Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Существует несколько этапов суггестии.



1. Фиксация внимания на позе. Дается указание принять на­иболее удобную позу для последующего формирования состояния расслабления. Ничто не должно мешать дыханию, сдавли­вать мышцы и т.п. Если испытуемый сидит, руки должны удоб­но лежать на коленях или подлокотниках кресла.

2. Фиксация внимания на словах гипнотизера. Дается уста­новка примерно следующего содержания: «Закройте глаза и ду­майте только о моих словах... Вы слушаете мои слова, мой голос и отдыхаете... отдыхаете, испытывая приятное расслабление... Другие слова и звуки Вас не отвлекают. Все внимание направле­но только на мой голос и мои слова...»

Многоточие после части фразы означает необходимость сде­лать в этом месте паузу.

3. Формирование состояния расслабления мышц. Пример­ные слова гипнотизера на этом этапе суггестии следующие: «Мышцы тела расслабляются, приятный покой во всем теле... никаких посторонних мыслей, только покой и расслабление». Далее важно провести суггестию, последовательно акцентируя внимание на релаксации отдельных мышечных групп. Наиболее удобно начинать с мышц лица. Но сначала надо дать команду «Напрячь все тело», а затем «Максимально расслабиться» и лишь после этого приступать к релаксации. Очень полезно крат­ковременно переключать внимание испытуемых на успокаива­ющее дыхание. Для этого дышать надо так, чтобы вдох был вдвое короче выхода. Через 1-2 минуты можно начинать непос­редственную суггестию, направленную на последовательную ре­лаксацию мышц. Формула суггестии примерно следующая: «Мышцы лица расслабляются... расслабление больше... мышцы отдыхают... расслабляются мышцы шеи... спины... живота... мышцы рук расслабляются... все тело расслаблено... хороший, спокойный отдых...»

4. Суггестия чувства тяжести. Это следующий этап формиро­вания общего состояния расслабления. Некоторые испытуемые считают чувство тяжести неестественным и внутренне ему про­тивятся, поэтому можно сказать: «Мышцы отдыхают... наполня­ются энергией... становятся сильными... тяжелеют... наливаются силой...» и т.д.

Как правило, ощущение тяжести вызывают сначала в руках, затем в ногах. Практика показала, что излишняя детализация мешает. Поэтому нет смысла сначала суггестировать тяжесть в правой руке, а затем в левой. Можно сразу дать установку: «Руки тяжелеют... тяжесть в руках нарастает... усиливается... руки тяже­лые...» Та же схема подходит для ног. Эта часть суггестии закан­чивается словами: «Все тело тяжелое... приятный, спокойный отдых...»

5. Суггестия чувства тепла. На данном этапе необходимо учитывать подготовленность каждого испытуемого и темпера­турные условия помещения. Так, если в помещении прохладно, то вызвать чувство тепла в конечностях очень трудно и лучше этого не делать. Если же температурные условия комфортные, то, логически развивая состояние расслабления, можно давать установку на появление чувства тепла. Например: «Руки посте­пенно тяжелеют... они начинают теплеть... все больше и больше теплеют руки... приятное тепло струится вниз по рукам в кончи­ки пальцев...» Аналогично вызывается ощущение тепла и в но­гах.

6. Суггестия дремотного чувства. Это наиболее ответствен­ный этап гетеросуггестии. Как правило, к данному моменту ис­пытуемые достаточно хорошо расслаблены. Поэтому голос че­ловека, проводящего суггестию, должен быть гораздо тише, чем на предыдущих этапах, а паузы между фразами длиннее.

Можно пользоваться следующей формулой: «Все тело рас­слаблено... Весь организм отдыхает... Полный покой... Отдых... Легкое приятное дремотное чувство охватывает Вас... Больше... больше... Никаких мыслей... только мои слова... мой голос... Вы слушаете мой голос... мои слова... и отдыхаете...»

Надо отметить, что это, по существу, переломный момент всего процесса суггестии, когда можно или углубить сноподобное состояние или решать какие-либо актуальные задачи. Одна­ко не следует добиваться засыпания испытуемых. Они должны находиться в спокойном, расслабленном состоянии, но не спать, а слушать слова суггестии.

Если ставится задача восстановления работоспособности, то на этом этапе можно сказать: «Мои слова не будут звучать неко­торое время, вы будете отдыхать, находясь в приятном расслаб­ленном состоянии, в котором наиболее эффективно восстанав­ливается физическая и психическая работоспособность». Пауза после этого может составить 3-5 мин.

Если же необходимо провести какую-либо суггестию, чтобы снять нервное напряжение, настроить на предстоящую деятель­ность и т.п., то темп речи должен быть замедленным, формули­ровки ясными и точными. Очень часто несоблюдение этого тре­бования резко ухудшает эффект восприятия и вызывает совер­шенно необоснованное разочарование в методе.

В тех случаях, когда формирование состояния выраженной релаксации необходимо для того, чтобы обучить испытуемых навыкам аутосуггестии, следует последовательно наращивать эффект. Например, будет ошибкой повторять 4-5 раз: «Моя правая рука тяжелая». Значительно эффективнее сказать: «Правая рука начинает немного тяжелеть... тяжесть постепенно увеличи­вается... все больше и больше ощущается тяжесть в руке... тя­жесть в руке нарастает... усиливается...» и, наконец, как итог: «... правая рука — тяжелая...»

После выполнения задач гипносуггестии гипнотик должен вернуться в обычное состояние бодрствования. Этот переход мо­жет занимать не более 1-2 минут, но принцип постепенности при дегипнотизации гипнотика необходимо соблюдать. Напри­мер, не следует сразу давать команду «Открыть глаза! » Лучше сначала подчеркнуть, что эффект от гипносуггестии получен: улучшилось состояние, закрепился формируемый навык и т.п. Затем надо сформулировать последовательность восстановле­ния статуса бодрствования и удержания в памяти необходимой информации. Например, «Сейчас я начну считать, и при счете «три» Вы откроете глаза... Настроение и самочувствие сразу по­сле этого и в последующем будут хорошие... Вы хорошо запом­нили все, что слышали, усвоили и готовы к нужной деятельно­сти». Не следует бояться некоторой примитивизации словесных формул, так как в данной ситуации это не самое важное. Главное значение имеет четкость формулировок и их подчиненность ре­шению поставленных задач.

На счет «раз» дается установка о том, что исчезает чувство тяжести и тепла.

На счет «два» рекомендуется изменить характер дыхания. В частности, глубокий вдох следует сопровождать резким выдо­хом. Голос гипнотизера также должен приобрести эмоциональ­ную окраску — стать бодрым и энергичным.

Процесс перевода гипнотика в состояние бодствования мо­жет иметь самостоятельное значение в тех случаях, когда надо оперативно сформировать готовность к какому-либо дейст­вию. Для этого должен быть сделан специальный акцент на словесном описании психического образа активного состоя­ния.

Так, после команды на счет «раз» «... исчезает чувство тяже­сти и тепла в руках...» целесообразно развить это состояние сле­дующим образом: «Тело становится легким, невесомым... чувст­во тепла и тяжести исчезло полностью... по телу пробегает лег­кий озноб... появляется желание двигаться, активно двигаться... тело наполняется энергией...»

На счет «два» необходимо еще больше увеличить эффект ак­тивизации: «Все тело наполнено силой... энергией... энергия «бьет» в кончики пальцев рук... ног... пальцы на руках... ногах слегка шевелятся... пошевелите пальцами рук, ног... Сжать руки в кулак, напрячь все тело... расслабиться, разжать..." В этот мо­мент пауза должна быть достаточной для того, чтобы испытуе­мые могли сжать кулаки, напрячь все тело, а затем расслабить­ся. Следующей командой на этом этапе может быть такая: «Ды­хание четкое, ритмичное... глубоко вдохнуть.,, и выдохнуть, еще раз вдохнуть... резко выдохнуть». На этом этапе необходимо об­ратить внимание не только на сам факт выполнения команд, но и на скорость выполнения, которая должна постепенно нара­стать. Если ощущается некоторая вялость реагирования у загип­нотизированного, то следует еще раз повторить весь цикл опти­мизирующих упражнении, включая напряжение тела, сгибание и разгибание пальцев рук и т.д.

В этот же период могут быть окончательно в императивном тоне сформулированы компоненты состояния активности, опре­деляющие психическую готовность гипнотика к предстоящей деятельности.

Если после выхода из состояния расслабления испытуемые все же несколько вялые, можно повторно использовать кратко­временное (в течение 1-2 мин.) погружение в сноподобное со­стояние и более интенсивный вывод с императивной суггестией чувства бодрости. При недостатке времени суггестия бодрости и всех необходимых компонентов психической готовности может быть продолжена в состоянии бодрствования.

В гипнологии принято два основных положения тела (так на­зываемых гипнотических станса), в которых необходимо нахо­диться гипнотизеру при проведении сеансов гипносуггестии по классической вербальной методике.

В первом гипнотическом стансе гипнотизер сидит на стуле возле гипнотизируемого, кисти его рук при этом свободно ле­жат на коленях.

Во втором гипнотическом стансе гипнотизер стоит напро­тив гипнотизируемого, правая рука его подана вперед (кисть раскрыта), левая рука находится за спиной (кисть сжата в ку­лак).

Положение тела гипнотизируемого во время сеанса гипно­суггестии ничем не ограничивается. Главное, чтобы оно было удобным и обеспечивало скорейший переход испытуемого в со­стояние гипнотического сна. Можно порекомендовать четыре возможных варианта положения тела гипнотизируемого (с на­растающим релаксационным эффектом): стоя, сидя на стуле, полулежа в кресле и лежа на кушетке.

Иногда с целью получения у испытуемого самопроизвольной каталепсии1 применяется следующий вспомогательный прием. В самом начале сеанса классической вербальной гипносугге­стии испытуемому предлагают согнуть руки в суставах, прижав их к себе.

Процедура гипноза в этом случае ничем не отличается от вы­шеописанной, только на этапах 3, 4 и 5 особый упор делается на ощущениях в руках. Гипнотизер говорит примерно следующее: «Расслабляются мышцы спины... ног... пальчики... кончики пальцев... делаются более живыми... Тело по-прежнему удобно-расслаблено... И только одни руки живут своей новой, неповто­римой жизнью... они идут по неведомым тропам... в человече­скую бесконечность... Вас как бы не существует... существуют лишь ваши руки».

Вербальную гипнотизацию можно усилить с помощью спе­циальных акустических эффектов. Для создания последних при­меняются следующие вспомогательные акустические средства: магнитофонные записи, пластинки, специальные звукосинтезаторы, генераторы «белого шума1», метрономы, зуммеры, тайме­ры, часы и т.п. Воспроизводимая ими звуковая продукция име­ет как сюжетную, так и бессюжетную основу. Методы с приме­нением этих средств хорошо сочетаются с вербальной гипносуггестией и аутосуггестией, создавая определенный звуковой фон (шумовой или музыкальный). Дело в том, что полная тишина непривычна для человека и поэтому сама способствует возник­новению ориентировочно-исследовательской реакции и ненуж­ной активизации. А легкий несюжетный шум громкостью 15-20 дБ играет роль отвлекающего фактора и одновременно фактора, убаюкивающего своей монотонностью. Медленный, ритмич­ный, монотонный, сравнительно негромкий звук этих средств обладает выраженным тормозным действием.

Кроме таких слабых, длительно действующих, однообраз­ных, монотонных раздражителей, для вызова гипноза можно применять метод внезапных, резких, сильных, «шоковых» воз­действий в виде сильного звукового (удар гонга, камертона или тамтама) или словесного (окрик «Спать! ») раздражения. Иногда этот метод выгодно применять там, где обычные методики сла­бых раздражителей оказываются малоэффективны.

В качестве наглядной иллюстрации сочетанного применения гипносуггестивных и акустических воздействий приведем опи­сание методики «гипносна-отдыха под музыку». Он органически включает в себя элементы вербального гипноза и музыкального воздействия.

Для проведения курса воздействия подбирается группа из 8-10 человек. Курс воздействия состоит из 8-10 сеансов длитель­ностью по 55-60 минут, которые проводятся регулярно через день.

Вот как выглядит такой сеанс. Испытуемые удобно распола­гаются в креслах или на кушетках (удобнее всего лежачее поло­жение). Гипнотизер предлагает им расслабить мускулатуру, за­крыть глаза и на 4-5 минут целиком отдаться успокаивающей и нежной мелодии. Звучат такие произведения, как ноктюрны Шопена, «Утро» и первая соната Грига, «Осенняя песня» Чай­ковского, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта, «Груст­ный вальс» Сибелиуса и т.п. Затем гипнотизер приступает к групповой суггестии, убеждая, что звуки музыки рассеяли бес­покойство и волнения, принеся с собой успокоение. Теперь только спать. Спать... очень хочется спать.

И «убаюканные» музыкой и голосом гипнотизера испытуе­мые действительно засыпают. Все 45 минут, пока они погруже­ны в сон, звучит музыка, а гипнотизер обходит гипнотиков и, каждому поочередно в течение 1-3 мин. проводит индивидуаль­ную суггестию, призванную решить конкретную задачу психо­регуляции. Потом также суггестией гипнотизер пробуждает гипнотиков, минуты две звучит мажорная песенная мелодия, создавая бодрое настроение хорошо отдохнувшим людям.

При использовании музыкальных подкреплений гипносуггестивного воздействия необходимо только учитывать три факто­ра: 1) характер мелодии (минор или мажор); 2) ее ритмический рисунок и 3) круг ассоциаций, ею пробуждаемый.

Использование технических средств в гипносуггестивной ра­боте весьма целесообразно. С целью экономии сил гипнотизер может записать на магнитнофонную пленку или пластинку (на­ряду со звуковым фоном или без него) и сами формулы гипно-суггестии. Возможна также гипнотизация на расстоя­нии с помощью средств связи: радио, телевидения и телефона.

Гипнотизер может и сам производить звуковое оформление сеанса гипносуггестии с помощью хлопков в ладоши. Хлопки применяются в гипносуггестивной практике с двоякой целью. С одной стороны их используют для торможения нервной систе­мы испытуемого в процессе его гипнотизации. С другой сторо­ны их используют для возбуждения нервной системы испытуе­мого в процессе его дегипнотизации.

В обоих случаях главную роль играет ритм и интенсивность посыла звуковых сигналов.

Принцип действия хлопков заключается в воздействии их звука на слуховой аппарат испытуемого. Медленные, слабые, с большими паузами хлопки воспринимаются испытуемым как «мерно стучащий метроном» и вводят его в гипнотическое со­стояние. Быстрые, сильные, без перерывов хлопки воспринима­ются усыпленным как «раскаты грома» и выводят его из гипно­тического состояния.

2. Фракционный (прерываемый) гипноз. Гипнотизацию можно производить и дробным способом, по методике фрак­ционного гипноза, предложенной швейцарским ученым Оска­ром Фогтом (1870-1959). Фракционный метод гипносугге­стии заключается в том, что через каждые 2-5 мин. после со­здания определенного гипнотического состояния гипнотизи­руемого выводят из него, спрашивают об ощущениях, устра­няют помехи, а затем довольно быстро вновь погружают в гипнотическое состояние. Обычно при каждом последующем погружении удается добиться более глубокой его стадии. Та­ким образом иногда быстрее и полнее достигается более глу­бокое гипнотическое состояние вплоть до сомнамбулизма. Однако не следует стремиться обязательно формировать глу­бокое гипнотическое погружение. Опыт показывает, что уже стадии общей релаксации бывает вполне достаточно для ре­шения основных задач психорегуляции. Но иногда требуется, чтобы испытуемый был более глубоко заторможен, особенно когда речь идет о специфической настройке на деятельность, где ему надо «преодолеть себя»: побороть страх перед соперни­ком, устранить чувство неприязни к товарищу и т.п. Близок к фракционному гипнозу и так называемый ступенчатый гип­ноз, предложенный Э.Кречмером.

Фракционный гипноз проводится следующим образом. Гипнолог после одного из этапов суггестии говорит: «Сейчас я про­читаю до трех, и Вы строго по моей команде откроете глаза...: скажете о своих ощущениях, самочувствии, а затем вновь погрузитесь в сноподобное состояние, почувствуете приятное рас-расслабление... Раз... исчезает чувство тяжести и тепла в теле... Два — глубоко вдохнуть... резко выдохнуть... Три — открыть глаза! »

Вывод из гипнотического состояния на промежуточном эта­пе должен быть более лаконичным, чем в финальной стадии суггестии. Первые гипнозы делаются очень короткими. Разго­вор в паузе бодрствования 1идет в приглушенной манере; устра­няются помехи, связанные с положением тела, факторами окру­жения, иногда конкретизируется или изменяется формула суг­гестии состояния (например, испытуемый просит не считать, говорить громче, тише и т.п.). После этого гипнолог говорит в достаточно императивном тоне: «Глаза закрываются... тело тя­желеет, мышцы цепенеют... покой... глубже расслабление... тело тяжелеет... вдавливается в кровать... Полное расслабление, по­кой... дремотное чувство усиливается, охватывает Вас... появля­ется сонливость, сонливость больше... больше... все мысли ухо­дят прочь... Вы вновь находитесь в приятном сноподобном со­стоянии... отдыхаете... слушаете мои слова, мой голос и отдыхае­те... отдых хороший, спокойный отдых... полный покой и рас­слабление... Сноподобное состояние вновь охватило Вас... Вы слушаете мои слова и отдыхаете, испытывая чувство полного покоя и расслабления".

В зависимости от того, насколько успешно проходит погру­жение, можно в дальнейшем или наращивать глубину гипноти­ческого состояния (это зависит и от конкретных требований вы­полняемого задания2), или переходить к решению поставлен­ных задач путем целенаправленной суггестии. Следует помнить, что при каждом последующем погружении его глубина нараста­ет. Практика показывает, что больше 4-5 циклов «погружение-выход» делать нецелесообразно. Период гипносуггестивного воздействия не должен занимать больше 40 мин. (оптимальным является 30-минутный отрезок времени), так как процедура на­чинает надоедать испытуемому, он засыпает, становится трудно удерживать контакт с ним. Устает и сам гипнолог, а значит, снижается его эмоциональный настрой, ухудшается мышление и слова становятся стереотипными и шаблонными.

Удлинение сеансов оправдано лишь в двух случаях: 1) когда нужно снять излишнее возбуждение в вечернее время и оптими­зировать процесс перехода от суггестированного сна к естест­венному; 2) когда надо продлить гипнотический сон с целью оп­тимизации процессов восстановления работоспособности.

Проведение поэтапного гипноза полезно рекомендовать в тех случаях, когда у испытуемого, несмотря на разъяснения гипно­лога и желание подвергнуться гипнотизации, сохраняется тем не менее настороженное, а может быть и немного боязливое от­ношение к гипнозу. Такому испытуемому полезно провести первые формулы успокоения и расслабления и через 2-3 мину­ты, выведя его из этого состояния, спросить о самочувствии и тут же добавить: «Вот видите, как я Вам и говорил, ничего, кро­ме ощущения приятного покоя и отдыха, гипнотическое состоя­ние собой не представляет» и после этого опять начать погруже­ние в гипноз. Такие паузы в гипнозе иногда полезно делать не­сколько раз в течение одного сеанса, пока у испытуемого не ус­тановится совершенно спокойное и положительное отношение к гипнотизации. Некоторые испытуемые, страстно желая подвер­гнуться гипнозу, одновременно с трудом удерживаются от иро­нического, насмешливого отношения к технике усыпления и при первых словах гипнолога начинают улыбаться, смеяться. Если, несмотря на это, гипнолог считает, что надо добиться гипнотического состояния для той пользы, которую оно может принести в данном случае, следует применить именно поэтап­ную гипнотизацию, которая, как правило, быстро устранит лож­ное представление «о факиризме» гипнолога, что и лежит в ос­нове иронической установки испытуемого на гипноз.

Используя фракционный гипноз, гипнолог может добиться усиления в испытуемом способности аутосуггестии.

Не все гипнологи, применявшие гипноз, разработали стати­стику своих случаев. Оскар Фогт — автор фракционного гипноза — своим тонким психологическим анализом превзошел всех авто­ров. Ему удалось загипнотизировать 100% своих испытуемых.

Из 110 случаев (68 женщин, 51 мужчина) Фогт получил: в 99 — сомнамбулизм, в 12 — гипотаксию с амнезией1, в 6 — гипотаксию без амнезии, в 2 — сонливость. Не поддающихся суггестии он не видел ни в одном случае. В числе его случаев были даже некоторые душевно больные. У всех людей со здоровой нервной системой всегда удавалось вызывать сомнамбулизм. Вот, что писал по этому поводу сам Фогт: «На основании моего опыта я утверждаю, что сомнамбулизм может быть вызываем у каждого здорового человека; препятствующие этому в данную минуту моменты при терпении всегда поддаются устранению».

3. Постгипноз (постгипнотическая гипносуггестия, гипносуггестия a echeance (на известный срок). К важнейшим явлениям гипнотизма принадлежат постгипнотические эффекты гипносуггестии. Все, что достигается нами в гипнозе, очень часто мо­жет быть вызываемо и наяву, если случится после его пробужде­ния к известному сроку. Не все гипнотизируемые субъекты до­ступны постгипнотической гипносуггестии; тем не менее при некотором опыте и навыке постгипнотические эффекты получа­ются почти у всех усыпленных и даже во многих случаях про­стой гипотаксии без амнезии.

Постгипноз может быть приурочен как к моменту, наступаю­щему после пробуждения, так и к более отдаленному сроку, ис­числяющемуся секундами, минутами, часами, днями, месяца­ми и даже годами.

Обычно суггестии, проявляющиеся в известный срок, имеют характер принуждения, непреодолимого импульса, продолжаю­щегося до исполнения суггестии; но интенсивность этого им­пульса подвержена весьма большим колебаниям.

Приведем пример постгипнотической гипносуггестии, реа­лизуемой суггерендом сразу же после дегипнотизации. Гипно­тизер суггестирует гипнотику: «После пробуждения Вы постави­те стул на стол, подадите полотенце гражданке У., поцелуете ее, споете арию Герцога из оперы Д. Верди «Риголетто» и затем правой своей рукой похлопаете меня по левому плечу, после че­го увидите меня одетым в пурпурно-красную одежду и с двумя оленьими рогами на голове. Кроме того, исчезнет единственная дверь в этом помещении и Вы не сможете покинуть его». Гипно­тизер говорит ему еще многое и наконец: «Считайте до шести, три раза зевните и затем проснитесь». Он считает и, дойдя как раз до шести, открывает глаза. Одно мгновение он с заспанным видом смотрит вперед, обращает свой взор на стул и фиксирует его своим взглядом. Зачастую тут возникает поединок между рассудком и могущественным стимулом суггестии. Смотря по степени неестественности или естественности суггестии, с од­ной стороны и восприимчивости к ней гипнотизируемого — с другой, победителем выходит первый или второй фактор.

Загипнотизированный субъект фиксирует взглядом стул; не­ожиданно встает, берет стул и ставит его на стол. Гипнотизер спрашивает: «Почему Вы это делаете? » — ответ колеблется, смотря по образованию, темпераменту, характеру и роду гипно­за. Один (1) говорит: «Я думаю, Вы мне во сне сказали, чтоб я это сделал». Другой (2): «Мне кое-что в этом роде приснилось». Третий (3) удивленно признается: «Меня к этому что-то толка­ло, я это должен был сделать, не знаю почему». Четвертый (4) говорит: «Мне пришла в голову такая идея». Пятый (5) приво­дит апостериорный мотив: «Стул стоял поперек дороги, стеснял его (или же по получении суггестии — взять полотенце и выте­реть себе им лицо, ссылается на сильное потение). Шестой же (6) по окончании действия утратил всякое о нем воспоминание и считает себя только что проснувшимся. Последний особенно имеет вид сомнамбула; его взгляд более или менее неподвижен, движения имеют что-то автоматическое, исчезающее по оконча­нии действия.

Дальнейшие постгипнотические гипносуггестии (с полотен­цем, поцелуем, пением арии, хлопаньем по плечу, пурпурно-красной одеждой, рогами и исчезновением двери) реализуются испытуемым по образцу первой постгипнотической гипносугге­стии (со стулом и столом).

Механизм действия отсроченной гипносуггестии наглядно просматривается на следующем примере. Гипнотизер суггести­рует сомнамбула, что ровно на пятый день после сеанса, ровно в пять вечера, он позвонит ему по такому-то телефону и справит­ся о его здоровье. До самого момента исполнения — полное за­бвение всего суггестированного и всего, что связано с гипноти­зером: вообще забыть его.

И вот сомнамбул живет как ни в чем не бывало эти пять дней. Он и знать не знает никакого гипнотизера, спросите его о последнем — он ответит: «В первый раз слышу», — и вполне иск­ренне. Но приближается назначенный час. Он начинает чувство­вать беспокойство. Что-то гнетет его, что-то он забыл сделать. Беспокойство достигает кульминации, и вдруг — точно в назна­ченное время! — его осеняет: он же забыл позвонить! Кому?.. Он еще не знает, не помнит и номера телефона, но, снимая трубку, вспоминает. Он не знает, кому звонит, но, услышав голос, гово­рит с искренней тревогой:

- Здравствуйте, Н.! Как Вы себя чувствуете?

— Спасибо, все хорошо. А теперь Вы вспоминаете все оконча­тельно и чувствуете себя превосходно.

Так, отсроченно, сомнамбулам можно суггестировать мно­гое, если ни все из того, что суггестируется непосредственно в ходе сеанса, — границы отсроченной гипносуггестии пока точно не установлены.

Возникает впечатление, что в самый момент действия испы­туемый возвращается, хоть и не в той степени, в сомнамбуличе­ский транс. И не только в самый момент... Если даже специаль­ной энергичной суггестией оговаривается полная безмятеж­ность на время отсрочки, все равно создается впечатление, что безмятежность эта не совсем полная или, может быть, чересчур подчеркнутая.

Очевидно, механизм постгипнотической гипносуггестии как-то связан с внутренним бессознательным отсчетом време­ни. Здесь — область тончайшей мозговой игры, требующая строгого личного подхода и смелых решений.

Огромная важность гипносуггестии a echeance бросается в глаза. Известные мысли и решения загипнотизированного можно наперед приурочить к определенному сроку, когда гип­нотизера уже нет на месте; к тому же можно сделать суггестию свободного волевого решения. Далее можно суггестировать за­гипнотизированному не иметь ни малейшего представления о том, что импульс исходил от гипнотизера. Да, очень восприим­чивым к суггестии субъектам можно даже с успехом суггестиро­вать полную амнезию происшедшего гипноза: «Вас никогда не гипнотизировали; если Вас об этом спросят, Вы будете божить­ся, что в своей жизни никогда никем не усыплялись; я Вас ни­когда не усыплял».

Отличительной особенностью гипносуггестии a echeance яв­ляется тот факт, что от гипноза до указанного срока содержание суггестии наяву никогда почти не сознается. Если же такого субъекта в течение этого периода загипнотизировать и затем в гипнозе спросить, что он должен сделать в такой-то день, то обыкновенно оказывается, что он знает это очень точно.

В серии специальных экспериментов с сомнамбулами можно проследить это влияние неосознаваемых суггестии на общение. Сомнамбул, людей в большинстве очень общительных, легко соединять в группы. Как и в обычных группах, среди них выде­ляются лидеры и ведомые, «звезды» и «изолированные»... С по­мощью постгипнотических гипносуггестии, адресованных раз­ным членам группы, можно менять их групповое положение и основательно перекраивать всю систему взаимоотношений: ли­дера делать ведомым, «звезду» изолировать... Никто из испытуе­мых не подозревает, откуда идет управление событиями, все происходит якобы стихийно, и всегда основанием, зацепкой для подсознания оказываются какие-то реальные пустяки…

4. Фиксационный гипноз (рис. 45, 46, 47). Этот метод гипно­тизации предложен английским хирургом из Манчестера Джей­мсом Брэдом (1795-1860), описавшим его в своей книге «Ней-рогипнология, или Трактат о нервном сне, рассматриваемом в его отношении к животному магнетизму и сопровождаемом многочисленными случаями его приложения для целей облег­чения и исцеления болезней» (1843 г.).

Сущность метода, заимствованного из глубокой древности, сводится к тому, что гипнотизируемому предлагается фиксиро­вать взором какой-нибудь блестящий предмет, имеющий про­стую форму (диск, шар, цилиндр) для того, чтобы сначала вы­звать усталость зрительного анализатора, а затем более успешно переключить человека от бодрствования к гипнотическому со­стоянию.

Первый опыт по предложенной им методике Брэд поставил вечером у себя дома в присутствии семьи и двух друзей. Вот как его описывает сам Брэд.

«Я попросил сэра Уолкера сесть, фиксировать взор на гор­лышке бутылки из-под вина, которую я несколько приподнял над ним, чтобы вызвать значительное утомление глаз и век. Че­рез 3 минуты его веки сомкнулись, слеза скатилась по щеке, го­лова склонилась, лицо слегка напряглось, он вздохнул и тут же глубоко заснул; дыхание замедлилось, углубилось, стало шум­ным; по рукам и плечам пробежали небольшие судороги. Через 4 минуты я его разбудил, боясь опасных последствий...»

Конечно, это был только почин. Таким же незатейливым способом, усадив человека в покойное кресло, педантично тре­буя каждый раз лишь того, чтобы испытуемые сосредоточивали на указанном им предмете (носик чайника, блестящее горлыш­ко бутылки, хирургический ланцет, обыкновенная пробка, при­вязанная ко лбу испытуемого, ложка и т.п.) не только свой взор, но и мысли, Брэд в этот и последующие дни и месяцы усыпляет почти всех, кто соглашается предоставить себя в его распоряже­ние. Вначале это только друзья, знакомые, родные, слуги. Затем круг испытуемых быстро растет.

Это состояние (своеобразный нервный сон — гипноз), гово­рит Брэд, возникает совершенно закономерно в результате со­средоточения взора и внимания, поглощения разума одной идеей, полного расслабления мышц находящегося в покое паци­ента и непроизвольно наступающей при этом задержке дыха­ния. Совсем не зря Брэд неизменно, педантично настаивает на том, чтобы пациент фиксировал и свой взор, и свои мысли на предмете, который необходимо помещать, как он выражается, «в наиболее благоприятной позиции». Благоприятной для того, чтобы можно было лучше сконцентрировать внимание, быстрее утомить взор, а тем самым, согласно его теории, вернее вызвать искусственный нервный сон. Вот почему Брэд усыпляет без

осечки.

Блестящий предмет — объект пристальной фиксации суггеренда рекомендуется укреплять на специальной державке 1, с тем чтобы его было удобнее держать в руке, а расстояние до глаз суггеренда несколько увеличилось.

Принято три положения, в которых необходимо держать де­ржавку с блестящим предметом при гипнотизации суггеренда фиксационным способом: вертикальное, наклонное (под 45° и горизонтальное (рис. 46, 45, 47).

Различают несколько типов блестящих предметов, которые гипнологи наиболее часто используют в качестве объекта фик­сации (при гипнотизации суггерендов методом фиксации взо­ра).

Ниже приводится унифицированная схема объектов фикса­ции (УСОФ). Известный русский советский невропатолог и психиатр, академик Владимир Михайлович Бехтерев предлагал фиксировать взор гипнотизируемого на цветной электрической лампочке с рефлектором под стук метронома. Таким образом, одновременно ритмически воздействуя на зрительный, слухо­вой и термический анализаторы гипнотизируемого, он добивал­ся скорейшего погружения испытуемого в гипнотический сон (за счет одновременного торможения соответствующих нервных центров).

Общая схема фиксационного гипноза заключается в следую­щем. Испытуемому предлагают пристально смотреть на блестя­щий предмет, добиваясь истощения клеток коры в зрительном анализаторе головного мозга. Развившееся здесь охранительное торможение но законам иррадиации распространяется дальше, захватывая соседние участки коры головного мозга. При этом гипнотизер произносит определенные формулы вербальной суг­гестии, навевающие сонливость на испытуемого, строя их в сле­дующем ключе: «Внимательно... пристально... смотрите на бле­стящую поверхность предмета... Никуда не переводите взгляд... Внимательно... пристально... смотрите на блестящую поверх­ность предмета1... Смотрите пристально на блестящую поверх­ность предмета... постепенно Ваши глаза станут утомляться... веки будут тяжелеть и начнут смыкаться. В голове возникнет лег­кий туман, он все нарастает и сгущается... приятная сонливость, дремота охватывает Вас... Все тело тяжелеет, словно наливается свинцом... Я буду считать, и с каждым моим счетом Вы погру­жаетесь в приятную дрему... 1... 2... Все тело словно сковано, отя­желело... 3... 4... Забываетесь, забываетесь все глубже... 5...6... Все растворяется в тепле и покое... Исчезает... 7... 8... Теплые волны покоя... Туман в голове... 9... 10... Спать!... Рука падает2... Глубоко и спокойно спите...»

Спустя некоторое время, после проведения определенного (5-10) количества сеансов фиксационного гипноза, формулы суггестии необходимо обновлять и видоизменять, так как они перестают оказывать должное воздействие на суггеренда вслед­ствие привыкания последнего к одним и тем же вербальным стимулам.

Ниже приводится обновленный и видоизмененный текст уд­линенного сеанса фиксационного гипноза. Исходное положение суггеренда — лежа на кушетке.

«Приготовьтесь к сеансу суггестии. Ослабьте сдавливающие части одежды, возьмите в руку блестящий предмет, примите удобную позу, чтобы ничего не мешало. Расслабьте мышцы все­го тела, дышите ровно, спокойно. Слушайте только мой голос — голос гипнотизера, проводящего суггестию. Слушайте, запоми­найте и исполняйте все, что я буду говорить!

Теперь поднимите руку, в которой Вы держите блестящий предмет. Поднимите локоть с опоры, вся рука в воздухе3. Взгляд фиксируйте на блестящей поверхности, смотрите на нее внима­тельно, пристально до тех пор, пока у Вас не закроются глаза.

Под влиянием моего голоса вы постепенно погружаетесь в гипнотический сон. Этот сон отличается от обычного ночного сна тем, что когда Вы спите ночью, Вы полностью отключаетесь от окружающего, ничего не слышите, не воспринимаете. Сейчас у Вас сон будет неполный, частичный, Вы даже не почувствуете наступления сна. Вы все время ясно, отчетливо слышите и буде­те слышать мой голос, запоминать и неуклонно выполнять все, что я буду Вам суггестировать.

Воздействие суггестией безвредно, безопасно, так как ника­кого влияния на организм, кроме словесной суггестии, не про­изводится. Более того, воздействие суггестией полезно, оно укрепляет нервную систему, улучшает самочувствие, нормализует сон.

Слушайте внимательно мой голос, запоминайте и неуклонно выполняйте все, что я говорю, все, что я суггестирую. Некоторое время лежите совершенно спокойно, молча, дышите ровно, при­стально смотрите на блестящую поверхность... (пауза).

Теперь начните постепенно засыпать. Мышцы всего тела расслаблены. Веки тяжелеют. Внимательно смотрите на блестя­щую поверхность: никуда не переводите взгляд! Слушайте мой голос. Запоминайте и исполняйте мою суггестию! Голос мой Вы слышите и будете все время слышать ясно, отчетливо. Он успокаивает Вас и усыпляет! Сон постепенно овладевает Вами. Засыпайте! Веки тяжелые, глаза закрываются, по телу разлита приятная теплота, дыхание ровное, свободное, спокойное. Вы ни о чем не думаете, Вы только слышите мой голос, запоминаете и исполняете мою суггестию! Мой голос Вас успокаивает и усып­ляет. Веки тяжелы, слипаются. Не препятствуйте этому! Закры­вайте глаза! Спите! Рука опустилась. Глаза закрыты. Дыхание ровное, свободное, спокойное. Вас ничто не беспокоит, не трево­жит. Голос мой Вы слышите ясно, отчетливо. Голос мой Вас ус­покаивает и усыпляет. Вы откроете глаза лишь после того, как я скажу, чтобы Вы их открыли. Тяжесть от век расходится по все­му телу, сковывает руки, ноги, Вы продолжаете погружаться в гипнотический сон.

Сейчас я буду считать до десяти. По мере моего счета Вы все глубже и глубже погружаетесь в гипнотический сон. Все окружа­ющие Вас шумы, звуки уходят, удаляются. Возникает ощущение полной отрешенности. Но Вы продолжаете ясно, отчетливо слы­шать мой голос, слышать, запоминать и исполнять мою сугге­стию.

Засыпайте... Раз... два... три... четыре... пять... шесть... семь... восемь... девять... десять! Вы уснули, Вы спите. Вы так же ясно, отчетливо слышите мой голос, запоминаете и исполняете мою суггестию.

Вы чувствуете себя хорошо, спокойно. Вы отдыхаете. По телу разлито приятное тепло, дыхание ровное, свободное, спокойное. Слушайте, запоминайте, исполняйте! "

Далее гипнотизер проводит гипнотику серию специальных (в том числе мотивировочных) суггестии, закрепляет их эффект и дегипнотизирует гипнотика.

«Теперь суггестированные ощущения исчезли. Вы снова при­няли удобную позу, дыхание стало ровным, спокойным. Глаза закрыты. Вы снова спите. Проведенные суггестии прочно закре­пились у Вас... (пауза).

Сейчас я буду считать до пяти. По мере моего счета Вы про­сыпаетесь. Исчезает тяжесть в руках и ногах, веки становятся легкими. По счету «пять» Вы открываете глаза и просыпаетесь, после пробуждения голова у Вас ясная, свежая, Вы ощущаете бодрость, самочувствие хорошее. Вечером, когда Вы ляжете спать, Вы быстро уснете. Сон будет глубоким, спокойным, креп­ким. Завтра Вы проснетесь с ясной, свежей головой, с хорошим настроением, с уверенностью, что Вы все можете.

Я считаю до пяти. По счету «пять» Вы просыпаетесь и откры­ваете глаза. Раз... два... три... четыре... пять!

Просыпайтесь! Откройте глаза и вставайте.

На этом сеанс суггестии закончен".

Весьма зарекомендовало себя в гипносуггестивной практике сочетание применения фиксационного гипноза и звуковых воз­действий. Вот как проходит сеанс коллективного фиксационно­го гипноза с музыкальным сопровождением.

Испытуемые располагаются полулёжа в креслах или лежа на кушетках (рис. 48). Гипнотизер становится перед ними и суггестирует примерно следующее: «Атансьон... Внимание... (Гипно­тизер подходит поближе к суггерендам; в поднятой вверх правой руке его находится блестящий предмет; одновременно из маг­нитофона начинает струиться мягкая успокаивающая музыка; звучат: «Ночная серенада» Моцарта, «Лебедь» Сен-Санса, «Пол­ишинель» Рахманинова, «Муки любви» Крейслера, «Серенада» Тозелли, «Лунная соната» Бетховена, «Грезы» Шумана и т.п.). Чш-ш-ш-ш... Теперь, дорогие друзья... для начала успокойтесь... доверьтесь мне... расслабьтесь... расслабьтесь... Теперь сосредо­точьте все Ваше внимание... обратите Ваш взгляд... на этот бле­стящий предмет... (гипнотизер указывает пальцем своей левой руки на блестящий предмет). Все внимание сюда!., (гипнотизер властно-бегающим взглядом оглядывает суггерендов). Вы чув­ствуете... как Ваши веки тяжелеют... Они словно наливаются свинцом... Вам неудержимо хочется спать... Хочется закрыть глаза... Они закрываются... закрываются... И Вы постепенно... погружаетесь... погружаетесь... в гипнотический... сон..."

После проведения необходимых суггестии гипнотизер при­ступает к дегипнотизации суггерендов: «Ну что ж... дорогие Друзья... сейчас мы с Вами будем просыпаться... откроем глаза... Я просчитаю до трех, и на счет " три" вы проснетесь... Тяжесть и скованность исчезнут... Появятся легкость и бодрость... Внима­ние... Один... два... три! Проснитесь! »

В процессе гипнотизации испытуемого фиксационным мето­дом гипнотизер может находиться в двух положениях(гипнотических стансах): сидячем и стоячем ).

При проведении сеансов фиксационного гипноза (с целью получения самопроизвольной каталепсии у испытуемого) неко­торые гипнотизеры предлагают испытуемому самому держать в вытянутой руке объект фиксации. По руке, взгляду и дыханию гипнотизер следит за глубиной состояния. При этом наступление у испытуемого гипнотического состояния отмеча­ется «остекленением» его взгляда, урежением его дыхания, а также воскообразным застыванием его руки в воздухе: когда за­крываются глаза испытуемого и гипнотизер осторожно берет блестящий предмет из его руки, она остается торчать в воздухе, как палка. При перемещении ее — особое ощущение, словно ру­ка из воска или пластилина, полное отсутствие сопротивления.

Каталептический тип гипноза можно получить у испытуемо­го и специальной суггестией.

Возникновение гипноидного состояния от долгой концентра­ции на блестящем предмете объясняется механизмом простого зрительного восприятия. Глаза, как известно, не могут стоять на месте. Они постоянно мечутся туда-сюда, если даже мы упорно смотрим в одну точку; просто эти движения так быстры, что на­ми не замечаются. И на деле имеет место такая картина. Сколь­знул взор в сторону — и вернулся к слабому зрительному раз­дражителю, блестящему предмету. Скользнул — вернулся... Раз­дражение идет в мозг ритмично, долго и малыми порциями. Невозможно загипнотизировать человека, принуждая его гля­деть на яркий источник света! Слишком сильный раздражи­тель1. Объект фиксации может быть даже неблестящим предме­том.

В связи с тем, что надлежащий объект фиксации для прове­дения сеанса фиксационного гипноза не всегда имеется под ру­кой у гипнотизера, можно порекомендовать более простую (без­аппаратурную) модификацию фиксационного метода гипноза — метод Льебо-Веттерстранда.

К лицу, подлежащему гипнозу, надо подойти вполне естест­венно и с сознанием цели, объяснив ему, что гипноз не есть что-то неестественное, чудесное, но есть простое, присущее каждому человеку свойство нервной системы, что суггестия и на него окажет свое действие, т.е. что он заснет.

Избегая многих слов и объяснений, пациента усаживают в удобное кресло, заставляют несколько секунд (самое большое — одну минуту) смотреть себе в глаза, объясняя при этом гром­ким и уверенным, но однообразным голосом, что дела идут пре­восходно, что глаза уже слезятся, веки отяжелели, и что пациент чувствует приятную теплоту в руках и ногах. Затем пациента за­ставляют фиксировать два пальца (указательный и средний или большой и указательный) левой руки (гипнотизера), которые незаметно опускают, заставляя веки следовать за ними. Как только веки начинают опускаться самопроизвольно, дело уже в шляпе. В противном случае говорят: «Закройте глаза! » Некото­рые гипнотизеры заставляют подольше фиксировать.

Затем можно действовать подобно О. Фогту (см. методику фракционного гипноза), или же поднять руку испытуемого и прислонить ее к стене, либо положить на голову пациента, заяв­ляя, что она оцепенела. Лучше всего заявить тотчас же, что соот­ветствующая рука непреодолимо, точно каким-то магнитом, притягивается к голове. Если это не пойдет, прибегают к каким-нибудь другим приемам, принимают очень решительный и энергичный тон, суггестируют одновременно исчезновение мыслей, подчинение нервов, чувство благосостояния, покой, дремоту. Как только замечают, что та или другая суггестия на­чинает действовать, тотчас же дают ей дальнейший ход и резче оттеняют ее, при случае заставляя пациента откликаться на нее кивком головы. Каждая подтвержденная суггестия в начале представляет значительный актив, которым должно пользовать­ся для дальнейших суггестии. «Смотрите! Это действует пре­красно. Вы засыпаете все лучше. Ваша рука становится все неподвижнее. Вы не в состоянии больше опустить ее вниз (паци­ент делает соответствующую попытку с некоторым успехом, но ему препятствуют в этом и заявляют быстро): наоборот, когда Вы хотите опустить, она подымается вверх, к голове, смотрите, я все больше приближаю ее к голове» и т.д. У субъектов, очень склонных к критике и упрямых, вначале лучше воздерживаться от суггестии каталепсии руки. При некотором навыке очень бы­стро замечают, когда можно рискнуть с подобной суггестией.

Долго фиксировать пациента взглядом считается ошибкой. Фиксирование должно длиться больше одной минуты только в на­чале первого сеанса. Потом всегда оказывается достаточным фик­сировать гипнотизируемого в течение одной, самое большее двух секунд, суггестируя при этом сон. Большей частью гипнотизер тогда только приказывает: «Спите! », делая своей рукою движение к глазам, и данный субъект моментально засыпает.

Весьма целесообразно сочетать фиксационный гипноз с воз­действиями цветом, диспозицией и изменением (динамикой) внешней среды, а также с помощью сюжетных визуальных средств.

5. Фасцинативный гипноз. Существует много различных способов гипнотизации. Однако исторически раньше других был предложен в 1813 г. португальским аббатом Хосе Кустодио Фариа (1756-1819) метод фасцинации (пристальный взгляд в глаза гипнотизируемого), заимствованный им из практики ин­дийских факиров (рис. 55). Он описал его в своей книге «О при­чине ясного сна, или исследование природы человека, написан­ное аббатом Фариа, брамином, доктором теологии» (1819 г.).

В Париже на улице Клиши, в доме 49, «бронзовый аббат», как называли его парижане, открыл магнетические классы, в кото­рых демонстрировал сеансы суггестии. Фариа проводил сугге­стии женщинам и детям, мужчинам и подросткам, домашним животным и птицам. В основном он использовал два вида сугге­стии: либо в течение долгого времени, не мигая, смотрел в глаза сидящего или лежащего перед ним испытуемого и несколько раз методично повторял приказ заснуть (" Спите" ) — и испытуе­мые засыпали, либо, наоборот, неожиданно подходил к испыту­емому и резко, повелительно произносил приказ (" Спите! " ) — и тот мгновенно засыпал.

В обоих случаях Х.К. Фариа пристально смотрел на пациента.

Оба эти приема носят теперь имя аббата Фариа, широко ис­пользуются современными гипнологами и упоминаются во всех учебниках по гипнологии.

Различают две разновидности фасцинативного метода гип­нотизации: прямой и обратный. В первом случае испытуемый смотрит в глаза гипнотизеру, а гипнотизер смотрит на перено­сицу испытуемого. Здесь взгляд гипнотизера вводится в подсоз­нание испытуемого лобовой атакой ва-банк. Во втором случае испытуемый смотрит на переносицу гипнотизера, а гипнотизер смотрит сквозь испытуемого. Здесь взгляд гипнотизера сам со­бой вводится в подсознание испытуемого косвенным подтек­стом.

Фасцинация может быть одинарной или двойной. В первом случае испытуемый смотрит в один глаз гипнотизера. Во вто­ром случае — в оба глаза.

Одинарный фасцинативный метод гипнотизации заключа­ется в следующем. Потребуйте от гипнотизируемого смотреть Вам в правый глаз, в зрачок. Скажите ему, что сейчас он увидит, как пульсирует зрачок и тут же начинайте произвольно суживать и расширять зрачки. Императивно суггестируйте испытуе­мому, что его веки тяжелеют, слипаются и на счет «десять» глаза закроются. Гипнотизируемый тут же почувствует, что кванты гипнотической энергии прямо так и прыгают из глаза, а уж во­левых токов ощутит видимо-невидимо.

Прямой двойной фасцинатнвный метод гипнотизации редко употребляется в гипносуггестивной практике, хотя и он при своей кажущейся демонстративности, дешевой театральности и авторитарности основан на известном «секрете», так как произ­водящий гипнотизацию, требуя от гипнотизируемого, чтобы тот смотрел ему пристально в глаза, сам смотрит в его перено­сицу и тем самым, ставя себя в более выгодные условия, менее утомляет свой взор и быстрее достигает гипнотического эффек­та.

При обратном двойном фасцинативном методе гипнотиза­ции гипнотизер усаживает испытуемого в кресло («Са­дитесь, пожалуйста»). Наклоняется, как коршун, приказывает смотреть на переносье. Жесткая уверенность, почти торжество. Он уже победитель. Гипнотизер слегка раширяет глазные щели и, глядя прямо перед собою как бы вдаль, уверенным, категори­ческим тоном объявляет испытуемому, что сейчас он уснет («Во время счета веки будут тяжелеть.- При счете «десять» закроются. Раз... два... три... четыре... пять... шесть... семь... восемь... девять... десять»). Гипнотизируемый хлопает глазами на «четыре», за­крывает их на «девять» («Спать»). Гипнотизируемый впадает в каталепсию с анестезией.

При фасцинативным способе гипнотизации гипнотизер тре­бует от гипнотизируемого непрерывно смотреть ему в глаза. Возникающее при этом гипноидное состояние объясняется те­ми же физиологическими механизмами, которые имеют место при долгой концентрации взгляда на блестящем шарике. Только здесь уже в качестве объектов фиксации выступают два шарика: два блестящих глаза гипнотизера.

На глазном методе лучше всего идут дети и подростки обоего пола, женщины любого возраста, достаточно возбудимые, арти­стичные, истеричные, и некоторые мужчины, в основном не из числа тех, что блещут интеллектом. Такие лица хорошо идут на императиве. Это чувствуется по какому-то обмену движениями, по глазам, по всему. В контакте с ними отцовский модус, кате­горичность, суровое мужское покровительство, но не однотонно, с вкраплениями. Братский, ровный, демократический тон — ни в коем случае! Все испортится, поползут контрасты. Риск связан только с трудностью предварительной оценки субъекта, а следовательно, при должном опыте весьма мал; борьбы же нет почти никакой: механизм суггестабильности либо срабатывает, либо нет, идет или не идет — опять же в зависимости от правильно­сти оценки.

Значение техники взгляда, в сущности, второстепенно. Ме­тод хорош только быстротой, но и для быстроты он не обязате­лен.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.095 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь