Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вторая американская революция: наметки Збигнева Бжезинского
Впрочем, в США, судя по всему, готовятся к самой радикальной Инновации. К новой американской революции. К созданию новых Соединенных Штатов вместо ныне обакротившихся, зашедших в тупик США. Еще в октябре 2004 года в интервью «Нью-Йорк таймс» один из анонимных помощников президента Буша заявил: «…Мы теперь – империя, и когда мы что-то делаем, мы создаем нашу собственную реальность. И пока вы будете изучать эту реальность – как всегда, вдумчиво, – мы снова будем действовать, создавая новые реальности, которые вы можете также изучать, а вот так и будет все это продолжаться. Мы являемся действующими лицами истории… а вы, все вы, будете изучать то, что мы делаем…» Американцы, читатель, вовсе не собираются погибать. Они не считают, что неизбежный конец современной долларовой системы станет и концом их страны. Нет – янки хотят использовать кризис, как шанс на очищение и преобразование Соединенных Штатов. Так, чтобы превратить Америку в творца истории, в создательницу новой реальности. То есть, ступая по головам и телам других наций, первыми ворваться на Перевал – и дальше уйти в новую эпоху. Ясно, что системный кризис в США выльется в давно предсказанный коммунистами общемировой кризис капиталистической системы. Подобный был в 1930-е годы, и тогда жестоко конкурировали несколько курсов на преодоление катастрофы: итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, русско-советский строй и американский «Новый курс», использовавший сильные элементы всех прочих моделей. А какие варианты будут бороться сейчас? Вопрос! Работа по созданию будущего в США закипела. Она не сводится только к захвату сибирско-дальневосточной, персидской и иракской нефти. Нет, фронт и глубина грядущей работы намного больше. И мы можем судить об этом по некоторым фрагментам. Итак, вот первый – рассуждения великого и ужасного, «Большого Збига»… Если бы существовали на свете американские всемирные национальные соборы, Збигнев Бжезинский наверняка выступал бы на них с горячими речами. Глаголом, так сказать, жег бы сердца сограждан. Он делает это в недавно вышедшей книге «Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы». Чтобы избежать упадка США, Бжезинский требует от американцев национальной мобилизации. Причем очень по-советски. «Америка есть и на некоторое время еще останется единственной державой, обладающей достаточным потенциалом, необходимым для того, чтобы глобальное сообщество развивалось в нужном направлении. Но ее способность делать это может потребовать своего рода национального прозрения, которое, наверное, лучше всего можно выразить… двумя понятиями, пользующимися дурной славой: культурная революция и смена режима. То, что и Америка, и американская политика нуждаются в обновлении, вытекает из понимания американским народом революционного воздействия политически более активного человечества…» – пишет Бжезинский. С гибелью Советского Союза, отмечает З.Б., Америка внезапно оказалась единственной сверхдержавой планеты и должна была выстроить новый мировой порядок. Став, естественно, единственным центром силы. Русских же следовало (и следует) полностью лишить имперских иллюзий, заставив полностью смириться с потерей Украины, Белоруссии и т. д. Попутно надо, дескать, разрушить монополию РФ на поставки природного газа в Европу. Итак, с момента расчленения СССР и по 2006 г. (когда Большой Збиг издал книгу) у власти в Соединенных Штатах побывали три президента: Буш Первый (старший), Клинтон (муж) и Буш-второй (младший). Буш-отец оказался огорошен внезапными переменами и крушением Красной империи, однако постарался стабилизировать обстановку, сделав США мировым полицейским. Клинтон попробовал сыграть роль «социального адвоката», адепта глобализации. Он попробовал превратить Штаты в некоего морального лидера, сделав ставку на информационно-финансовые рычаги власти, осуществляя политику всяческой либерализации, политкорректности, прав человека, борьбы за права всяческих меньшинств, экологизма и т. д. Но эта попытка потерпела, по большому счету, неудачу. Одной из составляющих провала Бжезинский считает то, что администрации Буша Первого и Клинтона поддержали «российскую демократию» 1990-х, покрывая дикое и беззастенчивое воровство режима Ельцина и тогдашних «реформаторов» (Чубайса и иже с ним). Живописуя ужасы 1990-х, Бжезинский говорит языком оппозиционной русской прессы недавнего прошлого, и его пассажи можно смело размещать на страницах «Завтра», «Правды», «Русского вестника», «Дуэли» и т. д. «Оказанная правительству Ельцина финансовая помощь не была тривиальной. К концу 1992 года было выделено свыше 3 миллиардов долларов для продовольственных и медицинских грантов, свыше 8 миллиардов долларов на сбалансирование платежного баланса и почти 49 миллиардов долларов экспортных и других кредитов и гарантий. Большая часть этих денег была просто украдена. В то время, как прославляли Ельцина, а Америка и Европа заключали в объятия Россию с ее политическим хаосом, увидев в нем братскую демократию, российское общество погружалось в беспрецедентную бедность. К 1992 году экономические условия уже были сравнимы с тем, что было в годы Великой депрессии. Еще больше ухудшала дело целая стая западных, большей частью американских экономических «консультантов», которые слишком часто вступали в сговор с российскими «реформаторами» в целях быстрого самообогащения путем «приватизации» российской промышленности и особенно энергетических ресурсов. Хаос и коррупция превращали в насмешку российские и американские заявления о «новой демократии» в России…» После Клинтона (и провала его модели нового мирового порядка) к власти пришел Буш Второй, поднявший на щит откровенный империализм, основанный на грубой силе, лжи, манипулировании и неприкрытом цинизме. Он начал откровенно завоевательные войны. Именно это стало сокрушительным ударом по Америке. Хотя Бжезинский и не называет Буша II дуболомом, это определение читается между строк его книги. Буш ухитрился потерять все, что его предшественники худо-бедно наработали в 1990-е годы. Авантюра с вторжением в Ирак похоронила американское глобальное лидерство. Как считает З.Б., до 2003 г. весь мир привык верить слову президента США. «Когда глава Америки говорил о чем-то как о факте, предполагалось, что он знает факты, и то, что он говорит, – правда», – замечает Бжезинский, указывая на Буша, который продолжал врать насчет иракского оружия массового поражения даже тогда, когда эта ложь стала очевидной для всех. В итоге Америке уже никто не верит. Если раньше гегемония США считалась законной, ибо ассоциировалась с основными интересами человечества, то теперь ее рассматривают как грубую, нелегитимную силу. Американские концлагеря и пытки (Абу Грейб и Гуантанамо) лишили Штаты морального превосходства. «Америка оказалась неспособной ни сплотить мир в связи с поставленной задачей, ни одержать решительную победу силой оружия. Ее действия разделили ее союзников, сплотили врагов и создали дополнительные возможности для ее соперников и недоброжелателей. Исламский мир был возбужден и приведен в состояние ярой ненависти. Уважение к американскому государственному руководству резко упало, и способности Америки быть лидером нанесли тяжелый урон…» Так пишет Бжезинский, доказывая: война в Ираке стала «геополитическим бедствием», ибо отвлекла ресурсы и внимание от террористической угрозы. Поэтому в Афганистане последовало возрождение талибов, снова создавших убежища для «Аль-Каиды». Схожие процессы пошли и в Сомали. Ирак пожрал сотни миллиардов долларов, что наносит «вред и военной мощи, и экономическому здоровью Америки». А террористическая угроза для США в итоге только возросла. А в Латинской Америке поднялась волна ненависти к США, причем на государственном уровне. Реальностью становится расползание ядерного оружия по свету: в нем видят единственную гарантию от американского произвола. В то же время США не смогли сплотить вокруг себя западный мир (Атлантическое сообщество), оттолкнув от себя Европу. В принципе все сказанное З.Б. давно известно. Но он вдруг заговорил и о другом: о том, что американцы стали слишком безыдейными, погрязли в сверхпотреблении, роскоши и гедонизме. Он заговорил о том, что американцам нужно разумное самоограничение. Самое же главное – Штаты утратили привлекательность своего образа жизни для миллиардов землян. Они сами погрязли в социально-экономических проблемах. Добавим: именно с краха привлекательности своего стиля жизни началось падение Советского Союза. Теперь с тем же самым сталкиваются американцы. «Материальное потакание слабостям, постоянные социальные затруднения и незнание внешнего мира оказывают совокупное влияние, увеличивая трудности, с которыми сталкивается американская демократия в создании глобально привлекательной платформы, обеспечивающей ее эффективное глобальное лидерство. Американцы должны осознать, что их стандарты потребления скоро придут в открытое столкновение со все более нетерпеливыми эгалитарными устремлениями. Так или иначе, но эксплуатация естественных ресурсов, чрезмерное потребление энергии, безразличие к глобальной экологии, как и непомерные размеры жилищ для состоятельных людей, пристрастие к самоудовлетворению и удовольствиям свидетельствуют о безразличии к лишениям, которые испытывают большинство людей мира. (Попробуйте представить себе мир, в котором 2, 5 миллиарда китайцев и индийцев потребляют на душу населения столько же энергии, сколько потребляют американцы.) Эту реальность общественности США еще предстоит усвоить. Для того чтобы руководить, Америка должна не только быть чувствительной к глобальным реальностям. Она должна быть и социально привлекательной. Это требует широкого национального согласия в отношении главных недостатков американской общественной модели. Написав «Вне контроля» около десяти лет назад, я перечислил двадцать главных недостатков, которые мешают Америке стать примером, привлекательным и для всего мира. С тех пор девять из четырнадцати характеристик, которые могут быть количественно измерены, показали регрессивную тенденцию. Так, за последние 15 лет национальный долг США возрос в абсолютном выражении и в процентах к ВВП. Дефицит внешней торговли вырос экспоненциально. Чистые накопления значительно снизились как в абсолютном выражении, так и в процентном отношении. Возросла доля людей в возрасте от 65 лет, не имеющих страхования жизни. Доля богатых людей в структуре доходов возросла. Почти удвоился ущерб от гражданских правонарушений. Процент американцев африканского происхождения, живущих за чертой бедности, увеличился так же, как вырос процент американцев, прибегающих к незаконному потреблению наркотиков. Возможности социального продвижения бедных понизились. В течение этого времени неравенство в доходах, например, значительно возросло: величина самых высоких доходов достигла почти неприличного уровня, в то время как средняя зарплата едва повысилась…» Бжезинский описывает не что иное, как общий кризис капиталистической модели ультралиберализма. Сделанный государственной политикой Америки при Рейгане четверть века назад, сей курс означал решительное устранение всяких примесей социализма и «советизма» в экономике США. То есть – урезание социальных расходов, расходов на поддержку науки и культуры, чрезмерную коммерциализацию и приватизацию всего, что только можно. Падение столь ненавидимого З.Б. Советского Союза лишь ускорило эти процессы: ведь теперь капитализму не надо соревноваться с сильным социальным государством русских, не надо заигрывать со своими низами. В итоге американский капитализм подошел к черте краха, стал чертовски непривлекательным. Те пороки капитализма, о которых когда-то говорили осмеянные затем Маркс и Ленин, сегодня поперли наружу с неудержимой силой – и теперь правоту классиков марксизма-ленинизма доказывает сам Бжезинский. Ну что ж, отметим мы, теперь коммунисты, леваки и исламисты планеты могут радоваться: приходит их время. Можно сказать, «и Ленин такой молодой – и юный Октябрь впереди». Но вернемся к книге З.Б. Одним из признаков упадка американской общественной модели автор считает нарастающее невежество граждан США, доходящее до средневековой темноты. Ведь, пишет Бжезинский, в 2002 г. Национальное географическое общество провело исследование и пришло в ужас. 85 % молодых американцев не могли найти на карте Ирак или Афганистан. 60 % не отыскивали Англию, а 29 % оказались не в силах показать на глобусе… Тихий океан. Может ли народ с таким градусом тупости быть глобальным лидером? Впрочем, Буш Второй, способный легко перепутать Австралию с Австрией – царь такого невежественного быдла. Под стать (заметим мы) «царю» – и местные политики, от перлов коих надрываешь живот от смеха. Госсекретарь Кондолиза Райс может с серьезным видом говорить о том, что американцы при оккупации Афганистана не повторили ошибки СССР, ибо… заняли Кабул. А кандидат на выборах 2004 года Джон Кэрри окрестил Путина «выходцем из Треблинки», перепутав оную с Лубянкой. Н-да… Мы-то даже сейчас не путаем штат Джорджия с Грузией! Итак, после 2000 г. американцы, если верить Збигневу Бжезинскому, потеряли практически все, что худо-бедно наработали в 1990-е годы. Судьба дает Соединенным Штатам второй и последний шанс сохранить статус глобального лидера, единственной сверхдержавы. Третьей возможности, если верить З.Б., уже не будет. Что же предлагает известный интеллектуал? «СИЛА ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВЫ ПАДАЕТ, ЕСЛИ ОНА ПЕРЕСТАЕТ СЛУЖИТЬ ИДЕЕ…» Бжезинский приводит эти слова французско-еврейского интеллектуала Раймона Арона из старого труда «Имперская республика». Полностью с ними соглашаясь, З.Б. предлагает некую модель американской национальной мобилизации. Оговоримся сразу: она у него расплывчата. Он не говорит о том, как нужно лечить экономику Америки. Нет у него и привлекательного образа будущего, который могла бы предъявить Земле страна под звездно-полосатым флагом. Бжезинский предлагает начать борьбу с деградацией США и распадом американского общества в общем-то с малого: «Необходимая социальная переоценка не может быть осуществлена быстро, потому что привычки и ожидания глубоко укоренились. Но она может поощряться продуманным гражданским воспитанием, которое придает значение работе во имя более высокой цели, чем работа только на самих себя. Как иногда говорят, главным шагом в этом направлении было бы введение для каждого взрослого обязательной национальной службы в течение какого-то периода, для чего, возможно, потребуются соответствующие законодательные решения относительно характера таких обязанностей внутри страны или за границей. Сейчас единственной гражданской обязанностью всех американцев является уплата налогов (с лазейками для крупных корпораций и богатых). Даже участие в национальной обороне, за исключением крайних случаев чрезвычайного положения, является добровольным актом, к тому же в финансовом отношении привлекательным для менее привилегированных. Период национальной службы в интересах глобального общего блага помог бы привить гражданское сознание, что весьма существенно, если Америка должна осуществлять разумное и проникнутое сочувствием глобальное лидерство…» Словом, в финале своей жизни (а Бжезинскому – уже 80 лет) старый русофоб и антисоветчик пришел к рецептам, сильно смахивающим на идеи коммунистов времен ленинско-троцкистского Коминтерна 1920 года. Служение общему благу (своеобразная «мировая революция»), мобилизация масс на великое дело, построение некоего привлекательного образа жизни (вариант своеобразного «коммунизма»), обуздание всевластия капитала. Еще немного – и З.Б. заговорит о создании руководящей и направляющей суперпартии – «национального рулевого», «ума, чести и совести» Америки. Впрочем, в рассуждениях З.Б. просматриваются параллели и с «новым мышлением» да «общечеловеческими ценностями» Горбачева. Это ли не ирония истории? Но, судя по всему, другого выхода у янки не остается. Капитализм угодил в собственный кризис. А на США повеял ледяной ветер национального упадка. На время отвлечемся от размышлений Бжезинского и обратим взор на так называемую «Россию» (РФ). В речи на Госсовете 8 февраля 2008 г. Владимир Путин, огласив политику «Инновационная модель развития или смерть РФ! », одновременно заявил, что мы должны сделать свою страну образцом привлекательного образа жизни. Надо сказать, это – далеко не поверхностно-популистская идея, а реальный шанс на вхождение русских в число мировых лидеров. Если хотите – на перехват лидерства у слабеющих США. Вопрос – не в правильных словах, а в том, сможет ли Эрэфия с ее дрянной «элитой» выполнить такой амбиционный план. Еще задолго до Путина ту же идею пытались высказывать авторы «Русской доктрины» и «Проекта «Россия», Юрий Крупнов с его теорией превращения РФ в мировую державу, Игорь Гундаров и его товарищи – с концепцией нового строя, социогуманизма, Олег Матвейчев в «Суверенитете духа». И автор сих строк в своих книгах (в «Третьем проекте» совместно с С. Кугушевым) твердил то же самое. Запад – в кризисе, он не смог решить собственные проблемы, у него нет видения выхода из кризиса и привлекательного образа будущего. Впрочем, и Китай его тоже пока не предлагает. Стало быть, дело – за русскими. За нашей моделью развития. Вопрос лишь в том, сможем ли мы совершить подобное. Сумеем ли сбросить с плеч иго коррупционной, ленивой мысли бюрократии, отрясти с наших ног прах «сырьевой модели» и породить Будущее? Ведь пока РФ страдает теми же общественными болезнями, о коих написал Бжезинский. Тем же углублением раскола между богатыми и бедными, «окостенением» правящего класса, деградацией общества и человеческого капитала, упадком науки и технологической базы, разрушением высокоразвитой промышленности. Так же, как и в больных США, в РФ неимущие лишаются «социальных лифтов» для выдвижения «наверх». Нужно во что бы то ни стало перебороть эти тенденции. Иначе – худо нам придется… А теперь, читатель, вернемся опять к Америке и к попыткам ее аристократии «перезагрузить матрицу». По сути дела, Бжезинский глаголет о Второй американской революции. Первая разразилась в 1776 году – и привела к созданию по-масонски рационально устроенных Соединенных Штатов. Теперь настало время следующей революции.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы