Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пробелы в праве и способы их восполнения.



Пробел в праве - это отсутствие правовых норм, с помощью которых должно быть осуществлено урегулирование общественных отношений.

 

Причины пробельности законодательства достаточно разнообразны:

- просчеты и недостатки правотворческой деятельности;

- отставание права от быстро меняющихся условий общественной жизни;

- намеренное неурегулирование отдельных общественных отношений и т.д.

Но во всех случаях в системах континентального или романо-германского права наличие пробелов законодательства есть признание его несовершенства.

 

Виды пробелов в праве:

1) объективные пробелы возникают, когда законодатель не успевает следить за динамичным развитием общественных отношений (именно по этой причине в России не развито компьютерное право);

2) квалифицированные (субъективные) пробелы в праве возникают тогда, когда законодатель сознательно оставляет свободу усмотрения для правоприменения, а затем, обобщив практику правоприменения, законодатель вырабатывает соответствующую норму права.

 

Чаще всего пробельность законодательства становится очевидной в ходе правоприменения. В этом случае наличие пробела в праве относится к нетипичным ситуациям правоприменения.

Существует два способа устранения обнаруженных пробелов:

- восполнение пробела;

- преодоление пробела.

Восполнение пробела относится к компетенции правотворческих органов и представляет собой деятельность по разработке недостающей нормы права или цельного нормативного акта и введению его в действие. Следовательно, правотворчество – основной способ восполнения пробельности законодательства.

Преодоление пробела – нетипичное правоприменение, в ходе которого обнаруженный пробел не восполняется из-за отсутствия у правоприменителя на это полномочий, а временно для данного случая преодолевается. Это связано с тем, что правоприменительные органы, как правило, не обладают полномочиями на правотворчество, и, следовательно, не могут восполнять пробелы.

Основные способы преодоления пробелов в правоприменительной деятельности:

· аналогия закона.

· аналогия права.

Аналогия закона - это применение в случае отсутствия соответствующей нормы права сходной нормы права, регулирующей аналогичные общественные отношения.

Аналогия права применяется в случае отсутствия сходной нормы права, отсутствия аналогичного правового регулирования. Смысл ее заключается в применении принципов права, общих начал, смысла и целей законодательства.

 

В теории выработан ряд требований, которые должны учитываться при использовании аналогии закона и права:

- отношения, не урегулированные правом, должны находится в сфере правовового регулирования;

- применение права по аналогии возможно лишь в тех отраслях, где это не запрещено;

- правоприменительная деятельность не должна противоречить принципам и общему смыслу права;

- решение дел по аналогии закона и аналогии права не должно ущемлять интересов граждан, общества, общественных объединений;

- решение дел по аналогии должно основываться на учете других, близких по смыслу норм, институтов и отраслей, а также существующей юридической практики;

- при решении дела по аналогии закона сходство фактических обстоятельств, предусмотренных правом, должно быть установлено в существенных признаках.

 

Особо следует отметить, что применение права по аналогии недопустимо в сфере уголовного законодательства. С.3 УК РФ содержит запрет на применение уголовного закона по аналогии.

Наоборот, применение права по аналогии возможно и теоретически обоснованно в ГП, в других областях частного права, где общественные отношения столь разнообразны и индивидуально неповторимы, что довольно трудно иметь на каждый случай соответствующую норму права.

В ГК возможность применения права и закона по аналогии закреплена в ст.6:

1. В случаях, когда гражданские правоотношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

54.  Основные теории происхождения государства и права (общая характеристика).

Cуществование множества теорий происхождения права и государства обусловлено рядом причин. Прежде всего, тем, что абсолютно достоверной всесторонне обоснованной теории происхождения права нет.

1.Мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и использовали разный объем накопленных человечеством знаний. Сегодня уровень знаний об обществе неизмеримо возрос, но мы «с высоты своего полета» не должны пренебрежительно рассматривать идеи уче­ных, живших ранее нас, тем более, многие их идеи не отвергнуты жизнью и справедливы до настоящего времени.

2. Объясняя процесс возникновения государства, ученые брали для иллюстрации своих идей различные регионы земли, отличающие­ся своеобразием.

3.Нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические при­страстия.

Ирригационная теория.

Автор теории - К. Виттфогель.

Суть теории. В Древнем Египте, где в начале на берегах Нила жили кочевые племена, люди постепенно переходили к оседлой жизни. Они приобретали трудовые навыки, научились управлять ежегодными наводнениями, распределять воды Нила на более об­ширные территории с помощью строительства каналов и водо­подъемных устройств. Сложные и трудоемкие ирригационные ра­боты требовали умелой организации. Ее стали осуществлять спе­циально на то поставленные люди, способные охватить своим умом весь ход ирригационного строительства, организовать вы­полнение работ, устранить возможные препятствия в ходе строи­тельства. Считают, что эти «организаторы» впоследствии, расширив свою компетенцию, и стали государственными служащими. Таким образом, в создании государства главным оказался ирригационный фактор.

Сходный климат существовал и в Передней Азии, где воз­никло Вавилонское царство. Равнина вдоль двух больших рек - Тигра и Евфрата - лишь к концу весны увлажняется, а в течение многих месяцев там стоит невыносимая жара и все высыхает. И здесь, как и в Египте, нужна была огромная работа, чтобы обра­тить болота, образуемые разливами, и высыхающую после раз­лива степь в цветущие сады и нивы. Помимо всего прочего нужно было эти гигантские ирригационные сооружения всегда держать в порядке и, в частности, защищать каналы от заилива­ния, обеспечивать по ним судоходство и т.д. Это было под силу лишь специально поставленным людям, управленцам-чинов­никам, всецело посвятившим свою жизнь этому делу и, конеч­но, непосредственно в материальном производстве не участвую­щим.

Патриархальная теория

Данную теорию основали Платон и Аристотель, развил Филь­мер.

Суть теории. Создатели этой теории ориентировались на Древ­нюю Грецию. Процесс создания государства в Древней Греции происходил иначе. На холмистой земле Греции плохо росли злаки, но можно было разводить мелкий скот. Когда население увеличилось, надо было думать о новом источнике питания. Люди об­ратили свое внимание на море. Они брали от него продукты. Но самое главное - море давало возможность вступать в отноше­ния с Египтом и Передней Азией, обмениваться имеющимися продуктами с людьми, их населявшими. Было очень важно эф­фективно организовать свое производство и умело построить отношения с соседями по региону. Занимались этим, как мы знаем, старейшины, главы советов старейшин, затем вожди, ко­торые, по мере увеличения населения, становились царями. Вот почему в этом регионе Земли процесс создания государства по­шел как бы по патриархальному типу, т.е. по типу разрастания кровнородственной семьи, а царь уже становился «отцом» (пат­риархом) всего народа.

Согласно патриархальной теории, государство - это продукт разросшейся семьи. Но как образовалась такая большая семья? Являясь первоначальной формой организованного общения, се­мья, естественным образом увеличиваясь, затем делится. Но по­скольку в людях заложена естественная потребность в общении, а также под влиянием экономических условий, семьи, объединен­ные преданием об общем происхождении, объединяются в племе­на, союзы племен, народности, объединенные уже общностью исторического прошлого. В этом ряду социальных превращений момент перехода к государственному образованию тот, когда утра­чивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы. Собственно государственная власть есть посте­пенное преобразование власти отца, переходящей во власть госу­даря, власть монарха.

Теологическая теория

Это одна из первых теорий, возникшая для объяснения проис­хождения государства. Ее представителями были многие религи­озные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (напри­мер, Фома Аквинский - XIII в.), идеологи ислама и современной католической и православной церквей. Особенно широкое рас­пространение божественная теория получила в средние века.

Суть теории. Смысл данной теории заключается в следующем: государство - это результат «божественного промысла»; оно веч­но, как и сам Бог; государь наделяется Церковью правом повеле­вать людьми и призван реализовывать волю Божью на земле; люди должны беспрекословно подчиняться воле государя.

Так, католический богослов Ф. Аквинский писал, что прави­тель в государстве занимает такое положение, как Бог во Вселен­ной, как душа в теле. Управляющая государством воля властителя есть вместе с тем единственное объединяющее в нем начало: без него государство бы распалось.

Православный богослов Иоанн Златоуст отмечал, что суще­ствование властей - все это дело Божьей премудрости и поэтому надо «возносить великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судии». Он особо настаивает на необ­ходимости повиновения всяким властям как исполнении обязан­ности по отношению к Богу. Его не смущает тот факт, что у власти бывают порочные люди и пользуются ею не так, как должно, по­скольку, он полагает, что это зависит от испорченности людей. Наследование власти, по его мнению, также совершается «по благоволению Христа», желающего сделать непреходящим бла­гочестивое царство. Иоанн Златоуст предупреждает, что с уничтожением властей ис­чезнет всякий порядок и мы будем проводить жизнь «безумнее бессловесных зверей, - станем друг друга угрызать и снедать… Но теперь, по милости Божьей, ничего такого нет». Поскольку царская власть есть подобие миродержавной власти Бога, то са­мая личность монарха как человека приобретает особое значе­ние: истинный царь все подчиняет законам Божьим и, сохраняя ум свободным, не позволяет утверждать у себя в душе гнев, вла­столюбие и удовольствия, ибо если он не может управлять сам со­бой, то как он сможет управлять другими? Царь, отвечая перед Богом за вверенное его попечению царство, несет три обязанно­сти: наказывать творящих зло врагов Божьих, распространять учение Божье в своем царстве, создавать условия для благочести­вой жизни людей.

Теория насилия

Эта теория состоит из двух теорий.

А. Теория внешнего насилия.

Ее авторами считаются Каутский, Гумплович.

Суть теории. Государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим. Оно обусловлено необходимо­стью применения насилия не только в ходе завоевания, но и после, для того чтобы не было постоянной войны между ними. «Племя победителей, - отмечал Каутский, - подчиняет себе племя побе­жденных, присваивает себе и всю их землю и затем принуждает по­бежденное племя систематически работать на победителей, пла­тить им дань или подати. Для подавления по­рабощенных народов создаются государственные органы, принима­ются законы. Возникновение государства представляется как реали­зация принципа: слабый подчиняется сильному. В результате войн племена превращаются в касты, сословия, классы.

По мнению представителей этой теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инстру­ментом организации и управленческого воздействия на них, госу­дарство становится мощным средством защиты от возможных посягательств со стороны других сильных племен, а также определя­ет с некоторой точностью объем предъявляемых к ним требований и дает им возможность устроиться в пределах сохраненных за ними прав. Победителям же государство дает «спать спокойно» и поль­зоваться выгодами своего положения. Именно с помощью наси­лия образовались государство лангобардов, вестготов, новое анг­лийское королевство и др.

Но возникает вопрос, неужели могут люди постоянно прожи­вать во взаимной вражде, ведь такое положение вряд ли можно на­звать устойчивым? Каутский и его сторонники пытаются доказать, что при дальнейшем развитии общества государство формируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. В частности, они ука­зывают, что в своем развитии государство проходит следующие фазы: -покорение одного народа другим; -возникновение каст (классов); -постепенное смягчение их неравенства; -замена военного господства господством права; -происхождение государства, где все люди имеют права и обязанности; -соединение людей в однородный народ; -рождение и развитие чувства патриотизма, и образование на­ции.

Б. Теория внутреннего насилия.

Авторство этой теории принадлежит немецкому философу Дюрингу.

Суть теории. Дюринг считал, что основой общественного раз­вития являются формы политических отношений, а экономиче­ские отношения - следствие политических актов. Чтобы объяс­нить этот тезис, Дюринг старался максимально упростить общест­во и предлагал представить его состоящим из двух человек. Две человеческие воли вполне равны друг другу, и ни одна из них не мо­жет предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дел, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Но равные люди могут спо­рить по определенным вопросам. Как быть тогда? Дюринг предла­гал привлечь третьего человека, так как без него нельзя принять решение большинством голосов и разрешить спор не представля­ется возможным. Без подобных же решений, т.е. без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государст­во. По его мнению, собственность, классы и государство возника­ют как результат насилия одной части общества над другой.

Расовая теория

Основателем этой теории считается французский социолог и писатель, один из основоположников расизма Ж. Гобино. Боль­шой вклад в эту теорию внес Ф.Ницше, которого считают предте­чей идеологии фашизма.

Суть теории. Теория основывается на постулате о том, что чело­веческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, пси­хологическом, умственном и других отношениях. Их можно разде­лить на высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низшими по той причине, что они выгодно отличаются от других в вышеперечисленных отношениях. Поэтому они могут претендо­вать на роль вершителей судеб людей во всем мире, призваны гос­подствовать, навязывать волю остальным группам людей, не отно­сящихся к представителям высшей расы. Государство, по их мне­нию, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Авторы этой теории напоминали о том, что боль­шой вклад в создание цивилизации сделали представители белой расы и ее роль в развитии цивилизации вообще нельзя переоце­нить.

Представители низшей расы являются людьми, не способными к созданию цивилизации, вот почему они могут быть объектом гос­подства. Всех же Ницше делил на три типа: 1) гениальные люди - немногие; 2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики - стражи порядка, права и безопасности (царь, воины, су­дьи и другие блюстители закона); 3) прочая масса посредственных людей. Правда, Ницше, пользуясь понятием раса, понимал его как, прежде всего, социально-политическую, нежели национально-эт­ническую характеристику; сильная раса - это, по существу, особая порода властвующих, аристократические господа, слабая раса - жизненно слабые, угнетенные, подневольные. Всю социально-по­литическую историю он характеризует как борьбу двух волей к вла­сти - воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь