Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


НАПРЯЖЕННОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



 

 1. Противоречия, связанные с процессом роста авторитета и влияния религии в обществе:

- противоречивость процесса изменений в общественном и индивидуальном сознании граждан в условиях смены мировоззренческих принципов и приоритетов (по результатам социологических опросов около 89% респондентов называют себя верующими, из них православные христиане составляют более 62%, представители других направлений христианства – около 2%; мусульмане – около 12%; представители других религиозных культов и «просто верующие» – 12%);

- попытки использования роста авторитета и влияния религии в политической борьбе;

- опасность нарушения межрелигиозного мира и согласия в процессе естественной конкуренции в ходе усиления активной деятельности различных конфессий (в последние годы отмечены активные попытки создания новых и расширения сети действующих ячеек исламских общин, в том числе и экстремистских («Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами», «Братья мусульмане», «Нурджулар» и др.) на традиционно «православной территории» (Свердловская, Нижегородская, Тюменская, Саратовская области; Пермский и Приморский края и др.); аналогичную деятельность ведут и представители католицизма и протестантизма, а также многочисленных нео- и псевдо- религиозных объединений).

2. Противоречия процесса внутреннего развития и распространения ислама в России:

- значительный рост численности мусульман в России в силу особенностей демографической ситуации в регионах традиционного распространения ислама, а также роста миграционных потоков из ряда преимущественно мусульманских по вероисповеданию стран бывшего СССР;

- рост популярности фундаменталистских исламских идей в условиях длительной социально-экономической депрессивности и политической нестабильности в регионах традиционного ислама на Северном Кавказе (более 25% участников социологического опроса в ЮФО заявили, что в местах их проживания имеются приверженцы радикальных направлений ислама);

- продолжающийся раскол и разобщение мусульманских объединений и организаций по территориальному и этническому признаку (в настоящее время в России существует 55 самостоятельных Духовных управлений мусульман, в сравнении с 3 в СССР).

В последние годы в развитии ислама в Российской Федерации, как и во всем мире, происходят сложные и противоречивые процессы, превращающие его в серьезный политический фактор общественного развития. Вместе с тем это сопровождается широким распространением религиозного экстремизма – нетерпимости и агрессивности в методах и способах достижения целей. Типичная для России ханифитская направленность ислама (ханифизм – богословско-правовая школа суннизма) в значительной степени отличается от направлений, исповедуемых в большинстве других исламских государств. Это обстоятельство активно используется исламскими фундаменталистами в пропаганде радикальных идей так называемого «чистого», «истинного» ислама.

К сожалению, в противостоянии с исламскими радикалами усилия представителей традиционного в нашей стране умеренного ислама не всегда эффективна в силу целого ряда причин:

- недостаток образованных и независимых, патриотически настроенных религиозных исламских деятелей, ученых-богословов, способных вести просветительскую работу среди широких слоев населения на основе глубоких научных знаний (значительная часть богословов-традиционалистов – лица преклонного возраста и самоучки, не готовые к открытой полемике с приверженцами идей исламского фундаментализма и экстремизма, тогда как их оппоненты, напротив, достаточно грамотны в вопросах ислама, имеют высшее теологическое образование, ведут активную пропагандистскую деятельность, как правило обладают ораторскими способностями, хорошо знают арабский язык, могут наизусть цитировать выдержки из Корана и трактовать его каноны в свою пользу);

- разобщенность исламских объединений по национальному и территориальному признаку (примечательно, что большинство мусульман осознает негативные последствия такой ситуации - так более 40% опрошенных из их числа в ходе социологического опроса высказались за необходимость объединения всех муфтиятов в России; против высказались лишь 20%);

- в религиозной жизни мусульман участвуют многочисленные иностранные исламские организации и отдельные миссионеры, оказывающие существенное влияние на формирование религиозного сознания, получающие значительную финансовую помощь из зарубежных исламских центров (за последние 10 лет в Российской Федерации количество исламских организаций и объединений, деятельность которых инициируется из-за рубежа, возросло с 20 до 69);

- отечественная система подготовки мусульман-священнослужителей слаба и не имеет развитой научной базы для подготовки квалифицированных проповедников в регионах, в силу чего растет количество молодых религиозных деятелей, получающих образование за рубежом (в настоящее время в России в мечетях и молельных домах ведут проповеди около 2 тысяч имамов, получивших религиозное образование за рубежом, в большинстве своем граждане Российской Федерации); более 70% из них исповедуют радикальные направления ислама, только в Северо-Кавказском регионе в настоящее время действуют более 4 тысяч мусульманских проповедников, которые ведут пропагандистскую работу вне рамок официальных мечетей, объединяясь в джихадистские джамааты; из 250 действующих мусульманских учебных заведений официально зарегистрированы и имеют лицензию только 75; около 1,5 тысяч преподавателей исламских университетов и медресе являются иностранцами, что составляет 2/3 всего преподавательского состава; около 3 тысяч российских граждан обучаются в настоящее время в зарубежных исламских учебных заведениях, из них только 200 по официальным направлениям муфтиятов);

- низкие финансовые возможности исламских Духовных управлений (муфтиятов) и рост масштабов материальной помощи, идеологического влияния на них со стороны зарубежных исламских фундаменталистских центров (значительная часть муфтиятов фактически находится на их содержании, в результате чего в более чем 20% мусульманских общинах (мечетях) России открыто проповедуются экстремистские идеи).

3. Агрессивная активность нетрадиционных для России конфессий.

Немало проблем во взаимоотношениях представителей различных религиозных учений в России связано с деятельностью деструктивных религиозных объединений. В нашей стране, по данным специалистов, сегодня насчитывается от 3 до 5 миллионов последователей религиозных движений и объединений, из которых около 500 – 900 тысяч являются представителями объединений, опасных для общества (доктрины и деятельность которых идет вразрез со светскими законами и принципами общечеловеческой морали).

Деятельность таких организаций опасна неразборчивостью средств для достижения своих корпоративных целей, цинизмом и открытым надругательством над традиционными вероисповеданиями, тесной связью с криминальными структурами, враждебностью по отношению к светским государственным институтам. Большинству религиозных культов и сект такие понятия, как патриотизм, гражданственность, общечеловеческие ценности, моральные нормы и нравственные принципы чужды. Более того, они активно их разрушают в сознании своих адептов. Замкнутость и отчужденность от социальной действительности, тоталитарное подавление воли и сознания последователей, лживость, коварство, экстремизм и агрессивность в борьбе за влияние в обществе – типичные черты деятельности этих религиозных объединений.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь