Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВЛАСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИи
Власть представляет собой одно из начал общества, организации, всех структурных уровней и образований. Она существует везде, где есть объединение людей: в семье, на производстве, в различного рода организациях. Существование организации связано с понятием власти, со властными отношениями между теми, кто имеет власть, и теми, кто вынужден подчиняться. В научной литературе существуют разнообразные подходы к рассмотрению сущности власти, отражающие сложность, многоаспектность этого явления [1, 5, 6, 10]. Природа власти и лидерства давно и активно изучается в различных странах. В справочном пособии, выпущенном в 1981 году, содержалась информация о более чем 5000 исследований в этой области [8], однако единой, общепризнанной точки зрения на природу лидерства и власти нет. В данном учебном пособии будем рассматривать власть как: • инструмент управления и условие функционирования организации; • объект конфликтов; • ресурс руководителя. Власть как инструмент управления и условие функционирования организации является необходимым средством осуществления миссии организации, достижения ее целей. Власть представляет собой возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение других людей или групп посредством какого-либо средства: воли, авторитета, права, насилия.* Власть в организации — это социальные отношения, которые предполагают обязательное выполнение воли руководителя подчиненным, обусловленное наличием у него прав и возможностей принуждать. Понятие «власть» тесно связано с понятиями «влияние» и «зависимость». Влияние находит выражение в процессе изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений. Различие между властью и влиянием состоит в основном в силе самого влияния. Власть предполагает более высокие силу воздействия и вероятность подчинения. Зависимость (независимость) характеризует степень самостоятельности в принятии решения по определенным вопросам.
Сущность власти определяется тем, что влияющий имеет возможность удовлетворять какую-либо потребность того, над кем имеет власть. В соответствии с этим он приобретает возможность влиять на поведение другого индивида. Влияние тем сильнее, чем значимее потребность индивида, чем больше он зависим от воли и желания влияющего удовлетворить его потребности. Компонентами власти в организации являются: субъект, объект, основы власти, ее пределы и объем, инструменты, показатели. Субъектом власти в организации, воплощением ее активного начала, выступает руководитель, или в общем плане тот, кто отдает распоряжения, имея соответствующие права или средства. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств и были бы выполнены определенные условия: чтобы субъект имел желание властвовать, распоряжаться, применять инструменты власти, умел и хотел бы брать на себя ответственность за принимаемые решения. Объект власти — исполнитель руководящих указаний, распоряжений. Отношения власти предполагают взаимодействия субъекта с объектом с доминированием воли руководителя. Отношения субъект - объект власти могут быть самыми разными: от добровольного подчинения, когда объект безоговорочно передает ответственность за принятие решения на субъект, а за это принимает обязательства подчиняться его приказам, до ожесточенного сопротивления, переходящего в открытые конфликты. Готовность к подчинению зависит: от особенностей личностей, выступающих в качестве объекта властных отношений, характера предъявляемых требований, ситуации, возможностей и авторитета руководителя. Например. Крупная газовая компания, для которой характерно устойчивое финансовое состояние, высокий уровень оплаты труда сотрудников, принятие всех решений. только ее первым руководителем — генеральным директором. Генеральный директор на любых неформальных встречах пил только виски, и весь управленческий аппарат компании пил только виски. Через год вкусы генерального изменились, он перешел на красное вино, и весь аппарат перешел на красное вино. В соответствии со сказанным можно (достаточно условно) представить формулу власти: B=f(x, y, z), где: f — функциональная зависимость; х— потребности, мотивы, ценности личности, на которых основано влияние; у— значимость этих потребностей, мотивов для личности; z— наличие альтернативных вариантов удовлетворения этих потребностей, мотивов. Пример. В организации при приеме на работу нового сотрудника с ним заключили трудовой контракт, определили его функции, установилась некая функциональная зависимость нового сотрудника от руководства организации. Заставить этого сотрудника начать выполнять работу, не входящую в этот перечень, и представляющую собой работу намного ниже имеющейся у него квалификации, можно с применением власти, если: для работника сохранение места позволяет реализовать основные потребности его и его семьи, а такой уровень заработной платы он не может получить в другой организации, (х); у него в семье нет другого источника существования (у), на сегодняшний день у него отсутствует возможность по-другому получить средства к существованию (z). В настоящее время во многих организациях РФ, особенно частного сектора, наблюдаются значительное усиление зависимости работников от работодателей, расширение пределов и объемов власти у руководителей. Предел власти представляет собой степень зависимости объекта от обладающего этой властью, от субъекта, его возможностей и используемых инструментов влияния на объект, т.е. границы власти. Объем власти — количество объектов влияния. Однако сила зависимости объекта от субъекта может легко измениться. Следует отметить, что процесс влияния, который лежит в основе власти, является двусторонним: субъект и объект влияют друг на друга с разной силой и с использованием разных инструментов. Подчиненные также влияют на руководителя, и тот тоже от них зависит, но только степень этой зависимости будет разной. Для нормального функционирования организации необходимо соблюдать баланс власти. Баланс власти — соотношение взаимозависимых субъектов, при котором один из субъектов использует столько власти, сколько необходимо для выполнения поставленной задачи, но не вызывая при этом у другого субъекта чувства протеста или ущемленности (см. рис.5.1.). Если речь идет о взаимоотношениях руководителя-подчиненного, то инструментами власти руководителя являются: официальные полномочия, закрепленные в должностных инструкциях, авторитет руководителя, располагаемые ресурсы, информация. Инструментами власти подчиненных могут быть качество выполнения поставленных заданий; располагаемая информация об организации, людях, методах выполнения работы; доступ к источникам информации; влияние, которое подчиненные оказывают на своих коллег.
Пример зависимости руководителя организации от подчиненных, их квалификации, связей. Государственный Мариинский театр оперы и балета получает крайне незначительные средства из бюджета, что не позволяет оплачивать работу артистов в соответствии с их квалификацией. Ведущий дирижер театра Г.Георгиев, имеющий обширные контакты и знакомства на Западе, ставит условие руководству театра: «Я вас продирижирую, если мы потом сделаем что-то вместе». Это позволяет театру делать новые постановки за счет западных средств и дает возможность ведущим солистам зарабатывать себе на жизнь, не порывая с театром*. Вместе с тем данное положение, которое является выходом из тяжелого финансового состояния Мариинского театра, делает дирекцию театра крайне зависимой от одного, хотя и ведущего, режиссера. Основа власти в организации может быть самой многообразной. Выделяют [1] три главные основы власти: • принуждение, • ресурсы, • добровольное подчинение. Принуждение или его потенциальная возможность возникает, когда подчинение осуществляется в результате появления страха. Индивид начинает испытывать страх и в результате подчиняется, поскольку считает, что тот, у кого в руках находится власть, мо- * Ю.Шварцкопф. Когда есть Георгиев, все можно решить. «Известия», 28.08.99. жет принести ему неприятности. Это может быть страх наказания за нарушение принятых норм поведения, за невыполненную работу, т.е. страх перед официальными санкциями. Для рядовых исполнителей санкции носят в основном материальный характер (снижение премии, штрафы и т.д.). Как психологическое явление страх, причины которого у индивида носят врожденный или социокультурный характер, выражается в тревожных и мучительных переживаниях, испуге, ужасе, панике, а также в действиях (сознательных или бессознательных), направленных на самосохранение. Страх может выступать как устойчивая черта сознания не только личности, но и социальных групп, общества в целом: страх перед будущим, вызванный неуверенностью в обеспечении существования, возможностью банкротства предприятия, невыплатой заработной платы. Многие философы (Ф. Ницше, А.Шопенгауэр, О.Шпенглер) считали страх естественным состоянием человека, осознающего одиночество, бессмысленность своего существования. По H.A. Бердяеву страх лежит в основе жизни личности и правит миром. Страх всегда играл роль важного регулятора поведения личности (страх перед наказанием, властью и т.д.). Сформировавшиеся реакции индивида на страх являются достаточно стойкими, сохраняются даже при понимании им их бессмысленности. Воспитание устойчивости к страху обычно лучше направлять не на избавление от него, а на выработку умения владеть собой при его возникновении. Однако страх не создает заинтересованности в результатах труда, в сотрудничестве, заставляет подчиняться в границах «зоны контроля», т.е. в пределах действия того, кто имеет власть. Управление при помощи страха предполагает наличие большого контрольного аппарата. Власть, основанная на законном принуждении в организации, называется административной, и предполагает распределение властных полномочий в организации по вертикали и горизонтали. Правильное распределение этих полномочий, закрепление их в соответствующих документах в организации (устав организации, положения, инструкции) составляют основу управления. Правомерность распределения полномочий и является в организациях объектом множества конфликтов. Считается, что власть должности обеспечивает руководителю 2/3 необходимого влияния, остальное дают знания и опыт. Другой основой власти является собственность на ресурсы, владение ресурсами в широком смысле или возможность ими распоряжаться от чьего-то имени (государства, организации). Эта основа власти крайне разнообразна и тесно связана с различными потребностями и интересами личности. Ресурсы могут быть материальными, информационными, временными. Материальные ресурсы, прежде всего денежные, необходимы для удовлетворения определенных потребностей личности, и для их получения индивид позволяет обладателю этих ресурсов властвовать над собой, но до определенного предела, который у каждого свой. Пример. Руководитель организации, владелец предприятия, имеет власть над своими сотрудниками в том объеме, в каком может удовлетворять их материальные запросы. Но количество и качество материальных ресурсов далеко не всегда совпадает с имеющимися потребностями личности или не воспринимаются ими как достаточные, поэтому данная основа власти является ограниченной. Конфликты в соответствии с этой основой власти возникают самые разные: и внутриличностные, и межличностные за приобретение права распоряжаться и др. На многих отечественных предприятиях у специалистов часто возникает вопрос, стоит ли много работать, если так мало платят или задерживают выплаты. Эта причина является достаточно распространенной в современных российских условиях и приводит к крупным организационным, социальным конфликтам, включая забастовки. Информационные ресурсы, информация — наиболее широко представляемая основа власти в современных условиях. Подтверждается известное правило: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». За обладание информацией, как внутри организации, так и особенно вне ее, происходит ожесточенная борьба, действует промышленный шпионаж. Лица, организации, обладающие информацией, могут диктовать свои условия. Информационная власть может иметь не только личный, но и позиционный характер (в силу занимаемой должности), т.е. может быть связана не только с индивидуальным обладанием информации, но и с контролем над средствами получения этой информации, над информационными потоками. Данное положение иллюстрирует роль сотрудников, работающих с документами (секретарей, референтов), возможность их влияния на лиц, принимающих решения. Информационная власть может также способствовать применению различных приемов манипулирования, т.е. управлению поведением людей вопреки их интересам. Эта власть может быть использована и как инструмент шантажа, т.е. возможно использование информации в интересах одной стороны со значительным ущемлением интересов другой стороны. К информационным ресурсам близки ресурсы новых знаний, т.е. власть, основанная на знаниях. Лица, обладающие новыми знаниями, способны указывать окружающим пути решения возникших проблем, достижения поставленных целей. В данном случае влияние информации носит активный характер, предполагается, что носитель новых знаний может дать конкретные рекомендации по их применению, по выходу из сложных ситуаций. Временные ресурсы как основа власти позволяют руководителю использовать имеющиеся у него возможности по предоставлению работникам различных льгот по использованию времени (гибких графиков работы, сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительные отпуска). Власть, основанная на ресурсах, может быть использована как власть вознаграждения, т.е. субъект власти имеет возможность удовлетворять насущную потребность исполнителя (объекта власти). Добровольное подчинение как основа власти предполагает использование одной из трех составляющих: личную харизму, убежденность, традицию. Личная харизма представляет собой привлекательность для окружающих тех или иных качеств руководителя (лидера). Ради возможности получить его одобрение, поддержку, быть похожими на него индивиды безоговорочно выполняют все его требования, подчиняются всем указаниям. Харизматическая власть построена не на логике, не на давней традиции, а на силе, личных качеств или способностях лидера. Убежденность в необходимости подчиняться и выполнять требования конкретного лица, внушившего другому свою точку зрения, считается обязательным условием прочной власти. Традиционная власть ориентирована на должность, независимо от лица, ее занимающего. Готовность подчиненных признать власть руководителя подкрепляется его правом поощрять, а также наказывать в пределах его возможностей. В соответствии с перечисленными основами власти выделяют следующие ее виды (см. рис. 5.2). Рис. 5.2 Основы и виды власти в организации. Власть в организации используется эффективно, если: • потребность исполнителя, на которой основано влияние, крайне значима для него; • исполнитель рассматривает руководителя как того, кто позволит ему реализовать свои потребности; • исполнитель должен быть уверен, что выполнение задания приведет к реализации его потребностей. Право на власть обуславливается формальным положением руководителя, его местом в иерархии управления, однако власть реально действенна только при условии ее признания со стороны подчиненных, т.е. соединения официальной власти должности с лидерством данного руководителя. Потребность во власти проявляется как желание иметь влияние на людей, в стремлении давать настойчивые советы, оказывать помощь. Сила власти зависит от: • значимости потребности личности, на которой основано это влияние; • возможности влияющего удовлетворить эту потребность или от мнения подчиненного, что руководитель это может сделать. Конфликт возникает при условии освобождения объекта от зависимости при условии, что: • значимая потребность у индивида, на которой основана власть, уменьшается, и это лицо освобождается от власти субъекта; • субъект не может в полной мере удовлетворить потребности индивида; • появляется третье лицо, которое может удовлетворить эти потребности объекта лучше и быстрее.
Власть и «господство»
Два этих понятия являются ключевыми для политической социологии Макса Вебера. По его мнению, «власть» обусловлена установкой действующего лица на то, чтобы, преодолев сопротивление другого индивида, навязать ему свою волю. Поскольку одни индивиды могут навязывать свою волю, а у других это не получается (либо они не желают этого делать), отсюда вытекает, что власть является проявлением социальной связи, указывающей на наличие неравенства. Субъектами власти могут выступать отдельные люди, группы и государство. «Господство», по Веберу, тесно связано с понятием «приказа», который имеет двоякое значение, поскольку предполагает взаимное ожидание. Тот, кто приказывает, ждет, что его приказу будут повиноваться, а тот, кто пови нуется, — что приказ будет иметь приемлемый для повинующихся характер. В работе «Политика как призвание и профессия» Вебер писал: «…„политика", судя по всему, означает стремление к участию во власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает… Если о каком-то вопросе говорят: это политический вопрос, то тем самым всегда подразумевается, что интересы распределения, сохранения, смещения власти являются определяющими для ответа на указанный вопрос… Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как к средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти ради нее самой; чтобы наслаждаться чувством престижа, которое оно дает. Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношения господства людей над людьми, опирающиеся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует».
Ипы «господства»
В зависимости от мотивов, которыми руководствуются подчиняющиеся, Вебер выделяет три типа легитимного (то есть законного) господства: легальное (рациональное), традиционное и харизматическое. В легальном господстве определенный интерес является мотивом подчинения, то есть «целе-рациональное» действие. Люди убеждены в необходимости законного установления и в законности самих носителей власти. Традиционное господство основано на вере в старые традиции и в легитимность тех, кому принадлежит власть в силу традиций. Харизматическое господство предполагает личную пре данность, вызванную наличием у правителя священного дара или выдающихся способностей. Впрочем, как и в других случаях, Вебер подчеркивал, что данная типология носит идеализированный характер, в реальности же существуют крайне смешанные и запутанные комбинации этих трех типов. «Все господствующие власти, светские и религиозные, политические и неполитические, можно рассматривать как отклонение от нескольких чистых типов или приближение к ним, конструируемых соответственно той основе легитимности, на которую притязает власть» («Политика как призвание и профессия»). Так или иначе, но в любом политическом союзе или институционально установленном порядке, хотя и не в чистом виде, преобладает определенный тип господства: рациональнолегальное господство наиболее типично для современных государств и бюрократических структур; традиционное — для патриархальных и феодальных обществ; харизматическое — возможно во всех типах общественного устройства. Если говорить о современной Веберу эпохе, то, по большому счету, для нее характерен именно легальный тип господства. Однако даже этот тип может рухнуть в том случае, если идеалы и образ жизни господствующего меньшинства потеряют в глазах подчиненного большинства свою легитимную силу.
Власть и господство. М.Вебер о трех типах государства. Политическое господство — это структурирование отношений власти в обществе, когда создаются условия (система институтов) для того, чтобы одни имели возможность издавать указы и распоряжения, а другие — их исполнять. Власть и господство тесно связаны между собой. Однако не всякая власть означает господство. Понятие «господство» предполагает центр и периферию, которые активно взаимодействуют и имеют соответствующие коммуникации, связи и отношения. Если центр не удовлетворяет политическим, экономическим, социальным «запросам» периферии и для нее становятся более предпочтительными другие связи и отношения, то отношения господства и подчинения между центром и периферией начинают ослабевать. Власть — это не только сила и воля властвующего, но и осознание зависимости и готовность подчиняться подвластного. Когда власть прибегает к насилию — это верный признак того, что структурированная система господства и подчинения нарушена.
Вебер выделяет три типа господства ставя им в соответствие три типа подчинения.
Первый тип господства Вебер называет легальным. Здесь в качестве мотива уступчивости рассматриваются соображения интереса, т.е. целерационального действия. К такому типу, по его мнению, относятся современные ему европейские государства: Англия, Франция и США. В таких государствах подчиняются не личности, а четко установленным законам, которым подчиняются и управляемые, и управляющие. Аппарат управления (“штаб”) состоит из специально образованных чиновников, которым вменяется в обязанность действовать невзирая на лица, т.е. по строго формализованным регламентам и рациональным правилам. Правовое начало - принцип лежащий в основе легального господства. Именно этот принцип оказался, согласно Веберу, одной из необходимых предпосылок развития современного капитализма как системы формальной рациональности. Самым чистым типом легального господства Вебер считал бюрократию. Правда, он тут же оговаривается, что никакое государство не может быть полностью бюрократичным, поскольку на вершине лестницы стоят либо наследуемые монархи, либо избранные народом президенты, либо лидеры, избранные парламентской аристократией. Но повседневная непрерывная работа при этом ведется силами специалистов-чиновников, т.е. машиной управления. Этот тип господства наиболее соответствует формально-рациональной структуре экономики. Правление бюрократии - это господство посредством знания, и в этом заключается его специфически рациональный характер.
Второй тип легитимного господства Вебер обозначает как традиционный. Этот тип обусловлен нравами, привычкой к определенному поведению. В этом отношении традиционное господство основано на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей. Чистейшим типом такого господства является, по Веберу, патриархальное государство. Это общество, которое предшествовало современному буржуазному обществу. Тип традиционного господства по своей структуре сходен со структурой семьи. Именно это обстоятельство делает особенно прочным и устойчивым этот тип легитимности. Штаб правления здесь состоит из лично зависимых от господина домашних чиновников, родственников, личных друзей или вассалов. В отличии от рассмотренного выше господства, именно личная верность служит здесь основанием для назначения на должность, а также для продвижения по иерархической лестнице. Для традиционного господства характерно отсутствие формального права и, соответственно, отсутствие требования действовать “невзирая на лица”; характер отношений в любой сфере сугубо личный. Третьим типом господства является, по Веберу, харизматическое господство. Понятие харизмы (греч.– божественный дар) играет в веберовской политической социологии важную роль. Харизма, в соответствии с этимологическим значением этого слова, есть некая экстраординарная способность, некоторое качество индивида, выделяющее его среди остальных. Это качество не столько приобретенное, сколько дарованное человеку от природы богом, судьбой. К харизматическим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Харизматический тип легитимного господства представляет собой прямую противоположность традиционному. Если традиционный тип господства держится приверженностью к обычному, раз и навсегда заведенному, то харизматический, напротив, опирается на нечто необычное, никогда ранее не признававшееся. Основной базой харизматического господства является аффективный тип социального действия. Вебер рассматривает харизму как великую революционную силу в традиционном типе общества, способную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ. Однако следует отметить, что при всем различии и даже противоположности традиционного и харизматического типов господства между ними есть и нечто общее, а именно: тот и другой опираются на личные отношения между господином и подчиненным. В этом отношении оба этих типа противостоят формально-рациональному господству как безличному.
Таким образом, харизматический принцип легитимности, в отличие от формально-рационального, авторитарен. По существу, авторитет харизматического лидера базируется на его силе – только не на грубой, физической, а на силе его внутреннего дара. Легальное господство, по Веберу, имеет более слабую легитимирующую силу, чем традиционное и харизматическое. Возникает законный вопрос: на каком основании делается такой вывод? Чтобы ответить на него, следует еще раз обратить внимание на то, что представляет собой легальный тип господства. Как уже отмечалось, Вебер за основу легального господства берет целерациональное действие, В чистом виде легальное господство не имеет ценностного фундамента, не случайно этот тип господства осуществляется формально-рационально, где “бюрократическая машина” должна служить исключительно интересам дела. Источники власти В древности физическое превосходство рождало власть – кто сильнее, тот и правит. Затем, по мере развития цивилизации, власть стала наследоваться монархами. Позднее символ власти превратился в капитал – кто обладает им, у того власть над промышленностью и над людьми. 1) традиционные – насилие, наследство, богатство. Во второй половине 20 в. все чаще стали писать о знании как об еще одном, специфическом источнике власти. Хотя еще Ф.Бэкон 400 лет назад говорил, что знание – сила. Сущность 2 тезиса: 1)признание наличия некоей абстрактной власти, оказывающейся самотождественной, 2) власть как качество или сила, которая находится в распоряжении ее временных хранителей. Методы властвования: Ранжируют в зависимости от соотношения в управлении принуждающего насилия и согласия. Принуждение, убеждение, стимулирование. Стили властвования: Зависит от стиля поведения правителей. Например, теория деления групп на львов и лисиц у Парето. Классификации политических лидеров.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы