Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Возвращение блудного сына
«Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15: 18, 19).
· Значение пропущенных слов. В книге Роберта Алтера «Искусство библейского повествования», исследователи открывают новые значения библейских историй, находя в них важное богословское значение. Алтер привносит новое понимание различных литературных приемов, которые использовались библейскими писателями с уникальной целью — раскрыть историю Божьей любви к человечеству.
Диалог — это основное средство, через которое библейские авторы рассказывают истории. Они влагают слова в уста героев, чтобы открыть особенности их характера, раскрыть их взаимоотношения с другими людьми, разоблачить мотивы, которые лежат за их поступками, и извлечь духовные уроки, которые несет в себе данный рассказ. Например, повторение деталей библейскими авторами сейчас рассматривается как сделанные умышленно, а не как недостатки стиля написания. Подобные повторения говорят читателю, что эта деталь имеет большое значение для понимания вести, поэтому автор, находясь под влиянием Святого Духа, пытается подчеркнуть ее.
Еще один литературный прием, используемый библейскими авторами, — умышленное изменение последовательности повторения слов героями рассказа. Иногда говорящий пропустит что-нибудь или изменит свои слова, когда повторяет их в другом месте. Любые изменения в диалоге, даже самые незначительные, привлекают особое внимание читателя. Алтер утверждает, что это не просто ошибки или плохой стиль написания. Эти изменения в языке и деталях продуманы библейскими авторами. Читатели должны быть уверены, что большая доля первоначального смысла сокрыта в этих измененных деталях.
Подобные явления находят и в притче о блудном сыне. Мы видим изменение речи блудного сына: между тем, что он хотел сказать при встрече с отцом, и тем, что он сказал на самом деле. В Евангелии от Луки 15: 17—19 написано следующее:
Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим: прими меня в число наемников твоих».
В 21-м стихе мы находим слова сына, которые он сказал при встрече с отцом.
Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобой и уже недостоин называться сыном твоим».
Здесь очевиден пропуск фразы. Сын не произносит ту часть своих слов, где он просит отца сделать его одним из своих наемников. Если, по предположению Алтера, этот пропуск не является ошибкой автора, какую весть пытался донести до Своих слушателей Иисус, рассчитывая, что мы ее не пропустим? Какая важная духовная истина заключается в этом пропуске?
Когда блудный сын произносил свои слова, он знал, что он сделал. Он знал, чего он заслуживает. И он считал, что его отец будет слушать его, только если тот должным образом покается и будет работать на него, подобно рабу, до конца своих дней. Он знал, что даже его извинений и желания покориться тяжелому труду не достаточно для того, чтобы снова стать сыном.
· Радуйся благой вести. Если мы не придадим значение этому пропуску, мы можем заключить, что блудный сын был прав в своих рассуждениях о том, что отец на самом деле благожелательный, но за его доброту нужно заплатить определенную цену. Однако в этой истории есть благая весть, потрясающая благая весть, которую подчеркивает данный пропуск. И она представлена в 20-м стихе:
«И когда она был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его».
В тот момент благая весть о благодати отца пропитала все существо блудного сына. Не нужно очищать себя или стать достаточно уважаемым прежде, чем вернуться домой. Пропуск в 21-м стихе — это способ автора написать благую весть заглавными буквами, чтобы ее могли увидеть все, кто имеет глаза.
Роберт Кэпон в своей книге «Притчи благодати» утверждает:
«Мы прощены не потому, что сами себя сделали достойными прощения, и даже не потому, что у нас есть вера. Мы прощены исключительно потому, что есть Прощающий. Нам, может быть, так же, как блудному сыну, трудно поверить в это до тех пор, пока мы не увидим это собственными глазами. Однако Бог, Который поступает так же, как и отец, прощающий своего блудного сына, никогда не имел других намерений» (Кэпон, 1988, с. 140, 141).
Пропущенный отрывок в речи блудного сына является вечным напоминанием о том, что в отношениях с нашим Небесным Отцом нет никаких промежуточных шагов между прощением и торжеством радости. Лука повторяет историю, рассказанную Иисусом таким способом, чтобы она достигла сердец. Спросите себя: «Какие изменения эта благая весть произвела в моей жизни, в моих взаимоотношениях с супругом и с детьми? »
· Поразмышляйте над возвращением блудного сына. Генри Нувен знает, насколько трудным бывает этот путь, путь, знакомый всем, чье сердце тянется к дому:
«Заявляя о своей истинной принадлежности к детям Божьим, я продолжаю жить так, как будто Бог, к Которому я возвращаюсь, требует от меня объяснений. Я продолжаю думать о Его любви, как об условной любви, и о доме, как о месте, в радушии которого я до сих пор не уверен. По пути возвращения домой я продолжаю питать сомнения о том, буду ли я с радостью принят, когда приду туда. Когда я смотрю на свой духовный путь, длительное и утомительное путешествие домой, я вижу, насколько я наполнен чувством вины за прошлое и беспокойством о будущем. Я осознаю свои недостатки и знаю, что я потерял свое право быть сыном, но я еще не способен полностью поверить в то, что как бы ни были велики мои недостатки „благодать всегда больше“. Одно из наиболее сложных испытаний в духовной жизни — это принятие Божьего прощения» (с. 52, 53).
Почему бывает так сложно принять дар Божьей благодати и позволить Ему бросить наши грехи на глубину морскую и дать нам новое начало?
Как бы вы описали чувства блудного сына, когда тот сценарий, который он написал, чтобы заслужить принятие, оказался полным безумием, и он решил полностью довериться состраданию и милости Отца?
Представьте себя в объятиях Небесного Отца. Почувствуйте Его сильные руки, крепко держащие вас, даже когда Он объявляет начало праздника. Представьте, что вы отдыхаете всей душой в Божьей любви и благодати и что вы уже стали новым творением, которым Бог назвал вас во Христе.
Почему необходимо стать блудным сыном, возвратившимся домой, и полностью отдать себя в объятия Небесного Отца прежде, чем самому стать радушным отцом?
Радушный Отец
Сын начал свою речь… Но отец не слушал его. Он позвал своих слуг: «Быстрее! Принесите чистую одежду и оденьте его, дайте фамильный перстень на руку его и обувь на ноги; приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся! » (см. Лк. 15: 22—24).
· Малая группа по изучению Библии. Вытяните по одному из нижеприведенных библейских стихов или используйте те, которые придут вам на память. Объединившись в малой группе, создайте свой собственный псалом о Небесном Отце.
Быт. 17: 7, 8 (Пс. 105: 8—10); Пс. 9: 7—9, 12; Пс. 23 (Ин. 10: 11—16); Пс. 33: 18; Пс. 90: 1—4; Пс. 93: 14; Пс. 102: 1—18; Притч. 3: 12; Ис. 49: 15, 16, 25; Иез. 33: 11; Ос. 11: 3, 4, 8, 9; Мих. 7: 18, 19; Зах. 3: 1—7; Мф. 7: 9—11; Мф. 23: 37; Ин. 3: 16, 17; Ин. 16: 23—27; Иак. 1: 17, 18; 1 Петр. 5: 7; 1 Ин. 4: 7—10, 19; Рим. 1: 18—32; Рим. 5: 1—11; Рим. 8: 31—35, 38, 39; 2 Кор. 5: 18, 19; Еф. 2: 4; Гал. 4: 4—7; Евр. 13: 5, 6; Откр. 15: 3, 4.
Напишите стихи вашего псалма на бумажных карточках. Расположите их таким образом, чтобы создать выразительный дар хвалы и благодарности. Используйте припев, к примеру «Его любовь длится вечно», как, например, это сделано в 136-м псалме, чтобы соединить ваш псалом воедино. Пронумеруйте эти карточки и раздайте членам вашей группы по одной или больше, чтобы прочитать их по очереди, а припев читайте все вместе как отклик общины. С радостью читайте этот псалом в малой группе во славу Небесного Отца. Если позволяет время, представьте ваш псалом всей церкви.
· Живой портрет. Если бы вам пришлось нарисовать живой портрет Небесного Отца по известным вам библейским историям и исходя из вашего личного опыта с Богом, то как бы он выглядел? Какой след оставляет на вашем портрете история о расточительном отце? Как бы вы описали Его руки? Его объятия? Его присутствие? Тон Его голоса? Его заботу? Его поддержку? Его исправления? Его любовь? Как ваш портрет отражает слова Иисуса «Видевший меня видел Отца» (Ин. 14: 9)?
· Притянутый за руки. Нувен замечает, что «настоящим центром на картине Рембрандта являются руки отца» (с. 96) — руки, которые хотят только исцелять и благословлять.
«Здесь я вижу такого Бога, в которого хочу верить: Отца, который от начала творения распростер Свои руки в милосердном благословении, никогда никому не навязывая Себя, но всегда ожидающий; никогда не позволяющий Своим рукам опуститься в отчаянии, но всегда надеясь, что Его дети возвратятся, и Он сможет сказать им слова любви, и Его усталые руки смогут отдохнуть на их плечах» (с. 95, 96).
Что привлекает вас к этим рукам? Согласны ли вы с Нувеном, что притча о блудном сыне призывает нас стать настоящими отцами и простирать свои руки к нашим потерянным детям, другим членам семьи и окружающим людям (1 Кор. 5: 18—21)?
Что вы скажете и сделаете сегодня, чтобы достичь своей любовью ваших детей и других близких вам людей, исцелить и благословить их во имя Христа?
Старший сын На первый взгляд, старший сын кажется безупречным. Но сопротивляясь радости отца при возвращении своего младшего брата, темные силы изверглись из него и выплеснулись на поверхность (Генри Нувен).
· Сделайте постановку отрывка, записанного в Лк. 15: 25—30. Как вы думаете, почему Лука посвятил целую треть рассказа реакции старшего брата? Какие существуют доказательства того, что старший сын, несмотря на то, что никогда не покидал дом, также является потерянным ребенком? Как его реакция на праздник, посвященный его брату, открыла состояние его сердца? Откуда вы можете знать, что его послушание и служение отцу было продиктовано любовью, а не чувством долга? Исходя из вашего личного опыта и опыта ваших знакомых, как вы можете подтвердить истинность слов Нувена о старшем сыне:
«Потерянное состояние старшего сына намного сложнее заметить. В конце концов, он все делал правильно. Он был послушным, исполнительным, трудолюбивым. Люди уважали его, восхищались им, хвалили его и, похоже, считали его образцовым сыном. На первый взгляд, старший сын кажется безупречным. Но сопротивляясь радости отца при возвращении своего младшего брата, темные силы изверглись из него и выплеснулись на поверхность. И вдруг все увидели его возмущенный, гордый, злой, эгоистичный нрав, который оставался спрятанным глубоко внутри и так с годами рос и становился все сильнее» (1992, с. 71).
Старший сын был свидетелем того же события, что и отец, — возвращения сына, но оно было для него хуже смерти. Сердце отца было наполнено непосредственной радостью и праздником. Другие же не могли разделить эту радость, потому что «радость и негодование не могут сосуществовать» (Нувен, с. 73). Он не мог заставить себя прийти и насладиться праздником. В своей самоправедной горечи, осуждении, «скрытом» гневе, старший сын позволил темным силам завладеть собой.
Почему старшему сыну было так сложно радоваться прощению и щедрости своего отца?
· Рассмотрите изображение старшего сына на картине Рембрандта Как это расширило ваши представления о старшем сыне из практики Иисуса, как о человеке?
Какое значение, на ваш взгляд, имеет то, что он стоит прямо и неподвижно, возвышаясь над сценой, которая разыгрывается перед ним?
· Как бы вы закончили эту незаконченную историю? · Иисус не рассказал своим слушателям конец этой истории со старшим братом. Придет ли он к пониманию того, кто он есть на самом деле — такой же потерянный сын, нуждающийся в том, чтобы отец нашел его? Получит ли он от отца бесценный дар прощения? Присоединиться ли он к празднику и получит ли удивительную благодать? Мы этого не знаем.
Если бы вы могли записать конец этой истории так, как Бог желал бы ее закончить, что бы вы написали для каждого старшего брата? Какое глубокое значение имела бы такая концовка в свете библейского отрывка: «Человеку это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19: 26)?
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-07; Просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы