Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 12 / 25 мая, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в январе 1895 года в селе Никольское-на-Корзле Даниловского уезда Ярославской губернии в семье диакона о Алексия (Алексея Михайловича) Попова, будущего священника. По окончании Ярославского духовного училища поступил в Ярославскую духовную семинарию, которую окончил в 1918 году. Три года работал школьным учителем в с. Савинском. Женился на Елизавете Александровне (1900 г.р.), у них родилось три дочери: Анастасия (1918 г.р.), Ксения (1923 г.р.), Александра (1925 г.р.). В 1921 году, по смерти своего отца, был рукоположен во священника и определен к Троицкому храму д. Здоровцево. После закрытия храма переведен ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Помогалово Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии, на место отца. Затем служил в селе Вознесенье. Жители села до сих пор вспоминают о.Петра как приветливого и общительного человека, очень любившего детей. У него был очень красивый голос, тенор. В проповедях он старался донести Слово Божие и показать, насколько живо звучит оно в современное тяжелое время. Говорил, что в жизни каждого человека наступает момент, когда необходимо решиться взять свой крест и идти за Христом. 13 апреля 1931 года он был арестован по обвинению в антисоветской агитации и приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. В мае 1934 года возвратился из ссылки и вновь поступил священником в храм в селе Вознесенье Тутаевского района. В это время о.Петр сблизился с тутаевскими священнослужителями, многие из которых также прошли ссылки и заключение. Все церковные традиции, когда в большие праздники до революции было принято священникам ходить по приходу, посещать прихожан и служить в их домах молебны, призывая на них благословение Божие, – отец Петр сохранил и во времена наступивших гонений. По своим убеждениям он был твердым последователем святителя Тихона, противником обновленчества и идеи лояльности Церкви по отношению к религиозной политике советской власти, за что был обвинен в принадлежности к Истинно-Православной Церкви. 31 июля 1936 года он был арестован в д. Помогалово и помещен в камеру предварительного заключения в Тутаеве, позже переведен в Ярославскую тюрьму. Проходил по групповому " Делу священников Надеинского В.Ф., Попова П.А. Ярославская обл. 1936 г.". Из обвинительного заключения: " Входил в группу ИПЦ священника Надеинского. Тихоновец. Молился о находящихся в узах" . Священник обвинялся в " чтении проповедей двусмысленного содержания антисоветской направленности, произнесении молитв о заключенных, находящихся в ссылке". Кроме того о.Петра обвинили в нарушении советского законодательства: " хождении по деревням с молебнами без разрешения органов власти". Сказанная о.Петром с амвона проповедь о том, что " служение земным благам является для человека вредным", была истолкована следствием как " противодействие культурной и зажиточной жизни колхозников". На допросе о.Петр отверг обвинение в антигосударственной деятельности: " Своими проповедями я призывал к борьбе с безбожием, а не с советской властью. Страну нашу и властей ее я не поминал во время службы в церкви по той причине, что власть безбожная: но все остальные законы советской власти и налоги на служителей культа я выполняю. По своим религиозным убеждениям я являюсь врагом безбожия" Из допроса: – Почему вы совершали хождение по деревням в Рождество, Пасху, Вознесение и так далее без разрешения сельсовета? – Один раз я поручил церковному старосте Федору Галактионовичу Покичеву взять разрешение сельсовета на право хождения по деревням, но в сельсовете ему сказали, что на хождение с крестом разрешения не требуется, после чего мы никакого разрешения не спрашивали. – Известна ли вам инструкция Комиссии ЦИК по делам культа, обязывающая всякий раз для хождения по деревням брать разрешение сельсовета?.. – Такой инструкции я не читал, но знаю, что разрешение брать надо. – Зная, что разрешение брать надо, почему же вы нарушили закон? – Мне сказал Покичев, что... разрешения на хождения с крестом и Евангелием не требуется. – Покичев инвалид, неграмотный человек, он мог не понять, что ему сказали в сельсовете, и ваша ответственность совершать такое хождение по деревням только больше, когда у вас на руках не имеется разрешения. Почему вы этого не делали? – По простоте своей я ему доверился и разрешений не брал, а хождение по деревням совершал. – Нарушение советских законов следствие объясняет как ваше непризнание советской власти. Признаете вы это? – У меня нет бюллетеня Комиссии по делам культа при ЦИК СССР; я даже не знаю, существует ли такая Комиссия, так как советских газет не читаю совершенно... – Когда у вас сложилось такое убеждение, что «культурная, зажиточная жизнь без религии является делом тьмы, развратным»? – Такие убеждения у меня сложились давно, то есть с тех пор, как я познал христианское учение, как окончил духовное училище и семинарию. И до советской... жизни я был противник этого, и сейчас, после коллективизации... так как она является безрелигиозной. – Вы показываете неправду. До советского периода в деревне не было ни культурной, ни зажиточной жизни, кроме эксплуатации. Значит, вы против культурной и зажиточной жизни, которая наступила только в советский период, в период после коллективизации? – Коллективизацию, которая строится не на христианских началах, я не признаю, о чем и проповедовал среди населения. – В какой форме вы призывали колхозников не признавать «такой культурной и зажиточной жизни, которая отходит от религии»? – В форме проповедей с церковной кафедры. Личных бесед с колхозниками не вел. – Как воспринималась колхозниками такая ваша проповедь? – Судя по тому, что посещение церкви не увеличивалось, очевидно, моя проповедь слабо воспринималась, и моей обязанностью было еще ревностней исполнять свою обязанность проповедника. 9 декабря 1936 года Особым Совещанием при НКВД приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Был отправлен в Мариинские лагеря Кемеровской области (Сиблаг). Из лагеря о.Петр писал отцу матушки: " Иван Филиппович, я живу в таком месте, в таком доме, где живут одни ящерицы". После ареста о.Петра матушка заболела манией преследования, нигде не появлялась, в дом никого не пускала, стремилась спрятаться в подвале. Она была в тяжелом состоянии, и детей разобрали родственники. Скончался 25 мая 1937 года в Орлово-Розовском лагерном пункте в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле. 3 мая 1989 года был реабилитирован прокуратурой Ярославской области по 1936 году репрессий. 11 июля 1989 года реабилитирован по 1931 году репрессий. Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Использованные материалы |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы