Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 2. Развитие мелкой (тонкой) моторики рук.



 

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.                                      

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Задача педагога - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Задания должны приносить ребёнку радость, нельзя допускать скуку и переутомление.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Для развития мелкой мускулатуры руки ребёнка необходимы такие упражнения как:

- мять паралоновые шарики,

- катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, шарики; перебирать сосновые шишки,

- хлопать в ладоши в разном темпе,

- завязывать узлы; скатывать клубки ниток,

- открывать колпачки пузырьков; заводить ключиком игрушки.

Глава 3. Развитие общей моторики.

 

Для развития общей моторики необходимы упражнения на повышение уровня активации.

Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.

1. Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук.

2. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь.

3. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.

 

Глава 4. Подготовка руки к письму.

Почему одни дети учатся писать играючи, а другие испытывают при этом невероятные трудности? Однозначно ответить на такой вопрос невозможно. Однако нельзя отрицать прямую связь успехов ребёнка в этой области с развитием мелкой моторики рук.

Работа происходит поэтапно.

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Графические упражнения. Обводка контуров. Соединение линий и фигур, рисование. Раскрашивание узоров.

3. Штриховка. Работа с трафаретами.

4. Письмо элементов букв, цифр. 

Пальчиковая гимнастика.

Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

«Пальчиковые игры» очень эмоциональны и увлекательны.

При выполнении каждого упражнения нужно старательно вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Затем постепенно их усложнять: сначала выполнять фигурки из пальцев, а затем сюжетные сценки.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в пространственных понятиях.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоил какую-нибудь «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений.

Эти игры оказывают тонизирующее и оздоровляющее действие.

Графические упражнения.

Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображённых предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых лёгких видов деятельности вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил.

Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепление двигательного аппарата пишущей руки. Ребёнок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку это работа не затрудняет ребёнка, он может сосредоточиться на основной задаче – выполнении гигиенических правил письма.

Здесь развивается творчество:

1. Кляксы. Капнуть капля краски на лист. Дать высохнуть, а затем постараться увидеть в кляксе незаконченное изображение. Потом дорисовать его.

2. Покрыть лист разноцветными мазками. Увидеть в рисунке сюжет и дорисовать его.

3. Можно рисовать пальцами. Если каждый палец намочить краской определённого цвета, затем поставить отпечатки на лист, то получиться картина (салют, огоньки на ёлке).

Штриховка. Работа с трафаретами.

Штриховка так же способствует подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только чёткостью и красотой изображения линий, но и лёгкостью и свободой; движения руки не должны быть скованными и напряжёнными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и чёткого подчерка. Ребёнок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна чёткость почерка и уверенность движения руки. Умение рисовать плавные линии, писать с наклоном необходимо при формировании почерка.

Работа, где основное место занимает штриховка, состоит из нескольких этапов:

1 этап: учащиеся накладывают на лист трафарет (на первых этапах – трафарет с геометрическими фигурами, на последующих – трафареты с изображениями предметов и фигур животных) и простым карандашом обводят знакомые фигуры.

2 этап: учащиеся убирают трафарет и полученную фигуру делят на параллельные отрезки (штрихи).

Здесь в первую очередь отрабатывались штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо. Расстояние между штрихами должно составлять ширину строчной буквы.

3 этап: штриховка фигур, включающая элементы букв или цифр.

Письмо элементов букв, цифр.

Учитывая индивидуальные особенности, вводить в новую деятельность (формирование графического навыка) желательно на сказочном материале.

Графический навык предполагает:
умение красиво и легко, а, значит, ненапряженно рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные), выполняя их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;
легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;
устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка: сидеть прямо, не касаясь грудью стола, ноги стоят на полу, голова немного наклонена влево; руки должны лежать так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, а левая лежала на столе и снизу, придерживая рабочий лист; кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони; пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца- примерно 1,5-2,5см, верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки, кисть при письме находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола; соблюдать определенную дистанцию между листом (тетрадью) и глазом ребенка:
выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь