Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 5/18 июня, Собор Новомучеников и исповедников Российских.
Священномученик Михаил родился 5 / 18 ноября 1881 года в деревне Вотяково[12] Чистопольского уезда Казанской губернии в семье крестьян Тимофея Александровича и Ксении Ефимовны Вотяковых. В 1899 году Михаил окончил Саврушскую церковноприходскую школу и получил удостоверение о знании и праве преподавания хорового пения. В 1899 – 1901‐ м и в 1903 годах Михаил прослушал учительские педагогические курсы в Казани, в 1901 году – выдержал экзамен на звание учителя церковноприходской школы в комиссии при Чистопольском духовном училище, в 1903 году – экзамен на псаломщика и в том же году поступил псаломщиком в храм святителя Николая в селе Жукотино Чистопольского уезда. 10 / 23 декабря 1906 года Михаил был рукоположен во диакона ко Входо-Иерусалимской церкви Богородице-Сергиевского Черемисского[13] женского монастыря[14] в Царевококшайске[15]. Все это время он состоял в должности учителя в различных церковно-приходских школах и в школе Министерства народного просвещения. В 1911 году диакон Михаил выдержал испытание на получение сана священника и в 1914 году был рукоположен во священника к Покровскому храму в селе Кумья Козмодемьянского уезда. В этом храме в 1917 году у отца Михаила начались искушения. Староста храма с некоторыми своими единомышленниками обвинил его в вымогательстве денег за требы и в небрежном исполнении обязанностей священника. Управляющий Казанской епархией епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) назначил расследование; оно не подтвердило обвинений, возводимых на пастыря, однако крестьяне подписались под решением об удалении священника с прихода. 1 / 14 ноября 1917 года некоторые прихожане обратились к епископу Анатолию с просьбой обжаловать это решение. Они писали: «На дознании отец благочинный спрашивал только лиц со стороны обвинителей... С целью примирения прихожан со священником отец благочинный собрал 23 октября / 5 ноября сход, но об этом сходе прихожане были извещены не все, а только лица недовольные... Когда же крестьяне стали колебаться и высказываться за примирение, то отец благочинный стал писать приговор об увольнении священника, и когда прихожане колебались подписывать этот приговор, то он стал их уговаривать, что им скоро вышлют другого, и тогда они подписались. Приговор этот был подписан в присутствии меньшей части прихожан; в приходе насчитывается сто девяносто домохозяев, а приговор подписали только десять домохозяев. Излагая это, мы просим Ваше Преосвященство приговор этот считать недействительным и самое дознание неполным и односторонним...» Епископ согласился с ними, и отец Михаил был оставлен служить в этом храме, однако отношения между прихожанами оставались напряженными, и в 1919 году он был переведен в храм святых равноапостольных Константина и Елены в село Кулаково Козмодемьянского уезда. Приход был беден, а во время гражданской войны и голода еще более обнищал, и положение священника, у которого была уже к тому времени большая семья, стало и вовсе отчаянным. В 1921 году прихожане храма в селе Красный Яр Чистопольского уезда стали просить отца Михаила к себе, но пока прошение дошло до епископа Мамадышского Иоасафа (Удалова), управлявшего тогда Казанской епархией, туда был определен уже другой священник. В 1923 году храм в селе Кулаково был властями закрыт, и отец Михаил был назначен в Покровский храм в селе Сарсасы. Во время служения на этом приходе он был возведен в сан протоиерея. В 1929 году протоиерей Михаил был арестован по обвинению в агитации против хлебозаготовок, но через несколько месяцев за недоказанностью обвинения освобожден. В 1930 году он был направлен служить в Троицкий храм в селе Чистопольские Выселки вместо скончавшегося там священника. В 1929-м – начале 1930 года советская власть приступила к насильственному созданию колхозов и массовым арестам сопротивлявшихся коллективизации крестьян, а вместе с ними и духовенства. 20 апреля 1931 года председатель и секретарь сельсовета в Чистопольских Выселках составили акт, в котором писали, что «священник Михаил Вотяков... каждую службу выступает с “проповедью”, где упоминает колхозы. По разговорам женщин, которые восхваляют выступления... он начинает свою проповедь с жизни какого-нибудь святого и кончает тем, что вот, мол, до чего мы дожили в настоящее время. Почти всегда во время выступления с “проповедью” Вотяков доводит до плача присутствующих в церкви... Сельсовет считает, что Вотяков в церкви... ведет антисоветскую работу... агитирует против колхозного движения. Настоящим сельсовет считает, что Вотякова необходимо изолировать... Изоляция Вотякова необходима в связи с проведением весенней посевной кампании и коллективизации». 22 апреля 1931 года отец Михаил и с ним одиннадцать крестьян были арестованы и заключены в тюрьму в городе Чистополе. На следующий день следователь приступил к допросам свидетелей. Один из членов сельсовета показал, что не замечал за священником антисоветской агитации: «Встретился с ним однажды по случаю продажи ему соломы, – сказал он, – и, когда мы с ним ехали дорогой, он мне говорит, что почему ты мало наложил соломы, – я ему, конечно, сказал, что нет больше. Он на это говорит: да, плохо сейчас живется, раньше лучше жилось, всего было полно, а теперь, при советской власти, ничего не стало; притом и меня спросил: а ты колхозник? Я ему говорю, что нет. Он мне на это сказал, что лучше и не ходи». Председатель сельсовета показал, что служащий у них священник Михаил Вотяков во время чтения проповедей вел антисоветскую агитацию, касался создания колхозов, обращался к прихожанам с просьбой, чтобы ему помогли уплатить налоги, а иначе храм закроют и служить будет некому. Допрошенная в качестве свидетельницы работница московской фабрики, отправленная в село в числе других горожан сгонять в колхозы крестьян, показала, что на собраниях, посвященных коллективизации, «женщины вели себя невоздержанно и говорили против колхоза. Было это все связано с религией. До изъятия Михаила Вотякова прилива в колхоз совершенно никакого не было. Когда был взят Михаил Вотяков, то масса пошла в колхоз, и стали подавать заявления по 30–40 в день... настроение в массах хорошее». 28 апреля всем арестованным крестьянам было предъявлено обвинение, в котором, в частности, говорилось, что они «просили помочь священнику в уплате... налогов... упорно требовали на собрании открытия церкви, говоря, что нам никаких колхозов не надо, также и советской власти, а отдайте нам церковь, так как мы хотим молиться». На следующий день следователь допросил протоиерея Михаила. Из всех предъявленных ему обвинений священник признал только то, что действительно обращался к церковному совету, чтобы ему помогли уплатить часть налога, но церковный совет ему в этом отказал. «К населению я с такой просьбой не обращался, – сказал отец Михаил, – со стороны верующих я получал что-либо из пищи, но денежных средств я от верующих не получал... В отношении разговоров... о колхозах... я всегда предупреждал заранее, чтобы такие разговоры не заводили. Разговоры... велись чисто религиозного характера». 30 апреля следствие было закончено и составлено обвинительное заключение; все арестованные обвинялись в том, что «они, будучи настроены враждебно по отношению к советской власти и представляя из себя контрреволюционную группировку, вели систематическую агитацию и распространяли провокационные слухи, направленные к ослаблению советской власти и срыву проводимых ею мероприятий, используя в этих целях религиозные предрассудки масс». 12 июня 1931 года тройка ОГПУ приговорила священника и некоторых крестьян к расстрелу. Протоиерей Михаил Вотяков и крестьяне были расстреляны 18 июня 1931 года и погребены в общей безвестной могиле. Прославлен в лике святых решением Юбилейного Архиерейского Собора в августе 2000 г. Священномученик Николай (Рюриков). Память 5 / 18 июня, Собор Новомучеников и исповедников Российских. Священномученик Николай родился 5 / 18 апреля 1884 года в селе Оселок Макарьевского уезда
Нижегородской губернии в семье священника Владимира Рюрикова, служившего в Никольской церкви в этом селе. В 1905 году Николай окончил по первому разряду Нижегородскую Духовную семинарию и был направлен законоучителем в церковно-приходскую школу в родное село. В 1906‑ 1907 годах он преподавал в церковно-приходской школе в селе Ляпуны того же уезда, с 1907-го по 1908 год – в Богоявленской церковно-приходской школе в селе Павлово Горбатовского уезда, а с 1908-го по 1910 год – в Преображенской церковно-приходской школе в Нижнем Новгороде.
За несколько дней до его ареста были допрошены два крестьянина (один из них служил в свое время бойцом в войсках ЧК) и женщина-зоотехник, высланная в село Владимирское по приговору НКВД из Ленинграда. Один из крестьян показал: «В 1937 году... в день религиозного праздника Пасхи я вместе с другими товарищами... ходил в церковь села Владимирского... Рюриков... в конце обедни вышел с проповедью. Народу при этом в церкви было много. В своей проповеди он, начиная с Рождества Христова и Вознесения, перешел на пропаганду, направленную против существующего строя, то есть против советской власти. Он говорил: “Братия! Настали тяжелые годы, труднее и труднее становится православным жить, но не унывайте! Мы, православные... должны переносить все трудности, мы должны терпеть до времени. Жизнь наша будет хороша на том свете”. Прославлен в лике святых решением Священного Синода Русской Православной Церкви 6 октября 2006 года. «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь». Тверь. 2008. С.27-33 О дне сем. Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, 2что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: 3я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, 4то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; 5их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь. 6Но не то́, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; 7и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. 8То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. 9А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын. 10И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. 11Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило 12не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, 13как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. 14Что́ же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. 15Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. 16Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. 17Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. 18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. 19 Ты скажешь мне: " за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его? " 20А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: " зачем ты меня так сделал? " 21Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? 22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, 23дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, 24над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? 25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною. 26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго. 27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; 28ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле. 29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре. 30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. 31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. 32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, 33как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится. Рассуждая о сыновьях Исаака Исаве и Иакове, апостол спорит с теми, кто ропщет, дескать, почему Бог благословил одного и осудил другого, когда они были еще младенцами. Но кто дерзнет спорить с Богом? Вместе с тем, читая эти слова, можно подумать, что апостол мыслит о Боге, подобно современным мусульманам, по чьей вере, Бог сам вводит человека в грех, а потом – еще за это и наказывает. Но как замечает, святитель Иоанн Златоуст, апостол здесь имеет в виду другое. Бог знает, кто вырастет из этого ребенка, а потому и говорит так Исааку и его жене об их детях. Вместе с тем, Бог не желает никому погибели и если видит, что человек совершенно неспособен ни к чему доброму изначально, то изымает душу его еще при рождении или в раннем детстве, не желая доводить дело до падения этого человека. Если же человек дожил до зрелости, то это значит, что Бог видит, что этот человек может сотворить добро и стать благочестивым. Однако же воплощение этой возможности в жизнь уже зависит от самого человека, ведь свободу воли человека Господь не нарушает. Потому и получается, что подававшие надежды люди становятся «сосудами гнева». Так можно сказать тем, кто ропщут, дескать, почему же нечестивцы благоденствуют. И далее апостол снова повествует о призвании языческих народов к истинному Богу, приводя цитаты из книг пророков. И тут же апостол снова пишет об иудеях и причинах их отпадения от Бога – они искали праведности не в вере, а в делах Закона, то есть, в обрядах, поставив внешние обряды выше отношений с Богом, а правила – выше духовной жизни. Исполнение правил, разумеется, легче возделывания поля собственной души, а потому соблазн уклониться в исполнение одних внешних обрядов, махнув рукой на заботу о душе чрезвычайно велик. А в итоге последствия этого перекоса плачевные, ибо душа остается без попечения, а внимание уделяется одним правилам, становящимся самоцелью. В итоге происходит отцеживание комаров и поглощение верблюдов, если пользоваться Евангельской терминологией – пользуясь буквой правил, человек подчас может найти оправдание любого греха, но никогда не допустит нарушения самих правил. Иудейские вожди считали такую внешнюю праведность достаточной и потому считали себя праведными, а когда Господь начал их обличать – ополчились на Него. Да и то, что помогая людям, Господь иногда поступал вразрез с их пониманием Закона, было для них соблазном настолько большим, что их не вразумило даже то, что при этом совершались явные чудеса – исцелялись больные и т.д. Так и ныне превращение внешних правил в самоцель приводит к многим перекосам, а в истории часто это приводило к расколам из-за пустяковых корректив в правилах Церкви, так что из-за этих правил люди не боялись отпасть от Церкви, из-за мелочи потерять великое…. Но да не будет этого с нами! Мы не должны повторять эту ошибку иудеев, так как внешние правила нужны, но они не являются самоцелью, а лишь средства. Главное же – возделывание поля души своей…. Евангелие (от Матфея): И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их. 2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих 3сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? 4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: 5слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; 6и |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы