Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Виды певческой деятельностиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Пение для развития музыкального' восприятия: слушание песен, не предназначенных для пения; слушание песен, предназначенных для последующего их исполнения; пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков (развитие сенсорных способностей). Исполнение песен: пение с сопровождением и без него; пение с собственным сопровождением на детских музыкальных инструментах; пение для сопровождения движений (хороводы). Пение в музыкально-образовательной деятельности: пение упражнений для приобретения певческих навыков и музыкальных знаний; педагогический анализ песен (наиболее яркие выразительные средства, структура, характер и т. д.). Песенное творчество: импровизация; сочинение мелодий к заданным текстам; сочинение хороводов. Различные виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом, оказывают взаимное влияние: исполнение и слушание песен, пение и упражнения, слушание песен и песенное творчество и т. д. Разнообразны также формы их организации: занятия (коллективные и индивидуальные), самостоятельная деятельность, праздники и развлечения. Цель и задачи певческой деятельности. Основная цель—воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны. Они заключаются в следующем: 1. Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).
94 95 2. Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые, умения и навыки). 3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей. Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей. Песенный репертуар включает в себя: упражнения для развития певческого голоса и слуха; песни для различных видов музыкальной деятельности (слушание, хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на музыкальных инструментах с пением, музыкальная грамота, твор- • чество). Репертуар нужно подбирать так, чтобы он соответствовал физическим, психическим особенностям ребенка, выполнял эстетические и общеобразовательные задачи. Важную роль играет здесь и музыка, и текст песни. Певческие упражнения должны использоваться в определенной системе. Их основная цель—развитие певческой техники, музыкального слуха. Каждое упражнение имеет какую-то основную узкую задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона и т. д., но решается она на фоне всего комплекса навыков. Чтобы работа над основными навыками была системной, важна последовательность упражнений. Можно рекомендовать следующий порядок развития певческих навыков (условно): дикция и артикуляция, дыхание, звукообразование, расширение диапазона, звуковедение. В начале учебного года во всех возрастных группах предлагается петь упражнения на развитие дикции и артикуляции. (Это особенно важно для младших групп, так как в них встречаются дети с речевыми дефектами.) Многие педагоги считают, что хорошая дикция способствует чистоте интонирования, ? красоте звучания голоса. Сначала дети поют упражнения, помогающие преодолеть дефекты речи, затем — для выравнивания гласных и слогов с согласными. Далее берутся упражнения для развития п е в ч е с к о г b д ы х а н и я. От правильного вдоха (спокойного, но активного) зависят качество звука, выпевание фраз, чистота интонации. Вдох рекомендуется делать одновременно через нос и рот. Выдох до**: жен быть спокойным и медленным, чтобы дыхания хватило до конца фразы. Для развития дыхания все упражнения даются в такой, последовательности: сначала пение двухтактовых попевок, песе^ \ нок в среднем темпе в размере2/,,, затем фразы удлиняются. Есть и упражнения с паузами дня взятия правильного дыхания. Упражнения на правильное звукообразование (естественное пение, ненапряженное, напевное, легкое) учитывают и важность развития у детей «мягкой атаки» звука (первоначального момента образования звука). Дети должны уметь петь спокойно, без толчков. «Твердая атака» вредит детскому голосу, правильному певческому звучанию: она допускается редко, только как исполнительский прием1. Среди упражнений для детей 3— 6 лет не должно быть «бьющих» на голосовые связки. Нужно научить ребят петь протяжно, напевно. Для развития певческих диапазонов используются те же упражнения, но транспонированные в другие тональности. Вокальные навыки (звукообразование, дыхание, дикция) приобретаются одновременно с хоровыми (чистота интонации, ансамбль)^ и с т о та и н т о н и р о в а н и я —самый сложный певческий навык. Он связан с развитием слуха (ладового чувства и музыкально-слуховых представлений), ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка. Нечистая интонация в пении часто результат небольшого диапазона голоса. В таких случаях ребенку полезно петь в удобном диапазоне, чтобы он мог уловить мелодический рисунок и воспроизвести его. Чувство ансамбля также требует слухового внимания, умения слушать друг друга. Для того чтобы дети могли прислушиваться к пению, важно петь негромко, в среднем темпе. Песни без сопровождения. СЗ лет дети поют без инструментального сопровождения небольшими группами и индивидуально с поддержкой голоса взрослого. Это звукоподражания, народные попевки, маленькие песенки. Мелодические ходы, ритмика очень простые, легкие для интонирования. Мелодия состоит из одного-двух повторяющихся мотивов. Дети 4—6 лет поют песни более трудные, с более широким диапазоном, интересной ритмикой, мелодикой. Основная цель пения без сопровождения —развитие чистоты интонации; поэтому необходимо, чтобы техническая сторона исполнения не требовала больших усилий и дети могли сосредоточить внимание на чистом интонировании. Песни с сопровождением. В начале учебного года дошкольники поют простые, несложные песни, чтобы вос- 1 См.: Детский голос: Экспериментальные исследования /Под ред. В.Н. Шацкой. — М., 1970. — С. 212.
96 4 Радынова О. П. и др 97 становить те навыки, которые забыты за лето. Мелодию песни точно дублирует инструмент; мелодические ходы удобны для интонирования, написаны в средней тесситуре, с узким диапазоном. На следующем этапе обучения предлагаются песни с более сложным ритмом, мелодической структурой. В старших группах инструментальное сопровождение может только частично дублировать мелодию, звучать в другом регистре. Используются песни со вступлением, заключением, паузами, припевом, запевом различного характера, что требует напевного или подвижного пения, применения всех певческих навыков. Еще одна группа песен, более трудных, рассчитана на детей 5—6 лет. Это песни двухчастной или трехчастной формы (части могут иметь различный характер). Здесь уже встречаются неожиданные паузы, мелкие длительности, распевания (по две ноты на одном слоге), широкие диапазоны (септима, октава), длинные. фразы. Эти песни исполняют более способные дети (солисты или маленькие группы) с инструментальным сопровождением и без него. Песни для сопровождения движений.Отбирая репертуар для этого вида деятельности, необходимо учитывать, что пение несовместимо с быстрыми, резкими движениями; поэтому песни должны быть спокойного, плавного характера. Движения активизируют эмоциональные проявления детей. Песни с движениями ребята всегда поют охотно. Такие песни разучивают уже в младших группах. Песни для сопровождения движений (хороводы) имеют простую мелодику, они легче тех, которые предлагаются в разделе «Песни ссопровождением». Объединение пения и движений требует от детей больших физических усилий, сосредоточенности и распределения внимания. В начале учебного года используются песни с короткими фразами, несложные, небольшого диапазона, затем — более развернутые (двухчастной или трехчастной фирмы), различного характера, с разнообразными, но спокойными движениями. Важно помнить, что резкие движения приводят к учащению дыха-: ния, и пение становится прерывистым и невыразительным. Песни для игры на музыкальных и н с т", р у м е н т а х. Этот репертуар предназначен для средней и стар''' шей групп. В начале года дети импровизируют по заданной тем; («Колокольчики», «Дождик», «Ручеек» и т. д.). Цель этих упраж нений—познакомить с инструментом, дать поиграть с ним, как игрушкой. Затем дети играют ритмические упражнения на одной двух нотах и напевают. Постепенно ребята учатся подбирать тЩ слуху мелодии из знакомого репертуара (попевки из нескольких; звуков). Песни-образцы для обучения детей основам м у з ы кальной грамот ы. Репертуар для различных видов певческой деятельности может быть использован в обучении основам музыкальной грамоты. Обращая внимание детей на направление движения звуков мелодии, их протяженность, характер исполнения песни, педагог дает ребятам некоторые сведения о высоте и продолжительности звуков, тембре, темпе, ритме, динамике и т.д. Для развития представлений о высоте и продолжительности звуков подбираются характерные ритмические или мелодические обороты из уже знакомых произведений. Дети воспроизводят их как упражнения, например прохлопывают, отстукивают палочкой или играют на одной пластине металлофона ритмический рисунок мелодии, поют мелодические обороты на слогиля-ля, ду-ду, *ж~ми, мо-мо и т. д., чтобы текст не отвлекал от воспроизведения высоты звуков. Методика обучения пению. Певческие возможности дошкольников (певческие диапазоны, особенности певческого дыхания, артикуляционного аппарата) в каждой возрастной группе различны. Можно выделить три возрастных периода в соответствии с общим и музыкальным развитием детей: до 3 лет, от 3 до 5 и от 5 до 6 (7) лет. В первом возрастном периоде малыши накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт сенсорно-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. Во втором возрастном периоде происходят координация слуха и голоса, музыки и движений, соединение знаний и умений. В возрасте от 5 до 6 (7) лет практические действия подкрепляются знаниями о музыке, обогащаются ими, формируются и зримо проявляются элементы эстетического отношения к пению и музыке вообще. На занятиях с самыми маленькими детьми используются попевки и небольшие песенки, имеющие подражательный характер (голоса птиц, животных, звуки окружающей действительности, повторяющиеся интонации). С их помощью развивается слух, формируется дикция и артикуляция. Желательно, чтобы в тексте были звуки oic, ш, ч, р. Мелодии должны быть простые, построенные на 2—4 звуках, в диапазоне кварты (ре'—соль'), ритмический рисунок должен состоять из четвертных и восьмых длительностей, темп и сила звучания средние, дыхание кратковременное. У детей 3—4 лет, как правило, диапазон пенияре—ля первой октавы, дыхание еще неравномерное, короткое, не у всех развита артикуляция, дикция, некоторые затрудняются в произнесении отдельных звуков. В А—5 лет диапазон пения расширяется: ре—си первой октавы, дыхание становится более устойчивым,
98 4* 99 дети могут петь более протяженные фразы (два такта в среднем; В 5—6 (7) лет диапазон еще шире: ре первой октавы — до второй октавы (иногда цажере первой октавы —-ре второй окта*; вы). Дети лучше владеют певческим дыханием-— могут петь фра* зы из двух тактов в медленном темпе. В эти годы проявляются музыкально одаренные дети, они заметно опережают своих свер* стников. Обнаруживается это в следующем: чистота интонации^ звонкий голос, художественно выразительное пение, артистиФ-1 ность, интерес к музыке. В возрасте от 5 до 6 (7) лет используется более разнообразный песенный репертуар, темп от медленного до подвижного, динамика от тихой до умеренно громкой. Петь громко не рекомендуете». Сила звучания детских голосов умеренная, так как голосовые связки еще не сформированы. Самый подходящий материал для занятий с детьми всех возра-стов—народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Они чаще исполняются без сопровождения, способствуют развитию слуха, формируют вкус, могут применяться в различных жизненных ситуациях. Работу над песней условно можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои методы и приемы. На первом этапе работы над песней (ознакомление, восприятие) применяются наглядный и словесный методы. С помощью выразительного исполнения песни, образного слова, беседы о характере музыки педагог стремится пробудить интерес К ней, желание ее выучить. Важно, чтобы дети почувствовали настроения, переданные в музыке, высказались о характере песни в целом, смене настроений в ее частях. Лишь яркое, выразительное исполнение педагога способно вызвать положительные эмоции у детей, переживание содержания музыки. Беседа об эмоционально-образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное ее исполнение, выбор соответствующего характеру песни звукообразования, дикции, дыхания. Так, если дети опре- делили характер музыки как ласковый, нежный, спокойный, им объясняют, что и петь ее надо напевно, протяжно. На втором этапе начинается собственно разучивание песни (на протяжении 3—5 занятий). Помимо наглядного и словесного методов здесь большое значение имеет практический метод. Дети овладевают необходимыми певческими навыками, запоминают и воспроизводят мелодию, ритм песни, выразительные нюансы. На этом этапе большую роль приобретают упражнения. Вначале ребята учатся по подражанию, поэтому показ педагогом приемов исполнения и закрепление их на упражнениях очень важны. Упражнения даются как распевание, перед пением песен. С их помощью разучиваются трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Например, перед пением песни «Елочка» Л. Бекман, начинающейся с хода вверх на сексту, можно использовать попевку из «Музыкального букваря» НА. Ветлугиной «Эхо», чтобы подготовить детей к воспроизведению этого сложного интервала. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые неизбежно снижают интерес детей к песне. Упражнение же, данное в игровой форме, помогает преодолеть трудности, приобрести певческие навыки. Упражнения, имеющие игровой характер, дети с удовольствием поют не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности и дома. Ребятам нравятся попевки, связанные с близким им(ми-ром. Это мелодии из фольклора, подражание голосам птиц, животных, скороговорки, потешки, считалки. При исполнении певческих упражнений у детей постоянно тренируется певческий голос, развиваются музыкальный слух, координация слуха и голоса, чистота интонации. Применяются и совсем простые упражнения, построенные на одном-двух интервалах. Например, упражнение «кукушка» построено на малой терции. Дети придумывают свои слова на этот интервал. Так формируются слуховые представления, которые важны для развития ладового чувства. (Интервал малой терции входит в тоническое трезвучие, составляющее основу лада.) Подобным образом можно создать и другие упражнения: подражание голосу чибиса (квинта вниз), карканью вороны (на одном звуке) и т. д. Обучение пению требует от ребенка немалых волевых усилий. Чтобы поддержать интерес к песне, сосредоточить внимание детей, важно уметь создавать игровые ситуации, использовать музыкально-дидактические игры, проблемные задания. В среднем песня разучивается на 8—9 занятиях. Самую большую заинтересованность дети проявляют на первых трех занятиях, потом инте-
100 101 pec может падать. Нужно поддерживать его с помощью различ На втором этапе работы над песней дети осваивают навыки звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, ансамбля. Для формирования навыка правильного звукообразования применяются такие методы и приемы, как образное ело- -> во, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения. Со ! звукообразованием связана напевность. С младшего возраста важно учить детей протягивать гласные, концы музыкальных фраз, разучивать песни в замедленном темпе. Напевности помогает пение мелодий без слов, на согласныйл* или л в сочетании с гласными > >, о. В старших группах полезны упражнения, в которых доминируют слоги ку-ку, мо-мо. Подвижному легкому звукообразованию способствуют упражнения, начинающиеся и заканчивающиеся согласными (динь-динь, тук-тук)1. Применяется также прием сравнения звучания с музыкальными инструментами (плавное звучание дудочки, отрывистое и легкое—колокольчика). Чтобы помочь детям овладетьправильным д ы х а н и е м, им разъясняют и показывают, где и как нужно брать дыхание, как его расходовать по музыкальным фразам. Для правильного дыхания важна певческая установка—посадка прямая, не поднимая плеч. Для выработки правильной дикции применяются следующие приемы: выразительное чтение текста, разъяснение смысла некоторых незнакомых слов, правильное и отчетливое их произношение, чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией. Важно развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, нёба, нижней челюсти) с помощью упражнений. Осмысленное произнесение текста делает пение более выразительным. Этому способствуют ясное звучание согласных, мягкие окончания фраз, смысловые акценты и т. д. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха начиная с раннего возраста: от развития'слухового сосредоточения к различению и воспроизведению звуков по высоте, воспроизведению направления движения мелодии. Чтобы дети могли легко определять направление движения мелодии, применяется моделирование (показ дви- жения звуков рукой, дидактические игры, демонстрация на фла-нелеграфе звуков мелодии и т. д.). Получить чистоту интонации в пении помогают приемы: настройка на первом звуке песни; пение одной мелодии педагогом (восприятие детьми мелодии с голоса); исполнение мелодии на фортепиано, других инструментах; разучивание мелодии по частям, фразам, в замедленном темпе. Начинают разучивать песню обычно с более простых, запоминающихся фрагментов, например с припева. Кроме того, необходимо слуховое внимание детей. Они должны петь негромко, выразительно, слушая себя и других. Полезно петь небольшими группами и соло. Педагогу важно понять причины нечистого интонирования. Это могут 5ыть слаборазвитый слух, недостатки артикуляции, больной голосовой аппарат. С нечисто интонирующими детьми рекомендуется заниматься индивидуально. Одна из причин неверной интонации—низкий диапазон звучания голоса. В этом случае помогает транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Если ему удается уловить рисунок мелодии и воспроизвести ее в удобной тесситуре, он может начать петь правильно и вместе с другими детьми, в более высоком звучании. Постепенно диапазон расширяется начиная с примарных (т. е. удобных для человека) звуков. Наряду с этим приемом помогает и обратный—«раскрытие» звуков верхнего регистра детского голоса (ля, си первой октавы, до, ре второй октавы). Сначала дети выполняют упражнения на звукоподражания (ку-ку, ду-ду), потом поют прибаутки. Причем желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание. Третий путь — наряду с укреплением низких звуков—сразу же расширять верхний регистр детского голоса, приучая его к высоким звукам (Р.Т. Зинич)1. Н.А. Метлов советовал рассаживать детей для пения так, чтобы нечисто интонирующие дети сидели в первом ряду, за ними— средне интонирующие и в третьем ряду—хорошо поющие дети. При этом плохо интонирующие дети лучше подстраиваются к верной интонации: впереди они слышат звучание инструмента и пение педагога, а сзади—чисто интонирующих детей2. Налаживанию чистоты интонации в пении способствует систематическое повторение выученных песен как с сопровождени-
1 См.: Ш оломович С. М., Р у д ч е н к о И. Н., З'и н и ч Р. Т. Методика музыкального воспитания в детском саду. — Киев, 1985. — С. 81. 1 См.: Шол о мович С. М., Рудченко И. Н., Зинич Р. Т. Методика музыкального воспитания в детском саду. — С. 69—70. ! См.: Метлов Н.А. Музыка — детям. — С. 24.
102 103 ем, так и без него, слушание песен в хорошем исполнении взрос* ' Чувство ансамбля (от французского ensemble — вме^; сте) также необходимо при хоровом пении. Педагог показывает детям момент вступления, побуждает к слуховому вниманию, слаженности звучания. Следует стремиться не только к одновремеф ности пения, но и его выразительности: мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковеде-ния, соответствующего характеру музыки. Поэтому яркое испода, нение песни педагогом и образное слово важны и на втором эташ работы над произведением, при его разучивании. На третьем этапе песни повторяются. Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный репертуар. Если, песня полюбилась, ребята поют ее по своем|! желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, вклад! чают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями. -.}. Вопросы и задания _ 1. Охарактеризуйте певческую деятельность как способ формиро& вания музыкальности ребенка. 2. Расскажите о структуре певческой деятельности дошкольников и функциях ее составных элементов. 3. Каковы особенности певческого голоса детей дошкольного воз^ раста? 4. Дайте характеристику певческой деятельности и определите ее ■ воспитательное значение. §2. РИТМИКА (МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ) Общая характеристика. Ритмика—один из видов музыкаль Движенияпод музыку издавна применялись в воспитании де*- * тей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865— 1950). Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразитель1-ности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания—в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновет ние в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях1. Э. Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, по которой обучал своих учеников на протяжении десятков лет; в ней музыкально-ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми. Музыкально-ритмическое воспитание детей и юношества в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Э. Жак-Далькроза. Отечественные специалисты по ритмике Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, М.А. Румер, Е.В. Конорова и др. особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду склассической музыкой они широко использовали народные песни и мелодии, произведения современных композиторов, яркие идинамичные по своим образам. Уже в 20-е гг. в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов, музыкальных школ, театральных училищ и институтов, консерваторий, а также лечебных заведений и т. д. В создании системы ритмики, рассчитанной на детей дошкольного возраста, участвовали М.А. Румер, Т.С. Бабаджан, Н.А. Мет-лов, Ю.А. Двоскина, позднее—Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, С. Д. Руднева и другие. В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально^ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в ритмике, а движение—средством ее усвоения2. Так, Т.С. Бабаджан абсолютно правильно обусловливает занятия ритмикой «музыкальным стержнем», движение рассматривает как выявление эмо- ' См.: Ж а к-Д алькроз Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6 лекций. — СПб.: Театр и искусство, 1913. - См.: Бабаджан Т. С. и др. Музыкально-ритмическое воспитание 8 дошкольных учреждениях. — М., 1930.
104 105 ций, связанных с музыкальным образом1. Эти положения подтверждаются исследованиями Б.М. Теплова, где он пишет, что центром занятий по ритмике должна быть музыка: «Как только они превращаются в занятия по воспитанию/мотшичгасшс движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает»2. Итак, вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решен однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению— второстепенная. Вместе с тем специалисты сделали важный вывод: только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей. В мировой практике музыкального воспитания по-прежнему используется термин «ритмика», поэтому возможно и целесообразно признать его и в дошкольном воспитании. Цель и задачи ритмики. Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств выразительности, формы), ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения. Задачи ритмики: —учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности; —развивать основы музыкальной культуры; —развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма); —учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т.д.); —формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении; — развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-об-разных движений. Задачи эти успешно решаются, только если используются подлинно художественные произведения. Репертуар может быть са- 1 См.: Бабаджан Т. С. Музыкальная работа с преддошкольника- 2 Т е п л о в Б. М. Психология музыкальных способностей. — С. 200. мым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка). Рассмотрим динамику развития музыкально-ритмических и двигательных навыков у детей раннего и дошкольного возраста. Виды ритмики тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы. Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения. Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскокиХ общеразвива-ющие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения). В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций. Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий, и т. д. На основе источников движений выделяют следующие виды Таблица 3 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы