Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Святой благоверный царевич Димитрий Угличский (Московский)



Дни памяти: 15 / 28 Мая, 23 Мая / 5 Июня (Ростов.), 3 / 16 Июня (Перенесение мощей), 19 Октября / 1 Ноября

Родился 19 октября / 1 ноября 1582 г. и был младшим сыном царя Иоанна Грозного от Марии Фёдоровны Нагой[494],

седьмой его жены (невенчанной). В царствование Феодора Иоанновича, когда фактически правителем Русского государства был его шурин — властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален со Двора в г. Углич. Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимой незаконной рожденности и повелел не поминать его за богослужением, как царевича[495].  Позже он был Отправлен регентским советом вместе с матерью в Углич, где считался правящим князем и имел свой двор (последний русский удельный князь), официально — получив его в удел. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость Государя отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление.

В субботний день 15 / 28 мая 1591 г., кода отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича.

Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 / 16 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.

Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия, убитого 15 / 28 мая 1591 года, из Углича в Москву совершилось в 1606 году. Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, " уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей", ввиду появления самозванца, объявлявшего себя истинным царевичем Димитрием. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, " в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его". После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году " составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год - рождение (19 октября / 1 ноября), убиение (15 / 28 мая), перенесение мощей к Москве (3 / 16 июня)".

Тропарь Димитрию Угличскому и Московскому, блгв. Царевичу

Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею, /богомудре мучениче, /за скиптр крест в руки приим,

/явился еси победоносец, /в жертву непорочну Владыце принесл еси себе, /
яко бо агнец незлоблив от раба заколен еси, /и ныне радуяся предстоиши Святей Троице. /
Молися о державе сродников твоих богоугодней быти /и сыновом Российским спастися.



Тропарь Перенесение мощей

Днесь вельми хвалится царствующий град Москва, /имея в себе праведныя твоя мощи, /
благоверне царевиче Димитрие, /яко цвети благоуханнии, /пребываеми во святем храме, /
просвещение подают душам и телом нашим. /Тем радостно тя восхваляем, /и честное пренесение мощей твоих верно почитаем, и молим тя: /моли Христа Бога даровати нам велию милость.



События дня.

Утреня.

Служба этого дня уже не имеет торжественности самого праздника, однако песнопения и канон повторяют таковые из службы дня. Даже Песнь Богородицы в этот день не поется. В Свято-Троицком храме на утрене праздника – перед 9 песнью канона, как и в сам день, диакон (или священник, если диакона нет) прозносит все тот же, стих. что и на бдении самого праздника. У нас в соборе такой традиции нет…. Так как вечерня уже была отслужена, то вечером у нас служится одна утреня с Великим славословием. Устав требует в этот день совершать повечерие с каноном Святому Духу, однако у нас такой традиции нет….

В Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, службу совершал о.Димитрий Осипов при пении бокового хора. Праздник святого благоверного царевича Димитрия является его днем тезоименитства, а потому ради этого дня в храме совершалс чин полиелея.

Евангелие на утрени (от Луки): 1Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; 2увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, 3и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; 4ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

5И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: 6придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.

7И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?

8Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.

9Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

10Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; 11будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

12Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; 13будет же это вам для свидетельства.

14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17и будете ненавидимы всеми за имя Мое, 18но и волос с головы вашей не пропадет, - 19терпением вашим спасайте души ваши.

20Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: 21тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, 22потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.

23Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: 24и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

25И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; 26люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, 27и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.

28Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

29И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: 30когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.

31Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

32Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; 33небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

34Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, 35ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; 36итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.

Перед нами в очередной раз предстает беседа Христа с учениками о судьбах мира. Иные целиком относят сказанное Христом к последним дням мира, но «последние времена» наступили в тот самый день, когда Христос сошел на землю. С тех пор прошло уже две тясячи лет, но Бог терпит нас, откладывая предсказанный день. Да, и многие признаки, указанные Христом, не обязательно стоит относить к последним дням мира, ибо народ на народ и царство на царство непрерывно восстают с первых дней мира. Да, и последователям Христа приходится терпеть гонения с самых первых дней, еще с тех пор, как сами апостолы вышли на проповедь. В дни, когда на слоужбе читались отрывки из книги Деяний Апостольских, об этом мы имели возможность услышать и прочитать. И ныне во многих регионах мира люди предаются смерти только за один факт веры во Христа. Таким образом, Господь говорит, вообще, о всех днях жизни мира от дня Его вознесеия на небеса, и до дня Его второго пришествия. Сказано же это не с то целью, чтобы мы, читая этот текст, думали, заметны ли признаки конца света или нет, как это любят делать многие, но чтобы мы строили свою жизнь так, чтобы всегда быть готовыми предстать пред Господом и ответить за все наши дела. Притом, во плоти до последних дней мира мы можем не дожить, а вот, смерть ждет нас всех, а воздаяния за дела наши мы получим уже по смерти, а последний Суд лишь утвердит предварительный приговор, вынесенный человеку по смерти. Итак, как сказал Господь: « Будьте готовы, ибо не знаете ни дня, ни часа, в который Сын Человеческий придет ». Именно эти слова и являются самыми важными. На службе же читаются слова, в которых Господь говорит о том, что не все будут рады проповеди, которую они и их последователи будут вести. Евангелие призывает к исправлению жизни человека, его преображению, призывая отвергнуть живущий человеке грех. Но для многих этот призыв являетсмя тяжким обличением, которое свидетельствует о том, что дела его злы. Это слово уязвляет его, но вместо покаяния рождает злобу, так как грех для него стал родным и даже приятным. Потому люди эти предпочитают не исправлять жизнь свою, а заставлять молчать самих проповедников. Нам с вами не приходится рисковать жизнью ради веры нашей, но терпеть насмешки приходится часто. Потому эти слова с призывом хранить твердость пред лицом гонителей актуальны и для нас.

Литургия.

В сам день праздника я был на службе в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Димитрий Осипов при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 1Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, 2и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.

3А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.

4Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; 5ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.

6Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; 7итак, не будьте сообщниками их.

8 Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света, 9потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

10 Испытывайте, что́ благоугодно Богу, 11и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

12 Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить.

13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

14 Посему сказано: " встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".

15 Итак, смотри́ те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16дорожа временем, потому что дни лукавы.

17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия.

18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, 20благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, 21повинуясь друг другу в страхе Божием.

Вы призваны быть светом, примером для окружающих, так как по вас судят обо всей Церкви – именно это и хочет сказать апостол. Потому, будучи призваны быть светом для окружающих, мы и призываемся вести себя соответствующим образом, дабы наши дела не становились поводом для поношения нашей веры. Речь не идет о том, чтобы намеренно демонстрировать свое благочестие. Нет, это гибельный путь, путь которым шли те самые фарисеи, которых обличал Христос. Но даже если человек скрывает свои добродетели, они рано или поздно явятся, ибо мир ревниво следит за делами нашими и подчас вменяет нам в вину то, что прощает своим сынам. Потому ни одно дело наше, доброе или худое, не скроется от взора окружающих. Потому в первые века христианства проповедь Евангелия и имела такую силу, что христиане вели себя именно так, как должны. Ныне же успехи скромные, так как жизнь наша не такова, как заповедует Господь. Потому апостол призывает познавать волю Божию и вести себя в соответствии с ней (благо, что правда о ней удобно отображена в Евангелии и прочих книгах Нового (и отчасти – Ветхого) Завета), ведя себя рассудительно, дабы не попасть в ловушку, которые расставляют каждому из нас духи злобы, желающие погубить как можно больше людей. А еще апостол призывает дорожить временем, так как земная жизнь коротка и только в течение этой жизни можно очищать души свои и созидать в себе Царство Божие. По смерти время покаяния очищения завершится, наступит время воздаяния, потому мы и призываемся не упускать это время, данное нам. Особняком стоит призыв не упиваться вином, но празднуя, благодарить Бога за всякое из данных нам благ. Увы, сейчас этот призыв апостола не в чести – даже иные богословы пишут большие статьи, оправдывающие страсть винопития, дескать, Христос вино пил и нам велел. Ничего в этом мире не сотворено для зла, даже и этиловый спирт, являющийся главным компонентом всех спиртных напитков. В небольших количествах, кои наша печень без проблем расщепляет, обезвреживая яд (коим и является этот спирт), он может даже приносить пользу, так что на нем настаиваются многие лекарства. Но выпей немного больше – и яд отравляет организм, помрачает ум человека, лишая его главного дара, который Бог и вложил в человека – разума, вкупе со свободой воли. Поистине, пьянство сегодня является настощей бедой и тем прискорбней, что ты так часто слышишь и читаешь не обличение ее и призыв к трезвости, а оправдания этой страсти. Но именно это делает эти слова актуальными, как никогда. Итак, отрывок этот чрезвычайно богат на поучения, а потому он читается много раз в течение года.

Евангелие (от Матфея): 1В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?

2Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них 3и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; 4итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; 5и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; 6а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.

7Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.

8Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; 9и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.

10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?

13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

14 Та́ к, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́ рь.

18 Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе.

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, 20ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Господь призывает к любви к ближним и снисхождению к согрешающим. Бог не желает погибели никому, даже и самому страшному грешнику – ведь первым человеком, вошедшим в рай, был разбойник. И здесь Христос призывает и учеников (а значит – и нас) к такому же милосердию. Бог милует нас самих, прощает, невзирая на наши грехи и нам ли судить ближних наших, что бы они ни делали?! Желая зла ближнему, мы желаем зла и себе, ибо и Бог может припомнить нам все наши грехи (тем более, что каясь в них, мы на 90% их повторяем снова и снова, так что из года в год мы называем на исповеди одни и те же деяния и не особенно стремимся воздерживаться от греховных влечений). Возможно даже, что осуждаемый нами человек уже раскаялся в своих грехах, но даже если нет, то желание зла, погибели ближнему – это не дело Божие, но диавольское, ибо диавол желает погубить всех нас. Бог же желает спасти всех и призывает подражать Себе, дабы нам сближаться по состоянию души не с демонами, но с Господом, призывающим нас в Царство свое. И тем прискорбней слышать иной раз: «Молись, чтобы Бог покарал этого негодяя». Не мерзость ли это пред Богом? Тем более что пред Ним мы сами нечисты, а значит, не имеем морального права выносить приговоры…

Чтения праздника. Отрывок из второго послания апостола Павла к Тимофею: 1Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, 2и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.

4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.

5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.

6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.

7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.

8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 9за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.

10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

11Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; 12если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 13если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.

14Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.

15Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

Наставления апостола ученику, уже находящемуся в сане епископа. Призывая без устали проповедовать, апостол также призывает ученика и самому соответствовать тому, что он проповедует. При этом апостол сравнивает священнослужителя с воином, а воин не станет курьером, нося для офицеров продукты или что-ибудь еще в этом роде. Если же он и занимается чем-то таким по принуждению, то орден за то, что строит дачу для генерала, он не получит, тем более. Если же он вдруг самовольно покинет часть, после чего затеет вылазку в тыл врага, то и за это награду он не получит, а скорей, будет наказан. Также и священнослужитель не будет увенчан от Бога, если вместо своих прямых обязанностей занимается какими-то постронними земными делами, либо затеет что-либо, казалось бы, доброе, без благословения священноначалия, самовольно, каких бы трудов это ему ни стоило. святитель Иоанн Златоуст, толкующий этот отрывок, замечает, что воин или борец не добьется успеха, если не будет выполнять все нормы, обязательные для него, чтобы держать себя в форме. А это уже справедливо для всех, ведь если христианин не следует заповедям, данным всем нас Богом, не будет искоренять сидящее в человеке зло, насаждая доброе, то и к Богу он не придет, не достигнет Царства Божия, какие бы усилия он ни тратил на внешние подвиги. Внешние подвиги бесполезны, если нет самого возделывания почвы своей души….

Евангелие (от Луки): 1Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; 2увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, 3и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; 4ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

5И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: 6придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.

7И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?

8Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.

9Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

10Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; 11будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

12Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; 13будет же это вам для свидетельства.

14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17и будете ненавидимы всеми за имя Мое, 18но и волос с головы вашей не пропадет, - 19терпением вашим спасайте души ваши.

20Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: 21тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, 22потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.

23Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: 24и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

25И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; 26люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, 27и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.

28Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

29И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: 30когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.

31Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

32Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; 33небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

34Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, 35ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; 36итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.

И снова то же чтение, что и на утрени.

В конце о.Димитрий поздравил всех с праздником, разъяснив его суть. К несчастью, на сей раз я не могу привести содержание его слов по объективным причинам…. После этого, во время целования Креста он принимал поздравления с днем тезоименитства.

Вторник 29 мая.

Из чтимых в этот день святых особо стоит отметить преподобномучеников – насельников Лавры преподобного Саввы Освященного, убитых в 614. В правление шахиншаха Хосрова II Парвиза (591-628), воспользовавшись временной слабостью византийской империи и её новопоставленного православного императора Ираклия I (610-641), персидские завоеватели, захватившие разбойным набегом Палестину в 614 году, явились в монастырь с целью его грабежа, так как считали, что монахи хранят многочисленные сокровища. Но оказалось, что у иноков, ничего, кроме духовных богатств и добродетелей нет. Тогда персы решили заставить преподобных отцов отречься от Христа. Братия монастыря отвергла это требование пришельцев с востока. В ответ обозлённые персидские воины казнили всех монахов древней христианской обители.

Казнь была произведена варварскими способами: " Одни были обезглавлены, другие рассечены пополам, прочие изрублены на куски или истязаемы гвоздями." Предание повествует, что в пытках и мучениях погибло 44 монаха. Их келии были разграблены и разорены, а имена преподобномучеников остались неизвестными в истории.

Трагическое событие осталось в памяти православной церкви. В Русской церкви оно носит название " Преподобных отцов, в Лавре святого Саввы избиенных (614)" и воспоминается 16 / 29 мая)/29 мая. В Русской православной Церкви память преподобномучеников Лавры Саввы Освященного относится к соборным праздникам. Русская

Святитель Георгий II, епископ Митиленский

Духовная Миссия в Иерусалиме включает празднование преподобномученикам в " Собор Палестинских святых", воспоминаемых в Святой земле во второе воскресенье по Пятидесятнице.

Части мощей и главы замученных иноков хранятся в специальной усыпальнице лавры Саввы Освященного.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь