Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 1 / 14 мая (вместе с мчч. Акакием и Игнатием), 22 марта / 4 апреля (Греч.) и в Соборе Афонских преподобных



В миру Елевферий, происходил из г. Димицана (Пелопоннес), сын богатых и благочестивых родителей Панайотиса

Прмч. Евфимий Новый, Димицанский. Фрагмент иконы " Святые Акакий, Игнатий и Евфимий"

и Марии. Вместе с братом Иоанном он получил образование в греч. училище (впоследствии Патриаршая академия) в Куручешме (ныне в черте Стамбула).

Затем Елевферий два года прожил в Яссах (ныне – северо-запад Румынии близ границ с Молдовой) вместе с отцом и старшими братьями. Здесь он решил принять монашеский постриг на Св. Горе. Но осуществлению его желания воспрепятствовала русско-турецкая война. Он прожил полтора года в Бухаресте, пользуясь покровительством французского консула и некоего русского чиновника. Там Елевферий предался порочной жизни, которая привела его к вероотступничеству. Познакомившись с турецким посланником (рейс-эфенди), он присоединился к его свите и отправился вместе с ним в Шумен, где принял ислам.

Угрызения совести стали терзать Елевферия сразу же после обрезания. В Адрианополе (ныне турецкий город Эдирне) он посетил богослужение в кафедральном соборе и приобрел греческие одежды. За ним был установлен строгий надзор. Рейс-эфенди, желая укрепить новообращенного в мусульманской вере, усыновил Елевферия. Однако тот, раскаиваясь в отречении от Христа, обратился в российское посольство, где ему помогли отправиться на Св. Гору. Там Елевферий исповедал свои грехи Константинопольскому патриарху Григорию V, жившему на покое в монастыре Великая Лавра. Патриарх вверил его руководству духовника Великой Лавры Мелетию, и через 40 дней Елевферий был возвращен в лоно Церкви через помазание св. миром.

После этого Елевферий некоторое время жил в скиту св. Анны под наставничеством свящ. Василия, в

Дохиаре, в Эсфигмене и затем в принадлежавшем Иверскому монастырю скиту св. Иоанна Предтечи, где иеромонах Никифор наложил на него строгую епитимию. Он посетил Иверский монастырь, где монашествовал его двоюродный брат Онуфрий. Елевферий, преуспев в посте, молитве и воздержании, принял постриг с именем Евфимий.

Его охватило желание пострадать за Христа, но наставники долго не давали благословения на мученический подвиг. Наконец, получив ряд видений (видение Креста и явление Божией Матери), что его мученичество угодно Богу, Евфимий отправился в Константинополь в сопровождении монаха Григория. В Вербное воскресенье, причастившись Св. Таин, он надел турецкие одежды и предстал перед великим визирем Рушут-пашой. Бросив на землю турецкий головной убор, он стал топтать его и хулить Магомета и ислам. Везир изумился дерзости 20-летнего юноши, думая, что он пьян или безумен. Евфимия, заковав в колодки, бросили в тюрьму, а затем привели на допрос к визирю. Увидев стойкость юноши, визирь приказал жестоко бить его, после пыток уговаривал отречься от Христа, но мученик оставался непреклонным, обличая мусульманскую веру, и визирь приказал обезглавить его. Палачи не смогли с двух попыток отсечь ему голову и поэтому закололи в гортань (+ 22 марта 1814).

Спустя три дня Григорий выкупил тело преподобномученика у палачей, и оно было доставлено в церковь Преображения Господня на острове Проти. Заболевший горячкой сын христианина Еммануила Маргаритиса получил исцеление от обагренных кровью одежд преподобномученика. Григорий отплыл на Афон, взяв с собой эти одежды и волосы преподобномученика, от которых исходило благоухание. От этих реликвий исцелились Христодул из Месемврии[12], Антоний из Кидонии (север острова Крит), некий Кириак, дочь врача Марина и мн. другие. Корабль, на котором плыл Григорий, попал в сильный шторм, но, как только на паруса повесили одежды преподобномученика, буря прекратилась.

Почитание

После мученической кончины прмч. Игнатия (+ 8 / 21 октября 1814), которого сопровождал тот же Григорий, последний перевез на Афон мощи обоих святых (20 октября / 2 ноября 1814). Они были положены в новосозданном храме при келлии их духовника Никифора в скиту св. Иоанна Предтечи. Патриарх Григорий V, также уроженец Димицаны, построил в этом городе церковь во имя Евфимия Нового из Домицаны.

Празднование святому совершается дважды: 22 марта / 4 апреля, в день мученической кончины, и 1 / 14 мая вместе с преподобномучениками Игнатием и Акакием Новым (+ 1 / 14 мая 1816). Житие Евфимия Димицанского, служба трем преподобномученикам и прмч. Онуфрию Габровскому (+ 4 / 17 января 1818) составлены иером. Онуфрием Ивиритом (изд. в 1862). Сведения о св. Евфимии были почерпнуты из записанного современником страдания преподобномученика из рукописи скита св. Иоанна Предтечи Иверского монастыря. В настоящее время, по сведениям К. Нихоритиса, агиографические и гимнографические сочинения в честь святых Евфимия, Игнатия и Акакия содержатся в рукописях Ath. Pant. 292 и 875 и в Cod. 292 из Кавсокаливийского скита (синаксарное Житие, похвальное слово и общая служба). Молебный канон трем преподобномученикам и Онуфрию Габровскому находится в одной из рукописей скита св. Иоанна Предтечи. Мон. Герасимом Микраяннанитом (+ 1991) написан молебный канон и акафист четырем преподобномученикам.

Честная глава мч. Евфимия Димицанского находится в рус. монастыре вмч. Пантелеимона на Афоне, ее часть хранится в афонском монастыре прп. Дионисия[13].

Иконография

В греч. иконописи Нового времени прмч. Евфимия обычно изображают юным безбородым монахом в рясе, с пальмовой ветвью в правой руке и крестом в левой. Один из первых его образов представлен на житийной иконе " Святые Акакий, Игнатий и Евфимий" (1818, мастер Досифей из Печской Патриархии[14], Сербия) из скита св. Иоанна Предтечи Иверского монастыря на Афоне. На 5 клеймах справа изображены сцены из мученичества: видение креста и Богоматери; преподобномученик пишет письма братии, исповедует Христа перед тур. властями, держа крест и пальмовую ветвь в руках; его секут плетьми в тюрьме; он дает пощечину правителю; преподобномученику усекают голову. На 6-м клейме слева изображено перенесение мощей преподобномучеников Евфимия, Акакия и Игнатия на Афон.

Литература

  • Ν ι κ ό δ η μ ο ς. Σ υ ν α ξ α ρ ι σ τ ή ς. Τ. 4. Σ. 123; Τ. 5. Σ. 16;
  • Афонский патерик. Ч. 1. С. 265-291; Ч. 2. С. 290;
  • Δ ο υ κ ά κ η ς. Μ Σ. Τ. 3. Σ. 340-370; Τ. 5. Σ. 27;
  • Μ α τ θ α ί ο υ. Μ Σ. T. 3. Σ. 330-353;
  • Нихоритис К. Света Гора - Атон и българското новомъченичество. София, 2001. С. 258-271, 376-382.
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 82, 127;
  • Χ ρ υ σ ό σ τ ο μ ο ς (Π α π α δ ό π ο υ λ ο ς ). Ν ε ο μ ά ρ τ υ ρ ε ς. Σ. 69-70;
  • Π ε ρ α ν τ ώ ν η ς Ι. Ε ὐ θ ύ μ ι ο ς // Θ Η Ε. Τ. 5. Σ. 1046;
  • Π ε ρ α ν τ ώ ν η ς Ι. Λ ε ξ ι κ ό ν τ ῶ ν ν ε ο μ α ρ τ ύ ρ ω ν. ᾿ Α θ ῆ ν α ι, 19902. Τ. 2. Σ. 181-184;
  • Σ ω φ ρ ό ν ι ο ς (Ε ὐ σ τ ρ α τ ι ά δ η ς ). ῾ Α γ ι ο λ ό γ ι ο ν. Σ. 146;
  • Нихоритис К. Света Гора - Атон и българското новомъченичество. 2001. С. 58, 115-123, 157, 187.

Использованные материалы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь