Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О толковании аята «праздные речи» и понимании сподвижников.
Когда Ибн Мас’уда, сподвижника пророка (мир ему и благословение Аллаха), спросили о словах Всевышнего «праздные речи», он сказал: “Клянусь Аллахом, кроме Которого нет божества достойного поклонения – это песни!”, - повторив свои слова трижды! Ибн Абу Шайба 6/310, аль-Хаким 2/411. Имам аз-Захаби, Ибн аль-Къайим и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. Но относительно этого в этой статье говорится следующее: Шейх Махмуд Абд-уль-Лятыф Увайда: Этот хадис, который передал ибн Джарир ат-Табарий, в своем тафсире является высказыванием ибн Мас'уда, а не хадисом (марфу') от Посланника Аллаха. Слова сподвижников не могут быть доводом в религии. К доводу относится единое мнение сподвижников. Мнения сподвижников являются законами шариата по отношению к ним самим или тем, кто следует их мнению из мусульман, что в свою очередь не обязывает других к соблюдению этого же мнения. Слова Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах) следует расценивать как его собственное видение, личное понимание этого благородного аята. (конец цитаты).
Кстати, про этого шейха я также не смог найти вообще никакой информации и даже биографии, кроме того, что он написал какую-то книгу про ахкамы намаза и поста. Т.е. это к тому, чтобы читатель понимал, как человек может опуститься до того, что станет с легкостью откидывать слова сподвижника и его мнение, а также слова сотни великих имамов и их понимания, прибегая для этого к малоизвестным или вообще неизвестным современникам, чтобы отстоять свое мнение. Хорошо, допускаем, что в данном случае Ибн Мас’уд передал его видение этого аята и его понимание его значения. Но что же дает нам право или преимущество в данном случае не принять его толкование и прибегнуть к толкованию того, кто был после сподвижников?! Разве свидетельство и понимание аята и его значение тем, кто был свидетелем откровения и к тому же был из числа ученых-сподвижников не первичнее, чем все иные слова и мнения?! Во-вторых, слова сподвижника по вопросу религии, о которых неизвестно, чтобы кто-то издругих сподвижников высказывался иначе, является доводом! Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: "Если сподвижник сказал какое-то слово, и оно не стало известным среди сподвижников, или неизвестно, стало оно известным, или не стало - то здесь разногласили люди, и очевидным из мазхабов факихов саляфов является то, что оно является доводом, и это явно в их фатвах и ахкамах". Источник: "Танбих ар роджуль аль акыль", 2/561. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: "Кто толкует Коран и хадис каким то другим толкованием, отличающимся от известного от сподвижников и табиинов - тот клеветник на Аллаха, совершающий "ильхад" в аятах Аллаха, искажающий слова от их смысла. И это - открытие двери к зиндычеству и безбожию, и ложность этого предельно известна в религии Ислам". Источник: "Маджму аль фатауа", 13/243. Сказал Исхак Ибн Рахавейхи: "В случае, если алим выносит фетву в которой противоречит тому что пришло от сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, или табиинов - по той причине, что от него скрылось знание об их асарах которые пришли - то те, кто требуют знания, должны оставить именно это слово от алима от которого скрылась сунна". Источник: "Масаиль Ахмад уа Исхак", 3536. Сказал имам Абу Дауд ас-Сиджистани: "Я много раз слышал как Ахмада спрашивали о том что пришло от Абу Бакра и Умара и Усмана и Али - "Это Сунна?". Он отвечал: "Да". И много раз он мотивировал хадисом Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: "Держитесь за мою Сунну и за сунну праведных халифов", и говорил: "Ведь Пророк , мир ему и благословение Аллаха,назвал дела праведных халифов Сунной". Сказали ему: "А о словах подобных Убею, Муазу Ибн Джабалю, Ибн Мас'уду говорится ли что это Сунна?" Он ответил: "Я не могу отвергнуть такие слова! Мне не нравится противоречить ни одному из них!". Источник: "Масаиль Аби Дауд", 1792 Сказал великий имам Абдуллах Ибн аль-Мубарак: "Качество людей Сунны - брание Книги Аллаха, и хадисов Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и хадисов сподвижников, и оставление суждений по своему мнению и кыясу (противоречащему этим трём). И это - то на чем я застал всех наших старых ученых". Источник: "Мухтасар Аль Худжжа", 358. Сказал имам Ибн аль-Каййим: "Все имамы Ислама единогласны на принятии слова сподвижника". Источник: "И'лям аль-мукыин", 4/124. Передал аль Бейхакы с достоверным иснадом от Убейдуллаха Ибн Аби Язида, одного из достоверных табиинов: "Я видел Абдуллаха Ибн Аббаса, и когда его спрашивали о чём то, и это было в Книге Аллаха, он говорил в соответствии с ней, а если этого не было в Книге Аллаха, но пришло в словах Посланника Аллаха мир ему - он говорил в соответствии с этим, а если не было ни в Книге Аллаха, ни в Сунне Посланника Аллаха, но это сказали Абу Бакр и Умар, да будет доволен ими Аллах - он говорил так, как они сказали, а если не было и от них - то делал иджтихад по собственному мнению". Источник: "Ас-Сунан аль Кубра", 20843. Если Ибн Аббас вначале своих слов ставил слова сподвижников которые старше его, то что сказать о каких то ученых которые пытаются прыгать выше сподвижника ибн Масуда!?
В-третьих, в данном случае не просто толкование аята сподвижником, но и его троекратная клятва о причине ниспослания этого аята! А многие ученые утверждали, что такое положение имеет марфу’, т.е. восходит к пророку (мир ему и благословение Аллаха). См. «‘Улюмуль-хадис» 1/24. В-четвертых, это не только одного Ибн Мас’уда толкование или понимание аята, в котором другие сподвижники передали другое значение или иную причину его ниспослания. Напротив, также и другие сподвижники сказали об этом аяте тоже самое! Один из лучших знатоков Корана и сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) Ибн ‘Аббас сказал: “Этот аят ниспослан о песнях и о том, что связано с этим”. аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 786, Ибн Абу Шайба 6/310. Шейх Ибн аль-Къайим и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. Также такое же толкование этого аята передается от Ибн ‘Умара и Джабира ибн ‘Абдуллаха. См. “Тафсир ат-Табари” 21356, “Тафсир аль-Куъртуби” 5/349, “Игъасату-лляхфан” 1/258. Далее в качестве пояснения и примера в статье говорится: (ашарит «блогер»)Абу Умар Ас-Сахаби: Для тех, кто решил обязать лишь толкование сахабиев, то пусть пороется в тафсирах и увидит, что не всегда их слова берутся безоговорочным доводом. И в подтверждение этого приведу один пример. Вот какое различное понимание в отношении слов Аллаха: «Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его посланника и стремятся сотворить нечестие на земле, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны. Это будет для них позором в этом мире, а в Последней жизни для них уготованы великие мучения» (аль-Маида 5: 33). Ибн ‘Аббас говорил, что этот аят ниспослан по причине многобожников. Абу Дауд 4372, ан-Насаи 7/101. Иснад хороший. Са’д ибн Аби Уаккъас говорил, что этот аят ниспослан в отношении хариджитов. Ибн Мардауайх. См. “ад-Дурруль-мансур” 5/259. Иснад достоверный. Но хафиз Ибн Касир сказал: “Правильным является то, что данный аят обобщенный и касается как многобожников, так и других, кто совершает упомянутое”. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/261. Однако имам Малик, аш-Шафи’и и ханафиты сказали: “Этот аят был ниспослан в отношении мусульман, которые совершали разбой на дорогах и сеяли нечестие на земле”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 6/433. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Мнение Малика является правильным. И Абу Саур также сказал, что следующий аят указывает на то, что эти аяты ниспосланы в отношении мусульман”. См. “аль-Ишраф” 1/529.
Наш опровергатель привел совершенно неуместный пример для сравнения. Неужели он не видит разницы?! Во-первых, в отношении упомянутого им аята передаются различные мнения от самих сподвижников. Во-вторых, последующие имамы если и выбирали какое-то из этих мнений, то имели в этом вопросе мнение сподвижника, а не являлись с третьим толкованием или причиной ниспослания. В-третьих, даже в приведенном им примере упоминаются слова хафиза Ибн Касира, который объединил все мнения сподвижников, что этот аят общий и включает в себя как тех, так и других. Однако при этом он не отверг иное толкование сподвижника! Однако что сделано в этой статье?! Отвергнуты напрочь толкования сподвижников и их ясные слова о том, что аят про «праздные речи» ниспослан относительно песен. Приведу небольшой пример для того, чтобы читатель понял, что такой метод далек от понимания саляфов и их подходу в отношении разных толкований аятов: Говорит имам Ибн Наср аль-Маруази, живший 1200 лет назад, разбирая аят: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обладающим влиянием среди вас» (ан-Ниса 4: 59). Приведя различные толкования сподвижников и таби’инов этого аята, он говорит: “Я слышал, как Исхакъ (ибн Рахауайх) в отношении слов: «обладающим влиянием среди вас» говорил: «Этот аят толкуется и как «обладающие знанием» и как «амиры войск», поскольку один аят ученые толкуют по-разному, и это не является противоречием». Сказал Суфьян ас-Саури: «Нет в толковании Корана разногласий, если все мнения об этом достоверны!»” См. “Китаб ас-Сунна” 41. Вот подход саляфов в различном толковании аятов и упоминании причины их ниспослания, они не отвергали одно и не выбирали лишь другое, потому что не раз бывало так, что один аят был причиной ниспослания совершенно разных событий и положений! Опять все тот же вопрос: Что помешало автору или авторам данной статьи взять толкования и понимания сподвижников?! Или в лучшем случае объединить все существующие толкования, не исключая при этом песен, как например, это сделал имам муфассиров Ибн Джарир ат-Табари, сказавший: “Правильным в отношении данного аята являются слова тех, кто говорит, что к ним относятся любые праздные речи, сбивающие с пути Аллаха, которые запретили слушать Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал обобщенно: «праздные речи» и не сделал каких-либо ограничений, поэтому этот аят является обобщенным, пока не будет доказательства на то, что он является конкретным. И к этому аяту также относится и пение и слова многобожия!” См. “Тафсир ат-Табари” 7/249. Но нет, наши горе-исследователи отвергли понимание и толкование сподвижников и их учеников, последовав за тем, что удовлетворяет их страсть! Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Толкование сподвижников (сахаба) и последователей (таби’ун) о том, что «праздные речи» относятся к пению, достаточно”. См. “Игъасату-лляхфан” 1/259. А шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Тот, кто поменял мазхаб сподвижников и их последователей (таби’ун), а также их толкование (тафсир) на то, что противоречит им, тот ошибается, более того, является приверженцем нововведений!” См. «Маджму’уль-фатауа» 13/361. Кстати, даже тот же самый Ибн Хазм не шел явно наперекор и не отрицал толкования сподвижников, а сказал в другой своей работе, посвященной песням, что не достоверно толкования сподвижников к этому аяту, что речь идет о песнях: “Это было мнением некоторых толкователей, на чем не строится довод”. См. “Рисаля аль-маляхи” 97. Однако это мнение от сподвижников достоверно, чтобы не говорил Ибн Хазм, и более того это было также мнением большинства толкователей, о чем сказал аль-Уакъиди. А имам аль-Къуртуби сказал, перечислив все мнения об этом аяте: “Первое мнение (что речь о песнях) необходимо брать в первую очередь, потому что на это указывает хадис, слова сподвижников и таби’инов!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 14/61. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы