Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Знания, умения, качества личности, необходимые музыкальному руководителю и воспитателю для выполнения педагогических функций




 

Функция Знания Му-зы-каль-ный руко­води­тель Вос­пита­тель Умения Му-зы-каль-ный руко­води­тель Вос­пита­тель Качества личности
Информаци­онная Знание разнообразного репертуара; сведений о музыке, до­ступных детям; различных методиче­ских приемов + + + + + + Отбор высокохудожествен­ных произведений Исполнительские умения Применение грамзаписи Ведение беседы о музыке Творческое применение методических приемов + + + + + + + + + + Музыкальная культура Пытливость Увлеченность музыкой Интерес к профессии Эрудиция
Развиваю­щая Знание диагностики музыкальных способ­ностей; разнообразного репер­туара; + + + + Умение диагностировать развитие музыкальных способностей по возраст­ным группам; учитывать индивидуальные качества flH^^, ^^.^»^ + +

± Способность к творче­ству

Инициативность Увлеченность музыкой

+ Музыкальная культура у *..■ ; ^. ^г ий j*i У| А \Шк Ш Si Ш


ч





К )

О о


Продолжение

 

    Му-зы-     Му-зы-    
Функция Знания каль- Вос- Умения каль- Вос- Качества личности
    ныи пита-   ный пита-  
  ' руко­води­тель тель   руко­води­тель тель  
        создание проблемных си­туаций      
Мобилизаци- Знание разнообразного + + Умение заинтересовать, ув- + + Увлеченность музыкой
онная репертуара;     лечь детей     Артистизм
  занимательных сведе­ний о музыке, полезных и интересных детям; + + Учет реакции, переключе­ние внимания с помощью методических приемов, сме- + + Находчивость Изобретательность Способность к творче-
  проблемных методов + + ны деятельности     ству
  обучения;     Учет индивидуальных ка- + + Музыкальная культу-
  различных видов музы- + + честв детей     ра
  кальных занятий;     Творческие умения + +  
  различных форм орга­низации музыкальной деятельности детей + + Применение различных ви­дов занятий, вариативность их структуры Творческое применение раз- + + +  
~       личных форм организации      
       

м> зыышной~деятельн6сти

 

 


Г


Продолжение


 


О


 

Функция Знания Му-зы-каль-ный руко­води­тель Вос­пита­тель Умения Му-зы-каяь-ный руко­води­тель Вос­пита­тель Качества личности
        Творческое применение ме­тодических приемов Отбор, исполнение и поясне­ние произведений + + + +  
Ориентаци-онная Знание репертуара, от­вечающего требовани­ям художественности; увлекательных сведе­ний о музыке; разнообразных методи­ческих приемов + + + + + Умение заинтересовать, ув­лечь детей Развитие у детей способно­сти элементарной оценки музыкального произведения Учет индивидуальных ка­честв детей Творческое применение ме­тодических приемов Творческие умения Применение различных ви­дов занятий + + + + + + + + + ; + + + Любовь к музыке Увлеченность профес­сией Артистизм

о









К )


'Продолжение

 

    Му-     Му-    
Функция Знания зы-каль- Вос- Умения , зы- каль- Вос- Качества личности
    ный пита-   ный пита-  
    руко­води­тель тель   руко­води­тель тель  
        Творческое применение различных форм организа­ции музыкальной деятельно­сти + + Изобретательность Находчивость Способность к творче­ству
        Отбор высокохудожествен­ных произведений Исполнительские умения Применение грамзаписи Ведение беседы о музыке + + + + + + + Музыкальная культура

Примечание. Знаком-+ обозначены знания н умения, необходимые- педарогу-(80спитателк> и музыкальному.руководителю); знаком + пйпчнячрдц чн? ни°, и УЖИШа-КЙНМУ «»" " »

Таблица 5

Знания, умения, качества личности, необходимые музыкальному руководителю и воспитателю

для выполнения общетрудовых функций





К )

о


 

  - Му-зы-     Му-зы-    
Функция Знания каль- Вос- Умения каль- Вос- Качества личности
    , ный пита-   ныи пита-  
    руко­води­тель тель   руко­води­тель тель  
Конструк- Знание разнообразного + + Отбор и компоновка репер- + + Способность предви-
тивная музыкального реперту­ара;     туара в зависимости от по­ставленных задач     деть результаты своей деятельности
  вариативных форм пост­роения занятий, празд­ников, развлечений, ис- + + i Выбор целесообразного ва­рианта исполнения и поясне­ний + + Способность к планиро­ванию творческой реа­лизации поставленных
  пользования музыки в быту;     Продумывание способов реализации поставленных + + задач Организованность
  разнообразных методов музыкального воспита- + ; ' ± задач, применение вариа­тивных методов и приемов     Музыкальная культура Инициативность
  ния     Планирование собственных действий и действий детей с учетом индивидуально-дифференцированного под­хода; + . +,  

о

■ Рь


 

              Продолжение
    Му-     Му-    
Функция Знания зы- каль- Вос- Умения зы- каль- Вос- Качества личности
    ныи пита-   ный пита-  
    руко­води­тель тель   руко­води­тель тель  
        увлекательных форм подачи знаний, формирования уме­ний; разных форм музыкальной деятельности; разных вариантов структу­ры занятий; применения учебно-матери­альной базы (ТСО, нагляд­ности, атрибутов и т. д.); работы с воспитателями; работы с родителями + + + + + + + + + + + +  
Организа­торская Знание разнообразных форм организации дея­тельности; вариантов, структуры музыкальных занятий; + + + +

Творческое применение разных форм организации музыкальной деятельности Варьирование структуры •-., , ; занятий для создания и под-

+ Организованность Инициативность Ответственность Способность к твор­честву     ; f

 



О


 



[












К )

о


 

    Му-зы-     Му-зы-    
Функция Знания каль- Вос- Умения каль- Вос- Качества личности
    ный пита-   ныи пита-  
    руко­води­тель тель   руко­води­тель тель  
  лучшего педагогиче­ского опыта; + + Творческое мышление, по­иск нового содержания в + + Трудолюбие
  современного реперту­ара, отвечающего тре­бованиям художествен- + + собственном опыте работы, удовлетворяющего совре­менным требованиям      
  ности     Постоянное совершенство­вание исполнительских уме­ний + +  

СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ1

Аккордеон—разновидность хроматической гармоники, ет две клавиатуры: кнопочную (с готовыми аккордами) —Ь левой руки и фортепианную — для правой руки; это отлич аккордеон от других видов гармоники (в т. ч. и от баяна). На чие регистров-переключателей позволяет менять тембр и ул вать звуки (в октаву и унисон). Используется как сольный щ компанирующий инструмент, входит в состав различных: ных ансамблей.

Альт —1. Низкий детский (или женский) певческий голф| Струнный смычковый инструмент такого же устройства, как с ка, но несколько большего размера, отчего звучит в более i регистре. Самый ранний из представителей скрипичной ] появился в кон. XV—нач. XVI в. В поисках наилучшей коне ции альта большую роль сыграл выдающийся итальянский i Антонио Страдивари. По сравнению со скрипкой этот инстр> менее подвижный. Тембр его—глуховатый, тусклый, но i выразительный. С сер. XVIII в. становится непременным учас ком струнного квартета и симфонического оркестра.

Арфа—струнный щипковый инструмент, один из самых; них в истории культуры. Форма ее, претерпевшая в течение! гих столетий значительные изменения, произошла от приминн ного стрелкового лука. Простейшие типы арф были известгаН Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии за 3 тысячелетия ДР-таИ Современная арфа представляет собой большую треугольдИ раму (с корпусом-резонатором), на которую натягиваются стоЯ ны. Нежный, «воздушно-серебристый» тембр издавна сделалИ незаменимым инструментом, сопровождающимпение (не слуЦаИ но арфа встречается на живописных полотнах XV — XVII щШ изображающих домашнее музицирование или парадные концеИ ты в замках и дворцах). Подлинный расцвет игры на арфе насаИ пает в кон. XIX в. Используется как оркестровый, ансамблещД и сольный инструмент.

Балалайка—русский народный щипковый инструмент ( мя (раньше двумя) струнами. Корпус имеет форму треуголы Способ звукоизвлечения — бряцание (к струнам прикаса кончиками трех пальцев, сложенных особым способом), щиг. дробь, срыв, тремоло, играют также медиатором. Входит в (

1 При составлении словаря были использованы: Музыкальный эни лопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш.— М., 1990; БулуЧ< с к и й Ю. С, Ф о м и н В. С. Старинная музыка: Сл.-справ.— Л., IS Должанский А. Н. Краткий музыкальный словарь.— М.; Л., IS

208


став оркестра русских народных инструментов, широко распро­странена как сольный инструмент.

Балет—музыкально-хореографический спектакль, вкотором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие, элементы изобразительного искусства. Корни этого синтетичес­кого жанра уходят в глубокую древность: памятники культуры Египта, Греции, Индии и других стран свидетельствуют о его важной роли в жизни общества. Балет в современном понимании возник в эпоху Возрождения. Причем самостоятельным видом искусства он в ту пору еще не был: танцы, пляски и пантомима являлись элементами различных представлений, официальных церемоний, торжественных зрелищ (шествия, маскарады, конные турниры, придворные спектакли, трапезы и т. п.). Постепенно балетные представления обретают единый драматургический стержень, передовые музыканты, танцовщики и балетмейстеры выдвигают критерии естественности характеров и правды чув­ства на балетной сцене. Как самостоятельный музыкально-теат­ральный жанр балет утвердился в кон. XVII в.

Барабан — ударный инструмент с неопределенной высотой звука. Имеет вид цилиндра, с обеих сторон обтянутого кожей. Большой барабан -■ — крупный ударный инструмент с мощным низ­ким и глухим звуком, извлекаемым ударами колотушки. Малый (военный) барабан—небольшой по размеру инструмент с сухим, высоким звуком, извлекаемым при помощи двух деревянных па­лочек. В оркестре исполняет ритмическую и шумовую роль.

Баян—русская хроматическая гармоника—пневматический язычковый инструмент с кнопочной клавиатурой, названный по имени легендарного др.-рус. певца-сказителя Бояна («Слово о полку Игореве»). Используется как сольный, аккомпанирующий и ансамблево-оркестровый инструмент.

Бубен—ударный инструмент с неопределенной высотой зву­ка. Состоит из узкого деревянного обруча, с одной стороны обтя­нутого кожей, маленьких тарелочек, бубенцов или колокольчи­ков, закрепленных в прорезях обруча. Используется для ритми­ческого сопровождения танцев, в оркестре—как ударный инст­румент. На бубне играют, сотрясая его в воздухе, ударяя по мем­бране ладонью, кулаком, косточками пальцев.

Бурре—старинный французский народный танец. По преда­нию, зародился в провинции Овернь в среде дровосеков, которые исполняли его с тяжелыми прыжками, шутливо, как бы уминая вязанку валежника (франц. Ъоиггёе — связка хвороста). Со 2-й пол. XVI в. пользуется известностью в Париже, а в XVII в. стано­вится популярным придворным танцем. Темп подвижный, четкий, Мелодия начинается с затакта.

209

Радынова О. П. и лр.


 


Валторна — медный духовой инструмент, ведущий происх. дение от старинного охотничьего рога. Представляет собой j ную узкоканальную трубку, свернутую спиралеобразно и з шающуюся широким раструбом. Первоначально служила подачи различных сигналов, а позднее —для фанфарной п~ клички во время охоты. Тембр мягкий, певучий, богатый кр ми, великолепно сливается с тембрами струнных и деревянн Является своеобразным сольным инструментом, а также не менным участником симфонических оркестров и различных.' самблей.

Вальс—парный бальный танец, музыкальный размер3/4. ник на основе народных танцев Австрии, Германии, Чехии, рактерное кружение танца создается аккомпанементом, пс енным на чередовании баса на 1 -й доле и аккордами на 2-й и: й долях. Темп различный: от самого медленного до очень скс го. Вальс обладает огромными возможностями воплощения; личных образов и состояний. В 30—40-х гт. XIX в. и позже пс чил повсеместное распространение как танцевальный и кот ный жанр (вплоть до введения в некоторые симфонии в каче одной из частей).

Вариации (лат. variatio—изменение, различие)—музыка ная форма, в которой тема при повторномизложении варьир ся, изменяется. Каждое видоизменение (вариация) преподнс тему в ином освещении, показывает новые стороны, что позвс ет раскрыть ее внутренние возможности. Вариации зарох задолго до появления первых образцов профессиональной i ки (например, народные исполнители обычно повторяют i напевы несколько по-новому). Встречаются в виде отдель" произведений и как часть сюит, сонатных циклов.

Виолончель—струнный смычковый инструмент скрипичн семейства, обладающий ярким звуком с богатой вибрацией и разительным тембром. По размерам значительно превосхо скрипку и альт, но уступает контрабасу. Появилась в XVI в. предками были, по-видимому, народные смычковые инструм ты. На рубеже XVIII в. прочно утверждается в оркестре и п чает широкое распространение как сольный инструмент.

Вокализ—пьеса для пения без слов; обычно является уп нением для развития вокальной техники. Вокализы самостсг ного художественного значения встречаются редко.

Волынка—народный духовой инструмент. Состоит из ко" ' ного мешка или пузыря, в который нагнетают воздух. К ме~ прикрепляется несколько трубок, одна из них имеет игровые верстия (подобно свирели), и на ней можно исполнять неслол мелодию, остальные трубки издают определенный непрерьг.


тянущийся звук (отсюда выражение «тянуть волынку»). Тембр у инструмента пронзительный, резкий. С древнейших времен во­лынки встречаются у многих народов. В настоящее время сохра­нились главным образом в Шотландии.

Гавот—старинный французский народный танец. Зародился Б XVI в. в виде хороводного танца, отличался умеренным тем­пом, светлым, энергичным характером с оттенком величавой тор­жественности. В XVII в. становится популярным придворным танцем и приобретает несвойственные народным гавотам черты жеманности, затем проникает в оперу и балет, в инструменталь­ные циклы.

Гармонь—клавишно-пневматический инструмент, предше­ственник аккордеона и баяна. Получила широкое распростране­ние в России, где создано множество ее разновидностей (туль­ская, саратовская и др.).

Гитара — струнный щипковый инструмент, известный еще в эпоху средневековья. Родина—Испания. Корпус плоский, по форме напоминает цифру 8, снабжен длинным грифом, над которым натя­нуты струны. Количество их вначале колебалось; к XVIII в. обще­признанной стала шестиструнная гитара с настройкой в основном по квартам (в России в это же время утвердилась семиструнная гитара). Звук гитары, не обладая большой силой, великолепно со­четается с певческими голосами, а также со струнными и духовы­ми инструментами, что обусловило ее особую роль как аккомпани­рующего инструмента и участника различных ансамблей.

Глиссандо—скользящий переход от звука к звуку; исполни­тельский прием.

Гобой—деревянный духовой инструмент, ведущий происхож­дение от древней пастушеской свирели. Тембр мягкий, несколько гнусавый. Используется в оркестре.

Гопак—украинский народный танец. Исполняется в быстром темпе с постепенным ускорением. Хореография включает прыж­ки и другие виртуозные танцевальные движения.

Гусли—старинный русский щипковый инструмент, имеет ре­зонансный корпус четырехугольной неправильной формы с натя­нутыми струнами. Звук извлекают щипком. Существуют также клавишные (педальные) гусли, в которых ненужные струны заг­лушаются специальным механизмом. На этих гуслях звук извле­кают при помощи медиатора.

Диссонанс (франц. dissonance, от лат. dissonantia — нестрой­ность, нестройное звучание)—созвучие, вызывающее ощущение несогласованного звучания. С точки зрения восприятия диссо­нанс выступает более напряженным, неустойчивым созвучием, чем консонанс.


 


210


211



Домра — старинный (XVI в.) русский щипковый инструменш
корпусом круглой формы и длинным грифом. Трехструнная дон
ра настраивается по квартам. Звук извлекают медиатором. В ЩШ
шлом инструмент использовали скоморохи, создавшие целовав
мейство: домришка, домра басистая. Существует и четырехстр;
ная домра с квинтовым строем.                                      " £.

Имитация ^— полное или частичное повторение в другом гоз се только что прозвучавшего мелодического оборота, темы, лодии.

Импровизация — 1. Сочинение музыки без предварительная подготовки (экспромт). Была широко распространена в концер(| ной практике XVIII в. Занимает важное место в народном м кальном творчестве: народные певцы, инструменталисты раз: вают напевы во время исполнения, часто встречается в совре: ной джазовой музыке. 2. Музыкальное произведение в свобо, форме.

Инструментовка—изложение музыкального произведения определенного инструментального или вокально-инструмен' ного состава. Процесс инструментовки завершается созда: партитуры, т. е. распределением звучности пьесы между отд ными инструментами.

Интервал (от лат. intervallum -.— промежуток, расстояние соотношение двух музыкальных звуков по высоте. Последо тельно звучащие звуки образуют мелодический интервал, о, временно звучащие—гармонический.

Интерпретация (от лат. interpretatio—истолкование)—ху; жественное раскрытие музыкального произведения в проц исполнения, зависящее от эстетических принципов школы направления, к которым принадлежит артист, от его индив альных особенностей и идейнохудожественного замысла.

Интонация—в общем значении—характер произношен 1. Обладающая самостоятельной выразительностью наимены частица музыкального произведения в ее реальном звучании, < < изнесении» исполнителем. 2. Мелодический оборот, то же, мотив. 3. Качество исполнения музыкальных звуков в отно нии их высоты, особенно при пении или игре на струнных ин ментах; «чистая» или «нечистая» интонация означает верное неверное (фальшивое) исполнение высоты музыкальных звук

Камерная музыка (от ср.-век. лат. camera — комната)—п воначально, в XVI в., вся светская музыка в отличие от музы: церковной, впоследствии, со 2-й пол. XVIII в., в связи сзаро нием и развитием симфонии и симфонической музыки, термин мерная музыка часто стали относить лишь к произведениям, р считанным на небольшое количество исполнителей и огранич<

212


ный круг слушателей. Это мадригал, романс, дуэт, трио, квар­тет, квинтет, вокальный и вокально-инструментальный цикл, со­ната и т. д.

Канон—многоголосное произведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно, с опозда­нием.

Кантата—в нач. XVII в.—произведение для пения с инстру­ментальным сопровождением в отличие от чисто инструменталь­ного жанра—сонаты, позднее—произведение для певцов-соли­стов, хора и оркестра, состоящее из нескольких законченных ча­стей и предназначенное для концертного исполнения. По форме подобна оратории, но отличается от нее меньшим размером, пре­обладанием лирики и относительной драматической ограничен­ностью сюжета.

Кантилена—1. Напевная мелодия (вокальная или инструмен­тальная). 2. Напевность музыки и ее исполнения, способность пев­ца к напевному исполнению мелодии, важный элемент вокально­го мастерства.

Каприччо—инструментальная пьеса свободной формы в бле­стящем виртуозном стиле.

Кастаньеты — испанский ударный инструмент с неопреде­ленной высотой звука, распространен также в Италии и странах Латинской Америки. Состоит из двух или трех деревянных плас­тинок в форме раковины, с одной стороны соединенных шнур­ком. Так называемые оркестровые кастаньеты прикрепляются к специальной рукоятке с двух ее сторон. Балетные кастаньеты надеваются на руку, используются артистами во время исполне­ния испанских танцев.

Квартет — 1. Ансамбль из четырех исполнителей — певцов или музыкантов. По составу может быть однородным (мужской, женский, струнный смычковый, деревянный духовой, медный ду­ховой и т. д.) и смешанным (сопрано, альт, тенор, бас; две скрип­ки, альт, виолончель; фортепиано, скрипка, альт, виолончель и т. д.). 2. Музыкальное произведение для четырех исполнителей с самостоятельной партией у каждого.

Квинтет —■ 1. Ансамбль из пяти исполнителей—певцов или инструменталистов. По составу может быть однородным (струн­ный смычковый, деревянный духовой и т. д.) и смешанным. Наи­более распространены квинтеты—струнный смычковый (квар­тет с удвоенным альтом или виолончелью), фортепианный (смыч­ковый квартет и фортепиано). 2. Музыкальное произведение для пяти исполнителей.

Клавесин—старинный клавишный щипковый инструмент с несколькими клавиатурами (мануалами) и регистрами. Звук силь-

213


ный, но недостаточно певучий, извлекается при помощи щит медиатором (гусиные перья, кожаные плектры) или металле скимй шипами, прикрепленными к клавишным рычагам. В р| личных странах клавесин называли по-разному: в Англии—i джинел, в Италии — чембало, в Германии —- кильфлюгер,: | Франции — вйцитериум. В XVIII в. был вытеснен фортепиа В настоящее время входит в состав ансамблей старинной музьц

Кларнет—деревянный духовой инструмент, подобно го? ведущий происхождение от пастушеской свирели. Далекими i ками считают некоторые деревянные духовые, существовавЕ в Древнем Египте 4 тысячелетия назад. Обладает многообра тембровой палитрой: нижние звуки несколько мрачноваты, ор ко по мере перехода к высоким звучание становится более * лым, а в самом верхнем регистре—ясным, чистым, пронзите ным. С сер. XVIII в. прочно закрепляется в оркестре как один ) ведущих духовых инструментов.

Колокола—ударный инструмент симфонического оркес Набор металлических трубок—колоколов разного размера, < бодно подвешенных на перекладине и относительно точно настрв енных. Звук извлекается колотушкой. В оркестре имитируютчмИ локольный звон.

Колокольчики — оркестровый ударный инструмент. Прея ставляет собой ряд металлических пластинок, свободно закреИ ленных на брусках в два ряда. Звук извлекают при помощи сгщ циальных молоточков. По типу колокольчиков устроен детс музыкальный инструмент—металлофон.

Колыбельная — 1. Народная песня, служащая для убаюя вания ребенка. Отличается спокойным, монотонным хара» ром, повторами полевок и ритмических фигур, замедленнь движением, однообразием припевных слов. Относится к дрй! нейшим жанрам фольклора, сохраняет традиционные напев! бытующие в разных вариантах. 2. Вокальная или инструме^ тальная лирическая миниатюра, а также эпизод в крупном соч нении (опере, балете, симфонии), где композитор интерпретир| ет жанр народной колыбельной песни в индивидуальной ма ре. Известны колыбельные песни сказочного и драматическое характера.

Колядка—старинная народная (реже авторская) обрядoi песня с пожеланиями богатства и здоровья. Пелась под Роя ство, Крещение, Новый год; в древности была связана с весен* ми культами плодородия. Характерны элементы игрового де ства (пляски и шествия ряженых, хороводные игры, диалог Напевы основаны обычно на неоднократно повторяющихся ме лодических попевках. Жанр колядки нашел применение в про

214


фессиональной музыке (Н.А. Римский-Корсаков, И.Ф. Стравин­ский и другие).

Консонанс (франц. consonance, от лат. consonantia — созву­чие, согласное звучание) — звучание, воспринимаемое как бла­гозвучное; слитное сочетание одновременно слышимых звуков.

Контрабас — самый большой по размеру и самый низкий по звучанию инструмент из семейства струнных смычковых. Появил­ся в кон. XVI в. Предками были старинные басовые виолы, от которых он заимствовал многие особенности своей конструкции. Техника несколько ограничена громоздкостью инструмента и неудобным положением смычка (на весу). Получил широчайшее распространение в симфоническом оркестре, в камерных и эст­радных ансамблях.

Концерт (от лат. concertare—состязаться и отитал. concerto — гармония, согласие)—показательно, что оба эти значения в рав­ной степени отражают сущность жанра: с одной стороны, в кон­церте «соревнуются» солист и оркестр, с другой—их взаимодей­ствие и взаимопроникновение в конечном счете образуют гармо­ничное целое. 1. Виртуозное произведение для солирующего ин­струмента (реже для 2—3-х) с сопровождением оркестра. Инстру­ментальный концерт зародился в Италии в кон. XVII в. 2. Пуб­личное исполнение музыкальных произведений.

Краковяк—польский народный танец. Возник в Краковском воеводстве. Упоминается уже в XIV в. Имеет острый, четкий ритм, быстрый темп.

Ксилофон — ударный инструмент, издающий звуки опреде­ленной высоты. Представляет собой расположенные на мягкой подстилке специально подобранные деревянные бруски различ­ной величины (а следовательно, и различной настройки), по кото­рым ударяют двумя деревянными молоточками особой формы. Звук отличается пронзительностью и выделяется своим звонким щелканьем даже на фоне полного оркестрового звучания. Ис­пользуется в симфоническом оркестре лишь последние 50 лет.

Кульминация— момент наибольшего эмоционального напря­жения в музыкальном произведении или какой-либо его части. Важный элемент музыкальной драматургии.

Лад — объединение звуков различной высоты, тяготеющих один к другому и в конечном счете к одному отдельному звуку (тонике) либо построенному на этом звуке интервалу или аккор­ду (обычно тоническому трезвучию). В тоническом трезвучии то­ника лада является основным тоном, а терцовый и квинтовый тоны образуются из звуков, входящих в состав лада. Звуки лада назы­ваются ступенями лада и нумеруются римскими цифрами от тони­ки (1 ступень) вверх. Лады отличаются строением звукорядов,

215


т. е. качеством интервалов между ступенями, а также характ связей (тяготений) между ступенями. Каждый лад имеет onj ленное название: мажор, минор и др. По своей сущности ла коренная эстетическая категория музыки, обозначающая ее кровенную специфическую «сердцевину» (в отличие от дру элементов—ритма, динамики, высотной линии и прочих, i чающихся и вне музыки).

Лейтмотив—характерная тема или музыкальный оборот, ^ торые обрисовывают какой-либо персонаж оперы, балета, ] граммной пьесы, его отдельные черты или определенную ■; тическую ситуацию и звучат при появлении персонажа на i при упоминании о нем или при повторении драматической < ции в разных частях произведения.

Литавры т— ударный инструмент, настраиваемый на опр ленный тон. Представляет собой систему двух или нескол медных котлов, открытая сторона которых затянута кожей. ] струмент азиатского происхождения, в Европе известен с ХЩ Применяются литавры трех размеров: большая, средняя и ма Настройка может быть изменена по указанию композиторами время исполнения произведения (в паузах); повышение или поим жение строя достигается при помощи винтов, усиливающих шЯ ослабляющих натяжение кожи. Звук литавры похож на звук 6ощ[ шото барабана, но слабее и имеет определенную высоту, двумя палочками с мягкими головками, которые позволяют i лучить более или менее продолжительные звуки или характерна тремоло (быстрым чередованием ударов обеих палочек), созд вать яркие динамические нарастания и спады. Один музы» может играть на трех или даже четырех литаврах.

Ложки—русский народный ударный инструмент. Набор вк чает 3—5 ложек разного размера (одна большая), изготовленщ из специально высушенной древесины (клен, ясень и др.). Испе нитель, зажав ложки в правой руке выпуклыми сторонами дру ДРУГУ, чередует прямые и скользящие удары о ладонь левой ру и о колено. В современных ансамблях и оркестрах народных ] струментов используются модернизированные ложки (введещ кон. XIX — нач. XX в.) с удлиненной рукояткой и бубенцами*1 иной техникой игры.

Мадригал (итал.madrigale, от ср.-век. лат. matricale — пе на родном языке) — светская песня эпохи Возрождения, испоя нявшаяся на итальянском языке. Первоначально одноголосна в XVI в. многоголосная (ансамблевая, хоровая) песня, обыч» любовного содержания и изысканного характера.

Мазурка—польский народный танец с четким ритмическ* рисунком, резкими акцентами на любых долях такта. Темп ]

216


личный — от умеренного до стремительного, со многими проме­жуточными градациями. Ритмическая живость и гибкость мазур­ки позволяют воплотить самые различные образы и состояния. В нач. XIX в. получила широкое распространение как бальный танец и как жанр художественных произведений.

Маракасы—парный ударный инструмент латиноамерикан­ского происхождения, первоначально представлял собой пустой кокосовый орех, в который засыпали камешки икосгочки маслин. Современные маракасы изготовляются изметалла, дерева, пласт­массы, внутрь засыпают дробь. Звук извлекают потряхиванием.

Марш — пьеса четкого ритма, предназначенная для сопро­вождения коллективного шествия. Призван объединять движе­ние (шаг) идущих, а также создавать у них определенное настро­ение, отсюда разные типы маршей, отличающиеся темпом и ха­рактером музыки: парадный, походный, встречный, похоронный и т. д. Художественные образы и форма разновидностей марша часто используются в инструментальной музыке, предназначен­ной для концертного исполнения, а также в песнях.

Мелодия—напев, важнейшая основа музыкального произве­дения, выразительное средство музыки. Способна воплотить са­мые различные образы и состояния. Осмысленно-выразительное и законченное по построению одноголосное лоследование зву­ков, объединенных определенными отношениями высоты, длитель­ности и силы (на основе лада и метра). Может существовать так­же в соединении с другими голосами или с сопровождением.

Менуэт (франц. menuet, от menu—маленький, мелкий)—ста­ринный танец французского происхождения. Исполнялся малень­кими шагами, в умеренном темпе, плавно, церемонно, с поклона­ми и приседаниями. Имеет трехдольный размер. В кон. XVII — нач. XVni в. становится популярным танцем во всех странах Европы. В России XVII в. его танцевали на ассамблеях Петра 1. Позднее форму этого танца использовали в оперных и балетных произведениях, он входил во многие инструментальные циклы. На протяжении XVIII в. его характер значительно изменяется: постепенно ускоряется темп, в движениях появляются жеманность, манерность. Во 2-й пол. XVII в. (ЙГайдн, В.А. Моцарт, ранний Л. Бетховен) менуэт — третья часть симфоний и квартетов, на рубеже XIX в. его место в сонатном цикле занимает скерцо.

Месса (позднелат. missa, от лат. mitto—посылаю; отпускаю, итал. messa) — центральный обряд суточного богослужебного цикла католической церкви, в котором важная роль отводится музыке. В него входят праздничные песнопения для хора, иногда с участием солистов и инструментальным сопровождением (Missa proprium), а также песнопения, присутствующие постоянно (Missa

217


oraUnarium). Таких существует пять: Kyrie eleison («Господи^ милуй»), Gloria («Слава»), Credo («Верую»), Sanctus и Bened« («Свят» и «Благословен»), Agnus Dei («Агнец Божий»). (До ХЦД была принята и шестая часть «Ite, missa est» -— «Идите, слуэдВ окончена», отсюда и название.) Как единое по замыслу циклЛ ческое произведение месса сформировалась в XIV в., к XV в. эпщш жанр достигает блестящего расцвета. Композиторы обращакяИ к мелодиям светских и даже народных песен, названия их нередЯ становятся «заголовками» месс. Именно в XV в. месса стала жгЛ ром, в котором наиболее полно выявились специфические особ^И ности музыки как искусства поэтически возвышенного, строгошИ вместе с тем эмоционально яркого. В XVII в. широкое распросщШ нение получила месса в сопровождении органа. С кон. XVIBm приобретает концертный характер, сближаясь с ораторией, а в flfl которых случаях и перенимая черты оперного стиля. ИстинняИ шедевром является месса си минор И.С. Баха, позднее выдающиЩ ся образцы месс создали Й. Гайдн, В.А. Моцарт и другие.

Металлофон — см. Колокольчики.

Музыка (греч. musike, от тша; музы—девять дочерей Мв мозины и Юпитера, богини искусств и наук)—искусство интош ции, художественное отражение действительности в звучании, '!

Музыкальная форма — 1. Целостная, организованная си ма выразительных средств музыки (мелодия, ритм, гармон* т. д.), при помощи которых в музыкальном произведении вот щается его идейно-образное содержание. 2. Построение, стру ра музыкального произведения, соотношение его частей. Элеме тами музыкальной формы являются мотив, фраза, предложек период. Различные способы развития и сопоставления элемев приводят к созданию разнообразных музыкальных форм. Оснс ные музыкальные формы: двухчастная, трехчастная, сонатна форма, вариации, куплетная форма и т. д.

Ноктюрн (франц. nocturne—ночной)—распространивше с нач. XIX в. название пьес (как правило, инструментальных, ] вокальных) лирического, преимущественно мечтательного хар тера. В основе обычно лежит широко развитая певучая мелод* благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инс рументальную песню. Чаще всего пишут для фортепиано, но i чаются пьесы и для других инструментов, а также для ансамбле

Опера—вид театрального искусства, в котором сценическс действие слито с музыкой—вокальной и оркестровой и испол* тели-актеры не говорят, а поют. Истоками ее послужили наро| ные музыкально-драматические представления и пышные уве лительные зрелища, балетные спектакли при дворах знатных < одалов. Возникла в Италии на рубеже XVII в., вскоре быст

218


распространилась в другие страны. Стиль ранней оперы основан на господстве речитатива (нечто среднее между обычной речью и певучей мелодией), отличался статичностью действия, отсутстви­ем арий, ансамблей. Позже в оперу проникают мелодии, связан­ные с итальянской народной песенностью. Содержательной, на­сыщенной стала партия оркестра. Постепенно возникли различ­ные оперные школыи направления.

Оратория (итал. oratorio, от позднелат. omtorium — молель­ня, лат. ого—говорю, молю)—в XVII-—XVIII вв. многочастная композиция для хора, солистов и оркестра, созданная на основе библейского сюжета. Зарождение этого жанра связано с драма­тизированными культовыми песнопениями. Еще в кон. XVI в. в молитвенных залах итальянских монастырей («ораториях») в свободное от богослужения время проводились беседы, сопро­вождавшиеся пением. Позже появляется тип оратории как геро-ико-драматического музыкального произведения, где централь­ное место принадлежит народным хоровым сценам. Возникла почти одновременно с кантатой и оперой, по своей структуре близка к ним, но отличается от кантаты большими размерами и развернутым сюжетом, а от оперы—преобладанием повество­вательное™ над драматическим действием, а также отсутстви­ем сценического действия и художественного оформления (за ред­ким исключением).

Орган — клавишный духовой инструмент, получивший ши­рочайшее распространение в Европе со времен раннего средне­вековья. Название произошло от латинского слова organum, так в древние времена называли музыкальные инструменты вообще. Предшественницей органа считается «флейта Пана» — набор тростниковых дудочек различной величины. Для того чтобы звук можно было извлечь извеех трубочек, их снабдили воздушными мехами. Так возникли примитивные образцы opi лпов, прочно вошедшие в музыкальный быт древних народов. Во II столетии до н.э. в Александрии был изобретен гидравлос (воздух нагне­тался при помощи водяного пресса), который был постепенно вытеснен усовершенствованным воздушным органом. Первые инструменты появились в IV в> в Византии, откуда проникли в Западную Европу. Изначально светский инструмент, орган стал с X—XI вв. постоянным атрибутом религиозного культа. С этого времени начинается усовершенствование конструкции: появля­ется клавиатура, медные трубы заменяют на оловянные, в XV в. изобретают педаль — басовую клавиатуру для ног, позволяю­щую исполнителю извлекать звуки самого низкого регистра. Руч­ная клавиатура также изменялась: к XVI в. в ней было уже 5 тер-расообразно расположенных рядов (так называемых мануалов),

219


и музыкант мог попеременно играть на каждом из них любой кой. Были установлены специальные регистровые переключа ли, благодаря им орган способен имитировать отдельные инст менты, оркестровые группы, иногда его звучание напоминает х Тембровые особенности связаны с конструкцией инструмен" количеством трубок: каждая клавиша соединена с нескольки десятками, иногда сотнями труб, которые издают звуки один-вой высоты, но разной окраски. Количество труб доходит по до нескольких десятков тысяч.

Оркестр (от греч. orchestra — площадка перед сценой в греч. театре, где размещался хор) — 1. Место перед сценой в зыкальном театре, где помещается оркестр (оркестровая я 2. Коллектив музыкантов-инструменталистов, объединенных совместного исполнения музыки.

Павана (от лат. pavo — павлин) — один из старейших б ных танцев испанского или итальянского происхождения. Т ные черты—медленный темп, двухдольный размер, торже но-величавый характер, иногда с оттенком патетики.

Пассакалья— 1. Старинный танец испанского происхо ния, исполняемый в медленном темпе. Размер трехдольный. 2. лифоническая форма, разработанная в виде вариаций с посто но повторяющейся в басу мелодией. Характер величествешг сосредоточенный. Пассакальей, во многом напоминавшей жественное шествие, было принято завершать празднество, шествовал обычай повторять басовую партию танца в ч отъезжающих гостей; при каждом очередном исполнении в ние голоса для разнообразия варьировались. Так возникли п~ нетанцевального характера, представляющие собой полиф ческие вариации на тему, неизменно повторяющуюся в басу.

Пастораль (от лат. pastoralis — пастушеский) — 1. One пантомима или балет, показывающие идиллические сцены се ской жизни. 2. Вокальная или инструментальная пьеса, рис щая картины природы или сцены сельской жизни. 3. Па песня.

Певческая установка — состояние, необходимое для на пения, подготовленность к пению. В нее входятвнешние мо ты—установка корпуса, головы, рта, мышечная свобода и в ренняя психолого-физиологическая готовность, включаю представление о качестве звука, настроенность на внутре: состояние, соответствующее содержанию музыкального обр

Песня—наиболее распространенная форма вокальной м ки, в которой органично сочетаются поэтический и музыкаль образы. Существуют народные и профессиональные песни ных жанров.


Песенность — понятие для обозначения совокупности харак­терных признаков песни.

Полифония (от греч. poly — много, phone — звук, букв. —-многоголосие)—одно из важнейших выразительных средств му­зыки, основывающееся на одновременном звучании нескольких самостоятельных мелодических голосов.

Полонез (от франц. danse polonaise — польский танец) — та­нец польского происхождения, возникший в эпоху средневеко­вья. Носит характер торжественного, блестящего шествия. Раз­мер трехдольный, ритмический рисунок острый, подчеркнутый. Танцующие движутся плавно, величаво, слегка приседая на тре­тьей четверти каждого такта. Был распространен в XIX в. как бальный танец и получил широкое отражение в музыкальной ли­тературе.

Полька (по одной версии, название от чеш.риОса, букв.—пол­шага, по другой — от чеш. polka, связано с восстанием в Польше в 1830—1831 гг.) — чешский народный танец, подвижный, со­провождаемый маленькими прыжками двухдольного размера. Стал популярным бальным танцем.

Прелюдия, прелюд (or лат. praeludere—играть предваритель­но, делать вступление)—инструментальная пьеса свободной фор­мы, появившаяся в XV в. и нередко служившая вступлением к следующей за ней пьесе. В XVI в. уже существовала в виде само­стоятельной пьесы, часто использовалась в органной музыке, широко известна как вступление к фуге. С XIX в. прелюдиями называются также небольшие самостоятельные пьесы, главным образом фортепианные.

Псалмы (греч. psalmos — хвалебная песнь) — религиозные песнопения и молитвы (Ветхий Завет). В древнехристианском пе­нии исполнялись попеременно двумя хорами. Медлительно суро­вая манера пения определяла основное музыкальное содержание церковного богослужения. В средние века подверглись поэтиче­ской и музыкальной переработке. В XVI в. получили распростра­нение в профессиональной внекультовой музыке и часто распева­лись в быту.

Рапсодия — вокальное или инструментальное произведение свободной формы, состоящее из разнохарактерных, контрастных эпизодов.

Реквием (от лат. requies—покой, успокоение, по начальным словам текста «Requiem aeternam dona eis, Domini» — «Вечный покой даруй им, Господи») — многочастное траурное произве­дение для хора, обычно с участием солистов и органа (с XVII в. такие композиции включают и оркестровое сопровождение). Возник в католической музыке средневековья как заупокойная


 


220


221


месса. В XVIII в. постепенно начинает утрачивать обрядовый-: рактер и переходит на концертную эстраду. С кон. XIX в. на ние «реквием» закрепляется и за вокально-симфоническими ] изведениями, в основу которых положен не традиционный лат ский текст, а какое-либо поэтическое сочинение скорбного трагического характера.

Рефрен — 1. Основной раздел рондо, повторяющийся нескс ко раз. 2. Второй раздел куплетной формы—припев.

Речитатив—вокальная мелодия, приближающаяся к инт циям разговорной речи, не имеющая законченной компози-ной формы.

Рог—духовой инструмент, изготовляемый из рогов ж* ных. Первоначально применялся охотниками, пастухами, вот ми как ритуальный инструмент.

Романс — 1. Одноголосное вокальное произведение с ин ментальным сопровождением. 2. Название инструментальной сы напевного, мелодического характера.

Рондо (франц. ronde — хоровод) — музыкальная форма,, стоящая из многократного (не менее трех раз) повторения осн: ного раздела—рефрена, с которым чередуются другие разн * разные разделы — эпизоды. Рондо начинается и заканчив рефреном, образуя как бы замкнутый круг. Происхождение мы рондо связано с древними хороводными песнями, в котор солист исполнял разные по музыкальному материалу куплеты (э зады), а хор постоянно повторял припев (рефрен).

Свирель—народный духовой инструмент типа продолы флейты. Изготовлялся из дерева (в наше время из пластмассы \ металла) и камыша. Встречается одноствольная, двухстволь? и многоствольная свирель. Входит в оркестр народных ин-ментов.

Серенада (франц. serenade, от итал. serenata, от sera—вечер) 1. Лирическая песня—обращение к возлюбленной, исполня вечером или ночью под ее окнами. Была распространена в И; лии и Испании. 2. Жанр инструментальной музыки для неб шого оркестра. 3. В XIX в. вокальная или инструментальная са, связанная с образами любви.

Симфония (греч. symphonia —■ созвучие, от syn — вме phone — звук) — ансамблево-инструментальное сочинение, ] воначально (на рубеже XVI—XVII вв.)—термин для обознач ния инструментальных эпизодов в вокально-хоровой или сц« ческой музыке — опере, оратории, кантате, мессе. В XVIII испытывает сильное влияние развивающейся клавирной сонах превращаясь постепенно в сонату для оркестра. В XVIII в. дился четырехчастный симфонический цикл, встречается та


большее или меньшее количество частей; Иногда участвуют пев­цы-солисты и хор. Классический тип симфонии создали И. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен.

Скерцо (итал. scherzo — шутка) — музыкальная пьеса в жи­вом, стремительном темпе, с характерными острыми ритмически­ми и гармоническими оборотами.

Скрипка —- струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию, а также наиболее богатый по выразительным и тех­ническим возможностям в скрипичном семействе. Появилась в нач. XVI в. Тембр певучий, богатый звуковыми и динамическими оттенками, звук сочный, интенсивный, полетный. Основной спо­соб звукоизвлечеиия—ведение смычком по струне, применяется также игра щипком—пиццикато. Основной инструмент в соста­ве струнных ансамблей, камерного и симфонического оркестров.

Соната—одна из форм инструментальной музыки (в совре­менном понимании—произведение для одного или двух инстру­ментов, написанное в форме сонатного цикла). Термин соната возник в кон. XVI в. для обозначения любого инструментального сочинения, преимущественно ансамблевого, в отличие от вокаль­ного — кантаты.

Сонатина — небольшая соната, отличающаяся простым со­держанием, меньшими размерами, большей доступностью для исполнения.

Сонатная форма—форма музыкального произведения, осно­ванная на развитии двух (и более) контрастных тем. Ей свой­ственна непрерывность и интенсивность развития, обострение тематических контрастов с последующим сближением и обобще­нием тем. Основные разделы: экспозиция (показ основных тем), разработка (варьирование тем), реприза (повторение экспозиции в измененном виде). Сонатная форма, как правило, является пер­вой частью сонатной циклической формы—симфонии, сонаты, квартета.

Сонатный цикл—форма музыкального произведения, состоя­щая из трех или четырех частей, первая часть обычно изложена в сонатной форме. Трехчастный сонатный цикл характерен для кон­церта и состоит из сонатного аллегро, медленной средней части и финала; четырехчастный характерен для сонаты, симфонии, трио, квартета и др., состоит из сонатного аллегро, медленной второй части, менуэта (или скерцо), финала—сонатная форма.

Стиль — исторически сложившаяся совокупность средств и приемов художественной образности, отражающая эстетические воззрения различных групп общества и какой-либо эпохи или твор­ческого направления. Понятием стиль определяются значитель­ные этапы развития искусства, его течения и школы (классицизм,


 


222


223


романтизм, барокко, рококо и др.), а также индивидуальная ческая манера композитора или исполнителя.

«Страсти», пассивны—вокально-драматические произве^ (типа оратории) на сюжет преданий о страданиях и смерти Хр {iidiT.passio—страдание). В названиях обычно фигурируют! евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна («Страсти по'. фею» И. С. Баха). Чтение «Страстей Господних» было устан но в католической церкви с VIII в. (впоследствии нередко пе жалось пением прихожан). С XVI в. «Страсти» становятся стоятелъной формой культовой музыки. В их исполнении о участвуют хор, солисты, оркестр, орган. Возникнув в стенах лического храма, «Страсти» постепенно утратили культовьй рактер и приобрели черты реальной жизненной драмы.

Сюита—циклическая музыкальная форма, состоящая i скольких контрастных частей. В XVI—XVIII вв. сложилась ма так называемой старинной сюиты, в которой закрепилась ледовательность четырех танцев: аллеманда (умеренный те оживленная куранта, медленная сарабанда и быстрая жига, редко в старинную сюиту включались менуэт, гавот, бур^ также нетанцевальные пьесы — прелюдия, ария и т. д. В X XX вв. получили развитие сюиты нового типа с ярко выраже: контрастностью: в них преобладали нетанцевальные пьесы ных форм и настроений.

Тамбурин—ударный инструмент, род небольшого бара' Форма удлиненная, цилиндрическая; высота значительно пре шает диаметр. Родина—Прованс (Южная Франция). Игрой этом инструменте (обычно в сочетании с флейтой) издавна со-вождался один из старинных народных танцев, также пол ший название «тамбурин».

Тамтам—ударный инструмент, разновидность гонга. И вид выпуклого диска большого размера, подвешенного к сто или раме. Мощный, звенящий, нарастающий после удара ко. тушки звук не имеет точно определенной высоты. Применяе симфоническом оркестре.

Танец -— вид искусства, в котором художественные обр создаются средствами пластических движений и выразительн поз танцовщика, исполняемых в определенном ритме. В та передается эмоционально-образное содержание музыкаль-произведений. Танец—одно из ярких проявлений народного чества, отражающее традиции, хореографический язык, пла ческую выразительность. Существуют сценические, культовь бытовые танцы.

Танцевальность — понятие для обозначения совокупи характерных признаков танца.


Тарантелла—итальянский народный танец, исполняемый в быстром, стремительном темпе, непрерывном движении. В клас­сической музыке приобрела характер виртуозного произведения.

Тарелки —• ударный инструмент, состоящий из двух металли­ческих дисков особой формы. Звук резкий, звенящий, без опреде­ленной высоты; извлекают, ударяя одну тарелку о другую, а так­же палочкой от малого барабана, колотушкой от литавр, щеточ­ками и т. д.

Тембр — окраска звука, позволяет различать звуки одной высоты в исполнении различных голосов или инструментов.

Темп — скорость движения в музыке, определяемая числом метрических долей в единице времени.

Терцет — ансамбль из трех исполнителей, как правило, во­
кальный,                       j

Тесситура — часть диапазона какого-либо музыкального инструмента или певческого голоса, использованная в произве­дении; высотное положение звуков музыкального произведения по отношению к диапазону певческого голоса или музыкально­го инструмента. Различают среднюю, наиболее удобную для ис­полнения, высокую и низкую тесситуру. Соответствие тесситу­ры возможностям певческого голоса или музыкального инстру­мента —необходимое условие полноценного художественного исполнения.

Токката—виртуозная инструментальная пьеса для фортепиа­но или органа, написанная в четком, быстром темпе, имеет звуки одинаковой краткой длительности. В XVI—XVIII вв. это пьеса в свободной импровизационной форме, близкая к прелюдии или фантазии. Основной признак поздней токкаты (Р. Шуман, С.С. Прокофьев)—равномерное ритмическое движение с преоб­ладанием ударной аккордовой техники.

Тоника — 1. Главный (основной) устойчивый звук мажорно-минорной системы лада, к которому тяготеют все остальные зву­ки в пределах октавы, вызывая ощущение законченности мело­дии. 2. Основной аккорд в мажоре или миноре, построенный на I ступени лада.

Транспонирование — перенесение музыкального произведе­ния из одной тональности в другую без всякого изменения.

Трепак (or старорус. «тропать»—топать)—старинный рус­ский танец двухдольного размера. Темп живой, характер весе­лый, задорный.

Треугольник—ударный инструмент, имеющий вид выгнуто­го из стального прута незамкнутого треугольника. Звук нежный и звонкий, извлекают при помощи ударов металлического стерж­ня. Используется в симфоническом оркестре.


 


224


225


Трещотка—русский народный ударный инструмент, состоя щий из деревянных пластинок, нанизанных на ремешок или.] ревку. Звук извлекают потряхиванием. Используется в оркее народных инструментов. Трио — ансамбль, состоящий из • исполнителей.

Тромбон — медный духовой инструмент^ известный с XV.1 Чаще бывает с кулисой —- выдвижной частью трубки для увел чения длины ствола, что соответственно изменяет и высоту звуй ка. Из многочисленных средневековых разновидностей в орке ровой практике повсеместно используется теноровый тромбе значительно усовершенствованный в XIX в. В симфонический < кестр инструмент ввел Л. Бетховен (1808). Группа тромбонов од стоянно включается в симфонические партитуры, кроме того, трок бон широко распространен в джазовых оркестрах и ансамблях.

Труба — медный духовой инструмент, простейшие об-разг, были известны задолго до н. э. Первоначально представлял < бой обычную трубу, конусообразно расширенную на одном ко№ | це. Когда инструмент начали изготовлять из меди, серебра и се bob, он достиг длины в несколько метров. Такая конструкция быщ| неудобной, и со временем труба приобрела свернутую формщ приблизившись по внешнему виду к современной. В средние век*| игрой на трубе сопровождались рыцарские турниры, культовь обряды, военные церемонии. (Интересно, что трубачи, в отличи»! от других музыкантов, имели особые привилегии.) Звук трубы| яркого, блестящего тембра. Используется во всех видах оркест-| ров, кроме оркестра народных инструментов.

Туба—медный духовой инструмент, самый низкий по звуча­нию. Используется в симфоническом и духовом оркестрах, ред*| ко—соло.

Фагот (итал. fagotto, букв.— вязанка, связка) — низкий пси
звучанию деревянный духовой инструмент, изобретенный в 1-Щ
пол. XVI в. Тембр отличается густой наполненностью и вместе с J
тем мягкостью, певучестью. Композиторы разных национальных;
школ широко использовали выразительные возможности инстру­
мента: А. Вивальди принадлежат 38 концертов для фагота; часто: '
встречается партия фагота в ансамблевых сочинениях И.С. Баха,
Г.Ф. Генделя. Постоянно совершенствуемый фагот — один из-
ведущих инструментов в симфоническом оркестре и камерных;
ансамблях.                                                                       ,;

Фантазия—одна из форм инструментальной музыки XVI— XVII вв. Органные, лютневые, клавирные фантазии сочинялись в свободной форме и носили ярко выраженный импровизационный характер. В 1-й пол. XVIII в. фантазиями назывались главным образом широко развитые вступления к фугам. Позже начинают


появляться фантазии, близкие сонатной форме (В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен). В XIX в. были популярны виртуозные фантазии вариационного характера на темы народных песен, опер, романсов (Ф. Лист).

Фанфара — 1. Духовой медный инструмент типа трубы (сиг­нальный рожок, горн). 2. Сигнал для трубы обычно торжествен­ного характера, состоящий из звуков мажорного трезвучия.

Флейта {пат. flatus —дуновение, порыв) —деревянный ду­ховой инструмент, один из самых древних. Предки — различ­ные тростниковые дудки, свирели. Инструменты флейтового типа были известны древним египтянам, грекам, римлянам. Пер­вый образец этого инструмента—продольная флейта известна в Европе уже в XI—XIII вв. Музыкант держал ее наклонно пе­ред собой, как держат современные гобой и кларнет. Слабый и однообразный звук стал причиной ее исчезновения из музыкаль­ной практики. Ныне к продольной флейте нередко обращаются при исполнении старинной музыки. Вытеснившая ее поперечная флейта сначала была инструментом бродячих музыкантов. Пер­вые образцы изготавливались из дерева, поэтому и современ­ные флейты — металлические и стеклянные — по традиции относят к группе деревянных духовых. Выдающиеся образцы флейтовой музыки встречаются у А. Вивальди (20 концертов для флейты) и И.С. Баха. Непременный участник симфонического оркестра, камерных ансамблей.

Фортепьяно, фортепиаио (от итал. forte — громко, piano — тихо) — собирательное название семейства клавишных струн­ных инструментов, в которых звук извлекается при помощи уда­ряющих о струны молоточков. Имеет чрезвычайно широкое рас­пространение благодаря своим универсальным музыкальным ка­чествам. Существуют две разновидности фортепиано—рояль и пианино.

Фраза—небольшая, относительно законченная часть музы­кальной темы.

Фразировка—выразительное исполнение музыкальных фраз.

Фуга (лат., man.fuga — бег, бегство)—многоголосное поли­фоническое произведение, основанное на поочередном изложе­нии и развитии темы в разных голосах. Большую роль в зарожде­нии фуги сыграла техника канона, но лишь с развитием искус­ства сольной игры на клавишных инструментах появляются формы, постепенно приведшие к фуге. Обычно это самостоятель­ное произведение, но часто фугу предваряют прелюдия, фанта­зия, токката.

Хорал — хоровое песнопение, в католической церкви одного­лосное, в протестантской — многоголосное. Образно-музыкаль-


 


226


227


ному строю хоралов присущи строгий возвышенный характ плавное голосоведение, размеренный, статичный ритм.

Хоральная прелюдия — вступление к хоралу, обычно испс няемое органистом в католических и протестантских церквах,!

Хоровод—древнейший вид народного танцевально-песеннс го искусства. Групповой танец, сопровождающийся пением, i ровым действием. Формы движения разнообразны: круг, полу^| круг, шеренга, цепочка, спираль.

Цитра—струнный щипковый инструмент, имеющий вид н«-| большого фигурного ящика с натянутыми струнами и ладами.} исполнения мелодии струны натянуты над грифом, для исполнен аккомпанемента—над декой. Распространена во многих странах|

Чакона—инструментальная пьеса, произошла от стариннов испанского танца трехдольного размера. С XVII в.—пьеса в форр| ме полифонических вариаций на неизменно повторяющуюся в»-| большую тему в басу.

Чардаш (от венг. csarda — трактир, корчма) — венгерский! народный танец. Состоит из двух контрастных частей: медленно-! го вступления и быстрой, стремительной основной части. Харак-1 терна импровизационность, подчеркнутость ритма.

Челеста (от итал. celeste—небесный)—ударно-клавишный | инструмент, источник звука—металлические пластинки. Нежный и прозрачный звук напоминает звон колокольчиков, его извлека­ют ударами деревянных молоточков, обтянутых войлоком, кото-1 рые соединены с клавиатурой фортепианного типа. Использует­ся в симфоническом оркестре.

Чембало — название клавесина, распространенное в Герма­нии.

Шарманка—механический музыкальный инструмент, похо­жий на орган, но без клавишного механизма. Состоит из ящика, в котором находятся звуковые трубки, мех, подающий к ним воз­дух, а также валики, приводимые в движение специальной руко­яткой. Название от начальной отроки популярной в XIX в. не­мецкой песенки «Scharmante Katharine» («Прелестная Катари­на»), исполнявшейся на первых шарманках, попавших в Россию.

Штрих — способ звукоизвлечения (легато, стаккато и др.). Выбор штрихов определяется стилистическими особенностями исполняемой музыки, ее образным содержанием.

Экосез, экоссез—старинный шотландский народный танец, исполняемый в сопровождении волынки. В XIX в. был популярен как бальный танец. Размер двухдольный, темп быстрый.

Экспозиция—первый раздел сонатной формы или фуги, в ко­тором изложены основные темы (в фуге—изложение темы во всех голосах).


Экспромт — 1. Музыкальное произведение, созданное без пред­варительной подготовки, в результате импровизации. 2. Музы­кальное произведение импровизационного характера:

Элегия — пьеса задумчивого, печального характера.

Этюд—1. Упражнение для развития исполнительской техни­ки. 2. Высокохудожественная виртуозная концертная пьеса.

Юмореска—небольшая пьеса шутливого, юмористического характера.


228


ЛИТЕРАТУРА

: "   -                                                     -- Ц

Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания»^* школе. — М., 1983.

Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание.
М., 1989.                                                                                                   v*

Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. — Л., 1971.

Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещён
нии и образовании. — М., 1973.                                                               г*;

Бабаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возЗ раста. — М., 1967.

Васина-Гроссман В. А. М.И. Глинка. — М., 1979.

Великие музыканты Западной Европы. И.С. Бах, И. Гайдн, В. А. МсЙ: царт, Л. Бетховен. — М., 1982.

Ветлугина Н. А. Детский оркестр.— М., 1976.

Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисса-j р о в а Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. — М., 1984.

Ветлугина Н. А., К е н е м а н А. В. Теория и методика му­зыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М., 1983.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. —• М., 1981.

Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.

Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. — М., 1989.

Воинова А. Д. Развитие чистоты интонации в пении дош­кольников.— М., 1960.

Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н. Максимов. — М., 1980.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — М., 1967.

Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968.

Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. — М., 1978.

Григорович В. Б. Слово о музыке: Русские композиторы XIX в. — М., 1977.

Дзержинская И. Л. Музыкальное воспитание младших дош- • кольников. — М., 1985.

Должанский А. Н. Музыка Чайковского. — М., 1981.

Дошкольная педагогика / Под ред. Ф. А. Сохина, В. И. Ядэшко. — М., 1978.

Ефименков Б. П. Традиционное и современное народное му­зыкальное искусство. — М., 1976.

Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. — М., 1984.

Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — М., 1982.


Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления.—М., 1986.

Кабалевский Д. Б. Прекрасное побуждает доброе.—М., 1976.

Кабалевский Д. Б. Про «трех китов» и про многое дру­гое. — М., 1976.

Караманенко Т.Н., Караманенко Ю. Г. Куколь­ный театр— дошкольникам. — М., 1982.

Кленов А, С. Там, где музыка живет. — М., 1985.

Комиссарова Л. Н., КостинаЭ. П. Наглядные сред­ства в музыкальном воспитании дошкольников. — М., 1986.

Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дош­кольников.— М., 1982.

Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских му­зыкальных инструментах. — М., 1990.

Мартынов И. И. О музыке и ее творцах. — М., 1980.

Метлов Н.А.Музыка—детям. — М., 1985.

Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для уча­щихся пед. уч-щ / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1989.

Методы педагогических исследований/ Под ред. А.И. Пискунова, В.Г. Воробьева. —М., 1979.

Моль А. Социодинамика культуры. — М., 1973.

Музыкальное воспитание в современном мире. — М., 1973.

Музыка для утренней гимнастики в детском саду / Сост. Н.А. Мет­лов.—М, 1973.

Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3—5 лет / Авт.-сост. СИ. Бекина и др. — М., 1981.

Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-—6 лет/Авт.-сост. СИ. Бекина и др. —М., 1983.

Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6—7 лет / Авт.-сост. СИ. Бекина и др. — М., 1984.

Назайкинский Е. В. О психологии музыкального воспри­ятия.— М., 1972.

Неменский Б. М. Мудрость красоты. —М., 1981.

Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. — Киев, 1981.

Одаренные дети: Пер. с англ. /Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуц­кого.—М., 1991.

Попова Т. В. Музыкальные жанры и формы. — М., 1980.

Программа по музыке. 1—3 классы/ Под ред. Д.Б. Кабалевского. — М., 1982.

Развлечения в детском саду / Сост. Л.С Фурмина, А.Е. Шибицкая, Л.В. Пантелеева. — М., 1975.

Р а д ы н о в а О. П. Слушаем музыку. — М., 1990.

Р а д ы н о в а О. П. Баюшки-баю. — М., 1995.

Р а д ы н о в а О. П. Музыкальное развитие детей. ■ —М., 1997.


 


230


231


Р а ж н и к о в В4 Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М., 198

Разумный В. А. Прекрасное во всем. — М., 1988.

Р уд и* в а С. Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное дви ние. — М., 1972.

Самостоятельная художественная деятельность дошкольники^ Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1980.

Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / ред. Л.А. Баренбойма. —Л., 1980.

Сухомлинский В. А. О воспитании. — М., 1985.

Тельчарова Р. А. Музыка и культура. — М., 1986.

Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий // Из труды: В 2 т. —М., 1985. —Т. 1.

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Иа труды: В 2 т. — М., 1985. — Т. 1.

Утренняя гимнастика под музыку / Сост. Е.П. Иова, О. Д. Головч нер.—М., 1977.

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у j 3— 5 лет / Сост. Т.М. Орлова, СИ. Бекина. — М., 1986.

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у)

5— 6 лет / Сост. Т.М. Орлова, СИ. Бекина. — М., 1987. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у де

6— 7 лет / Сост. Т.М. Орлова, СИ. Бекина. — М., 1988. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольников. —■!

1961.

Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Be гиной. — М., 1974.

Художественное творчество и ребенок/Под ред. Н. А. Ветлугиной» М., 1972.

Шоломович С. М., Р у д е н к о И. Н., 3 и н и ч Р. Т. ] тодика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для уч-сяо уч-щ. — Киев, 1985.

Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей! юношества. — М., 1975.

Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.

Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлуг ной. —М., 1985.

Эстетическое воспитание в семье / Под ред. В.А. Разумного. — ] 1973.
































































Словари и справочники

Асафьев Б. В. Путеводитель по концертам: Словарь наибол^ необходимых терминов и понятий.— М., 1978.


Булучевский Ю. С, Ф о м и. н B.C. Старинная музыка: Словарь-справочник. — Л., 1974.

В а й н к о п Ю. Я., Г у с и н И. Л. Краткий биографический словарь композиторов. — Л., 1967.

Васина-Гроссман В. А. Книга о музыке и великих музы­кантах.— М., 1986.

Д о л ж а н с к и й А. Н. Краткий музыкальный словарь. — М.; Л., 1966.

Для слушателей симфонических концертов: Крат, путеводитель. — Л., 1967.

К о ч н е в а И. С, Я к о в л е в а А, С. Вокальный словарь.— Л., 1988.

Краткий биографический словарь зарубежных композиторов / Сост. М. Ю. Миркин. — М., 1969.

Михеева Л. В. Музыкальный словарь в рассказах. — М., 1986.

Музыкальная энциклопедия: В 6 т./Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М., 1973—1982.

Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. — М., 1991.

Энциклопедический словарь юного музыканта. — М., 1985.

Творческие портреты композиторов: Попул. справ. — М., 1990.

Ю ц е в и ч Ю. Е. Словарь музыкальных терминов.—Киев, 1988.


Диссертационные работы

А к и ш е в СВ. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников. — М., 1988.

Вайчене А. И. Роль поэтапного программирования занятий и учета его результатов в повышении эффективности музыкального воспитания детей 6—7 лет. — М., 1977.

В и к а т М. Ю. Индивидуально-дифференцированный подход к певческой деятельности детей 6—7 лет в процессе коллективных заня­тий в детском саду. — М., 1978.

Волчанская Т. В. Формирование самостоятельности в пе­нии детей 5-го и 6-го годов жизни. — М., 1972.

Дзержинская И. Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников. — М., 1962.

Дубровская Е. А. Взаимосвязь теории и практики в музы­кально-эстетической подготовке студентов-заочников педвузов. — М., 1988.

Зимина А. Н. Музыкально-ритмическое воспитание детей 5— б лет в детском саду. — М., 1964.

Зинич-Слепова Р. Т. Развитие музыкального слуха и пев­ческого голоса у нечисто интонирующих дошкольников. — М., 1968.


 


232


233


И щ у к В. В. Взаимосвязь музыкальных дисциплин при o6j нии студентов игре на детских музыкальных инструментах (на культетах дошкольного воспитания). — М., 1988.

Катинене А. И. Педагогические условия формирования j ческой деятельности детей 5—7 лет. — М., 1974.

Кенеман А. В. Музыкальная игра как одно из средств i кального воспитания в советском детском саду. — М., 1955.

Комиссарова Л. Н. Наглядные средства и методы муз~ кального воспитания детей 6—7 лет. — М., 1980.

Корой Е. Ф. Вариативность типов занятий музыкой как уел вие активизации музыкального развития детей старшего дошкольн го возраста. — М., 1988.

Костина Э. П. Музыкально-дидактические игры как среде сенсорного воспитания детей 4—7 лет. — М., 1983.

Ли'нкявичус К. А. Содержание обучения и методы при-щения дошкольников (4—7 лет) к игре на детских музыкальных ин рументах. — М., 1983.

Медведева М. А. Система упражнений для формирова певческих навыков у детей 5—7 лет. — М., 1986.

М е т л о в Н. А. Обучение пению детей старших групп детско сада. —М., 1940.

Палавандишвили М. Л. Формирование чувства ритма детей 5—7 лет на занятиях по ритмике в детском саду. — М., 1972.

Р а д ы н о в а О. П. Профессиональная направленность фо{ пианного обучения студентов факультетов дощкольного воспита пединститутов. — М., 1985.

Тельчарова Р. А. Музыкальный вкус как объект эст ского анализа. — М., 1979.

X о д ь к о в а А. И. Формирование песенного творческого п цесса у детей 6—7 лет. — М., 1974.

Чичерина Н. А. Формирование предпосылок музыкально вкуса у детей 5—6 лет. — М., 1987,

Шелепенко А. И. Формирование первоначальных зна музыкеудетейб—7 лет. — М., 1981.

Шоломович СМ. Формирование восприятия музыки у тей 6—7-летнего возраста. — М., 1971.

 

9*







ОГЛАВЛЕНИЕ

От авторов................................................................................................... 3


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.404 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь