Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
B. Неограниченное дружелюбие
1. Прелиминарии Йогин, который хочет совершенствоваться в одном из четырех состояний Брахмы, а именно в дружелюбии, должен устранить внешние препятствия, получить объект медитации, закончить принятие пищи, рассеять следующую за ним дремоту, сесть в спокойном уединенном месте на удобное сиденье. Затем он должен начать размышлять об опасностях ненависти и о преимуществах терпимости. Для чего? В результате совершенствования в этой медитации ненависть может быть оставлена, а терпимость достигнута. Но невозможно оставить нечто, не усмотрев опасности, проистекающей из него, и нельзя достичь чего-то, не понимая преимуществ того, к чему стремишься. Поэтому опасность ненависти должна быть понята посредством таких сутр, как эта: "Друг, полные ненависти, охваченные ненавистью, с разумом, подавленном ненавистью, живут люди". А преимущества терпимости должны быть осмыслены посредством таких утверждений, как: Терпение и терпимость - высочайшая епитимья, Будды называют их высочайшей Нирваной. Выносливого в терпении, вооруженного терпением Я называю Брамином. Нет ничего лучше терпения. Поэтому ученик должен поставить себе задачей совершенствоваться в дружелюбии с тем, чтобы отделить свой разум от ненависти, в которой он усмотрел опасность, и соединить его с терпением, преимущество которого он понял. 2. Четыре типа личностей 2а. Неподходящие личности. Сначала он должен узнать о том, что есть неподходящие личности, по отношению к которым не следует развивать дружелюбия на начальной стадии медитации, или они не подходят в силу того, что по отношению к ним нельзя развивать дружелюбия вообще. На начальной стадии медитации дружелюбие не должно быть развиваемо по отношению к четырем типам личностей. К ним относятся: нелюбимые особы, чрезмерно любимые друзья, те люди, к которым медитирующий безразличен, и те, по отношению к которым он враждебно настроен. Дружелюбие не должно быть развиваемо вообще по отношению к определенной особе противоположного пола, а также по отношению к умершему человеку. Делать попытки относиться к нелюбимой особе, как к любимой, утомительно; так же трудно относиться к очень любимому другу как к безразличной особе, поскольку мы склонны проливать слезы даже в случае небольшой неприятности, с ним произошедшей; и к безразличной особе нелегко относиться так, как будто она для нас что-то значит или дорога нам; если практикующий станет думать о враждебной ему особе, то в нем может возникнуть гнев. Вожделение появится в том случае, если он станет проявлять дружелюбие по отношению к определенной особе противоположного пола. А если он станет развивать его по отношению к умершему, то не сможет достичь ни доступа, ни экстаза. 2b. Подходящий объект: Прежде всего дружелюбие должно быть развиваемо вновь и вновь по отношению к самому себе. "Пусть я стану счастливым, свободным от зла", или "Пусть я стану свободным от враждебности, свободным от несправедливости, свободным от тревоги, пусть я стану тем, кто сохраняет спокойствие!" 2с. Распространение на других. Развивая желание: "Пусть мне будет хорошо", - и используя себя в качестве очевидца происходящего, ученик затем вызывает в себе состояние того, чтобы и другие существа также стали благополучными и спокойными, т. е.: "Как я хочу быть счастливым, а не страдающим, хочу жить и не хочу умирать, так и другие существа тоже". С тем чтобы использовать себя в качестве очевидца, он должен, следовательно, прежде всего направить лучи дружелюбия на самого себя. Непосредственно после этого, с тем чтобы осуществить легкий переход, он должен подумать о своем любимом, славном, уважаемом учителе или наставнике, или о том, кто подобен ему; а также о его великодушии, о его Дружеских советах, etc., которые делают его столь дорогим и любимым, и о его моральных добродетелях, учености, etc., которые делают его столь уважаемым. И ученик должен развивать дружелюбие по отношению к нему в такой форме: "Пусть этот хороший человек станет свободным от зла", и т. п. В отношении личности такого типа ученик достигает концентрации дружелюбия всякий раз, как он этого пожелает. Но тот монах, который не довольствуется только этим и хочет уничтожить барьеры между собой и тем, кого он любит, и тем, кто ему безразличен, и тем, кто ему враждебен, должен непосредственно после этого развивать дружелюбие по отношению к очень любимой особе; затем к безразличной особе и потом к тому, кто враждебен. Во время медитации он должен, как только разум сделается податливым и гибким в отношении одного типа личности, направить его на следующий. Если в то время, когда он направляет разум на врага, в нем появится антипатия при воспоминании обид, которые ему причинил враг, он должен снова и снова совершенствоваться в культивировании дружелюбия по отношению к первым трем типам личностей. Затем, выйдя из этой медитации, он должен рассеивать антипатию, вновь и вновь чувствуя дружелюбие по отношению к последней особе, т. е. к врагу. Как только он успокоит свою антипатию в отношении враждебной особы, его разум возобновит дружелюбие также по отношению к нему, к любимой особе, к очень любимым друзьям и к безразличной особе. 3. Дружелюбие становится неограниченным а. Задача: В том случае, когда он чувствует дружелюбие снова и снова, он должен достичь беспристрастного разумного отношения к четырем персонам, т. е. к самому себе, к любимой особе, к безразличной особе и к врагу, и уничтожить преграды между ними. b. Знак. И вот что является знаком его успеха. Предположим, что он оказался в каком-то месте в обществе любимой, безразличной и враждебной особ, он сам - четвертый. Вдруг входят разбойники и говорят: "Почтенные, отдайте нам одного из монахов!" На вопрос: "Для чего?, - они отвечают: "Для того чтобы убить его, выпустить кровь из горла и принести в жертву". И если он подумает: "Надо отдать им того или этого", - значит, он не завершил "разрушения преград". И если он подумает: "Следует мне стать жертвой, а не этим трем", - это также означает, что он не завершил его. Почему? Потому что он не ищет пользы для себя, предназначая себя в жертву, а только для троих оставшихся. Но если он никого не увидит среди четверых, кого можно было бы отдать в руки разбойников, это означает, что его разум достиг в равной степени беспристрастного отношения как к себе самому, так и к трем другим, т. е. он совершил разрушение преград. c. Уровень транса В момент разрушения преград монах овладевает ментальным образом и достигает пороговой степени сосредоточения. Но если после разрушения преград он склонен продолжать развитие и культивирование ментального образа, то без особенных затруднений ему удается достичь полного сосредоточения и четырех ступеней дхьяны, следующих последовательно одна за другой. d. Каноническая формула; Посредством того или иного из четырех уровней дхьяны "он покрывает сердцем, связанным с дружелюбием, сначала первое направление, потом второе, третье, четвертое, затем он распространяет дружелюбие вверх, вниз, вокруг и всюду. И так он пребывает, узнавая себя во всем, покрывая весь мир сердцем, соединенным с дружелюбием, далеко простирающийся, ставший великим, безграничным, свободным от вражды и злобы". Эта удивительная трансформация может быть осуществлена только тем, чья мысль достигла полной сосредоточенности посредством одной из четырех дхьян. Здесь слово покрывает имеет следующий смысл: он соприкасается с объектом и переходит в него. Узнавая себя во всем: он должен идентифицировать себя со всеми, будь они низшие, обыкновенные или высшие, будь они друзья, враги, или те, кто безразличны, etc. Это означает, что он должен относиться к ним так же, как к самому себе, не устанавливая различий между собой и "другими существами". Или этот термин может означать просто "со всеми сердце одного". Далеко простирающийся, это определение имеет отношением пространству, которое покрывает сердце, связанное с дружелюбием. Ставший великим, вследствие достигнутого им высокого уровня дхьяны. Безграничный, вследствие его способности окутывать (включать в себя каждое живое существо), и потому, что его объектом является безграничное количество живых существ. е. Вариации. Только те, кто достиг полного сосредоточения, могут практиковать следующие три метода, данные в "Патисамбхиде"3: I.В этих пяти сторонах имеется недифференцированный покров дружелюбия, которое освобождает сердце, т. е.: "Пусть (1) все существа станут свободными от враждебности, несправедливости и беспокойства и сохраняют свой покой! (2) Пусть все те, кто дышат, (3) все живое, (4) все особи, (5) все те, кого полагают в качестве индивидуумов, станут свободными от враждебности, etc.!" II.В этих семи сторонах имеется особый покров дружелюбия, которое освобождает сердце, т. е.: "Пусть (1) все женщины станут свободными от враждебности, etc.! Пусть (2) все мужчины, (3) все святые, (4) все обыкновенные люди, (5) все боги, (6) все человеческие существа, (7)все те, кто находится в состоянии скорби, станут свободными от враждебности, etc.!" III.В третьих, имеется дружелюбие, которое освобождает сердце, и которое простирает покров в десяти направлениях и сторонах, т. е. (А) "Пусть все существа на (1) Востоке, (2) Западе, (3) Севере, (4) Юге, (5) Северо-Востоке, 6. Северо-Западе, (7) Юго-Западе, (8) Юго-Востоке, (9) вверху и (10) внизу станут свободными от враждебности, etc.! Пусть все те, кто дышит, все живое, все особи, все те, кто заключены в границы индивидуального существования, на (1) востоке, (...), (10) внизу станут свободными от враждебности, etc.! Пусть все мужчины, святые, обыкновенные люди, боги, смертные и проклятые, на (1) Востоке,(...) (10) внизу станут свободными от враждебности, etc.!" |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы