Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Народное художественное творчество (по видам) -Стр 1 из 4Следующая ⇒
Министерство культуры Свердловской области ГБПОУ СО «Асбестовский колледж искусств»
Этапы освоения, оформления и практического воплощения режиссерского замысла спектакля Методические рекомендации для дисциплины «Режиссура» Междисциплинарного курса «Мастерство режиссера» профессионального модуля 01 «Художественно-творческая деятельность» Специальности Народное художественное творчество (по видам) - Театральное творчество
Асбест 2018
Разработчик: Бочкарева Ирина Анатольевна, преподаватель отделения театральное творчество ГБПОУ СПО СО «АКИ» Рецензент: Исакова С.Я. Рассмотрено на заседании ПЦК Народное художественное творчество (по видам) театральное творчество протокол № 26 от 20.06.2018г.
Данные методические рекомендации разработаны с целью помощи студентам в освоении основ режиссуры, понимания и практической работы по созданию, практическому воплощению и оформлению режиссерского замысла.
Данная работа является методическими рекомендациями для студентов специальности Народное художественное творчество(по видам) театральное творчество и содержит рекомендации по составлению и оформлению режиссерских работ, выполняемых на протяжении 4 лет обучения.
I. Этапы освоения режиссерского замысла спектакля
Курс 2 семестр
На этом этапе обучения, студенты осваивают понятие «режиссерский замысел» и его практическое воплощение, пробуют работать над этюдами по произведения живописи Этапы работы: 1. Выбор произведения 2. Написание рассказа по картине 3. Обоснование выбора произведения 4. Творческая биография автора 5. Характеристика эпохи 6. Актуальность 7. Идейно-тематичесий анализ, который включает в себя определение: -темы - идеи - сверхзадачи -конфликта - событийного ряда 8. Оформление, защит работы Работа выполняется в печатном виде, включает в себя: 1. Титульный лист 2. Оглавление 3. Основную часть работы 4. Приложения, которые включают в себя: рассказ, распечатанная копия картины либо в черно-белом, либо в цветном варианте. Образец оформления: Приложение 1, 1-а, 1-б, 1-в.
2 курс 3 семестр ( либо 1 курс 2 семестр) Студенты продолжают осваивать «режиссерский замысел» через постановку авторского этюда на свободно выбранную студентом тему. Этапы работы: 1. Определение темы 2. Написание рассказа 3. Актуальность 4. Идейно-тематический анализ, который включает в себя определение: -темы - идеи - сверхзадачи -конфликта - ведущего предлагаемого обстоятельства - сквозного действия - контрдействия - событийного ряда 5. Характеристика действующих лиц (в свободной форме) Работа выполняется в печатном виде, включает в себя: 1. Титульный лист 2. Оглавление 3.Оновную часть работы 4. Приложения, которые включают в себя: рассказ, инсценировка рассказа, монтировочный лист (сцена- вид сверху), список костюмов, реквизита, декораций, график репетиций. Образец оформления: Приложение 2, 2-а, 2-б, 2-в
2 курс 3 – 4 семестр
Студенты осваивают работу над инсценировкой литературного произведения и практическое ее воплощение: Этапы работы: 1. Выбор произведения 2. Работа по изучению творческой биографии автора, изучение времени написания произведения, работа над актуальностью, идейно-тематическим анализом, который включает в себя уже определение жанра ( Приложение 3-б), характеристикой действующих лиц с идейно-тематическим и действенным анализом роли ( Приложение 3-в) 3. Практическое воплощение инсценировки 4. Оформление работы Приложение 3, 3-а 5. Приложения к работе включают в себя Литературное произведение Инсценировку Монтировочный лист (сцена- вид сверху) Список костюмов, График репетиций Афишу Программку Световую партитуру Приложение 4 Музыкальную партитуру Приложение 5 Если на основе индивидуальных инсценировок делается курсовой спектакль, то помимо отдельных режиссерских работ, оформляется единая режиссерская работа, в разработке и оформлении которой участвуют все студенты курса и, каждый выполняет порученную ему работу, затем все этапы работы объединяются в единый режиссерский замысел.(Оформление – Приложение 6 )
Курс 5 семестр
Студенты осваивают постановку сказки, ее стилевые, художественные особенности. Особенности воплощения сказочной драматургии. Работа, как правило, коллективная. Титульный лист оформляется по примеру Приложения 6. В главу –обоснование выбора добавляется раздел «Первое и последнее впечатление от пьесы) см. Приложение 6-а. Список использованной литературы – Приложение 6-б В приложения к работе входят: Пьеса Монтировочный лист (сцена- вид сверху) Список костюмов, График репетиций Афиша Программка Световая партитура Приложение 4 Музыкальная партитура Приложение 5
Курс 6 семестр
Студенты работают над постановкой одноактной пьесы. Работа, как правило, коллективная и оформляется по примеру ( Приложение 6 (а-б) ) В приложения к работе входят: Пьеса Монтировочный лист (сцена- вид сверху) Список костюмов, График репетиций Афиша Программка Световая партитура Приложение 4 Музыкальная партитура Приложение 5
4 курс 7-8 семестр
Студенты работают совместно над курсовым дипломным спектаклем, разработкой которого занимается кто-то один, эта же работа является его выпускной квалификационной работой. Остальные, помимо практического воплощения дипломного курсового спектакля, работают индивидуально над выпускными квалификационными работами (см. приложение о выпускной квалификационной работе) Примечания: Работы 2-6 семестров могут варьироваться на усмотрение педагога, исходя из возможностей студентов и степени усвоения ими материала.
Обоснование выбора пьесы В содержании этого раздела должны быть отражены: Ø Творческая биография автора. Параграф содержит факты биографии автора, характеристику произведений и этапы его творчества Ø Характеристика эпохи. В этом параграфе дается характеристика времени написания пьесы, экономические, политические событии, духовно-нравственное состояние творчества. Одним словом все, что оказало влияние на автора и послужило своеобразным исходным событием пьесы. Если пьеса содержит в себе эпоху, отличную от времени ее написания, то в режиссерской работе прописывается характеристика двух эпох – эпоха написания пьесы и эпохи, в которой происходит действие пьесы. Ø Актуальность пьесы в наши дни. Здесь дается анализ состояния современного творчества. Те, болевые его точки, которые перекликаются с темой и идеей пьесы. Формулируется актуализация пьесы, что служит предпосылкой для формулировки сверхзадачи режиссера. Ø Первое и последнее впечатления от пьесы. В этом параграфе развернуто анализируются впечатления от пьесы, процесс рождения и видения замысла, обосновывается выбор произведения. Что дает возможность проследить процесс работы над замыслом, изменение видения будущей постановки и степень глубины познания материала.
Контрсквозное действие (контрдействие) – сопротивление действию. И то, и другое может достаточно быстро менять направление. Контрдействие неизбежный спутник сквозного действия. Оно питает и усиливает сквозное действие, придает своей «конфликтной неизбежностью» остроту и динамизм драматическому развитию событий. При построении действия и контрдействия важно помнить о «законе перпендикуляра»: человек всегда говорит (думает) одно, а делает другое. Действие и контрдействие желательно подтверждать мизансценированием.
Жанр – это способ отражения действительности, угол зрения автора, режиссера, артистов на отраженную ими действительность, их отношение к ней; Ø признак формы и содержания; Ø правила игры (средства выразительности), соответствующие идее произведения, способствующие наиболее полному её выражению. Жанр определяется исходя из: Ø природы литературного материала; Ø способ отбора предлагаемых обстоятельств; Ø способа отношения к зрителю и степени его включения в сценическое действие. Следовательно, предлагаемые обстоятельства – все то, что предлагается режиссеру и актерам принять во внимание в их творчестве. Это факты, события, эпоха, место, время, фабула, условия, декорация, костюмы, свет и т.д. Ø Исходное предлагаемое обстоятельство – подготавливает, создает почву для возникновения конфликта, для порождения события. Оно находится в конфликте с ведущим предлагаемым обстоятельством, этот конфликт разрешается только в кульминации. Оно является полем для эксперимента драматурга или режиссера, оно не описывается впрямую, открытым текстом, а подразумевается, обнаруживается через контекст. Ø Ведущее предлагаемое обстоятельство – главное предлагаемое обстоятельство, высекающее конфликт. Оно возникает здесь и сейчас, движет сюжет, развивает и обостряет конфликт.
Событийный ряд – событийная структура, событийное течение ( переход из одного события в другое). События определяются предлагаемыми обстоятельствами. Ø Исходное событие – первый этап в цепи развития конфликта, причина порождающая конфликт. Лежит за пределами пьесы. Ø Предшествующее событие – повод для обострения конфликта. Ø Начальное событие – начало интриги. ( Кто первый? ) Ø Главное событие – открытое столкновение конфликтующих сторон, лобовая атака враждующих сил, когда их слова, действия и поступки проявляются совершенно открыто и в подавляющем большинстве случаев без подтекста. Это полное и всестороннее проявление главного конфликта. Ø Кульминационное событие – разрешение противоречий, развязка. Последнее событие спектакля. «Пора закрывать занавес». Характеристика действующих лиц включает в себя: 1) Предлагаемые обстоятельства, как мотивировка к совершению поступков.(предлагаемые обстоятельства большого, среднего и малого круга) 2) Что происходит с персонажем во время событий спектакля. 3) Главная фраза роли (фраза, которая наиболее полно и глубоко характеризует персонажа) 4) Зерно роли. (Это такая особенность, которая позволяет артисту жить в предлагаемых обстоятельствах роли, это действенный образ роли, дающий ей определенный окрас.) 5) Биографические факты прошлого и настоящего - «легенда роли» 7) Привычки, пристрастия, манеры, вкусы и внешние особенности. 8) Сверхзадача героя. 9) Сверхзадача актера
III. Требования к оформлению работы
Общие требования к оформлению работы: - работа выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297мм); иллюстрированный материал (таблицы, диаграммы и т.д.) в необходимых случаях приводятся на бумаге большего формата; - по краям листа оставляют поля: левое поле – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 25 мм; листы бумаги рамками не ограничиваются; - текст выполняется в печатном ( на компьютере) варианте с применением 14 размера шрифта Times New Roman; расстояние между строками – 1, 5 интервала. - текст должен быть отформатирован по левому и правому полям страницы; - абзацный отступ должен быть везде одинаковым и равен 9 знакам. Работа начинается с титульного листа. Титульным листом, или титулом, называют первый лист работы, содержащий основные сведения о ней. В число основных требований к оформлению титульного листа входят: симметрическое расположение реквизитов относительно левого и правого полей листа и по вертикали, соподчиненность размеров шрифта. Все слова на титульном листе должны быть написаны полностью, без сокращений. На титульном листе последовательно сверху вниз помещаются следующие реквизиты:
- полное название учебного заведения; - название учебной дисциплины; -заглавие(тема) ( слово «тема» не пишется); - наименование работы; - данные автора работы; -должность, фамилия, имя, отчество руководителя; -местонахождение учебного заведения; -год написания работы. Каждая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится и к другим структурным частям работы. Расстояние между названием глав и последующим текстом должно равняться трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Нумерация страниц начинается с титульного листа, на котором цифра «1» не проставляется. На следующей странице («Оглавление») проставляется цифра «2». Далее весь последующий объем работы, включая список использованной литературы и Приложения, нумеруются по порядку до последней страницы. Порядковый номер печатается внизу по центру страницы. Ссылки на источник оформляются в конце цитаты [12, с.23].Ссылка на приложение оформляется таким образом: (Приложение 1) Работа выполняется в единой стилевой.В ней не должны допускаться грамматические, пунктуационные, стилистические ошибки и опечатки.
Приложение 1
Министерство культуры Свердловской области ГБПОУ СО «Асбестовский колледж искусств»
Режиссерская работа Приложение 1-а Оглавление Глава 1. Обоснование выбора произведения……………………………..3 1.1 Творческая биография автора………………….……………....3 1.2 Характеристика эпохи…………………………………………...8 1.3 Актуальность произведения в наши дни…………………….11 Глава 2. Режиссерский замысел…………………………………………..12 2.2 Идейно тематический анализ……………………………….…12 Приложения………………………………………………………………….13
Приложение 1-б Идейно тематический анализ Тема: о том, как важно быть ответственным
Идея: показать, как последствия наших безответственных поступков могут огорчить себя и наших близких
Конфликт: в желании Сережи гулять с друзьями и невозможности этого из-за плохой учебы в школе
Сверхзадача: сказать зрителю, что безответственность может привести к неприятным последствиям
Событийный ряд Исходное событие: беззаботное детство
Предшествующее событие: обещание Сережи не получать двоек
Начальное событие: прогулка вместо выполнения уроков
Главное событие: очередная двойка
Кульминационно событие: наказание Сережи
Приложение 1-в Ф.П Решетников «Опять двойка»
Приложение 2
Министерство культуры Свердловской области ГБПОУ СО «Асбестовский колледж искусств»
Режиссерская работа Оглавление 1. Актуальность……………………………………………………………..3 2. Идейно- тематический анализ………………………………………….6 3. Приложения……………………………………………………………….8
Приложение 2-б Список реквизита к спектаклю «Дом Бернарды Альбы»
Приложение 2-в Список костюмов к спектаклю «Дом Бернарды Альбы»
Бернарда Альба | I, I | Черная блуза, черная юбка в пол, черные туфли, черный гипюровый платок, черная шаль, черный веер, трость. | ||||||||||||||
II, I | Ночная белая рубашка. | |||||||||||||||
Ангустиас | I, I | Черная блуза, черная юбка в пол, черные балетки, черный платок, черный веер, алый цветок. | ||||||||||||||
II, I | Ночная белая рубашка. | |||||||||||||||
Мартирио | I, I | Черная велюровая блуза, черная юбка в пол, черные туфли, черный платок, черный веер. | ||||||||||||||
II, I | Ночная белая рубашка, шаль. | |||||||||||||||
Амелия | I, I | Черная блуза, черная юбка в пол, черные туфли, черный платок, маленькая черная сумочка, черный веер, белая подвязка, очки. | ||||||||||||||
II, I | Ночная белая рубашка. | |||||||||||||||
Адела | I, I | Черная блуза, черня юбка в пол, черные туфли, черный платок. | ||||||||||||||
I, II | Красное платье | |||||||||||||||
II, I | Ночная белая рубашка |
Приложение 3
Министерство культуры Свердловской области
ГБПОУ СО «Асбестовский колледж искусств»
Режиссерская работа
Инсценировка рассказа
Приложение 3
Оглавление
Глава 1. Обоснование выбора произведения……………………………..3
1.1. Творческая биография автора………………….……………...3
1.2. Характеристика эпохи…………………………………………..8
1.3. Актуальность произведения в наши дни……………………11
1.4. Первое и последнее впечатление от произведения………...13
Глава 2. Режиссерский замысел…………………………………………..16
2.1. Идейно тематический анализ…………………………………16
2.2. Характеристика действующих лиц…………………………..18
Список использованной литературы………………………………………..25 Приложения……………………………………………………………………..26
Приложение 3-б
Идейно-тематический анализ
Тема: о том, как слепое следование традициям превращает жизнь в тюрьму
Идея: традиции упорядочивают жизнь людей, но их неизменность превращает порядок в путы.
Сверхзадача: показать, как слепое следование нормам и правилам превращают их в орудие убийства
Конфликт: в стремлении сохранить вековые традиции любой ценой и готовности разрушить этот уклад ради любви
Сквозное действие (Ведет Бернарда). Сверхзадача: любыми средствами поддерживать традиционный уклад семьи
Контрдействие (Ведет Адела). Сверхзадача: желание вырваться из-под гнета матери.
Жанр: драма из жизни испанских женщин
Ведущее предлагаемое обстоятельство: восьмилетний траур
Исходное событие: ожесточение людей в результате фанатичного следова-ния вековым традициям
Предшествующее событие: смерть отца
Начальное событие: предстоящее сватовство Пепе к Ангустиас
Главное событие: исчезновение фотографии Пепе
Кульминационное событие: гибель Аделы
Приложение 3-в
Бернарда Альба
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Министерство культуры Свердловской области
ГБПОУ СО «Асбестовский колледж искусств»
По пьесе А. Слаповского
«От красной крысы до зеленой звезды»
Исполнитель:
Кузина Анжелика Геннадьевна,
студент II курса
специальности Народное
художественное творчество
(по видам) театральное
творчество
__________ ____________
дата подпись
Руководитель:
Бочкарева Ирина Анатольевна
оценка: __________________
________ ________________
дата подпись
Асбест 2018
Приложение 6-а
Оглавление
Глава 1. Обоснование выбора пьесы………………………………………3
1.1. Творческая биография автора………………….……………...3
1.2. Характеристика эпохи…………………………………………..8
1.3. Актуальность пьесы в наши дни…………………………….11
1.4. Первое и последнее впечатление от пьесы………..………...13
Глава 2. Режиссерский замысел спектакля……………………………..16
2.1. Идейно тематический анализ…………………………………16
2.2. Характеристика действующих лиц…………………………..18
Список использованной литературы………………………………………..25 Приложения……………………………………………………………………..26
Приложение 6-б
Список использованной литературы
1. Боброва, О. В . Работа режиссера над спектаклем / Методика и опыт работы. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – С. 90.
2. Зверева, И. П . Введение в профессию/Учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 1993. – 34 с.
3. Владимир Арро в современном театре / Театр. – 2005. – № 5. – С. 8.
4. Кнебель, М.О. Поэзия педагогики / Учебное пособие. – М, Прогресс, 2007. – С. 280
5. Театральная энциклопедия. – Тольятти, Екатеринбург, 1998. – 46 с
Министерство культуры Свердловской области
ГБПОУ СО «Асбестовский колледж искусств»
Этапы освоения, оформления и практического воплощения режиссерского замысла спектакля
Методические рекомендации для дисциплины «Режиссура»
Междисциплинарного курса
«Мастерство режиссера» профессионального модуля 01
«Художественно-творческая деятельность»
Специальности
Народное художественное творчество (по видам) -
Театральное творчество
Асбест 2018
Разработчик: Бочкарева Ирина Анатольевна, преподаватель отделения театральное творчество ГБПОУ СПО СО «АКИ»
Рецензент: Исакова С.Я.
Рассмотрено на заседании ПЦК Народное художественное творчество (по видам) театральное творчество протокол № 26 от 20.06.2018г.
Данные методические рекомендации разработаны с целью помощи студентам в освоении основ режиссуры, понимания и практической работы по созданию, практическому воплощению и оформлению режиссерского замысла.
Данная работа является методическими рекомендациями для студентов специальности Народное художественное творчество(по видам) театральное творчество и содержит рекомендации по составлению и оформлению режиссерских работ, выполняемых на протяжении 4 лет обучения.
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы