А теперь соберём мозаику.
1. Оба лагеря в обеих войнах хорошо знакомы друг с другом: воины знают имена тех, с кем они сражаются. Более того, многие имеют родственников в противоположном лагере.
2. В греческой войне принимают участие все женихи Елены, в индийской - все мужья Драупади. Однако, поскольку брак с Драупади не мешал никому из Пандавов иметь других жён и детей от них, брак с Драупади был явно символичен.
3.Обе войны начались из-за прекраснейших из женщин. Драупади, как и Елена, слыла своей неземной красотой, и к ней тоже сваталось множество женихов.
4. Отец Драупади, Друпада, кроме дочери, имел 2х сыновей-воинов: Дхриштадьюмну и Шикханди.
Отец Елены, Тиндарей, кроме дочери имел двух сыновей-воинов: Кастора и Полидевка 1.
5. Драупади стала женой пятерых Пандавов.
Елене мойры определили иметь пять мужей 2, потому что Тиндарей однажды забыл совершить жертву Афродите, и та обрекла его дочь на многомужие 3 .
6. Царь Кауравов Дхритараштра- стар, у него 100 сыновей. Число 100 - скорее всего символично и означает лишь большое множество.
Царь троянцев - Приам - стар, детей ото всех жён у него было 50 сыновей и 50 дочерей. Существут много вариаций числа и соотношения полов его детей (например: по Вергилию у него было 100 дочерей 4), но всегда показано, что детей было очень много.
7.Старший сын Дхритараштры - Дурьодхана, подстрекает отца к конфликту с Пандавами, он завидует им из-за Драупади.
Единственный сын Приама от его первой жены, Эсак, уговаривал отца избавиться от первого родившегося Пандава - Карны-Париса ( о нём в след. пункте). Об Эсаке далее ничего неизвестно, но его функции злодея переходят к другому сыну Приама - Деифобу. От зависти к отваге и ловкости Париса Деифоб сначала хотел убить его, и он также завидовал, что Парис имеет прекрасную жену. Как только Парис погиб, Деифоб взял Елену себе в жёны.
8. Двое из пяти Пандавов, Накулу и Сахадева, были рождены от Мадри, которая бросилась в погребальный костёр своего мужа. Оба они пережили Троянскую войну..
Двое из выдающихся воинов - женихов Елены, Сфенел и Диомед, были из одного города и пережили Троянскую войну. Известно, что мать Сфенела, Евадна, после смерти своего мужа Капанея бросилась в его погребальный костер5 .
9. Погибший в битве Джаядратха - муж единственной дочери Дхитараштры-Приама, это - сын Антенора Геликаон. У Приама было несколько дочерей, но среди защитников Трои только двое были женаты на дочерях Приама. Вторым был Эней, который остался жив, в отличие от Джаядратхи-Геликаона.
10. В стане Кауравов сражался Дрона, который ранее был другом Друпады, но потом стал его врагом, когда завладел частью царства Друпады.
В стане троянцев сражался Гиппокоонт (Дрона) (Гомер, Илиада, X 515). Гиппокооонт был братом Тиндарея (Друпады), и вначале они были друзьями. Потом Гиппокоонт изгнал Тиндарея из Лакедемона, и стал править сам.
11. Другом и советником Дхритараштры был Санджая, который пережил войну.
Другом и советником Приама был Антенор, который пережил войну.
12. Брат матери Сахадевы Шалья воюет на стороне Кауравов и погибает в конце.
Главк (Шалья) был родственником Диомеда (Сахадевы). Он сражался на стороне троянцев. В песне 6-ой "Илиады" описывается встреча Диомеда (Сахадевы) и Главка (Шальи). Диомед узнал в нём старинного друга, они взаимно обменялись оружием и разошлись. В конце войны Главк был убит.
13. Старший из Пандавов и самый умный, Юдхиштхира, это - Одиссей, который тоже был женихом Елены. Именно Юдхиштхире досталось царство в Индии после битвы на Курукшетре. Он правил там 36 лет, пока не исчез в горах.
После Троянской войны Одиссей не мог добраться домой 10 лет, а потом, вернувшись и убив женихов своей жены Пенелопы (по некоторым версиям: и её саму), отправился в странствия опять.
В долгом скитании после войны также находились Мемнон и Елена.
1 Настоящим отцом троих считался Зевс (Гесиод. Перечень женщин, фр.24 М.-У.; Псевдо- Аполлодор. Мифологическая библиотека I 8, 2; Гигин. Мифы 155). Также Тиндарей имел свою родную дочь Клитемнестру.
2 Ликофрон. Александра 146.
3 Стесихор. Елена, фр.223 Пейдж.
4 Вергилий. Энеида II 501.
5 Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 7, 1; Стаций. Фиваида XII 800-802; Нонн. Деяния Диониса XXVIII 183.
Карна-Парис
14. Карна был старшим из Пандавов. Его мать, Кунти, поняв, что муж Панда бездетен, с помощью старинной мантры вызвала бога солнца Сурью. От него она родила Карну. Испугавшись, что муж не поймёт её и осудит, она подбросила ребёнка, и его воспитал возница. Когда Карна подрос, он был среди других претендентов на руку Драупади, но красавица, думая, что он низкого происхождения, не избрала его. Как сын бога он выделялся недюженными силой и храбростью, и был принят во дворец Кауравов. Так, не зная того, Карна оказался во вражеском своим братьям Пандавам лагере. Он подружился с Дурьодханом и вместе с ним замышлял козни против Пандавов. По утверждению мудреца Вьясы, Карна появился на земле, чтобы сеять раздор.
Таким образом, Карна был одним из женихов Драупади-Елены.
Карна воспитывался у приёмных родителей.
Карна родился,чтобы сеять раздор. Кем же был Карна в Греции?
Как мы видели, Пандавы имели разных отцов и матерей, и, предыдущий опыт изучения генеалогий даёт право предположить, что они вообще могли не являться прямыми родственниками.
Перед рождением Париса, который похитил Елену, было предсказано, что он вызовет смерть всей семьи, и его мать, царица Гекуба, решилась избавиться от младенца, поручив рабу-пастуху отнести его подальше и убить. Однако пастух пожалел ребёнка и воспитал Париса в своей семье. Наблюдая за пастушком Парисом, Зевс заметил, что Парис очень справедлив. И когда к Зевсу пришли три богини с просьбой рассудить их, кто из них красивее, он отослал их к юноше. Гера обещала Парису господство над Азией, если он изберёт её, Афина --военную славу, Афродита -- обладание Еленой -прекраснейшей из женщин. Юноша выбрал Афродиту, тем самым снискав расположение последней и неприязнь двух первых богинь. Расположение и неприязнь позже распространились на всех троянцев.
Парис был узнан дочерью Приама Кассандрой и был возвращён во дворец. Позже, по совету Афродиты, он отправился в поход на Спарту, где и встретил Елену. Следовательно, Парис, также как Карна, был источником раздора; также воспитывался в чужой семье, долго не зная того; и также был женихом самой прекрасной женщины.
Менелай-Арджуна, Агамемнон-Кришна и Плисфен-Баларама
15. Пандавом, с которым Драупади-Елена имела особенно тёплые отношения, конечно, был Арджуна-Менелай. В обоих эпосах он первым начинает подготовку к войне.
16. Кем же был Кришна, который возглавил войско Пандавов, и который особенно любил и всегда помогал Арджуне-Менелаю?
Менелаю помогал его старший брат Агамемнон, ставший предводителем греческой армии. Мог ли он быть Кришной?
Немного о Кришне. Отец Кришны, Васудева, был женат на сестре злостного правителя Камсы. Камса бросил своего отца в темницу и завладел троном. После того как Камсе напророчествовали, что он погибнет от руки восьмого сына своей сестры Деваки, он заключил в тюрьму Деваку и её мужа Васудеву и оставил их в живых при условии, что они будут отдавать ему всех родившихся у них младенцев. После того как Камса убил первых шестерых детей седьмой ребёнок, Баларама, был чудесным образом перенесён из чрева Деваки в чрево другой жены Васудевы Рохини, которая в то время находилась на свободе. Восьмым ребёнком Деваки и Васудевы стал Кришна. Когда Кришна подрос, он убил Камсу.
Несколько изменённая, но всё же узнаваемая, история случилась в семье Агамемнона. Злобный брат его отца Атрея, Фиест, завладел троном, каким-то образом избавившись от деда Агамемнона, царя Пелопа (как умер Пелоп - неизвестно). Атрей, разоблачив Фиеста, выслал его из страны. Тогда, чтобы отомстить, Фиест выкрал сына Атрея -- Плисфена, и воспитал его как родного, вселив ненависть к Атрею. Он хотел использовать юношу так, чтобы он убил отца, но тот сам пал от руки Атрея. Когда Атрей узнал, кем был убитый, то решил отплатить брату. Он убил сыновей Фиеста, а из их мяса велел приготовить жаркое, которое подал на стол, пригласив Фиеста пообедать. И Фиест ел мясо своих детей. Потом Атрей был убит сыном Фиеста. А позже Фиест был убит сыном Атрея Агамемноном.
Хотя последняя история имеет больше поворотов, и злодеями оказываются обе стороны; хотя акцент в ней приходится не на брата матери Кришны-Агамемнона, а на брата его отца (родословная матери- очень неопределённая), суть обеих историй сводится к одному: семейная распря, в которой дети становятся жертвами; выживший сын убивает обидчика своей семьи.
Кришне-Агамемнону принадлежало главное начальство над всем войском Пандавов-греков. Именно он первым идёт на переговоры, стараясь избежать конфликта. Он - в числе выживших после войны. В "Матсья-пуране" говорится, что во время битвы на Курукшетре Кришне было 89 лет. Агамемнон тоже был далеко не юношей (то, что ему могло быть 89 лет, будет показано ниже). Агамемнон не был обычным царём, и об этом говорит тот факт, что в Спарте его почитали как Зевса-Агамемнона 1. Почитание его как бога было почти повсеместным. Храмы Зевсу-Агамемнону существовали также в Аттике и в Ионии, хотя Агамемнон никогда не царствовал в тех местах 2 .
17. Баларама, старший брат Кришны по отцу, который был убит ранее Кришны (Агамемнона), это - Плисфен, старший брат Агамемнона по отцу, от первой жены Атрея.
18. Интересная параллель: в "Махабхарате" говорится, что Арджуна (Менелай) убил Карну (Париса), а Бхимасена (Аякс) убил Духшасану (Гектора), хотя Гомер говорит, что Париса убил Филоктет, а Гектора - Ахилл. Однако, Гомер также рассказывает о двух единоборствах между двумя лагерям, которыми они хотели завершить войну. Эти единоборства были между Менелаем (Арджуной) и Парисом (Карной)3 и между Аяксом (Бхимасеной) и Гектором (Духшасаной) 4 . Проигравшая в единоборстве сторона: Парис и Гектор, в "Махабхарате" были названы убитыми.
1Ликофрон. Александра 1123, 1369 и комм.; Климент. Протрептик 38, 2, из Стафила.
2 Гомер. Цит. соч. IV. 512 и cл. и 581 и cл.; Цец. Схолии к Ликофрону 112- 114 и 1369; Павсаний VII. 5. 5.
3 Гомер.Илиада III http://ancientrome.ru/antlitr/homer/index.htm
4 Гомер. Илиада VII.
Сатьяки-Идоменей и Критаварма-Эней
19. После битвы, кроме Пандавов, спасся Сатьяки - друг Арджуны и Кришны.
Друг Менелая (Арджуны) и Агамемнона (Кришны), Идоменей (Сатьяки), также остался жив.
Елена в беседе с Приамом вспоминала, что Менелай часто угощал Идоменея в доме, когда он приходил из Крита 1. В Илиаде он упоминается как один из царей выше всех других почитаемый Агамемноном 2.
20. Критаварма (Эней) в "Махабхарате" - один из 3 кауравов, оставшихся в живых после битвы. Позже Критаварну убивает Сатьяки (Идоменей). Неизвестно, как окончилась жизнь Энея, но во время Троянской войны он дрался с Идоменеем 3, а в легенде о 7-летнем странствии Энея после войны Идоменей назван старым врагом его семьи4 . Сатьяки-Идоменей пережил войну, потому мог быть убийцей Энея.
1 Гомер.Илиада, III 230-233.
2 Гомер.Илиада, IV 258.
3 Гомер.Иллиада XIII 500.
4 http://legendy.claw.ru/shared/1/information/295.html.
Шива-Юютсу-Гелен
21. Вместе с Пандавами битву пережил Юютсу - бывший Каурав, перешедший на сторону Пандавов.
Один из сыновей Приама - Гелен (Каурав), поконфликтовав с семьёй, ушёл из Трои. Его взял в плен Одиссей, и Гелен рассказал ахейцам, как можно взять Трою 1. К концу войны Гелен подружился с ахейцем Неоптолемом (Пандавом) и женился на его матери.
Один из сыновей Приама - Гелен, поконфликтовав с семьёй, ушёл из Трои. Его взял в плен Одиссей, и Гелен рассказал ахейцам, как можно взять Трою 1. К концу войны Гелен подружился с ахейцем Неоптолемом и женился на его матери.
Юютсу-Гелен также был Шивой-Рудрой, которому досталось МЕ Нергала (Рудры). Как Шива Гелен-Юютсу не принадлежал ни к какому лагерю. Он уже не был воинствующим Шивой, как Нергал, но был Шивой мыслителем, Шивой, у которого появился 3-ий глаз.
1Лесх. Малая Илиада, синопсис; Софокл. Филоктет 605-614; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 10-11; Конон. Мифы 34.
Гхатоткача -Ахилл
22. Самым ловким и отважным греческим воином Троянской войны был Ахилл (Ахиллес) - сын богини Тефиды (Семирамиды) и смертного Пелея. Он был убит стрелой Париса-Карны.
Гхатоткача (Ахилл) по материнской линии был ракшасой, т.е.на половину демоном (это значит, что Тефиды-Семирамиды в Индии тогда не было; как вы помните, после войны она правила в Египте, поэтому в Индии она была не богиней, а демоницей) и потому обладал многими мистическими силами, что сделало его важным воином в битве на Курукшетре. Кришна старался избежать схватки Арджуны (Менелая) с Карной (Парисом), пока в руках Карны находился подаренный Индрой магический дротик. Поэтому Кришна приказал Гхатоткаче (Ахиллу) сразиться с Карной. Не в силах одолеть могучего ракшаса, Карна, как и надеялся Кришна, был вынужден прибегнуть к помощи волшебного дротика. Так Гхатоткача-Ахилл был убит, приняв на себя гнев Карны-Париса.
23. Перед Троянской войной в жертву была принесена дочь Агамемнона - Ифигения. В Индии Агамемнон, будучи положительным Кришной, этого не делал. Перед битвой на Курукшетре якобы был принесён в жертву сын Гхатоткачи-Ахилла Барбарика (Кхатушьямджи). Этот факт также говорит о том, что после войны между победившими произошло разделение. В Индию прибыл лагерь Инанны, а Исида (мать Ахилла- Гхатотка́чи) осталась в Египте. Ахилл погиб, и поэтому в жертву якобы был принесён его сын, поэтому его имя 'Гхатоткачи' переводится как 'горшок безволосый', поэтому его мать - демон, а не богиня. Только те из ахейцев, которые принадлежали к лагерю Инанны, стали великими героями индийского эпоса 'Махабхарата'.
24. В обоих эпосах наблюдаются те же взаимоотношения: Юдхиштхира-Одиссей часто появляется с Сахадевой-Диомедом, Кришна-Агамемнон с Арджуной-Менелаем, Арджуна-Менелай с Бхимасеной-Аяксом (очевидно индийский протопип вобрал в себя образы Аякса Великого, погибшего сразу после войны, и его родного брата Тевкра, жившего и много путешествующего после войны).
Здесь приведены не все соответствия между героями индийского и древнегреческого эпоса.
Несовпадения: 10 лет или 18 дней?
Есть, конечно, и несовпадения между "Махабхаратой" и древнегреческим эпосом, и их немало, но многие из них могут быть объяснены. Например: сказано, что битва в Индии продолжалась 18 дней, а в Греции - 10 лет. Однако в "Илиаде" описывается только последний год войны. И поединок между Менелаем и Парисом, который должен был бы предотвратить войну, оказывается почему-то среди событий десятого года войны. Такой поединок не имел бы никакого смысла после 9 лет сражений. Кроме того, осаждённому городу просто невозможно было бы выжить 10 лет, хотя при этом ничего не говорится о голоде в осаждённом городе. "Иллиада" говорит о 61 убитом ахейце и 208 троянцах. Это тоже - не потери 10-летней войны. Логично предположить, что война велась если не 18 дней, то де-0то около того.
По данному поводу любопытный пример даёт сам Гомер, отмечая, что Геракл, за несколько лет до Троянской войны пришедший в Трою за обещанными Лаомедонтом (Сином) конями, с шестью кораблями и несколькими воинами завоевал Трою: "Геракла,... львиное сердце! Он, приплывши сюда, чтоб взыскать с Лаомедонта коней, Только с шестью кораблями, с дружиною ратною малой, Град Илион разгромил и пустынными стогны оставил!" (Гомер.Илиада V 640 )
Дион Хрисостом в своём труде "Lacus Curtius" задаёт вполне оправданные вопросы: "...как мог город, который был взят и превращён в руины, восстановиться так быстро и чудесно, что в кратчайшее время стал величайшим во всей Азии? И как получилось, что Геракл, прийдя только с шестью кораблями, захватил его, когда город не был в подчинении очень долгое время, а ахейцы, прийдя с 1200 кораблями не могли его захватить, когда город недавно был разрушен? Или почему Геракл, убив отца Приама, своего смертного врага, оставил Приама царём, вместо того, чтобы назначить кого-нибудь из своих править страной?" (Dio Chrysostom. Lacus Curtius 11 p.491)
Логично предположить, что и продолжительность Троянской войны, и численность воюющих были явно преувеличены Гомером.
Мёртвые-живые герои
В обоих эпосах акценты важности героев расставлены в разном порядке. В греческом это - Агамемнон, Менелай, Ахилл, Аякс Великий, Гектор, Парис, Одиссей, Диомед, Аякс Малый, Эней, Главк и др. В индийском, указывая греческие имена героев, это -Агамемнон, Менелай, братья Диоскуры, Парис, Аякс Великий, Одиссей, Диомед, Сфенел, Гиппокоонт и др.
Главное несовпадение в том, что "Махабхарата" говорит о том, что в битве принимал участие отец Драупади-Елены, Друпада-Тиндарей, и его сыновья - Дхриштадьюмна и Шикханди (греческие братья Диоскуры), которые были военоначальниками Пандавов и погибли в последний день войны. В "Илиаде" в описании войны ни Тиндарея, ни Диоскуров нет. И большинство исследователей полагают, что они умерли ко времени начала войны. Но значит ли это, что их действительно не было в живых в то время, или может автор "Иллиады" намеренно не упомянул их?
Согласно трагедии Еврипида "Орест" 1, Тиндарей жил после войны и привлек к суду сына Агамемнона, Ореста, за убийство своей матери, дочери Тиндарея.
Что касается Диоскуров в "Илиаде", то нельзя утверждать, что согласно ей, Диоскуры никогда не воевали в Троянской войне. В песне третьей "Илиады"http://www.rvb.ru/homerus/iliada/toc.htm говорится о том, как Елена и Приам смотрят со стены города на сражение внизу, и Елена рассказывает Приаму о каждом греческом герое. Она удивляется, что её братьев Диоскуров нет среди сражающихся. Однако разговор происходит в самом конце войны, когда, согласно индийскому эпосу, они уже погибли. Если бы Диоскуры не воевали вообще, тогда почему бы Елена была удивлена их отсутствием только через 9 лет войны? Или она впервые за все эти годы оккупации поднялась на стену?
1 Также Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э VI 25; Гигин. Мифы 119.