Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философские основы познания государства и права как всеобщий метод познания



Понятие и признаки государства.

Теория государства и права – это система знаний о государственно-правовых явлениях, соответствующих своему понятию и с естественной необходимостью вытекающих из господствующего в обществе способа производства. Предметом ТГП является изучение закономерностей возникновения, развития и смены государственно-правовых явлений.

Государство- это политико-территориальная суверенная организация публичной власти господствующей социальной группы (класса) или всего народа, имеющая специальный аппарат управления и принуждения и делающая свои веления обязательными для населения всей страны.

Признаки государства

Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.

Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.

Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Основные признаки государства:

Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

 

Неолитическая революция

Неолитическая революция – переход от присваивающей экономике к производящей экономике. В её результате появляются земледельцы, скотоводы и торговцы. Таким образом, начинает появляться имущественное неравенство, а затем и социальное неравенство. С этого момента общество перестаёт быть первобытным.

Это создаёт условия для возникновения государства.

Разделение труда идёт по половозрастному признаку.

Род и племя – основные ячейки первобытного общества:

Род – менее крупное объединение, которое основано на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, общая собственность и социальное равенство.

Племя – более крупное объединение (союз родов). Необходимо защищать свою территорию, более удобно существовать всем вместе. Своя территория, язык, религиозные и бытовые обряды.

Институты власти первобытного общества

Особенность власти первобытного общества состоит в том, что в первобытном обществе существует особый вид власти – потестарная власть. Такая власть не оторвана от общества и не стоит над ним. Осуществляется самим обществом (родовое собрание) либо выбранными лицами (вожди, старейшины), которые не обладают привилегиями кроме авторитета и могут быть заменены. Нет аппарата принуждения и управления.

Договорная

Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, получившая прочное распространение в XVII-ХУШ веках.

В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.

Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и государственное образование - политическую организацию: государство.

В договорной теории в связи с этим различали первичный договор объединения и вторичный договор подчинения, договор народа с князем или иным государственным органом.

Следует подчеркнуть, что при этом общественный договор мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который лег в основу появления госу­дарства, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в его государственно-организационную форму, как принцип, обосновывающий правомерность государственной власти.

Отражала эта теория и договорную практику многих феодальных городов, заключавших договор с князем о его материальном обеспечении в обмен на управление городом, на защиту города.

Имела эта теория и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного монарха, вплоть до революционного восстания.

Республика: понятие и виды.

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общими признаками республиканской формы правления являются: существование единоличного и коллегиального главы государства; выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на: парламентарные и президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом; более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства. Например, США).

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями : как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

Сущность права.

Сущность — главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение.

Дальнейший ход экономического и социального развития повлек за собой классовое деление общества, вызвал к жизни антагонистические противоречия. Однако и при рабовладельческом строе, и при феодализме право по-прежнему оставалось традиционным, обычным и не играло существенной роли в системе социального регулирования. Следовательно, классовую сущность имела регулятивная система в целом, в которой право было еще чужеродным и слаборазвитым образованием.

Только с утверждением буржуазного экономического и социального строя и соответствующей ему системы духовных ценностей право как регулятор общественных отношений вышло на первый план. Появившееся и ставшее во многих развитых странах господствующим юридическое мировоззрение не имеет ничего общего с классовой идеологией, основывается на идеях равенства, свободы, разума, прав человека.

Право построено на трех "китах". Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность, силу.

Экономика — основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.

Нравственность, государство и экономика — внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер — духовной, экономической, политической.

Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой, жизни, зло - нарушением этой нормы.

 

 

Право и государство.

В действительности взаимосвязь государства и права достаточно сложна.

Единство состоит в том, что государство и право:

1) возникают и развиваются совместно;

2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;

3) выступают средствами управления, инструментами власти;

4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и обще­ственные интересы;

5) основаны на едином базисе, определяются социально-эконо­мическими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом:

1) если государство есть особая организация политической влас­ти, то право есть социальный регулятор;

2) если государство выражает силу, то право — волю;

3) если первичным элементом государства является государст­венный орган, то первичным элементом права — норма;

4) они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Взаимодействие государства и права:

*с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотвор чество), а также реализует и охраняет его (правоприменение);

*с другой стороны, право воздействует на государство, упоря­дочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношений между государ­ством и правом:

1) когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);

2) когда право стоит над государством, выступая его ограничите­лем (характерно для правовых государств).

 

Право и закон.

Право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;

Закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол.

Закон – это лишь один из элементов права.

Право и закон - это взаимосвязанные, но различные понятия. В целом понятие «право» шире, чем понятие «закон». Отличия здесь таковы:

1. Закон не единственный вид нормативных актов, к числу которых относятся и указы, и постановления, и инструкции, и корпоративные акты.

2. Помимо нормативных актов, нормы права могут содержаться в судебных решениях (прецеденты), обычаях, договорах.

Право и закон почти везде расходятся. Закон может быть правом, а может и не быть.

Закон реализуется не в формальном контексте, а в плане содержания идей, ценностей, которые реализуются в нем. Если закон реализуется на практике, то он признается правовым.

Соотношение права и закона - это сложный и неоднозначный процесс. Что, полностью соответствует сложности общественных отношений. Любая идея, не получившая нормативного закрепления, остается в сфере морали, как пожелание, не имеющее обязательной силы. Но, это еще не право. Если идея получает нормативное закрепление, то она становится законом. И будучи реализованной, в общественных отношениях, становится правом. Таким образом, право уже закона, не все законы справедливы. С другой стороны, право больше закона, поскольку охватывает не только нормы, но и реальные общественные отношения, нормы в жизни, в действии.

Право и мораль.

Мораль - важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.

Главное в морали - это представления о добре и зле.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

ЕДИНСТВО ПРАВА И МОРАЛИ состоит в том, что:

во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;

во-вторых, право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования — общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

в-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ данных явлений заключаются в следующем.

1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством. Нормы морали создаются не государством непосредственно, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.

2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. Мораль опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов.

3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), моральные нормы и принципы, возникая под влиянием определенных социальных условий в различных слоях и группах общества, распространяются затем на более широкий круг субъектов, становятся устойчивыми правилами и мотивами поведения.

4. Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей; правомерного — неправомерного, законного — незаконного, наказуемого — ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного,

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И МОРАЛИ. Мораль осуждает совершение правонарушений и особенно преступлений. В оценке таких деяний право и мораль едины.

Всякое противоправное поведение, как правило, является также противонравственным. Право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль.

Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции. Выражается это в различных формах: при разрешении конкретных дел, анализе всевозможных жизненных ситуаций, противоправных действий, а также личности правонарушителя.

ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ.

Причины противоречий между правом и моралью заключаются уже в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов. Расхождения между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивостью самой жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного и правового сознания людей, изменчивостью социальных условий и т.д.

Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же, в нем самом немало коллизий. Даже самое совершенное законодательство содержит пробелы, недостатки. Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают эле­менты гибкости, стихийности. Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.

 

 

Социальная ценность права.

Право - система формально определенных общеобязательных правил поведения, гарантированных мерами гос.принуждения и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Сущность - совокупность особенностей и отличительных черт, выделяющих данную вещь в ряду схожих с ней явлений. Применительно к праву это главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его природу и назначение в обществе.

Сущность права рассматривается в 2 аспектах:

- классовом - право - возведенная в закон воля той социальной группы, которая обладает реальной гос.властью.

- общесоциальном - назначение права - служит всему обществу. Право - это средство достижения социального компромисса путем устранения противоречий и объединения общества.

Кроме этого сущность права – это социальная свобода, соединенная с социальной ответственностью (каждый свободен настолько, насколько его свобода не ограничивает свободу других лиц)

Ценность права - его способность удовлетворить потребности субъекта.

Ценность - то, что составляет благо для человека. В этом плане право рассматривается как ценность для общества в целом, для государства, для отдельной личности. Социальная ценность права имеет две стороны:

1. Инструментальная ценность права, выражается в том, что право полезно для общества, государства и отдельных индивидов, как регулятор общественных отношений (инструмент воздействия на общественные отношения), т.е. как инструмент социального регулирования, право это ведущий основной регулятор общественных отношений. Право полезно, прежде всего, для государства, т.к. оно является государственным регулятором общественных отношений. С помощью позитивного права государство создает в обществе необходимый для себя порядок. Однако право как инструмент социального регулирования может быть полезным не только для государства, но и для общества в целом, для каждого отдельного индивида.

2. Социальная ценность права выражается в том, что право изначально, по своей природе, как мера и гарант свободы для каждого отдельного индивида. Социальная ценность проявляет себя там, где позитивное право основано на естественном праве. В этом случае позитивное право призвано не только определять границы поведения индивида, но и защищать, обеспечивать его свободу, права и интересы. Право призвано быть мерой справедливости [6].

Ценность предметов и явлений проявляется по отношению к человеку. Ценность не внутренне присуща праву, а выражается в отношении к человеку. Поэтому собственной ценности право не имеет, сама по себе ценность права не существует. Всякому предмету имманентны определенные свойства (например, металл ценен благодаря своим свойствам). Точно так же и право. Иногда свойства права отождествляют с признаками, что не совсем правильно, хотя свойства могут быть отражены через признаки. Свойства, которые выражают социальную ценность права, оказывается присущи не только праву, но и многим другим социальным нормам, хотя в праве они выражены более ярко. Другими словами свойства права через признаки выражены вовне.

Норма права

Под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм.

1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека.

2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей.

3. Норма права представляет собой правила поведения общеобязательного характера, т.е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа — нормативно-правовом акте.

5. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством.

Классификация правовых норм:

1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства, и непосредственно от гражданского общества.

2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила поведения), охранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий. отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъек­тивных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях. /

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные). По кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.).

61.  Проблема понимания источников права.

Существует проблема многоаспектности понимания источников права.

Во-первых, понятие источник права можно рассматривать в материальном аспекте. При таком подходе, под источником права будут пониматься те материальные, в первую очередь, экономические условия жизни общества, которые будут предопределять сущность, содержание и назначение права.

Источник права также можно рассматривать в идеологическом аспекте. В этом случае под источником права понимается существующая в обществе идеология, в первую очередь правовая, определенная система взглядов, идей, воззрений по поводу права и по поводу способности права быть регулятором общественных отношений. Соответствующая правовая идеология, соответствующая правовая концепция будет оказывать влияние и на содержание позитивного права.

Источник права можно рассматривать и в политическом аспекте. В данном случае при таком подходе под источником права понимается властная государственная воля. Эта воля должна быть обязательно выражена и отражена в праве. Она должна выступать как системообразующий и системоформирующий фактор права. Властная государственная воля и формирует позитивное право.

Источник права рассматривается в формально-юридическом аспекте. Здесь под источником права понимается внешняя сторона существования позитивного права. Т.е. те формализованные, официальные юридические нормативные документы, в которых находит своё закрепление и отражение правовые нормы, в этом находит своё выражение и закрепление и воля государства и политико-правовая идеология общества и общественное сознание, материальные условия жизни общества. Именно при таком подходе, понятие формы права и понятие источник права будут рассматриваться как тождественные.

Формальные источники права:1. Правовой обычай 2. Правовой прецедент 3. Договор с нормативным содержанием 4. Нормативный правовой акт

Правовая доктрина Религиозные тексты Принципы права

Правовой обычай.Это не закрепленное в законе устоявшееся правило поведения, вошедшее в привычку и признаваемое государством в качестве способа правового регулирования.

Правовой прецедент. Это решение суда или иного юрисдикционного органа по конкретному юридическому делу, которое в дальнейшем становится моделью (образцом) при рассмотрении иными органами аналогичных дел.

Нормативный договор. Это соглашение двух или более сторон по определенным вопросам, которые носят общий характер и содержат правила поведения, обязательные не только для сторон этого договора, но и для третьих лиц.

Международные договоры, которые содержат общепризнанные нормы и принципы международного права.

Учредительные (союзные) договоры. Договоры о создании федеративного государства.

Федеративные договоры. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации.

Компетенционные договоры. Договор о взаимном делегировании полномочий между федеральными органами власти и органами власти конкретного субъекта федерации.

Коллективные договоры. Договор, который заключается между работодателем в лице администрации и трудовым коллективом, как правило, в лице профсоюзной организации.

Нормативно-правовой акт. Это официальный юридический документ, принимаемый в установленном порядке специальным на то уполномоченными органами государства или их должностными лицами с целью установления изменения или отмены норм права, обладающий юридической силой и обеспеченный возможностью применения государственного принуждения.

Структура правовой нормы.

Будучи "клеточкой" права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру.

Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспози­ции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Таким образом, структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

74. Соотношение нормы и формы права.

Норма права – это частица права, его главный элемент, основополагающее понятие правовой системы, т.к. все юридические понятия, все правотворчество, процессы формирования и реализации права непосредственно связаны с понятием права.

Т.о. Норма права – это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкционированное) государством, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью государственного принуждения.

К признакам права относится: нормативность, общеобязательность, системность, формальная определенность; неперсонифицированность (воплощается в безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретному лицу, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам (военнослужащие, учащиеся и т.д.)

Для нормы права характерны следующие особенности:

- регулируют не любые, а наиболее важные для жизни общества или определенных групп населения социальные отношения.

- закрепляют уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять его в определенное русло

- представляет собой модель регулируемых отношений, желательных с точки зрения гос-ва и общества.

- обладают конкретной сущностью, имеют определенную форму и содержание.

Форма (источник) права — это форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка. Общеобязательные предписания (нормы права, индивидуально-властные распоряжения и т.д.) могут содержаться не только в нормативных правовых актах, но и в решениях судов, нормативных договорах, обычаях и иных источниках.

Все современные источники права - это официальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанностях либо ответственности физических или юридических лиц.

Виды источников права:

Правовой обычай – исторически первый источник права. Обычай принимает правовой характер после его признания и одобрения государством (Рус правда, Законы Ману – сборники правовых обычаев).

Судебный прецедент – решение судебных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел.

Договоры нормативного содержания – соглашения двух и более субъектов по конкретному вопросу, в результате которых устанавливаются, конкретизируются или изменяются нормы права. К ним относят международные договоры: конвенции, соглашения, межгосударственные договоры. Также она распространена в трудовом праве в виде коллективных договоров и соглашений.

Нормативные правовые акты – главный источник права во многих правовых системах. НПА – акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права, принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а также стоящий в иерархических отношениях с другими актами. К НПА относят: Конституцию, законы, подзаконные акты, к которым относят Указы Президента, акты Правительства, министерств, федеральных служб, а также законы субъектов, акты глав администрации и др.

Норма права воплощается в источник права.

 


 


Структура правоотношения.

Структура правоотношений — состоит из трех взаимосвязанных элементов:

• субъекты правоотношения (те, кто вступает в правоотношения);

• объект правоотношения (то, по поводу чего возникают правоотношения);

•содержание правоотношения (субъективное право, субъективная юридическая обязанность участников правоотношений).

Субъекты правоотношения – обладатели прав и носители обязанностей в качестве которых могут выступать физические и юридические лица.

Физические лица – это индивидуальные субъекты, то есть граждане государства, иностранцы, лица с гражданством.

Юридические лица - это организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении обособленное имущество и отвечающие этим имуществом по своим обязательствам (долгам)

Публично-правовые образования – это органы государства, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, национальные государственные образования

Государство – это субъект политический, властный, суверенный, оно не зависит от других субъектов права, само устанавливает юридический статус всех участников правового отношения и выставляет в качестве субъекта международные права. Государство в целом – субъект права, выступающий в международном, конституционно-правовом, уголовно-правовом и гражданско-правовом отношениях.

Объекты правоотношений:

Объект правоотношений – это материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правовая связь между субъектами права.

Юридическое содержание правоотношения устанавливается нормами права на основе юридических фактов.

Юридическое содержание правоотношений составляет субъективное право, а именно мера возможного поведения субъекта правоотношения, предусмотренное правом и обеспеченное юридическими обязанностями других субъектов, эта мера может включать в себя право на совершение действий, право требования совершения действий или воздержание от совершения действия.

Субъективное юридическое право – мера возможного поведения субъекта правоотношений.

Субъективная юридическая обязанность – мера должного поведения субъекта правоотношения, предусмотренная правом и обеспечение возможностью государственного принуждения, которая выражается в необходимости совершения конкретных действий, запрете действий, ограничении права.

 

Законность и правопорядок.

Законность – это соблюдение и исполнение законов (норм права) всеми субъектами общественных отношений, т.е. осуществление ими правомерных действий.

Законность характеризуется единством двух признаков:

1) внешнего (формального) – обязанностью исполнять предписания законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и их объединениями;

2) внутреннего (сущностного) – наличием научно обоснованных и соответствующих праву законов, качеством законов.

Принципы законности:

Верховенство закона по отношению ко всем правовым актам.

Всеобщность законности.

Единство понимания и применения законов на всей территории их действия.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Неотвратимость ответственности за правонарушение.

Функции законности:

Регулятивная функция.

Функция обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Функция обеспечения принципа верховенства права и верховенства закона.

Функция правовой социализации человека (формирование правовой культуры).

Функция гуманизации общественных отношений (связь права и морали).

Правовой порядок – состояние правовой упорядоченности системы общественных отношений, складывающееся в условиях реализации законности; это атмосфера нормальной правовой жизни, которая устанавливается в результате осуществления всех требований правовых норм всеми субъектами права.

Правопорядок – это часть общественного порядка.

Признаки правопорядка:

Правопорядок – правовое состояние упорядоченности и урегулированности общественных отношений.

Правопорядок – правовое явление.

Правопорядок – фактическое правовое состояние общественных отношений.

Государственное обеспечение правопорядка.

Таким образом, правопорядок представляет собой состояние урегулированных правом связей в обществе, основанное на законности.

 

Юридический процесс

Юридический процесс – комплекс возможных правовых процессов и производств, нормативная форма упорядочения юридической деятельности.

Виды юридического процесса:

1) по юридическому признаку:

– правотворческий процесс (процедура принятия правовых актов);

– правоприменительный процесс (уголовный процесс, гражданский процесс, нотариальный процесс);

– интерпретационный процесс (процесс толкования правовых актов).

2) по сфере публичности:

– процесс публичного права – процесс создания и реализа ции норм публичного права;

– процесс частного права – процедуры, применяемые в сфере частного права, где существует возможность их урегулирования не законом, а договором.

Принципы юридического процесса:

– законности;

– процессуальной справедливости;

– взаимная ответственность государства и личности за процессуальные правонарушения;

– действие конституционного и судебного контроля в процессуальной сфере;

– принцип процессуальной защиты нуждающихся в этом лиц. 

Государство и церковь

Церковь - это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

1) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

2) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:

1. За церковью признается право собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.

2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь.

3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений).

4. Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах.

5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии.

Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) характерно следующее:

1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.

2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.

3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

Как правило, политические системы большинства обществ особенно на современном этапе, исключили формально церковь из своего состава, произошло отделение государства от церкви.

Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга.

 

 

                                                   

 

 

Философские основы познания государства и права как всеобщий метод познания

Всеобщие философские методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления.

Всеобщность методов выражается в том, что они используются во всех науках и охватывают всю область научного познания.

Среди всеобщих методов выделяют метафизику и диалектику. Если метафизика рассматривает государство и право как вечные и неизменные институты, не связанные друг с другом и иными общественными явлениями, то диалектика – это учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и сознания, рассматривающее явления в их взаимосвязи и развитии.

К общефилософским методам относятся:

1. Метафизика. Этим термином обозначается часть философского учения Аристотеля, исследующая высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего в мире. В координатах метафизики государство и право изучаются как вечные и неизменные, раз и навсегда данные идеи.

2. Диалектика, т.е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся: переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирующих отношения частной собственности, привело к делению российского права на частное и публичное); закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в государственном строительстве) и другие.

 

6. Специальные и частнонаучные методы познания

Специальные методы

Специальные методы разрабатываются в рамках отдельных специальных наук и широко используются для изучения государства и права.

Специальными методами являются такие как:

Конкретно-социалогический метод. Общий подход науки о государстве и праве к своему предмету – социологический. Государство и право рассматриваются как реальные явления общественной жизни, взаимосвязанные с другими социальными явлениями (классами, классовой борьбой, экономикой, политикой, правосознание и т.д.), как инструменты политической власти, составляющей разновидность власти социальной, как средство управления социальными отношениями и процессами и т.д.

Конкретно-социологический метод осуществляется посредствам анкетирования, интервьюирования и наблюдения.

Статистический метод. Он позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. Статистические исследования складываются из трех стадий:

1. сбор статистического материала (регистрация единичных явлений, имеющих государственно-правовую значимость)

2. его сведение к единству по определенному критерию (явления классифицируются по определенным признакам)

3. его обработка (делаются оценочные выводы относительно рубрицированных явлений).

Кибернетический метод. Это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления.

Частнонаучные методы

Главная особенность частных методов заключается в том, что они вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются только в пределах этих наук.

Наиболее широко используется формально-юридический метод исследования. Он представляет собой определенную систему обработки и анализа действующих норм права и существующей юридической практики.

Важная роль отводится сравнительно-правовому методу. С его помощь выявляются сходство и различие, общее и особенное в правовых явлениях, производятся их классификация, систематизация и т.д.

Частные методы теории государства и права, имеют не только академический, но и практический характер. Например, с помощью формально-юридического метода проводится исследование с целью выработки практических рекомендаций по дальнейшему развитию и совершенствованию различных форм или источников права, отдельных правовых актов, норм и институтов, по систематизации существующего в стране нормативно-правового материала, по развитию законодательной и правоприменительной техники и т.д.

 

7. Основные подходы к пониманию государства. Понятие и признаки гос-ва.

Многочисленные подходы к понятию государства можно объединить в несколько направлений.

1.Теологическийподход исходит из божественного происхождения государства. Целью власти является не преимущества правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были.

Другой разновидностью теологического подхода является мусульманское учение, согласно которого глава государства халиф – наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране.

2. Классический подход (иногда его называют арифметическим). Государство в данном случае понимается как совокупность трех элементов — власти, территории и населения. При этом решающее значение придается государственной власти (Н. Аретин).

3. Юридический подход. Представители данного подхода указывали, что государство — это особое юридическое лицо, осо­бая корпорация, выражающая общую волю граждан (Г. Еллинек, Ж.-П. Эсмен, В. Орландо).

4. Нормативистский подход. Его наиболее известный предста­витель Г. Кельзен считал, что государство — это определен­ный правовой порядок. Правопорядок государства в отличие от других правопорядков Кельзен называл централизованным.

5.Институциональный подход. Государство понимается как одна из институций (образований) наряду с семьей, церковью и т.д. Своеобразие государства состоит в том, что оно — инструмент достижения равновесия частных и публичных интересов (М. Ориу, А. Геленц).

6. Кибернетический подход. Государство рассматривается как институт, имеющий целью устанавливать порядок в беспре­рывно меняющемся обществе, как структура, связанная с ин­формацией, с прямыми и обратными связями в обществе. (Е. Ланг, К. Дойч).

Таким образом теория государства и права, как общетеоретическая наука, вбирает в себя все подходы представлений о государстве, стремясь преодолеть их односторонность и создать комплексное понимание. Таким образом, государство есть особая форма организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом, осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата) и монополии на легитимное насилие.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.209 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь