Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Только три праведника осталось в мире. Злое состояние людей перед Потопом.



• Но Енох хранил заповедь Иареда, отца своего, и продолжал служить в пещере.

• Это тот самый Енох, с которым произошло много чудесного, и который также написал знаменитую книгу; но чудеса эти нельзя описать здесь.

• И после этого сыны Сифа сбились с пути и пали, и они, и их дети, и их жены. И когда Енох, Мафусал, Ламех и Ной увидели их, сердца их восскорбели из-за падения их в сомнение, полное неверия; и они плакали и искали милости у Бога, дабы сохранить их и вывести их из того нечестивого рода.

• И Енох продолжал свое служение перед Господом в течение трехсот восьмидесяти пяти лет, и в конце этого времени он узнал по благодати Божией, что Бог хотел забрать его от земли.

• И тогда сказал он сыну своему: «Сын мой, я знаю, что Бог хочет навлечь на землю воды Потопа и уничтожить создание наше.

• И вы — последние правители этого народа на этой горе; ибо я знаю, что не останется ни один из вас, чтобы рожать детей на этой святой горе; и ни один из вас не будет править детьми своего народа; и не останется от вас никакого большого общества на этой горе».

 

• И Енох также сказал им: «Блюдите душу свою и твердо держитесь страха Божия и вашего служения Ему, и поклоняйтесь Ему в вере праведной, и служите Ему в правде, и целомудрии, и суждении, и в покаянии, и также в чистоте».

• И когда Енох закончил свои повеления им, Бог перенес его с той горы в страну жизни, в обители праведных и избранных, в райское жилище радости, во свет, достигающий до небес; свет, наход ящийся за пределами света мира сего; ибо это свет Божий, который наполняет собой всю вселенную, но который ни одно место неспособно вместить.

• И так, поскольку Енох был во свете Божием, он оказался недосягаемым для смерти; до тех пор, пока Бог не даст ему умереть.

• И в целом ни один из наших отцов или их детей не остался на святой горе той, кроме Мафусала, Ламе* ха и Ноя. Ибо все остальные спустились с горы и впали в грех с сынами Каиновыми. И потому та гора стала запретна для них, и никто не остался на ней, кроме тех трех мужей.

 

ВВЕДЕНИЕ

Совершенно иная енохическая рукопись сохранилась на славянском языке. Этот текст, названный «Вторым Енохом» и в большинстве случаев именуемый «Славянской Книгой Еноха», был обнаружен в 1886 году профессором Соколовым в архивах Белградской Публичной библиотеки. Оказывается, что так же, как эфиопская Книга Еноха («Первый Енох») сумела в Vi веке избежать изъятия Церковью енохических текстов из употребления в области Средиземного моря, и елавянская Книга Еноха уцелела где-то далеко, через долгое время после того, как рукописи оригинала, с которых она списывалась, были уничтожены или спрятаны.

Специалисты в области енохических текстов высказывают предположение о том, что пропавший оригинал, с которого был сделан славянский список, мог быть греческой рукописью. Последняя же, в свою очередь, могла основываться на еврейской или арамейской рукописи.

Многие арамейские фрагменты Первого Еноха были найдены за последние несколько десятилетий в Кумранских пещерах, где сохранились писания ессеев, показывающие, насколько важна была Книга Еноха для

 

общины ессеев. Возможно также, что само ядро славян* ской Книги Еноха, Книга тайн Еноха, была известна братству ессеев, несмотря на то, что ни одна из ее записей не была обнаружена среди немногих разрозненных останков этой общины.

Славянский текст свидетельствует о многочисленных добавлениях к первоначальной рукописи, сделанных позднее. Подобное редактирование нередко ветречается в религиозных текстах и, к сожалению, оно может включать в себя удаление некоторых мест учения, признанных «ошибочными».

Из-за того, что в славянской Книге Еноха встречается определенная календарная дата, некоторые исследователи заявляют о том, что этот текст не мог быть написан ранее VII века по Р.Х. Большинство ученых видят в славянской Книге Еноха влияние христианства и потому относят ее к самым ранним текстам, к I веку н. э.

Однако некоторые склонны рассматривать эти сомнительные фрагменты не как свидетельство христианского авторства, а как поздние христианские вставки в более ранний текст рукописи. К примеру, Р. X. Чарльз, специалист по енохическим текстам, считает, что даже лучшая из двух славянских рукописей содержит интерполяции и, с текстологической точки зрения, «искажена».

Многие ученые согласны с тем, что славянская Книга Еноха является эклектическим и синкретистическим текстом, вероятно, составленным христианскими авторами, но, возможно, имеющим истоки в более ранней традиции. Несмотря на то что этот текст признан отдельной частью литературной традиции, относящейся

 

к патриарху Еноху, он вполне мог быть обусловлен Первым Енохом.

Таким образом, славянская Книга Еноха могла сохранить другую часть глубокого учения о падших ангелах, известного ранним иудейским племенам, но по большей мере утраченного для нас. Вот почему славянская Книга Еноха имеет такую ценность, несмотря на свои дефекты, полученные от редакторской правки.

Итак, хотя редакторы многих последующих веков и оставили свои отпечатки на этой рукописи, тем не менее это вовсе не означает, что они полностью исказили подлинность и древность этой книги и ее учения. Со многих ее страниц все так же звучит отголосок истины.

Как и в случае с эфиопским текстом Первого Еноха, главы данной книги могут оказаться, точными копиями нескольких отдельных и больших по размеру книг. Многие ученые усматривали в Первом Енохе отдельные книги со следующими названиями: Книга древности, Первая и Вторая книги Стражей, Первая книга тайн или Видение Премудрости, Видение Ноя и Истор ия и Астрономическая книга. Возможно, что за текстом славянской Книги Еноха стоит похожий, только по-другому составленный, ряд источников.

Енох сообщает нам, что он написал 366 книг. Почему бы тогда нам не допустить, что за данной славянской Книгой Еноха может стоять одна, или две, или десять из его «утраченных» книг?

[То, что мы включили сюда Книгу тайн Еноха и апокрифические произведения, которые помещаются в разделе «Енох в забытых книгах», вовсе не означает,

 

 

что они обязательно должны быть того же духовного калибра, что и сама Книга Еноха, которая представля־ ет собой самый длинный и самый важный документ в енохической литературе. Однако эти малые произведения подчеркивают подлинность Книги Еноха одновременно своим заимствованием темы (как в Книге тайн Еноха) и прямыми цитатами (как в Книге Юби’ леев и Заветах двенадцати патриархов).]

 

♦ И Господь призвал меня״.►

 

Глава I

Рассказ об устройстве мира, открывающий механизм движения солнца и луны. Астрономия и весьма занятный древний календарь. См. главы 15-17, а также 21. О том, на что был похож мир до Сотворения, см. главу 24. Особый колорит вносит глава 26, уникальный рассказ о том, как был сотворен Сатана (глава 29).

• Был муж мудрый, великий изобретатель, и Господь возлюбил его и взял его, дабы он увидел высшее житие, дабы стал он свидетелем премудрого, и великого, и непостижимого, и непреходящего царства Бога Вседержителя, самого изумительного, преславного, пресветлого и многоочитого предстояния слуг Господа, и неприступного престола Господа, и степеней, и прояв־ лений бесплотного воинства, и неописуемого служения многого множества стихий, и различных видений, и несказанного пения воинства Херувимов, и света безмерного.

• Когда мне исполнилось сто шестьдесят пять лет, сказал он, у меня родился сын Мафусаил.

• Затем я еще прожил двести лет. А вся моя жизнь продолжалась триста шестьдесят пять лет.

 

• В один день первого месяца я был всвоем доме один и лежал на одре, почивая.

• Во время сна обильная скорбь охватила сердце мое, и я заплакал очами своими во сне, и не мог понять, что означает сия скорбь, или что будет со мною.

• И явились два мужа столь великих, каких никогда не видел я на земле: лица их сияли подобно солнцу, а очи их были словно свечи горящие, из уст исходил огонь, одеяния напоминали причудливую пену, тело переливалось разноцветными красками, крылья были светлее золота, а руки — белее снега.

• Они встали у изголовья одра и окликнули меня по имени.

• Я пробудился и впрямь увидел стоящих предо мной мужей.

• Взглянул я на них, поклонился и ужаснулся, и лицо мое исказилось от страха. И сказали они мне:

• «Дерзай, Енох, не бойся! Послал нас к тебе вечный Господь. И вот сегодня ты вознесешься вместе с нами на небо. Накажи своим сыновьям и домочадцам, что им де~ лать без тебя на земле в твоем доме. И пусть никто не ищет тебя, пока Господь не возвратит тебя к ним».

• Послушался я их, и быстро вышел из дома и закрыл двери, как мне и велели. И позвал я сыновей своих: Мафусаила, Регима и Гаидада, и поведал им о всех чудесах, какие сказали мне те мужи.

Глава 2

Наставление. Как Енох наставлю своих сынов.

Послушайте, чада мои! Не знаю, куда я иду, и что меня ждет. И теперь, чада мои, говорю я вам: не от*

 

ступайте от Бога и не поклоняйтесь идолам, что не создали ни небес, ни земли, ибо и сами они, и те, кто им поклоняется, погибнут. Пусть Господь укрепит сердца ваши в страхе Его. А теперь, чада мои, пусть никто меня не ищет, доколе Господь не возвратит меня к вам.

Глава 3

О          вознесении Еноха; как ангелы взяли его на первое небо.

И было, когда говорил Енох сыновьям своим, ангелы взяли его на крылья свои, и вознесли его на первое небо, и поставили на облака. И взглянул я там, и снова взглянул ввысь, и узрел я эфир. И так вознесли меня на первое небо и показали мне Море великое, паче земного.

Глава 4

Об        ангелах, управляющих звездами.

Потом привели меня к старейшинам и владыкам звездных чинов и показали двести ангелов, управляющих звездами и их служением небесам, летающих на крыльях и обходящих все планеты.

Глава 5

О          том, как ангелы бдят над хранилищами снега.

И здесь взглянул я вниз и узрел хранилища снега, и ангелов, бдящих над этими страшными хранилищами, и облака, откуда они появляются и куда уходят.

 

О          росе и масличном елее, и о различных цветах.

И они показали мне хранилища росы, как елей мае־ личный, и вид их — как все цветы земные. Увидел я и ангелов, стерегущих хранилища те, и то, как они открывают и затворяют их.

Глава 7

том, как Енох был взят на второе небо.

• И взяли меня мужи те, и возвели на второе небо. И показали мне тьму непроглядную, паче земной. И здесь узрел я висящих в цепях узников, ожидающих великого и безмерного суда И ангелы эти были более темноликими, чем земная тьма и непрестанно и всечасно испускали плач.

• И спросил я мужей, бывших со мною: «Почему они мучаются беспрестанно? » И отвечали те мужи: «Это 60гоотступники, ослушавшиеся заповедей Господних, еледовавшие своей воле и отступившие от Господа вместе со своим князем, который также связан на пятом небе».

• И пожалел я о них весьма, и поклонились мне те ангелы и сказали: «Человек Божий, помолись о нас Господу! » И сказал я им в ответ: «Да кто я такой, простой смертный, чтобы молиться за ангелов? Кто знает, куда я иду, что меня ожидает, и кто будет молиться за меня? »

Глава 8

вознесении Еноха на третье небо.

• И взяли меня оттуда мужи те, и возвели на третье небо, и поставили меня там; и взглянул я вниз, и

 

увидел плоды этих мест, красоты незнаемой по виду своему.

• И увидел я всякие благоцветные деревья и их плоды благоуханные, и всякие яства, производимые ими, изобилуют с благовонным дуновением.

• И посреди тех деревьев росло древо жизни, на котором почивает Господь, когда входит рай, и древо то несказанно прекрасно благоуханием и прекраснее любого творения. Оно отовсюду златовидно, красно, огнеобразно и покрывает собой все. И оно сочетает в себе все плоды.

• Корень его находится в саду, на краю земли.

• Рай же лежит между тлением и нетлением.

• И выходят два источника, которые источают мед и млеко, а их источники источают елей־ и вино, и они раз־ деляются на четыре части, и тихо струятся и вливаются в РАЙ ЕДЕМСКИЙ между тлением и нетлением.

• И они выходят оттуда и бегут по земле, обращаясь по кругу, подобно остальным стихиям.

• И нет здесь неплодоносящего дерева, и всякое место благословлено.

• Триста светлейших ангелов охраняют рай и своим непрестанным сладкозвучным пением и немолчными голосами денно и нощно служат Господу.

• И воскликнул я: «Как прекрасно это место! » И сказали мне мужи:

Глава 9

Еноху показывают место праведных и милосердных. Место это, Енох, уготовано праведникам, которые претерпят напасти от тех, что причиняют зло их душам,

 

и которые отвратят очи свои от неправды и сотворят суд праведный, чтобы дать хлеб алчущим и покрыть нагого одеждой, и поднять падшего, и помочь обиженным и сирым; и которые ходят без вины пред лицем Господа и Ему одному служат, — тем уготовано сие место в наследие вечное.

Глава 10

Здесь Еноху показаны страшное место и различные мучения.

• И те двое мужей вознесли меня на север неба, и показали мне там место весьма страшное: всякое томление и мучение были на месте том, и тьма жестокая, и мгла неосвещенная, и нет там света, но огонь мрачный разгорается всегда на месте том, и река огненная вытекает, и на всем месте том повсюду огонь, и повсюду там стужа и лед, и жажда и трепет, и узилища жестокие весьма, и ангелы лютые и немилосердные, носящие злое оружие и мучающие без милости. И сказал я:

• «О горе горькое! сколь страшно место сие! »

• И отвечали мне мужи те: Это место, Енох, уготовано для тех, которые не почитают Бога и вершат на земле противоестественный грех, который есть развращение детей по образу содомскому, для тех, которые творят колдовство и волхвование, и диавольские чародейства, и похваляются делами своими нечестивыми — воровством, ложью, клеветой, завистью, злобой, любодеянием, убийством, — и которые, проклятые, крадут души человеческие, которые, видя бедных, отбирают у них имущество и богатеют, обидою присваивая чужое добро; и могут насытить голодных, но умерщвляют го

 

лодом алчущего; и, имея возможность одеть нагих, раздевают; и которые не познали Творца своего, но поклонялись богам бездушным (т.е. безжизненным), богам суетным, не могущим ни видеть, ни слышать; которые также создавали идолов и поклонялись нечистому тво рению рук своих. Всем им уготовано это место в удел вечный.

Глава 11

Здесь Еноха возвели на четвертое небо, где пребывает движение солнца и луны.

1И взяли меня мужи те, и возвели на четвертое небо. И показали они мне здесь все шествия, движения и течения солнечного и лунного света.

• И, соизмерив их шествия и сопоставив их свет, увидел я, что свет солнца ярче луны.

• Солнечная же колесница, на которой солнце носится по кругу, подобна ветру, и нет ей покоя ни днем, ни ночью.

• Ее проход и заход сопровождают четыре огромных звезды, и под каждой звездой было еще по тысячи звезд справа от солнечной колесницы, и четыре слева, с тысячей звезд под каждой из них. Всего их насчитывается восемь тысяч, и все они зависят от солнца.

• Водят же солнце днем сто пятьдесят тысяч ангелов.

• А шестикрылые ангелы идут перед колесницей в пламени огненном, и сто ангелов дают солнцу огонь и зажигают его.

 

самих удивительных солнечных стихиях.

• И я взглянул и увидел другие летящие стихии со лнца, имена которым Феникс и Халкидра, удивительные и чудесные. Ноги и хвосты у них львиные, а головы — крокодильи, окрашены они цветами небесной радуги; величиной по девятьсот мер, и крылья у них подобны ангельским, у каждого по двенадцать крыльев, и они мчат колесницу солнца, и несут они росу и зной, как повелит им Господь.

• Так заходит и восходит солнце и поднимается под небом, и путь его проходит под землей с непрестанным светом его лучей.

Глава 13

Ангелы взяли Еноха и отнесли его на восток к ератам солнца.

• И отнесли меня мужи те на восток, и отнесли меня к вратам солнца, из которых выходит солнце в положенные времена и по обращениям луны всего года, и по числу часов дня и ночи.

• И увидел я шесть врат отверстых, и каждые врата величиной в шестьдесят одну стадию и четверть стадии, и я измерил их по правде, и постиг, что они слишком велики, и из них восходит солнце и идет на запад, и наступает вечер, и восходит в течение всех месяцев, и снова возвращается шестыми вратами по истечению срока своего. И так заканчиваются дни года по обращению времен.

 

Отнесли Еноха на запад.

• И опять понесли меня мужи, теперь уже к западным пределам, и показали шесть больших врат, открытых в сторону, противоположную восточным вратам. В них солнце заходит по истечению трехсот шестидесяти пяти и одной четверти дня.

• Так заходит оно снова в западные врата и уводит свой свет, величие блеска его, под землю; ибо его сияющий венец находится на небесах с Господом и четыреста ангелов охраняют его, когда солнце разворачивает свою колесницу под землю и семь часов проводит в ночи без света, и половину своего пути проходит под землей, а затем подходит к востоку на восьмой час ночи и несет свой свет и сияющий венец, и солнце пылает более чем огонь.

Глава 15

Солнечные стихии, Феникс и Халхидра поют.

• Тогда Феникс и Халкидра начинают петь стихи, и все птицы на земле бьют крыльями, радуются Дающему свет и поют песню по велению Господа.

• Дающий свет идет и несет сияние всему миру, и хранитель утра облекается в форму, которая состоит из лучей солнца, и солнце земное выходит и загорается, чтобы осветить все лицо земли. Й показали мне, как расчесть путь солнца.

• И врата, коими оно входит, суть огромные врата исчисления часов года; И потому солнце есть творение великое, чей оборот длится двадцать восемь лет, а затем снова начинается сначала.

 

Глава 16

 

Взяли Еноха и снова отнесли его на восток, к пути луны.

• Показали мне также те мужи другой путь — шествие луны, и двенадцать огромных вечно обращенных к востоку врат. Через них заходит и восходит она в онределенное время.

• Она восходит через первые врата, расположенные к восточным пределам от солнца, ровно тридцать один день, через вторые — ровно тридцать один день, через третьи — ровно тридцать дней, через четвертые — ровно тридцать дней, через пятые — ровно тридцать один, через шестые — ровно тридцать один день, через седьмые — ровно тридцать дней, через восьмые — ровно тридцать один день изрядно, через девятые врата — ровно тридцать один день, через десятые — тридцать дней вестимо, через одиннадцатые — ровно тридцать один день, через двенадцатые — ровно двадцать восемь дней.

• Также и проходит она и западными воротами — по обращению и по числу восточных ворот, и совершает солнечный год в триста шестьдесят пять дней с четвертью, в то время как лунный год имеет триста пятьдесят четыре, и ему не хватает двенадцати дней солнечного цикла, которые суть возраст луны за целый год.

• [И также великий цикл заключает в себе пятьсот тридцать два года.]

• Четверти дня недостает в течение трех лет, а четвертый год точно дополняет его.

• И потому дни те изъяты из счисления неба и года и в числе дней не сочтены, ибо превышают время годо

 

вое: два новомесячия в пору приращения луны и два других в пору умаления.

• Когда же заканчиваются западные врата, луна возвращается и идет к восточным со светом своим. И так луна движется день и ночь по небесным кругам, расположенным ниже всех других кругов, быстрее небесных ветров. И перед нею летят духи, и стихии, и ангелы; и у каждого ангела по шесть крыльев.

• Семикратный путь свой проходит она за девятнадцать лет.

Глава 17

О          пении ангелов, которое невозможно описать.

Посреди неба увидел я вооруженных воинов, которые служат Господу игрой на тимпанах и органах и непрестан но поют благими голосами, благами и непрестанными голосами и разнообразным пением, которое невозможно описать и которое изумляет всякий ум. Таким чудесным и уДивительным было пение тех ангелов, и насладился я, слушая его.

Глава 18

вознесении Еноха на пятое небо.

• И взяли меня оттуда мужи те, и вознесли меня на пятое небо. И я увидел там бесчисленное множество воинов, называемых Григореями. Обликом они походят на людей, ростом выше исполинов. Лица у них были мрачные, а уста вечно молчащие. Служба Господу на пятом небе не пелась. И сказал я мужам, бывшим со мною:

 

• «Почему они такие мрачные, с унылыми лицами и онемевшими устами, и отчего нет службы на этом небе? »

• И отвечали мне мужи те: Это Григореи, которые отвергли Господа света вместе со своим князем Сатанаилом. За ними же бродят те, кто ныне находится на втором небе, окруженном непроглядной мглой. Трое из них спустились на землю от престола Господа в местность Ермония и исполнили обет свой на хребте горы Ермон, и увидели дочерей человеческих, как они хороши, и взяли их себе в жены. И осквернили землю своими делами, те, которые во все времена жизни своей совершают незаконные кровосмешения, и порождают на свет исполинов и удивительных великанов, и сеют великую вражду.

• И того ради осудил их Господь великим судом, и вот, рыдают они о братии своей, и будут они наказаны в великий день Господень.

• И сказал я Григореям: «Видел я ваших братьев,

дела их, и великие мучения их. *И молился о них, но осудил их Господь пребывать под землей до скончания небес и земли».  "

• И сказал я: «Почему ждете вы, братья, а не творите службу перед лицом Господа? И не полагаете служения вашего перед лицом Господа, чтобы не прогневать Его вконец? ».

• И вняли они увещанию моему и стали на небе по четырем чинам; и вот, пока я стоял с теми двумя мужами, вострубили разом четыре трубы великим гласом, и запели стройно Григореи, и взошел их глас перед Господом со скорбью и умилением.

 

Глава 19

вознесении Еноха на шестое небо.

• Затем взяли меня те мужи и возвели на шестое небо. Там увидел я семь пресветлых и многославных ангелов. Лица их сияли ярче солнечных лучей, и не различались они обликом, поведением или облачением. Ведают эти чины движением звезд, изменениями луны и обращением солнца, и добрым управлением миром.

• Когда же наблюдают злые мирские дела, они учиняют заповеди и поучения и творят сладкое богогласное пение и всяческие славные хвалы.

• Это — архангелы, стоящие над ангелами и измеряющие всякое существо, будь оно небесное или земное. Им подчиняются ангелы, бдящие над реками и морем, и те, кто над всяким земным плодом, и ангелы, которые над всякой травинкой, дающие пищу всем, всякой живой твари. И ангелы, записывающие все человеческие души, и все дела их и жития людей перед ликом Господним. Среди них — шесть фениксов, шесть херувимов и шесть шестикрылых. И у них один глас, и поют они единогласно, причем пение их невозможно описать. И они радуются пред Господом у подножия Его.

Глава 20

Оттуда вознесли Еноха на седьмое небо.

• Затем взяли меня те мужи и возвели на седьмое небо. И увидел я безмерно яркий свет и огненное воинство великих архангелов, бесплотных сил, господств, и начал, и властей, херувимов и серафимов, престолы и многооких, девять полков, и светозарное стояние Офанимов.

 

И забоялся я и затрепетал от великого страха. Тогда те мужи взяли меня, повели за собой и сказали:

• «Дерзай, Енох, не бойся! » И показали мне издали Господа сидящего на Своем высочайшем престоле. Ибо что же может быть на десятом небе, если Сам Господь обитает здесь?

• На десятом небе — Бог, Который на языке еврейском называется Арават.

• И все воинства небесные приступали и выстраивались по чину десяти степеней, и кланялись Господу, и снова становились на свои места в радости и веселии, воспевая песни в свете безмерном тихими, кроткими голосами и славно служа Ему.

Глава 21

там, как ангелы оставили Еноха здесь, на краю седьмого неба, и, удалившись от него, стали невидимы.

• И херувимы и серафимы окружили Его престол, а шестикрылые не отступали от Него, стоя перед лицом Господним и творя Его волю, и они покрывали весь престол Его и пели тихим голосом перед лицом Господним: «Свят, свят, свят Господь Владыка Саваоф, небо и земля полны Твоей славы».

• И когда я все это увидел, сказали мне те мужи: «Енох, нам велено сопровождать тебя лишь до этого места». И отошли они, и больше я их не видел.

• Оставшись один на краю седьмого неба, устрашился я и пал ниц, говоря про себя: «Горю! за что мне такое выпало! »

• И послал Господь одного из славных Своих, архангела Гавриила, и тот сказал мне: «Дерзай, Енох, не -

 

бойся! Предстань перед ликом Господним вовеки, встань и иди со мной».

• И отвечал я ему, говоря про себя: «Господи, покинула меня душа моя от страха и трепета». И призывал к себе тех мужей, что привели меня в это место, ибо на них я уповал и с ними иду к лику Господню.

• И поднял меня Гавриил, как поднимает ветер лист, и поставил перед ликом Господним.

• И увидел я восьмое небо, называемое на языке еврейском Муцалот, смена времен, засухи и дождя, и двенадцати знаков Зодиака, которые над седьмым небом.

• И увидел я девятое небо, которое по-еврейски называется Кушавим, где стоят небесные жилища двенадцати знаков Зодиака.

Глава 22

На десятом небе архангел Михаил привел Еноха к лику Господню.

• На десятом небе, Арават, увидел я вид лица Господня, словно железо, раскаленное докрасна и вынутое из огня, источает искры и обжигает.

• И так увидел я лицо Господа. И лицо Господа было неописуемое, и чудное и престрашное, и очень, очень грозное.

• Но кто я таков, чтобы описывать неисповедимое существо Господа и лицо Его предивное? И как рассказать о лике Его многоученом и многогласном, и о престоле Господнем, превеликом и нерукотворном, о ликостоянии окружающих Его воинств херувимов и серафимов, о неумолчном их пении и о неисповедимом

 

образе Его красоты? И кто сможет передать несказанное величие Его славы?

• И пал я ниц и поклонился Господу. И Господь устами своими сказал мне:

• «Дерзай, Енох, не бойся! Поднимись и предстань перед ликом Моим вовеки».

• И поднял меня архистратиг Михаил и подвел к лику Господа.

• И сказал Господь слугам Своим, испытывая их: «Пусть приблизится Енох, чтобы стоять пред ликом моим вовеки». И поклонились Господу славные Его и молвили: «Пусть приблизится Енох по слову Твоему».

• И сказал Господь Михаилу: «Приступи и совлеки с Еноха земные ризы, и помажь его благим миром Моим, и облачи его в ризы славы Моей».

• И Михаил сделал так, как повелел ему Господь: помазал меня и облачил. И миро светилось паче самого яркого света, и было оно, словно роса благодатная, а благоухание и аромат его сверкали, будто солнечные лучи. И оглядел я самого себя, и стал подобен я одному из славных Его.

• И призвал Господь одного из своих архангелов именем Вревоил, превосходящего остальных быстротой ума и записывающего все дела Господни. И возгласил Господь Вревоилу:

• «Принеси книги из Моих хранилищ и борзописную трость и дай ее Еноху. И покажи ему избранные и утешительные книги из рук твоих».

Глава 23

О          писании Еноха, как он описал свои чудесные путешествия и небесные явления, и как сам написал триста шестьдесят шесть книг.

 

• И растолковал он мне небесные и земные дела: о море и всех явлениях, движениях и разгулах природ־ ных стихий; о солнце, луне, звездах, об их движении и изменении; о временах года, летах, днях и часах; о воехождении облаков и дуновении ветров; об ангельских числах и песнях воинства; о жизни человеческой, заповедях и поучениях; о сладкоголосном пении и обо всем, чему следует поучиться.

• И сказал Вревоил: «Вот все, что я должен был тебе рассказать, а ты записать. А теперь садись и запиши все души людей, несмотря на то, что многие из них родились, и отведенные им навеки места, ибо все души были предопределены к вечности еще до сотворения мира».

• И сидел я еще дважды тридцать дней и тридцать ночей и записал все точно. И написал я ־ триста шестьдесят шесть книг.

Глава 24

великих тайнах Божьих, которые Бог открыл и рассказал Еноху, и говорил с ним лицом к лицу.

• И призвал меня Господь, и сказал мне: «Енох, садись слева от Меня рядом с Гавриилом».

• И я поклонился Господу. И сказал мне Господь: Обо всем, что ты видел, Енох, возлюбленный, обо всем, что завершено, Я поведаю тебе от начала, когда не было еще того, что привел Я из небытия в бытие, и излевидимого в видимое.

• Слушай, Енох, и внимай словам Моим, ибо даже ангелам Моим не возвестил Я тайны Моей, и не поведал им, как сотворил их, ни о бесконечном Моем

 

царстве, и не постигли они Моего творения, о котором тебе Я возвещаю сегодня.

• Ибо прежде чем быть вещам видимым, Я один шествовал посреди невидимого, подобно солнцу от воетока до запада и от запада на восток.

• Но солнце находит покой в себе, Я же не обретал покоя, ибо Я создавал все вещи. И помыслил Я поставить основание и сотворить тварь видимую.

Глава 25

Бог рассказывает Еноху, как из самой глубины происходит видимое и невидимое.

• И повелел Я в глубине, да взойдет одно из невидимых в видимое. И вышел Адонл, и был он превелик весьма, и Я увидел его, и вот, имел он во чреве своем свет великий.

• И сказал Я ему: 4 Разрешись от бремени, Адоил, и да выйдет из тебя видимое»־.

• И разрешился он от бремени, и вышел из него свет великий. И Я был посреди великого света, и как рождается свет от света, так произошел великий век и показал все творение, которое Я восхртел сотворить.

• И увидел Я, что это — хорошо.

• И поставил Я Себе престол, и сел на нем, свету же сказал: 4 Взойди ввысь, и утвердись над престолом, и будь основанием вышнему».

• И нет превыше света ничего иного. И тогда Я воеклонился и взглянул ввысь с престола Моего.

 

Глава 26

Бог взывает во глубине во второй раз, чтобы вышел Apxaci тяжелый и весьма красный.

• И воззвал Я ״ во глубине во второй раз, и сказал: «Да изыдет Apxac твердый», и он вышел твердый из невидимого.

• И Apxac вышел твердый, тяжелый и весьма красный.

• И сказал Я: «Откройся, Apxac1 и да родится из тебя». И он разрешился от бремени, и из него вышел век, великий и темный весьма, неся в себе творение всех низших существ. И увидел Я, что это — хорошо. И сказал ему:

• «Сойди вниз, и утвердись, и будь основанием дольнему». И так случилось, и он сошел, и утвердился, и стал основанием дольнему. И ниже тьмы нет ничего иного.

Глава 27

том, как Бог основал воду и окружил ее светом, и утвердил на ней семь островов.

• И повелел Я, чтобы отделилось от света и тьмы, и сказал: «Стань плотным», и стало так; и Я разлил по нему свет, и стала вода, и Я разлил по ней тьму, ниже света, и тогда Я сделал воды стойкими, то есть бездонными, и Я сделал основание из света вокруг воды и сотворил семь кругов с внутренней стороны, и сделал ее (воду) как кристалл мокрую и сухую, то есть как стекло, и круговращение вод и другие стихии, и Я показал каждой ее путь, и семи звездам, каждой из них в своем

 

месте на небе, дабы они шли так, и увидел Я, что это — хорошо.

• И отделил Я между светом и между тьмой, то есть посреди воды здесь и там, и сказал Я свету, чтобы он был днем, и тьме, чтобы она была ночью, и был вечер, и было утро: день первый.

I

Глава 28

Неделя, в которую Бог показал Enoxy всю Свою премудрость и силу, как Он в течение всех семи дней сотворил все силы небесные и земные и все движущееся до самого человека.

• И тогда Я сделал твердым небесный свод, и сделал так, чтобы нижняя вода, которая под небом, собиралась вместе, в одно целое, и чтобы хаос высох, и стало так.

• И из волн сотворил Я камни твердые и большие, и из камней составил Я сушу, и сушу назвал Я землей, и середину земли Я назвал бездной, что означает не имеющая дна, и собрал море в одно место и связал его уза־ ми.

• И сказал Я морю: « Вот, Я даю тебе твою границу вечную, и ты не исторгнешь частицы вод твоих».

• И поставил Я твердь. И этот день Я назвал новосотворенным [Воскресенье].

Глава 29

И наступил вечер, и затем снова утро, и был день второй [понедельник]. Огненная Сущность.

1 И для всего воинства небесного, образовал Я образ и сущность огненную, и очи Мои взглянули на весь

 

ма твердый, прочный камень, и от взора очей Моих молния приняла свою дивную природу, которая одновременно есть огонь в воде и вода в огне, и ни вода не исторгает огонь, ни огонь не иссушает воду, и потому молния ярче солнца, и мягче солнца, и прочнее твердого камня.

• И из камня Я высек огонь великий и из огня сотворил чины десяти бесплотных воинств ангельских, и оружие их — огненное, и одежды их — горящее пламя, и Я повелел каждому стать в чине своем.

Тут Сатанаил со своими ангелами был низвергнут с высоты.

• И один из чинов ангельских, отвратившись вместе с чином, который был под началом его; помыслил в себе невероятное о том, чтобы поставить свой трон выше облаков над землей, дабы ему стать равночинным Мне по власти.

• И Я низверг его с высоты с ангелами его, и он полетел в воздухе нескончаемо над бездной.

Глава 30

И затем Я сотворил все небеса, и был день третий [вторник].

• И в третий день Я повелел земле произрастить великие и плодовитые деревья, и горы, и сеющее семя, и насадил Я Рай, и окружил его, и поставил пламенных ангелов как стражников в доспехах, и так сотворил Я обновление.

• И настал вечер, и настало утро: день четвертый.

• [Среда]. И на четвертый день Я повелел, чтобы были великие светила на кругах небесных.

 

• И на первом, самом верхнем круге поместил Я звезды, Хроноса, и на втором — Афродиту, на третьем — Ареса, на пятом — Зевса, на шестом — Гермеса, на седьмом малом — луну, и украсил их малыми звездами.

• И на нижнем поместил Я солнце для освещения дня, и луну и звезды — для освещения ночи.

• И солнце должно идти согласно каждому из животных (т.е. знаков Зодиака), двенадцати, и Я определил смену месяцев и их имена и дни жизни, и их громы, и их часовые знаки, как они должны сменяться.

• И настал вечер, и настало утро: день пятый.

• [Четверг]. И на пятый день повелел Я морю, чтобы оно породило рыб, и всякую птицу пернатую, и всяких животных, ползающих по земле, ходящих по земле на четырех ногах, и парящих в воздухе, мужского рода и женского, и всякую душу, дышащую духом жизни.

• И настал вечер, и настало утро: день шестой.

• [Пятница]. И на шестой день повелел Я Премудрости Своей сотворить человека из семи составляющих: одна — плоть его из земли; вторая — кровь его из росы; третья — глаза его из солнца; четвертая — кости его из камня; пятая — ум его от стремительности ангелов и от облака; шестая — вены его и волосы его из травы земной; седьмая — душу его из Моего дыхания и из ветра.

И И Я дал ему семь природ: плоти — слух, глаза для зрения, душе — запах, вены для осязания, кровь для 1 вкуса, кости для терпения, уму — стремительность (т.е. } наслаждение).

• И Я замыслил сказать слова искусные: Я сотворил человека из невидимой и видимой природы, и от! них — его смерть, и жизнь, и образ, он обладает речью, '

 

как и всякое создание, он мал в великом и опять велик в малом, и Я поместил его на земле, как второго ангела, почтенного, великого и славного, и Я поставил его правителем, чтобы он правил на земле и имел Мою премудрость, и не было бы никого как он на земле из всех Моих существующих тварей.

• И Я дал ему имя из четырех составных частей, с востока, с запада, с юга и с севера, и Я назначил для него четыре особых звезды, и Я нарек ему имя Адам, и показал ему два пути, свет и тьму, и сказал ему:

• «Это хорошо, а то плохо», дабы Мне узнать, имеет ли он ко Мне любовь или ненависть, и чтобы стало ясно, кто из его расы любит Меня.

• Ибо Я видел природу его, но он своей природы не видел, и что через это невидение он согрешит более, и Я сказал: « Что, кроме смерти, может быть после греха? »

• И Я навел на него сон. и он уснул. И взял Я от него ребро, и сотворил ему жену, и смерть придет к нему через жену его, и Я взял его последнее слово и нарек ей имя матерь, то есть Ева.

Глава 31

Бог препоручает рай Адаму и дает ему повеление смотреть в отверстые небеса, чтобы он мог увидеть, как ангелы поют победную песнь.

• Адам имеет жизнь на земле, и Я сотворил сад в Едеме на востоке, дабы он соблюдал завет и хранил повеление.

• Я отверз ему небеса, чтобы он видел, как ангелы поют победную песнь, и свет невечерний.

• И он находился все время в раю, и дьявол понял, что Я хотел сотворить иной мир, потому что Адам был господином на земле, чтобы ему править и ею и блюсти ее.

• Дьявол есть злой дух преисподних мест, он как беглеи сделал Сатану с небес, когда его имя было Сатанаил, и так он стал отличен от ангелов, но его природа не изменила его ум так сильно, как его понимание праведных и греховных вещей.

• И понял он свое осуждение и грех, которым согрешил он прежде, и потому он задумал мысль против Адама, и в такой форме он вошел и соблазнил Еву, но не тронул Адама.

• И Я проклял невежество, но то, что Я благословил прежде, того Я не проклял, и проклял Я не человека, и не землю, ни других тварей, но злой плод человека и дела его.

Глава 32

После грехопадения Адама Бог изгоняет его на землю, «из которой Я взял тебя*, но не желает уничтожить его во все грядуище времена.

• И сказал Я ему «Земля ты, и в землю, из которой Я взял тебя, ты возвратишься, и Я не уничтожу тебя, но изгоню тебя туда, откуда Я взял тебя.

• Затем Я снова смогу принять тебя в Мое второе пришествие».

• И благословил Я всех тварей Моих видимых и невидимых. И Адам находился пять с половиной часов в раю.

• И благословил Я седьмой день, который есть IHaбат, в который почил Он от всех дел Своих.

 

Глава 33

Бог показывает Еноху век мира сего, его существование в течение семи тысяч лет и восьмую тысячу в конце, когда не будет ни лет, ни месяцев, ни недель, ни дней.

• И Я назначил также и восьмой день, чтобы восьмой день был первозданным после творения Моего, и чтобы первые семь обращались в виде семи тысяч, и чтобы в начале восьмой тысячи было время неисчислимое, бесконечное, в котором не будет ни лет, ни месяцев, ни недель, ни дней, ни часов.

• И ныне, Енох, все, что Я рассказал тебе, и все, что ты узнал, и все, что ты видел на небесах, и все, что ты видел на земле, и все, что Я написал в книгах великой Премудростью Своею, — все это создал Я искусством Своим и сотворил от высшего основания до нижнего, и до скончания, и нет Мне ни советника, ни наследника творению Моему.

• Я — само-вечен, нерукотворен и неизменен.

• Мысль Моя — советник Мой, и Премудрость Моя и слово Мое суть дело, и очи Мои следят за всем, как стоит оно и трепещет от страха.

• И если отверну лице Мое — все погибнут.

• Положи, Енох, ум свой, и познай Говорящего с тобою, и возьми книги,, которые ты написал.

• И даю тебе Самуила и Рагуила, возведших тебя ко Мне, и книги, и сойди на землю и расскажи сынам своим то, что Я говорил тебе, и то, что видел ты от нижнего неба и до престола Моего, и все воинства.

• Ибо Я сотворил все силы, и нет противящегося Мне или не покоряющегося Мне. Все покоряются Moему единовластию и работают одной Моей власти.

 

• И дай им книги, соделанные рукою твоею, и они прочтут их, и познают Меня как Творца всего, и уразумеют, что нет иного Бога, кроме Меня.

• И пусть они передадут книги, соделанные рукою твоею, от детей к детям, из рода в род, и от народа к народу.

• И Я дам тебе ходатая, о Енох, архистратига Михайла, ради написанного рукою отцов твоих, Адама, Сифа, Еноса, Каинана, Малелеила и отца твоего Пареда.

Глава 34

Бог осуждает идолопоклонников и любодейных содомитян, и потому насылает на них потоп.

• Они отвергли заповеди Мои и бремя Мое, и возросло семя недостойное, не боящееся Бога, и они не поклоняются Мне, но стали поклоняться богам суетным, и отринули единовластие Мое, и отяготили всю землю неправдами, и обидами, и мерзким развратом, а именно друг с другом, и всякого рода другими грязными беззакониями, о которых и рассказывать отвратительно.

• И потому наведу Я потоп на землю, и уничтожу всех людей, и вся земля сокрушится во тьму великую.

Глава 35

Бог оставляет одного праведного мужа из племени Еноха со всем домом его, который сотворил приятное Богу по воле Его.

• И вот, от семени их восстанет род последний, многочисленный, но многие из них будут весьма ненасытны.

 

• И тот, кто воздвигнет род сей, явит им книги, написанные рукою твоею и отцов твоих, тем, которым он покажет, как охранять мир, мужам верным и работникам, приятным Мне, которые не называют имени Моего всуе.

• И они расскажут другому роду, и те другие, прочитав, будут прославлены впоследствии больше, чем первые.

Глава 36

Бог велит Еноху жить на земле в течение тридцати дней, чтобы наставить своих сынов и детей своих детей. Спустя тридцать дней он был опять взят на небо.

• Ныне же, Енох, даю тебе срок ожидания — тридцать дней, чтобы пробыл ты в доме твоем и рассказал сыновьям твоим и всем домочадцам твоим, дабы все услышали от лица Моего то, что скажешь им ты, да прочтут и уразумеют, что нет никого, кроме Меня.

• И чтобы они могли всегда блюсти заповеди Мои, и прочесть и принять в свое сердце книги, написанные рукою твоею.

• И спустя тридцать дней Я пошлю ангела Моего за тобою, и возьмет он тебя ко Мне от земли и от сыновей твоих.

Глава 37

Здесь Бог призывает ангела.

1 И призвал Господь одного из ангелов своих верхов-

־ ных, страшного и грозного, и поставил рядом со мною, видом же он был, как снег, а руки его — как лед, подобные

 

великой стуже, и он остудил лицо мое, потому что не стерпел бы я страха Господня, так же как невозможно стерпеть огня от печи, и солнечного жара, и студеного воздуха.

• И сказал мне Господь: «Енох, если бы лицо твое не остудилось здесь, никто из людей не смог бы смотреть на лицо твое».

Глава 38

Мафусаил продолжает питать надежду и ожидать отца своего Еноха на ложе его день и ночь.

• И сказал Господь тем мужам, которые первыми вели меня наверх: «Пусть Енох спустится с вами на землю, и ожидайте его до назначенного дня».

• И они положили меня ночью на ложе моем.

• И Мафусаил, ожидая возвращения моего и храня бдение днем и. ночью на ложе моем, исполнился страха, услышав пришествие мое, и я сказал ему: «Да соберутся все домочадцы мои, и я расскажу им все».

Глава 39

Печальное наставление Еноха его сыновьям с плачем и скорбью великой, во время его речи к ним.

• О дети мои, возлюбленные мои, услышьте наставление отца вашего, и все, чему должно произойти — по воле Господа.

• Ибо я послан к вам сегодня, Дабы сказать вам, не от уст моих, но от уст Господа, все что есть и было, и все что будет до Дня Судного.

• Ибо Господь послал меня к вам, и потому вы слышите слова из уст моих, человека, сделавшегося вели

 

ким для вас, я же видел лицо Господа, как железо, раскаленное огнем, испускающее искры.

• И вы видите глаза мои, глаза человека, полного смысла для вас, я же видел очи Господа, светящиеся, как лучи солнца, ужасающие глаза человеческие.

• И вы, дети, видите десницу человека, вам помогающего, я же видел десницу Господа, наполняющую небо, когда Он помогал мне.

• И вы видите охват дел моих, подобных вашим, я же видел объятие Господа, безграничное и совершенное, которому нет конца.

• И вы слышите слова из уст моих, я же слышал глаголы Господа, как гром великий, приводящие в непрестанное движение облака.

• И теперь, чада мои, услышьте речи отца земного, сколь страшно и трепетно стоять перед лицом царя земного, и скаль страшнее и трепетнее стоять перед лицом Царя Небесного, начальника живых и мертвых, ^ небесных воинств. И кто выдержит эту безмерную боль?

Глава 40

Енох правдиво наставляет своих детей обо всем из уст Господних, как он видел и слышал и записал их.

• И ныне, чада мои, я знаю все, ибо одно — из уст Господа, а другое — глаза мои видели; от начала и до конца.

• Все узнал я и записал в книгах обо всем, о небесах и о конце их, и об изобилии их, и обо всех воинствах и их пути.

• И я измерил и записал звезды, великое и бесчисленное их множество.

 

• Кто из людей знает о круговом движении их и пути их? Ибо даже ангелы не знают числа их, — я же имена их записал.

• И солнечный круг я измерил, и измерил лучи его, и часы сосчитал, и записал также все, что вращается BOKpjrr земли, и я записал все, что питается, и всякое сеющееся и непосеянное семя, которое производит земля, и все растения, и всю траву и цветы, и их приятный запах, и их имена, и жилища облаков, и устав их, и крылья их, и как они производят дождь и капли.

• И я исследовал все, и описал грохот грома и блеск молнии, и показали мне хранителей ключей их, и воеходы их, куда они уходят, это происходит по мере {т.е. мягко), узами поднимаются и узами опускаются, дабы тяжелым напором не обрушили гневные облака, и не погубили все, что на земле.

• Я написал о сокровищницах снега и хранилищах льда и воздуха холодного; наблюдал я, как время от времени хранители ключей их наполняют ими облака, но не истощаются сокровищницы.

• Написал я о ложе ветров, смотрел я и увидел, как хранители ключей их, носящие весы с собой и меры, на одну чашу весов кладут сокровища, во вторую же — меру, и по мере отпускают их на всю землю, дабы чрезмерным ветром не поколебать землю:

• И измерил я всю землю, и Горы ее, и все холмы, поля деревья, камни, реки, и все существующее я заггисал, и высоту о־ Г земли до седьмого’неба, и вниз, до самой нижней преисподней, и место судное, и сам великий, отверстый, рыдающий ад.

• И увидел я, как узники корчились от боли, ожидая безмерного суда.

 

11 И написал я о всех осужденных судией, и все суды (т.е. приговоры) их, и все дела их.

Глава 41

том, как Енох оплакивал грех Адама.

• И увидел я всех праотцев от всех времен, и Адама и Еву, и воздохнул, и заплакал, и сказал о погибели нечестивых:

• «Горе мне за немощь мою и за немощь праотцев моих», и помыслил я в сердце своем и сказал:

• «Блажен, кто еще не родился, или родившийся, но не согрешивший перед лицом Господа, дабы не попал на место это и дабы не понес бремени места этого».

Глава 42

том, как Енох увидел хранителей ключей и стражников, стоящих у великих ворот ада.

И увидел я хранителей ключей ада и стражников, стоящих у великих ворот ада, подобных аспидам огромным, и лица их — как свечи потухшие, глаза их — из огня, и зубы их остры, и увидел я дела Господни, как правильны они, тогда как дела человека одни хороши, а другие — плохи, и в делах их известны те, кто лжет злонравно.

Глава 43

Енох рассказывает детям своим, как он измерил и записал все суды Божии.

• И я, дети мои, измерил и описал всякое дело, и всякую меру, и всякое праведное суждение.

 

• И как один год от другого разнится в достоинстве, так и один человек от другого — в чести: кто благодаря большому богатству, кто благодаря сердечной мудрое׳ ти, кто благодаря особому уму, кто благодаря смекалке, и один за молчание уст, другой за чистоту, один за силу, другой за миловидность, один за юность, другой за острый ум, один за телосложение, другой за чувствительноеть, да слышат это все, но нет никого лучше боящегося Господа, ибо боящиеся Господа славны будут вовек.

Глава 44

Енох наставляет своих сыновей о том, чтобы они не оскорбляли лицо человека — малого и великого.

• Господь руками Своими создал человека в подобие лица Своего, — малого и великого сотворил Господь.

• Оскорбляющий лицо правителя и гнушающийся лица Господа, презирает лицо Господа, и изливающий гнев на какого-либо человека, будет сражен великим гневомТосподним, и плюющий в лицо человеку, будет сражен в Великий Суд Господень.

• Блажен, кто не обращает сердце свое со злобой против какого-либо человека, кто помогает раненому и осужденному, и кто поднимает упавшего, и кто подает просящему, ибо в день Суда Великого каждая мера, и каждые весы, и каждая гиря будет словно на базаре, то есть они будут положены на весы и выставлены на базаре, и узнает каждый меру свою и по ней примет мзду.

 

Бог показывает, что Он желает от людей не жертвоприногиений и не всесожжении, но чистого и сокрушен ׳ ного сердца.

• Тому, кто всегда творит жертву пред лицом Господа, управит Господь приобретения его.

• Тому же, кто умножает светильники свои пред лицом Господа, но судит неправедно, Господь не умножит сокровища его в обителях горних.

• Когда требует Господь хлеб или свечу, или плоть (т.е. скот), или другую какую жертву, тогда это ничто; но Господь требует чистых сердец, и всем этим лишь испытывает сердце человека.

Глава 46

• том, что если земной правитель не принимает от человека мерзких и нечистых даров, то насколько 60лее мерзкими находит нечистые дары Бог, и отсылает их прочь в гневе, и не принимает дары его.

• Слушай, народ мой, и внемли словам уст моих.

• Если кто принесет дары земному правителю и имеет вероломные мысли в сердце своем, и правитель узнает об этом, разве не прогневается он на него и разве не отвергнет дары его, и не предаст ли его суду?

• Или если кто старается показаться другому хорошим обманом языка своего, но имеет зло в сердце своем, тогда разве не поймет другой предательство сердца его, и не будет ли он осужден, поскольку неправда его сделалась известной всем?

 

• И когда Господь пошлет свет великий» тогда будет Суд над праведными и неправедными, и никто тогда не сможет утаиться.

Глава 47

Енох наставляет своих сынов от уст Божьих и пере ־ дает им книгу, написанную его рукой.

. 1 Ныне же, чада мои, положите помышление на сердцах ваших и внемлите словам отца вашего, ибо то, что я вещаю вам, исходит от уст Господних.

• Возьмите книги эти, написанные рукою отца вашего, и прочтите их.

• Ибо этих книг много, и из них вы узнаете все дела Господа, все, что было от начала творения, и что будет до скончания времен.

• И если вы изучите написанное рукою моею, то не будете грешить против Господа; ибо нет никого, кроме Господа, ни на небе, ни на земле, ни в самых нижних местах, ни в одном основании.

• Господь поставил основания на неведомом, и простер небеса невидимые и невидимые; землю поставил на водах и бесчисленную тварь сотворил, и кто исчислит воду и основание непостоянного, или прах земной, или песок морской, или капли дождя, или утреннюю росу, или дуновения ветра? Кто наполнил землю и море, и нерушимую зиму?

• Я звезды из огня высек, ή украсил небо, и положил его посреди них.

 

Глава 48

прохождении солнца по семи кругам.

• И солнце проходит по семи небесным кругам, которые суть места ста восьмидесяти двух престолов, и оно спускается в короткий день, и опять сто восемьдесят два, и оно спускается в длинный день, и у него есть два престола, на которых оно отдыхает, обращаясь туда и сюда над престолами месяцев, от семнадцатого дня месяца Сивана идет лоно далее к месяцу Тхевану, и на семнадцатый день Тхевана поднимается.

• И так идет оно близко к земле, и тогда земля радуется и произрастает свои плоды, и когда оно уходит, тогда земля печалится, и деревья и все плоды перестают цвести.

• Все это измерил Он доброй мерой часов, и закрепил премудростью Своею меру видимого и невидимого.

А Из невидимого в видимое все сотворил Он, Сам

 будучи невидимым.

• Итак, я рассказал вам, дети мои, и раздайте эти книги детям вашим, во все роды ваши, и среди народов, которые знают и боятся Господа, да примут их, и да будут они им нужнее всякой пищи или услад земных, и да прочтут их, и прилепятся к ним.

•  А неразумные, не знающие Господа, не боящиеСЯ Бога, которые не примут их, но отвергнут, которые не получат их (т.е. книги), тех ожидает суд ужасный.

• Блажен, кто понесет бремя их, и потянет их за собой, ибо он будет избавлен в день Суда Великого.

 

Енох наставляет своих сыновей не клясться ни небом, ни землею, и рассказывает об обетовании Бога еще во чреве матери.

• Клянусь вам, чада мои, но я не клянусь никакой клятвой, ни небом, ни землею, ни какой-либо тварью, созданной Богом.

• Господь сказал: «Нет во мне ни клятвы, ни неспра-

ведливости, но одна только правда».          4

• Если нет правды в людях, то пусть они клянутся словами «да, да» или «нет, нет».

• И я клянусь вам, да, да, что не было еще человека во чреве матери его, которому бы уже прежде не было уготовано место упокоения душе его, и поставлена мера, которой будет испытан человек в этом мире.

• Да, дети мои, не обманывайтесь, ибо уготовано прежде место каждой душе человеческой.

Глава 50

том, как никто из рожденных на земле не сможет укрыться, ни дела его не останутся втайне, но Он (т.е. Бог) велит нам быть кроткими, и терпеть бедствие и страдание, и не обижать вдов и сирот.

• Я дело всякого человека в письменах изложил, и никто из рожденных на земле не сможет укрыться, ни дела его не останутся втайне.

• Я вижу все.

• И ныне, чада мои, пребывайте в терпении и кротости число дней ваших, да наследуете жизнь бесконечную.

 

• И всякую рану, и всякое страдание, и всякое слово злое, и всякое бедствие потерпите Господа ради.

• И хотя можете отплатить расплатой, не воздавайте ни ближнему, ни врагу, ибо один Господь воздаст им за вас, и будет отмщающим за вас в День Суда Великого, и да не будет мщения среди людей.

• И кто из вас пожертвует золотом или серебром ради брата своего, примет обильное сокровище в век будущий.

• Не причиняйте зла ни вдовам, ни сиротам, ни странникам, да не придет на вас гнев Господень.

Глава 51

Енох наставляет своих сыновей, чтобы они не прятали сокровища в земле, но велит им подавать милостыню бедным.

• Прострите руки ваши, и по силе помогите бедному.

• Не прячьте серебро ваше в земле.

• Помогайте верующему человеку в горе, и горе не найдет вас во время бедствия вашего.

• И всякое бремя горькое и жестокое, которое придет на вас, понесите ради Господа, да обретете воздаяние в День Судный.

• Утром, и в полдень, и вечером благо есть ходить в дом Господень прославлять Творца всего.

• Ибо всякое дыхание славит Его, и всякая тварь Видимая и невидимая воздает Ему хвалу.

 

Бог наставляет верных Своих, как им следует восхвалятъ имя Его.

• Блажен, кто раскрывает уста свои, благословляя Бога Саваофа и прославляя Господа сердцем своим.

• Проклят всякий раскрывающий уста свои для хулы и клеветы на ближнего своего, ибо он хулит Бога.

• Блажен, кто раскрывает уста свои, благословляя и прославляя Бога.

• Проклят перед Господом во все дни жизни своей раскрывающий уста свои для проклятия и хулы.

• Блажен прославляющий все дела Господни.

• Проклят оскорбляющий творение Господа.

• Блажен смотрящий вниз и воздвигающий упавшее.

• Проклят стремящийся и желающий уничтожить то, что ему не принадлежит.

• Блажен хранящий устои отцов своих, утвержденные от начала

• Проклят нарушающий повеления праотцев своих.

• Благословен насаждающий мир и любовь.

• Проклят досаждающий тем, которые любят ближнего своего.

• Блажен говорящий со всеми кроткими устами и сердцем.

• Проклят говорящий устами своими мир, но в сердце своем имеющий не мир, но меч.

• Ибо все это изобличится на весах и в книгах в День Великого Суда.

 

[Да не будем говорить: «Отец наш — перед Господом, и он восстанет за нас в день суда*, ибо там ни отец не сможет помочь сыну, ни сын — отцу J

• И ныне, дети мои, не говорите: 4 Отец наш стоит перед Господом и молится за грехи наши», ибо нет там помощника никому из согрешивших.

• Знайте же, что я записал все дела всякого человека до его творения, и все, что делается среди всех людей во все времена, и никто не может пересказать или показать написанного рукою моею, потому что Господь видит все измышления человека и сколь они тщетны, там, где лежат они в сокровищницах сердца.

• И теперь, чада мои, усвойте все слова отца вашего, которые я говорю вам, да не пожалеете; говоря: «Зачем не сказал нам отец наш? »

Глава 54

Енох наставляет своих сыновей, чтобы они передали книги и другим.

• И во время это книги, которые я дал вам, не отриньте их, но да будут они вам в наследие мира вашего.

• Передайте их всем желающим и растолкуйте их, дабы они смогли увидеть весьма великие и чудесные дела Господни.

Глава 55

Здесь Енох рассказывает своим сыновьям, со слезами говоря им: «Чада мои, приближается час, когда мне

 

надлежит подняться на небо; и вот, ангелы стоят передо мною".

• И вот, чада мои, приближается назначенный день года и время.

• Ибо ангелы, которые пойдут со мною, стоят предо мной и торопят мой уход от вас; они стоят здесь на земле» ожидая того, что было велено им.

• И наутро я поднимусь на небо, в высший Иерусалим, в вечное мое достояние.

• И потому заповедаю вам, делайте перед лидом Господа все благоприятное Ему.

Глава 56

Мафусела просит благословения у отца своего, чтобы ему (т.е. Мафуселе) приготовить ему (т.е. Еноху) пишу для еды.

• И отвечал Мафусела отцу своему Еноху, и сказал: 4 Что угодно очам твоим, отец, чтобы мне приготовить перед лицом твоим, да благословишь дома наши и сыновей своих, и прославишь народ свой, и после этого уйдешь, как сказал Господь? ».

• И ответил Енох сыну своему Мафуселе, говоря: «Слушай, сын мой, от того дня, как помазал меня Господь елеем славы Своей, не было во мне пищи, и душа моя не помнит земных услад, и не хочется мне ничего земного».

Глава 57

Енох велит сыну своему Мафуселе позвать всех братьев его.

 

• «Сын мой, Мафусела, позови братьев своих и всех домочадцев своих, и старейшин народа, дабы я говорил с ними, и тогда отойду, как и предназначено мне».

• И поспешил Мафусела, и позвал братьев своих Регима, и Римана, и Ухана, и Харимиона, и Гаидада, и всех старейшин народа, и привел их пред лицо отца своего Еноха. И благословил он их, и сказал им:

Глава 58

Наставление Еноха сыновьям его.

• Послушайте меня сегодня, чада!

• В те, когда дни сошел Господь на землю ради отца вашего Адама, и посетил всех тварей Своих, которых Сам создал, и после них всех Он создал Адама, и призвал Господь всех зверей земных и всех гадов, и всех птиц, парящих в воздухе, и привел их всех пред лицо отца вашего Адама.

• И Адам нарек имена всему живущему на земле.

• И назначил его Господь правителем над всеми, и подчинил ему всех в руки его, и притупил весь разум их, дабы они находились под началом человека, и были в подчинении и повиновались ему.

• И таким образом также Господь сотворил всякого человека господином над всем владением его.

• И Господь не будет судить никакую душу зверя из-за человека, но будет судить души людей за зверей их в этом мире; ибо у людей особое место.

• И как всякая душа человеческая имеет число, подобно же и скоты не погибнут, и все души скотов, которые сотворил Господь, до Великого Суда, и они обличат человека, если ־ он плохо их кормит.

 

Глава 59

Енох наставляет своих сыновей о том, почему им нельзя прикасаться к мясу из-за того, что может из него вытечь.

• И тот, кто оскверняет душу скота, свою душу оскверняет.

• Ибо человек приносит чистых животных, чтобы совершить жертву за грех, дабы ему исцелить душу свою.

• И приносящий жертву из чистого скота и птиц, имеет исцеление, — он исцеляет душу свою.

• Все, что дано вам в пищу, свяжите по четырем ногам; и чтобы сделать добрым исцеление, он исцеляет душу свою.

• Умерщвляющий же скот без ран, умерщвляет душу свою и оскверняет свою собственную плоть.

• И творящий злое животным в тайне, это злодеяние, и он предает душу свою беззаконию.

Глава 60

Причиняющий зло душе человека, причиняет зло своей собственной душе, и нет исцеления для плоти его, ни прощения во все времена. О том, что не подобает убивать человека ни оружием, ни словом.

• Пытающийся убить душу человеческую, убивает свою душу и убивает свое тело, и нет ему исцеления во веки.

• Толкающий человека в сеть, сам в ней увязнет, и нет ему исцеления вовеки.

• Подвергающий человека осуждению, непременно будет осужден вовеки.

 

• Творящий неправду или говорящий злое о какойлибо душе, не обретет для себя правды вовеки.

Глава 61

Енох наставляет своих сыновей хранить себя от неправды и часто простирать руки к бедным, и давать им часть от трудов своих

• И ныне, чада мои, храните сердца ваши от всякой неправды, которую ненавидит Господь. И как просит человек (что-нибудь) для своей души от Господа, то пусть тоже сотворит для всякой души живой, потому что я знаю все, как в веке великом (будущем) многие обители уготованы человеку: добрые — для добрых, и злые — для и злых, и весьма бесчисленные.

• Блаженны те, которые отойдут в благословенные обители, ибо из злых (обителей) нет ни мира, ни возвращения (из них).

• Услышьте, дети мои, малые и великие! Когда кладет человек слово доброе в сердце свое, приносит дары от трудов своих пред лицом Господа, а руки его их не сделали, тогда отвергнет Господь лицо Свое от труда рук его, и он (т.е. человек) не может найти труда рук своих.

• И если сделали его руки его, но сердце его будет роптать, то не прекратится роптание сердца его, то не будет ему никакой пользы.

Глава 62

О          том, что подобает приносить свой дар с верой, ибо не будет раскаяния после смерти.

 

• Блажен человек, который в терпении своем принесет дар с верой пред лицом Господа, ибо он обретет прощение грехов.

• Но если он возвратит слова свои прежде времени, то не будет раскаяния; и если же пройдет время, и он не сделает по воле своей то, что обещал, то не будет ему раскаяния после смерти.

• Потому что всякое дело, которое совершает человек прежде времени, есть обман перед людьми и грех перед Господом.

Глава 63

том, что следует не презирать бедных, но делиться с ними поровну, дабы не возроптали на тебя перед Богом.

• Человек, который прикроет нагого и накормит алчущего, обретет воздаяние от Бога.

• Если же станет роптать сердце его, то совершит он двойное зло: погубит себя и то, что он дает; не обретет он воздаяния за это.

• И если насытится едой сердце его, и плоть его (оденется) в одежды свои, и он возгордится, то лишится всего своего терпения к бедным, и не обретет воздаяния за добрые дела свои.

• Всякий муж возгордившийся и высокомерный мерзок Господу, и всякая лживая речь, облеченная неправдой; она отсечется острием меча смертного, и будет брошена в огонь, и сгорит вовеки.

 

Глава 64

том, как Господь призывает Enoxat и народ совеищется пойти и приветствовать его в Mecmet называв мом Ахузан.

• И было, когда говорил Енох эти слова сыновьям своим, весь народ вдали и вблизи услышал как призывает Еноха Господь. И, посовещавшись, они сказали:

• «Идем и приветствуем Еноха», и собрались две тысячи мужей, и пришли на место Ахузан, где был Енох и сыновья его.

• И старейшины народа, и все собравшиеся пришли, и поклонились, и начали приветствовать Еноха, говоряему:

• «Отец наш, Енох, да будешь ты благословен у Господа, Царя Вечного, ныне же благослови сынов своих н весь народ, да будем прославлены сегодня пред лицом твоим.

• Ибо ты будешь прославлен пред лицом Господа во веки, поскольку Господь избрал тебя из всех людей земных, и назначил тебя писцом всего творения Его видимою и невидимого, и искупителем грехов человеческих, и помощником дома твоего».

Глава 65


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.525 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь