Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 9 / 22 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской



Родился в 1882 году в селе Ивачево Зарайского уезда в семье крестьянина.

Гавриил был холост. Он помогал священнику в храме и исполнял при церкви обязанности сторожа. Иногда он пел на клиросе в Захариино-Елизаветинской церкви села Горетове, отчего некоторые думали, что он служит псаломщиком.

В 1925-1926 годы жил в селе Городец Коломенского района, и помогал священнику Никольского храма.

В 1928 году он был лишен избирательных прав, в 1932 году арестован и осужден на три года за несдачу хлебозаготовок государству. Все его имущество, включая дом и надворные постройки, было конфисковано, так что он в буквальном смысле остался без крова.

По возвращении из заключения поселился в селе Сушково Коломенского района (ныне в составе г. Луховицы) и стал помогать служившему здесь в Казанском храме священнику Сергию Любомудрову.

7 сентября 1938 года был арестован и обвинен в распространении контрреволюционной клеветы. В тот же день следователь предъявил ему обвинения в ведении среди пассажиров в июне 1937 г. на станции Сушково, а также среди колхозников в ноябре 1937 г. разговоров о скорой гибели советской власти.

Гавриил Харитонович не признал себя виновным, тогда были вызваны «свидетели», некоторые из которых служили негласными сотрудниками НКВД; они и подтвердили свои письменные доносы. После этого мученик вновь был допрошен, но опять не подтвердил показаний лжесвидетелей. Тогда ему были устроены с ними очные ставки, но и тогда он проявил стойкость и мужество.

2 октября 1938 года следствие было завершено; в обвинительном заключении говорилось, что «допрошенный по делу в качестве обвиняемого Фомин Г. X. виновным себя не признал, но достаточно изобличается тремя свидетельскими показаниями и тремя очными ставками».

После окончания следствия Гавриил Харитонович содержался в Таганской тюрьме в Москве. 25 апреля 1939 года его освидетельствовал врач и установил, что он болен туберкулезом правого голеностопного сустава, что оставляло ему мало шансов пережить заключение.

Почти год мученик пробыл в тюрьме - не приговоренный и не оправданный, пока власти перестраивали систему «троек» и снова вводили судебные слушания, проходившие в том же закрытом режиме, что и заседания троек. Только 16 августа 1939 года, наконец, состоялись слушания по его делу. На суде Гавриил Харитонович сказал: «Я в церкви был сторожем, и были случаи, пел на клиросе. Виновным себя не признаю, потому что никаких контрреволюционных действий никогда не производил. Со свидетелями, которые вызваны по моему делу, - я их не знаю и в ссорах никогда с ними не состоял, и те разговоры, которые указаны в обвинительном заключении, я никогда нигде не разглашал. Псаломщиком я никогда в церкви не состоял, а наговорили свидетели, потому что были случаи, я пел на клиросе, потому они и думают, что я псаломщик».

В тот же день суд приговорил его к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и трем годам «поражения в гражданских правах».

Скончался 22 апреля 1942 года в Унженском лагере НКВД и был погребен в безвестной могиле.

Его имя внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода от 21 августа 2007 г.

Использованные материалы

  • Жизнеописание на сайте Коломенского церковного округа
    • http://kolomna-hram.ru/muchenik_gavriil_fomin
  • Православная энциклопедия, электронная версия
    • http://www.pravenc.ru/text/1616194.html

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где службу совершал о.Димитрий Осипов при пении верхнего хора. Сперва была отслужена вечерня, построенная, как и все таковые в период Великого поста. Начинается она. как праздничная, воскресная. Правда, с окончанием Святой Четыредесятницы прекращается возглашением на этих службах великих прокимнов, а потому, по Уставу, она должна совершаться без входа. Однако, по сложившейся в соборе традиции, вход на службе все-таки совершается. Затем чтец читает «Сподоби Господи вечер сей без греха сохранитися нам…». После этого уже начинается великопостный чин, с постовым распевом…. После этого, уже традиционно – чтения «Ныне отпущаеши…» и Трисвятого по «Отче наш…». Хор уже традиционно поет тропари с земными поклонами[64]. Вместо ектении читающий традиционно читает «Господи помилуй» 40 раз и прочее. В конце, разумеется, читается молитва преподобного Ефрема Сирина.

Сразу же начинается великопостная утреня. Отличается она тем, что вместо Троичных тропарей, которые частью читаются, частью поются, после «Аллилуиа» поется удивительный по красоте и глубине содержания тропарь: Се, Жених грядет в полунощи,/ и блажен раб, егоже обрящет бдяща,/ недостоин же паки, егоже обрящет унывающа./ Блюди убо, душе моя,/ не сном отяготися,/ да не смерти предана будеши,/ и Царствия вне затворишися,/ но воспряни зовущи:// Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Он же будет петься и во вторник, и в среду. Из трех кафизм, положенных для чтения на этой службе, была прочитана лишь одна. Отличием этой службы является то, что на ней, как и на всех службах Страстной седмицы, читается Евангелие. Отныне оно будет читаться на утрене, вечерне и даже на часах положено читать Его. Будет читаться и на Литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой в эти три дня.

Итак, Евангелие на утрени (от Матфея): 1И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, 2сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; 3и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.

4Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: 5Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.

6Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: 7привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.

8Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; 9народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна* Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

10И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?

11Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.

12И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы

меновщиков и скамьи продающих голубей, 13и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

15Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! - вознегодовали 16и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?

17И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; 19и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет; 22и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите.

23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; 25крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?

26 а если сказать: от человеков,- боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.

27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

28 А ка́к вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.

29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.

30 И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.

31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, 32ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; 44и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

45И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, 46и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

Господь проклинает бесплодную смоковницу. Некоторым это действие кажется бессмысленным, ведь время плодов еще не пришло, а потому проклинать дерево из-за их отсутствия кажется бессмысленным. Однако отмечается, что на нем не было не только плодов, но даже завязи, а лишь одни листья. Потому Господь проклинает дерево, так что оно засыхает. Господь проявляет свое Божественно могущество, а ученикам дает наставление о вере. Их вера слаба, потому Господь говорит им это, уча не простой вере в существование Бога, в которой нет ничего хитрого, но доверию Богу, подобному тому, как дитя доверяет матери или отцу, не допуская мысли, что те могут замышлять зло (впрочем, у детей бывает и такое, но это скорей отклонение от нормы, чем норма). Такая вера – действительно является редкостью. Апостолы обрели такую веру лишь по Сошествии на них Духа Божия. Мы тоже должны понимать, что сами мы слабы, но лишь с помощью Божией можем обрести такую веру. Путь же к этому лежит через труд над собой. Конечно, на практике мы не всегда получаем просимое, но это происходит из-за того, что мы не всегда понимаем, чего просим. Часто исполнение наших желаний обернулось бы для нас большим злом, хоть для человека, не могущего видеть будущее, это не очевидно. Но Бог видит все, а потому ограждает нас от зла. Понимание того, что Бог не дает нам то, что для нас вредно – тоже дело веры и тоже полезно... Однако проклятие бесплодной смоковницы имеет и другой смысл – душа, не приносящая доброго плода, но порождающая одни лишь греховные мысли и дела, не стяжавшая в себе Царства Божия уже на земле, не войдет в него и в будущей жизни. Бог изымает человека из этой жизни, когда видит, что лучше, чем есть, человеку уже не бывать, а будет только хуже. Поэтому, Писание призывает нас с вами, пока есть возможность, возделывать поле своей души, дабы она не порождала одно зло, но метаемое в нее семя Слова Божия прорастало в ней, принося плоды, преображая эту душу и делая ее достойной Царства Божия. В одном из толкований этой смоковнице уподобляются иудеи, не принявшие Христа, а также их вожди, не являвшие подлинной духовной жизни, а лишь одни внешние дела, исполнение внешних обрядов. И потому здесь приведен и разговор Христа с фарисеями. Они придираются, дескать, по какому праву Он делает все свои дела (совершает чудеса, а главное – по какому праву Он берет на себя дерзновение изгонять из храма торгующих, да еще укорять иудейское священство, превратившее Дом Божий в вертеп разбойников). Но Господь задает вопрос об Иоанне Крестителе и… выясняется, что они не могут ответить. Они привыкли лицемерить, носить маски благочестия, притворяться пред народом. Поэтому они боятся сказать то, что они не признают Иоанна пророком, а поэтому просто говорят «не знаем». Так мнение людей о них сделалось для них важнейшей ценностью. Похвалы услаждают горделивую душу. Эта гордость расцвела в них пышным цветом. А если похвалы людей становятся для человека важнейшей ценностью, и они занимают все его мысли, то он превращается в актера, играющего роль, надевая маски, дабы понравиться публике. И здесь Господь обнажает их лицемерие. Солгать пред народом, значит, оказаться в глупом положении, ведь Христос знал, что они не признавали Иоанна, а сказать правду – значит восстановить против себя народ. А потому они просто промолчали. Отвечать им на вопрос их было бессмысленно, а потому и Господь не сказал им, а лишь обличив их, сказав притчу о злых виноградарях. Народ иудейский уподобляли винограднику еще пророки (слова, которые произносит архиерей на литургии: «Призри с небесе Боже и виждь и посети виноград сей и утверди и, егоже насади десница Твоя!» - тоже оттуда). «Воспою Возлюбленному Моему песнь Возлюбленного Моего. У Возлюбленного Моего был виноградник, он насадил его, выкопал точило, построил башню и удалился…» - Читаем мы у пророка Исаии… Но далее речь идет несколько о другом: «Я рассчитывал, что виноградник Мой принесет мне добрые плоды, а он принес мне дикие ягоды….». Но здесь Господь обличает виноградарей, поставленных над сим виноградом. Под виноградарями Он разумеет вождей иудейских, а под слугами хозяина дома - пророков, которых Бог посылал для вразумления своего народа, дабы он приносил плоды Богу, а не удерживал их себе. А здесь именно так и происходило – фарисейская группировка мнимых праведников заботилась, преимущественно о собственном возвеличивании, так что плоды она забирала себя. Закон они исполняли формально, внешне, не заботясь о внутреннем содержании души, даже не заглядывая туда, а соответственно, тот же принцип духовной жизни проповедовали и другим, в то же время, они любили ощущать почитание народа, заботясь о нем. И в конце Бог посылает Сына Своего, но те не желают делиться плодами, подчас сознавая, что делают, распинают Христа на Кресте. Это Господь предрекает, предупреждая о том, что такая жизнь кончится тем, что виноградник Божий будет передан другим делателям, которые будут давать плоды Богу. Этими делателями и стали апостолы и их преемники – епископы и священники. Но приносит ли каждый плоды Богу, добрые ли плоды приносит или «дикие ягоды» - горькие и малосъедобные? О новых делателях вряд ли стоит мне писать – об этом на епархиальных собраниях епископы и без меня много говорят, увещевая священников приводить людей к Богу, а не к себе, не устраивать в Церкви секты. Для нас с вами важнее – приносим ли плоды мы сами, мы, нареченные в притче виноградом. «2Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. 3Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. 4Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. 5Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.» - Так говорит Господь апостолам в дни перед страданиями Своими. Это касается и нас. Виноград поливается и подкармливается и одним из средств питания нашего винограда является Слово Божие. Но услышав слово веры, стремится ли человек приносить плод, либо приносит одну массу листьев, заботясь лишь о земном, игнорируя небесное? Без единения с Богом спастись человек не может, ибо если в нем не живет Дух Божий, то поселяется в нем иной дух, имеющий совсем иные цели….

Вместо канона на утрене читается так называемый трипеснец, включающий в себя, вместо, девяти, лишь три песни. Посвящен он исключительно Крестному пути Христа. После его окончанию поется светилен, также удивительный по красоте и глубине смысла, заставляющий задуматься о собственной душе: Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя.

Далее утреня не отличается от обычной великопостной. Лишь после хвалитных псалмов в службу включаются стихиры, подобно тому, как бывает, когда на будние дни поста выпадают полиелейные праздники и подобно тому, как бывает при завершении всенощного бдения на праздник Благовещения в таких случаях. На практике из 8 – 9 были пропеты всего две…

По окончании службы о.Димитрий напомнил всем расписание дальнейших служб. После этого он выходил освящать ветки верб пришедших в храм «захожан».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь