непосредственное обращение Моисея к родителям можно прочитать во Втор. 6: 4—9, 20—25. Оно состоит из двух частей: назидательной и конкретных наставлений. Вначале Моисей подчеркивает важность личных отношений родителей с Богом, которые служат фундаментом их взаимоотношений с детьми. Родители должны самозабвенно любить Бога всем своим естеством (см. Втор. 6: 5). Любовь, к которой призывает Моисей, является ответом на любовь Бога к Своему народу в прошлом (см. Втор. 4: 37; 7: 8; 10: 15), в настоящем (см. Втор. 23: 5), и обещанием Его любви в будущем (см. Втор. 7: 13).

В других книгах Моисея, а также во всем Ветхом Завете, это слово «любовь» (древнеевр. «ахав») всегда употребляется для описания отношений в семье. Оно употребляется, когда речь идет о любви супругов (например, Исаака и Ревекки в Быт. 24: 67), родителей к детям (Исаака и Исава, или Ревекки и Иакова в Быт. 25: 28), а также о дружбе (например, Давида и Ионафана в 1 Цар. 18: 1). В Книге Второзаконие оно также употребляется, когда необходимо подчеркнуть преданность и верность, — исключительную избранность и верность своему избраннику или избраннице. Это же представление о преданности и верности как неотъемлемом свойстве любви присутствует и в преобладающем слове, обозначающем любовь в Новом Завете («агапэ»). Форму этого слова употребляет Иисус Христос, когда напоминает законнику слова Моисея: «Возлюби Господа Бога твоего… Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37—39. Ср. Втор. 6: 5; Лев. 19: 18).

В первой части обращения Моисея к родителям звучит высокий призыв к посвящению Богу — посвящению, выраженному в благоговении, верности и приверженности, а также в душевной теплоте и чувстве сердечной привязанности. Прежде чем родители смогут успешно наставлять своих детей, они должны безраздельно, всем сердцем, благоговейно, горячо и страстно возлюбить Бога.

 

Назидательная часть обращения Моисея. Следующий аспект обращения Моисея можно назвать назидательным. Моисей призывает родителей делиться с детьми своими духовными опытами. Им надлежит через повседневные практические дела внушать своим детям повеления Божьи. «Внушать» (Втор. 6: 7) — производное от древнееврейского слова, которое означает «править» или «точить». Родительские «внушения» должны быть точными и прямыми, направляющими детей на ключевые духовные истины.

Духовное наставление должно стать неотъемлемой частью семейной жизни. Его важность подчеркивается с помощью емких противопоставлений: «Сидя — идя», «ложась — вставая» (Втор. 6: 7). Вторую пару глаголов («ложась — вставая») интерпретируют как библейское основание для утренних и вечерних семейных богослужений (Янгберг. «Второзаконие шестая глава: библейская программа религиозного образования»). Духовная доминанта и религиозный аспект в воспитании детей должны проникать все стороны семейной жизни. Слова: «и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (ст. 9) указывают на ту роль, которая должна отводиться духовности во всех наших поступках и делах. Косяки двери и ворота, по-видимому, указывают на необходимость вести богоугодный образ жизни как в своей семье, так и в обществе людей. Все аспекты семейной жизни становятся своего рода классами школы, в которых родители-христиане преподают своим детям духовные уроки.

 

(См. раздаточный материал №1 для использования на практическом занятии по теме «В завете с Богом».)

 

 

Часть 2

 

Быть неотразимым свидетелем для своего ребенка

Притч. 22: 6

 

Воспитание детей в семье является одной из тем, представленных в Книге Притчей. На страницах этой книги довольно часто говорится о роли родителей, а также даются практические советы по воспитанию молодежи.

Знаменитый стих о воспитании детей из Книги Притчей гласит: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6). Возникло множество интерпретаций выражения «при начале пути его», которые в основном сводятся к двум вариантам: 1) высоконравственный путь праведности, и 2) жизненный путь, который наилучшим образом соответствует индивидуальным особенностям ребенка и является его предназначением. Второй вариант получил большее признание среди многих христианских педагогов, особенно среди тех, кто советуют родителям с большей готовностью отвечать на запросы своих детей и быть более гибкими в том, что можно и чего нельзя им позволять в каждом конкретном случае. Хотя такая интерпретация выглядит очень привлекательной (особенно если учесть, что внимание к запросам ребенка действительно необходимо), весьма маловероятно, что именно это имел в виду автор Книги Притчей. В ней слово «путь», как правило, означает «путь, который человек избирает в жизни», и который может быть мудрым или немудрым; честным, высоконравственным и праведным или, наоборот, аморальным, исполненным зла и неправедным, как, например, «путь добрых» (Притч. 2: 20) и «путь беззаконных» (Притч. 4: 19). Этого же варианта придерживается «Толковая Библия с комментариями» (1991 г.): «Согласно Книге Притчей существует лишь два “пути”, по которым может пойти ребенок: путь мудрых и праведных, и путь глупых и нечестивых» (с. 1061).

«Комментарий к Книге Притчей» Клиффорда содержит совершенно новую, но маловероятную интерпретацию. Он считает, что этот стих представляет собой ироническое замечание об опасности, подстерегающей ребенка, решившего пойти собственным путем: «Разрешите юноше поступать, как ему заблагорассудится, и из него вырастет своевольный взрослый, не способный к изменению! » (с. 197).

Для понимания смысла этого стиха ключевое значение имеет открывающий стих глагол «наставь». Употребленное здесь древнееврейское слово имеет общий корень с арабским словом, которое значит «вводить» или «делать опытным», которое в свою очередь изначально имело значение «натирать десна новорожденного финиковым соком или оливковым маслом, чтобы вызвать у него сосательный рефлекс». Это исследование этимологии слова дает нам полное право читать Притч. 22: 6 в типичном для Книги Притчей понимании слова «путь»: «Приучи ребенка смаковать жизнь». Или: «Приучи ребенка находить удовольствие в следовании по избранному пути».

Книга Притчей советует юноше искать знание «как сокровище» (Притч. 2: 4), хранить наставления родителей «как зрачок глаз твоих» (Притч. 7: 2), находить радость в мудрости (см. Притч. 10: 23), и отдавать предпочтение высоконравственному пути, а не порочному: «Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо» (Притч. 19: 8). Подобно повивальной бабке, которая приучала новорожденного к материнскому молоку, родители должны научиться преподавать небесные ценности и христианский образ жизни привлекательно для своих детей, способствовать возникновению у них жажды к духовному, чтобы детей непреодолимо тянуло к возвышенному, как новорожденного к материнскому молоку.

Вторая часть стиха: «Он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6) дословно звучит так: «Он не сойдет с него, даже когда у него на подбородке начнут расти волосы». Иными словами, то, что воспитано в детстве, останется и в зрелом возрасте. Обычно Притч. 22: 6 понимали как обетование того, что целенаправленные усилия родителей по воспитанию в детях будущих христиан обязательно увенчаются успехом. Подразумевалось, что даже если дети, повзрослев, на некоторое время отступят от веры, они, в конце концов, позже непременно возвратятся к Богу. Некоторые родители, склонные видеть в этом стихе причинно-следственную связь, испытывают чувство вины. Они понимают этот стих так, что коль скоро их дети духовно отпали, — это является следствием (неправедная жизнь их детей), вызванным причиной — промахами в семейном воспитании.

Однако Книга Притчей содержит изречения и принципы, универсальные истины и практические советы. Очень часто в ней говорится о возможном, но не стопроцентно предсказуемом развитии событий. Рассматриваемый нами стих ни в коем случае не гарантирует, что в будущем дети всегда будут делать выбор, исходя из полученного в детстве воспитания (благотворного или нет). В нем действительно говорится о большом влиянии воспитания, полученного в раннем детстве, и о большой вероятности того, что это влияние будет сказываться и на взрослой жизни. Вместо того чтобы взваливать на родителей всю тяжесть моральной ответственности за будущее своих детей на этой земле и их вечную участь, библейский автор высказывает здесь мысль, подобную той, что мы находим во Второзаконии: задача семейного воспитания — передать следующему поколению страстное желание следовать путями Господними.

 

(См. раздаточный материал №2 для использования на практическом занятии по этой теме.)

 

Часть 3

Мудрость в наказании

Притч. 23: 13, 14

 

Мудрость, собранная в Книге Притчей, гласит, что у детей еще отсутствует моральная зрелость, что дети склонны ко греху, опрометчивым поступкам и не умеют принимать правильных решений. Вудкок в своей работе «Книга Притчей: тематическое исследование», комментируя Притч. 22: 15, объясняет такое представление о детях следующим образом: «Дети отличаются естественным влечением к глупости. Их безрассудство крепко въелось в них и стало частью их самих (см. Притч. 22: 15). Им не хватает мудрости, чтобы не поддаваться своим греховным и дурацким наклонностям» (с. 174).

Культура ветхозаветного Израиля, равно как и все другие культуры Ближнего Востока, рассматривала телесное наказание детей как само собой разумеющееся средство воспитания детей и исправления их «греховных и дурацких наклонностей». В Библии неоднократно упоминается использование розги (древнеевр. «шебет») для воспитания дисциплины в детях (см. Притч. 13: 24; 22: 15; 23: 13, 14; 29: 15).

 

Розга

Розга (древнеевр. «шебет») была одним из приспособлений, таких, как пастуший «посох» (Пс. 22: 4) или «прутья», которые использовал Иаков для увеличения поголовья своих овец (см. Быт. 30: 37—41), и «жезл», который Аарон бросил перед фараоном (см. Исх. 7: 9—15). В Ис. 28: 27 «шебет» — это палка для молотьбы. «Шебет» широко применяли как средство наказания: рабов (см. Исх. 21: 20), глупцов за их безрассудство (см. Притч. 10: 13; 26: 3), сына (см. Притч. 13: 34), ребенка или юноши (см. Притч. 22: 15; 23: 13, 14; 29: 15). Образно «шебет» используется Богом для вразумления наследников престола Давидова (см. 2 Цар. 7: 14) и суда, производимого Мессией над народами (см. Пс. 2: 9). В других местах Библии мы находим употребление этого названия в прямом и переносном смысле как орудия войны и казни (см. Пс. 89: 32; Плач Иер. 3: 1; Мих. 5: 1). Среди храбрых мужей Давида был один по имени Ванея, который, имея в руках только «шебет», вступил в схватку с огромным египтянином и вышел победителем (см. 2 Цар. 23: 21).

 

Книга Притчей о поддержании дисциплины у детей

Во времена, когда писалась Книга Притчей, бытовало мнение, что использование розги для телесного наказания юноши полезно и предохраняет его от гораздо худших последствий в будущем. «Здесь (см. Притч. 23: 13, 14) подразумевается… что дурное поведение заканчивается физической смертью, как по человеческому, так и по Божественному закону. Этой участи ребенок может избежать благодаря разнообразным воспитательным воздействиям, среди которых универсальным и необходимым считается физическое воздействие» (Той. «Критический и экзегетический комментарий к Книге Притчей», с. 433). Как говорится в другом изречении того времени: «Раны от побоев — врачевство против зла и удары, проникающие во внутренности чрева» (Притч. 20: 30).

Однако главное поучение, которое родители могут найти для себя на страницах Книги Притчей, заключается в необходимости целенаправленного, сознательного воспитания своих детей, проникнутого чувством ответственности и непрестанной заботы об их благополучии и всестороннем развитии их личности. Родительская любовь должна быть видна даже в тех строгих наказаниях, которые, порой, могут потребоваться для того, чтобы помочь ребенку в процессе его становления. В Притч. 13: 24 отцовская любовь проявляется в том, что отец наказывает своего сына; и наоборот, — воздержание от наказания свидетельствует о том, что отец ненавидит своего сына. «Наказание — это выражение родительской любви к своим детям, которая проявляется в том, что ради нее родители даже готовы совершить такой неприятный поступок» (Вудкок. «Книга Притчей: тематическое исследование», с. 174).

И наконец, Книга Притчей делает больший упор на важности любви в наказании, а не просто на механическом применении розги как таковой. Вот что пишет Айткен:

«Строго взыскивать — в первую очередь означает наставлять ребенка, и только потом наказывать его за проступок. Наказание, не подчиненное высшим целям воспитания, — это в лучшем случае проявление произвола, а в худшем — надругательство над ребенком. В противовес расространенному мнению, совет, который дает родителям Книга Притчей, больше имеет дело с устным внушением ребенку, которое доходит через слух, а не через телесное наказание! » («Книга Притчей», с. 145).

 

В Притч. 13: 24; 22: 15; 29: 15 слово «розга» не обязательно имеет прямое значение. Оно может означать строгое внушение с исправительной целью, не предусматривающее телесного наказания розгой. 2 Цар. 7: 14 представляет собой пример такого употребления в переносном смысле. Пророк говорит, что, если понадобится, Бог накажет наследника Давида «жезлом (шебет) мужей». Много лет спустя Соломон, наследник царя Давида, действительно был строго наказан, но не жезлом в прямом смысле, а крушением своей личной жизни и упадком своего царства. Соломон пожал тяжелые последствия обращения к чуждым богам (см. 3 Цар. 11: 2, 4, 6).

Библейские ограничения на применение розги

Мы не знаем, насколько широко для наказания детей в библейские времена применялась розга. В Библии также отсутствуют описания того, каким образом происходило такое наказание. Той, комментируя Притч. 13: 24, отмечает: «В этом стихе просто рекомендуется физическое наказание в качестве средства воспитания; что касается деталей, то они оставлены на усмотрение родителей» («Критический и экзегетический комментарий к Книге Притчей», с. 278). Однако важно обратить внимание на существование определенных ограничений относительно применения этого способа физического воздействия. Чрезвычайно важную роль играл мотив наказания, в котором обязательно должна была присутствовать надежда на исправление (см. Притч. 19: 18). «Основным побудительным мотивом для применения физического воздействия была надежда на исправление. Таким образом исключались мстительность и жестокость как побудительные мотивы наказания детей» (Клиффорд. «Комментарий к Книге Притчей», с. 178). Розгой можно было бить только по спине (см. Притч. 10: 13; 26: 3), а не, к примеру, по голове, лицу или конечностям. Розгой нельзя было бить так, чтобы подвергать опасности жизнь наказуемого (см. Притч. 23: 13). И что самое важное, — телесное наказание не прерывало отношений личной привязанности и верности завету, которыми характеризуется истинная любовь (см. Притч. 13: 24).

В основе одной из интерпретаций, которая приобрела особую популярность в публикациях по христианскому воспитанию, лежит Пс. 22: 4. Жезл был обычной принадлежностью пастухов (см. Лев. 27: 32; Мих. 7: 14). И поскольку жезл Небесного Пастыря был источником успокоения и утешения для Давида (см. Пс. 22: 4), то и родительский жезл, по замыслу автора Книги Притчей, должен быть как жезл доброго пастыря, который заботится о своих овцах, пасет и водит их, а не поступает с ними как немилосердный наемник.

 

Альтернативные методы воспитания

Другие места в Библии указывают на важное значение словесного наставления, личного примера, конструктивного общения и тесных отношений для оказания положительного влияния на ребенка (см. Втор. 11: 18, 19). Иногда лучшего воспитательного эффекта можно добиться, позволив ребенку испытать последствия собственного выбора (подтверждением этого может быть притча Христа о блудном сыне, записанная в Лк. 15: 11—32). Размышления христианских педагогов над существующей практикой воспитания детей привели многих из них к выводу о больших опасностях, которые кроются в физических методах воздействия. Дело в том, что физическое воздействие, особенно если к нему прибегают в пылу гнева, очень часто превращается в нечто большее, чем дисциплинарное наказание. Ребенок может истолковать это как надругательство над его личностью, а не как попытку исправить его плохое поведение. В этом случае телесное наказание может действительно привести к внешнему послушанию, однако, оно, как правило, порождает у ребенка отрицательные эмоции и враждебное отношение.

Предупреждение Христа тем, кто оскорбляет детей (см. Мк. 9: 42), а также совет Павла не раздражать детей (см. Еф. 6: 4) можно рассматривать как назидание родителям относиться к детям с уважением. Гарретт, автор «Нового американского комментария», считает, что Еф. 6: 4 налагает ограничения на Притч. 23: 13, 14: «Этот текст ни в коем случае не оправдывает грубого произвола в отношениях с детьми. Родителям, которые по любому поводу спешат применять розгу, и особенно тем, кто склонен утрачивать чувство меры, увлекаясь телесными наказаниями, советую задуматься над Еф. 6: 4» (с. 196). Любовь, проявленная даже при наказании детей, способна предотвратить такое отношение к ним, которое может травмировать их психику и стать непреодолимым препятствием на пути к достижению важнейшей цели: привить детям любовь к Богу.

Елена Уайт сделала несколько комментариев по этому поводу, помогающих лучше понять суть проблемы: «Порка может оказаться полезной там, где все другие методы не принесли желаемого результата. Однако матери не следует прибегать к использованию розги, если имеется хоть малейшая возможность избежать этого. И только в случае, когда более мягкие меры оказались недостаточными, следует, ради блага ребенка и исключительно из любви к нему, применить более жесткое наказание, чтобы научить его уму-разуму. Часто применение такого наказания всего лишь однажды бывает достаточным для того, чтобы ребенок до конца жизни понял, что нельзя своевольничать» («Воспитание детей», с. 250).

«Ребенок — не лошадь или собака, чтобы им помыкать по своему произволу, заставлять ехать с помощью кнута либо палки, несмотря на дорожные условия, или шлепать, когда вам вздумается. Некоторые дети действительно настолько норовисты и разнузданы, что без физического воздействия просто не обойтись. Однако в ряде случаев такой метод приведения в чувство делают ребенка только хуже» («Воспитание детей», с. 252).

Осборн (1989 г.) выражает надежду, что родители будут благоразумно использовать рекомендации по применению розги, принимая во внимание и это замечание Е. Уайт:

 «Часто… [родители] не в состоянии как следует управлять своими детьми, ибо сами нетерпеливы и не могут правильно учить их. Возможно, они грубо обращаются с де­тьми и, раздражаясь, даже бьют их. Я уже говорила, что когда ребенка наказывают физически, из него вытряхивают одного злого духа, а впускают двух. Если даже ребенок не прав, то такая взбучка ничего не даст; она не смирит его, но сделает еще хуже» («Свидетельства для Церкви», т. 2, с. 365).

 

(См. раздаточный материал №3 для использования на практическом занятии по теме «Мудрость в наказании».)

 

 

Часть 4

Родительское служение

Еф. 6: 1—4

 

Еф. 6: 1—4 представляет собой часть так называемого «домостроя» — «перечня обязанностей членов семьи по отношению друг к другу» (Сэмпли. «И станут двое одной плотью: исследование традиций в Еф. 5: 21—33»). Эта часть охватывает взаимоотношения между детьми и родителями, которые стоят на втором месте в семейных отношениях после супружеских (см. Еф. 5: 22—33). Эта часть о взаимоотношениях детей и родителей является логическим продолжением предыдущей, которая раскрывала взаимоотношения супругов в браке. Подобно тому как в предыдущей части сначала говорилось о жене, так и вторая начинается с обращения к детям — более слабому звену во взаимоотношениях родителей и детей.

Принцип взаимного повиновения, который представлен в Еф. 5: 21, накрывает, подобно зонтику, все три пары взаимоотношений, которые традиционно сложились к тому времени (муж-жена, дети-родители и раб-господин). Исследуемые здесь тексты наставляют детей в смирении повиноваться и почитать своих родителей. Использование слова «родители» в Еф. 6: 1 указывает на то, что ребенок вступает во взаимоотношения как с отцом, так и с матерью. Это также свидетельствует о более равноправном участии в воспитании детей обоих родителей-христиан, в отличие от язычников, где отец (глава семьи) обладал неограниченной власть над детьми, включая даже зафиксированные в летописях случаи, когда отец выносил непослушному ребенку смертный приговор (см. Диксон. «Римская семья»; Равсон. «Брак, развод и дети в древнем Риме»). Выражение «в Господе» определяет повиновение ребенка таким образом, что власть родителей перестает быть безоговорочной. Допускается возможность отсрочки выполнения ребенком родительских требований и приказаний, если они идут вразрез с положениями христианской веры.

Следующее обращение апостола Павла адресовано традиционно сильному звену в цепи взаимоотношений родители-дети — отцам (см. Еф. 6: 4). Вообще-то наставление, которое содержится в этом стихе, несомненно, касается обоих родителей. Однако использование слова «отцы» вместо «родители» (ст. 1), возможно, связано с тем, что обязанность по управлению домом и поддержанию дисциплины полностью лежала на отце (см. Уэсткотт. «Послание апостола Павла к Ефесянам»). А, может быть, апостол имел в виду опасные злоупотребления отцовской властью, которые происходили как результат слепого воплощения римскими отцами принципа верховенства главы семьи, что часто раздражало, приносило огорчения и страдания их детям.

«Раздражать» означает «вызывать гнев, ярость; изводить». Вначале родительская обязанность выражена в виде отрицательного предложения, запрещающего всякого рода несправедливость, жестокость, ничем неоправданную требовательность, мелочную придирчивость или предпочтение одних детей другим, что ведет к огорчению, обидам и пессимизму. Андерсон в статье «Воспитывайте детей не забывая об их характере» усматривает причину распространения бунтарства среди современной молодежи в игнорировании родителями этого совета апостола Павла не раздражать детей. Он трактует слово «раздражать» в современных понятиях как безразличие со стороны родителей, подозрительность, нежелание выслушивать, запреты, грубое обращение, постоянные придирки и давление, скупость на похвалу и проявления своей любви. Родителям нужно быть внимательными и вовремя удовлетворять возникающие эмоциональные потребности своих детей-подростков, сопровождая свои требования к ним формированием теплых доверительных отношений.

«Воспитывайте» (Еф. 6: 4) — означает «воспитывать, наставлять, учить.., в основном добиваясь исправления при помощи дисциплинарных мер» (Арндт и Гингридж. «Греко-английский лексикон Нового Завета и другой раннехристианской литературы»). В дополнение к сказанному, семейное воспитание включает также «наставление», которое «преподносится с увещеванием, а иногда и с предостережением…» (Брюс. «Послание к Колосянам, Филимону и Ефесянам»). Концепция воспитания детей, которую можно вывести из слов апостола, предполагает использование исправительных методов, сопровождаемых привитием ребенку правильных ценностей.

Дети должны воспитываться «в учении и наставлении Господнем». Процесс воспитания носит хритианский, а не языческий характер. Это значит, что самой значительной задачей воспитания в семье является помощь детям в установлении живой связи с Богом и приобщении их к вечным ценностям. Воспитание детей в семье должно осуществляться в соответствии с поучением Христа «…кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20: 26, 27). В таком воспитании не будет места языческому господству над детьми, а будет служение им в духе Христа. Воспитание детей в христианских семьях (во исполнение принципов, записанных в исследуемых текстах из Послания к Ефесянам) являет собой служение любви, которую родители-христиане передают своим детям.

В завете с Богом

 

· Прочитайте и обсудите.

 

В детстве Иосифа научили любить и бояться Бога. Часто в палатке отца, под сирийскими звездами, он слушал историю о ночном видении в Вефиле — о лестнице с небес до земли, об ангелах, то спускающихся, то поднимающихся по ней, и о Том, Кто с вышнего престола открыл Себя Иакову. Он знал историю о столкновении за Иавоком, когда, отказавшись от взлелеянных грехов, Иаков стал победителем и получил имя от Бога.

…Общаясь с Богом через природу и изучая великие истины, передаваемые как священный долг от отца к сыну, он обрел силу ума и твердость принципов (Е. Уайт. «Воспитание», с. 52).

 

 

Как Иаков своим свидетельством содействовал продлению завета с Богом? Какое значение имели эти личные опыты Иакова для формирования веры его сына?

 

· Поделитесь с супругом(ой) или с кем-то из присутствующих своими воспоминаниями о том, как личное свидетельство о вере — родителей, близкого родственника или какого-либо другого значимого для вас человека — совершило настоящий переворот в вашей жизни.

 

· Вспомните свой личный опыт благовествования. Что бы вы рассказали своим детям в качестве личного свидетельства о вашей вере?

· Поделитесь своим свидетельством с супругом(ой) или с кем-то из присутствующих. Обязательно расскажите:

1) как вы думаете адаптировать свое свидетельство к уровню духовного развития вашего ребенка;

2) о том моменте, когда вы почувствовали, что ваше свидетельство, или какой-либо яркий эпизод из этого свидетельства, произвели сильное впечатление на вашего ребенка.

 

 

Быть неотразимым свидетелем для своего ребенка

 

· Исследование Притч. 22: 6 подтверждает корреляцию между древнееврейским словом «воспитывать» и словом, которое означает процесс стимулирования сосательного рефлекса у младенцев при помощи сладких веществ, например, сока отваренных фиников. Из этого следует, что родители, учителя и все взрослые, занимающиеся детьми, призваны сделать христианские ценности для детей максимально приятными. Перечислите некоторые христианские ценности, которые иногда трудно даются молодым людям (доверие к Библии, отношение к собственному телу как к храму, воздержание от половой жизни до вступления в брак, почитание родителей и уважительное отношение к общепризнанным авторитетам и т. д.) Обсудите, как можно сделать эти ценности более привлекательными в глазах молодежи.

· Пословица гласит: «Яблоко от яблони недалеко падает». Ее смысл заключается в том, что дети, как правило, вырастают во всем очень похожими на своих родителей. Другими словами, между детьми и родителями больше сходства, чем отличий. Что в этом наблюдении утешительного для вас? Что может огорчить? Обсудите с супругом(ой) или другими родителями, насколько можно доверять этой пословице применительно к передаче христианской веры от одного поколения другому. Какие примеры вы можете привести для подтверждения своей точки зрения?

· Пожилая вдова-адвентистка всю жизнь и силы посвятила воспитанию своего единственного сына. Они с мужем (служителем церкви) вырастили из своего сына члена Церкви АСД, учили его в адвентистских образовательных учреждениях, делали все возможное для того, чтобы сын занимался только полезными делами и дружил только с положительными детьми. Сейчас ни он, ни его неверующая жена не посещают церковь и ведут не здоровый и не христианский образ жизни. Эта пожилая сестра винит в этом только себя и часто цитирует Притч. 22: 6, подчеркивая, что если бы она еще лучше старалась, ее сын остался бы членом Церкви. Каким образом исследование Притч. 22: 6 в ходе этого семинара могло бы помочь ей? Как евангельская вера помогает правильно понять, в чем состоит ответственность родителей в воспитании детей? Может ли такая вера принести утешение родителям, которые огорчены жизненным выбором своих взрослых детей?

 

Мудрость в наказании

· Прочитайте, поразмышляйте сами, а затем обсудите с супругом(-ой) или другими родителями следующее утверждение:

«Часто… [родители] не в состоянии как следует управлять своими детьми, ибо сами нетерпеливы… Возможно, они грубо обращаются с де­тьми и, раздражаясь, даже бьют их» («Свидетельства для Церкви», т. 2, с. 365).

Как вы совмещаете в себе чувство негодования, когда ребенок плохо себя ведет, с чувством уважения к личности самого ребенка? Как ваше эмоциональное состояние влияет на выбор методов воздействия на провинившегося ребенка? Что происходит между вами и ребенком, когда вы наказали его неадекватно его проступку? Как происходит процесс «примирения»? Каковы его результаты?

 

· Прочитайте, поразмышляйте сами, а затем обсудите с супругом(-ой) или другими родителями следующее утверждение.

«Порка может оказаться полезной там, где все другие методы не принесли желаемого результата. Однако матери не следует прибегать к использованию розги, если имеется хоть малейшая возможность избежать этого. И только в случае, когда более мягкие меры оказались недостаточными, следует, ради блага ребенка и исключительно из любви к нему, применить более жесткое наказание, чтобы научить его уму-разуму. Часто применение такого наказания всего лишь однажды бывает достаточным для того, чтобы ребенок до конца жизни понял, что нельзя своевольничать» (Е. Уайт. «Воспитание детей», с. 250).

Исходя из прочитанного наметьте несколько подходов к достижению хорошего поведения детей разными методами, включая физическое воздействие (начните с более мягких методов, например: коррекция поведения ребенка с максимальным проявлением любви к нему и т. д.) Выскажите ваше личное отношение к этим принципам. Что бы вам хотелось изменить в вашем подходе к воспитанию своего ребенка? Какие безотлагательные шаги в этом направлении вы можете сделать прямо сейчас?

 

· Прочитайте Мк. 9: 42 и Еф. 6: 4. Обсудите со своим супругом(ой) или другими родителями, насколько ваша философия воспитания и наказания детей соответствует подходу, изложенному Иисусом Христом и апостолом Павлом. Cвой ответ можно записать. Как повлияла на ваши взгляды философия воспитания и наказания детей, которой придерживались ваши родители? Считаете ли вы, что ваши взгляды повлияют на то, как ваши дети будут воспитывать собственных детей?

· Взяв за основу Пс. 22: 4, поразмышляйте над значением жезла (розги). Каким образом ваша связь с Небесным Пастырем помогает вам пасти собственное «стадо»? Объясните, что псалмопевец имеет в виду, когда говорит о «жезле», который «успокаивает» его, и какое значение имеет этот образ для воспитания детей в христианской семье.

 

Родительское служение

· Используя разные варианты перевода Библии, исследуйте Еф. 6: 1—4. Подумайте о том, какой эффект произвело это наставление апостола Павла на его современников. Как оно соотносится с современной жизнью? Утратило оно свою актуальность или нет? Какие чувства возникают у вас, как родителей, когда вы размышляете над Еф. 6: 1—4?

· Как вы думаете, какой призыв к отцам звучит в Еф. 6: 1—4? При рассмотрении этой темы в ходе семинара было высказано предположение, что принцип взаимного повиновения, который представлен в Еф. 5: 21, накрывает, подобно зонтику, все три пары взаимоотношений, которые традиционно сложились к тому времени (муж-жена, дети-родители и раб-господин). О каком повиновении может идти речь в отношениях отца и ребенка?

· Какой взгляд на отношения «родители-дети» лежит в основе предостережения апостола Павла «не раздражать» своих детей (см. Еф. 6: 4)? Почему, на ваш взгляд, он начинает свое обращение к родителям с отрицательного предложения? Проанализируйте взаимоотношения со своими детьми. Какие синонимы к слову «раздражать» подобрали бы ваши собственные дети, если бы их попросили об этом? Что вам нужно изменить в своих отношениях с детьми, чтобы «не раздражать» их, продолжая, в то же время, с любовью заботиться о них и воспитывать «в учении и наставлении Господнем»?

 

Созидательная молитва

Берни и Карен Холфорд

 

Тема

Целью этого семинара является помощь детям Божьей семьи всех возрастов в соединении с Ним в молитве — личной, семейной и общественной.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь