Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблемы, связанные с ролью искусства и литературы в жизни человека
| ||||
Роли музыки в жизни человека | К. Паустовский «Старый повар»
| Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни. | ||
В. Короленко «Слепой музыкант» | Петрусь родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом. | |||
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
| Якова Матвеевича, героя рассказа, найденная им мелодия, изумительная по красоте, трогательная и печальная, заставляет сделать философские обобщения гуманного характера: если бы не было ненависти и злобы между людьми, мир стал бы прекрасен, никто бы не стал друг другу мешать. Он впервые испытал стыд оттого, что обижал окружающих. | |||
Л.Н. Толстой «Война и мир» | Своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег. | |||
ЧЕЛОВЕК И ИСКУССТВО 31.проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному? ) | Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (Письма 32-33), Г. И. Успенского «Выпрямила», А.П.Чехов « Три года» | |||
.проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу? ) | ||||
Роли художественной литературы в становлении личности | М. Горький «Мои университеты» | Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком. | ||
проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека |
М.Гелприн «Свеча горела» А.Грин «Зеленая лампа»
| |||
проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам? ) | 1.М. Гелприн " Свеча горела" (что будет, если люди перестанут изучать литературу) | |||
Роли чтения в жизни человека | Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»
| Фантаст считал, что простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу. …..большую угрозу нравственности представляет отсутствие интереса к книгам. За доказательствами обратимся к роману-антиутопии Рэя Брэдбери " 451 градус по Фаренгейту". Главный герой произведения Гай Монтэг живет в удивительном мире. Он уже 10 лет работает пожарником, и работа его заключается в том, чтобы сжигать книги. Книги, которые Монтэг сжигает, он не читает, это запрещено. В недалеком будущем, о котором идет речь в романе, чтение книг карается законом, ведь они заставляют человека думать, делает его индивидуальным, непохожим на других. Какими же стали люди, много лет не читающие книг? Они не умеют радоваться одуванчикам, видеть росу, лежащую на траве, не смотрят на небо. Не умеют слушать друг друга Не умеют ни дружить, ни тем более любить.. Они богаты, и им нет никакого дела до того, что весь остальной мир беден. Давно прошло время, когда люди считали, что у каждого должно быть чувство ответственности. Способны на предательство близких, ведь главного героя предала именно жена, единственный близки человек! Жена Монтэга не хотела иметь детей, целые дни проводила в бесконечных сериалах Главный герой ощущает пустоту, отсутствие человечности и тепла. Люди в романе лишены чувства сострадания. Знаете, как развлекались пожарники в свободное время? Они настраивали механизм железного пса на определенный запах, пускали в подвал крыс, цыплят, а иногда кошек, и держали пари, которую из жертв пес схватит первой. Затем убитого зверька бросали в печь для сжигания мусора, и игра начиналась снова. И никакого сострадания к «братьям нашим меньшим»! Да что говорить о животных, сострадания люди не испытывают и к себе подобным. Старую женщину, у которой найдены книги, пожарник Битти величайшим равнодушием ударил по лицу, а человека, чьи книги сожгли на «прошлой неделе», отправили в сумасшедший дом. Они с легкостью убивают друг друга, и только старики помнят те времена, когда подростки не стреляли друг в друга. Страшно жить в мире людей, не читающих книги, в мире людей, совершенно лишенных нравственных ориентиров. Конечно, книга Брэдбери – это фантастика. Но фантастика, вполне могущая стать реальностью, если мы потеряем интерес к книгам и перестанем их читать | ||
Нравственной ценности художественной литературы | Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»
| В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг - ведь литература заставляет думать. Костры из художественных произведений символизируют гибель человеческой духовности, превращение людей в заложников примитивной массовой культуры. | ||
Ю. Бондарев «Редкий дар»
| В своей статье писатель рассуждает о том, как с детства сказки и стихи Корнея Ивановича Чуковского закладывают в читателях великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть к злу, трусости, жестокости. | |||
В. Шукшин | «Литература должна помочь понять нам, что с нами происходит». | |||
Роли живописи в жизни человека | В. Екимов «Музыка старого дома»
| Этюды Шишкина, Серова в Русском музее помогли рассказчику увидеть красоту земли, людей, жизни. | ||
Сохранения культуры | Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
| Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важнейших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек. | ||
Взаимоотношений власти и личности, власти и художника | М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
| Мастер в романе не создан для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демагогов, захвативших «литературную ниву» и считающих её своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят талантливых людей; у них, приспособленцев и холуев, страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить. | ||
Я. Голованов «Этюды об ученых» | Жизнь известного русского изобретателя Ивана Кулибина - это суровое обвинение невежеству и бюрократизму. Его крупнейшие проекты так и не вошли в нашу жизнь: они остались лежать в чиновничьих палках. Когда для серьезной работы требовалась помощь властей, перед изобретателем возникала стена равнодушия. | |||
Человек и общество | ||||
Проблема несправедливости социального устройства общества | Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество? | И.С. Тургенев «Муму»; басни И.С. Крылова; Н.В. Гоголь «Шинель»; М. Горький «На дне» | ||
народ и власть, человек и власть | Что важнее – интересы личности или государства, народа или власти? | А.С. Пушкин «Медный всадник»; М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»; | ||
Проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных | Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта? | Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», А.С. Пушкин «Станционный смотритель»; Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» | ||
Проблема борьбы чувства и долга | Чем руководствуется человек в трудных обстоятельствах – чувством или долгом? | Н.С. Лесков «Человек на часах»; Ю. Левитанский «Каждый выбирает для себя…»; | ||
Проблема нравственной прочности человека | Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека? | «Матрёнин двор» А.И. Солженицына, Е. Носов «Кукла» | ||
Ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей | Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей? | А.С. Грибоедов «Горе от ума»; А.С. Пушкин «Евгений Онегин»; М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; А. Гончаров «Обломов»; А.П. Чехов «Вишнёвый сад»; М. Горький «На дне»; | ||
Проблема свободы личности и ответ-ственности человека перед обществом | Может ли человек быть свободным от общества, других людей? Ограничивает ли общество свободу человека? ); | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко); | ||
Проблема отношения к людям иной веры или национальности, людям, не таким, как все | Почему в обществе есть отверженные? Что мешает нам понять и принять их? | А. Железняков «Чучело», А.П. Платонов «Юшка»; | ||
Прочие проблемы | ||||
Личности и власти | М. Замятин «Мы» | Единое Государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера», похожие на запрограммированных роботов. | ||
Господства зла в мире (справедливого возмездия) | М. Булгаков «Мастер и Маргарита» | Зло господствует потому, что нет в обществе силы, способной его разоблачить и наказать, а наказать, по Булгакову, надо: писатель явно не является сторонником идеи непротивления злу насилием, напротив, по его мнению, привести в чувство людей, закосневших в зле, возможно только силой и даже насилием, страхом, потому что эти люди ведут себя по-человечески лишь тогда, когда боятся вести себя иначе. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе принцип справедливости, возмездия. | ||
Добра и зла | М. Булгаков «Мастер и Маргарита» | Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях. Зло в том, что люди человечески слабы, ничтожны, трусливы, они не могут быть счастливыми. Как же победить зло? Для этого нужно прежде всего утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть неотвратимости разоблачения и наказания непрофессионализма, недобросовестности, подлости, подхалимства, лжи. Однако окончательное добро могут внести в мир лишь любовь и милосердие: именно их призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства Булгаков. | ||
Недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов) | М. Булгаков «Собачье сердце»
| Главный герой повести – профессор Преображенский - задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга. В результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Ученый должен быть ответственен за свой эксперимент, должен видеть последствия своих действий понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь. | ||
М. Булгаков «Роковые яйца»
И н т е р е с н о
| Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова, использованные в практической деятельности Рокком, дали непредвиденные и трагические результаты: красный луч вызвал к жизни чудовищных гадов, враждебных всему живому, убивающих и пожирающих его. | |||
Бесчеловечности и бессмысленности войны | В. Быков «Одна ночь» | Русский солдат Иван Волока и немец фриц во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться по одиночке: помещение сверху завалено землей. Чувство ненависти к фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц - такой же человек, как и он. У них оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье, ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались наружу, Фриц бросился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял войну. | ||
М. Шолохов «Бахчевник»
| Гражданская война разрушила все представления о морали и нравственности: Митька убил топором своего отца, Анисима Петровича, спасая брата - красноармейца. | |||
М. Шолохов «Родинка» | Гражданская война стала причиной того, что атаман, семь лет отсутствовавший на родине, убил единственного сына, Николку, не узнав его в красном комиссаре. | |||
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие! » | Лейтенант Генри понимает, что война - это убийство еще более жестокое и бессмысленное, чем на чикагских бойнях. Люди уничтожают друг друга в страхе и ненависти, движимые животным инстинктом. | |||
Проблема исторической памяти (сопричастности к ходу истории) | ||||
В. Распутин «Поле Куликово» | На Куликовом поле Русь освободилась от рабства, отстояла себя как самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько близко и очевидно ему то, что происходило несколько веков назад. Он словно ощутил присутствие предков, свою связь с ними. | |||
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
| «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, - значит у него нет любви к своему городу. Если человек равно душен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен и к своей стране». | |||
В. Солоухин «Письма из Русского музея» | Рассуждая о реконструкции Москвы, автор говорит, что «На месте большинства замечательных, удивительных по красоте и бесценных по историческому значению древних памятников архитектуры теперь незастроенное, пустое место». Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырехсот. Разрушая старину, мы всегда обрываем свои исторические корни, память о прошлом. | |||
Б.Васильев «Летят мои кони» | ||||
НТР и будущее | ||||
Г. Уэллс «Война миров» | Пятьдесят марсиан явились покорить человечество. Но организованное сопротивление продолжалось всего не сколько дней. Потом исчезли государство общество, цивилизация. Остались лишь обезумевшие орды, мечтавшие о спасении любой ценой. Под нашествием марсиан подразумевается не только это событие, но и разрушительные войны, научные открытия, которые приведут к гибели человечества. | |||
Социальной ответственности ученых за их изобретения | Г. Уэллс «Человек- невидимка» | Физик Гриффин открыл состав, с помощью которого человеческое тело становится невидимым. Но это открытие не приносит счастья ни ему, ни окружающим его людям. Гриффин сделал изобретение, помышляя не о благе человечества, а о власти и могуществе. Попытка Гриффина реализовать свое открытие сразу же привело его к конфликту с окружающими, в результате которого ученый погибает. | ||
Роли научной фантастики в техническом прогрессе человечества (произведения 19 века) | ||||
Писатели и произведения |
Год | Сбывшиеся прогнозы и реализованные фантазии: | ||
«С Земли на Луну», Жюль Верн | 1867
| Ракета Антиперегрузочный гидравлический бак (спасение от перегрузок в космосе) Реактивный снаряд Физика полета Пусковая установка Приземление | ||
«Кирпичная Луна», Эдвард Хейл | 1869
| Искусственный спутник | ||
«20000 лье под водой», Жюль Верн | 1870
| Электрические пули Подводная лодка Высоковольтная защита корпуса подлодки | ||
«Удар судьбы», Роберт Кроми | 1871
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы