Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Религия как форма общественного сознания



Важное место в духовной жизни человечества занимает религия, являющаяся одной из форм общественного сознания. Однако из этого не следует, что религия существует вечно. Современная наука относит ее возникновение к эпохе позднего первобытного общества, примерно 50—40 тысяч лет назад. В этот период в обществе возникает потребность объяснить и понять явления окружающего мира и деятельность человека. Не располагая необходимыми знаниями и находясь на низком уровне экономического и социального развития, люди не могли дать научного объяснения окружающего мира и стали объяснять его, так сказать, по аналогии с собой, наделяя сверхъестественными свойствами, приписывая ему таинственные духовные силы. Вскрывая сущность религии, Ф. Энгельс писал: «...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Будучи слабым и беспомощным в борьбе с противостоящими ему силами природы, древний человек обожествлял природные явления: дождь, молнию, гром, реки, ручьи, деревья, камни и т. д. Он поклонялся отдельным предметам, стараясь задобрить их и заручиться их покровительством. Постепенно возникли представления, приписывавшие явлениям природы наличие души и воли, подобных душе и воле человека, но более грозных, таинственных и непостижимых. В классовом обществе человеку начинают противостоять не только силы природы, но еще более чуждые и беспощадные силы классовой эксплуатации. Провозглашая и освящая слабость и беспомощность человека, креплению и внедрению идеологии господствующих классов.

 61. Религия как форма общественного сознания.

Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и оно подчинено конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное сознание являлось ведущей формой общественного сознания в течение более, чем двух тысячелетий, вплоть до эпохи Просвещения. С развитием науки, философии, правосознания, морали, религия значительно уступает свои позиции. Религия не случайное явление в культуре человечества, а закономерно возникшая, исторически и социально обусловленная форма осознания человечеством окружающего мира и самого себя. Религия является отражением (хотя и фантастически) окружающей действительности, поэтому она развивается и изменяется одновременно с изменением самой жизни.

В языческих религиях реальные земные проблемы были связаны с миром природы, подавляющей человека, с проблемами его болезни и смерти. В то же время и в язычестве, и позднее в христианстве постепенно на первое место выдвигаются духовные проблемы, та же, как вопрос о сущности самого человека, о его смертности или бессмертии, о соотношении добра и зла, о совести и справедливости. Таким образом, религиозное сознание формировалось как сознание о справедливой жизни. И религиозные проблемы очень тесно переплетались с нравственными проблемами. Нет ни одного народа, который не знал бы религию, и, значит, появление и развитие религиозного сознания, независимо от конкретного смыслового содержания, связано с духовными потребностями человека. Религия (от лат.- relegio - набожность, святыня) - это мироощущение и мировоззрение и соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, это чувство зависимости по отношению к нему, которое дает надежду и опору в жизни. Как самостоятельное социальное явление религия не выделялась в первобытном обществе, но в ходе дальнейшего развития истории общества она выделялась в относительно самостоятельную сферу духовной жизни и в ее структуре обозначились названные выше элементы.

Религиозное сознание как элемент в структуре религии взаимосвязано с другими ее элементами: религиозной деятельностью, отношениями и организациями. Как форма общественного сознания религиозное сознание находится во взаимодействии с другими его формам, и прежде всего такими, как нравственное сознание, эстетическое, правовое и др. Религиозное сознание специфично. Ему присуще прежде всего вера, эмоциональность, символичность, чувственная наглядность, соединение реального содержания с иллюзиями, диалогичность (диалог с Богом),знание религиозной лексики, воображение, фантазия. Религиозное сознание основано на вере. Вера-это интегративная часть религиозного сознания. Она не нуждается в подтверждении истинности религии со стороны разума или чувств. В структуре религиозного сознания важнейшим компонентом являются религиозные чувства. Религиозные чувства - это прежде всего эмоциональное отношение верующих к признаваемому объекту(Богу), ко всему, что связано с ним: местам, действиям, связям, друг к другу, и к миру в целом. Религиозное сознание существует и функционирует в связи с религиозной лексикой, с языковым выражением, благодаря которому выражается религиозный смысл. Именно благодаря языку это сознание становится общественным, практическим и действительным.

63. Социально-этические проблемы человека в современном глобальном мире.

Этические проблемы современного мира, восходящего к глобальному обществу по «ступеням» рыночной экономики, сложны и многогранны. Это особенно ярко проявляется на рубеже тысячелетий, поскольку усложняется социально-экономическое, научно-технологическое развитие планетарной цивилизации, влекущее за собой трансформации в природно-биологической среде. Все эти сложные переплетения в совокупности формируют социально-техногенное развитие мира, на «острие» времени которого звучат вопросы о возможности гармоничного коэволюционного социоприродного развития и выработке гуманной глобальной этики. Статья посвящена социально-философскому обоснованию необходимости формирования мировой этики ответственности. В рамках узкого, социологического подхода социальная реальность и связанная с ней этика рассматриваются в контексте усложнения социальных отношений. Социально-философский подход исследует социальную эволюцию широко, во взаимосвязи с природно-биологическими и техногенными изменениями в биосфере и человеке. В действительности, становление создаваемой социумом техносферной реальности, наполненной мириадами искусственных веществ и объектов, трансформирующим образом отражается на жизнедеятельности самого общества и биосферной природы, приводит к распространению технологически измененных живых организмов и нарастанию экологического кризиса. Поэтому при формировании глобальной этики гуманного социоприродного развития необходимо учитывать интегративные взаимосвязи между социосферой, техносферой и биосферой. В статье обстоятельно показано, что логика функционирования техносферы, развиваемой в интересах рынка, направлена на подавление процессов естественной эволюции и еще большую технизацию и химизацию жизненных процессов. Анализ восприятия обществом планетарных негативных техногенных трансформаций существенно запаздывает по сравнению с темпами их изобретения. Такое «запаздывание» формирует определенные преграды для всесторонней, объективной разработки глобальной этики ответственности человечества перед природой. К этому следует добавить, что неопределенность норм под эгидой мировых либеральных ценностей, якобы доказавших свою всеобщую человечность и позитивность, на самом деле делает человека и природу уязвимыми и удобными для манипуляции со стороны транснационального бизнеса. Все это свидетельствует о том, что программу глобального коэволюционного социоприродного развития необходимо разрабатывать на этических принципах создания и поддержания благоприятных условий для саморазвития природы и безопасного формирования мировой техносферы. В совокупности принципы и мероприятия, представленные в статье, составляют основу формирования глобальной этики гармоничного развития.
 

64. Социальные последствия научно-технического развития.

Приближаясь к рубежу XX и XXI в.в. человечество подвергает анализу и переоценке многое из того, что определяло его развитие на протяжении последних десятилетий завершающегося столетия. Что должно быть взято в новый век и новое тысячелетие, а что надо отбросить, что нуждается в изменениях или переориентации ценностей. Наука и техника, научно технический прогресс, будучи величайшими достижениями современности являются наиболее конкретизированным выражением человеческого разума, а значит, вместе с ним такому испытанию подвергаются и они. Еще сравнительно недавно - всего полвека назад наука функционировала как бы с процессами, которые развивались в сфере производства, не затрагивая общественные основы жизнедеятельности людей. Несмотря на отдельные блестящие достижения естествознания, научные исследования в глазах многих оставались занятием важности которого можно было отдавать должное, но которое нельзя было в широких масштабах включать в сферу деловых интересов. Соответственно и деятельность ученых продолжала восприниматься традиционно. С этой точки зрения научно-технический прогресс принимает такие масштабы, что грозит выйти из под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе, как среде обитания человека и самому человеку. Безусловно, это вызывает тревогу всего человечества, но не должно принимать характера неотвратимой роковой силы, ибо тем самым невольно умаляется значение разумных начал, присущих самому человечеству. Современный постмодернизм получает свое воплощение в экономическом человеке как таковом, избавленном от всех «искажающих» примесей морали и культуры. Постиндустриа́льное о́бщество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. Термин «постиндустриализм» был введён в научный оборот в начале XX века учёным А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран.

65. История понятия «техника».

66. Термин «техника» восходит к древнегреческому «techne», которое, в свою очередь, происходит, по-видимому, от индоевропейского корня «tekp», означающего деревопереработку или плотницкое дело. Предполагается, что именно от данного корня было произведено известное уже Гомеру слово «tekton», которое первоначально использовалось для обозначения мастерства или искусства строителя, но затем стало употребляться в значении ремесла или искусства вообще. Помимо этих двух своих значений слово «techne» изначально имело, по мнению М. Хайдеггера, еще третье, более важное значение, которое выражало собой знание. Поэтому слово «techne» с самого начала было тесно связано, как полагает этот философ, с греческим словом «episteme» («знание»).

67. Таким образом, термин «техника» объединил в своем содержании два основных аспекта: а) орудия труда; б) совокупность навыков, умений, приемов, методов, операция и т.д., необходимых для приведения в действие орудий и успешного осуществления той или иной деятельности. Для обозначения второго из указанных аспектов нередко пользуются термином «технология». Правда, в англоязычной литературе этот последний термин употребляется для обозначения и выражения обоих упомянутых аспектов и поэтому является полным эквивалентом употребляемого в нашей литературе термина «техника».

68. Тот факт, что слово «techne» впервые было употреблено в древнегреческой литературе, не свидетельствует о том, что сама техника возникла в Древней Греции. Техника в смысле изготовления и применения орудий, фактически возникает вместе с появлением человеческого общества.

69. (Степин, В. С. Философия науки и техники : учебное пособие для вузов / М. А. Розов, В. С. Степин, В. Г. Горохов. – М. : Контакт-Альфа, 1995. – 384 с.)

70. Технические устройства и орудия повсюду окружают нас в повседневной жизни. Кроме того, в различных научных исследованиях также используются специальные технические устройства и орудия. Но все это – лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений. За всем этим лежит обширная сфера технических знаний и основанных на этих знаниях действий.

71. К сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Сам процесс применения научных знаний в инженерной практике связан не только с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. «Приложение состоит не в простом приложении наук к специальным целям, - писал немецкий инженер и ректор Берлинского политехникума А. Ридлер. – Раньше, чем делать такое приложение надо принять во внимание многочисленные условия данного случая. Трудность применения заключается в правильном отыскании действительных условий данного случая. Условно принятое положение вещей и пренебрежение отдельными данными условиями обманывают на счет настоящей действительности. Только применение ведет к полному пониманию; оно составляет высшую ступень познания, а общее научное познание составляет только предварительную ступень к нему…»[1].

72. Технические знания воплощаются не только через техническую деятельность в технических устройствах, но и в статьях, книгах, учебниках и т.д.

73. Техника относится к сфере материальной культуры. Однако материальная культура связана с духовной культурой.

74. Таким образом, техника это:

75. – совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

76. – совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования, до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

77. – совокупность технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

78.

79. (Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук : учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. В. В. Миронова. – М. : Гардарики, 2006. – 639 с.)

80. Техника - это совокупность артефактов, от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; различных видов технической деятельности по их созданию, от научно-технического исследования и проектирования до изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования; многообразных технических знаний, от специализированных репептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний. Причем к сфере техники относится не только использование, но и производство научно-технических знаний, которые воплощаются как в разного рода технических устройствах, так и в статьях, книгах, учебниках и т.д., поскольку процесс применения научных знаний в инженерной практике связан не только с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. Таким образом, современная техника и прежде всего техническое знание неразрывно связаны с развитием науки.

81.

82. Можно насчитать несколько толкований техники, поэтому, чтобы разобраться в них, следует обратиться к разграничению «технического» и «нетехнического».

83. Смысл и сущность техники в качестве средства человеческой деятельности заключаются в усилении органов и потенций человека, в том числе интеллектуальных. Мы окружены миром технического, но не в онтологическом, а в методологическом смысле. Конечно, вокруг нас разбросаны в изобилии различные артефакты - сооружения, машины, дорожные покрытия, полученные в результате вековой селекции растения и животные, наша собственная одежда, жилье и т.д., но не это определяет смысл технической цивилизации, а способы ее воспроизведения. Без постоянного повторения одних и тех же по сути процедур поиска средств достижения заранее определенных целей все эти артефакты постепенно превратятся в руины, а затем будут вообще неотличимы от природного ландшафта, не затронутого человеческой деятельностью, как погребальные курганы, предстающие перед нами творениями рук человеческих только после реконструкции археологов. Таким образом, суть «технического» заключается не в результатах технической деятельности, а в ее процедурах, не в продукте, а в способе действования.

84. Техника - это то, чему можно учить и научиться, и то, что можно многократно воспроизводить самому или другому. Кроме того, техника - это первая форма рефлексии деятельности. Для того чтобы сделать и воспроизвести однажды выполненное действие, надо продумать, осознать, каким-либо образом ее описать и сформулировать в виде предписания к конкретной деятельности.

85. В современной философии техники, особенно в связи с задачами оценки последствий научно-технического развития, ставится проблема формулировки деятельностного подхода к определению понятия «техника». При этом подчеркивается, что исходным пунктом для анализа техники должна стать не субстанциальная - артефакты, а процедурная, деятельностная сторона техники - способы, методы, т.е. «технология» деятельности, имея в виду регулярность и повторяемость действия. Тогда техника становится понятием, объемлющим не только практику технических разработок и производства артефактов, а также ее использования, но и практическую деятельность по изъятию отработавшей техники из употребления. Техника - это организованная в форме технических правил, схема деятельности, в которой центральным является отношение «цель - средство». Такое понимание техники как деятельности, причем коллективной деятельности, предполагает наличие в ней критической рефлексии, т.е. осознания ею самой собственной истории, современного состояния и перспектив развития, оценки возможных последствий и даже критики того или иного пути технического развития с точки зрения социально-политических, социально-экономических, социально-психологических, социально-экологических целей и задач современного общества. Деятельностный подход к определению сущности «технического» является наиболее репрезентативным и конструктивным, поскольку позволяет учесть не только технологические и естественнонаучные, но и социальные характеристики техники, а также инструментализировать полученные знания о научно-техническом развитии в целях выработки рационально приемлемых стратегий устойчивого развития современного общества, немыслимого без солидного технического базиса. При этом техническая деятельность понимается прежде всего как мыслительная деятельность.

86. Принцип деятельности позволяет по-новому взглянуть на природу технического и определить сущность техники, обратившись к систематическому анализу технической деятельности как предметно-орудийной и предметно-преобразовательной деятельности с учетом наработанных в философии, психологии, эргономике и других смежных с ними дисциплинах методологических средств.

87.

88. (Философия техники: история и современность [Электронный ресурс] / ред. В.М. Розин ; РАН Ин-т философии. – http :// www . philosophy . ru / iphras / library / filtech . html )

89. Зафиксируем характеристики техники, определяющие её сущность.

90. - Техника представляет собой артефакт (искусственное образование). Она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером). С точки зрения понимания техники как артефакта даже выращенная в пробирке биологическая культура является артефактом, то есть техн6икой. Однако, все поле артефактов, очевидно, нужно разделить на два больших класса – технику и знаки.

91. - Техника является «инструментом», другими словами, всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность (в силе, движении, энергии, защите и т.д.).

92. - Техника – это самостоятельный мир, реальность. Техника противопоставляется природе, искусству, всему живому, наконец, человеку. Но с техникой связывается определенный способ существования человека, в наш время – судьба цивилизации.

93. - Техника представляет собой специфически инженерный способ использования сил и энергий природы. Безусловно, данная характеристика техники, так же как и следующая, связана с современным её пониманием.

94. - Техника в современном мире неотделима от широко понимаемой технологии.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь