Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ИГНАТИЙ АФОНСКИЙ



Память 1 / 14 мая (вместе с мчч. Евфимием и Акакием), 8 / 21 октября (в день кончины), 20 октября / 2 ноября (перенесение мощей на Афон), в Соборах Афонских преподобных и Болгарских святых

В миру Иван, родился в г. Стара-Загора и, вероятно, был болгарином по происхождению. В кон. XVIII в. его родители, Георгий и Мария, переехали в Пловдив (греч. Филиппополь).

Иван с детства отличался благочестием и 6 лет прожил в Рыльском монастыре[15] в послушании у своенравного старца. Согласно болгарской версии Жития, Иван в монастыре жил у дяди (брата отца или матери), иеромонаха Игнатия (Калпакчиева), бывшего разбойника, который раскаялся и стал монахом[16].

Иван вернулся в Пловдив, когда турки набирали людей в армию для подавления бунта в Сербии. Его отец отказался воевать с братьями по вере, за что был жестоко убит, а мать и 2 сестер насильно обратили в ислам. Узнав об этих событиях, Иван спрятался у благочестивой старицы. Сестры выдали его туркам, но Ивану удалось скрыться.

Некоторое время Иван пробыл в Бухаресте, а затем направился на Афон и в Шумене встретил знакомого по Бухаресту Елевферия, который перешел в ислам. Отречение друга расстроило Ивана. По дороге он был схвачен турками и от страха тоже дал обещание перейти в мусульманство. На Афоне он посетил разные монастыри, некоторое время прожил в скиту св. прав. Анны, затем перешел в скит Иверского монастыря во имя св. Иоанна Предтечи, где его наставниками были духовник Никифор и старец Акакий. Узнав о мученической кончине в Фессалонике прмч. Давида (+ 1813) и друга Елевферия, принявшего монашество с именем Евфимий (+ 22 марта / 4 апреля 1814), Иван решил пострадать за Христа и тем искупить грех малодушия. Старец Акакий постриг его в монахи с именем Игнатий (в болгарской версии высказано предположение, что имя было дано в честь дяди[17]) и благословил на мученичество.

29 сентября / 12 октября 1814 года Игнатий пришел в Константинополь вместе с монахом Григорием, который ранее сопровождал Евфимия. Через несколько дней, во вторник, причастившись Св. Таин, Игнатий переоделся в турецкую одежду и направился на заседание суда. Там он сорвал с головы тюрбан, бросил его на землю и сказал, что в юности вынужденно солгал, пообещав отречься от веры, а теперь желает забрать свои слова обратно и исповедать Христа, Истинного Бога. Судья призывал его изменить решение, но Игнатий смело порицал религию мусульман. Его заключили в темницу, где уговорами и пытками в течение 2 дней старались заставить отречься от Христа, но мученик был непреклонен. Тогда его осудили и 8 / 21 октября 1814 года повесили.

Через 3 дня монах Григорий выкупил его мощи и 20 октября / 2 ноября доставил их на Афон, где положил вместе с мощами прмч. Евфимия в новом храме в скиту св. Иоанна Предтечи. Честная глава св. Игнатия находится в русском монастыре вмч. Пантелеимона на Афоне, частицы его мощей хранятся в скиту св. Иоанна Предтечи и в Иверском монастыре.

Агиография

Житие Игнатия и служба ему были написаны монахом Онуфрием Иверским и впервые изданы в Афинах в 1862 г. Акакием, монахом афонского скита св. Иоанна Предтечи. В честь преподобномучеников Игнатия, Евфимия Нового и Акакия Нового также были написаны общая служба и Похвальное слово[18]. Афонский мон. Герасим Микраяннанит (+ 1991) составил в честь упомянутых 3 святых и прмч. Онуфрия Габровского (+ 4 / 17 янв. 1818) общий молебный канон (находится в рукописи. в скиту св. Иоанна Предтечи) и акафист.

Иконография

Игнатий изображен молодым, безбородым монахом в темной рясе, с книгой в правой руке и с крестом в левой на житийной иконе «Святые Акакий, Игнатий и Евфимий» (1818, мастер Досифей из Печской Патриархии), хранящейся в скиту св. Иоанна Предтечи. На фреске в часовне св. Архангелов Рыльского монастыря он изображен молодым монахом с маленькой бородкой, в темном монашеском облачении, держащим в руках свиток с надписью: «Аще приходиши работати Господу Богу, уготови душу свою во искушение» (1845).

Литература

  • Ν ι κ ό δ η μ ο ς. Σ υ ν α ξ α ρ ι σ τ ή ς. Τ. 5. Σ. 16-17;
  • Μ α τ θ α ῖ ο ς. Μ Σ. Τ. 10. Σ. 151-160;
  • Афонский патерик. Т. 2. С. 282-291;
  • Жития на бълг. светии / Новоболг. пер. еп. Партений (Стаматов). София, 1974. Т. 1. С. 171-177;
  • Нихоритис К. Света Гора-Атон и бълг. новомъченичество. София, 2001. С. 212-271, 376-382.
  • Христов Х. И. Разбойникът и светецът // Септември. 1983. Бр. 36. С. 5;
  • Χ ρ υ σ ό σ τ ο μ ο ς (Π α π α δ ό π ο υ λ ο ς ). Ν ε ο μ ά ρ τ υ ρ ε ς. Σ. 70;
  • Π ε ρ α ν τ ώ ν η ς Ι ω. ᾿ Ι γ ν ά τ ι ο ς // Θ Η Ε. Τ. 6. Σ. 725-726;
  • Π ε ρ α ν τ ώ ν η ς. Λ ε ξ ι κ ό ν. Τ. 2. Σ. 217-220;
  • Σ ω φ ρ ό ν ι ο ς (Ε ὐ σ τ ρ α τ ι ά δ η ς ).῾ Α γ ι ο λ ό γ ι ο ν. Σ. 211;
  • Нихоритис К. Света Гора-Атон и бълг. новомъченичество. София, 2001. С. 83-84, 95-123, 157.

Использованные материалы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь