Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тропарь Анне Кашинской, блгв. вел. Кн



Днесь восхваляем тя, преподобная мати, /великая княгине инокине Анно: /яко бо лоза плодовита посреде терния, /процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, /
всех удивила еси чуд­ным твоим житием, /темже Христу Богу угодила еси, / и ныне, радующися и веселящися, /пребываеши с лики преподобных жен, / наслаждающися райския красоты и веселия. /Молим убо тя, моли о нас / Человеколюбца Христа Бога нашего, /даровати нам мир и велию милость.


О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, 2и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.

3По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.

4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, 5так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.

6И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 7имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении; 8увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.

9Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 13в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.

14Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.

16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; 17никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.

18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.

20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.                            

Слова о братолюбии, сколь высокие и правильные, сколь и далекие, так что иной раз и в церковной ограде можно слышать: «как можно этого негодяя прощать? ». А Господь прощает всех нас и любит всех нас. Более того, первым человеком, вошедшим в рай, был разбойник, сотворивший больше зла, чем многие, почитаемые среди нас «мерзавцами, которых никак нельзя прощать». А Господь сам велит: « Если не будете прощать прегрешения ближних ваших, то и Отец ваш Небесный не простит вам прегрешения ваши ». Апостол же предостерегает против всякой злобы, призывая заботиться даже и о врагах. Здесь вспоминаются слова некоего из Отцов: «враг у нас один – диавол». К такой высоте и призывает нас апостол (надо ли говорить, что пишет он о том, что знакомо ему лично), призывает радоваться с радующимися и лпакать с плачущими, что и является истинной любовью (а не то, что под этим понимает мир), не только с друзьями, но и с врагами. Говоря проще, мы призываемся к отвержению пристрастия, деления людей на своих и чужих, а к стяжанию любви Богоподобной, ровной ко всем людям, одинаково обнимающей ближних и дальних, друзей и недругов, одинаково готовой истощать всего себя ради помощи любому ближнему своему. Это очень далеко от нас с вами, так что и самому приходится это констатировать. Но поэтому это Писание и читается ныне….

Евангелие (от Матфея): 1В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.

2Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

3Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

4как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?

5Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?

6Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; 7если бы вы знали, что́ значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, 8ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.

9 И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.

10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?

11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?

12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.

13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

14Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.

Господь в очередной раз исцеляет больного в субботу, но для фарисеев снова было лишь «нарушение субботы». Явное чудо исцеления больного произошло как бы без них. Тем не менее, сами они, если какое-либо домашнее животное падало в яму, вытаскивали его, но Христу отказывали в праве исцелять, ведь здесь стояла задача, как пишет Евангелист, найти повод, чтобы обвинить Христа в чем-нибудь. Он обличал их, часто публично, раскрывая их тайные грехи, что они, заботящиеся о своем образе праведников в глазах народа, не могли Ему простить. Но, как замечает, например, святитель Феофан Затворник, они в своем усердии в следовании правилу дошли до абсурда, предпочтя не делать в субботу даже добра, но соблюсти правило (впрочем, как Христос замечает им, на поверку, когда нельзя, но очень хочется, то можно). И это сочетание формального подохода к заповедям с помешанной на гордости злобой ко Христу привела к тому, что они не увидели явное чудо, а ведь Господь много раз говорил и им, и слушающему их народу: «…. Если не верите Мне, верьте самым делам Моим …». Но и такое дело, как исцеление больного, рука которого была парализована, снова было ими не замечена. Такова гордость и таковы пагубные последствия обрядоверия, когда следование внешним правилам превращается в самоцель, выдаваясь за главное в духовной жизни. Этот фарисейский соблазн велик и сегодня, ведь соблюдать внешние правила, даже самые строгие, легче, чем возделывать поле своей души. А ведь если человек зацикливается на внешнем, забросив внутреннее, то весь смысл его духовной жизни теряется. Это касается и заповеди о дне седьмом, смысл которого – не в ничегонеделании, а в освобождении от житейских дел ради молитвы и дел во славу Божию. Об этом нам и напоминается….

И чтения праздника преподобных Онуфрия и Петра. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́ те друг другу.

14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны, ) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6.

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2 Носи́ те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

И снова, как всегда в праздники преподобных, читаются эти слова про дела плоти и плоды жизни по духу. Дела плоти, как здесь четко указано – это грехи, поскольку человек склонен ко греху. Многие грехи, к несчастью, стали естественны для падшего человека. Для меня естественно гневаться, естественно осуждать других, естественно услаждаться красотой представителей противоположного пола. Список этот можно продолжать и продолжать. Однакото, что грех стал естественным для падшего человека, не означает, что он перестал быть грехом. Просто жить в грехе для человека – это значит просто плыть по течению, жить так, «как сердце подскажет». Напротив, желая жить по духу, то есть, по заповедям, которые дал нам Господь, которые по действию Духа Божия записаны в Евангелии, надо принуждать себя. Но попробовав не гнваться, не осуждать, я обнаруживаю, что не могу это сделать. Причина, как раз, в том, что грех стал для человека естествен. Но грех остается грехом. Грех по-прежнему отчуждает человека от Бога, а значит, чтобы преодолеть это отчуждение, надо бороться с греховными влечениями, насаждая взамен доброе. Правда, чтобы совершить это, нужна долгая и трудная борьба, в которой воевать часто приходится с самим естеством, для которого гроех стал нормой. Отсюда и слова про распятие плоти, кстати, точно отражающие суть дела. Притом, без помощи Божией в этой борьбе не победить, ввиду ее тяжести, а также потому что человеку здесмь противостоит сильный враг - диавол, желающий погубить возможно больше людей и увести их вместе с собой в ад. Но с помощью Божией победа возможна, и пример тому – множество людей, достигших Царства Небесного, людей, которых мы ныне прославлялем в лике святых. И плоды духа, то есть, плоды этой борьбы за построение Царства Божия в сворей душе, как раз и перечислены здесь. Таковы: любовь, не делящая людей на своих и чужих, готовая охотно истощать себя ради помощи ближнему. Из этой любви входят доброта и милосердие, делающие человека готовым помогать всем – друзьям и врагам (лучше сказать, человек такой признает врагом только одного диавола, во всех остальных же видя братьев). Таковы нисходящие на человека радость и мир, не имеющие ничего общего с обычной человеческой радостью, тут же сменяющейся печалью или мирным состоянием, тут же сменяющейся внутренним смятением. Это – действия Духа Божия. Эти радость и мир таковы, что их неспособны поколебать никакие скорби века сего, так что человек пребывает в радости, будучи, находясь в самом бедственном положении, и даже будучи мучим и истязаем врагами. Из этого проистекают кротость и незлобие, терпение, готовое с радостью переживать любые скорби, благодаря Бога за все. Также отмечу и веру, ту самую, что доверяет Богу так, как сын доверяет отцу, не думая о том, что отец не даст ему все нужное для жизни, но всецело доверяя ему, ту самую веру, что способна и горы переставлять. Наконец, плодом этой жизни является воздержание, с гневом отвергающее любое влечение ко греху, поражающее своей высотой окружающих. Но это именно плоды, то есть. они проявляются в результате долгой и трудно борьбы. Чаще всего, он проявляются уже к концу жизни человека. Потому для нас это, скорей, призыв – к чему надо стремиться….

Евангелие (от Матфея): 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Сказано о легкости бремени Христово. В то же время, сам Господь говорит о спасении, что для человека это невозможно, а еще Господь говорит: « без Меня не можете делать ничего ». Противоречия? Ничуть. Просто легкость эту человек познает тогда, когда уже свергнет с себя бремя греха и предастся до конца в руки Божии, ходя исключительно путями Господними, и не уклоняясь ни вправо, ни влево. Такого человека, водимого Духом Божиим, из рук Божиих не исторгнет уже ничто. Увы, состояние это приходит не иначе, как в результате долгой и тяжелой борьбы с греховным началом в себе, поскольку мы все склонны ко греху. Гневаться, осуждать, гордиться, завидовать и так далее, все это для нас естественно и нормально. Многие даже не понимают, как без этого жить. Но от этого грех не перестает быть грехом. Это означает, что борьба с грехом приобретает характер борьбы с самым естеством человека. Потому человек, желающий соблюдать заповеди, вскоре познает свою немощь, что желая соблюдать их, он узнает, что не имеет сил на это. Некто от Отцов так и говорил: «соблюдение заповедей научает человека его немощи». В этом случае он узнает, что без помощи Божией он не может одолеть путь. И Господь, видя усердие человека, помогает ему. Преодолеть путь этот – выше сил человека, однако пример многих подвижников, с помощью Божией преодолевших этот путь, показывает, что победа возможна. И в конце пути этого человек, совершенно покорившись Богу, выясняет, что бремя Христово действительно легко, так как все прочие влечения, кроме действия Духа Божия, в человеке отступают. Об этом-то и говорит нам Господь.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь