Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Теория общечеловеческой цивилизации
В теории мировой, общечеловеческой цивилизации выделяются ее отдельные стадии (этапы). Известные американские ученые Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и др. называют в общемировом цивилизационном процессе три основные стадии: § доиндустриальную (аграрную); § индустриальную, начало которой было положено первой промышленной революцией в Европе; § постиндустриальную (информационное общество), возникающую с превращением информационных технологий в определяющий фактор развития общества. Характерные черты доиндустриальной (аграрной) цивилизации: § преобладание аграрного производства и натуральною обмена продуктов; § подавляющая роль государства в общественных процессах; § жесткое сословное деление общества, низкая социальная мобильность граждан; § преобладание обычаев и традиций в духовной сфере жизни общества. Характерные черты индустриальной цивилизации: § преобладание промышленного производства с возрастающей ролью науки в нем; § развитие товарно-денежных отношений; § высокая социальная мобильность; § возрастание роли индивидуализма и инициативы отдельной личности в борьбе за ослабление роли государства, за повышение роли гражданского общества в политической и духовной сфере жизни общества. Постиндустриальная цивилизация (информационное общество) обладает следующими характеристиками: § автоматизация производства товаров массового потребления, развитие сферы услуг; § развитие информационной техники и ресурсосберегающих технологий; § развитие правовой регуляции общественных отношений, стремление к гармоничным отношениям между обществом, государством и личностью; § начало попыток разумного взаимодействия с окружающей средой, решения глобальных разнообразных проблем человечества. Формационный подход к историческим явлениям
Яндекс.Директ Анализ общества с позиций теории общемировой цивилизации близок к формационному подходу, сформированному в рамках марксизма. Под формацией понимается исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа материального производства. Ведущую роль играет базис - совокупность экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Совокупность политических, правовых, религиозных и иных взглядов, отношений и учреждений составляет надстройку. Общественное сознание Одним из элементов надстройки выступает общественное сознание, т. е. совокупность взглядов данного общества на различные стороны устройства мира и социальной жизни. Эта совокупность взглядов имеет определенную структуру. Взгляды делятся на два уровня. Первый уровень составляют эмпирические (опытные) взгляды людей на мир и собственную жизнь, накопленные на протяжении истории данного общества, второй — теоретические системы идей, разработанные профессиональными исследователями. Кроме того, взгляды делятся на группы в зависимости от области решаемых вопросов. Эти группы идей принято называть формами общественного сознания. К таким формам относят: знания о мире в целом, о природе, об общественной жизни, правовые знания, мораль, религию, идеи о красоте и проч. Эти идеи на теоретическом уровне выступают в виде научных дисциплин: философии, политологии, юридических наук, этики, религиоведения, эстетики, физики, химии и др. Состояние и развитие общественного сознания определяются состоянием общественного бытия, т. е. уровнем развития производительных сил общества и характером его экономического базиса. Социальная революция Источником развития общества считаются противоречия между производительными силами и производственными отношениями, разрешающиеся в ходе социальной революции. Согласно этой теории человечество в развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом и соответствующей надстройкой. Каждой формации свойственны определенная основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике. Стадии первобытного общества, рабовладельческого общества и феодального общества соответствуют аграрной цивилизации. Капиталистическая формация соответствует индустриальной цивилизации. Высшая формация — коммунистическая — с ее наилучшими с точки зрения марксизма принципами общественного устройства строится на наиболее развитом экономическом базисе. Обычно называют следующие недостатки формационного подхода: § предопределенность, жесткая неизбежность развития исторического процесса; § преувеличение роли экономического фактора общественной жизни; § недооценка роли духовных и других надстроечных факторов. В настоящее время формационная теория переживает кризис, более распространенным становится цивилизационный подход к изучению исторического процесса. Цивилизационный подход имеет более конкретный исторический характер, учитывает не только материально-технические аспекты общественного развития, но и влияние факторов, возникающих в других сферах общества. В целом формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют, обогащают друг друга. В общественных науках давно идут дискуссии по принципиальному вопросу: движется мир к единой цивилизации с общечеловеческими ценностями или реализуется тенденция к культурно-историческому многообразию и человечество будет представлять собой совокупность локально развивающихся цивилизаций? Сторонники первой точки зрения ссылаются на бесспорные факты распространения ценностей, зародившихся в европейской цивилизации: рыночной экономики, идейного плюрализма, правового государства, гуманизации, демократизма, современных технологий и др. Сторонники второй позиции подчеркивают, что в основе развития любого жизнеспособного организма, в том числе общественного, лежит взаимодействие противоположных сторон, разнообразие. Распространение же единых, общих для всех народов ценностей, культурных укладов жизни, глобализация мирового сообщества якобы влекут конец развития человечества. Различные теории дают возможность по-разному увидеть историю. В формационной и общецивилизационной теориях на первый план выходят общие для всего человечества законы развития, в теории локальных цивилизаций — индивидуальное разнообразие исторического процесса. Таким образом, различные подходы имеют свои преимущества и дополняют друг друга. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы