Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Я Неделя (воскресенье) по Пасхе



Челнская икона Божией Матери.

XI век. Киев. Первый русский иконописец преп. Алипий (известный своими чудесными врачеваниями и др. с помощью красок) пишет иконы, несколько из которых дошли до наших дней. Среди них - Свенская Печерская и Чолнская. Свенская Печерская Богородица находится сейчас в Третьяковской галерее, а чудотворная же копия - в Свенском монастыре[219] (сейчас в черте г.Брянска). Обретена в 1288 г. на берегу реки Десны. Перед ней исцелился князь Роман Брянский и повелел построить названный монастырь.

Обретение Чолнской иконы аналогично предыдущему.
На сто километров ближе к Киеву по Днестру недалеко от древнейшего г.Трубчевска (тогда Трубеч - " Слово о полку Игореве" ), а именно в 8 верстах (8, 5344 км.) (там была Пустынь с не сохранившимся названием) местный пастух увидел чёлн без людей, плывущий против течения и через некоторое время приставший к берегу. В челне была икона. Он взял её и принёс в дом. Наутро икона исчезла из дома и оказалась вновь на берегу в челне. Богобоязненный пастух обратился в Пустыню, монахи с Крестным ходом принесли её в храм, совершили службу. Наутро икона исчезла и из храма.
Тогда отправились в Трубеч, уже переименованный в Трубецк князем, пришедшим с литовской стороны, - Дмитрием Ольгердовичем (XIV века, умер в 1390 году), основатель династии князей Трубецких. (Это он получил будущую фамилию рода - Трубецкие - от города, которому сегодня около полутора тысяч лет). Он, раненый в Куликовской битве, исцелился перед иконой. Повелел поставить часовню в честь иконы и принесшего её челна. Так икона стала называться ЧОЛНСКОЙ (ибо слово чёлн писалось в транскрипции " чолн" ). Имея сегодня это имя как собственное, оно не подлежит современным изменениям. А монастырь (" пустынь", вероятно, СПАССКАЯ) стал называться СПАСО-ЧОЛНСКИМ монастырём, просуществовавшим до 23 мая 1923 г. К XVII веку он пришел в упадок и был возобновлен, будучи приписан к Киево-Печерскому монастырю вплоть до 1786 года, когда обрел самосточтельность..
Есть и другая легенда, переносящая нас на полтора века раньше. Июнь 1223 г. Поражение от татар на р.Калке. Один из татарских отрядов преследует отступающих русских. Уже взяты Новгород-Северский, Стародуб, войско подошло к Трубчевску, к этой пустыни.
И здесь после многодневного и многонощного сражения киевляне, смоляне, черниговцы, возглавляемые юным Даниилом Галицким, ПОСЛЕ ЕГО МОЛИТВ В ПУСТЫНИ ПЕРЕД ЧОЛНСКОЙ ИКОНОЙ, разбили татарский отряд. Летопись гласит: "...татары перед светом смешались и полегли в ямах..." ЭТО БЫЛА ПЕРВАЯ ПОБЕДА РУССКИХ НАД ТАТАРАМИ В РУССКОЙ ИСТОРИИ, а, возможно, и первое чудо Чолнской иконы.
Как бы то ни было, икона сохранялась невредимой во время многочисленных захватов и пожаров монастыря польско-литовскими отрядами, крымскими татарами, и пр.
Ежегодно в седьмое воскресенье после Пасхи Чолнская Богородица Крестным ходом приносилась в Трубчевск, где целое лето перемещалась из храма в храм, из дома в дом, и любой житель мог заказывать молебны в своём жилище. Так происходило веками.
В 1918 г. во время очередного Крестного хода первый военный революционный комиссар Трубчевска Дмитрий Раков, "...будучи в помутнении рассудка", дважды выстрелил в неё из револьвера, за что был растерзан прихожанами. Сам монастырь В 1923 году был закрыт и разорен. В настоящее время в помещениях, оставшихся от него, располагается психоневрологический интернат. Сохраняются служебные здания обители, а вот, собор в советское время был снесен….

Икона исчезла, и вновь была обретена (возможно, это список) в 1941 году в Ильинском храме Трубчевска. После его закрытия в 1963-4 г. икона перенесена в Сретенский храм, где и пребывает с двумя пулевыми отверстиями и трещиной посередине иконы между досками, по которым топтался тот военный комиссар.
В Свято-Троицком соборе Трубчевска есть её старинный список меньшего размера.
Также список ее имеется и в Сретенском храме города. Вот её пять неповторимых иконографических особенностей, говорящих об авторе, как о человеке, имевшим право на собственное " видение":
1. Правая рука Предвечного Младенца поддерживает подбородок Богородицы.
2. Левая рука Младенца ВЛОЖЕНА в правую руку Богородицы.
3. Лоб Младенца ЗАХОДИТ за голову Богородицы.
4. ВСЁ изображение Младенца УКРЫТО покровом Богородицы.
5. В нимбе над головой Богородицы часть текста специального, для неё написанного Акафиста с дополнительным словом: " Радуйся, Звездо, являющая НАМ солнце".

Псково-Печерская икона Божией Матери " Умиление"

Дни памяти: 7 Неделя по Пасхе (по Вознесении Господнем), 21 Мая / 3 Июня, 23 Июня / 6 Июля, 26 Августа / 8 Сентября, 7 / 20 Октября

Икона Божией Матери ''Умиление'' Псково-Печерская

Псково-Печерская икона Божией Матери " Умиление" была написана и принесена в Псково-Печерскую обитель псковскими купцами Василием и Феодором около 1521 года. Особенно прославилась чудесными исцелениями в 1524 году. Эта святая икона и святая икона Успения Пресвятой Богородицы прославились в 1581 году во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. За несколько дней до осады Пскова поляками Пресвятая Богородица чудесно явилась благочестивому старцу Дорофею, предупредила его относительно предстоящего бедствия, объяснив причину постигшего людей за их грехи несчастья и указав пути выхода из него. Тогда архиепископом был вызван игумен Псково-Печерского монастыря Тихон с Печерскими иконами «Успения» и «Умиления», чтобы совершать молебны на местах, указанных Самою Богородицею во время Своего явления. Враг, в течение пяти месяцев тридцать раз штурмовавший Псковский Кремль, отступил, так и не взяв города.

В воспоминание этого события чудотворную икону Божией Матери «Умиление» ежегодно в седьмую Неделю по Пасхе носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков «ко святой и великой соборной апостольской церкви Пресвятой и Животворящей и Нераздельней Троицы – чтобы не забывали грядущие роды победу над врагом, благодаря той чудотворной иконе, – во граде Пскове». Празднество иконе " Умиление" установлено еще 7 / 20 октября в память избавления Пскова от нашествия Наполеона в 1812 году. В 1812 году Русской земле угрожали французские войска. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк (17–18 (30 – 31) августа 1812 г.). Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей, в город принесли из монастыря иконы Божией Матери «Успение», «Умиление» и хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7/ 20 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности.

В память этого события в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815–1827), у правого клироса которого хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Умиление» (1524 года), одна из главных святынь Псково-Печерского монастыря.

В XX веке Псково-Печерскому монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Псково-Печерская обитель вместе с городом Печоры промыслом Божиим была по Тартускому договору от 02.02.1920 г. была отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там, вплоть до 1940 года, чем была спасена от всеобщего разорения и осквернения. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – одна из немногих русских православных обителей, не прерывавших в XX веке своего молитвенного предстояния Богу. И хотя не щадили монастырь ни революции, ни войны (в мае 1945 года он лежал буквально в руинах), труд и молитва монастырской братии одолевали очередную разруху и снова приводили обитель к благоустройству и благолепию.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь