Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 10 / 23 апреля, в Соборе Московских святых и Соборе Новомучеников и Исповедников Российских
Родился 3 / 16 февраля 1883 года в городе Коломне Московской губернии в семье Михаила Антоновича и Любови Пантелеимовны Вдовиных. Отец был мелким торговцем (др. вариант – возчиком). Окончил 4-х классное городское училище в Коломне. С 1904 по 1906 год служил в армии писарем. Работал продавцом в лавке, принадлежащей его брату. В 1910 году женился на дочери купца Надежде Ивановне Архиповой. Впоследствии у них родилось трое детей: Евгений (1911 г.р.), Любовь (1912 г.р., по мужу - Лозовская), Всеволод (1918 г.р.)[79]. С 1912 - владелец магазина посудно-москательных товаров. В 1918 году работал по найму агентом по снабжению в Коломенской артели кондитеров. В 1919 – 1920 годах служил в Красной Армии переписчиком в запасном батальоне на Западном фронте. По демобилизации работал конторщиком в Коломенском уездном отделе здравоохранения. С 1922 по 1928 год - староста Успенского кафедрального собора города Коломны), а в 1928 – 1929 годах после закрытия кафедрального собора - член церковного совета коломенской церкви Святой Троицы на Репне. По воспоминаниям родственников, он был хорошим семьянином, благочестивым, добрым, мягким, отзывчивым человеком. Часто брал с собой детей на службу в Успенский собор, приводил их на клирос – хотел, чтобы они пели в церковном хоре. В 1924 году стал совладельцем одной четвертой части магазина «Казаков и Вдовины», занимавшегося торговлей деревянными изделиями и посудой. Несмотря на незначительность собственных средств, в 1926 году[80] как торговец, был лишен избирательных прав. С 1927 года стал изготовлять и продавать сита и решета. В 1930 году пришлось оставить кустарный промысел и поступить на работу в государственную организацию. С 1931 года - рабочий лесопильного цеха Коломенского завода. С 1932 - паковщик цветного металлолома. 15 апреля 1935 года власти Коломны приказали всем лишенцам в десятидневный срок выехать за пределы Коломенского района, и с 25 апреля поселился в городе Озеры Московской области. Он начал усиленно добиваться отмены несправедливого решения, и 9 марта 1936 года ВЦИК удовлетворил его ходатайство, и он вернулся домой. С 1935 по 1937 год работал агентом по снабжению при Озерском райпромкомбинате Московской области. Арестован 22 августа 1937 года. На допросе в коломенской тюрьме следователь предъявил ему обвинение в недовольстве советской властью, с чем арестованный не согласился. На следующий день следователь обвинил Дмитрия Михайловича в агитации против советской власти. – Ну, скажите тогда, когда и где были случаи такой агитации? – спросил подследственный следователя. – Ну как где? Ну, возможно, что и в Москве. Вы ведь снабженец – вероятно, будучи по делу в Москве, могли агитировать. Дмитрий Михайлович, однако, запротестовал, услышав такие надуманные обвинения. Через два дня ночью следователь снова вызвал его на допрос: – Дайте показания о вашей церковной деятельности! – потребовал он от обвиняемого. – В 1928-1929 годах я состоял членом церковного совета. С 1929 года членом церковного совета я не состою, но остался приверженцем тихоновской ориентации до сегодняшнего дня. – Вы арестованы как участник контрреволюционной церковно-монархической организации. Вы признаете это? – Категорически отрицаю. – Вы лжете перед следствием. Следствие располагает данными, изобличающими вас в участии в контрреволюции. Требуем от вас правдивого показания. – Вторично утверждаю, что я членом контрреволюционной церковно-монархической организации никогда не состоял. – Предлагаем вам прекратить запирательство и приступить к исчерпывающим показаниям о вашей контрреволюционной деятельности. – Я еще раз утверждаю, что никакой контрреволюционной деятельности никогда и нигде не проводил. 28 августа следователь устроил очную ставку со священником Стефаном Можаевым, который на допросах оговорил себя, Дмитрия Вдовина и многих священнослужителей. На очной ставке он подтвердил, что весной 1937 года якобы завербовал Вдовина в контрреволюционную организацию. - Обвиняемый Вдовин, вы подтверждаете показания Можаева Степана Сергеевича? - Показания Можаева я категорически отрицаю, так как я никогда ему согласия в участии в контрреволюционной организации не давал. При этом Дмитрий Михайлович заметил лжесвидетелю, что как же это он так делает, или умирать не думает, на что тот сказал, что если бы Дмитрий Михайлович был на его месте, то поступил бы точно так же.
По окончании допросов в Коломне 1 сентября 1937 года был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве, где следователь снова потребовал от него показаний о контрреволюционной деятельности, на что получил такой ответ: «Я ни в какой контрреволюционной организации не состоял и виновным себя в этом не признаю»[81]. 9 октября 1937 года тройка НКВД приговорила Дмитрия Вдовина к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Бамлаг, куда прибыл 16 ноября. Первое время работал на лесоповале. В феврале 1938 году из-за флегмоны (гнойное воспаление) ног был помещен в сангородок. В октябре в связи с поражением левой ноги и потерей трудоспособности его актировали как инвалида, и лагерное начальство назначило его экономистом в центральные мастерские при строительстве железной дороги. 30 января 1939 года он сообщил родным, что находится в Дальне-Восточном крае[82] на станции Известковая в поселке Кульдур и работает в 53 колонне в пошивочной мастерской. 21 декабря 1939 года Дмитрий Михайлович написал родным: «…Благодарю за заботу обо мне и о моем здоровье, я чувствую себя пока хорошо для моего возраста… Хожу… уже без костылей, но с клюкой, то есть с палочкой. Ты пишешь, что я о ногах пишу скупо, – нет, я не скуплюсь, но не хотел бы писать о плохом, хотя и хорошего-то нет; вот скоро будет двадцать пять месяцев, как я выбыл от вас, и сколько еще пройдет, кто знает…». 23 января 1940 года он написал супруге: «Ты пишешь и просишь не поддаваться унынию. Напрасно ты это думаешь. Я сам отлично знаю, что тоской и печалью делу не поможешь, и я чувствую себя очень хорошо – духом бодр, хотя отчасти плоть немощна, но для моего возраста и того достаточно, что имею, то есть здоровья, и тем более, где я нахожусь, сама обстановка не дает повод к большому унынию, – конечно, не дома, сама должна понять, но все-таки коллектив людей на нашей колонне очень хороший – начальствующие люди симпатичные, ко мне относятся как те, так и другие очень внимательно, даже подчас думается, как будто бы я этого и недостоин, поэтому и нет основания очень-то убиваться; напрасно ты так думаешь и судишь по какой-то фразе из письма –
конечно, не дома, ясно и понятно… Я вам писал даже не один раз, что посылок не шлите, также и денег: расходы большие, а нужды большой нет, – я обхожусь, а у вас без того расходы, тем более это дело связано с такими неудобствами по дальности. Читая строки твоего письма, я очень-очень рад за вас, что у детей наших дружба – это самая лучшая черта в жизни, и желаю им также и в дальнейшем держаться ближе к дружбе, зная, что дружная семья веселее переживает радости и легче переживает неприятности…» 26 января Дмитрий Михайлович отправил заявление Верховному прокурору РСФСР, прося пересмотреть дело и освободить его из лагеря, но получил на это стандартный для тех лет ответ, что оснований для пересмотра дела нет. В феврале 1940 г. жена Дмитрия Михайловича обратилась в НКВД с просьбой пересмотреть его дело. А 5 сентября 1940 года и сам Дмитрий Михайлович обратился к руководству НКВД с заявлением, в котором писал: «…Считаю предъявленные мне обвинения… голословными и ни на чем не основанными и ничем не доказанными… Я обращаюсь к Вам с просьбой поручить затребовать дело о моем аресте и постановление тройки опротестовать на предмет его отмены и освобождения меня от дальнейшего заключения»[83]. Оба заявления, однако, остались без последствий. Последнее письмо, полученное от Дмитрия Михайловича, было отправлено им 28 мая 1941 года. Условия жизни заключенных с началом войны значительно ухудшились. Скончался 23 апреля[84] 1942 года в Средне-Бельском исправительно-трудовом лагере Амурской области от туберкулеза легких. Погребен в безвестной могиле. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 7 октября 2002 года для общецерковного почитания[85]. Литература и архивные материалы
Использованные материалы
События дня. Утреня. Накануне в Свято-Успенском соборе совершалась утреня тем же великопостными чином с теми же особенностями, что и накануне. Службу совершал о.Димитрий Осипов при пении бокового хора. Евангелие (от Матфея): 1Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: 2Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего 3и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. 4Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. 5Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; 6прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. 7Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их. 8Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; 9итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. 10И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. 11Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, 12и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. 13Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; 14ибо много званых, а мало избранных. 15 Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. 16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; 17итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? 18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? 19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий[86]. 20 И говорит им: чье это изображение и надпись? 21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. 22 Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли. 23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: 24Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; 25было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; 26подобно и второй, и третий, даже до седьмого; 27после же всех умерла и жена; 28итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. 29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, 30ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. 31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: 32Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. 33 И, слыша, народ дивился учению Его. 34 А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. 35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: 36Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38сия есть первая и наибольшая заповедь; 39вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. 41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. 43 Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? 46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его. Глава 23. 1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим 2и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; 3итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: 4связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; 5все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища[87] свои и увеличивают воскрилия одежд своих; 6также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! 8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; 9и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; 10и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. 11 Больший из вас да будет вам слуга: 12ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. 13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете. 14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем бо́льшее осуждение. 15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. 16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. 17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? 18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. 19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? 20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; 21и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; 22и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем. 23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. 24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! 25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. 26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. 27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; 28так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. 29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, 30и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; 31таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; 32дополняйте же меру отцов ваших. 33 Змии, порождения ехиднины[88]! как убежите вы от осуждения в геенну? 34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; 35да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. 36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей. 37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! 38 Се, оставляется вам дом ваш пуст. 39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне! Господь, обличая фарисеев и прочих иудейских вождей, говорит притчу о брачном пире. Те, озлобленные критикой, пытаются поймать его на слове, но ничего не получается. Не получается поймать Христа и на почве больного для евреев вопроса о подати Риму. Им казалось, что эта уловка беспроигрышна: если бы Он сказал, что давать подати Риму не следует (ведь иудеи ненавидели захватчиков), то фарисеи, эксплуатирующие народную ненависть к завоевателям, спокойно могли предать Христа этой самой римской власти. Если же Он скажет, что подати следует подавать, то они могли сказать об этом народу, что могло дискредитировать Его в глазах людей. Но Он разбивает их замыслы, обратив их внимание на то, что подати платить предлагается монетами, отчеканенными этим самым Римом, а значит, логично, что выпущенное Римом и принадлежащее ему, Риму следует и отдавать. Против этого они ничего не могут сказать. Таким образом, повиновение власти и исполнение каких-либо обязанностей перед светскими властями не может отдалить человека от Бога. Исполнять не следует лишь те распоряжения власти, в которых она бы прямо велела отрекаться от Бога или призывала к греху. Но если она этого не делает, то повиновение любой власти вменяется христианину в обязанность. Об этом пишет и апостол Павел: «Всякая власть от Бога, и нет власти не от Бога. Всякий же, противящийся Богу, противится Божию установлению. Хочешь ли не бояться власти? Избегай злого и делай доброе, и получишь награду от нее, ибо не напрасно носит меч свой….». Следующими к нему приходят саддукеи, отрицавшие воскресение мертвых в последний день. Здесь они задают Христу вопрос в виде притчи. В нем фигурирует ветхозаветное правило, велящее в случаях, когда один из братьев, женившись, умер бездетным, взять его жену и восполнить недочет брата (в Новом Завете такая практика запрещена и приравнена к кровосмешению). Однако, правило это они довели до абсурда, так что их вопрос был с подвохом, ведь в воскресение мертвых они не верили. Но Господь уличает их в незнании Писания и силы Божией, поскольку если Бог из ничего создал мир, то восстановить тело человека, вернув в него душу его, для Бога нет ничего сложного. Да и сам Бог, говоря о себе «Я Бог Авраама, и Бог Исаака и Бог Иакова», говорил не о мертвых, ведь живы души этих людей. Против этого они не могли ничего ответить. Вдобавок, Господь говорит о том, что в Царстве небесном не будут действовать все эти земные правила. «Нет уже ни иудея, ни эллина, нет ни раба, ни свободного, нет ни мужского пола, ни женского» - эти слова апостола Павла в полной мере будут относиться к жизни будущего века, когда все чада Божии будут друг другу братьями и у них будет лишь один отец – Бог. Именно так построено Ангельское воинство. К этому призваны и люди. Великое дело – брак, и в браке возможно спасение. Вступающие в брак получают великое благословение Божие. Однако… брак – это установление для этой, земной жизни. А по смерти не факт, что супруги встретятся снова. На Страшном Суде, они, может быть, увидят друг друга. Однако, посмертная участь их может быть совершенно разной. В Царствии же Небесном уже не будет супругов, но лишь братья и сестры о Господе. Так, Господь показал абсурдность таких сравнений, основой которых является взгляд на Царство небесное, как на что-то, подобное жизни земной (что очень характерно для язычников). Жизнь будущего века – это нечто другое, чем все то, к чему мы привыкли. Впрочем, тот, кто построил его уже на земле, тот без проблем войдет и в ту, будущую жизнь. И всем известно о том, что есть люди, которые стремятся уже здесь, на земле, жизнь свою построить по типу жизни будущего века, жить «как Ангелы Божии на небесех», дабы были лишь они – братья во Христе, да их единственный отец – Бог. Речь, конечно же, идет о монашестве, которое часто именуется «ангельским образом». Вдобавок, монахи, помимо среды и пятницы, постятся и в понедельник, поскольку понедельник посвящен Небесным силам бесплотным, а монах призван уподобиться Ангелам. Не все одолевают этот путь, но одолевшие его и достойно достигшие конца получают великую славу и благодать. Поэтому никто никого не принуждает к этому пути, но лишь говорится о благодатности этого пути… Итак, Господь разбивает все их попытки строить козни, а затем сам приводит их в молчании вопросом о том, кто же есть Христос. В конце же Он произносит грозное обличение против них. Ключевые здесь слова: «лицемеры», то есть, намеренно придающие себе благочестивый вид ради похвал людей, а также – «комара отцеживающие и верблюда поглощающие». Последнее – самое главное, ведь исполняя во всех мелочах внешние правила Закона, они совершенно оставили внутреннюю духовную работу, работу по воспитанию своей души – само главное в жизни верующего человека. Соблюдать любые, самые суровые правила, легче, чем возделывать поле души своей, а потому соблазн уклонения в обрядоверие, в фарисейство, очень велик и сегодня. В истории неоднократно были времена, когда приверженность букве правил при забвении внутреннего духа Писания приводила к расколам и нестроения. Так, в Русской Церкви попытки исправить накопившиеся за века ошибки в богослужебных и иных книгах привела к страшнейшему расколу, последствия которого не уврачеваны до сих пор. Тысячи людей ради приверженности внешним атрибутам, внешним правилам, не побоялись отпасть от Бога, от церковной полноты, поскольку представления о благочестии у них были извращены тем самым фарисейским духом. Что говорить? Любое извращение духа писания приводит к тому, что человек поворачивается спиной к Богу. Именно поэтому так часто эти обличения Христа против иудейских вождей звучат в течение года. Особенно подробно он цитируются сейчас, на Страстной седмице, когда вспоминаются страдания Христа, ведь эти обличения так сильно уязвляли гордых наставников еврейского народа, что они ради прекращения этих обличений пошли на убийство (иначе их деяние и не назовешь)…. Особенностью этой службы является то, что на ней читается даже не трипеснец, а двупеснец, включающий в себя лишь две песни. В остальном она прошла абсолютно так же, как и утреня понедельника. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы