Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Декламация как фактор саморазвития музыкальных способностей.
Метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха: Традиционно эти особенности сочетания размеров в музыке и поэзии использовались в вокальной литературе. А в инструментальной музыке? Для работы над музыкальным произведением в процессе разучивания этот способ вполне оправдан и весьма полезен. Этот метод был предложен мне педагогом во время работы над текстом в полифонии (И.С. Бах, Прелюдия Fis-dur из 1 тома ХТК) для точной передачи ритма и для выработки ровности. Нотный пример №1 стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи»: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужную Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. Чтение стихотворного текста параллельно с игрой позволило моментально исправить неточности в ритме, и решить ряд других задач – добиться ровности, качества звучания ансамбля между партиями обеих рук, а также решить задачи текучести, непрерывности звучания, проработать над артикуляцией. Кроме того, восприятие музыкального образа усилилось за сет того, что литературные и музыкальные образы созвучны. Философская природа музыки И.С. Баха в данном случае вполне удачно сочетается с философской природой Стихотворения М.Ю. Лермонтова. Оба автора особенно тонко чувствуют и передают глубокие переживания человека, наводят на размышления о смысле бытия, обращаются к внутреннему, духовному миру человека. Передам свои ощущения от работы в совместном выражении музыкального и поэтического образа. Помимо решения ритмической задачи, я почувствовала особую поэтичность, необходимую в игре. Возвышенность образов и неповторимая красота этих двух высокохудожественных произведений наполнили меня особой одухотворенностью, побудили к творческим исканиям, помогли особенно сосредоточиться на звуке, дали большой эмоциональный заряд, так необходимый для исполнения. Я ощутила особую пульсацию в музыкальном произведении. В отличии от работы с метроритмом, который дает лишь сухое мерно отстукивание, применение декламационного материала есть главное преимущество – выразительность. В последующих исполнениях в рамках репетиции я повторяла текст мысленно во время игры. Особенно важно, что параллельное включение декламации обостряет слух, помогает с помощью дикции поработать над артикуляцией – четким произношение звука. Другой пример. К. Черни Этюд опус 299 № 4 – нотный текст № 2. В работе над ритмом, артикуляцией Ирина Дмитриевна предложила стихотворный текст, сочиненный ею специально для выполнения этого вида работы.
Вот стаи журавлиные Летят по небу синему Зовут в края красивые, Где песни соловьиные, Пускай летят и кружатся! Придет зима, завьюжится, А мы пойдем на улицу, Не страшно – не застудимся. Кристаллики – снежиночки, На реках – льды и льдиночки, Вот зимние картиночки Как радости снежиночки. Заснежено, завьюжено, В природе все застужено, На окнах – иней – кружено И печь гудит натружено… И пусть мороз прокатится, Пройдет зима – заплачется, В капели порастратится Придет весна, подкатится. Ручьями да распутицей Весна – природы спутница, Нам лучшая попутчица, С весною жизнь улучшится, Да, время возвращается, Природа оживляется, А день уж прибавляется, И птицы возвращаются, Вот стаи журавлиные Летят такие длинные, Скучали на чужбине вы Летите к нам, любые Летите к нам сюда! Так в вечном ожидании Тепла, весна и мая мы. Все – в трепетном внимании, В природе – понимание Стремимся к продолжению И вечному движению Все – в трепетном волнении В высоком вдохновении. Дарим свои улыбочки И звуки – как слезиночки. Сыграем как на скрипочке Про вечные картиночки И эти откровения, Как радости мгновения Разбудят вдохновение, И в вместе с ним – движение. О, муза фортепианная Ты – самая желанная Природа музыкальная Для пианиста главная, Как вечная весна! (И.Д. Перфильева «Вечное движение») Стихи располагают к определенности, четкости в проговаривании, в них есть особая непрерывность, которая необходима в игре. Этот пример помогает в объединении текста, дает почувствовать форму, законченность эпизодов. Но удивительно созвучно по тематике с бесконечностью в движении музыки. С помощью декламации в данном случае помимо четкости, качества звукоизвлечения, осуществляется задача декламационности музыкального языка, музыкальный материал воспринимается как выразительно-речевой, а кроме этого, появляется эмоциональное воздействие. В этом примере благодаря применению стихотворного текста решаются и технические задачи.
Таблица № 1 Показатели темпа запоминания
Работа вызывает особый интерес, а скучное многократное проигрывание приобретает определенный смысл. Такие методы разнообразят и дополняют работу. В медленном темпе идет осмысленное интонирование, проявляется логическая связь и завершенность в подаче разделов. Еще один особенно значимый момент – переключение на работу с декламацией дает ученику возможность преодолеть скованность во время игры, появляется свобода, непринужденность в исполнении, в целом – особый психологический комфорт. Таким образом, мне удалось ощутить на себе полезность данного метода работы. В вопросах метроритмической неустойчивости и темповой неоднородности данный метод дает мгновенный положительный результат! Кроме вышеизложенных вариантов применения, педагог предлагает использовать стихосложение в работе над выразительностью исполнения. Аналогии, параллели с литературными текстами дают особенно ясную картину выразительности, и формирование фразировки в динамическом смысле становится особенно понятно. Пример логических ударений во фразе: Я помню чудное мгновение. Я помню чудное мгновение. Я помню чудное мгновение. Я помню чудное мгновение. Так и в музыке в зависимости от расположения кульминаций меняется смысл. Музыкальное развитие, его законы и логика строится по аналогии с литературным, что упрощает работу с фразеровкой. Литературные и музыкальные параллели можно использовать и при заучивании текстов наизусть. Объяснить ученику, что для запоминания стихотворения наизусть используются многократные повторения по строчкам, предложениям. В музыкальном произведении процесс запоминания текста ведется также по фразам и предложениям. Обобщая вышеизложенное, еще раз подчеркиваю полезность метода, который дает мгновенный результат в решении музыкальных, художественных, технических задач в работе над фортепианном произведением. Следует заметить, что литераторы используют музыку для того, чтобы еще более выразительно передать поэтический образ. Здесь просматривается особое взаимодействие литературы и музыкального искусства. Возвращаясь к методам воздействия на ученика с помощью ритма в музыке и танце следует подчеркнуть, что Жак Далькроз начинал свою работу с параллельного включения моторики, движения, а затем, обобщая подчеркивал художественное значение метода, предостерегал от использования в чисто двигательном, техническом плане. От моторики – к художественному выражению. В работе с использованием метода игры с параллельной декламацией Ирина Дмитриевна переводит работу от чисто технической задачи к высокохудожественному восприятию в целом. Проанализировав результативность метода, проработав его на себе, я почувствовала потребность в исследовании в этом направлении. Это стало возможным с момента начала практики по специализации. Сначала нам удалось определить задачу узкоспециальной направленности – для выработки чувства ритма у учащихся. К этому привела опять-таки необходимость. Ученица, с которой я работаю на практике, на мой взгляд, недостаточно понимает и чувствует ритмическую природу. К примеру работа со счетом вслух не дает должного результата, ошибки в просчете длительностей все же имеются, появляются то в одном, то в другом месте. Мы очень долго отрабатывали ритм в пьесе Т. Самотринской «Пастух играет», использовали традиционные способы отработки ритма – прохлапывание, простукивание со счетом и другие, которые описаны в традиционной методической литературе. Так, на начальном этапе обучения рекомендуется выработать у учащегося ясное ощущение счетной единицы (пульсации), с помощью подсчитывания вслух и про себя, отбивать, тактировать, считать более мелкими длительностями, сравнивать темп с начальным, (если есть отклонения). Однако эта работа не привела к предполагаемому результату. И здесь мы включили метод декламации. Сначала ритмическое проговаривание, в котором четвертные ноты произносятся ровно, а половинные – с удвоением гласных Затем с произвольным текстом Внимание ученика направлено на слово «белый» - в быстром проговаривании. Далее Слова – восьмые – на слово «белый», что помогает ученику запомнить по смыслу. Техническая отработка ритма осуществляется в данном случае без образной параллели. Замечаем, что переключение внимания на сопроводительный текст дало мгновенный результат в работе над ритмом. Применение стихотворных текстов в других учебных ситуациях довольно разнообразно. К примеру, в изучении аппликатуры в гамме. Педагог предлагает ученику сопроводительный текст – подсказку: Параллельное движение Я освою, без сомнения, В левой пальцы – третий, первый, В правой – третий, как и в левой. Кроме того, в этих словах есть психологическая установка: «Я освою без сомненья». Направленность движений рук передается словами: Все куда-то разбежались Заскучали и примчались Левая рука правая рука В расходящемся движении Все в зеркальном отражении (то есть аппликатура – зеркальна) 5 4 3 2 1 3 2 1 1 2 3 1 2 3 4 5 Образно передается темп гамме с помощью стихов: Очень медленно и тихо Здесь прошла одна слониха. (темп медленный) А за ней бежит слоненок, Заплетается спросонок. (темп быстрее) Пальцы ставлю по порядку, С ними делаю зарядку. (еще немного быстрее) Если можно, чуть быстрее, Так, конечно, веселее. Каждое следующее повторение гаммы Наши пальцы не скучали идет в более быстром темпе Все как следует сыграли! Так с помощью декламации в игре гамм решаются вопросы: - ровности, четкости, определенности в звуке; отработки разных темпов с помощью словесных пояснений (слониха, слоненок или прямое указание сыграть побыстрее), аппликатуры, с использованием словесных подсказок, осмысление направление движений рук (все куда-то разбежались), В освоении приема игры legato на практике мы использовании упражнения системы постепенного освоения техники legato разными пальцами, есть слова, дающие образ: методическое назначение № 1 № 1 Ветерок игриво (отрабатывается плавность Листьями звенит, в игре legato) Плавно и красиво Музыка звучит № 2 № 2 Мяу, мяу – серый кот (отрабатывается пиано) Спел так тихо и без нот. Мяу, мяу, - эту песню С ним котенок пропоет № 3 № 3 Нежно песенку пою, (исполнение dolce – нежно) Очень музыку люблю № 4 № 4 Баю, баю, баю, - бай (в характере колыбельной) Спи мышонок, засыпай № 5 № 5 Цапля важная прошла (отработка legato в скачках И лягушку не нашла на октаву, терцию) А с лягушкой – лягушонок, Он расплакался спросонок № 6 № 6 Упражнение играю, (стихи помогают понять Свои пальцы обучаю, назначение упражнений Надо их тренировать и необходимость На legato все играть тренировки пальцев) № 7 № 7 Мяу, мяу, мама - кошка! (отработка legato на 5 Что случилось, милый крошка? пальцах, осмысление Я залез под эту шляпу, регистровки в работе Зацепил за нитку лапу! рук) Позову скорее папу, Он поднимет эту шляпу. № 8 № 8 Побежали за ворота (развитие беглости И увидели енота пальцев в игре legato) Испугался сам енот, Убегает от ворот. № 9 № 9 Не смотри на цифры хмуро (отработка смены Поучи аппликатуру. позиции в гамме) Ты узнаешь очень скоро Пальцы гаммы – до мажора № 10 № 10 Листки падают, с ветром закружатся, (отработка аппликатуры в С гаммою пальчики скоро подружатся. прямом движении в гамме Я подскажу им: здесь в левой на первый, с помощью повторения А в правой – на третей, второй и на первый звука с подсказкой аппликатуры в стихотворном тексте) Проблема освоения нот в басовом ключе была очень быстро решена с помощью стихотворения И.Д. Перфильевой: Ты басы запомни точно: Соль, си, ре, фа, ля – построчно, Между - ля и до, ми, соль, Си – над всеми как король. Все эти упражнения и отрабатывались с ученицей в ходе практики. Результаты диагностики представлены в таблице:
Как видно в таблице, декламационный метод дал существенно другой качественный результат. Обобщая вышеизложенное, делаем вывод о том, что метод игры с параллельной декламацией в работе с начинающими пианистами дает высокий результат. Наблюдая это в работе со своей ученицей и другими учащимися сектора педагогической практики, я отметила много положительных моментов от применения данного метода. Вывод: в процессе самонаблюдения и самодиагностики мы апробировали декламационный метод с позиции полезности в развитии музыкальных способностей, в частности ритма и музыкальной памяти, и пришла к выводу о том, что данный метод весьма желательно использовать в практике работы пианиста. Изучив метод с позиции полезности саморазвитии музыкальных способностей, мы решили исследовать эту тему в практике работы с начинающими пианистами. Для того, чтобы эта работа велась более целенаправленно, необходимо специально подготовить материалы. Итак, в продолжении исследования мы решили изучить по разным источникам имеющиеся методические материалы по использованию стихотворных текстов в практике обучения начинающих пианистов систематизировать их и, возможно попробовать составить комплект. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы