Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Дни памяти: Собор Новомучеников Российских , 12 / 25 мая , 10 / 23 июня (Ряз.)
Мученица Евдокия Гиблицкая родилась в крестьянской семье 1 / 14 марта 1880 года в селе Гиблицы Погостинской волости Касимовского уезда Рязанской губернии. Известно, что ее отца звали Петром. При крещении в Никольской церкви села Гиблицы священник Александр Стефанович Преображенский нарек ее в честь преподобномученицы Евдокии Илиопольской, игумении. Грамоте девочке обучиться не удалось, хотя в селе было двухклассное училище. Вероятно, из-за того, что пришлось присматривать в семье за младшими детьми и помогать по хозяйству. Родители воспитали Евдокию в страхе Божием, в любви к Церкви и молитве. Выйдя замуж за Ивана Мартишкина, Евдокия вошла также в благочестивую крестьянскую семью. У нее с Иваном было трое сыновей: Иван 1906 года рождения, Сергей и Павел. Возраст последних Евдокия указать в материалах следственного дела не смогла из-за неграмотности. Всю жизнь она прожила в родном селе, занимаясь крестьянским хозяйством. После Октябрьского переворота и начала гонений на Русскую Православную Церковь Евдокия в простоте христианской любви поддерживала гонимое священство, следуя Евангелию: «К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю» (Иов. 6, 14-16). В феврале 1918 года большевики объявили мобилизацию в Красную гвардию. Крестьяне же ждали от новой власти мира. В Касимовском уезде начались волнения. В ночь с 7 на 8 февраля 1918 года в Касимове было совершено со стороны якобы «контр-революционной шайки… покушение на свержение советской власти», в результате чего милиция была заменена Красной гвардией[365]. В сентябре 1918 года уже в половине уездов Рязанской губернии имели место крестьянские волнения. Были охвачены выступлениями также почти и все волости Касимовского уезда. Они возникли в результате недовольства проводимыми «сов. властью мероприятиями на селе и деятельностью местных органов власти», отделением Церкви от государства; среди народа распространялись слухи о смене власти в городах Тамбове, Козлове. Крестьяне протестовали против объявления мобилизации призывников в Красную армию, против обязательных поставок для нужд армии лошадей. Для касимовских крестьян, занимавшихся извозом, изъятие лошадей было равнозначно полному разорению. Прокуратура констатировала, что спокойствие в селах водворялось лишь «с прибытием отряда красноармейцев»[366]. В начале ноября 1918 года по Рязанской губернии на почве мобилизации, хлебной монополии и «бесчинств сельских волостных и уездных советских работников и многих других причин», началось, как написано в документах того периода, «кулацкое возстание, застрельщиками коего оказались б. офицеры, помещики, попы и кулаки.… Эта контр-революционная волна поддерживалась» крестьянскими массами, «отчего местами возстание переходило в повстанческое движение», — как отметил в своем докладе председатель Рязанского губисполкома. В начале ноября 1918 года, согласно циркуляра № 4958, была учреждена Особая комиссия, принявшая и утвердившая чрезвычайный единовременный налог (ревналог) и распределившая его по уездам. Касимовский уезд должен был собрать 10 миллионов рублей[367]. Причин «к недовольству слишком много: продолжающаяся мобилизация людей, лошадей и прочего, отбирание последних излишков хлеба, поголовная трудовая повинность по возке дров, торфа, сена и хлеба, очистке железно-дорожных путей от снега; это большою тяжестью ложится на крестьян. Для проведения всех этих мероприятий приходится применять и вооруженную силу. Ко всему этому необходимо присовокупить и эпидемию тифа, с которой бороться не хватает сил и средств». Кроме того, тяжелым бременем стал чрезвычайный революционный налог[368]. На 1 ноября 1918 года была назначена отправка мобилизованных 1897 года рождения из Касимовского уезда в Рязань. Мобилизованные, ссылаясь на то, что «большевики говорили, что воевать не надо», недоумевали, зачем их мобилизуют «для войны». Спрашивали: «Кто управляет нами? Вот, если бы управлял весь народ, тогда бы…» Решили на собрании разойтись по домам — по своим селам и деревням, и до 5 ноября в Касимов не приходить, а «придти 5 ноября всем вместе — мобилизованным 1897, 1896 и 1895 гг., захватив с собой и пулеметчиков, и бомбометчиков, и солдат других частей». В телеграмме от 29 ноября 1918 года председателя Рязгубисполкома «в Наркомвнутдел Петровскому о причинах ноябрьского восстания» указаны причины восстания: «Белогвардейщина, стараясь взорвать советскую власть изнутри, перенесла центр своей работы в деревню, политически отсталую и малоорганизованную… Участники возстания офицеры, попы, кулаки, часть интеллигенции… Поводы к возстанию: мобилизация людей, лошадей, реквизиция скота, хлебная монополия, отделение церкви от государства…»[369] «Всеуездное восстание» провозгласило свои лозунги: «Долой коммунистов», «Долой мобилизацию », «Да здравствует Учредительное собрание». 2 ноября на сбор мобилизованных 1896 года рождения в Касимов никто не явился. Военный комиссар объявил Касимовский уезд на военном положении с вечера 5 ноября. Из Рязани был подтянут «отряд красноармейцев в 100 чел. с 2-3 пулеметами ». Был организован Военно-революционный штаб из 3-х членов исполкома. 5 ноября с 8 часов утра «в город Касимов стали стекаться мобилизованные общими партиями 1897, 1896 и 1895 г.р.» Поддержали мобилизованных и односельчане: вооружившись, кто топорами, кто вилами, двинулись тоже по направлению к уездному Касимову. Пока шли, решимость некоторых растаяла, и они стали возвращаться домой. Восставших «красноармейцы захватывали… на улицах и направляли в тюрьму». В 12 часов разведчик доложил, что мятежники «с оружием по трем дорогам направлялись в Касимов» и затем «повели наступление на штаб Красной армии… на советские здания» и на тюрьму. К вечеру в Касимов для подавления восстания прибыли отряды вооруженных рабочих-добровольцев: «мятежники частью были арестованы, но большая часть скрылась с имеющимся у них оружием». В ночь на 7 ноября в Касимов прибыл представитель Рязанского губисполкома Горюнов «с неограниченными полномочиями», который принял на себя всю полноту власти в Касимовском уезде. На Оке в деревне Забелино (там была пристань) восставшие обстреляли и «ограбили» 2 пассажирских парохода (на одном из них плыл начальник Копоновского заградительного отряда Тугеев, который был убит); в волостном центре села Гусевский Погост были убиты 3 советских работника-коммуниста. В Забелино с карательным отрядом в 50 человек отправился Горюнов, «который разбил и разсеял банды Китовско-Гиблицко-Погостинской волости». Среди архивных документов есть телеграмма начальника Касимовского военно-оперативного штаба Горюнова в Рязгубисполком от 7 ноября 1918 года: «Принял командование Постановил разстрелять 5 человек 24 часа оказавших вооруженное сопротивление Восстание продолжается уезде Принимаю безпощадные меры»[370]. О положении дела по подавлению мятежа под грифом «Секретно» и «Срочно» постоянно направлялись телеграммы из Рязгубисполкома в Москву наркому внутренних дел Петровскому[371]. К 9 ноября в Касимове скопились значительные вооруженные силы. Было решено выделить часть отряда для подавления в восставшие волости, в том числе в Гиблицкую. «По отношению к возставшим были приняты строгие меры: накладывалась безпощадная контрибуция на кулаков, а виновные в активном выступлении против советской власти разстреливались на месте»[372]. Касимовская уездная Чрезвычайная Комиссия докладывала в Рязанскую губернскую ЧК: «Уездная Чрезвычайная Комиссия при сем представляет пять экземпляров объявлений о разстрелянных гражданах в городе Касимове и его уездах по постановлениям Начальника Военно Оперативнаго Штаба, Военно-Полевого Суда Владимирскаго Особаго Отряда и Военно-Революционнаго Совета за активное и пассивное выступление против Советской власти. При этом Комиссия доносит, что таковыя же объявления одновременно с сим за № 876 отосланы в редакцию газеты «Известия» Рязанск. Губ. Совета Раб. Крестьянских и Солдатских Депутатов» для перепечатания ст. в газете»[373]. В течение 2 недель восстание было подавлено. На места выехали особые комиссии. Губернская ЧК выслала ряд следственных комиссий. Продолжались аресты «зачинщиков». В докладе бывшего временного председателя Касимовской уездной ЧК В.П. Кокорева[374] говорилось, что «к 12 ноября восстание... уже подавлено и оставалось только ликвидировать его[375]. К «15 ноября его можно считать ликвидированным», — докладывал Рязгубисполкому бывший временный председатель Касимовской уездной ЧК[376]. Муж Евдокии Иван и его брат Василий были расстреляны как «зачинщики» 10 ноября 1918 года. В Государственном архиве Рязанской области удалось обнаружить документ о карательной экспедиции, в результате действий которой погибли родственники Евдокии: «Постановление Военно-Полевого Суда Владимирскаго Особаго Отряда, посланнаго для подавления контр-революционнаго выступления в Гиблицкой и Китовской волостях, Касимовскаго уезда, Рязанской губернии, в составе: Начальника Отряда т. Михайлина, Комиссара Отряда — Александровскаго Уезднаго Военнаго Комиссариата т. Данилова и вр. Политическаго Комиссара представителя Касимовскаго Уезднаго Совдепа т. Титова, на основании данных им полномочий, первым двум — от Владимирскаго Военнаго Комиссариата (предписание от 6 ноября за №№ 473 и 474) и последнему от Военнаго-Революционнаго Совета от 9 ноября за № 283. Выступив согласно предписания в поход и прибыв на пароходе на пристань «Забелино» отряд высадился и отправился походным порядком по направлению на ст. Гиблицы и далее в Китовскую волость, где по пути в селениях… из обнаруженных виновных были разстреляны: …В селе Гиблицах: 7)Мартышкин Иван, 8)Мартышкин Василий»[377]. Семья Евдокии осталась без кормильца. По всем уездам и волостям в это время активизировали свою деятельность реквизиционные продовольственные отряды, изымая последнее[378]. Трудно представить, как удалось выжить Евдокии и ее трем сыновьям. Спасало ее только твердое упование на Господа. Наивысшего ожесточения волна кровавых гонений на инакомыслящих и особенно на верных служителей Церкви Христовой достигла в 1937 году. Органами НКВД все чаще стали фабриковаться «групповые» дела. По такому делу 6 ноября 1937 года и была арестована как «активная церковница » Евдокия вместе со многими касимовскими священнослужителями и активными верующими. Их привлекли по обвинению «в участии в террористической контрреволюционной организации » в Бельковском районе Рязанской области. Всех, привлеченных по данному делу, обвиняли в подготовке вооруженного восстания против советской власти с целью ее свержения и террористических актов в отношении руководителей ВКП(б) и членов советского правительства. Организаторами и членами группы следственные органы считали касимовских священнослужителей, «бывших белых офицеров», раскулаченных — всех активных «церковников », среди которых была и Евдокия[379]. Содержалась она в Касимовской тюрьме. На допросе 10 ноября 1937 года держалась, как свидетельствует следственное дело, стойко и свою вину не признала. После допросов в Касимовской тюрьме Евдокия с другими арестованными, включенными в «повстанческо-террористическую организацию», была переведена в Рязанскую тюрьму. Все нелепые обвинения в свой адрес категорически отвергла. Приговорена она была «тройкой» при Управлении НКВД по Рязанской области по статье 58, пунктам 10-11, к 10 годам исправительно-трудовых работ. Скончалась Евдокия Петровна Мартишкина в заключении 25 мая 1938 года[380]. Место погребения неизвестно. Деянием Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года Евдокия Мартишкина была причислена к лику святых по представлению от Рязанской епархии[381]. Память мученице Евдокие Гиблицкой совершается в день страдальческой кончины 12/25 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века, в Соборе Рязанских святых. Источники: · Арх.: Архив УФСБ по Рязанской области. Д. 2544 (№ 896). · Л. б/н; Архив ИАО РМ. Д. 240. В 2 т. Т. 2. Л. б/н; ГАРО Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 45. Рязанский губернский исполком советов Р.К. и Кр. депутатов. Л. 78, 81, 84, 98, 194-195, 435; Д. 77. Месячные отчеты губисполкома о причинах кулацких контрреволюционных восстаний в губернии. Л. 30 об. - 31 об.; Ф. Р-4. 1918 г. Рязгубисполком. Оп. 2. 1918-1929 гг. Д. 4. Документы губисполкома, переписка, циркуляры и обязательные постановления. Оперативные военные сведения по мобилизации Л. 71-73, 83-85, 92, 97, 109, 117; Оп. 2. Т. II. Рязгубисполком. Д. 12. Циркуляры и обязательные постановления. · Л. 77-79, 82-83, 85, 88-88 об.; 92, 211-219, · 230, 306, 307, 314; Д. 7. Сведения о событиях и настроениях по Касимовскому уезду. Л. 6-6 об., 13-13 об., · 42-43, 50, 51-54 об.; Д. 13. О контрреволюционном восстании в 1918 г.; Д. 31. Переписка с уисполкомами о политическом и продовольственном положении, борьбе с бандитизмом и дезертирством в уездах. Секретно. Л. 18-18 об; Ф. Р-12. Оп. 1. Д. 2. Касимовский уездный исполнительный комитет. 1918 г. Протокол заседания Касимовского уездного съезда советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 13 марта н.с. 1918 г. Л. 96-97 об. § 9. О событиях, происшедших в Касимове; Оп. 2. 1917-18 гг. Протоколы заседаний губисполкома. Д. 11. О причинах и исходе контрреволюционного восстания в Касимовском уезде 5-7 ноября 1918 г. Л. 518-522 об.; · Ф. Р-2639. Оп. 1. Д. 461. Рязанский губернский революционный трибунал. Б/л. Справка прокуратуры Рязанской области; · Прокуратуры РФ № 13-461. Л. 1; Ф. Р-3611. Оп. 2. Д. 7. Св. 1; · Проходцов И.И. Воспоминания современников о кулацких восстаниях в Рязанской губернии в 1918 г. с приложением карты. Рукопись. Б/н. · Лит.: Были верны до смерти. Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских ХХ века. Рязань, 2002. С. 127-128, 161-162; Иоанн Добролюбов, свящ. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Т. IV. Рязань, 1891. С. 89-90; Православная энциклопедия. / Под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. XVII. М., 2007. С. 123-124. События дня. Вечерня и утреня. Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена обычная вечерня и утреня с Великим славословием. Служил уже упомнутый выше незнакомый священник (пока удалось узнать только имя – о.Алексндр) при пении верхнего хора. Хоть под именем священномученика Ермогена, патриарха Московского, стоит значок «без праздничного знака», но все же тот же календарь рекомендует совершать в его честь полилелей. У нас же служба совершалась лишь отдания праздника Вознесения Господня, то есть, служба состояла лишь из песнопений и канона праздника Вознесения Господня, хоть икона священномученика Ермогена лежала в центре храма на аналое.. Как и в сам праздник, перед 9 песнью канона, диакон, стоя перед иконой праздника, возглашает: Величай душе моя, вознесшагося от земли на небо, Христа Жизнодавца. А затем уже поется ирмос праздника, который: Тя паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно рождшую вернии единомудренно величаем. Литургия. В сам день я также был в Свято-Успенском соборе, где службу совершал тот же священник о.Александр при пении бокового хора. Чтения литургии. Отрывок из книги Деяний Апостольских: 1Агриппа сказал Павлу: позволяется тебе говорить за себя. Тогда Павел, простерши руку, стал говорить в свою защиту: 2царь Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи, 3тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев. Посему прошу тебя выслушать меня великодушно. 4Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все Иудеи; 5они издавна знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению. 6И ныне я стою́ перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам, 7которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь. За сию-то надежду, царь Агриппа, обвиняют меня Иудеи. 8Что же? Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых? 9Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея. 10Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос; 11и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах. 12Для сего, идя в Дамаск со властью и поручением от первосвященников, 13среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною. 14Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна. 15Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: " Я Иисус, Которого ты гонишь. 16Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, 17избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя 18открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными". 19Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению, 20но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедовал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния. 21За это схватили меня Иудеи в храме и покушались растерзать. 22Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет, 23то есть что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам. 24Когда он так защищался, Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия. 25Нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла. 26Ибо знает об этом царь, перед которым и говорю смело. Я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из сего скрыто; ибо это не в углу происходило. 27Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь. 28Агриппа сказал Павлу: ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином. 29Павел сказал: молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз. 30Когда он сказал это, царь и правитель, Вереника и сидевшие с ними встали; 31и, отойдя в сторону, говорили между собою, что этот человек ничего, достойного смерти или уз, не делает. 32И сказал Агриппа Фесту: можно было бы освободить этого человека, если бы он не потребовал суда у кесаря. Посему и решился правитель послать его к кесарю. Глава 27. 1 Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию. 2 Мы взошли на Адрамитский [382] корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники. 3 На другой день пристали к Сидону [383]. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием. 4 Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров, 5и, переплыв море против Киликии [384] и Памфилии [385], прибыли в Миры Ликийские [386]. 6 Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него. 7 Медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом [387], по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне. 8 Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея [388]. 9 Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал, 10говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни. 11 Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла. 12 А как пристань не была приспособлена к зимовке, то многие давали совет отправиться оттуда, чтобы, если можно, дойти до Финика, пристани Критской, лежащей против юго-западного и северо-западного ветра, и там перезимовать. 13 Подул южный ветер, и они, подумав, что уже получили желаемое, отправились, и поплыли поблизости Крита. 14 Но скоро поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон [389]. 15 Корабль схватило так, что он не мог противиться ветру, и мы носились, отдавшись волнам. 16 И, набежав на один островок, называемый Кла́ вдой, мы едва могли удержать лодку. 17 Подняв ее, стали употреблять пособия и обвязывать корабль; боясь же, чтобы не сесть на мель, спустили парус и таким образом носились. 18 На другой день, по причине сильного обуревания, начали выбрасывать груз, 19а на третий мы своими руками побросали с корабля вещи. 20 Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасению. 21 И как долго не ели, то Павел, став посреди них, сказал: мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда. 22 Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. 23 Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь 24и сказал: " не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою". 25 Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано. 26 Нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров. 27 В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-то земле, 28и, вымерив глубину, нашли двадцать сажен [390]; потом на небольшом расстоянии, вымерив опять, нашли пятнадцать сажен [391]. 29 Опасаясь, чтобы не попасть на каменистые места, бросили с кормы четыре якоря, и ожидали дня. 30 Когда же корабельщики хотели бежать с корабля и спускали на море лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа, 31Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись. 32 Тогда воины отсекли веревки у лодки, и она упала. 33 Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего. 34 Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы. 35 Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть. 36 Тогда все ободрились и также приняли пищу. 37 Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ. 38 Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море. 39 Когда настал день, земли не узнавали, а усмотрели только некоторый залив, имеющий отлогий берег, к которому и решились, если можно, пристать с кораблем. 40 И, подняв якоря, пошли по морю и, развязав рули и подняв малый парус по ветру, держали к берегу. 41 Попали на косу, и корабль сел на мель. Нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн. 42 Воины согласились было умертвить узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал. 43 Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения, и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю, 44прочим же спасаться кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля; и таким образом все спаслись на землю. Апостол Павел, опасаясь, что если его выпустят, то он попадет в руки иудеев, требует суда у рисского императора, а посему его отправляют в Рим. Здесь Бог ему открывает то, какие опасности в пути ждут его, и он не на словах, а на деле проявляет заботу обо всех остальных, подсказывая то, что надлежит делать. Такова любовь, являющая себя не только тем, кто любит человека, но и всем, включая и врагов, а здесь – и тех, кото держит апостола под стражей. Евангелие (от Иоанна): 1После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, 2так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. 3Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. 4Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. 5И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. 6Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. 7Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, 8ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. 9Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. 10И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. 11Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. 12Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. 13Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. 14Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. 15Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. 16Они не от мира, как и Я не от мира. 17Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. 18 Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. 19 И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. 20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, 21да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. 22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. 23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены́ воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. 24 Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. 25 Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. 26 И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них. Молитва Христа Отцу. Нельзя сказать, что Господь, будучи единым целым с Отцом, нуждался в молитве, так как Он и сам свидетельствовал, что Отец в Нем и Он – в Отце. Но Он, будучи, сделавшись совершенным человеком, показывает нам необходимость молитвы не словами одними, но делом. Потому Он тратил на нее очень много времени. Среди прошений же, как хорошо заметно, больше всего прошений о единстве учеников Его и их последователей. Здесь же акцентируется внимание на последних словах этой молитвы – Господь свидетельствует о том, что Он добровольно идет на страдания, посвящая Себя за спасение людей, не только апостолов, о которых здесь сказано очень много, но и их последователей и всех, кто уверует в Него от их проповеди. И здесь же обетование того, что уготовано верным Божиим: « хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира ». Господь хочет не погибели человека, которой он делается причастен по причине греха, но спасения его и хочет даровать ему свою Благодать, ввести в место селения славы Своей, место, уготованное человеку, но которого он лишился из-за грехопадения. И обо всем этом здесь свидетельствует Господь. Это нам надлежит помнить…. После заамвонной молитвы (в которой священник испрашивает Благословение Божие всем молящимся, чтобы Бог сохранил их и когда они выйдут из храма в мир) священник и диакон выходят в центр. Хор поет тропарь и кондак праздника Вознесения Господня. Священник кадит икону праздника, а затем, под пение величания празднику, уносит ее в алтарь. По окончании службы о.Александр поздравил всех с праздником, а причастников – с приобщением Святых Таин. Также он напомнил, что завтра – Родительская суббота. Проповедей он не говорил. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы