Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Священномученики протоиереи Василий Соколов, Христофор Надеждин, Александр Заозерский, преподобномученик иеромонах Макарий Телегин, и мученик Сергий Тихомиров



Дни памяти: Собор Новомучеников и исповедников Российских, 13 / 26 Мая

Протоиерей Христофор Надеждин, настоятель церкви Иоанна Воина (что на Якиманке), родился 21 февраля / 6 марта 1869 года в семье священника Рязанской губернии Зарайскаго уезда Нижне-белоомутского села.

Окончил Зарайское Духовное училище, Рязанскую Духовную Семинарию и был определен учителем пения и чистописания в Донское епархиальное училище. 20 ноября / 3 декабря 1891 года он был назначен на должность надзирателя училища. В 1892 году поступил в Московскую духовную академию, ему была предоставлена стипендия архиепископа Донского и Новочеркасского Макария. Усиленное занятие учебными предметами, а также желание глубокого их изучения и одновременно изучение материалов для кандидатской диссертации, начатое им почти сразу же после поступления в академию, привели к резкому расстройству здоровья, и врач академии настоял на том, чтобы его отправили на лето 1895 года в Самарскую губернию для лечения кумысом.

Учась в академии, Христофор Алексеевич подружился с Иваном Васильевичем Успенским, взгляды которого на аскетический подвиг, на непрестанную борьбу с помыслами, на ревностное служение Богу были ему самому очень близки.

В 1897 году окончил Московскую духовную академию и защитил диссертацию на тему «Очерк истории православной полемической против раскола литературы ХVII и начала ХVIII веков (до учреждения Святейшего Синода)», получив за нее степень кандидата богословия. Исполняющий должность доцента Московской духовной академии Илья Михайлович Громогласов писал в отзыве на эту работу:

«Обращаясь к оценке рассматриваемого сочинения, нельзя не отозваться с большой похвалой прежде всего о замечательном научном трудолюбии автора: его интерес и усердие к делу далеко превышают мерку обычных требований, предъявляемых к кандидатской диссертации... Признавая необходимым дать своему исследованию возможную полноту в подборе изучаемого материала, он не только собрал и обследовал в библиографическом отношении все известные в печати полемические памятники взятой эпохи... но и успел отыскать частью в академической библиотеке, а главным образом в различных книгохранилищах Москвы и Петербурга, иногда в нескольких списках, немалое число новых источников, доселе остававшихся совершенно неизвестными исследователям»

По окончании академии ее ректор, епископ Феодор, предложил Христофору Алексеевичу место миссионера в Новочеркасске, но престарелые родители, обеспокоенные возможной разлукой с сыном, настояли на том, чтобы он получил место служения в непосредственной близости от них.

10 / 23 февраля 1899 года Христофор Алексеевич поступил на должность законоучителя земской школы в родном селе Нижний Белоомут.

23 февраля / 8 марта 1900 года он был назначен заведующим школьными религиозно-нравственными чтениями по воскресным и праздничным дням. 22 апреля / 5 мая того же года он получил назначение на должность заведующего женской церковноприходской школой села Нижний Белоомут.

10 / 23 июля 1900 года рукоположен во диакона епископом Рязанским Полиевктом (Пясковским), а на следующий день рукоположен во священника к Преображенской церкви села Нижний Белоомут.

23 июня / 6 июля 1902 года был назначен священником в Предтеченскую церковь в Староконюшенном переулке в Москве и законоучителем гимназии имени Медниковых.

10 / 23 июля 1906 года был переведен в храм мученика Иоанна Воина, в котором он и прослужил до своей мученической кончины. Также нес послушание законоучителя, сначала в женской гимназии Ломоносовой, а впоследствии в женской гимназии Гельбик.

В течение 1915-1916 годов проводил внебогослужебные беседы с народом, на которых присутствовало иной раз до трехсот человек. Всего приход храма мученика Иоанна Воина насчитывал в то время около двух тысяч человек.

3 января 1921 года был назначен благочинным Замоскворецкого Сорока.

. Служил он в Москве с 1901 года. В 20-х числах марта 1922 года батюшка был арестован по «делу об изъятии церковных ценностей» после того, как 12 марта прочел в храме послание Святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси, посвященного изъятию церковных цееностей. Он не признал себя виновным и отказался назвать имена тех, через кого получил Послание Святейшего Патриарха Тихона.

Протоиерей Александр Заозерский, настоятель храма святой Параскевы-Пятницы в Охотном ряду, родился 20 июля / 2 августа 1879 года в Москве в семье священника. Окончил Заиконоспасское Духовное училище, Московскую Духовную Семинарию в 1899 году и Московскую Духовную Академию в 1903 году со степенью кандидата богословия и был определен на должность псаломщика к Троицкой церкви на Арбате.

В 1908 году был рукоположен во священника к Девятинской церкви на Пресне, а через год переведен в Александро-Невский храм при Мещанских училищах и богадельне.

С 1910 по 1917 год состоял помощником благочинного, а с 5 / 18 июля 1917 года – благочинным.

В 1917 году принимал активное участие в церковно-общественной жизни, автор ряда хроникальных публикаций на эту тему в " Московском Церковном Голосе".

В 1913 году овдовел и священноначалие предложило ему принять сан епископа, но он отказался, мотивируя свой отказ тем, что желает быть ближе к народу.

В 1919 году власти закрыли Александро-Невский храм как домовый, и отец Александр был назначен в церковь великомученицы Параскевы Пятницы в Охотном ряду, где и прослужил до своей мученической кончины.

В 1920 году был возведен в сан протоиерея.

1 января 1921 года был вновь переизбран на должность благочинного.

Во все время своего священнического служения – с 1908-го по 1918 год – он состоял законоучителем средних учебных заведений и церковноприходских школ. С 1914‑ го по 1916 год он читал лекции по догматическому богословию и вел практические занятия по проповедничеству на Московских Пастырских курсах. С 1914-го по 1918 год преподавал в Московской духовной семинарии на кафедре гомилетики. Кроме этого, он был секретарем Общества любителей духовного просвещения и товарищем председателя отдела распространения религиозно-нравственных книг.

8 апреля 1922 года отец Александр был арестован по тому же делу «об изъятии церковных ценностей». На допросе батюшка виновным себя не признал, сказал только, что читал в храме Послание Святейшего Патриарха Тихона[412]. Но через кого получил текст послания и текст протеста во В.Ц.И.К., подписанный сотнями верующих, назвать отказался. На суде он держался мужественно и с достоинством. Судьям не удалось соблазнить его облегчением участи в обмен на показания против других[413]. Батюшка был признан идеологом духовенства, обнаружившим наибольшую непримиримость. Когда его вывели после суда на Лубянскую площадь в Москве, он широким крестом осенил приветствовавшую его толпу.

Священник Василий Александрович Соколов, родился в 1868 году в селе Старая слобода Александровского уезда Владимирской губернии. В 1882 году окончил Переславское духовное училище, В 1888 году окончил Вифанскую Духовную Семинарию. В 1888 году назначен учителем Закубежской церковно-приходской школы Александровского уезда Владимирской губернии. 16 / 29 декабря 1890 года рукоположен в сан священника.

С 1891 по 1906 гг. - священник Рождественского храма с. Пустое Переславского уезда Владимирской губернии, заведующий и законоучитель церковно-приходской школы. Это был счастливый период жизни и служения о.Василия. Господь наградил его счастливым супружеством и служебными успехами и материальным достатком. Храм Божий при неусыпных заботах священника содержался всегда в подобающем благолепии и беспрерывно поновлялся и благоукрашался.

За 12 лет в семье о. Василия родилось шестеро детей.. После смерти от рака жены в 1906 поступил в Московскую Духовную Академию, окончив её в 1910 году. По окончанию академии о.Василия хотели оставить профессорским стипендиатом при Академии, но Святейший Синод не смог выделить ему казенной стипендии. С 26.12.1910 (это было бы 8. 01. 1911) года батюшка служил в церкви Святителя Николы Явленнаго на Арбате. С августа 1911 г. состоял членом Совета Братства святителя Николая при Николо-Явленском храме; с 1 / 14 ноября 1912 г. - помощником благочинного Пречистенского сорока 1-го отделения; с 1 / 14 октября 1913 г. - законоучителем Николо-Явленской церковно-приходской школы и частной гимназии Ломоносовой. Его дочери, Нина и Антонина, стали его ближайшими помощницами, разделяя с отцом педагогические труды в Николо-Явленской церковно-приходской школе, где они были учителями.

7 / 20 мая 1915 г. указом Святейшего Синода о.Василий был назначен ректором одного из отделов журнала " Московские церковные ведомости". Отец Василий мечтал об обновлении издания, об участии в нем пастырей Московской и других епархий, иметь больше корреспондентов во всех местах епархии, расширить круг сотрудников по изданию с привлечением столичных и провинциальных лиц, чтобы обеспечить для журнала постоянный приток интересного материала о местной религиозной жизни.

В 1916 г. в Казанской духовной академии получил степень магистра богословия за работу " Леонтий Византийский. Его жизнь и литературные труды. Опыт церковно-исторической монографии". Помимо нее имел еще публикации в журналах на религиозно-нравственные темы.

 В апреле 1922 года он был арестован по «делу об изъятии церковных ценностей»[414]. На допросе виновным себя в агитации против изъятия церковных ценностей не признал.

Иеромонах Макарий (в миру Телегин Макарий Николаевич) родился 28 августа / 10 сентября 1876 г. в семье крестьян Самарской губернии Бузулукского уезда села Перемениха. В раннем детстве ему было чудесное явление, после которого он принял решение уйти в монастырь. Все мирское его перестало интересовать; будучи еще подростком, он нашел пещеру и удалялся в нее для молитвы.  Получил лишь начальное образование, учившись в Летниковском двухклассном училище (аналог нашей начальной школы). На 17-м году жизни совершил паломническое путешествие в Киев. Там, у святынь Киево-Печерской Лавры, окончательно созрело его решение уйти в монастырь, но ему пришлось отложить исполнение этого намерения: 1/ 14 января 1898 года он был призван в армию, в которой прослужил до 29 ноября / 12 декабря 1902 года. В Москве проживал с 1897 года. В 1905 году поступил в кафедральный Чудов монастырь города Москвы и пробыл на послушническом искусе пять лет. 8 / 21 октября 1910) года был зачислен в монастырь послушником; основным его послушанием стало клиросное.

22 января / 4 февраля 1911 года был пострижен в монашество, 1/ 14 февраля того же года рукоположен во иеродиакона, а 6 / 19 сентября 1913 года - во иеромонаха. С начала 1-й Мировой войны состоял военным священником при госпитале на австрийском фронте, затем при штабе 1-й Донской Казачьей бригады; с 1917 года он — клирик Крестовской церкви Патриаршего подворья в Москве на Самотёке. Возвратился он в Чудов монастырь из командировки 12 / 25 октября 1915 года.

После закрытия Чудова монастыря безбожниками в 1919 году стал служить в Сергиевском храме на Троицком патриаршем подворье.

 В марте 1922 года отец Макарий был арестован по «делу об изъятии церковных ценностей», когда заявил свой протест комиссии, действующей нарочито грубо и кощунственно, назвав её членов грабителями и насильниками. На суде он прямо сказал, что является «по убеждению монархистом». Сидевший с ним в камере священник рассказывал, что отец Макарий был весел и говорил: «Жду не дождусь встречи с Господом моим Христом».

Сергей Федорович Тихомиров, родился в 1866 (1867? ) году в семье московского купца 2-й гильдии, состоявшего в купечестве с 1867 года и торговавшего в Охотном ряду. Как самостоятельный владелец мясной лавки на Арбате, Сергей Фёдорович числился с 1895 года. Вторая лавка появилась у него в 1902 году в Дорогомилове, куда он и переехал в 1910 году. Его лавка находилась напротив храма и он одним из первых, по первому удару набата бросился защищать церковные святыни[415]. Арестован он был в апреле 1922 года. На суде держался мужественно, пощады не просил, от последнего слова отказался.

26 апреля в здании Политехнического музея над 50-ю арестованными открылся публичный процесс, который вёл Председатель Трибунала Бек, при участии нескольких обвинителей.

8 мая Московский Ревтрибунал, после судебных публичных заседаний с 26 апреля по 8 мая 1922 года и после рассмотрения дел подсудимых, обвинил Заозерского, Надеждина Христофора, Поспелова, Добролюбова, в том, что «состоя членами организации, называемой Православной иерархией, они по предварительному между собой соглашению, а также с целью воспрепятствовать общим усилиям проведению в жизнь постановлений В.Ц.И.К. и инструкции к нему об изъятии... в течение марта месяца 1922 г. в гор. Москве сознательно и умышленно из корыстных целей:

а) тайно распространяли заведомо ложные (сведения) о деятельности должностных лиц администрации Советской

власти... возбуждающие в мещанских слоях населения враждебное к ним отношение;

б) призывали к противодействию изъятию церковных ценностей...;

в) открыто вручили подчиненному духовенству... воззвание, указывающее, что церковные драгоценности являются неприкосновенными и не подлежащими изъятию, что всякое посягательство на них есть святотатство и что уличенных в этом ждёт Суд Божий, и, кроме того, напоминающее, что самый голод есть «дело рук Бога»...» (сохранена орфография подлинника).

Священника Христофора Надеждина обвинили ещё в том, что 4 марта... с амвона открыто произнёс проповедь нерелигиозного характера на тему «гибнущая, могущественная когда-то держава Российская», призывал население к оказанию активного сопротивления.

Священника Василия Соколова обвинили в том, что 7 апреля в храме Николы Явленнаго после изъятия церковных ценностей использовал религиозные предрассудки, призывая в своей проповеди... «население обратиться к Богу и просить последнего смести с лица Земли совершивших изъятие церковных ценностей», «в данном случае Рабоче-крестьянскую власть, подобно тому, как некогда Бог смел с лица земли древний Вавилон... и это выразилось в словах: «...Дщи Вавилоня окаянная, блажен, кто имет и разбиет младенцы твоя о камень»».

Тихомирова, Телегина и других обвинили в том, ; что они «приняли участие в публичных скопищах, ...возбуждали население к сопротивлению лицам, производившим изъятие, распространяли заведомо ложные сведения, что изъятие производится в интересах коммунистов и еврейского населения, ...что для них законы не писаны и т. п.», причём подчёркивалось, что Телегин, Брусилова, Черненко (всего перечислено 19 человек) «открыто оказали противодействие изъятию церковных ценностей, выразившееся в избиении красноармейцев».

Московский Трибунал приговорил 11 человек к расстрелу. 18 мая на заседании Политбюро 6 человек исключили из списка приговорённых к расстрелу. Пятеро приняли мученическую кончину от рук богоборческой коммунистической власти (приговор вынесен по предложению наркома обороны Троцкого (Бронштейна), причем ходатайство о смягчении по его же предложению было отклонено): протоиерей Христофор Надеждин, протоиерей Александр Заозерский, протоиерей Василий Соколов, иеромонах Макарий (Телегин), мирянин Сергий Тихомиров.

Расстреляны они были в начале июня 1922 года в роковом «корабле» Чрезвычайки. Так называлось помещение архива бывшего страхового общества, где в полуподвальном этаже, в глухих комнатах для прежних сейфов расстреливали осуждённых. Захоронены новомученики были на Калитниковском кладбище в Москве.

Канонизованы в 1998 году как местночтимые святые Московской епархии. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

О дне сем.

Служба этого дня целиком посвящена поминовению усопших. Стихиры и прочие песнопения напоминают о смерти и о посмертной участи человека, что доставляет ему немалую пользу, поскольку и живым напоминает о том, что и им надлежит переселиться в вечность, а участь их за гробом зависит от их жизни здесь. На вечерне – вместо прокимна, на утрени же – вместо «Бог Господь и явися нам….», поется «Аллилуиа», как в дни великого поста. Также на утрени читается 17 кафизма, на практике у нас читается только половина. Между чтением совершается заупокойная ектения, а после чтения – поются так называемые Непорочны, песнопения, чередующиеся со стихами «Благословен еси Господи, научи мя оправданиям Твоим». Сами песнопения тоже посвящены теме смерти и загробной участи человека, как и канон на утрени. После же 6 песни снова совершается заупокойная ектения. Что касается канона, то по Уставу, на утрене этого дня положено чтение 2 песни, подобно тому, как это бывает в Великий пост. На практике у нас, разумеется, 2 песнь часто опускается даже на великопостных службах, кроме утрени, на которой читается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из книги Деяний апостольских: 1Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит [416].

2 Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас.

3 Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна [417], выйдя от жара, повисла на руке его.

4 Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек - убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить.

5 Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда.

6 Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог.

7 Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал.

8 Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь