Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Режиссерский замысел спектакля.
В этом разделе должны быть определены и разработаны: 2.1. Идейно-тематический анализ: Ø Тема. Ø Идея. Ø Конфликт Ø Сверхзадача Ø Сквозное действие Ø Контрсквозное действие. Ø Жанр. Ø Ведущее предлагаемое обстоятельство Ø Событийный ряд. Ø Характеристика действующих лиц.
Тема – основной круг вопросов, на которых сосредоточил свое внимание автор. Это то, о чем говорится в произведении, это то, про что вы будете ставить спектакль. Формулировать тему нужно так, чтобы каждое слово в ней могло быть сыграно в пространстве сцены. Для того, чтобы вывести тему, необходимо сделать следующее: Ø Подробно выпишите все факты, которые есть в пьесе. Ø Уберите те из них, которые не разворачивают действие в обратную сторону. Ø Попробуйте свести все факты в одну фразу, начиная со слов «История про то, как…» и используя схему: «Кто-то несмотря на что-то, делает то-то и то-то и сделал (или не сделал)».
Идея – в искусстве главная мысль произведения, то, что хотел сказать автор (режиссер), В отличие от темы, сюжета, фабулы, идею нельзя пересказать в отрыве от художественной ткани. Идея отвечает на вопрос для чего? Ради чего? Формулируя идею, необходимо понять, о чем вы хотели бы заставить зрителя задуматься (проблема должна быть актуальной и волнующей). Идея режиссера вытекает из темы, определенной режиссером. Без собственной идеи не может быть режиссерского прочтения материала. Идея не может содержать в себе никакого отрицания и формируется примерно в таком виде: «Люди, делайте то-то и то-то», т.к. зритель приходит в зал, чтобы понять, что надо делать, а не что делать не надо. Идея на сцене, как и в жизни, утверждается в борьбе главного «сквозного» действия с контрдействием.
Конфликт – это, прежде всего, разность отношений, порождающая явное или скрытое столкновение: Ø одного действующего лица с другим; Ø одного лица и группы действующих лиц; Ø одной группировки с другой; Ø одного действующего лица с окружающими его предлагаемыми обстоятельствами, с вещественной или общественной средой и наоборот; Ø человека с самим собой, со своим внутренним духовным миром или просто физическим самочувствием Сверхзадача – то, ради чего вы сегодня здесь и сейчас решили ставить именно это произведение. Это главная, высшая цель, вбирающая в себя все устремления режиссера и направляющая затем его творческую работу; главная мысль, которую зритель уяснит себе как вывод. Сверхзадача всегда имеет в виду зрителя и всегда обращена к зрителю. Это поворот идеи на зрительный зал сегодня (в это время, сейчас). Это поворот, определяющий «какое воздействие я хочу оказать на зрителя и во имя каких идеалов». В сверхзадаче определяется мера боли по поводу тематики и идеи, отраженных и выраженных в пьесе. При определении сверхзадачи надо быть предельно откровенным и не бояться саамы обнаженных и жестких для самого себя определений. Чем откровеннее вы ответите на вопросы «зачем» и «почему», тем глубже и дольше вас будет волновать проблематика постановки и тем острее и актуальнее будет результат на сцене.
Сквозное действие – это способ развертывания темы. Оно всегда направлено на достижение сверхзадачи, оно соединяет воедино все элементы и направляет их к общей сверхзадаче. Как сверхзадача объединяет и подчиняет себе все задачи, точно так же сквозное действие «подминает» под себя все без исключения действия и поступки персонажей, сбивает их в прочный остов, который служит роли, пьесе, спектаклю своеобразным стержнем. Контрсквозное действие (контрдействие) – сопротивление действию. И то, и другое может достаточно быстро менять направление. Контрдействие неизбежный спутник сквозного действия. Оно питает и усиливает сквозное действие, придает своей «конфликтной неизбежностью» остроту и динамизм драматическому развитию событий. При построении действия и контрдействия важно помнить о «законе перпендикуляра»: человек всегда говорит (думает) одно, а делает другое. Действие и контрдействие желательно подтверждать мизансценированием.
Жанр – это способ отражения действительности, угол зрения автора, режиссера, артистов на отраженную ими действительность, их отношение к ней; Ø признак формы и содержания; Ø правила игры (средства выразительности), соответствующие идее произведения, способствующие наиболее полному её выражению. Жанр определяется исходя из: Ø природы литературного материала; Ø способ отбора предлагаемых обстоятельств; Ø способа отношения к зрителю и степени его включения в сценическое действие. Следовательно, предлагаемые обстоятельства – все то, что предлагается режиссеру и актерам принять во внимание в их творчестве. Это факты, события, эпоха, место, время, фабула, условия, декорация, костюмы, свет и т.д. Ø Исходное предлагаемое обстоятельство – подготавливает, создает почву для возникновения конфликта, для порождения события. Оно находится в конфликте с ведущим предлагаемым обстоятельством, этот конфликт разрешается только в кульминации. Оно является полем для эксперимента драматурга или режиссера, оно не описывается впрямую, открытым текстом, а подразумевается, обнаруживается через контекст. Ø Ведущее предлагаемое обстоятельство – главное предлагаемое обстоятельство, высекающее конфликт. Оно возникает здесь и сейчас, движет сюжет, развивает и обостряет конфликт.
Событийный ряд – событийная структура, событийное течение ( переход из одного события в другое). События определяются предлагаемыми обстоятельствами. Ø Исходное событие – первый этап в цепи развития конфликта, причина порождающая конфликт. Лежит за пределами пьесы. Ø Предшествующее событие – повод для обострения конфликта. Ø Начальное событие – начало интриги. ( Кто первый? ) Ø Главное событие – открытое столкновение конфликтующих сторон, лобовая атака враждующих сил, когда их слова, действия и поступки проявляются совершенно открыто и в подавляющем большинстве случаев без подтекста. Это полное и всестороннее проявление главного конфликта. Ø Кульминационное событие – разрешение противоречий, развязка. Последнее событие спектакля. «Пора закрывать занавес». Характеристика действующих лиц включает в себя: 1) Предлагаемые обстоятельства, как мотивировка к совершению поступков.(предлагаемые обстоятельства большого, среднего и малого круга) 2) Что происходит с персонажем во время событий спектакля. 3) Главная фраза роли (фраза, которая наиболее полно и глубоко характеризует персонажа) 4) Зерно роли. (Это такая особенность, которая позволяет артисту жить в предлагаемых обстоятельствах роли, это действенный образ роли, дающий ей определенный окрас.) 5) Биографические факты прошлого и настоящего - «легенда роли» 7) Привычки, пристрастия, манеры, вкусы и внешние особенности. 8) Сверхзадача героя. 9) Сверхзадача актера
III. Требования к оформлению работы
Общие требования к оформлению работы: - работа выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297мм); иллюстрированный материал (таблицы, диаграммы и т.д.) в необходимых случаях приводятся на бумаге большего формата; - по краям листа оставляют поля: левое поле – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 25 мм; листы бумаги рамками не ограничиваются; - текст выполняется в печатном ( на компьютере) варианте с применением 14 размера шрифта Times New Roman; расстояние между строками – 1, 5 интервала. - текст должен быть отформатирован по левому и правому полям страницы; - абзацный отступ должен быть везде одинаковым и равен 9 знакам. Работа начинается с титульного листа. Титульным листом, или титулом, называют первый лист работы, содержащий основные сведения о ней. В число основных требований к оформлению титульного листа входят: симметрическое расположение реквизитов относительно левого и правого полей листа и по вертикали, соподчиненность размеров шрифта. Все слова на титульном листе должны быть написаны полностью, без сокращений. На титульном листе последовательно сверху вниз помещаются следующие реквизиты:
- полное название учебного заведения; - название учебной дисциплины; -заглавие(тема) ( слово «тема» не пишется); - наименование работы; - данные автора работы; -должность, фамилия, имя, отчество руководителя; -местонахождение учебного заведения; -год написания работы. Каждая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится и к другим структурным частям работы. Расстояние между названием глав и последующим текстом должно равняться трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Нумерация страниц начинается с титульного листа, на котором цифра «1» не проставляется. На следующей странице («Оглавление») проставляется цифра «2». Далее весь последующий объем работы, включая список использованной литературы и Приложения, нумеруются по порядку до последней страницы. Порядковый номер печатается внизу по центру страницы. Ссылки на источник оформляются в конце цитаты [12, с.23].Ссылка на приложение оформляется таким образом: (Приложение 1) Работа выполняется в единой стилевой.В ней не должны допускаться грамматические, пунктуационные, стилистические ошибки и опечатки.
Приложение 1
Министерство культуры Свердловской области ГБПОУ СО «Асбестовский колледж искусств»
Режиссерская работа |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы