Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Информационная карта программы. «Азбука лепки»Стр 1 из 6Следующая ⇒
Программа «Азбука лепки» Образовательная программа для детей с 5-6 лет
Составитель: Ежова Ольга Анатольевна – педагог дополнительного образования
г. Горно-Алтайск, 2014 год
Информационная карта программы Отдел учреждения: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Школа искусств " Адамант" города Горно-Алтайска Педагог: Ежова Ольга Анатольевна Название программы: « Азбука лепки» Вид программы: модифицированная программа Тип программы по форме организации, содержания и процесса педагогической деятельности: интегрированная Уровень освоения программы: специализированный Уровень образовательной программы: общекультурный Направление образовательной программы: художественно-эстетическое Продолжительность освоения программы: 1год Количественный состав рабочей группы: 10-12 человек. Возрастной диапазон: дети 5-6 лет. Периодичность занятий: 2 занятия в неделю Продолжительность каждого 1 часа.
Содержание I. Пояснительная записка……………………………………………... 4-7стр. П. Формы и методы занятий…………………………………………. 8-13стр. Ш. Результативность…………………………………………………….14стр. IV. Тематический план и содержание программы…………………15-19стр. V. Литература………………..……………………………………………… 20стр. VI. Техника безопасности…………………………………………………… 21стр. VII. Словарь терминов…………………………………………………….... 22стр. Приложения ……………………………………………………………… 23-39стр.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Лепка – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности ребенка. В период старшего дошкольного возраста, дети отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Вопрос о развитии творческих способностей дошкольников в теории и практике обучения стоит особенно остро. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в обществе. Сегодня очень важна готовность человека, действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Различные техники лепки богаты и разнообразны, но при этом доступны. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка: § Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. § Занятия лепкой повышают сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. § Развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируются работа обеих рук. § Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия ребенка. Во время работы с глиной ребёнок получает эстетическое наслаждение от её пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Лепка развивает у детей лучшую координацию движений, развивает пальцы рук (моторику), способствует большей свободе и раскованности всей руки, а также лучшему освоению пространства, объёма, глубины. Дети этого возраста с большим успехом передают движения в осязаемом объёме. Изделия, получаемые в процессе работы, вызывают у детей чувство радости, гордости, удовлетворённости, уверенности в себе. Занятия развивают умственные способности детей, расширяют их художественный кругозор, формируют нравственные представления, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру, воспитывают любовь к труду. Дополнительная образовательная программа «Азбука лепки» разработана для детей 5-6 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников в сфере свободного времени. Курс обучения планируется на 1 год (72 ч.), включая в себя теорию, практику и индивидуально-творческую работу. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу в группе 10-12 человек.
Актуальность данной программы состоит в том, что она приобщает детей к искусству народных промыслов и формирует художественно- творческую активность через создание учебных работ на основе приемов и методов лепки. Новизна данной программы: - доступность теоретического и практического материала; - небольшие материальные затраты; - зримые результаты работ; -использование игровых элементов, способствующих постоянной заинтересованности детей к процессу деятельности. Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в лепке, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе. Цель программы: Выявление и развитие творческих способностей на занятиях лепкой, для дальнейшей самореализации младших дошкольников. Задачи программы Образовательные: - формировать знания, умения и навыки работы с глиной; - научить применять способы лепки из глины; - знакомить с традициями народного искусства по лепке из глины; - учить работать в группе и индивидуально; -учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые композиции. Развивающие: - развивать особенности оценки выполненной работы, интуицию; - развивать творческие способности и задатки; - развивать умение наблюдать, выделять главное; - развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас; Воспитательные: - воспитывать художественный вкус, трудолюбие, любознательность; - воспитывать самостоятельность; - повышать коммуникативную культуру детей; - учить работать в группе и индивидуально; - воспитание у ребёнка уверенности в своих силах; - воспитывать наблюдательность и усидчивость.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ Рабочие материалы: § глина или пластилин восковой мягкий различных цветов; § пластиковые или деревянные дощечки; § стеки пластмассовые; § скалки; § салфетки влажные; § фартуки; § краски (гуашь, акрил); § кисти; § палитры; § клей ПВА.
II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ § индивидуально-дифференцированный; § групповой; § практический; § наглядный.
Формы работы с детьми: § игра-конкурс; § разговор; § рассматривание готовых образцов; § лепка под руководством педагога; § самостоятельная деятельность.
Форма подведения итогов: § выставка детских работ; § фотоальбом детских поделок. Занятия по лепке для детей 5-6 лет строятся по следующему примерному плану. 1. Создание интереса и эмоционального настроя (используются сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки; знакомство с произведениями изобразительного искусства; напоминания об увиденном ранее; появление сказочного персонажа, нуждающегося в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры). 2. Процесс выполнения работы начинается с анализа изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по созданию работы; в некоторых случаях используется показ приемов изображения. Далее дети приступают к созданию своих работ. Воспитатель может обратить их внимание на удачно начатую поделку; направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке изделия дополнительными элементами следует обращать внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные нужные цвета и интересные детали). 3. Рассматривание готовых работ (при этом педагогом дается только положительная оценка). Ребенок должен радоваться полученному результату, учиться оценивать свою поделку и работы других детей, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой. На занятиях по лепке с детьми 5–6 лет используются следующие способы лепки. 1. Конструктивный способ – лепка предмета из отдельных частей. 2. Пластический способ – детали предмета вытягиваются из целого куска. 3. Комбинированный способ – сочетание в одном изделии разных способов лепки. 4. Рельефная лепка – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон. 5. Лепка из «жгута» – соединение глиняных валиков между собой по спирали. 6. Лепка из «пласта» – использование раскатанного пласта глины для дальнейшего моделирования изделия. Перечислим приемы лепки, которые могут применять дети 5–6 лет: • скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая работа): кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями; • раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке; • сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков; • прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть; • вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимать на пластилин со всех сторон (можно раскатать столбик только с одной стороны и получить зауженную конусообразную форму); • скручивание двух одинаковых столбиков в «косу» (для лепки деталей Дымковской игрушки). • вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы; • соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения; • приплющивание нижней часть формы, постучав ею о дощечку, чтобы сделать поделку устойчивой; Первым этапом обучения лепке является видоизменение шара — расплющивание и сплющивание шара между ладонями для получения диска (лепешки, печенье, пряники и т. д.). Изображая эти предметы, дети могут самостоятельно украшать их, делая углубления с помощью приготовленных палочек-печаток или накладывая на поверхность различные мелкие формы из глины, из которых составляются узоры. Когда дети усвоят изображение основных форм (шар, цилиндр), усвоят технику их создания, можно перейти к лепке более сложных предметов, состоящих из 2—3 одинаковых по форме, но разных по величине частей. Это предметы, имеющие в основе шарообразные и цилиндрические формы (игрушки, изображающие животных: цыпленок, утенок, зайчик, мышка, птичка и т.д.; людей: кукла-неваляшка, снеговик и др. — или предметы: башенка, самолет, лесенка и др.). В лепке игрушек-животных дети учатся делить кусок глины на три неравные части (большая — для туловища, поменьше — для головы, совсем маленькая — для ушей, хвоста) и составлять предмет из отдельных частей (конструктивный характер лепки). Например, дети лепят туловище животных из шаров разной величины, но при этом передают некоторые характерные особенности формы ушей, хвоста, клюва. Новыми техническими приемами являются присоединение, прищипывание, оттягивание. Лепку птиц можно начинать с лепки цыпленка. Если лепят кошку, то глину делят на три части. Один кусок большой, а два других — поменьше, одинаковой величины для головы и хвоста. Уши кошки делают путем прищипывания. Хвост длинный, пушистый, поэтому должен быть толстым. Постепенно в процесс лепки включается работа пальцев. Наряду с приемами прищипывания, оттягивания можно учить детей защипывать края формы или украшать форму с помощью защипывания, как например при лепке батона, пирожка. Следующий этап связан с дальнейшим усложнением в технике лепки. Дети изображают предметы (башенка, погремушка, самолет и т. д.), состоящие из 3—4 частей, разных по величине и форме, учатся действовать и ладонями рук, и пальцами. При лепке башенки материал делят на четыре части, убывающие по величине. После этого дети последовательно скатывают три шарика, сплющивают их, накладывают друг на друга (большое колесико, поменьше и еще меньше), соединяют, а сверху делают наконечник (по желанию — скатывают шар или раскатывают цилиндр). Объяснение задания (оно не должно занимать более 3—4 минут) педагог проводит эмоционально, стараясь заинтересовать детей, иногда используя элементы игры, игровых действий. Появляются зайчик, мишка, кукла, снеговик и т. д. и просят помочь слепить морковку, собрать хоровод, угостить их вкусным печеньем, найти зайчат и т. д. Детей захватывает необычное появление персонажа, они радуются его действиям, тому, что к ним обращаются. У детей возникает желание помочь, и они принимаются энергично действовать. Если педагог применяет игровой прием, то нельзя забывать о персонаже в ходе занятия. Кукла интересуется тем, как работают ребята, кто и как выполняет задание, одобряет их действия, кому-то помогает и т. д. Полезно обратиться к народным пословицам, поговоркам, образным выражениям. Например: «Колобок, колобок, румяный бок», «Комочек пуха, два длинных уха, прыгает ловко, любит морковку» (о зайце). После такого объяснения педагог вместе с детьми рассматривает предмет, выделяет его форму, составные части, величину, предлагает взять в руки, обвести рукой его форму, при этом четко называет ее. Показ способа изображения - это наглядное объяснение, как последовательно лепить предмет, какими техническими приемами пользоваться, как располагать предмет в пространстве. Полный показ используется в тех случаях, когда дети овладевают новым способом изображения, новым техническим навыком, т. е. когда они лепят сложный предмет или когда вводится изображение новой формы. Сигнал к окончанию работы (слова, которые произносит педагог) всегда звучит одинаково, но перед этим нужно предупредить детей о том, что занятие скоро кончается. Дети должны привыкнуть к этому сигналу и знать, что дальше работать уже нельзя. Этим они приучаются к совместному окончанию работы, к умению чувствовать время и укладываться в него. Анализ результатов работы в этой группе проводится очень обще. Дети нуждаются в положительной оценке. Например, педагог говорит: «Молодцы! Все хорошо работали. Вот как много у нас получилось морковок! Всех игрушечных зайцев можно накормить! » — и показывает наиболее удачные работы. Прием «создания успеха» является эффективным средством воспитания. Ребенок должен осознать ценность результатов своей деятельности, и педагог помогает ему в этом. К анализу выполненных работ следует привлекать и детей. Пусть это будет еще очень общее суждение: красиво — некрасиво, нравится — не нравится, но оно помогает детям осознавать свое отношение к работе, элементарно сравнивать, оценивать и понимать реалистичность и выразительность изображения. Отдельные занятия хорошо закончить песенкой, стихами, которые помогут углубить представление об изображаемом предмете.
Примерная диагностика развития навыков лепки у детей 5-6 лет
Ребенок не может самостоятельно размять пластилин или глину, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина или глины. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.
Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин или глину, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью педагога.
Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к педагогу.
Ш. Результативность К концу учебного года учащиеся должны знать : -название и назначение материалов, инструментов и приспособлений, предусмотренных программой; -правила организации рабочего места; -правила и приёмы обработки глины; -правила общения.
Должны уметь: -узнавать по внешнему виду изделия традиционных народных промыслов, изучаемых по программе; -различать инструменты и приспособления, предусмотренные программой; -пользоваться инструментами и приспособлениями, использовать их строго по назначению и бережно относится к ним; -соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; -правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы; -выполнять правила и приёмы обработки глины; -правильно выполнять изученные технологические операции; -самостоятельно изготавливать по образцу изделие.
IV. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998 2. Кузин В.С. «Изоб. искусство в начальной школе» - М: Дрофа, 1996 3. Сокольникова Н.М. «Изоб.искусство и методика преподавания» - М: Академа, 2002 4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. М., 1999. 5. Халезова Н.Б. Обучение лепке в детском саду М.: Просвещение, 1986. 6. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду М.: Просвещение, 1984. 7. Е.С.Юрьева «Керамика в детском саду». Метод. пособ. для воспитателей. Ижевск, 2005.
VI. ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕПКОЙ
1. Перед началом работы с глиной необходимо одеть фартуки.
2. Нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной в направлении, рядом сидящего человека.
3. При работе, глина находится в специальных отведенных полиэтиленовых кульках.
4. На рабочем столе должна быть доска, блюдце с водой, стеки, лопаточки, губки из поролона.
5.При завершении работ готовые глиняные изделия сушат на специальных отведенных стеллажах.
6. По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки. VI I. Словарь терминов - Конструктивный способ – лепка предмета из отдельных частей. - Пластический способ – детали предмета вытягиваются из целого куска. - Комбинированный способ – сочетание в одном изделии разных способов лепки. - Рельефная лепка – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон. -Лепка из «жгута» – соединение глиняных валиков между собой по спирали. -Лепка из «пласта» – использование раскатанного пласта глины для дальнейшего моделирования изделия. – Барельеф – низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее чем наполовину (монеты, медали)). – Горельеф – высокий рельеф (отдельные части могут полностью выступать над плоскостью (стены архитектурных сооружений)). –Контррельеф – вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость). Названия приемов лепки: - Скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая работа): кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями. - Раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке. - Сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков. - Прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин или глину между двух или трех пальцев и слегка потянуть. - Вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимать на пластилин со всех сторон. - Вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы. - Приплющивание формы, постучав ею о дощечку, чтобы сделать поделку устойчивой. 22
Приложение Конспекты занятий по лепке
для детей 5-6 лет Педагог: Ежова Ольга Анатольевна.
Занятие: «Мухомор» (конструктивный способ лепки) Цель: -Научить отщипывать кусочки глины от куска и скатывать из них шарики; -скатывать валик; -соединять детали стеками. -формировать интерес к работе с глиной; -развивать мелкую моторику; - вспомнить названия грибов (съедобных и не съедобных). Материал: глина; стеки; игрушка или рисунок с изображением мухомора и других грибов. Приемы лепки: «Ощипывание», «скатывание» - формирование шариков из небольших кусочков глины путем их катания круговыми движениями между ладонями, «надавливание». Ход занятия: Начните занятие с загадки. - Послушай загадку. Попробуй догадаться, о чем она. Возле леса на опушке, Украшая темный бор, Вырос пёстрый как Петрушка, Ядовитый...
- Правильно, это гриб мухомор! Покажите детям игрушечный мухомор или картинку с его изображением. - Давай внимательно рассмотрим мухомор. Вот у него ножка. А это шляпка. А что у мухомора на шляпке? Белые крапинки. - Посмотрите на картинке мухомор. Давайте вылепим шляпку мухомора (продемонстрировать, как это сделать); -Скатываем шарик в ладошках и слегка прижимаем к планшету, делая одну сторону плоской. -А теперь, вылепим нашему мухомору ножку (продемонстрировать, как это сделать); -Отщипываем кусочек глины от основного комочка и раскатываем столбик; -А теперь соединим шляпку и столбик. - Посадим наш гриб на полянку. - Полянку делаем из расплющенного в ладошках кусочка глины. - Присоединим гриб к полянке стеками. - Посмотрим, что у нас получилось. - Молодцы! Чудесные полянки! Пока дети лепят можно почитать стихи:
Красная шляпка, белые горошки - С виду красавец, что ни говори, Только его мы не берем в лукошко, Он опасный очень-очень, этот самый гриб. - Спросить детей, с какими грибами они знакомы. - Попросить назвать грибы съедобные и не съедобные. -Рассмотреть иллюстрации. Когда работы подсохнут, на следующем занятии их можно расписать красками.
Цель: - Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке. -Приобщать к изготовлению глиняных игрушек по типу дымковских. -Учить видеть выразительность формы игрушки, лепить уточку с натуры конструктивным способом (из отдельных деталей), соблюдая формы, пропорции и детали. -Учить равномерно и красиво устанавливать фигурку на основании. -Учить намечать стекой перышки, крылья и глаза. Украсить крылья и голову налепами, шариками, лепешками. Материал. Дымковские глиняные игрушки (свистульки: уточки, петушки, олени, кони; барыни в кокошниках и шляпах). Глина, мисочки с водой, тряпочки, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка). Ход занятия: Расскажите детям о дымковской игрушке: «Эта игрушка зародилась в давние времена в селе Дымково неподалеку от города Кирова. Зимой дома мастеров-умельцев были полны глины, мешками с мелом, ящиками с красками, коробками с яйцами, крынками с молоком. Это почти все, что нужно для создания глиняных игрушек. Мастера умели превращать кусок глины в уточку или петуха». -Рассмотрите с детьми уточку. - Объясните, как нужно прикрепить к туловищу красиво изогнутую шею и высоко поднятую голову, прищипнуть хвост. -К корпусу-основе прикрепить толстые короткие ножки-подставки. Напомните, что места соединения всех деталей нужно смочить водой и загладить. -Предложите детям стать дымковскими мастерами и вылепить такую уточку. -Когда игрушки подсохнут, их надо покрыть водоэмульсионной краской или белой гуашью, смешанной с каплей клея ПВА, а на занятии по рисованию расписать уточек дымковскими узорами. -Устроить выставку работ в группе детского сада для родителей. Материал. Филимоновские глиняные игрушки: петушки, куры, олешки, кони, коровы, барашки. Глина, мисочки с водой, дощечки для лепки (на каждого ребенка). Ход занятия В начале занятия расскажите детям о филимоновской игрушке: «Эта игрушка родилась в селе Филимоново. Рядом с деревней находились залежи белой глины, из нее и стали делать игрушки. (Покажите детям различные глиняные филимоновские изделия.) Фигурки животных имеют тонко перехваченное в талии туловище, округлое сзади. Филимоновские игрушки сразу можно узнать по коротким и толстым ногам, длинным и вытянутым шеям и маленьким головам у животных». Рассмотрите с детьми филимоновского оленя. Предложите вылепить такого, а затем раскрасить его гуашевыми красками. Объясните последовательность работы: -скатать валик, -слегка сузить с одной стороны, и согнуть его дугой. -Надрезать стекой каждую сторону пополам и округлить при помощи пальцев – получатся ноги. -С толстой стороны валика оформить хвост. - Отдельно вылепить шею, голову и рога. -Прищипывая, выделить пальцами ушки. -Глаза сделать из крошечных шариков. -Чтобы фигурка олешка была устойчивой, его ножки нужно слегка расставить. Когда глина подсохнет, вылепленных олешков покрывают желтой гуашью, смешанной с каплей клея ПВА. На занятии по рисованию фигурки расписывают красной и зеленой гуашью. Занятие: «Ёлочка нарядная» Цель: - Закреплять технику «конструктивный способ лепки». -Учить сочетать в работе несколько техник (нанесение декора при помощи «налепа»). - Учить соединять детали при помощи стеков. -Развивать воображение. -Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения. Материалы: глина, тонкие палочки или стеки (на каждого ребенка). Ход занятия: Прочитайте детям отрывки из стихотворения К. Чуковского «Елочка»: Были бы у елочки Последовательность лепки ёлочки: -скатать валик; -разделить стекой на 3 части разной величины; -скатать из них 3 шарика; -из шариков вылепить конусы; - конусы расплющить и соединить в виде пирамидки на плоскости; -стилизованную ёлочку украсить «расплющенными» шариками (игрушками). На занятии по рисованию ёлочки расписывают гуашью. Ход занятия Загадайте детям загадку: Кто ни в жару, Объясните последовательность работы: -на дощечку положить хорошо размятый однородный кусок глины, - расплющить его руками и раскатать скалкой до толщины примерно 1см. -На полученную лепешку положить шаблон овечки и обвести его стекой. -Дальше стекой убрать лишнюю глину – весь фон, чтобы остался только силуэт овечки. Овечка получается плоской. -Далее нужно нарисовать глаза и рот овечки. -Шерсть сделать сначала из приплюснутых шариков, а затем колпачком от фломастера сделать оттиски в виде маленьких кругов. -Овечку можно закрепить на раскатанной глиняной пластинке. -Готовые глиняные овечки просушиваются и раскрашиваются.
Ход занятия Прочитайте детям потешку: Тили-бом! Тили-бом! Раз! Раз!
Спросите у детей: «Что случилось у кошки? (У кошки загорелся дом.) Кто помогал кошке тушить огонь? » (Курочка, лошадка, собачка, заюшка.) Предложите ребятам помочь кошке – выстроить для нее новый крепкий домик, да такой, который не сгорит – глиняный. -Дети берут кусок глины и раскатывают его скалкой. -Затем накладывают бумажный шаблон домика, -вырезают и убирают лишнюю глину. -Из тонких колбасок выкладывают окна, двери, оформляют контуры крыши. Домик для кошки готов! Готовые глиняные домики просушиваются и раскрашиваются на следующем занятии.
Занятие: «Курочка в гнезде» (комбинированный способ лепки из глины).
Цель : способствовать умению фантазировать и воплощать свои фантазии в работе. Приобщать к народным традициям.
Ход занятия: 1. Организационный этап. Добрый день ребята. Подготовьте свои рабочие места, для лепки. Что вы подготовили? (вода, стеки, тряпочки, подстилки). Скажите, а для чего нам нужны тряпочки, вода, стеки? (предполагаемые ответы детей: тряпочки для раскатывания, вода – это клей для глины и т.д.). Яйцо – символ начала жизни, и можно наверное, изобразить в своей работе вылупившихся цыплят, заботливую маму – курицу и все они могут располагаться в теплом, уютном гнездышке. Лучше вылепить каждый предмет или героя в отдельности, а после высыхания собрать в общую композицию. Если в семьях есть маленькие дети, то они в дальнейшем смогут не только любоваться сувениром, но и аккуратно играть, проговаривая и сочиняя свой собственный сюжет, используя героев и их атрибутику. Вы готовы приступить к работе? Что мы должны сделать перед началом (пальчиковую гимнастику), ребята выполняют ее. Теперь настроим наше внимание и глаза. Проводятся упражнения для глаз (используется бабочка на палочке, за движением которой дети следят глазами не двигая головой). -Ребята какие советы вы можете дать друг другу с целью безопасности и гигиены? Предполагаемые ответы детей: не размахивать стеком, не брать глину в рот и т. д.. -Предлагаю начать работу. Затем скатываем две тонкие колбаски и скручиваем между собой в виде спирали -это бортики гнезда. Из маленьких расплющенных морковок лепим лепестки для украшения краев гнезда, примазываем их поочередно вокруг. Наносим рисунок стеком по мокрому в виде прожилок и сухой травы в гнезде. Теперь круговыми движениями скатываем яйца, формируем их одинаковые по величине. В одном из яиц усаживаем цыпленка слепленного из шариков с оттянутым клювом, сверху на головку примазывается скорлупка, выполненная из кусочка глины. Лепим курицу из морковок. Одна большая морковка, формируем из нее туловище, голову прищипнув гребешок, оттянув клюв, путем сгибания и расплющивания хвоста. Из шарика сплющиванием выполняем подставку, примазываем ее. Перья изображаем при помощи заточенной палочки, нанося ритмичные вдавливания по крыльям и хвосту. На грудке и спинке наносятся ритмичные точки заостренным концом палочки. Если у вас останется время и появится желание, свой сюжет вы можете дополнить другими предметами или героями, которые будут логически связаны между собой. -Теперь нам нужно правильно высушить, обжечь наши работы. -На следующем занятии приступим к росписи своих работ. - И как раз к светлому празднику Пасхи сувениры будут полностью готовы, и мы их сможем подарить нашим родным и близким! На следующем занятии ребята расписывали свои поделки гуашью. Подарки получились на славу!
Предварительная работа: - рассматривание дымковских игрушек и беседа о них; - рассматривание альбома «Дымковские игрушки»; - рисование элементов дымковского узора; - разучивание стихотворений. Ход занятия. Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие к игрушкам. Но не к обычным, а к народным. Издавна Русь славилась своими чудо-мастерами которые умеют превращать природные материалы в удивительные творения. Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. А знаменито это село своими игрушками дымковскими игрушками.
«Дымка». А. Дьяков. Ели спят у большака В инее седом. Спят деревья, спит река, Скованная льдом. Мягко падает снежок, Вьется голубой дымок. Дым идет из труб столбом, Точно в дымке все кругом. Голубые дали, И село большое Дымково назвали.
Педагог. А какие фигурки лепили дымковские мастерицы, давайте послушаем стихотворение и посмотрим картинки. Есть на Вятке слобода Зовется Дымково она. Там на ярмарке весной Ждут игрушки нас с тобой. Барыни и мужики, Поросята, индюки. Ярко все наряжены, Пестро разукрашены. Любит их и стар и млад, Каждый тем игрушкам рад!
Педагог. Посмотрите ребята, какие игрушки читает стих «Индюк» Вот Индюк нарядный, Весь такой он ладный, У большого индюка Все расписаны бока. Всех нарядом удивил, Крылья важно распустил! «БАРЫНЯ» Сидит кокошник горделиво, Барышня так красива. «КОНЬ» Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил! И за хвост не удержаться, Если гриву упустил! «ПТИЧКА» С виду, птичка – невеличка. Только птичка не порхает – В небеса не улетает. Красотою удивляет! Педагог: И по сей день, дымковская игрушка продолжает удивлять нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерам. Дымковские мастера работали в одиночку, у себя дома. А потом построили большой светлый дом. Дружно там работают мастера. Старые учат молодых, а вместе делают красивые игрушки. •Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки? Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке. •Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера? Круги, овалы, клетки, полоски, точки, прямые и волнистые линии. Педагог читает стих: Все игрушки не простые, А волшебно расписные, Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось бы узор, Но отвести не в силах взор. •Какие цвета брали для росписи игрушек? Ребята вот и мы сегодня будем с вами лепить дымковского коня из глины. И коня мы сегодня для лепки выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони охраняют кровли северных изб. Они были «защитниками». Сейчас и мы попробуем вылепить коня. Из большого цилиндра можно сразу вылепить туловище животного вместе с ногами. Для этого надо согнуть цилиндр дугой, стекой сделать надрезы впереди и сзади, раздвинуть их слегка и пальцами оформить передние и задние ноги животного. Ушки делаем защипыванием. Программа «Азбука лепки» Образовательная программа для детей с 5-6 лет
Составитель: Ежова Ольга Анатольевна – педагог дополнительного образования
г. Горно-Алтайск, 2014 год
Информационная карта программы Отдел учреждения: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Школа искусств " Адамант" города Горно-Алтайска Педагог: Ежова Ольга Анатольевна Название программы: « Азбука лепки» Вид программы: модифицированная программа Тип программы по форме организации, содержания и процесса педагогической деятельности: интегрированная Уровень освоения программы: специализированный Уровень образовательной программы: общекультурный Направление образовательной программы: художественно-эстетическое Продолжительность освоения программы: 1год Количественный состав рабочей группы: 10-12 человек. Возрастной диапазон: дети 5-6 лет. Периодичность занятий: 2 занятия в неделю Продолжительность каждого 1 часа.
Содержание I. Пояснительная записка……………………………………………... 4-7стр. П. Формы и методы занятий…………………………………………. 8-13стр. Ш. Результативность…………………………………………………….14стр. IV. Тематический план и содержание программы…………………15-19стр. V. Литература………………..……………………………………………… 20стр. VI. Техника безопасности…………………………………………………… 21стр. VII. Словарь терминов…………………………………………………….... 22стр. Приложения ……………………………………………………………… 23-39стр.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы