Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Переходящие и непереходящие праздники в православии.



Православные праздники

Непереходящие праздники. Переходящие праздники.

Подавляющее большинство православных церковных праздников основано на новозаветных событиях, хотя воспоминание некоторых значимых событий уходит своими корнями в Ветхий Завет. Каждый из праздников посвящен важным событиям в жизни Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, а также памяти святых.

На каждый день года приходится поминовение того или иного святого, но лишь некоторые праздники празднуются особо. В эти дни православный христианин старается освободить себя от мирских забот и трудов, пойти в храм и причаститься Святых Даров.

Православный церковный календарь состоит из двух частей - неподвижной и подвижной, непереходящих праздников и переходящих.

Непереходящие праздники в Русской Православной Церкви празднуются по юлианскому календарю, расходящемуся с общепринятым григорианским на 13 дней. Эти праздники приходятся ежегодно на одну и ту же дату. У нас на сайте для удобства использован общепринятый календарь, так называемый «новый стиль».

Переходящие православные праздники исчисляются от даты празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется по лунному календарю и ряду дополнительных факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния).

Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.

Ниже представлены наиболее значимые для православного христианина события, так называемые великие праздники и двунадесятые праздники. Хотя Православная Церковь живет по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты для удобства указаны согласно общепринятому «светскому» календарю «нового стиля».

Пасха (Светлое Христово Воскресение) — 15 апреля 2012 года

Двунадесятые непереходящие праздники

7 января — Рождество Христово

 19 января — Крещение Господне (Святое Богоявление)

15 февраля — Сретение Господне

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы

 19 августа — Преображение Господне

28 августа — Успение Пресвятой Богородицы

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

27 сентября — Воздвижение Креста Господня

4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Двунадесятые переходящие праздники.

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Вознесение Господне

День Святой Троицы (Пятидесятница)

Великие праздники с постоянной датой

14 января — Обрезание Господне

7 июля — Рождество Иоанна Предтечи

12 июля — Святых первоверховных апостолов Петра и Павла

11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи

14 октября — Покров Пресвятой Богородицы

23. Раскройте содержание понятий: Грех, Спасение, Благодать.

ГРЕХОПАДЕНИЕ,

в христианском вероучении, «первородный» грех прародителей, Адама и Евы, решающим образом повлиявший на судьбу и состояние человечества. В Книге Бытия, после рассказа о сотворении Адама и Евы, говорится о том, что Бог не только создал их самыми совершенными из живых существ, но и наделил их особыми дарами и поселил их в саду Эдема, где они могли вести счастливую жизнь, не омраченную страхом или страданиями. Их невинность – плод их общения с Богом – была знаком их нравственного совершенства: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».

Грехопадение произошло следующим образом. Бог дал им особую заповедь, воспрещающую вкушать плоды от дерева познания добра и зла (Быт 2:17), назначив наказанием за нарушение этой заповеди смерть: «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Однако змей, посулив Еве, что в тот день, в который они вкусят плодов этого древа, их глаза откроются и они будут «как боги, знающие добро и зло», убедил Еву нарушить заповедь, а Ева предложила Адаму разделить с ней эту трапезу (Быт 3:1-6). Бог же, сказав: «вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт 3:14-24), изгнал Адама и Еву из рая и обрек их жить до смерти в трудах и страданиях, змея же проклял.

Обстоятельства и детали грехопадения, о котором рассказывает Книга Бытия, по-разному истолковывались библейскими экзегетами. Большинство из них не видело никаких затруднений в буквальном понимании этого рассказа, однако явное присутствие в нем антропоморфных мотивов побудило Филона Александрийского в 1 в., христианских писателей-александрийцев 3 в. (Климент, Ориген), кардинала Каетана в 16 в. и многих других прибегнуть к аллегорическим толкованиям. В 20 в. проблема интерпретации грехопадения еще более усложнилась в результате развития библейской критики, ставящей вопрос о связи Книги Бытия с древними ближневосточными мифами. Все больше исследователей усматривает в библейском рассказе о грехопадении отголоски фольклорных традиций. Католические экзегеты, отстаивая достоверность рассказа о грехопадении, не требуют безоговорочного принятия всех деталей, сопровождающих этот рассказ. Либеральные экзегеты, как и многие протестантские теологи, рассматривают его как миф, не подлежащий исторической интерпретации.

Спасение

- в разных религиях мира переход человека из недолжного состояния отчуждения от Высшего бытия, духовной порабощенности природными и социальными силами и страстями к единству с Высшим, внутренней свободе и к полнокровности жизни. Язычество, связанное с помрачением духа и космическим идолопоклонством, ориентирует на примирение человека со своим недолжным состоянием и не спасает. В древней философии спасение - в овладении мудростью, пробуждении в себе принадлежности к божественному бытию. В Буддизме спасение - в просветлении, победе над жаждой жизни, достижении свободы от страданий и привязанности к цепям реинкарнаций. Йога предлагает спасение в виде восьмиступенчатого пути восхождения к слиянию с Единым. Иудаизм ветхозаветного периода понимал спасение как жизньнарода Божия в мире и любви с Ним на обновленной земле согласно Закону и Пророкам и в чаянии пришествия Спасителя. В Христианстве спасение понимается 1) индивидуально - как спасение каждой души от греха и усыновление Отцу; 2) как священная история, ведущая народ Божий к торжеству Царства Небесного; 3) космически - как спасение человеческого рода и природного мира искупительной жертвой Христа-Спасителя.

Благодать

бескорыстный дар, благосклонность как результат чистой благожелательности. Очень важный вопрос, что определяет наступление и действенность благодати: человеческие качества или божественный выбор? Можно предположить, что глубины нравственного начала в человеке питаются абсолютной, сверхчеловеческой божественной реальностью. Не имеет формы нравственного закона, как, например, «категорический императив» И.Канта, который требует своего исполнения из уважения к самому закону, но без любви к Богу и внутренней жизни в нем. – это богочеловеческая основа человеческого существования, без которой вообще нет нравственной жизни; пробуждение человеческой души, воспоминание о Божественном источнике жизни; дарованное Богом человеку высшее, абсолютное начало духовности и нравственности, благодаря чему человек возвышается над природой, хотя и не теряет в себе физической, телесной стороны своего существования. выше естественного закона, не отменяет, но совершенствует его.

- христианско-богословское понятие для обозначения особой живой и деятельной силы Божией, содействующей спасению каждого человека и подаваемой людям вследствие искупительного подвига Спасителя. В Новом завете Б. прямо именуется силою Христовой, которая безвозмездно даруется человеку независимо от его достоинства и заслуги. Эта сила изливается в души людей непосредственно от Святого Духа, поэтому Б. можно также определить как силу Св. Духа, даруемую людям для усвоения спасения во Христе. В понятии Б. различают два аспекта· а) это свойство Бога в отношении к падшему человеку как дарование ему спасения, б) это и сама сила Божия, которой совершается спасение человека. Согласно христианскому вероучению, Б. от вечности принадлежит Богу и есть в Нем как предопределение о спасении. Ее действие началось с самого грехопадения, выразилось в обещании искупления и проявилось как любовь к падшему человеку. Обладая Б., Бог слышит молитву верующего, прощает кающегося, дарует ему жизнь. Б. - божественная сила, обитающая в человеке и действующая в нем как земной подвиг человека; она помогает человеку познать Бога, дарует все необходимое "к животу и благочестию", с нее начинается и ею завершается спасение людей. Церковь различает два вида евангельской Б.: а) предваряющую Б., которая просвещает нас, и б) оправдывающую Б., позволяющую внутренне очиститься от грехов и освящающую человека посредством таинств. Действуя внутри самого человека и в единстве с его духовной природой, Б. тем самым отличается от внешних проявлений Бога, например, от чудесных знамений.

 

24. Раскройте содержание понятий: Воскресение, Преображение.

Воскресение

согласно религиозным верованиям, чудесное возвращение к жизни умершего Бога (богов). Древние египтяне верили в воскресениеОзириса, вавилоняне – Таммуза, финикийцы – Адониса, древние персы – Митры. Вера в воскресение распятого Христа как залог грядущего всеобщего воскресения – главная идея христианства. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (Библия). Христа (Пасха), когда верующие приветствуют друг друга возгласами: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»

Преображение

ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 6 августа ст. ст. (19 августа нов. ст.) В этот день вспоминается явление Иисуса Христа в божествен ной славе (еще во время земной жизни) трем избранным ученикам. Иисус Христос взял "Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет" (Мф. 17; 12). "И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который ему надлежало совершить в Иерусалиме" (Лк.9;30-31). "И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте" (Мк 9; 7). В средние века традиция соотносила неназванную в Евангелиях гору с галилейской горой Фавор (откуда происходит исихастский термин "фаворский свет"). Однако во времена жизни Иисуса Христа на г оре Фавор располагалась крепость. Поэтому в настоящее время принято рассматривать как возможное место Преображения один из отрогов горы Ермон в окрестностях Кесарии Филипповой. По древней традиции в этот день совершается освящение яблок.

25. Состав Ветхого Завета. Характеристика одной из книг.

Ветхий Завет. Его Состав И Содержание

В своем окончательном виде Ветхий завет состоит из трех частей— «Пятикнижие Моисея», «Пророки» и «Писания»,— включающих разновременные и различные по содержанию и жанрам сочинения, из коих каждое содержит разнородные слои. На протяжении многих веков равно среди иудеев и христиан господствовала точка зрения об абсолютной уникальности и неповторимости Ветхого завета. Огромные успехи ближневосточной археологии в XIX—XX вв., открытие и прочтение клинописных и иероглифических текстов, в том числе касающихся тех же событий, о которых упомянуто в Ветхом завете, или содержащих мифы и сказания, гимны, законы и поучения, близкие по содержанию к Ветхому завету, развеяли прежние взгляды и породили диаметрально противоположную точку зрения: признание Ветхого завета илодом сплошного подражания и заимствований из окружавших культур и литератур. Такова была точка зрения влиятельной в XIX в. школы немецких протестантских богословов. Нет сомнения в том, что в ветхозаветных сочинениях имеются элементы сходства и близости с другими ближневосточными литературами. Однако чаще всего обнаруживаемые во всех ближневосточных литературахчерты сходства обусловлены социально-политической общностью создававших их народов, принадлежностью к одному культурному кругу и тем, что и вавилонская, и финикийская, и древнееврейская, и древнеегипетская литературы черпали из одного общего фонда народной мудрости — фольклора народов древнего Ближнего Востока. Правильность сказанного подтверждается близостью, по мнению М. А. Коростовцева, между ветхозаветной и древнеегипетской космогониями: Древнеегипетская космогония: Водная бездна, водный хаос. Дух бога, витающий над бездной. Сотворение света. Появление суши из бездны. Ветхозаветная космогония: Водная бездна, водный хаос. Витающий над ней дух. Сотворение света. Появление из бездны суши. Поскольку аналогичные космогонические представления имелись также у финикийцев и других народностей Ближнего Востока, то можно заключить, что ветхозаветный миф восходит к общему ближневосточному источнику. К месопотамской мифологии восходит ветхозаветный миф о всемирном потопе. В ветхозаветном и шумерских мифах есть одинаковые мотивы — решение бога или богов уничтожить непослушный человеческий род; богобоязненный герой, которому бог советует построить корабль; спасение героя и его семьи на этом корабле во время потопа и т.п. Обнаруживаются также черты сходства между ветхозаветными религиозными гимнами и религиозной лирикой финикийцев, о чем свидетельствует такой пример: «Ибо вот врагов своих ты уничтожишь, Ибо вот ты рассеешь всех злодеев». (Из угаритского мифа о Баале). «Ибо вот враги твои, Яхве, Ибо вот враги твои гибнут, И рассыпаются все делающие беззаконие» (Псалом, 91, 10). Во многом сходно ветхозаветное и прочее древневосточное законодательство. На фоне литератур древнего Востока, в сопоставлении с ними зримее проявляется также и своеобразие Ветхого завета, обусловленное историческими судьбами народа, создавшего этот сборник. Ядром Ветхого завета является «Тора» — «Пятикнижие» (книги «Бытие», «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие»), содержащее основные своды религиозных и социальных законов, обрамленные повествованием о сотворении мира и человека, о рае, о грехе первых людей и всемирном потопе, патрпархах и пребывании их потомков в Египте, исходе происшедших от них «колен» под предводительством Моисея и их скитании в Синайской пустыне. Кажущееся сюжетное единство «Пятикнижия» — это единство над многообразием и вопреки ему, ибо повествовательные части и своды законов в нем разнородны, многослойны и разновременны, В повествовательных частях легче всего выделить слой, обозначаемый термином «Жреческий кодекс», который характеризуется особенностями языка и стиля, тщательно разработанной хронологической схемой (исходная точка которой — предполагаемая «дата» сотворения мира), большим интересом к жречеству и ритуалу. «Жреческий кодекс» был составлен жрецами уже после падения северного и даже южного царства, в VI—V вв. до н. э., но содержит как сохранившиеся устно, так и уже ранее записанные мифы и легенды, песни и рассказы значительно более древнего времени. Другой обширный слой повествовательной части, обозначаемый термином «Яхвист» по преобладающему там употреблению названия бога, сложился в Иудее еще в X—IX вв. до н.э., а третий слой, по содержанию во многом параллельный «Яхвисту», обозначается термином «Элохист». Этот слой создан и северном царстве в IX в. до н.э., но содержит, как и предыдущий, мифы, сказания и другой материал более древнего времени. Из сводов законов в «Пятикнижии» самым древним является так называемая «Книга завета») {часть книги «Исход»), в которой особое внимание уделено защите собственности, узаконено бесправие «вечных» рабов, подчеркнуты права му;ка и отца семьи. Близость статей этого свода к законам Двуречья первой половины II тысячелетия до н. э. и преобладание в нем архаического принципа «око за око» позволяют предположительно датировать «Книгу завета» XI—-X вв. до н.э. Из двух имеющихся в «Пятикнижии» вариантов списка моральных предписаний, так называемых «Десяти заповедей», древнейшим является тот, что в книге «Исход». Лаконизм и категоричность формулировок, отсутствие учета мотивов и условий преступлений, преобладание принципа «око за око» указывают, что этот вариант «Десяти заповедей» коренится в родо-племенной среде домонархического времени. Разумеется, он принадлежит оседлому периоду, а не периоду исхода «колен» нз Египта и кочевья по Синайской пустыне под главенством Моисея, как значится в традиционном тексте книги. Другой вариант «Десяти заповедей» дан во «Второзаконии» — обширном своде религиозного и светского законодательства, пронизанного категорическим осуждением многобожия, признанием Яхве единственным богом, а Иерусалимского храма — единственным местом поклонения ему. Поскольку содержание «Второзакония» перекликается с содержанием религиозной реформы Иосии, то можно предположить, что этот свод тождествен с упомянутой в описании реформы «найденной» при нем «Книгой законов» и был составлен в VII в. до н. э., хотя и содержпт также более древние материалы. Последний свод, «Кодекс святости» (из книги «Левит»), включает главным образом предписания ритуально-этического содержания и был создан жрецами в условиях вавилонского пленения VI—V вв. до н.э. Процесс объединения всего этого разнородного и разновременного материала, т.е. его циклизация, начался уже в VIII в. до н.э. и завершился в VI — IV вв. до н.э. оформлением «Пятикнижия» как «священного» и нормативного свода для всех верующих в Яхве (так называемых иудаистов). Вторая часть Ветхого завета. «Пророки», состоит из двух подразделов: «Первые пророки» и «Поздние пророки». «Поздние пророки» включает уже рассмотренные сочинения пятнадцати собственно пророков, а «Первые пророки» представляет собой обширный цикл прозаических сочинений, в котором изложена история древних евреев от прихода в Палестину в XIII—XII вв. до п. э. до гибели Иудейского государства в 586 г. до н. э. Книги этого цикла («Книга Иисуса Навина», «Книга Судей», «I—IV Книги Царств») многослойны. В их основе лежат древние устные сказания (разной степени достоверности) о военных походах «колен» и их предводителях, сказания о сооружении разных святилищ, отрывки из героического эпоса (древняя «Песнь Деборы», XII в. до н.э.) и фольклорные сказания, цикл преданий о святилище в Шило и деятельности Самуила, летописи, написанные дворцовыми и храмовыми писцами, образцы древнейшей в мире художественной прозы, списки должностных лиц и описи административно-территориального деления государств, отдельные пророческие речения и пр. Но весь этот огромный и разнородный материал объединен сквозной концепцией, отчетливо выраженной во фразах, открывающих повествования о царях: «...[царь] Аса делая угодное перед очами Яхве» или «[царь] Йехоахаз... делал неугодное в очах Яхве». Если царь «делал угодное», т. е. искоренял «высоты» и всех богов, признавал Яхве единственным богом, то государство и народ процветали, но если царь «делал неугодное», пренебрегал Яхве и поклонялся чужим богам, то это неизбежно оборачивалось несчастьем для государства и народа. Очевидная близость этой концепции учению пророков и содержанию «Второзакония» позволяет заключить, что цикл исторических произведений был составлен под влиянием пророческого движения в VII — первой половине VI в. до н. э. Влиянием пророческого движения с его осуждением ханаапеев и их культов объясняется преувеличение масштаба уничтожения ханаапеев в период вторжения израильских «колен» в Палестину. В действительности древт-тие евреи VIII—VI вв. до н.э. не только включили в себя массу ханаанеев, по в значительной мере усвоили и их язык: уже упоминалось, что сам язык Ветхого завета они считали «ханаанейским». Гибель государства и разрушение храма, вавилонское пленение иудеев VI—V вв. до н.э. и зарождение впоследствии повой формы государственности — все это заставляло пересмотреть изложенную и «Первых пророках» картину исторических судеб народа. Поэтому на рубеже V—IV вв. до п. о. создаются «Книга Ездры»(В «Книгу Ездры» включены некоторые подлинные официальные документы администрации персидских царей — Ахеменидов (на арамейском языке).) и «Книга Нсемии» — об образовании послоплспной общины, пишется «Книга Паралипоменон», в которой во многом пo-новому излагается история Давидидов. Названные произведения входят в третью часть Ветхою завета — «Писания», которая включает, кроме того, произведения, созданные в персидское (VI — IV вв. до н.э.) и эллинистическое время (IV —II вв. до н.э.): «Притчи Соломоновы», «Книгу Иова», «Песнь песней», «Руфь», «Экклесиаст», «Эсфирь» и «Книгу Даниила». Из них «Книга Иова» — это величественная поэма об испытании праведника богом Яхве с помощью не заслуженных им личных несчастий, «Песнь песней» — сборник любовных и свадебных песен, близких древнеегипетским, «Экклесиаст» — ритмизованное рассуждение о жизни, «Руфь» и «Эсфирь» — занимательные повести с историческим фоном (сюда же следовало бы присоединить и «Книгу Ионы», относимую к «Малым пророкам») и, наконец. «Книга Даниила» — сборник чудесных историй и пророчеств, отчасти, видимо, связанный с вавилоно-арамейской и, может быть, даже древнеиранской словесностью. В «Писания» входят также «Псалтырь» на 150 псалмов — культовых и царских гимнов, жалобных песен и пр., созданных в основном певцами до пленного Иерусалимского храма,— и книга «Плач Иеремии» из пяти псалмов о гибели государства и храма в 586 г. до н.э. 43 произведения Ветхого завета — это лишь осколок, частица некогда более обширной литературы, о богатстве которой можно тишь догадываться по сохранившимся в греческом переводе II в, до н.э. но не включенным в окончательный канон иудейского Ветхого завета апокрифическим сочинениям (книги «Юдифь», «Товит», I — II «Книги Маккавеев», «Премудрость Иисуса, сына Сирахова» и др.), по упоминаниям древней «Книги Праведного», утраченных речений разных пророков и многого другого. Из древнееврейской литературы долго и тщательно отбирались те сочинения, которые соответствовали учениям, восходившим к пророческому движению, и могли быть объявлены «священными». Такие сочинения были объединены в сборник с продуманной внутренней идеологической, религиозной структурой. Процесс оформления Ветхого завета, его циклизации и канонизации начался в первой половине I тысячелетия до н.э. и завершился лишь в I в. до н.э. Однако, несмотря на сотни лет редактирования, в Ветхом завете сохранились многочисленные отрывки и целые сочинения, обладающие значительной исторической и художественной ценностью. Ветхозаветные сочинения, созданные на протяжении целого тысячелетия в изменявшихся исторических условиях, отличаются многогранностью содержания и идей. Вместе с тем в Ветхом завете доминирует одна тема, и эта тема — история. В Ветхом завете развернуто грандиозное полотно — от сотворения мира и человека и (если включить неканонические «Книги Маккавеев») до прихода римлян. В центре этого полотна — история своего народа, но рассмотренная в общемировом обрамлении, причем историческое повествование здесь — не простое упорядочение событий, а руководство идеей «завета» (берит). Само представление о «завете» (т.е. договоре) между богом и коллективом людей не является исключительной чертой яхвизма, ибо аналогичные представления имелись у разных народностей древности. Новыми в ветхозаветном, точнее, в пророческом учении о завете являются, во-первых, признание активной роли людей в действенности договора с богом и, во-вторых, представление о том, что прошлое, настоящее и будущее народа есть чередование последовательных эпох или кругов, содержание которых обусловлено соответствующим заветом между Яхве и определенной общностыо людей. Это учение о завете, развитое и преобразованное кумранитами (см. о них далее, лекцию 20), было воспринято христианством. Для христиан «завет», содержавшийся в «Пятикнижии» («Торе»), «Пророках» и «Писаниях», был «ветхим»», т. е. старым, устаревшим договором, который единый, всемирный ног заменил «Новым заветом» — христианскими евангелиями. Но «Ветхий завет» не потерял своей святости и для христиан, на пего и в евангелиях, и в послеевангельской литературе делаются постоянные ссылки. Ветхозаветные сказания сохраняют авторитетность и для Корана. Современниками ветхозаветных пророков явились Заратуштра и Будда, Конфуций и Лао-цзы, в учениях которых много общего с идеями пророков: стремление очистить религиозное мировоззрение от примитивного представления о богах, существующих в материальном человеческом или животном облике, и создать более отвлеченное и универсальное восприятие божества, признание относительной «автономности» людей и важности этических начал для «праведной жизни»; критика социальной несправедливости и произвола властей; антигородская установка п идеализация родоплеменного уклада и многое другое. Вышеизложенное позволяет сделать вывод: основополагающие для пророческого движения и Ветхого завета идеи являлись не только выражением исторического развития и судеб своего парода, но также органической частью новых течений в идеологии всего древнего Востока первой половины I тысячелетия до н.э.

26. Состав Нового Завета. Характеристика одной из книг.

Основной (наряду с Ветхим Заветом) литературный источник христианства. В входит (в последовательности канонизации церковью): Евангелия Деяния апостолов 21 послание апостолов Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова Большинство новозаветных произведений псевдонимны. Они написаны на койне - греческом народном языке. Существуют гипотезы об арамейском или древнееврейском языке оригиналов Нового Завета, но они не имеют пока серьезных подтверждений. Христианская канонизация Нового Завета (в отличие от Ветхого Завета) затянулась до IV века н.э

Деяния Апостолов

Деяния апостолов (греч праксейс апостолон, "дела апостолов") Так с конца II в по РХ называют вторую часть повествования о возникновении христианства; первая часть этого труда известна как Ев от Луки

I ВВЕДЕНИЕ

1) писавший ДА не называет своего имени; однако из Деян 1:1 и Лк 1:1-4 следует, что он то же лицо, что и автор третьего Евангелия Заглавие этого Евангелия, а также мнение отцов Церкви свидет-вуют о том, что это был Лука, сподвижник Павла (Кол 4:14; 2Тим 4:10; Флм 23) Эти свидет-ва подкрепляются еще и тем, что часть ДА написана как рассказ очевидца (те от первого ли-ца: Деян 16:10-17; 20:5-16; возм, также и 20:17-38; 21:1 - 28:16) Исключив сотрудников, к-рые были с Павлом и в других эпизодах, можно прийти к выводу, что именно Лука был автором этой книги Если такие доводы установления авторства не кажутся достаточно убедительными, как и свидет-во отцов Церкви, то и возражения против них не выглядят основательными О личности Луки нам известно, что он был врачом (Кол 4:14) Это косвенно подтверждается тем, что Лука дает точное описание болезней (Деян 3:2; 9:33; 14:8; 28:8) О его профессион наблюдательности свидет-вуют также меткие характеристики людей (Деян 8:9-24; 17:18-21; 19:23-40) и яркие подробности в рассказах о событиях (Деян 27) В отличие от других евангелистов, Лука не был евреем, что следует из Кол 4:10-14 В НЗ не содержится никаких сведений о его родине и его пути к вере;

2) в ДА говорится, что они были написаны для некоего Феофила Его личность также остается в тени В Ев от Луки он назван кратистос, что означает "могущественный", "высокочтимый", - так обращались, напр, к наместнику (Деян 23:26; 24:3) То, речь, возможно, идет о лице высокого ранга, влияние к-рого могло оказаться важным для Церкви Полагают, что Феофил жил в Италии, поскольку города и местности Палестины описаны достаточно подробно, в то время как города Италии, видимо, знакомы ему и без более точных указаний;

 

3) о времени и месте написания ДА мнения расходятся Книга заканчивается сообщением автора (ведущего рассказ от первого лица - "мы") о том, что Павел два года находился в заключении в Риме, однако сведений о его освобождении или казни нет Поэтому, возможно, книга была составлена еще до первого гонения на христиан при Нероне в 64 г Если предположить более позднее время написания, то тогда непонятно, почему, в таком случае, в книге не говорится ни о смерти ап Павла и Петра, ни о разрушении Иерусалима;

4) о на-мерениях Луки мы можем судить по его книге Он не летописец, ведущий хронику всех событий, его описания избирательны Но все, что он изображает, представлено живо и точно С другой стороны, он не биограф, стре-мящийся прославить своего героя, иначе он не умолчал бы о том, что упоминается в 2Кор 11:23-28; 12:1-4 Итак, ДА он писал с той же целью, что и Евангелие Феофил, как человек, занимающий высокий пост, должен был познакомиться с достоверным образом Иисуса и с тем, как Господь ведет Свою Церковь Поэтому автор описывает созидание Церкви, распространение Евангелия и путь апостолов среди преследований и опасностей;

5)Лука смог написать подобный "отчет" о возникновении христианства, поскольку он имел доступ к различным источникам Он сам был участником нек-рых важных событий Дополнит сведения о деят-сти Павла он мог получить от него самого или от его непосредств окружения Кр того, сопровождая Павла, Лука имел возможность говорить с другими апостолами и сотрудниками; проверить надежность рассказов, как он уже делал это при написании своего Евангелия (Лк 1:1-4) То, сведения, дошедшие до нас, абсолютно достоверны, что проявляется даже в мелочах, к-рые подтверждаются археол находками


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь