Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Часть I. Введение и обзор



 

Введение в тантру

 

Необходимость в реалистическом подходе

 

Стать Буддой — тем, кто является совершенно пробудившимся, означает преодоление всех недостатков и осуществление всех потенциалов ради помощи другим. При том, что в мире так много страданий, нам насущно требуется отыскать наиболее эффективные методы осуществления этой цели. Посвящение Калачакры — возможность встретиться с такими методами. Тибетское слово для «посвящения» — ванг, что значит сила, и посвящение, таким образом, является, если сказать более точно, «наделением силой». Оно передает силу и способность заниматься определенными медитативными практиками для того, чтобы достичь просветления и стать буддой с целью принести благо другим настолько полно, насколько это только возможно.

Калачакра — это медитативная система высшего уровня буддийской тантры — ануттарайоги. Некоторые люди имеют странные представления о тантре и воображают с большой долей ожиданий, что посвящение — это врата в волшебный мир эзотерического секса и сверхъестественных способностей. Когда они узнают, что это не так и что скорее тантрическая практика нечто сложное, развитое и требующее серьезной ответственности, а также поддержания множества обетов, они пугаются и оставляют ее. Ни та, ни другая реакция: ни восторженность, ни страх — не являются правильными. Нам надо подходить к тантре и к посвящению Калачакры разумным образом. Как сказал однажды мой учитель Ценшаб Серконг Ринпоче: «Если вы практикуете придуманные методы, вы достигнете придуманных результатов. Если вы практикуете реалистичные методы, вы достигнете реалистичных результатов».

 

Что такое тантра?

 

Слово тантра означает вечно длящийся поток продолженности. Вечно длящиеся потоки действуют на трех уровнях: как основа, как путь и как результат. На уровне основы вечно длящийся поток — это наше сознание, в особенности его тончайший уровень, известный как извечный ясный свет, который обеспечивает продолженность сквозь все жизни. Как чистое лазерное излучение просто ясности и осознавания, не испорченное грубыми колебаниями мыслепостроений или вредящих эмоций, оно лежит в основе каждого момента опыта, вне зависимости от того, бодрствуем мы или спим. Если сознание подобно радио, которое играет вечно, то его тончайший уровень подобен просто состоянию включения. Радио включено на протяжении всего процесса, пока мы уходим с одной станции, блуждаем между музыкальными группами, переключаемся на другую частоту. Таким же образом наше тончайшее сознание никогда не выключается и поэтому является основой для нашего переживания смерти, бардо (промежуточного состояния между перерождениями) и зачатия новой жизни. Ни станция, ни полнота звука, ни даже временная пропажа звука не влияют на тот факт, что радио включено. Подобным же образом ни статус перерождения, ни интенсивность переживания, ни даже «преходящие пятна» проходящих мыслей или настроений не воздействуют на наше сознание ясного света. Это тончайшее сознание переходит даже в состояние будды и составляет основу для достижения просветления.

Кроме того, каждый поток непрерывности, до просветления или после, индивидуален. Все радио не являются одним и тем же радио, хотя каждый приемник работает одинаково. Так, нет такой вещи, как всеобщее сознание ясного света или тантра основы, в которой каждое из наших сознаний участвовало бы.

Второй уровень тантры, вечно длящегося потока пути, относится к особому методу становления буддой, а именно — медитативной практике, использующей образы будды. Этот метод иногда называется «йогой божеств». Третий уровень, вечно длящийся поток результата, — это бесконечная непрерывность тел будды, которой мы достигаем с просветлением. Чтобы помогать другим максимально, требуются «тела» или собрания знания, мудрости, опыта и те формы, которые бы подошли любому существу и любой ситуации. Одним словом, тантра включает вечно длящийся поток практики с использованием образов будды для того, чтобы очистить наш вечно длящийся поток сознания от его преходящих пятен, с целью достичь на его основе вечно длящегося потока тел будды. Тексты, в которых обсуждаются эти темы, также называются тантрами.

 

Йога божества

 

Иногда люди чувствуют себя озадаченными тантрической практикой опоры на божеств, которых в иных языках переводят как «богов». Эти божества, однако, не являются всемогущими Творцами или некими существами в состояниях рождения, полных божественных наслаждений. Скорее они являются сверхобычными мужскими или женскими обличьями, в которых будды проявляют себя, чтобы помочь людям с различными предрасположенностями преодолеть свои недостатки и реализовать способности. Каждый из этих обликов Будды являет в себе и полностью просветленное состояние, и одно из его специальных качеств, таких как сострадание или мудрость. Например, Авалокитешвара — это манифестация сострадания, а Манджушри — воплощение мудрости. Калачакра являет в себе способность овладения всеми ситуациями в любое время. Медитативная практика, структурированная вокруг одного из этих образов и того качества, которое данный образ представляет, обеспечивает нам четкую концентрацию и перспективу, дающие возможность более стремительного продвижения по направлению к просветлению, чем в медитации без них.

Чтобы облегчить страдания других насколько возможно быстро, требуется самый эффективный метод для достижения просветленных способностей тела, речи и духа будды. Основа для их достижения — сильная решимость освободиться от недостатков, а также непеременчивые любовь и сострадание, нравственная самодисциплина, строгое сосредоточение, устойчивое понимание реальности и искусность в разнообразных средствах помощи другим. Как только мы достигаем некоторого рабочего уровня этих качеств, нам требуется сочетать и совершенствовать их таким образом, чтобы они приносили результаты. Тантра снабжает нас такой методикой, а именно — йогой божества. Подобно тому, как проводят костюмированную репетицию к спектаклю, мы представляем, что уже владеем полным арсеналом просветленных способностей в качестве образа будды — всеми вместе, в одно и то же время. Это действует как эффективная причина для соединения данных способностей и для достижения такой формы более быстро.

Это методика высокого уровня. Мы не способны посильным для нас образом представить, что имеем все эти благие качества будды одновременно, до тех пор, пока сначала не будем практиковать каждое из них индивидуально. Нам надо учиться и репетировать каждую сцену прежде, чем мы сможем «прогнать» всю пьесу целиком. Поэтому неправильно и вместе с тем немудро пробовать тантрическую практику без ощутимого предварительного медитативного опыта.

 

Тренировка воображения

 

Тантрическая практика использует воображение — могучее орудие, которым мы обладаем. Так, возобновляемое раз за разом в воображении достижение цели — это неотразимый метод для более скорого ее осуществления. Например, предположим, что мы безработные. Если каждый день мы будем представлять себе, что находим работу, мы преуспеем быстрее, чем если будем сидеть без работы с чувством подавленности и жалостью к себе. Так происходит, потому что мы поддерживаем позитивный подход к своей ситуации. При негативном подходе нам недостает чувства уверенности в себе даже для того, чтобы искать работу. Успех или неудача в жизни зависят от нашей самооценки, а в тантре мы работаем над тем, чтобы улучшать ее с помощью образов будды. Представление, что я — уже будда, создает чрезвычайно мощный образ себя, который противостоит отрицательным привычкам и чувству неадекватности.

Тантрическая методика задействует не просто силу позитивного мышления. Когда мы используем воображение, существенно важно быть практичными и поддерживать ясное различение между фантазией и реальностью. Иначе могут возникнуть серьезные психологические проблемы. Так, каждый учитель и текст акцентируют внимание на том, что совершенно необходимой предпосылкой тантрической практики является некоторый уровень стабильности в понимании пустоты (то есть отсутствия вымышленных и невероятных способов существования) и зависимого происхождения, то есть возникновения всего в зависимости от причин и условий. Каждый человек способен получить работу, потому что не бывает совершенно-ни-в-чем-не компетентного «неудачника», а нахождение работы зависит от личных усилий и экономической ситуации.

Некоторые люди ложно понимают йогу божества как форму самогипноза. Но представление, что мы уже являемся буддой, не есть форма самообмана. Каждый из нас имеет те факторы, которые позволяют достичь этой цели, — мы все имеем «природу будды». Другими словами, поскольку каждый из нас имеет ум, сердце, способность к общению и физическую энергию, мы обладаем всеми материалами из того сырья, которое необходимо, чтобы создать просветленные способности будды. До тех пор, пока мы понимаем, что в действительности еще не находимся на этой стадии, и не начинаем раздуваться от иллюзий величия, мы можем работать с этими образами будды без какой бы то ни было психологической опасности.

В тантре, таким образом, мы воображаем, что уже обладаем формой, окружением, способностями и блаженством будды. Физическое тело будды состоит из прозрачного ясного света, имеет способность неустанно помогать другим и не имеет никаких недостатков. Однако воображение себя в виде будды, имеющего такую безграничную энергию, не делает нас «трудоголиками» или мучениками, истязающими себя и никогда не способными сказать «нет». Практикующие тантру, конечно, отдыхают, когда устают. Тем не менее, поддержание образа себя такого типа помогает расширить те рамки, которые мы себе приписываем. Каждый имеет почти бесконечный запас энергии, которая может быть извлечена при крайней необходимости. Никто не бывает настолько утомленным, чтобы не броситься к своему ребенку, который упал и ушибся.

В дополнение, когда мы практикуем тантру, мы чувствуем, что окружение вовне нас совершенно чисто и благоприятно для нашего продвижения. Представление этого не означает игнорирования экологических или социальных проблем. Однако, чтобы помочь другим и самим себе преодолеть подавленность и чувство безнадежности, мы перестаем застревать на негативных аспектах. Достаточно сильная мотивация и эффективные методы преобразования своих подходов приносят духовный прогресс вне зависимости от нашего местоположения. Вместо того чтобы беспрерывно жаловаться и пророчествовать о конце света, мы стараемся принести надежду самим себе и миру.

Мы также воображаем, что приносим благо другим, действуя так, как действует будда. Мы чувствуем, что самим нашим образом жизни мы без усилий оказываем позитивное просветленное влияние на всех окружающих. Мы сможем понять, что это значит, если когда-либо побывали в присутствии великих духовных личностей, таких как Его Святейшество Далай-лама или мать Тереза. Большинство людей, даже если они обладают минимальной восприимчивостью, чувствуют себя при этом вдохновленными и подвигнутыми действовать более благородным образом. И мы представляем, что имеем подобное влияние на других, — одно наше присутствие или даже упоминание нашего имени умиротворяет других, приносит им покой и радость и стимулирует их достигать новых высот.

В итоге мы воображаем, что способны наслаждаться вещами таким же чистым образом, как это делает будда. Наш обычный способ наслаждения смешан с заблуждением, что часто переводится как «омраченное удовольствие». Мы всегда критичны и никогда не бываем удовлетворены. Мы слушаем музыку и не можем полностью насладиться ею, потому что продолжаем думать, что воспроизведение звука не так хорошо, как оно могло бы быть на аппаратуре соседа. Однако будда радуется всему без тени заблуждения. Мы воображаем, что делаем то же самое, когда радуемся подношениям благовоний, света, еды и т. д. в различных ритуалах.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь