Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
С. Грязное. Трупы на месте погребения.
"И далее, если ученик видит (1) брошенный на месте погребения труп человека, умершего один, два или три дня назад, вздутый, посиневший и гноящийся, он сравнивает его со своим телом и думает: "Воистину, это тело, принадлежащее мне, также подвержено действию этого закона, придет в такое же состояние, в каком находится это тело, и не избежит этого". И он думает о том же, когда смотрит (2) на труп, поедаемый воронами, ястребами, грифами, собаками и шакалами и многими видами червей; (3) на сочленения костей, связанных с сухожилиями, с остатками мяса и крови на них; (4) на сочленения костей без мяса, связанных сухожилиями, запачканных кровью; (5) на сочленения костей, связанных сухожилиями, без крови и мяса; (б) на кости, не связанные сухожилиями, рассыпанные во все стороны. Здесь - кость руки, там - кость стопы, кость голени, кость бедра, таз, позвоночная кость, череп; (7) на белые кости, по цвету напоминающие скорлупу; (8) на кости, пролежавшие более года, собранные в кучу; (9) на кости, которые сгнили и превратились в прах." Это отрывок из "Сатипаттханасутты". В "Висуддхимагге" (глава IV) объект медитации классифицирован в виде десятикратной загрязненности трупов, т. е. (1) вздутый труп; (2) посиневший труп; (3) гноящийся труп; (4) изломанный труп; (5) труп, изгрызенный и искромсанный собаками, шакалами и т. п.; (6) труп, различные части которого разбросаны;(7) труп, который разрублен и разбросан; (8) труп, измазанный кровью, которая сочится из него; (9) труп, кишащий червями; (10) кости, или целиком скелет, или отдельные кости. (1) Вздутый труп, демонстрирующий ниспровержение формы тела, благотворен для того, кто испытывает физическое влечение к красивым формам. (2) Посиневший труп, демонстрирующий гибель цвета кожи, благотворен для того, кто испытывает влечение к красивой коже. (3) Гноящийся труп, демонстрирующий ужасное зловоние, исходящее от язв тела, благотворен для того, кто испытывает вожделение к ароматам тела от цветов, духов и т. п. (4) Изломанный труп, демонстрирующий то, что тело в некоторой мере пусто, благотворен для того, кто испытывает физическое влечение к полноте и крепости тела. (5) Изгрызенный труп, демонстрирующий разрушение прежде гордого контура выступов мяса, благоприятен для того, кто испытывает физическое влечение к выступам мяса в грудной или подобной ей частях тела. (6) Разбросанный труп, демонстрирующий расчлененность частей, больших и малых, благоприятен для того, кто испытывает физическое влечение к грациозному сочетанию членов. (7) Разрубленный и разбросанный труп, демонстрирующий, как может быть искажена и разрушена форма тела, благоприятен для того, кто испытывает физическое влечение к безупречному телосложению. (8) Окровавленный труп, демонстрирующий омерзительность тела, измазанного кровью, благотворен для того, кто испытывает физическое влечение к красоте, создаваемой украшениями. (9) Труп, кишащий червями, демонстрирует то, что тело принадлежит червям самых разнообразных видов (см. гл.II, п.4), благотворен для того, кто испытывает страстное чувство к собственному телу, думая о нем: "Оно - мое". (10) Скелет, демонстрирующий омерзительное состояние костей тела, благотворен для того, кто испытывает вожделения к красивым зубам. Таким образом Грязное, соотнесенное с различными видами похотливости, будет осознано десятикратно. И несмотря на то что этот объект отвратителен, в ученике возникают восторг и радость, отчасти потому, что он видит его преимущества и думает: "При таком прогрессе я несомненно приобрету свободу от старости и смерти", - и еще потому, что он покидает мучения и те препятствия, которые они влекут за собой. Он похож на мусорщика, который радуется, видя кучу хлама, "Вот теперь я получу много денег",- или он похож на больного человека, который страдает от мук, связанных с болезнью, и радуется облегчению, доставляемому употреблением рвотного или слабительного. Хотя Грязное десятикратно, оно имеет только один знак. В качестве знака всех этих десяти объектов выступает тот факт, что они нечисты, зловонны, отвратительны и омерзительны. И этот знак Грязного проявляется не только в мертвом теле, но и в живом, как в случае мудреца Махатиссы, когда он увидел зубы-кости смеющейся женщины (см. гл.II, п.3а). Живое тело, подобно мертвому также является отвратительным. Пока оно замаскировано посредством разнообразных украшений, знак отвратительности воспринимается неясно. Но по своей, природе тело - это скопление более чем 300 костей, соединенных 180 суставами, удерживаемых вместе с помощью 900 сухожилий, запачканных 900 кусками мяса, обернутых снаружи во влажную кожу, покрытых внутренней оболочкой, имеющих щели и дыры, из которых что-то сочится и капает как из кастрюли, в котором жарится сало; оно - обиталище множества червей, поле болезней, основа мучительных состояний; как застарелый вскрывшийся фурункул, оно постоянно испускает нечистоты из девяти отверстий, которые очень похожи на раны; грязь, сочащаяся из двух глаз и двух ушей, сопли из ноздрей, пища, желчь, слизь и кровь изо рта, экскременты и урина из нижних отверстий; из 99000 пор сочится нечистая жидкость в виде пота, и из-за этого около него собираются мясные мухи и т. п. Если не проявлять о нем заботы, используя зубочистку, умывая лицо, умащая маслом волосы, обмывая его, одевая и причесывая его, то даже царь, задумай он бродить по деревням в природном состоянии, с неубранными растрепанными волосами, был бы неотличим от каких-нибудь возчиков мусора или бездомных бродяг, потому что тело и у него, и у них в равной степени отвратительно. Поэтому в отношении нечистоты, зловонности, отвратительности и омерзительности нет разницы между телом царя и телом бездомного бродяги. Если с помощью зубочисток, умывания лица и т. п. удаляют нечистоту с зубов и т. п., накрывают отдельные части тела различными предметами одежды, если тело натирают хорошо пахнущими мазями самых разнообразных цветов, если его украшают цветами, драгоценностями и т. п., то ухитряются придать ему такой внешний вид, который делает переносимым обладание им в качестве "я и мое". Так как знак отвратительности, который характеризует истинную природу тела, не воспринимается и скрывается посредством всяких дополнительных украшений, поэтому мужчины восхищаются женщинами, а женщины - мужчинами. Но в действительности в теле нет ровным счетом ничего, что могло бы вызвать восхищение. ЦЕЛЬ (НИРВАНА). ВСПОМИНАНИЕ О ПОКОЕ . Формула: Если кто-то хочет развивать вспоминание о Покое, он должен в спокойном месте, в одиночестве вспоминать свойства Нирваны, которая определима как спокойно-умиротворяющая, прекращаяющая воздействие зла, со словами: "Сколько есть дхарм, обусловленных или необусловленных, спокойствию учатся как высочайшей из этих дхарм, т. е. отрезвляющей от самоопьянения, устраняющей жажду, искореняющей липнущее, останавливающей круговорот Сансары, гасящей страстные желания. Спокойствие, прекращение, Нирвана". Разъяснения: Дхармы - предметы, рассматриваемые в их самобытии, как они есть в действительности. Обусловленные или необусловленные - произведенные или непроизведенные посредством комбинации и связи условий. И здесь спокойствие не только предполагает простое отсутствие алчности, но оно должно быть достигнуто в качестве необусловленной Дхармы, которая определяется в вышеуказанной формуле как отрезвляющая от самоопьянения и т. д., вплоть до Нирваны. И так как, благодаря ей, от всех форм "опьянения", таких, как самомнение, опьянение своей мужественностью и т. д. отрезвляются, т. е. освобождаются от их яда и истребляют их, поэтому о ней говорят как об отрезвляющей от самоопьянения. И так как благодаря ей устраняется, пропадает жажда чувственных ощущений, то ее называют устраняющей жажду. И так как благодаря ей липнущее к пяти чувствам-качествам искореняется, то ее называют искореняющей липнущее. И так как благодаря ей круговорот сансарической жизни в тройном мире останавливается, то ее называют останавливающей круговорот сансары. И так как, благодаря ей, страстные желания в отношении всех вещей угасают, постепенно исчезают, прекращаются, то ее называют гасящей желания, спокойствием, прекращением. И ее называют Нирваной, потому что она оставила позади страстные желания, избавилась от них, отделилась от той страстной жажды, которая именуется соединяющей, вследствие того, что эта жажда скрепляет, связывает, сшивает беспрестанно в одообразную линию серии существований четырех форм жизни, пяти мест перерождения, семи ступеней сознательной жизни и девяти мест пребываний чувствующих существ. Другие эпитеты Нирваны. Следует вспоминать Покой, который определяется как Нирвана в виде качеств, таких, как "отрезвляющий от самоопьянения" и т. д. Кроме того, следует также вспоминать те качества Покоя, о которых учил Владыка в других сутрах. "Необусловленный он, о монахи, я хочу указать вам на него, он - истина; другой берег; то.что труднодостижимо для созерцания; нестареющий; вечный; то, что выше всего многообразия; бессмертие; блаженство; безопасность; удивительный; нестрадающий; неволнующийся; чистота; остров; прибежище; место успокоения и т. д.". Ограничение: Так же, как все шесть воспоминаний, вспоминание о Покое может быть правильно и успешно выполнено только на уровне святости (т. е. после вступления на Первый Путь). Несмотря на это мирянину следует также выполнять его, если он придает значение Покою. Результат: И монах, который посвящает много времени вспоминанию о Покое, легко засыпает, легко просыпается, спокоен в своих способностях, спокоен в своем разуме, наделен стыдом и опасается порицания, дружелюбен, погружен в возвышенные предметы, уважаем и почитаем его собратьями. Если даже он не продвигается далее, ему, по крайней мере, уже уготована счастливая судьба. ___________________ Глава III ТРАНС
ПРАКТИКА ИНТРОВЕРСИИ A. Уход из мира 1. Решительным усилием его разум должен быть приведен в самадхи. Если мысль рассеянна, мы находимся в клыках страстей. ……………………………………………………….. 2. Ничто не может отвлечь внимание человека, у которого и тело, и разум одиноки. Поэтому отрекайтесь от мира и отказывайтесь от дискурсивного мышления. ………………………………………….. 3. Жаждущие наживы и любящие этот мир люди терпят неудачу в отречении от него. Но мудрый может отказаться от этой любви посредством следующих доводов: 4. Благодаря спокойствию, соединенному с интуитивным проникновением в истину, страсти уничтожаются. Спокойствие должно быть достигнуто прежде всего, оно проистекает из равнодушия к жизненным благам. ………………………………………………………….. 5. Сами недолговечные, как можете вы в своей мимолетности обнаружить тех, кто достоин вашей любви? Тысячи перерождений пройдут без взгляда на того, кого вы так нежно любите. ………………………………………………………………………. 6. Если вы не можете видеть любимого вами, неудовлетворенность нарушает ваше самадхи. Если вы увидели его, ваше страстное желание, ненасытное, как всегда, вернется, как прежде. ……………………………………………………………….. 7. Тогда вы потеряете право на истину о Действительности; ваше падение не волнует вас более. Снедаемые печалью, вы томитесь по воссоединению с тем, кого вы нежно любите. ………………………………………………………………………….. 8. Беспокойные, подобные этим, расточают короткую жизнь много раз, снова и снова бесцельно. Вы, сбившееся с пути истинной и вечной Дхармы ради случайного друга. …………………………………………………………….. 9. Участие в жизни глупых ведет к состоянию скорби. Не участвуй в ней вы, вас будут ненавидеть; что хорошего может произойти от контакта с глупцами? ………………………………………………………….. 10. Хорошие друзья однажды внезапно разлюбят вас. Вы попытаетесь угодить им. Совершенно напрасно - мирян нелегко удовлетворить! …………………………………………………………….. 11. Совет относительно их обязанностей вызывает гнев; вашим собственным хорошим делам они мешают. Если вы игнорируете то, что они говорят, они сердятся и мрачнеют. …………………………………………………………….. 12. Высшим он завидует, с равными - в раздоре. С низшими он надменен при похвале и разгневан при порицании. Есть ли хоть капля великодушия в этих обычных глупых людях? …………………………………………………………….. 13. Самоодобрение, умаляющее других, или поощрение греховности - таковы некоторые из зол, которые неизбежно появляются там, где один глупец встречает другого. ………………………………………………………….. 14. Два зла встречаются, когда глупцы общаются друг с другом. Одиноко я буду жить, в покое и с незапятнанным разумом. ……………………………………………….. 15. Избегать должен глупцов одинокий. При встрече следует расположить их к себе доброжелательностью. Не в надежде на близость, но с тем, чтобы уберечь святость и разум. …………………………………………….. 16. Довольный действием Дхармы, я буду брать из нее, как пчела берет мед из цветка. Скрываясь и оставаясь неизвестным, подобно молодой луне, я буду жить своей жизнью. …………………………………………………… 24. Глупцы - не друзья одинокого. Так учил нас Будда. Они не могут любить, если их к этому не побуждает выгода. ………………………………………………….. 26. Деревья не проявляют надменность, и они не требуют утомительного ухаживания. Если бы я не был принужден, я не общался бы с ними, как с моими товарищами. ………………………………………………………….. 27. Если бы я не был принужден, я жил бы в пустынном святилище, под деревом или в пещере, в благородном равнодушии ко всему, никогда не обращая взгляда на то, что я покинул. ………………………………………….. 28. Если бы я не был принужден, я жил бы в просторном краю, не принадлежащем никому. И там меня, бесприютного бродягу, сопровождал бы мой собственный разум. ……………………………………………………. 29. Глиняная чаша - мое единственное богатство, одежда не искушает грабителей. Живу, свободный от страха и не заботясь о теле. …………………………………………………. 33.Одиноким рожден человек и одиноким встречает он смерть. Эта личная мука неразделима, друзья остаются верны только в пору благоденствия. ………………………………………………….. 34. Те, кто проходят через Становление, должны считать каждое воплощение не более чем короткой остановкой в их путешествии по Сансаре. ………………………………………………….. 38. Так я всегда буду стремиться к блаженному, исполненному спокойствия одиночеству, дарующему счастье и умиротворяющему все волнения. …………………………………………………….. 39.Освобожденный от всех забот, разум сосредотачивается на моем собственном духе. Я буду стремится к концентрации и упорядочиванию моего духа. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы