Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вождество и военная демократия как предгосударственные формы власти
Термином "вождество» обозначается тип социально-политической организации, состоящей из группы общинных поселений, иерархически подчиненных центральному, наиболее крупному из них, в котором проживает правитель (вождь). Вождество возникает в обществе, состоящем из племен, как бы отдельных сегментов. Затем появляется потребность в субординации этих поселений центру. Центральный орган, выполняя эту функцию, находится в привилегированном положении. Теория вождества является "западным изобретением". В частности, предполагалось, что понятие Ф. Энгельса о военной демократии тождественно понятию вождества. Однако отличия здесь имеются и сводятся они к следующему: 1. При вождестве, опираясь на зачаточные органы власти, вождь организует экономическую, распределительную, судебную и религиозную деятельность общества. В отличие от военной демократии здесь народ отстраняется от непосредственного управления. 2. Военная демократия - это горизонтальная политическая структура, в которой существуют три не подчиненных друг другу органа управления (предводитель, совет старейшин, народное собрание). В вождествах уже отчетливо просматриваются иерархия поселений, их централизация, ярче выражается стратификация общества. 3. В вождествах гораздо сильнее развита внутренняя структура власти и становится отчетливо видимым расслоение аристократии на управленческую, военную и жреческую. 4. В вождествах просматривается тенденция к сакрализации (освящению, обожествлению) персоны верховного правителя, тогда как при военной демократии выражение несогласия с его решениями, действиями могло иметь место. Вождества можно классифицировать по нескольким признакам: А. По видам деятельности вождества делятся на теократические, военные. Теократические вождества носили очевидный храмово-теократический характер. Они относятся к вождествам, возникшим в ходе самостоятельной эволюции. Военные вождества возникли на периферии цивилизаций и в большинстве своем принимали ярко выраженный военно-иерархический характер. Б. По строению распространено деление вождеств на простые и сложные. Простые вождества представляли собой минимальную иерархическую структуру. Внешне они выглядели в виде группы поселений, иерархически подчиненных резиденции вождя, как правило, находящейся в более крупном поселении. Сложные вождества состояли из нескольких простых вождеств. Численность населения измерялась уже десятками тысяч человек. Говоря современным языком, речь сейчас пойдет о компетенции вождей или о функциях, которые они выполняли. Среди них главными являются: 1. Организационная функция. Появление вождества - это результат усложнения общественной жизни в связи с переходом общества к производящей экономике. 2. Перераспределенческая функция. Перераспределение - это один из механизмов повышения жизнеспособности общества в результате катаклизмов (войны, голода, холода, стихийных бедствий и т.п 3. Контроль за ресурсами. Вождь мог "дарить" имеющиеся ресурсы (например, землю, воду), тем самым повышая свой престижный статус, привлекать к обработке общественных или личных ресурсов пока под каким-либо благовидным предлогом и, наконец, имел право на лучшую долю ресурсов. 4. Контроль над обменом и торговлей. Скорее здесь идет речь о том, что вожди начинают давать разрешение соплеменникам на проведение этих видов деятельности, поскольку всеобщий запрет на общение с другими племенами существовал с момента зарождения общества, что называется на подсознательном уровне 5. Военная функция. Таким образом, вождество - это самостоятельный тип власти, существовавший на позднем этапе первобытного общества, этапе его распада. В рамках стадий развития социальной популяции вождество непосредственно примыкает к власти государственной и по праву может считаться ее предшественником или предгосударственной формой власти. Появление вождества - необходимый этап на появление вождества - необходимый этап на пути развития государства.
14. Признаки государства, отличающие его от родоплеменной организации первобытного общества. При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти. 1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то государство на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству. 2. Государство - это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер. Ее специфика в следующем: · если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса; · реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение; · обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия (армия, милиция, разведка, тюрьма и т.д.). Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения.
15. Теории происхождения государств: теологическая, патриархальная, насилия. Различные ученые в рамках Европ. и Вост. подходов к возникновению государства выделяют различные теории их происхождения. Теологическая (божественная)- господствоавла в средние века, сейчас распространена в ряде исламских государств. Государство возникло по воле Бога. Теория призывает принять государство и власть как данность, полученную свыше, признать власть монархов святой и происходящей от Бога, полностью и во всем подчиниться небесной власти, не пытаться изменить порядок, установленный Богом «+» - способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности, препятствует насилию, революции, переделу власти и собственности. «-» -основана на вере в Бога, а не на научном знании. Патриархальная. Государство является продолжением развития семейных отношений, это своеобразная большая семья, состоящая из множества обычных. Власть правителя это власть отца, он обязан заботиться о своих детях (населении), но имеет право их наказывать, подданные обязаны его чтить и подчиняться. Правитель отец всего народа, благосостояние общества невозможно без его заботы, его власть ничем не ограничена и незыблема «+» способствует сплочению общества; уважению гос.власти, культивирует дух родства, взаимообязанности членов общества «-» прямое отождествление государства и семьи; в семье родственные связи, а между всем народом нет Теория насилия. Государство возникло путем насилия: одних членов общества над другими внутри одного государства, одних государств над другими. Насилие выражалось в присвоении материальных благ и средств производства сильными. Для поддержания порядка также требовалось насилие, возникла необходимость создания «Охранительного аппарата». «+» насилие является одним из осн.факторов, на которых основывается государство (сбор налогов, правоохранительная деят-сть, вооруженные силы); многие государства созданы этим путем. «-»насилие не единственный фактор, повлиявший на возникновение государства.
16. Договорная и марксистская теории происхождения государства. Договорная Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, получившая прочное распространение в XVII-ХУШ веках. В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и государственное образование - политическую организацию: государство. В договорной теории в связи с этим различали первичный договор объединения и вторичный договор подчинения, договор народа с князем или иным государственным органом. Следует подчеркнуть, что при этом общественный договор мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который лег в основу появления государства, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в его государственно-организационную форму, как принцип, обосновывающий правомерность государственной власти. Отражала эта теория и договорную практику многих феодальных городов, заключавших договор с князем о его материальном обеспечении в обмен на управление городом, на защиту города. Имела эта теория и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного монарха, вплоть до революционного восстания. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 917; Нарушение авторского права страницы