Шумерские Фивы - греческий Урук
Попробуем сначала разобраться, кто был правителем Урука (Фив) перед нападением Киша (Аргоса). Как было показано ранее, Семирамида стала Исидой и Нимрод Осирисом (Хор-Аха) через 2 года после их женитьбы, после смерти Бау-Деметры (её МЕ досталось Семирамиде) и Ишары-Серкет-Гестии (её МЕ досталось Нимроду/ Дионису и позже - Исиде), т.е. сразу после Калидонской охоты (когда Бау и её дети были убиты). Незадолго до этого Лугальбанда, которого Нимрод оставил править в Уруке, совершил самоубийство. После него, согласно Шумерскому списку царей, в Уруке стал править Думузид. Там же в Списке упоминается, что Думузид захватил царя Киша Ен-ме-барагеси. Об этом же - в шумерском мифе 'Об Инанне и Гудаме', где 'рыбак Инанны' , т.е. Думузид, который в Списке царей был назван рыбаком, остановил Гудаму (Эн-ме-барагеси).
Потом, видимо, он отпустил его, потому что позже войско Киша под руководством Ен-ме-барагеси опять штурмовало Урук. Урук в то время защищал уже Гильгамеш.
В поэме Шульги (A praise poem of Šulgi (Šulgi O) Segment A, 53-60. http://etcsl.orinst.ox.ac.uk/cgi-bin/etcsl.cgi?text=t.2.4.2.15 ) говорится о том, что Гильгамеш убил Ен-ме-барагеси, и захватил мёртвыми семь (!) его героев, т.е. всего убил 8 вождей Киша. И в греческой битве были убиты 8 вождей Аргоса (убитый Этеокл - не в счёт, потому что он был фиванским принцем).
Выходит, что нападающая сторона (Киш) с его семью мёртвыми героями представляла собой армию Аргоса. Обороняющаяся сторона (Урук) с Гильгамешем представляла фиванскую армию. После гибели семи героев Адраст обратился за помощью к Тесею убедить фиванцев отдать тела погибших. Следовательно, Тесей был покровителем Аргоса. И Забаба/Тесей действительно считался богом города Киша/Аргоса (http://umythology.net/bogi/1062.html).
Через 10 лет Фивы атаковали сыновья погибших аргосцев, которые назвали себя эпигонами, и Урук атаковал сын погибшего Ен-ме-барагеси - Ага (Агга). В легенде о Гильгамеше и Аге (http://etcsl.orinst.ox.ac.uk/section1/tr1811.htm ) рассказывается, что Гильгамеш захватил Агу и потом сразу отпустил его. И по греческой легенде все эпигоны, кроме двух героев: сыновей Адраста и Парфенопея, остались живы.
Кто же из аргосских воинов мог быть Ен-ме-барагеси? Итак, об Ен-ме-барагеси мы знаем, что:
1. Он был правителем Киша;
2. Он ранее воевал с Думузидом;
3. Он был убит правителем Урука Гильгамешем, и
4. Гильгамеш при этом остался жив;
5. Позже его сын стал предводителем войск, осадивших Урук, и остался жив.
Итак. Правителями Аргоса (см.N1) были Адраст и Амфиарай, из них только Амфиарай погиб под Фивами (см.N3). Из всех известных нам героев-аргосцев, погибших под Фивами и имевших какой-то предыдущий опыт борьбы за власть (N2), можно назвать только двоих: Амфиарая и Тидея. Однако убивший Тидея Меланип, сын Этеокла, и сам погиб от руки Тидея, а убивший Амфиарая Периклимен остался жив (N4). Следовательно, кандидатура Тидея отпадает, а кандидатура Амфиарая подтверждается вновь и вновь. Далее, именно сын Амфиарая- Алкмеон, стал вождём эпигонов и остался жив (N5).
Следовательно, совпадение персонажей шумерской (Ен-ме-барагеси и Ага) и греческой (Амфиарай и Алкмеон) легенд налицо: погибло 7 героев + Амфиарай/Ен-ме-барагеси.
Примечательно и то, что только тела Амфиарая не было среди убитых. В греческой легенде это объясняется тем, что по велению Зевса земля поглотила Амфиарая на глазах преследовавшего его Периклимена. Однако в шумерской легенде говорится, что Гильгамеш "растоптал голову царя Киша Ен-ме-барагеси". Поэтому возможно, что тела Ен-ме-барагеси/Амфиарая не было среди убитых потому, что тело его было расчленено, обезображено и уничтожено.
Кем же на самом деле был Амфиарай/ Ен-ме-барагеси? Амфиарай считался гадателем, провидцем и лекарем и ассоциировался с Асклепием. Его почитали как бога подземного мира1, его святилище было в Спарте 2 и др. городах 3. Амфиарай действительно был Асклепием- Даму-Нингижзидой, лекарем и богом подземного мира. Как будет видно на общей хронологической таблице, созданной на основании рассмотренных мифологий, Асклепий был убит как раз в это время.
Кадуцей Асклепия (трость с одной или двумя змеями на нём) и его МЕ целителя получил Гермес (Набу,Тот), который как Кадм был владельцем Фив.
Илл.: 1. Асклепий; 2.Гермес; 3.Тот на храме Сети в Абидосе.
А кем же из фиванских героев был Гильгамеш? Возможно, Креонтом - самым важным лицом после царя. Именно он после битвы решает не выдавать тел погибших героев-аргосцев. Он же правит после битвы.
Ещё интересно проследить дальнейшую судьбу героев битвы при Фивах. Нетрудно заметить, что, кроме убитых в Фивах сына Адраста Эгиалея и сына Парфенопея Промаха4, а также впавшего в безумие после убийства матери сына Амфиарая Алкмеона, все эпигоны позже участвовали в походе против Трои. Это: сын Тидея Диомед, сын Капанея Сфенел, а также сын Мекистея Евриал, сын Полиника Ферсандр и сын Амфиарая Амфилох. Также против троянцев выступили сыновья Асклепия (Амфиарая/Даму/Нингижзиды) - Подалирий и Махаон, и сыновья Тесея-Забабы: Акамант и Демофонт.
На чьей стороне во время Троянской войны были фиванцы с точностью сказать невозможно, потому что ни о ком из них, кроме одного Меона, ничего более неизвестно. Меон был одним из 50-ти фиванских воинов, напавших на Тидея. Всех их Тидей убил, но "по желанию богов" пощадил только Меона 5. Позднее сын Меона Агелай сражался на стороне троянцев и был убит Аяксом6. Сын 7 или внук Беллерофонта (Думузида), Главк, также воевал за Трою.
Войску Адраста сочувствовали Тесей (Забаба), Аполлон (Нинурта) и Афина (Инанна) 8. Сам же Адраст был пра-правнуком Крефея (Нимрода). Поэтому оба похода против Фив были организованы для укрепления позиций лагеря Нимрод-Нинурта-Мелькарт-Забаба-Инанна.
Возможно ли, что поход эпигонов против Фив был только репетицией большого похода против Трои? Почему вдруг фиванцы испугались эпигонов и решили оставить город? На этот вопрос мы сможем ответить только после рассмотрения скандинавской и кельтской мифологий. Ведь информация о случившемся была разбросана по мифам всех частей света.
1 Софокл. Электра 836--840.
2 Павсаний. Описание Эллады III 12, 5.
3 Павсаний. Описание Эллады I 34, 2; Страбон. География IX 1, 22 (стр.399); IX 2, 10 (стр.404).
4 Павсаний. Описание Эллады IX 19, 2.
5 Apollodorus, Bibliotheca, 3. 6. 5; Homer, Iliad, 4. 394.
6 Quintus Smyrnaeus, Fall of Troy, 3. 229.
7 Пиндар. Олимпийские песни XIII 60.
8 Аполлон посоветовал Адрасту выдать своих дочерей замуж за Тидея и Полиника. Позже эпигоны послали ему добычу из Фив. Тесей помог с захоронением героев.
Афина пыталась сохранить жизнь Тидею.
Поход Геракла на Элиду
Это- легенда о нападении Геракла на элидского царя Авгия, сына либо Гелиоса, либо Посейдона 1. Причины похода не ясны. Миф говорит, что Геракл собрал войско, но сам в битве не участвовал, поскольку заболел. Войско Геракла было разбито, и был смертельно ранен брат Геракла-Нинурты Ификл 2 (Забаба/Арес). Потом Геракл собрал войско опять и на этот раз разгромил армию Авгия и его сыновей, кроме одного: Филея, который принял сторону Геракла, и чей сын в Троянской войне был на стороне ахейцев.
1 Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 5, 5.
2 Павсаний. Описание Эллады VIII 14, 9.
Поход Геракла на Пилос
Это был поход Геракла-Нинурты против сына Посейдона Нелея, который до того поддерживал Авгия. Когда Геракл боролся с Нелеем, на стороне Нелея сражались Аид (Нергал 3-ий -Гелен), Посейдон (Энки), Гера 1 (Нинлил) и Арес (кем после убийства Забабы стал сын Приама Гектор). Миф не говорит, что боги погибают в сражении. Сказано только о ранениях Ареса и Геры. Арес возвращается к битве, Посейдон выходит из битвы, а о Гере больше ничего неизвестно. Поскольку в мифах никогда не говорится о смерти олимпийских богов, Гера могла быть убита именно тогда. Вмешательство 4-х богов, выступивших против Геракла, наводит на мысль о том, что данное сражение не было обычным сражением двух вождей за власть над отдельной провинцией или городом, но, как и Троянская война, было сражением коалиций богов за власть над всем миром.
1 Схолии к Гомеру. Илиада V 395 // Примечания В.Г.Боруховича в кн. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972. С.158
Поход Геракла на Лакедемон (Спарта)
После победы над Нелеем Геракл пошёл войной на его союзника - царя Лакедемона Гиппокоонта. Причина, по которой Геракл выступил против него, была в том, что Гиппокоонт сверг с престола Тиндарея - приёмного отца Диоскуров и Елены, которые по матери были правнуками Диониса-Нимрода, а их отцом Зевсом, возможно, был Зевс 3-ий -Мелькарт. Геракл востановил Тиндарея на царство. Следовательно, этот поход был организован для укрепления позиций лагеря Нимрода-Мелькарта.
В сражении были убиты Гиппокоонт со всеми своими 12 сыновьями. После битвы Геракл построил в Спарте святилище Гере, т.е. это была уже другая Гера вместо убитой в предыдущем сражении. Новая Гера уже была на стороне Геракла. Она же позже будет на стороне ахейцев против троянцев. Герой стала Инанна - мать Мелькарта.
Геракл против Трои
Илл. Геракл убивает Лаомедонта (Wiki. Museo Civico Archeologico della Valle Sabbia in Gavardo, Brescia).
За несколько десятилетий до Троянской войны Геракл (кем вначале был Нинурта, а сразу после его гибели -Мелькарт) выступил против Трои, где правил Лаомедонт (Син). Причиной тому якобы послужило то, что Лаомедонт пообещал Гераклу плату за спасение его дочери Гесионы. Однако, когда Геракл освободил девушку, Лаомедонт отказался заплатить. С Гераклом пришли Пелей (Нимрод), Теламон (брат Пелея-Нимрода), Иолай (возлюбленный Геракла) и Оикл- отец Амфиарая/Асклепия, то есть Нинурта-Геракл (в походе аргонавтов было наоборот: Гераклом был назван Нинурта, а Мелькарт был вождём Филоктетом). Оикл-Нинурта был убит в этом походе Лаомедонтом (Сином)1, поэтому Гераклом сразу стал называться Мелькарт.
Геракл (Мелькарт) убил Лаомедонта (Сина) и всех его сыновей, пощадив только Приама, а дочь Лаомедонта Гесиону он отдал замуж за Теламона. От брака Теламона и Гесионы родился Тевкр, который позже стал участником Троянской войны. Следовательно, поход Геракла против Трои состоялся, как минимум, лет за 16 до Троянской войны.
Сразу после похода Нимрод-Осирис вернулся в Египет и был убит Сетом-Приамом. Следующим большим событием была Троянская война. И в ней все аргосцы (или аргивяне), которые раньше выступали против Фив, выступили на стороне греков против Трои 2.
1 Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 6, 4; Павсаний. Описание Эллады VIII 36, 6
2 Вергилий.Энеида. I 23-24.
Мифология Скандинавии.
Основным источником мифов древней Скандинавии (сегодня территория Норвегии, Швеции, Дании, Исландии и Финляндии) являются тексты "Старшей" и "Младшей Эдды", записанные Снорри Стурлусоном в XIII в. н.э.. Здесь мы не будем останавливаться на сказках о создании мира, на великанах, появившихся из ничего, на корове, вылизывающей из камня первого человека, на мировом древе и змее и другой грандиозной чепухе, придуманной нефилимами. Наша задача: постараться определить взаимосвязь между богами Скандинавии и уже известными нам богами.
О самых первых богах Скандинавии мы узнаём, что первым был бог создатель Всеотец. Он жил во все времена и создал небесный мир, землю, небо и род человеческий. Тогда же жил великан по имени Нерви, и "была у него дочь, от рождения черная и сумрачная, по имени Ночь ... мужем ее был Деллинг, из рода асов". Их Сыном был День. "Позвал Всеотец Ночь и сына ее по имени День и дал им коней и две колесницы и послал их на небо, дабы раз в сутки объезжали они всю землю" 1. Не вызывает никаких сомнений, что речь здесь идёт о Всеотце-Энлиле, Ночи-Нингал, дочери Нерви-Энки, которая была замужем за асом (т.е. за сыном Энлила, ануннаком) Деллингом-Сином, и которая имела сына День-Уту. Ещё одна деталь: Ночь ездила на колеснице не с мужем (Сином), а с сыном (Уту), как она это делала в Египте и Сирии.
1 Младшая Эдда.Видение Гюльвы.
Потом повествование о богах прерывается, и начинается новая история о создании мира. На этот раз от появившихся ниоткуда великанов родились трое братьев, одним из которых был Один. И уже эти братья создали и небо, и землю, и людей. Ясно, что этот миф появился уже после смерти Энлила. Изменились также боги солнца и луны. В мифе рассказывается, что у человека по имени Мундильфари было двое детей, таких светлых и прекрасных, что он назвал сына Месяцем-Мани, а дочку - Солнцем-Суль. Теперь девушка правила конями, впряженными в колесницу солнца, а солнце боги сделали из языков пламени. Прекрасный юноша Мани управлял луной. Кого мы видим здесь? Это уже правление Зевса второго-Энея с его сторонниками: богиней солнца Нанайей (она же была богиней солнца Шапаш в Угарите и Ушас -в Индии), разъезжающей на завоёванном после первой битвы за Трою Солнечном диске, и молодым богом луны Ганимедом (егип.Хонсу, ставшего богом луны после смерти Сина-Лаомедонта), который как Клитий стал возлюбленным Эос-Нанайи.
Один (Радаманф,Набу,Гермес) вначале появился со своими двумя братьями - Вили и Be (согл.Младшей Эдде), или Хёнир и Лодур (согл.Старшей Эдде). Это - сыновья Нанайи (Европы). В шумерской мифологии о них нам ничего неизвестно, но в греческой их имена Сарпедон и Минос. Сарпедон во время Троянской войны сражался на стороне троянцев и был убит Патроклом 1. Минос не участвовал в Троянской войне. В скандинавских мифах о нём можно найти следующее интересное "совпадение".
В "Песне о Велунде" (в Старшей Эдде) повествуется о знаменитом мастере-кузнеце Вёлунде. Его захватил в плен король ньяров Нинуд. Он заточил его на острове и заставлял работать на себя. Но Велунд освободился от плена, улетев с острова на сделанных им крыльях.
О сыне Нанайи Миносе известно, что он держал на своём острове Крите мастера-кузнеца Дедала, заставляя его делать различную работу, включая известный лабиринт Минотавру. Дедалу надоело жить в неволе, и он улетел с острова на сделанных им крыльях.
Трудно не согласиться, что Минос и Дедал побывали в Скандинавии. Однако Минос был там не долго, поскольку ни как брат Одина, ни как Нинуд он больше в скандинавских мифах не появлялся. Исчез и Сарпедон.
1Гигин. Мифы 106
Тюр
Другим более древним богом был бог воинской доблести по имени Тюр. О нём тоже очень мало информации. Хотя он назывался сыном Одина, на самом деле он, как и другие боги, мог считаться его сыном только по старшинству в иерархии. В эддической "Песне о Хюмире" Тюр называет себя сыном великана Хюмира.
О Тюре в основном нам известно из мифа о чудовищном волке Фенрире. Сей волк якобы вырос таким сильным, что боги стали его бояться и решили посадить его на цепь. Обычные цепи не удерживали зверя, а позволить надеть на себя волшебные цепи Фенрир не соглашался до тех пор, пока в качестве залога Тюр не положил ему в пасть свою руку. Когда волк понял, что не в силах порвать узы, он откусил руку Тюру. Так Тюр стал одноруким.
На илл.: Тюр теряет свою руку. Из ирландского манускрипта XVIII в., находящегося в Королевской библиотеке Дании.
Разобраться в том, кем был Тюр, нам поможет Шумерский список царей. Там говорится, что Думузид победил однорукого Ен-мебарагеси. Ен-мебарагеси, как мы помним, был Нингижзидой (Даму, Асклепием, Амфиараем), который был убит в его втором походе против Урука-Фив, когда город защищал Гильгамеш. Значит, Тюр мог быть Нингижзидой.
Тюр-Амфиарай мог потерять руку на Калидонской охоте, в которой он принимал участие. А Калидонский вепрь мог быть волком Фенриром, внуком Ехидны-Бау. Похоже, что Волк доверял Тюру, и вепрь мог доверять Амфиараю-Нингижзиде, потому что был сыном сестры Нингижзиды по его матери Бау.
Сначала Тюр был богом справедливости и закона. "Мудрый, как Тюр, называют того, кто всех умнее", "Смелый, как Тюр, называют того, кто всех одолевает и не ведает страха..." (Младшая Эдда, Речи Высокого). Позже он вдруг оказывается неправедным судьёй. Мифологи обычно объясняют такую трансформацию образа Тюра причиной его увечья 1. Однако , зная теперь, какая борьба за власть происходила между богами, можно довольно уверенно предположить, что Нингижзида стал неугоден богам клана Приама-Энея-Нанайи, когда он перешёл на сторону Мелькарта, и потому сразу приобрёл отрицательные черты.
1Г. Бедненко. Тюр - небесный отец, стойкий воин и неправедный судья. http://pryahi.indeep.ru/nordika/tyr.html.
Один
Один сначала был одним из трёх богов создателей, но позже он стал главным богом. Многие мифологи считают, что вначале Тюр был верховным богом 1, но потом его полномочия перешли к Одину, и только тогда Один стал называться Всеотцом. Однако Всеотец (Энлил) был воином и вождём. Один, хотя и вобрал в себя эти характеристики, всё же был более мудрецом, колдуном и проводником душ павших в битве воинов в Вальхаллу, чем воином. Фактически ни та, ни другая Эдда не описывает Одина сражающимся.
Ещё Юлий Цезарь в своих записках о галльской войне 'Commentarii de bello Gallico' заметил, что рим.Меркурий (кем был греч. Гермес, шум.Набу, егип.Тот) был верховным богом древних кельтов, пантеон которых был близок скандинавскому. Он писал: 'Из богов они превыше всего почитают Меркурия. Он имеет наибольшее количество изображений, галлы считают его изобретателем всех искусств и проводником всех дорог и путей и полагают, что он имеет наибольшую силу в торговых делах и обогащении'2.
Фивы, где был убит Тюр-Амфиарай, считались городом Кадма (Набу), и, как мы видели ранее, кадуцей Нингижзиды-Асклепия (т.е. его МЕ) был присвоен Кадмом-Гермесом. Кадуцей вполне мог быть чудесным копьём Одина (Кадма-Гермеса) Гунгниром, которое всегда попадало в цель. Раньше перед началом битвы Тюр забрасывал копьё в стан противника. Потом это стал делать Один. У викингов такой обычай забрасывания копий за головы противников сохранялся долго. Археологи нашли множество копий, посвящённых Тюру. Вначале в жертву Тюру вешали людей, потом вешать стали в жертву Одину. Потому преемственность между ними очевидна3.
1Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей, 21,176. http://www.psylib.ukrweb.net/books/eliad03/txt06.htm.
2 "Записки о галльской войне", VI.16-18.
3 Arthur Cotterell. Norse Mythology. Lorenz Books, 1997.
Получив МЕ Нингижзиды, Набу-Один-Тот-Гермес стал вхож в мир мёртвых - Вальхаллу (Дуат-Аид). В Египте он помогал Анубису мумифицировать тела умерших. А на севере он сам мумифицировал голову великана Мимира.
Один изображался одноглазым. Свой глаз он якобы пожертвовал за разрешение испить из источника.Мимира, чтобы приобрести мудрость. О том, что Один-Тот потерял один глаз, есть намёк и в египетских мифах.
Так, сначала правым глазом бога Ра (Энлила) считалось солнце, а левым глазом - луна. Когда утвердился культ Гора, тогда стало принято считать правый глаз -глазом Ра (в то время это был Ра-Хоракти - Эней), а левый- глазом Гора.
Однако до этого, или в одно и то же время , левый глаз стал также считаться глазом Тота.
На илл.: животное Тота - павиан, держит его глаз перед Тотом.
Учитывая равную популярность и Гора, и Ра-Хоракти, можно предположить, что причиной, по которой глаз Тота стал луной, было не смещение власти в руки Тота, а совершенно прямая причина: Тот действительно мог потерять глаз в одном из многочисленных побоищ, устраиваемых богами. Потому он мог объявить, что он отдал свой левый глаз, чтобы его глаз стал луной. Недаром же он был богом ловкости и обмана.
Фригг
Первой женой Одина была Фригг. Одним из самых заметных её атрибутов было веретено, которое, как известно, являлось МЕ Инанны 1-Афины. К Фригг, как и к Афине, призывали для победы в войне2, но, кроме того, она покровительствовала браку и деторождению, потому не могла быть Инанной. Кто же это мог быть?
Кроме как с Инанной, Набу-Тот зачастую появлялся в дуэте со своей матерью-женой Нанайей, которая получила МЕ Артемиды после смерти Нингал и как раз покровительствовала браку, домашнему очагу и деторождению. Кроме того, как Артемида она должна была соблюдать целомудренность. Это было трудно, потому что с самого начала она также была и неразборчивой в любовных отношениях Эос. Что впрочем нашло отражение и в скандинавских мифах, где упоминается о том, что Фригг в отсутствие Одина разделяла ложе с его братьями 3 . Фригг-Эос также не ревновала Одина к его многочисленным любовницам (Ёрд, Ринд, Гуннлёд, Грид и др.), как это делала Гера-Нинхурсаг по отношению к Зевсу-Энлилу. Если Фригг была Нанайя, то откуда у неё могло появиться веретено? 4
Как было показано в предыдущей главе, Инанна могла потерять это МЕ вместе с МЕ Афродиты во время первого похода против Фив. Тогда Набу ещё был на стороне лагеря Нанайи-Приама. Таким образом, Фригг могла быть Нанайя, которая, как и Инанна, также могла быть воинственной богиней.5.
1 Шумерский миф "Энки и новый мировой порядок".
2Paul the Deacon,Historia Langobardorum. Harrison, D. & Svensson, K. (2007). Vikingaliv FДlth & HДssler, VДrnamo. p. 74
3 Старшая Эдда, Перебранка Локи, 26.
4 Здесь мы не говорим об обычных предметах. Кроме веретена, у Фригг, конечно, были другие предметы для домашнего пользования. Но веретено - это то, с чем она постоянно изображалась. Это то, что должно было остаться для истории. Это было священным МЕ, означавшим способность к предвидению, предсказанию и даже к изменению судеб).
5 В шумер. тексте "A šir-namšub to Utu" она (Шерида) зовётся "юной предводительницей битвы"
На этом поминальном камне со шведского острова Готланд (400-600 гг.) изображена та же самая Фригг. Как богиня со змеями она была известна на Крите. Поскольку после первой битвы за Трою она стала богиней- матерью Лето, она стала изображаться как богиня-мать с раздвинутыми для рождения ногами. Однако её изображения отличались от изображений беременных богиней-матерей Нинхурсаг (ниже илл.1) и Бау (илл.2 - Бау как егип. Хекат).
Нанайя в образах Ладжа Гаури (ниже на илл. слева) в Индии, как жена Шивы (Гелена), и как известная во всей западной Европе Шала-на-гиг (2 др.илл.), хоть и изображалась в позе роженицы, редко имела признаки беременности 1. Поэтому её изображения носили более сексуальный характер, нежели чем являлись символами деторождения и плодородия.
1 Jitamitra Prasada Simhadeba.Tantric Art of Orissa, p.66
На подобных этим артефактам заметен акцент на половых органах и некое пренебрежение всех остальных черт.