Сосредоточение ума на его внутреннем задерживании.
Для контроля и распространения воздуха во всей системе тела воздух вдыхают как обычно, или глубоко [несколько раз], с тем чтобы удержать его, всё равно как в вазе с содержимым. Дордже Кхадро (Ваджрадакини-тантра) описывает:
Распрстранением [воздуха] по всей системе можно очистить тело; можно очиститься от яда и лихорадки. Сохраняя воздух, словно в вазе, можно контролировать проход для чувств.
Самвородая объясняет пользу:
Кроме того, задерживая [воздух] как в вазе добьёшься полного триумфа над смертью. С постижением природы себя насыщают тело до остатка, и крепко удерживают [воздух] на подобие вазы.
Для объяснения задержки на подобие вазы, говорится, что направленный вверх и вниз поток воздуха сводится сходясь [в пупке]. Самварадая следует этому описанию:
Воздух, который восходит и нисходит должен быть сведён в одну точку [силой] концентрации, и исполнением данной йоги достигают уровня устойчивости.
Калачакра далее поясняет:
Полностью втягивая воздух через ноздри, с закрытом ртом, сильно возбуждают жизненное дыхание180 и смешивают его с нисходящей энергией, что как ясная молния. Неустанно овладевая таким объединением, через "солнце" и "луну" [две артерии], сочетают эти энергии с "огнём" [чандали] В мистическом центре [солнечное сплетение] и достигают гармоничного аромата [всех вещей]. Тогда пропадают голод и жажда и даже приходит дар бессмертия.
Необходимо знать значение четырёхкратных упражнений. Наропа поясняет:
Существует четыре [дыхательных упражнения]: втягивание, насыщение, распространение и стремительный, как стрела, вылет (darting). Без знания этих четырёх упражнений, медитаторы подвергаются риску испортить практику.
Трактаты не содержат детальных наставлений о соответствующих дыхательных упражнениях. По части сохранения концентрации, дышат, чтобы распространить воздух по системе в теле и удержать его, с тем чтобы добиться неразличающего успокоения. Как надо это делать? После того, как запрягли дыхание и очистили тело от плохого воздуха, далее принимают положения тела такие, как и раньше, и потом остаются неподвижно в этой позе с пристальным взглядом. Мягко, до конца вдыхают воздух через ноздри, без свиста, шипения или пыхтения, и затем расслабив грудь и резко вытолкнув [воздух] в брюшную полость, удерживают его так долго, пока не возникнут ощущения беспокойства. В момент, когда ощущают дискомфорт и желание выдохнуть, мягко выпускают воздух без шипения или какого-либо шума. В течение всех этих упражнений втягивания, удержания и выпускания воздуха, сохраняют нерассеянное внимание. Особенно во время задержки дыхания, бесшумно и живо сохраняют поток неразличающего состояния. Дыхательные упражнения делаются сперва повторением ритмов дыхания три, пять и семь раз и так далее, чередуя их с отдыхом. Получив достаточную сноровку, полагается увеличивать продолжительность задержки. Если ум становится беспокойным, внутри глубоко расслабляются до того момента, когда ум перестаёт быть рассеянным. Однако, если беспокойство сохраняется, можно чересчур утомиться. Тогда следует как угодно освежиться и отдохнуть. Если чувствуют головокружение или подавленность, то это из-за потери внутренней энергии. Надо принять пищу и применить методы расслабления тела [кумнье]. Вследствие контроля за внутрнней энергией может появиться пелена тупости. В таком случае медитатор должен поднять свой дух прибегнув к помощи жёсткого пристального взгляда, делающего осознавание кристально ясным. Когда появляются смутные мысли, их не следует рассматривать ни как недостаток медитации и не следует впадать в несознающую инертность. Вместо этого, надо оживлять силу внимательности, между тем как ум остаётся в готовности, но расслаблен. Все эти практики касаются стабилизации ума. Они основываются на ключевых наставлениях подготовки тех, кто приступает к внутреннему успокоению. Тем не менее, медитаторы должны, как только им позволяют силы, пытаться достичь состояния неразличающего успокоения ещё до окончания данной стадии.