Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЧИСЛО ИМАМОВ (ДВЕНАДЦАТЬ)



 

Шииты утверждают, что число безгрешных имамов после Пророка (С) – двенадцать, не больше и не меньше, и перечислил их Посланник Аллаха (С) по именам[298]:

1. Имам Али бин Абу Талиб

2. Имам Аль-Хасан бин Али

3. Имам Аль-Хусейн бин Али

4. Имам Али бин Аль-Хусейн (Зейн-уль-Абидин)

5. Имам Мухаммад бин Али (Аль-Бакир)

6. Имам Джафар бин Мухаммад (Ас-Садик)

7. Имам Муса бин Джафар (Аль-Казим)

8. Имам Али бин Муса (Ар-Рида)

9. Имам Мухаммад бин Али (Аль-Джавад)

10. Имам Али бин Мухаммад (Аль-Хади)

11. Имам Аль-Хасан бин Али (Аль-Аскари)

12. Имам Мухаммад бин Аль-Хасан (Ожидаемый Махди)

Это двенадцать имамов, чью безгрешность утверждают шииты, дабы не стали мусульмане жертвой злокозненности.

Шииты ни ранее не утверждали, ни сейчас не утверждают безгрешности никого, кроме этих имамов, которых назвал поименно Посланник Аллаха (С), когда некоторые из них еще не родились. Некоторые суннитские ученые, как мы уже отмечали, также приводят их имена.

Бухари и Муслим приводят в своих «Сахихах» хадисы об имамах, число которых – двенадцать, и все они – из курайшитов[299].

Эти хадисы выглядят правдиво и последовательно, только если мы истолкуем их в отношении имамов из числа Ахл уль-Бейт (А), как это делают шииты-имамиты. Сунниты же до сих пор пытаются разрешить эту загадку, и приведенное передатчиками хадисов число имамов – двенадцать – до сих пор представляет для них головоломку.

 

ЗНАНИЕ ИМАМОВ

 

Одним из поводов для упреков суннитами шиитов является утверждение, что имамы из Ахл уль-Бейт (Да будет над ними мир! ) наделены от Аллаха особым знанием, которого не был удостоен никто из людей, и что имам – самый знающий человек своей эпохи, и невозможно, чтобы его кто-либо спросил, а он был бы не в состоянии ответить!

Есть ли основание для подобного утверждения?

Начнем, как мы приняли изначально, наше исследование со Священного Корана.

Всевышний Аллах говорит в Своем Откровении:

«Потом Мы дали Писание в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали»[300]. Аят со всей ясность указывает на то, что Всевышний Аллах избрал некоторых рабов из людей и передал им в наследство знание Книги. Можем ли мы распознать этих избранных рабов Божиих?

Выше мы упоминали о том, что восьмой имам, Али бин Муса Ар-Рида, приводил ниспослание этого аята в качестве довода в пользу имамов из Ахл уль-Бейт. Это было, когда Аль-Мамун собрал сорок самых известных судей, каждый из которых приготовил для Али бин Мусы Ар-Риды по сорок вопросов, и он ответил им на них, и победил их, так что они были вынуждены признать его превосходство в знаниях[301].

И если он, восьмой имам, которому едва исполнилось четырнадцать лет, в диспуте с суннитскими учеными заставил их признать его превосходство в знаниях, то каким образом после этого шиитское утверждение о превосходных знаниях имамов может вызывать удивление?

И если мы прибегнем к комментированию Корана Кораном, то найдем множество аятов, смысл которых сводится к тому, что Всевышний по Своей всеохватной мудрости избрал имамов из семейства Пророка (С), даровав им от Себя особое знание, дабы стали они имамами руководства и светильниками, рассеивающими тьму.

Всевышний сказал: «Он дарует мудрость, кому пожелает; а кому дарована мудрость, тому даровано обильное благо. Но вспоминают только обладатели разума! »[302].

И также сказал Он: «Так нет, - клянусь Я местоположением звезд – поистине, это – клятва великая, если бы вы знали! Поистине, он – Священный Коран, в сокровенной Книге, не прикасается к ней никто, кроме очищенных»[303].

В этом аяте Аллах поклялся великой клятвой в том, что у Священного Корана имеются тайны и сокровенные смыслы, значения которых не постигает никто, кроме очищенных, то есть Ахл уль-Бейт (А), от которых Аллах удалил всякую скверну и очистил.

Таким образом, из этого аята следует, что познание этих смыслов невозможно иначе как через них

 На это же Посланник Аллаха (С) указывает, говоря:

«Не опережайте их, не то пропадете, и не отставайте от них, не то пропадете, и не учите их, поистине, они – более знающие, чем вы»3.

И также сказал сам имам Али:

«Где они, те, кто ложно воображал о себе, будто они – обладатели глубокого знания помимо нас, завидуя нам за то, что возвысил нас Аллах и унизил их, даровал нам и отказал им, ввел нас и вывел их? Посредством нас даруется руководство и прозревается слепота. Поистине, имамы – из Курейшитов, от этой ветви хашимитов, и никому, кроме них, не надлежит быть дарованным вилайат»[304].

Также сказал Всевышний: «…спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете! »[305] И этот аят ниспослан в отношении Ахл уль-Бейт (А)[306].

Имеется ввиду, что после утраты Пророка (С) умма должна обращаться за познанием Истины к имамам Ахл уль-Бейт (А). Сподвижники (Да будет доволен ими Аллах! ) обращались к имаму Али бин Абу Талибу (А) за разъяснением трудных вопросов, равно как по прошествии лет обращались люди к имамам за разъяснением разрешенного и запрещенного, дабы совершенствоваться в науках и нравственности.

И Абу Ханифа говорил: «Если бы не два года, то пропал бы Ан-Нуман», имея в виду те два года, что он находился в обучении у имама Джафара Ас-Садика.

И имам Малик бин Анас говорил: «Не видело око и не слышало ухо, и не внимало сердце человеческое человеку лучшему, чем Джафар Ас-Садик, превосходному в знаниях, поклонении и богобоязненности»[307].

Если таковы были слова суннитских ученых, то к чему все упреки и отрицания после явления доказательств и после того, как было подтверждено мусульманской историей в достаточной мере, что имамы Ахл уль-Бейт (А) были самыми знающими людьми своей эпохи? Что удивительного в том, что Всевышний Аллах наделил Своих вали (святых, наместников) мудростью и знанием, которые должны были сделать их лидерами верующих и имамами мусульман.

И если бы мусульмане проследили эти доказательства одно за другим, то они убедились бы в правдивости слов Аллаха и Его Посланника, и стали бы единой сплоченной общиной, и не было бы меж ними всех этих разногласий, и не было бы множества мазхабов!

Однако было неизбежным, чтобы Аллах исполнил необходимое: «Дабы пропали пропащие от разъяснения, и оживились живущие от разъяснения, поистине, Аллах – Слышащий, Знающий»[308]. [177]

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь