Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 3 / 16 мая и в Соборе Московских святых.
Преподобная Иулиания была игуменией Московского Алексеевского монастыря[98], Евпраксия была насельницей
этой обители. Некролог Иулиании содержался в Троицкой летописи нач. XV в., он известен по выписке Н. М. Карамзина[99]. Согласно летописи, в 1393 г., «по Велице дни на четвертои недели, в субботу на ночь преставися игуменья алексиевская Ульяна от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна сама». Святая была «зело благобоязлива, чернечьствовавши лет боле 30, и игуменья бывши 90 черницам, и общему житью женскому начальница сущи, и многим девицам учительница бывши». Иулиания в Москве «за премногую добродетель любима бысть от всех, и почтена всюду, и положена подле церковь»[100]. Сведения об Иулиании и Евпраксии сохранились также в синодиках, включающих поминание рода митр. Киевского и всея Руси св. Алексия. В синодиках преподобные могут называться сестрами свт. Алексия. Однако Троицкая летопись свидетельствует, что Иулиания происходила из «славного» боярского или купеческого ярославского рода, в то время как свт. Алексий род. в семье выходцев из Чернигова - боярина Федора Бяконта и его жены Марии. Сообщений о родстве святителя с алексеевскими инокинями нет в ранних редакциях Жития митр. Алексия. Возможно, сообщение синодиков свидетельствует о том, что Иулиания и Евпраксия были родственницами московских бояр Бяконтовых и Плещеевых. Иулиания приняла монашеский постриг в конце 1350-х годов, возможно оставшись вдовой во время эпидемии бубонной чумы в первой половине 1350-х годов. Во второй половине 1370-х, по всей видимости по благословению митр. Алексия, Иулиания ввела общежительный устав в Алексеевском монастыре - одной из первых жен. обителей в Москве, возникшей около 1358 г. или, возможно, вскоре после основания Чудова монастыря (1365). Эта ответственное поручение преподобной Иулиании дает основание видеть в святой духовную дочь и, вероятно, близкую родственницу святителя Алексия. Присутствие в обители при ней 90 насельниц предполагает наличие у Алексеевского монастыря в эти годы значительных средств и владений, а также покровительство монастырю со стороны предстоятеля Церкви. Преподобная Евпраксия упоминается только в позднейших редакциях синодика рода свт. Алексия. Ни Иулиания, ни Евпраксия не названы в ранней редакции помянника рода «чюдотворца Алексия митрополита»[101] и в синодике Московского Новинского Введенского монастыря[102][103]. В поздней пространной редакции помянника, представленной, в частности, в синодике Авраамиева Ростовского Богоявленского монастыря[104], появляются поминания «иноки-схимницы игумении Оульянеи, иноки Оулеи, иноки Еоупраксеи» [105] . В синодиках Переяславль-Залесского Горицкого Успенского монастыря[106] второй половины XVII в., Нижегородского Благовещенского монастыря кон. XVII в., Коломенского Старо-Голутвина Богоявленского монастыря[107] 1708 г. и других имя Иулиании опущено, приведены поминания «игумении Улеи» и «иноки Евпраксии». Возможно, имя Иулиании было исключено из-за мнимого повтора имен: Иулиания, Иулия. В некоторых списках поздней редакции помянника рода митр. Алексия, напр. в синодике Возмицкого Богородице-Рождественского мужского монастыря[108] 1660 г., упоминается только инокиня и схимонахиня «Иулия» или «Улия»[109]. В Троицкой летописи сообщается, что Иулиания была погребена «подле церковь», по всей видимости, в Алексеевском монастыре. Л. А. Беляев считает, что Алексеевский монастырь был создан на месте, где в настоящее время находится Московский Зачатьевский монастырь (близ Остоженки), основанный в первой половине 1580-х годов[110]. Со времени основания Зачатьевского монастыря (1580-е годы) в нем чтилась память преподобных Иулиании и Евпраксии. В начале 1590-х годов, вероятно в 1592 г., над местом погребения преподобных в юго-западной части обители возвели каменную поминальную палатку (ее фундамент был обнаружен в ходе археологических работ в 2002). Древняя каменная палатка над погребениями преподобных Иулиании и Евпраксии упоминается в офицерской описи Зачатьевского монастыря 1763 г.[111]. В 1766-1768 гг. вместо палатки на средства А. М. Аничковой была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» с трапезной. 22 июля / 4 августа 1765 г. Аничкова писала в прошении, что над погребениями Иулиании и Евпраксии «ни демественного пения, ни поминовения не бывает; она желает палатку разобрать и построить церковь «Неопалимой Купины» для поминовения, каменную…» [112] . В надписи на надгробии преподобных в храме, зафиксированной в 1781 г., сообщалось: «…в 7100-м [1592] году на сем месте погребено тело бывшей первой игумении Улеянеи, сестра родная старица Евпраксия, а по роду сестра родная чудотворцу Алексию…»[113]. На надгробных плитах лежали изображения Иулиании и Евпраксии «на полотне»[114]. В 1887 г. храм в честь иконы «Неопалимая Купина» разобрали, престол перенесли в придел новопостроенной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, надгробия Иулиании и Евпраксии оказались внутри нового храма. В 1864-1909 гг. в Зачатьевском монастыре велась запись чудес по молитвам к святым Иулиании и Евпраксии (зафиксировано 70 случаев), была составлена молитва к преподобным. В 1925 г. Зачатьевский монастырь был закрыт, большая часть насельниц осталась в Москве, некоторые были арестованы в 1926 г., аресты продолжились в 1930-1931 гг. Монастырское предание рассказывает о том, что мон. Маргарите в начале гонений на Церковь явилась св. Иулиания и велела оставаться в обители. В 1995 г. Зачатьевский монастырь был возвращен Церкви. 16 мая 2001 г. в нем прошли торжества, посвященные прославлению преподобных Иулиании и Евпраксии как местночтимых святых Московской епархии. 24 июня 2008 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение прославить преподобных Иулианию и Евпраксию в лике общецерковных святых, установив днем их памяти 3 / 16 мая. На заседании Священного Синода 31 мая 2010 г. была утверждена служба преподобным Иулиании и Евпраксии.
Литература
Использованные материалы |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы