Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Жизнь и творческий путь Макса Вебера



Введение

 

 Актуальность исследования. Тема «Политическая социология Макса Вебера» является актуальной по многим причинам. Во-первых, Макс Вебер заложил основы для многих современных наук, в том числе политологии и социологии. Поэтому изучение его трудов и идей необходимо для понимания многих гуманитарных наук.

Во-вторых, творчество Вебера, как и всех великих мыслителей, настолько богато, что каждое новое поколение прочитывает его, изучает и истолковывает по-разному. Поэтому, изучая его труды, мы получаем всё больше новых знаний и прописных истин, которых он пытался донести до нас. Неспроста труды Вебера оказали существеннейшее влияние на многие области научного знания XX века. Интерес к его работам всегда был высоким, а в последнее время еще более усилился. Так как сравнительно молодые науки (политология и социология) вошли в наиболее активную фазу своего развития. Возможно поэтому в России идеи Вебера имеют столь широкое распространение.

В-третьих, изучение данной темы позволяет нам осознать, насколько велик вклад этого гениального учёного в науку и, в частности, в развитие политической социологии.

В-четвёртых, большой интерес представляет сам Макс Вебер – личность многогранная и гениальная. Его справедливо относят к числу учёных-энциклопедистов, столь редко встречающихся в наши дни. Ряд биографов полагают, что он по объёму знаний (юриспруденции, экономики, политики, религии, социологии, социальной философии и т.д.) его можно поставить в один ряд с мыслителями эпохи Возрождения. По словам американского исследователя творчества Вебера Бендикса, немецкий мыслитель принадлежал к тому поколению учёных, которые сформировали образ мира XX века.

Объектом исследования в данной работе является личность Макса Вебера, его творчество и новаторские идеи.

Предмет исследования: основные идей Макса Вебера в области политической социологии.

Цель работы: изучение творчества Макса Вебера и его биографии для понимания того, какую роль сыграли его идеи в развитие политической социологии.

Достижение этой цели предшествует решение следующих задач:

Ø изучение биографии Эмиля Максимилиана Вебера;

Ø рассмотрение трудов и идей Макса Вебера;

Ø краткое описание его основных произведений;

Ø анализ значения его идей для развития политической социологии;

Ø выявление роли личности Макса Вебера в науке.

Степень научной разработанности проблемы. По теме данной работы существует большое количество литературы, в которой можно найти интересные факты, касающиеся вышеуказанной тематики. Исследованию творчества Макса Вебера посвятили свои работы такие авторы как Марианна Вебер «Жизнь и творчество Макса Вебера». В этой книге наследие немецкого ученого рассматривается с точки зрения его вклада в развитие политической и правовой культуры, анализируются суждения Вебера по общественным проблемам. В труде А.И. Кравченко «Социология Макса Вебера» дается анализ основных понятий, используемых Вебером, оценка его трудов. П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов в своей книге «История и рациональность. Социология Макса Вебера» оценивают вклад ученого в развитие современной науки.

Основными биографами Макса Вебера являются его жена – Марианна Вебер и Р. Бендикс. Они подробно и с большой достоверностью описывают личность и жизненный путь Макса Вебера. Существует также немало статей о Вебере, в которых анализируются его произведения. Такие статьи были опубликованы А.В. Катасоновым, Л.В. Кораблевым, Н.Н. Железняк и М.А. Моргайлик и другими.

 

 

Макс Вебер: биография

 

Макс Вебер родился в городе Эрфурт, в Тюрингии 21 апреля 1864. Отец его юрист, выходец из семьи промышленников и купцов, занимавшихся текстильным делом, из Вестфалии.

В 1882 г. Макс Вебер поступил в Гейдельбергский университет. Принятый на факультет права, Вебер изучает также историю, экономику, философию и теологию. В 1883 г. после трех семестров учебы в университете в течение года находился на военной службе в Страсбурге, сначала в качестве простого солдата, а затем офицера имперской армии, чем всегда будет очень
гордится. В 1886 г. Вебер сдал первые университетские экзамены по юриспруденции.[1]

1887-1888 г. Принимает участие в военных маневрах в Эльзасе и Восточной Пруссии. Вступает в союз социологической политики, куда входит группа представителей университетской интеллигенции самых разных убеждений, интересующихся социальными проблемами. Союз был основан в 1872 году Г. Шмоллером, главенствующую роль в нём играли «катедер – социалисты»[2].

1889 г. защита в Берлине диссертации на тему «К истории торговых обществ в средние века». Изучает итальянский и испанский языки. Вступает в
адвокатский корпус Берлина.

1891 г. пишет диссертацию «Римская аграрная история и её значение для государственного и частного права». Собеседование во время её защиты с
профессором Моммзеном послужило поводом для приглашения Вебера на
должность профессора кафедры факультета права Берлинского университета.

1893 г. женитьба на Марианне Шнитгер.

1896 г. Вебер принимает у ушедшего в отставку Книса кафедру в
университете Гейдельберга. Работа «Социальные причины падения античной
цивилизации».

1897 г. тяжелое нервное расстройство заставляет Вебера прервать на
четыре года всякую работы. Он путешествует по Италии, едет на Корсику и
в Швейцарию, чтобы обрести душевный покой.

1899 г. по собственной воле выходит из Пангерманской лиги.

1902 г. возобновляет преподавательскую деятельность в Гейдельбергском университете, но не в состоянии полностью восстановить былую активность своей университетской жизни.

1903 г. Вебер вместе с Зомбартом создает журнал «Архив социальной
науки и социальной политики».

1904 г. поездка в Соединенные Штаты Америки для участия в конгрессе социальных наук в городе Сент-Луис, где выступает с лекцией о
капитализме и сельском обществе в Германии. Новый свет производит на
него глубокое впечатление. Публикация первой части «Протестанская этика
и дух капитализма» и очерка ««Объективность» социально-научного и
социально-политического познания».

1905 г. русская революция привлекает внимание Вебера, и, чтобы читать в оригинале, он изучает русский язык. Публикация второй части
«Протестанская этика и дух капитализма».

1906 г. публикация статей «К положению буржуазной демократии в России», «Переход России к мнимому конституционализму», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «Протестанские секты и дух
капитализма».

1908 г. интерес к «Индустриальной психологии» приводит к публикации двух исследований на эту тему. Гейдельбергский салон Вебера посещает большинство немецких ученых того времени: Виндельбанд, Еллинек, Трёльч, Науман, Замбарт, Михельс, Тённис. Он помогает советом молодым
университетским ученым, Дьёрдь Лукач, Карл Лёвенштейн. Организует
немецкую ассоциацию социологов и издает серию работ по социальным
наукам.

1909 г. публикация статьи «Производственные отношения в сельском
хозяйстве античного мира». Начало работы над «Хозяйством и обществом».

1910 г. Вебер участвует в конгрессе немецкой ассоциации социологов, где занимает четкую позицию против расистской идеологии.

1912 г. покидает руководящий комитет немецкой ассоциации социологов из-за расхождения во взглядах по вопросу о «свободе от оценки»[3].

1913 г. публикует «О некоторых категориях понимающей социологии».

1914 г. с началом войны Вебер поступает на службу и до конца 1915 года руководит группой госпиталей гейдельберского университета.

1915 г. публикация «Хозяйственной этики мировых религий» («Введение», «Конфуцианство и даосизм»).

1818 г. апрель. Поездка в Вену для чтения лекций на летних курсах
университета, в которых он раскрывает свое понимание социологии политики
и религии в виде «Позитивной критики материалистической концепции
истории».

Зимой читает два доклада в Мюнхенском университете: «Наука как призвание и профессия». После капитуляции становится экспертом германской
делегации в Версале. Публикует очерк «Смысл «свободы от оценки» в
социальной и экономической науки».

1919 – 1920 гг. читает курс лекций под названием «История хозяйства»,
который будет опубликован в 1924 году. Без особого энтузиазма признает
Ресбуплику. Становится свидетелем революционной диктатуры Курта Эйнснера
в Мюнхене. Входит в состав комиссии по подготовке проекта Веймарской
конституции. Продолжает работу над книгой «Хозяйство и общество», первые
части которой отпечатаны к осени 1919 г. Книга остается незавершенной.

1920 г. 14 июля Макс Вебер скончался в Мюнхене.






























Макс Вебер о России

 

Вскоре после поездки в США его внимание было поглощено рево­люционными событиями 1905-1906 гг. в России. Чтобы пользо­ваться источниками из первых рук, Вебер изучает русский язык. Напи­санные им обширные статьи «К положению буржуазной демократии в России» и «Переход России к псевдоконституционализму» служат под­тверждением его блестящих аналитических дарований. Анализируя итоги революции, он сделал вывод о том, что к власти в России пришла не рабочие и крестьяне, а служащие, что там установилась не диктатура пролетариата, а диктатура бюрократии, которая, будучи никак не сдерживаема частной собственностью, может достигнуть неслыханных размеров, превратив всех граждан общества в некое подобие феллахов древнеегипетского государства.

Макс Вебер был уверен, что Россия так или иначе пойдет по ли­беральному пути. С реально-политической точки зрения это не сулит Германии никаких выгод. Более того, даже чревато опасностью. «Ко­нечно, - рассуждает Вебер, - жалкий царский режим, чьи устои сотря­саются от каждой войны, кажется более «удобным» соседом. Ведь дей­ствительно конституционная Россия должна стать соседом более силь­ным и беспокойным»[15]. Но ценностные мотивы у Вебера в конечном счете берут верх над политическими расчетами.

Особенно убедительно свидетельствует об этом его страстное выступление в 1909 г. на семинаре в Гейдельберге. Реформированная Россия, говорил он, могла бы быть более мощной, чем современная. Демократическое правительство, опирающееся на все социальные группы, представляло бы собой гораздо более серьезную угрозу им­перской Германии, чем царский режим. Тем не менее, Вебер был против поддержки российского самодержавия по сугубо политическим сооб­ражениям. Он твердо стоял на стороне российского конституционного либерализма. По его словам, ему было бы стыдно бороться за демо­кратические идеалы в Германии и одновременно предавать интересы сотен миллионов российских крестьян.

По политическим взглядам Вебер был ближе всех к кадетам и земцам. При всех слабостях только что сформировавшейся Думы Вебер поло­жительно оценивает этот росток зарождающегося российского парла­ментаризма, защищал его от немецких критиков. Разъясняя свою позицию в открытом письме в «Российские ведомости», Вебер подчеркнул, что демократическое правительство в России «рас­полагало бы значительно большей политической и моральной силой, чем теперешний правительственный механизм, который держится только с помощью повседневных экзекуций».

Вебер проводил параллель между Россией и США. Его надежды на дальнейшее развитие либеральных порядков связаны с этими огром­ными государствами. От них он ожидает притока свежей крови в вены западной цивилизации.

В заключение этой главы отметим, что в последние десятилетия творчество Вебера привлекает внимание многих российских ученых: философов, политологов, социологов, историков правоведов. В Санкт-Петербурге возникло Общество имени Макса Вебера. В 1997 г. на его заседании обсуждалась тема «Макс Вебер-проблема ценностей (практический и теоретический аспекты)»[16]. Сущест­венным результатом деятельности санкт-петербургского общества явился коллективный труд «Макс Вебер, прочитанный сегодня».

 

Заключение

 

Личность Макса Вебера сложна и противоречива, а его взгляды многогранны. Он интересовался не только наукой. На протяжении всей своей жизни Вебер проявлял живой интерес к социальным и политическим делам Германии. Его политические взгляды отличались националистической тенденцией, но все же были критическими, либеральными и антиавторитарными, особенно в его защите академической свободы против тех, кто стремился поставить университеты на службу интересам государства.

Что же касается его трудов, то с уверенностью можно сказать, что научная работа Вебера огромна по охвату и спорна по содержанию и интерпретации его гениальных новаторских идей. Макс Вебер – гений XIX и XX веков, его идеи говорят о том, что он смотрел далеко вперёд в будущее и смог предвосхитить многие тенденции развития в политической, социальной и экономической жизни общества. Во многом это связано с тем, что он принадлежал к числу тех универсально образованных умов своего времени, которых становится всё меньше по мере роста специализации в области общественных наук. Он одинаково хорошо ориентировался в области политэкономии, права, социологии и философии, выступал как историк хозяйства, политических институтов и политических теорий, религии и науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познавания социальных наук.

В заключение следует отметить, что Макс Вебер сыграл огромную роль в гуманитарной науке в целом, и в развитии политической и правовой культуры в частности. Его идеи и концепции позволили понять, структурировать и проанализировать сложные, неоднозначные процессы, протекающие в обществе и государстве. Значение его идей огромно.

 

Список литературы

 

 

1. Вебер М. Жизнь и творчество Макса Вебера/ Вебер М. — М.: РОССПЭН, 2007.

2. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания / Вебер М. - М.: Прогресс, 1990.

3. Вебер М. Наука как призвание и профессия / Вебер М. - М.: Прогресс, 1990.

4. Вебер М. Политика как призвание и профессия / Вебер М. - М.: Прогресс, 2003.

5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. - М.: Прогресс, 1990.

6. Вебер М. Политические работы, 1895—1919 = Gesammelte Politische Schriften, 1895—1919 / Пер. с нем. Б. М. Скуратова; послесл. Т. А. Дмитриевой. — М.: Праксис, 2003.

7. Вебер М. Избранное. Образ общества / Вебер М. — М.: Юрист, 1994.

8. Вебер М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре / Вебер М. — М.: ИНИОН, 1991.

9.  Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке / Вебер М. - М.: Прогресс, 1990.

10.  Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера. / Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. - М.: Юнити, 1991.

11. Давыдов Ю. Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы веберовского социологического наследия. — М.: Мартис, 1998.

12.  Железняк Н.Н., Моргайлик М.А. Организационная структура партии в политической социологии К. Маркса и М. Вебера/ Железняк Н.Н., Моргайлик М.А. //Вестник МГУ, серия 18. - Социология и политология. - 2001. - №3.

13.  Катасонов А.В. Методологические аспекты проблемы легитимности политического господства в социологической модели Макса Вебера/ Катасонов А.В. // Вестник МГУ. - Социология и политология. - 1998. - №1.

14.  Корнеев М. Я. , Орнатская Л. А., Шпакова Р .П. Ученые исследуют наследие М. Вебера/ Корнеев М. Я. , Орнатская Л. А., Шпакова Р .П.// Социс. – 1998. - №9.

15.  Кравченко Е. И. Макс Вебер. — М.: Весь Мир, 2002.

16.  Кравченко А.И. Социология Макса Вебера. / Кравченко А.И. - М.: Юрист, 1997.

17.  Трепьч Э. Макс Вебер Слово прощания. Культурология XX век. / Трепьч Э. М: Наука, 1995.

18.  Шпакова Р. П. Макс Вебер: венское интермеццо. / Шпакова Р. П.// Макс Вебер, прочитанный сегодня: Сб. статей. Спб: Юрист, 1997.

19.   Чесноков С.В.«Социология господства» Макса Вебера сквозь призму теории верховной власти Л.А. Тихомирова. /Чесноков С.В.//Полис. - 2000. -№2.  

20.  Bendix R. Max Weber. An Intellectual Portrait. / Bendix R. Berk: Nomos, 1977.

21.  Dahrendorf R. Max Weber and Modern Social Science. / L.: Longman, 1987.

22. Mommsen W.J. Мах Weber and the Regeneration of Russia/Mommsen W.J.// The Journal of Modern History March. – 1997. - №3.

 


[1] Bendix R. Max Weber. An Intellectual Portrait. / Bendix R. Berk: Nomos, 1977. – Р.11.

[2] Кравченко Е. И. Макс Вебер. — М.: Весь Мир, 2002. – С. 35.

[3] Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке / Вебер М. - М.: Прогресс, 1990. – С. 34.

[4] Вебер М. Политические работы, 1895—1919 = Gesammelte Politische Schriften, 1895—1919 / Пер. с нем. Б. М. Скуратова; послесл. Т. А. Дмитриевой. — М.: Праксис, 2003.- С. 10.

[5] Вебер М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре / Вебер М. — М.: ИНИОН, 1991. – 12.

 

[6] Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. - М.: Прогресс, 1990. – С. 46.

[7] Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания /Вебер М. - М.: Прогресс, 1990.- С. 100.

[8]Катасонов А.В. Методологические аспекты проблемы легитимности политического господства в социологической модели Макса Вебера/ Катасонов А.В. // Вестник МГУ. - Социология и политология. - 1998. - №1. – С. 20.

[9] Чесноков С.В.«Социология господства» Макса Вебера сквозь призму теории верховной власти Л.А. Тихомирова. /Чесноков С.В.//Полис. - 2000. -№2. – С. 45. 

[10] Железняк Н.Н.,Моргайлик М.А. Организационная структура партии в политической социологии К.Маркса и М. Вебера/Железняк Н.Н., Моргайлик М.А.//Вестник МГУ. - Социология и политология. - 2001. - №3. – С. 19.

[11] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера. / Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. - М.: Юнити, 1991. – С. 124.

[12] Вебер М. Наука как призвание и профессия / Вебер М. - М.: Прогресс, 1990. – С. 9.

[13] Вебер М. Политика как призвание и профессия / Вебер М. - М.: Прогресс, 2003. – С. 5.

[14] Кравченко А.И. Социология Макса Вебера. / Кравченко А.И. - М.: Юрист, 1997. – С. 34.

[15] Mommsen W.J. Мах Weber and the Regeneration of Russia/Mommsen W.J.// The Journal of Modern History March. – 1997. - №3. – Р. 2.

 

[16] Корнеев М. Я. , Орнатская Л. А., Шпакова Р .П. Ученые исследуют наследие М. Вебера/ Корнеев М. Я. , Орнатская Л. А., Шпакова Р .П.// Социс. – 1998. - №9. – С. 23.

[17] Вебер М. Политика как призвание и профессия / Вебер М. - М.: Прогресс, 2003. – С. 29.

[18] Давыдов Ю. Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы веберовского социологического наследия. — М.: Мартис, 1998. - С. 50.

 

[19] Вебер М. Жизнь и творчество Макса Вебера/ Вебер М. — М.: РОССПЭН, 2007. – С. 85.

 


Введение

 

 Актуальность исследования. Тема «Политическая социология Макса Вебера» является актуальной по многим причинам. Во-первых, Макс Вебер заложил основы для многих современных наук, в том числе политологии и социологии. Поэтому изучение его трудов и идей необходимо для понимания многих гуманитарных наук.

Во-вторых, творчество Вебера, как и всех великих мыслителей, настолько богато, что каждое новое поколение прочитывает его, изучает и истолковывает по-разному. Поэтому, изучая его труды, мы получаем всё больше новых знаний и прописных истин, которых он пытался донести до нас. Неспроста труды Вебера оказали существеннейшее влияние на многие области научного знания XX века. Интерес к его работам всегда был высоким, а в последнее время еще более усилился. Так как сравнительно молодые науки (политология и социология) вошли в наиболее активную фазу своего развития. Возможно поэтому в России идеи Вебера имеют столь широкое распространение.

В-третьих, изучение данной темы позволяет нам осознать, насколько велик вклад этого гениального учёного в науку и, в частности, в развитие политической социологии.

В-четвёртых, большой интерес представляет сам Макс Вебер – личность многогранная и гениальная. Его справедливо относят к числу учёных-энциклопедистов, столь редко встречающихся в наши дни. Ряд биографов полагают, что он по объёму знаний (юриспруденции, экономики, политики, религии, социологии, социальной философии и т.д.) его можно поставить в один ряд с мыслителями эпохи Возрождения. По словам американского исследователя творчества Вебера Бендикса, немецкий мыслитель принадлежал к тому поколению учёных, которые сформировали образ мира XX века.

Объектом исследования в данной работе является личность Макса Вебера, его творчество и новаторские идеи.

Предмет исследования: основные идей Макса Вебера в области политической социологии.

Цель работы: изучение творчества Макса Вебера и его биографии для понимания того, какую роль сыграли его идеи в развитие политической социологии.

Достижение этой цели предшествует решение следующих задач:

Ø изучение биографии Эмиля Максимилиана Вебера;

Ø рассмотрение трудов и идей Макса Вебера;

Ø краткое описание его основных произведений;

Ø анализ значения его идей для развития политической социологии;

Ø выявление роли личности Макса Вебера в науке.

Степень научной разработанности проблемы. По теме данной работы существует большое количество литературы, в которой можно найти интересные факты, касающиеся вышеуказанной тематики. Исследованию творчества Макса Вебера посвятили свои работы такие авторы как Марианна Вебер «Жизнь и творчество Макса Вебера». В этой книге наследие немецкого ученого рассматривается с точки зрения его вклада в развитие политической и правовой культуры, анализируются суждения Вебера по общественным проблемам. В труде А.И. Кравченко «Социология Макса Вебера» дается анализ основных понятий, используемых Вебером, оценка его трудов. П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов в своей книге «История и рациональность. Социология Макса Вебера» оценивают вклад ученого в развитие современной науки.

Основными биографами Макса Вебера являются его жена – Марианна Вебер и Р. Бендикс. Они подробно и с большой достоверностью описывают личность и жизненный путь Макса Вебера. Существует также немало статей о Вебере, в которых анализируются его произведения. Такие статьи были опубликованы А.В. Катасоновым, Л.В. Кораблевым, Н.Н. Железняк и М.А. Моргайлик и другими.

 

 

Глава 1. Жизнь и творческий путь Макса Вебера

Эмиль Максимилиан Вебер — немецкий социолог, историк и экономист. Он является одиним из тех, кто всей своей жизнью разрушает расхожее представление о необходимости строго и безусловного разграничения собственно научных взглядов учёного и черт его характера, а также выпавшей на его долю судьбы. История показывает, что научные взгляды настоящего мыслителя неразрывно связаны с его жизненной позицией и мировоззрением. Отношение к предмету исследования, подходы и методы научных разработок, наконец, умозаключения в немалой степени зависят от эмоционального склада, нрава и опыта пережитого. Как пишет профессор Санкт-Петербургского университета Р.П. Шпакова: «Несметно число интерпретаций научных и политических идей Вебера. Но при этом практически отсутствует сама личность автора идей, как будто бы они исходят из абстрактного методического разума, а не от конкретного живого человека, находящегося в определённых жизненных обстоятельствах» [21, с. 24-25].

Вебер-учёный немыслим без Вебера-человека с очень непростой судьбой и глубокой душевной драмой. Бесспорно, именно это имел в виду немецкий социолог и политик Ральф Дарендорф, когда писал об «искушении Максом Вебером» [24, с. 579]. Для того чтобы понять научные воззрения Вебера, нельзя ограничиться его научной концепцией и методологическими принципами. «Завоевания и стремления, битвы и разочарования его жизни сплетают воедино пряди его трудов» [24, с. 580]. Смысловой стержень творчества Макса Вебера – он сам. Так каким же он был в действительности?

 

Макс Вебер: биография

 

Макс Вебер родился в городе Эрфурт, в Тюрингии 21 апреля 1864. Отец его юрист, выходец из семьи промышленников и купцов, занимавшихся текстильным делом, из Вестфалии.

В 1882 г. Макс Вебер поступил в Гейдельбергский университет. Принятый на факультет права, Вебер изучает также историю, экономику, философию и теологию. В 1883 г. после трех семестров учебы в университете в течение года находился на военной службе в Страсбурге, сначала в качестве простого солдата, а затем офицера имперской армии, чем всегда будет очень
гордится. В 1886 г. Вебер сдал первые университетские экзамены по юриспруденции.[1]

1887-1888 г. Принимает участие в военных маневрах в Эльзасе и Восточной Пруссии. Вступает в союз социологической политики, куда входит группа представителей университетской интеллигенции самых разных убеждений, интересующихся социальными проблемами. Союз был основан в 1872 году Г. Шмоллером, главенствующую роль в нём играли «катедер – социалисты»[2].

1889 г. защита в Берлине диссертации на тему «К истории торговых обществ в средние века». Изучает итальянский и испанский языки. Вступает в
адвокатский корпус Берлина.

1891 г. пишет диссертацию «Римская аграрная история и её значение для государственного и частного права». Собеседование во время её защиты с
профессором Моммзеном послужило поводом для приглашения Вебера на
должность профессора кафедры факультета права Берлинского университета.

1893 г. женитьба на Марианне Шнитгер.

1896 г. Вебер принимает у ушедшего в отставку Книса кафедру в
университете Гейдельберга. Работа «Социальные причины падения античной
цивилизации».

1897 г. тяжелое нервное расстройство заставляет Вебера прервать на
четыре года всякую работы. Он путешествует по Италии, едет на Корсику и
в Швейцарию, чтобы обрести душевный покой.

1899 г. по собственной воле выходит из Пангерманской лиги.

1902 г. возобновляет преподавательскую деятельность в Гейдельбергском университете, но не в состоянии полностью восстановить былую активность своей университетской жизни.

1903 г. Вебер вместе с Зомбартом создает журнал «Архив социальной
науки и социальной политики».

1904 г. поездка в Соединенные Штаты Америки для участия в конгрессе социальных наук в городе Сент-Луис, где выступает с лекцией о
капитализме и сельском обществе в Германии. Новый свет производит на
него глубокое впечатление. Публикация первой части «Протестанская этика
и дух капитализма» и очерка ««Объективность» социально-научного и
социально-политического познания».

1905 г. русская революция привлекает внимание Вебера, и, чтобы читать в оригинале, он изучает русский язык. Публикация второй части
«Протестанская этика и дух капитализма».

1906 г. публикация статей «К положению буржуазной демократии в России», «Переход России к мнимому конституционализму», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «Протестанские секты и дух
капитализма».

1908 г. интерес к «Индустриальной психологии» приводит к публикации двух исследований на эту тему. Гейдельбергский салон Вебера посещает большинство немецких ученых того времени: Виндельбанд, Еллинек, Трёльч, Науман, Замбарт, Михельс, Тённис. Он помогает советом молодым
университетским ученым, Дьёрдь Лукач, Карл Лёвенштейн. Организует
немецкую ассоциацию социологов и издает серию работ по социальным
наукам.

1909 г. публикация статьи «Производственные отношения в сельском
хозяйстве античного мира». Начало работы над «Хозяйством и обществом».

1910 г. Вебер участвует в конгрессе немецкой ассоциации социологов, где занимает четкую позицию против расистской идеологии.

1912 г. покидает руководящий комитет немецкой ассоциации социологов из-за расхождения во взглядах по вопросу о «свободе от оценки»[3].

1913 г. публикует «О некоторых категориях понимающей социологии».

1914 г. с началом войны Вебер поступает на службу и до конца 1915 года руководит группой госпиталей гейдельберского университета.

1915 г. публикация «Хозяйственной этики мировых религий» («Введение», «Конфуцианство и даосизм»).

1818 г. апрель. Поездка в Вену для чтения лекций на летних курсах
университета, в которых он раскрывает свое понимание социологии политики
и религии в виде «Позитивной критики материалистической концепции
истории».

Зимой читает два доклада в Мюнхенском университете: «Наука как призвание и профессия». После капитуляции становится экспертом германской
делегации в Версале. Публикует очерк «Смысл «свободы от оценки» в
социальной и экономической науки».

1919 – 1920 гг. читает курс лекций под названием «История хозяйства»,
который будет опубликован в 1924 году. Без особого энтузиазма признает
Ресбуплику. Становится свидетелем революционной диктатуры Курта Эйнснера
в Мюнхене. Входит в состав комиссии по подготовке проекта Веймарской
конституции. Продолжает работу над книгой «Хозяйство и общество», первые
части которой отпечатаны к осени 1919 г. Книга остается незавершенной.

1920 г. 14 июля Макс Вебер скончался в Мюнхене.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь