Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Те-шань говорит о предыдущих учителях.



 

Во время посещения Куо своего мастера, Те-шаня, Куо спро­сил однажды: «Я полагаю, все старые мастера и мудрецы ушли куда-то. Не скажете ли вы, что с ними стало? » «Я не знаю, где они», — гласил ответ. Куо огорчился: «Я ожидал ответа, подобного скачущей лошади, а получил ответ, подобный пол­зущей черепахе», Те-шань остался безмолвным, как, побежден­ный в споре. На следующий день Те-шань совершил купание и вошел в гостиную комнату, где Куо приготовил ему чай. Он похлопал монаха по плечу и спросил: «Как насчет коана, о котором ты вчера говорил? » «Ваш дзэн сегодня лучше», — ответил монах. Но Те-шань ничего не ответил, как побеж­денный в споре.

НЕГЭН: Куо спросил о предшествующих мастерах, как не­которые люди думают о небесах, как о каком-то мире чудес, где продолжают свою работу те, кто умер на земле. Пока он честно служил своему мастеру, почему его должны были вол­новать такие вопросы? Хотя изучающий мог думать о своем учителе как о «мастере», его учитель не допускал такого титула, т.к. его дзэн неотделим от их дзэна, а его Дхарма — составная часть их Дхармы. Те-шань был очень добр к монаху, чей соб­ственный дзэн был не лучше вчерашней мечты. «Какая польза»? — должно быть, думал Те-шань, оставаясь безмолвным.

ГЭНРО:

Предшествующие мастера имели сердца холодные и твердые, как железо;

Им не были свойственны никакие человеческие сантименты.

Они исчезали и появлялись, как вспышка,

Двигались внутрь и изнутри чудесным образом.

Критика людей не влияла на них.

Можно взобраться на вершину горы,

Но нельзя достичь дна океана.

Даже имея истинного учителя, нужно очень стараться.

Те-шань и монах не могли обедать за одним столом.

 

Посох Фень-яна

 

Фень-ян сказал своим монахам, держа свой посох перед собой: «Кто в совершенстве понимает свой посох, может кончить свои странствия ради дзэна».

НЕГЭН: Дзэнские монахи обычно путешествовали пешком, иногда взбираясь на непроходимые горы и пересекая неизвестные реки, и они несли с собой длинный посох, длиннее их самих. В молодости Фень-ян путешествовал много лет, посетив более семидесяти учителей и хранил свой посох как сувенир. В этой истории он воспользовался этим посохом, чтобы показать мона­хам свой дзэн. Это не сувенир. Это не символ. Что же это? Вы не можете увидеть это глазами. Вы не можете потрогать это руками. Bы не можете обонять это носом. Вы не можете услышать это ушами. Вы не можете, узнать вкус этого языком. Вы не можете оформить это мыслью. Вот оно!

ГЭНРО: Все Будды прошлого, настоящего и будущего входят в состояние Будды, когда они поняли свой посох. Все предше­ствующие патриархи достигают своего через посох свой. Слова Фень-яна верны; никто не может их отрицать. Однако я должен сказать, что тот, кто понимает свой посох, должен начать свое странствие, вместо того, чтобы кончить его.

Посох длиной в семь футов!

Тот, кто понял его, может проглотить вселенную.

Он идет на юг, а другой — на восток;

Оба — в мои ворота.

Прежде чем они оставят эти ворота,

Они должны закончить свое странствие.

Као-тин свидетельствовал свое почтение Те-шаню, через реку,

Те-шань отвечал, размахивая веером:

Као-тин просветлялся в этот момент.

Суань-ша пытался взобраться на гору, чтобы увидеть своего учителя,

Но упал и повредил ногу;

В этот момент он достиг реализации

И сказал: «Бодхидхарма не пришел в Китай,

И его преемник никогда не пришел в Индию».

 

Тайная передача Па-лина

 

Монах спросил Па-лина: «Что означают слова «Тайная пере­дача на востоке и на западе? » «Вы имеете в виду слова из поэмы третьего патриарха? » — осведомился Па-лин. «Нет, — ответил монах, — это слова мастера Ши-тоу». «Это моя ошибка, — извинился Па-лин, — я старый дурак».

НЕГЭН: Па-лин был последователем Юнь-меня, тринадцатого патриарха после Бодхидхармы. Ши-тоу был восьмым патриархом, и его поэма Сан-тун-чжи, или Единение, была так же хорошо известна среди монахов, как и поэма третьего патриарха Синь-синь-мин, или Вера в Разуме. Ни один монах или учитель не мог спутать одну поэму с другой, но Па-лин хотел, чтобы слова исходили от самого монаха, который мог бы тоща получить передачу, не на востоке и не на западе, а в тот же самый момент.

Какова польза того, что вы исследуете книги в поисках раз­личных цитат, которые вы слышали? Когда вопрос ваш собст­венный, вы найдете также и ответ.

 

Сю-фен рубит деревья.

 

Сю-фен пошел в лес со своим учеником Чжан-шеном рубить деревья. «Не останавливайся до тех пор, пока твой топор не срубит самую середину дерева», — предупредил учитель. «Я срубил ее», — ответил ученик. «Старые мастера передавали учение своим ученикам из сердца в сердце, — продолжал Сю-фен, — а как с тобой насчет этого? » Чжан-шен бросил топор на землю, сказав: «Передано». Учитель поднял свой посох и ударил им любимого ученика.

НЕГЭН: Монахи — настоящие труженики, будь то медитация в дзэн-до или совместное выполнение повседневных задач. Не­сомненно, что эти двое несли светильник Дхармы. Многие люди Запада ищут истину, посещая философские занятия или обучаясь медитации под руководством учителей Востока, но сколько из них срубили дерево до самой середины? Зачастую они скребут кору, но ждут, что кто-то другой расколет для них ствол. Какие тряпки!

Чжан-шен постиг свой дзэн до того, как учитель его кончил говорить. Сю-фен был доволен. Но после того как монах бросил топор на землю, зачем он сказал: «Передано»? Он заслужил удар от своего учителя.

ГЭНРО:

Чжан-шен имел хороший топор,

Достаточно острый, чтобы расколоть

Ствол надвое

С одного удара.

Сю-фен воспользовался своим посохом,

Чтобы заострить его лезвие.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь